Казачьи игрушки своими руками

Обновлено: 10.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Приобщение дошкольников к истокам, традициям и быту казаков посредством реализации проекта «Игрушки казачат»

Гринченко Галина Васильевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 18 «Счастливое детство» муниципального образования Тбилисский район

С февраля 2020 года наш детский сад № 18 «Счастливое детство» осуществляет сетевое взаимодействие на базе инновационной площадки по теме «Традиции и обычаи кубанской семьи – как фактор формирования социальных навыков у школьников в рамках сетевого взаимодействия разноплановых образовательных организаций в условиях муниципального образования» с СОШ № 4 имени героя Советского Союза Е.Д.Волкова и Центром дополнительного образования детей «Казачок». Это подразумевает, что наш детский сад должен играть важную роль в становлении будущих школьников истинными казачатами, потому что именно в дошкольном возрасте начинает зарождаться и укореняться в детях дух патриотизма.

Воспитатели нашего детского сада активно реализовывают проекты, разрабатывают дидактические пособия, организовывают мероприятия, благодаря которым воспитанники с удовольствием познают традиции и быт казаков.

Мои воспитанники средней группы «Звёздочки» - им по четыре года. Ранее, когда ребята были младше, мной проводилось я проводила ряд развлекательно-ознакомительных мероприятий приуроченных к казачьим праздникам, на которых в игровой форме знакомила детей с обычаями казаков. В средней группе я решила, что пора с моими детьми реализовать познавательный проект и этот проект должен заинтересовать их и укоренить в них желание к познанию большего.

Что же интересно детям четырех лет? Конечно, в первую очередь их интересуют игры и игрушки. С их помощью дети познают мир. Именно поэтому тема моего проекта «Игрушки казачат».

Игрушки у детей появились с тех давних времен, когда произошло разделение труда и дети были признаны исторически сложившейся общностью и у человека возникла необходимость занять чем-то ребенка, а так же обучить и подготовить к взрослой жизни. И с тех времен игрушка стала спутником ребенка с самого рождения. Каждая игрушка имела свое предназначение: научить чему-либо и воспитать какое-либо качество.

В казачьих станицах Кубани мальчиков с раннего детства готовили к будущей воинской службе, а девочек посвящать себя семейной жизни. Это отражает характер игрушек, которые развивали в мальчиках проворство, смелость, отвагу, а в девочках качества хорошей хозяйки, матери.

Краснодарский край многонациональный, поэтому переплелись на кубанской земле обычаи, традиции и обряды народов издавна поселившихся здесь. Это сыграло немаловажную роль в истории игрушек казачат.

Цель моего проекта: формирование чувства патриотизма с помощью знакомства с разнообразием казачьих игрушек и выявления их связи с бытом и обычаями казачьей семьи.

Были поставлены задачи: привить интерес к познанию истории родного края и возрождению лучших традиций семейного воспитания казаков.

На подготовительном этапе проекта я занималась разбором и изучением источников и методической литературы, взаимодействовала с родителями, выяснив возможность их участия в данном проекте, подготовкой презентации, дидактических пособий и мероприятий, определением содержания и длительности проекта.

В ходе беседы с родителями мною была раскрыта актуальность темы данного проекта. Игрушка с самого рождения побуждает малыша к развитию познавательных интересов и к размышлению. Играя со своей игрушкой, ребенок воспроизводит и переживает многие события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Каждая казачья игрушка несла свое предназначение и воспитывала определенные качества в детях: смелость, сноровку, выносливость – у мальчиков; доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие – у девочек. Особое внимание уделялось тому, чтобы научить казачат уважению к старшим. В наше время очень актуально воспитывать эти качества в детях посредством знакомства с казачьими игрушками и применением их в повседневной игре детей.

Родителям была дана ссылка на онлайн-сборник казачьих сказок и рекомендовано читать эти сказки детям дома, потому что в них очень ярко отражены быт и традиции казаков, знакомство с которыми – наша цель.

Многие семьи вызвались помочь в оформлении казачьего мини-музея детского сада, подарив элементы и предметы казачьего быта.

Благодаря тесному сотрудничеству с родителями, стало возможным более глубоко погрузить детей в истоки региональной культуры, пробудить в них потребность в познании традиций и национальных особенностей родного края, что неизменно влечет за собой воспитание патриотизма.

Основной этап проекта реализовывался по плану мероприятий в течении одной недели.

Была организована экскурсия детей в казачий мини-музей детского сада, где они смогли увидеть, потрогать предметы казачьего быта и услышали рассказ о предназначении в жизни казаков каждого экспоната.

Почему именно это мероприятие было первым в списке? Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере воспитания детей, которая создает условия погружения ребенка в специально организованную среду. Это позволяет детям более тесно взаимодействовать с культурой и окружающим миром, приобщить к традициям казачьего общества и семьи, формировать познавательный интерес и действия ребенка через включение его в различные виды деятельности. После экскурсии значительно возрос интерес детей к познанию истории и традиций казачества.

С помощью подготовленного заранее дидактического пособия «Одежда казаков», я познакомила детей с традиционной одеждой казаков. Народный костюм является отражением самобытности и культуры. Мужская одежда в первую очередь приспособлена к тому, чтоб казаку было удобно ездить верхом и не мешала обращению с оружием. Ведь, мальчиков казачат с раннего детства готовили к будущей воинской службе. Женский костюм тоже был показателем характера казачек, он удобный для ведения хозяйства, воспитания детей, всегда украшен вышивками и кружевами, чтобы подчеркнуть красоту казачек, а свободный и закрытый покрой, головные накидки выражали скромность и порядочность женщины казачки. Элементы казачьего костюма мы встречаем во многих игрушках казачат.

Чтобы ближе познакомить детей с разнообразием и особенностями казачьих игрушек я показала им презентацию, в которой рассказала о том, какими игрушками играли младенцы, какие были предназначены только для мальчиков, а какие для девочек; о том, что игрушки казачатам их родители делали своими руками из подручных средств. Моих ребят это очень заинтересовало и они выразили желание сделать себе такие игрушки. Мы единогласно решили, что сделаем игрушку для мальчиков и для девочек, чтобы потом применять их в играх.

Для мальчиков, конечно мы сделали коня, так как жизнь казака была тесно связана с конем и порой зависела от него. Много пословиц об этом говорит: «Казак без коня, что воин без ружья», «Казак с конем и ночью и днем», « Вся родня не стоит коня» и т.д. Мальчиков с трех лет уже приучали к верховой езде. Поэтому у каждого малыша была с раннего детства лошадка-скакалка, так называемый конь на палочке, на которых ребята-казачата скакали и играли в разные игры. История создания этой игрушки уходит далеко в прошлое, когда все началось с обычного прутика: какой-то мальчишка поднял его с земли и вообразил себя наездником, а за ним повторили и другие, а дальше взрослые помогли сделать лихого скакуна похожим на настоящего, прикрепив к палочке голову из пучка соломы. Позже голову стали вырезать из дерева, шить из материала.

Мы сделали своих коней из картона, раскрасили и прикрепили их на палочку. Чтобы конь был более реалистичен, мы красили его голову гривой из ниток. Не только мальчики, но и девочки были в восторге от полученного результата и в этот же день все с удовольствием поиграли со своими конями в игру «Напои лошадку».

Следующим этапом проекта было изготовление куколки. В давние времена сразу после рождения девочке сворачивали из полотенца и лоскутов куклу-закрутку и приговаривали: «Штоб ты булла тряпошница, штоб буллы у тэбэ куклы». Будущим казачьим женщинам прививали умение обращаться с хозяйством и желание материнства. Играя с куклой, маленькая казачка училась шить, стирать, заботиться о семье.

Большое внимание уделялось куклам-оберегам. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы и оберегала хозяев. Их так и называли «Берегини».

Еще были обрядовые куклы, но их нельзя считать детской игрушкой, так как они выполняли функцию некоего посредника в общении с высшими силами, защищающими дом и семью.

Для игр девочек подходила «Кукла-хозяйка». Она была олицетворением женщины-казачки: белая рубаха, цветная юбка, красивый передник и на голове яркий платок. Моим воспитанникам было интересно поиграть с такой куклой и мы решили сделать ее. Здесь мы не обошлись без помощи родителей. Для них был организован мастер-класс, где под моим руководством совместно с детьми поэтапно были созданы куколки.

Самодельные вещи доставляют детям неподдельную радость, особенно, когда они создаются вместе с родителями.

Благодаря реализации проекта «Игрушки казачат» у детей развился стойкий интерес к казачьим традициям, культуре, быту. В процессе дети задавали много вопросов, на основании которых я уже начала разрабатывать новый проект и внесла мероприятия в перспективное планирование, учитывая региональный компонент.

Цель проекта была достигнута - мои воспитанники гордятся тем, , что родились и живут в казачьем крае.

Мастер-класс «Кукла-мотанка Берегиня — оберег кубанских казаков»

Задачи. Знакомить детей с жизнью, бытом кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа; воспитывать любовь к малой родине. Познакомить детей с назначением оберега. Учить детей формировать голову и туловище при помощи ниток, умение наматывать туго нитку. Продолжать учить завязывать узелки. Различать ткани по внешнему виду и фактуре. Развивать мелкую моторику рук.

Инструменты и материалы. Лоскуты ткани белые квадрат 30х30 – по количеству детей, лоскут ткани цветной круг 25см – по количеству детей, 3 шарика из синтепона – по количеству детей, полоска ткани белая 15х5 – по количеству детей, нитки мулине красного цвета, лоскут ткани прямоугольный для поневы 9х12 – по количеству детей, по два лоскутка цветные квадраты 5х5 – по количеству детей, лоскут треугольный для платка на каждую мотанку.

История куклы-мотанки «Берегиня»

На Кубани одной из самых распространенных кукол-мотанок, была Берегиня.

Эта кукла обычно была в центре среди оберегов, с ней даже советовались.

Главный вопрос возник у детей для чего же нужна эта кукла, почему к ней было особое внимание, мы вместе изучили историю возникновения и назначения куклы.

Имя куклы происходит от слов «беречь», «оберегать», таким образом, главное ее назначение — это защита. Обладательница такого оберега становится более сдержанной в своих поступках, словах и мыслях, что само собой ведет к семейному счастью.

Следующее значение куклы Берегини — это здоровье и благополучие рода. На Кубани оберег ставили в изголовье на постели роженицы, что помогало ей родить здорового ребенка. Впоследствии мать клала Берегиню в люльку, чтобы защитить новорожденного от хворей и злых духов, таких как кикимора и игоша.

Большое влияние кукла Берегиня оказывает на домашний быт. Считается, что благодаря ее особой энергетике у хозяйки лучше идут дела: еда получается вкусной, чистота наводится легко и быстро, а сил при этом расходуется меньше!

Очень важное значение оберега — это благоприятная атмосфера в доме. Когда в доме царит мир и любовь, гораздо проще собрать семью за уютным совместным ужином!

В древности куклу-оберег делали только женщины: основой фигурки служил тряпичный валик, символизирующий мужское начало, а атрибутом женского начала был нарядный сарафан или платье, надетое на основу. Это олицетворяло единство мужа и жены. Иногда за основу брали не тряпичный валик, а березовое полено, благодаря чему второе имя куклы Берегини — Столбушка. Также обязательным условием было отсутствие лица у куклы — верили, что через глаза в оберег может вселиться злой дух. Лицо Берегини должно было оставаться полностью белым, что символизировало чистоту помыслов. Наши предки использовали ее для привлечения семейного благополучия и материального достатка, защиты от злых чар и нечистой силы, а также для сохранения любви между супругами на долгие годы. Обычно эти куклы были

Узнав о мотанке подробнее, ребята захотели сделать таких же кукол, и подарить их мамам.

Ход работы.

1. Для начала приготовим все необходимое.


2. В середину квадратного лоскута кладем шарик из синтепона


3. Формируем голову и закрепляем нитками.


4. Делаем два надрыва или надреза по бокам.


5. Берем прямоугольный лоскут и сворачиваем его к середине с двух сторон.


6. Загибаем углы по краям внутрь.


7. Сворачиваем, формируем руки и закрепляем нитками.


8. Вставляем руки в разрез и закрепляем нитками талию.


9. Берем малые лоскуты квадраты, кладем шарики синтепона поменьше.


10. Формируем грудь, закрепляем нитками.


11. Прикладываем грудь сверху одеваем круглый лоскут (юбка) и приматываем к телу куклы.


12. Берем прямоугольный лоскут с узором, и приматываем из под низа к кукле.


13. Треугольный лоскут повязываем на голову нашей мотанке.


Кукла – мотанка «Берегиня» готова!

Мастер-класс «Кукла Берегиня». Амулет, охраняющий домашний очаг и семью

Мастер-класс «Кукла Берегиня». Амулет, охраняющий домашний очаг и семью Предлагаю Вам свой мастер-класс по созданию куклы Берегини, которая является своеобразным амулетом, охраняющим домашний очаг и семью. Обязательных.

Мастер-класс «Кукла-оберег Долюшка»

Мастер-класс «Кукла-оберег Долюшка» Традиционная кукла оберег Доля - олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей.

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка»

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка» "Кукла - оберег Мелиссушка"- моё совместное творчество с дочерью! Мы живём в прекрасном мире! И наш мир прекрасен потому, что мы сами строим.

Мастер-класс «Оберег «Кукла Берегиня»

Мастер-класс «Оберег «Кукла Берегиня» Берегиня – это кукла добрых вестей Кукла имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Солнышко лучистое Любят тебя дети Нет.

Мастер-класс «Очистительная кукла-оберег»

Мастер-класс «Очистительная кукла-оберег» Материалы для очистительной куклы: • куски ткани для юбки (размером 40 x 18 см); • вата; • полоска ткани цветной (размером 3x20 см); • косынка.

Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег»

Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег» Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились.

Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет

Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была.

Казачья кукла – оберег своими руками.

Автор мастер-класса : воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад №21

Буркова Ирина Владимировна

Назначение: кукла, изготовленная своими руками, подарок, оберег.

Целевая аудитория: Для широкого круга педагогов, интересующихся казачьей культурой.

Этапы мастер-класса

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления казачьей куклы – оберега.

формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

создание условий для развития умения понимать знаково-символические обозначения уникального казачьего быта.

привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

выявление индивидуальных задатков и творческих способностей

создание игровой куклы по традиционной технологии.

Материалы и оборудование: толстые шерстяные нитки белого, зеленого, фиолетового цветов, тонкие желтые нитки, 2 бисеринки, 4-6 бусинок-цветочков, красные нитки, белые нитки для шитья, ножницы, картонный лист высотой около 15 см.

2. Основной этап:

Изготовление казачьей куклы – оберега.

Ход мастер – класса.

Традиция украшения оберегами себя и своих домов у казаков зародилась в глубокой древности, стремление к добру, красоте, теплу и радости остается вечным. Сам смысл оберегов для дома состоит в их названии. Обереги существуют, чтобы защищать людей в различных ситуациях, от любых негативных воздействий. Обереги, изготовленные своими руками, станут охранять вас от злых сил, а также защищать от порчи, сглаза, приворота и т. д. Ведь всем известно, что ни один купленный оберег не имеет такой огромной силы, как тот, который сделан своими руками или передан по наследству. Ну, а если вам ни разу не приходилось унаследовать семейный оберег, то почему бы вам не порадовать своих потомков такой возможностью? Вы можете также для своих любимых домочадцев изготовить обереги для дома своими руками, которые в дальнейшем будут передаваться по наследству, охраняя и оберегая от несчастий ваших детей, внуков и правнуков.

Существует великое множество оберегов, подскажите, пожалуйста, какие обереги и амулеты служившие защитой для казаков, членов их семей и домов вы знаете? Правильно! Их очень много.

Сегодня я научу вас делать замечательные казачьи куклы - обереги и у вас появится оберег, который вы смастерили сами. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства…

1. Для изготовления куколки Вам потребуются: толстые шерстяные нитки разных цветов. Желательно, чтобы нитки были натуральными. Вот некоторые смысловые обозначения цвета ниток: белый символизирует святыню, зеленый – жизнь, синий –тайну, красный – жертвенность, оранжевый – благодать Божью и его присутствие, голубой – чистоту и невинность, желтый цвет – цвет тепла и любви, пурпурный – победа, багряный – цвет величия, бирюзовый – цвет молодости, розовый – цвет – цвет детства.

2. Толстые белые нитки намотайте на картонный лист.

3. Снимите моток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать его.

4. Намотайте тонкие желтые нитки на картон. Разрежьте моток ниток с одной стороны.

5. Полученный пучок длинных желтых нитей проденьте в моток белых под перевязкой, сложите его посредине.

6. Перевяжите пучок желтых нитей с помощью нитки с нанизанными бусинками-цветочками так, чтобы они плотно обхватывали белый моток.

7. Теперь на лист картона намотайте зеленые нити, разрежьте полученный моток ниток с обеих сторон.

8. Перевяжите пучок зеленых ниток с обеих сторон, отступив от краев около 1 см.

9. Вставьте полученный перевязанный пучок зеленых нитей в белый моток строго по центру, ближе к желтым волосам. Это заготовка для рук куклы.

10. Возьмите белую нить и перевяжите куклу. Сначала несколько витков сверху, немного отступив от волос, потом по диагонали опустите нить к поясу, ниже рук, выделите несколькими витками пояс-талию. И еще несколько раз проведите нить крест-накрест от шеи к поясу, закрепляя руки куклы.

11. На картон густо намотайте фиолетовую нитку.

12. Не снимая моток ниток с картона, пропустите с одной стороны под ним фиолетовую нить.

13. Разрежьте моток ниток на картоне с одной стороны. При этом следите, чтобы моток не сбился, а протянутая ранее нить не съехала.

14. Оберните полученную бахрому вокруг пояса куклы, создавая пышную юбку.

15. Пришейте на лицо 2 бисеринки – глаза, красными нитками вышейте рот.

16. Наша кукла-оберег готова.

Анализ мастер – класса.

Считаю проблему «Приобщение к обычаям и традициям Донского края» важной и актуальной. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего - не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание.

Тема занятия «Казачья кукла – оберег своими руками» взята из раздела моего перспективно - тематического планирования «Обереги казачьего быта» (Цикл «Эзотерика для тебя»).

Цель моего мастер - класса - Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления казачьей куклы – оберега. Исходя из цели, были определены задачи:

формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

создание условий для развития умения понимать знаково-символические обозначения уникального казачьего быта.

привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

выявление индивидуальных задатков и творческих способностей;

создание игровой куклы по традиционной технологии.

Благодаря тому, что вы являлись участниками воображаемого путешествия в прошлое- это побудило к активности, поддерживало интерес на протяжении всего занятия.

В ходе мастер - класса использовались различные методы и приемы. В основу занятия были положены технология способствующую развитию познавательного интереса педагогов.

Во время проведения диалога задавала вопросы, направленные на выявление уровня знаний педагогов об оберегах в казачьих семьях и на погружение их в тему мастер-класса.

Активизировала ценностно- смысловую сферу при использовании иллюстративного материала.

В процессе мастер – класса стимулировала индивидуальную траекторию самовыражения личности. У каждого из вас появился своя эксклюзивная кукла - оберег. Работы разные и неповторимые.

Считаю, что работа в данном направлении интересна, необходима, так как это часть нашей современной жизни. Полученные навыки помогут педагогам в дальнейшем при изготовлении других оберегов- подарков и вовлечение детей в этот интересный продуктивный и увлекательный процесс.

Сейчас можно увидеть много оберегов в продаже, но тот оберег ценен, который сделан своими руками. Считаю, что моё занятие оставило в ваших душах определенный след, который возможно послужит толчком для дальнейшего изучения эзотерики, в частности оберегов, их назначении и в ваших семьях.

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня»

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня» Сегодня хочу представить вашему вниманию детский мастер - класс «Тряпичная кукла» по изготовлению кукла - оберег «Северная Берегиня»..

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс.

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс. Кукла из ниток "Мартиничка" своими руками мастер - класс. Для изготовления нам потребуется:- пряжа красного, белого, синего,желтого цвета;.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Куклы своими руками» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Куклы своими руками» Цель: мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению.

Мастер-класс для педагогов «Изготовление театра на фартуке своими руками»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление театра на фартуке своими руками» Мастер-класс для педагогов на тему: Изготовления театра на фартуке своими руками Цель мастер класса. Формирование представлений педагогов.

Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Русская тряпичная кукла своими руками»

Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Русская тряпичная кукла своими руками» Сегодня возрастает интерес к русским тряпичным куклам. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым.

Мастер-класс для педагогов «Урожай с огорода своими руками»

Мастер-класс для педагогов «Урожай с огорода своими руками» Я предлагаю Вашему вниманию следующий мастер-класс по изготовлению различных предметов и атрибутов, на примере вот таких овощей. Для изготовления.

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками»

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками» Традиционно на Руси к празднику Масленица изготовляли обрядовые куклы своими руками. Мы с детьми предлагаем вам свой мастер-класс по изготовлению.

Мастер-класс «Обрядовая кукла своими руками» для детей младшего школьного возраста

Мастер-класс «Обрядовая кукла своими руками» для детей младшего школьного возраста Целевая аудитория: учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители. Назначение: игрушка, сделанная своими.

Проект «Кукла-оберег своими руками»

Проект «Кукла-оберег своими руками» ПРОЕКТ: «Кукла оберег своими руками». С детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ. ГБОУ Школа № 935 (совместный проект с родителями) Учитель-логопед:.

Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы»

И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте в гости!

Сейчас мы с коллегами осуществляем большой проект «Традиции казачества». Это очень близкая мне тема, пусть сейчас это все неоднозначно, много наносного, поверхностного, но за всей мишурой – гордый дух защитников южных рубежей, с устоявшимся семейным укладом, с врожденным чувством патриотизма!

Сегодня я хочу рассказать о мастер – классе для родителей и детей «Казачьи обереги – обрядовые куклы».

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверняка, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой!

Но с древнейших времен по сей день, обрядовые куклы были и остаются далекими от простого развлечения.

Давным-давно кукла спасла человека, она заменила его, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения.

Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. Куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Мы готовы к встрече.



Детям я рассказывала притчи о куклах оберегах, родители ознакомились с разработкой. Остановились мы на кувадках для детей и на «берегине», которую сделают мамы.



Я даже не ожидала, что мамы так серьезно отнесутся к данному заданию, но как сказала одна из них : «Верю - не верю, а Берегиня, пусть бережет!»


Посмотрите, как увлеченно работают дети и мамы, но по – разному: кто только направляет ребенка, кто – то помогает, а кто – то все делает сам за ребенка!






Вот мы и с кувадками! Пойдем, поиграем, а мамы – поработают!


По этапный показ:

3-4 ватных диска, 4 квадрата, 1 – большой, 2 – маленьких и один для платочка куколке.

Красные нитки перевязывать куколку и тесьма, ленточки или пряжа для пояса.



Сминаем ватный диск и формируем голову.


Заворачиваем уголки и перевязываем ручки.


Теперь два маленьких квадрата.


Присоединяем по назначению.


Повязываем платок. Сплетаем и завязываем пояс из стольких лент – сколько у вас детей! У меня – три сына и пояс, соответственно из трех лент.


Вот готова наша Берегиня, осталось попросить защиты и спрятать в доме!


А теперь за дело принялись мамы!





А потом дети, по - секрету, рассказывали, что дома с мамами они делали и «пеленашку», и «день и ночь», и «Желанницу».

Фотоотчёт о мастер-классе «Куклы-обереги своими руками» для детей и родителей (средняя группа)

Фотоотчёт о мастер-классе «Куклы-обереги своими руками» для детей и родителей (средняя группа) "Куколка-оберег своими руками" Мы вместе с бабушками и мамами сделали куколки из ткани, синтепона и шерстяных ниток. Желающих научиться.

Мастер-класс для детей и родителей средней группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от бабушки и мамы» Программные задачи: Воспитательная: пробудить интерес родителей и детей к русской культуре через ознакомление с русской народной куклой,.

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы»

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы» Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

Мастер-класс для родителей по изготовлению тряпичной куклы-оберега «Колокольчик»

Мастер-класс для родителей по изготовлению тряпичной куклы-оберега «Колокольчик» Цель: Взаимодействовать с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, по.

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению куклы-веснянки (фотоотчет)

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению куклы-веснянки (фотоотчет) Что-то не торопится весна в этом году. Вот и решили мы с ребятами помочь ей так, как это делалось в старину: изготовить нитяные куклы- веснянки,.

Мои новые увлечения «Народные обрядовые куклы»

Мои новые увлечения «Народные обрядовые куклы» Сейчас я увлеклась историей народных обрядовых кукол и пробую их создавать. Но отказаться от своих интерьерных кукол я не смогла. Многие.

Мои новые увлечения «Народные обрядовые куклы» (часть 2).

Мои новые увлечения «Народные обрядовые куклы» (часть 2). Продолжаю создавать народных обрядовых кукол. Эта кукла Урожайная. В руках она держит колосья и котомки. Кукла является символом хорошего.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы-обереги» Педагогический проект Для детей старшего Дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы- обереги». МАДОУ № 57 «Дюймовочка» Воспитатель:.

«Куклы-обереги». Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках конкурса «Воспитатель года»

«Куклы-обереги». Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках конкурса «Воспитатель года» Уважаемы коллеги. Вашему вниманию хотела продемонстрировать фрагмент Родительского собрания на тему "Куклы из бабушкиного сундучка" Хотела.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Мастер -класс Добрым людям на загляденье Куклы- обереги

Разрешите представится меня зовут ………, я являюсь руководителем кружка…….

Дорогие мои, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми казачьем крае.

И вот сегодня мы с вами будем вспомнать старину, наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались в просторной горнице на посиделки.

А на посиделках мы будем с вами рукодельничать, мы будем делать куклы- обереги.

А помогут мне в этом Лейла, Маньяна, София. А сейчас немного об истории этого промысла.

Мне бабушки- соседки рассказывали, как во времена их детства, девочки играли в кукурузные куклы. Да, что там во времена их детства, такие куклы были во времена их бабушек и прабабушек. Большую часть тёплого времени года девочки-казачки со своими матерями проводили на больших огородах. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). Такими куклами долго и с удовольствием играли все девочки. А зимними вечерами пожилые казачки мяли кукурузу для домашней птицы, а девочкам, которые вертелись вокруг них, давали белые, жёлтые, коричневые кочаны кукурузы. Девчата, сделав из шелухи незамысловатые причёски, превращали их в игровых кукол.

Игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать своими руками. У казаков всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними.

Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным и для ребенка, и для взрослого человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Удивительно, но, собранная из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица, тряпичная кукла была многолика, передавала характер, была утешницей и подружкой, могла смеяться и плакать.

Самые лучшие наряды люди шили для куклы. У нее не было ни лица, ни фигуры, поэтому именно платье становилось основной деталью ее внешности и единственным украшением. Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там обязательно должен был присутствовать красный цвет или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Считали, что он облает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

Кукла сопровождала казака всю его жизнь.

Когда казак вырастал и приходило время идти на службу, для воина – казака делали оберег – ангелочка из ткани. В голову куклы закладывали золу из печи именно его дома, чтобы он вернулся живым после войны или службы в этот дом.

И вот сегодня мы покажем мастер класс по созданию куклы оберега

Для работы нам понадобятся (рис. 1):
- добрые мысли и пожелания;
- хлопчатобумажная ткань (белая);
- красная хлопчатобумажная нить;
- ножницы;
- карандаш;

Необходимые материалы: .

лоскутик ткани размером 20×20 см

  • кусочек ваты или синтепона
  • нитки в тон ткани
  • нитки контрастного цвета

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 1

Возьмите лоскутик ткани и положите по центру плотно скатанный комочек ваты или синтепона.

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 2

Затем сложите лоскутик ткани по диагонали.

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 3

Возьмите нить и обмотайте голову куколки ниткой, как показано на фото. После завершения работы не срезайте концы нитей. Данная куколка служит не только куклой для игры, а и оберегом, поэтому обматывайте детали куклы четным количеством раз, а количество узелков делайте нечетным. Например, обмотали два раза нитью и один раз закрепили узелок.

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 4

Определите место талии куколки, учтите при этом, что талия должна быть высокой, крылья свободными. Затем расправьте крылья.

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 5

Выведите нитку налицо и крест-накрест, как показано на фото, оберните нитками вокруг туловища куколки. Оберните талию в несколько оборотов и туловище тоже. Завяжите узелок.

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 6

Возьмите нитку контрастного цвета. Обмотайте эту нитку вокруг головы куклы до желаемой толщины нимба. Завяжите вокруг талии нитку такого же цвета и украсьте ее бусинками.

Мастер-класс: кукла-скрутка «Ангел», сделанная собственноручно фото 7

Куколка-скрутка «Ангел» готова. Это хорошая идея для совместного творчества с детьми на Рождество или день Ангела. Кукла-Ангел может быть игровой, оберегом или украшением.

Читайте также: