Когда дети начинают держать игрушки в руках

Обновлено: 29.04.2024

ребенок лежит на животе и сосет пальцы

Ох, сколько маминых волнений связано с этой проблемой! Одни считают это вредной привычкой, другие тревожатся по поводу вредных бактерий, третьи волнуются о будущем прикусе.

На самом деле, такая ли это трагедия — руки во рту у ребенка?

Физиология или психология?

Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?

Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:

Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.

К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:

  • рассматривать;
  • дотягиваться;
  • брать предметы в руки;
  • еще как-то манипулировать ими.
  1. Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.

Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:

  • различают температуру;
  • фактуру;
  • вкус предмета.

Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.

  1. К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.

Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:

  • ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
  • к 3 месяцам он находит свои ножки;
  • 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
  • в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.

Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:

  1. Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
  2. Перестает быть стерильной.
  3. Учится бороться с патогенной флорой.

Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.

Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.

Да он же голоден!

К концу третьего месяца жизни у малыша набирает силу сосательный рефлекс.

На заметку! Когда ребенок 3 месяцев сосет палец, порой бывает сложно понять — голоден он, или просто увлечен удовлетворением рефлекса, познанием реальности.

Как почувствовать разницу? Понаблюдайте за малышом.

Если он блаженно посасывает руку — все нормально.

Если же кроха яростно, неистово насасывает ручку — это может быть как простым проявлением высокой активности крохи, так и показателем голода.

Возможно, вы не так часто прикладываете его к груди, как требуется.

Важно! Когда малыш с жадностью сует свою руку в рот и буквально набрасывается на нее (особенно, если при этом еще и капризничает), не гадайте: голод или не голод. Приложите ребеночка к груди.

Если он начинает с жадностью сосать — сто процентов это — голод. Если же карапуз спокойно отворачивается от груди и снова отправляет в рот пальчики — не мешайте человеку заниматься познанием мира.

Если вы видите, что руки во рту у ребенка 3 месяцев, и при этом взгляд малыша затуманивается, тело расслабляется, скорее всего ребенку пора спать.

Будет лучше, если вы предложите грудь, и малыш заснет с ней. Ведь основные длительные сосания в этом возрасте происходят вокруг снов.

Если ребенок плохо спит, засыпает долго и с плачем, смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша 0–6 месяцев>>>

Когда и зачем отучать?

Я уже сказала, что до года сосание рук — явление абсолютно нормальное. Но кто-то из вас может мне возразить: вы же сами говорили, что после 3 месяцев у детей начинают вырабатываться устойчивые привычки!

А стоматологи, к тому же, стращают неправильным прикусом.

Согласна, о привычках говорила. Но в данном случае — речь не о вредных привычках, а о физиологически и психологически обусловленном процессе.

Поэтому, если ребенок 4 месяцев держит руки во рту — ничего опасного или вредного в этом нет. Тем более, не стоит отучать кроху от обусловленного природой действия.

После года ребеночек научится другим способам познания мира, действий с предметами, организации своего досуга. И сосательный рефлекс постепенно угаснет сам.

Вот и все на сегодня. Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях!

грудничок играет с погремушкой

Не секрет, что каждый любящий родитель, желает своему малышу самого хорошего. С первых дней мы планируем для своей крохи жизнь. Мы переживаем по любому поводу, разболелся ли животик, или наше чадо плохо спало всю ночь. Любые хорошие моменты — это одновременно и радость и память на всю жизнь. Каждый папа и каждая мама часто балуют свою кроху подарками.

А что ребенку нужно? Конечно же, игрушка! Новорожденный не исключение, этот карапуз с первых дней увлеченно знакомится с окружающим миром и первые игрушки приносят крохе массу новых впечатлений. Главное, чтобы игрушка была интересной и безопасной! Сегодня мы поговорим о погремушках для новорожденного.

Погремушки бывают разные

Существуют различные виды погремушек, но можно выделить основные:

  • Классика. Такой тип погремушки в основном простого строения с удобной ручкой. Например: круглый шар, размером с кулачок новорожденного, с несколькими мелкими деталями внутри. Когда новорожденный трясет игрушкой, шар издает характерные звуки;
  • Шелестелки. Мягкая игрушка с внутренней шелестящей вставкой. Часто можно встретить игрушку в виде книжки, где каждая страничка издает новый звук и имеет разную структуру ткани. Подойдут такие игрушки новорожденному с первых дней и до года. Благодаря такой погремушке, у крохи развивается мелкая моторика и слух;
  • Прорезыватель зубов. Такую полезную игрушку, иногда совмещают с погремушкой. Так, малышу можно и зубки почесать и звук приятный послушать;
  • Погремушка слинговая. Почему такое название? Потому что такие игрушки сделаны в виде бус, из разных тканей, деревянных шаров и других забавных для ребенка деталей.

Мамы любят одевать их на шею и новорожденный может вволю наиграться с погремушкой, в то время как мама носит его в слинге. Такие бусы сейчас набирают популярность и не только благодаря своей уникальности, а и тому, что молодая мама может сделать их сама;

  • Подвески. Такие погремушки можно вешать на кроватку для новорожденных или коляску. Делают их в основном из пластмассы, или ткани. Иногда добавляют в них моторчик и дергая игрушку вниз, новорожденный с удовольствием смотрит как она, жужжа, возвращается в начальное положение;
  • Погремушка — одежда. Видели ли вы когда-нибудь звонкие носочки или браслетики у малышей? Вот это и есть погремушка. На носочек, например, пришивают тканевую мордочку животного, в которой вшита погремушка. Или на полоску ткани цепляют различные звонкие детали. Главное, чтобы они были крепко пришиты!;
  • Серебряные погремушки. Для новорожденных существуют и такие игрушки. Они очень красиво смотрятся и малышам нравятся. Иногда такие погремушки делают именными.

Выбираем игрушку по возрасту и по делу!

Выбирать погремушку, это как в магазин пойти за продуктами. Не зная заранее для каких целей она нужна, можно скупить огромное количество невероятных игрушек. Так что давайте разберемся как выбрать погремушку:

  1. Если забава нужна новорожденному первых дней жизни, стоит обратить внимание на классические погремушки и шелестелки. Другого вида игрушку малыш еще не поймет;
  2. Ребенку постарше, примерно с 4 месяцев, можно брать развивающие коврики с подвесными погремушками, забавные книжки пищалки и игрушки с кнопочками, а также слинго — бусы; В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца>>>
  3. Начиная с 4 месяцев и до 1 года, стоит купить прорезыватель для зубов. Учтите, что заранее необязательно покупать к 4 месяцам, так как зубки у каждого новорожденного начинают резаться по-своему;
  4. С более осознанного возраста (6—7 месяцев) новорожденный с удовольствием будет играть в большие мягкие кубики, куклы, зайцы с шелестящими и звуковыми эффектами; Что же нового происходит в жизни ребенка в этом возрасте, читайте: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>
  5. В этом же возрасте можно попробовать дать ребенку игрушки — развивашки с запахом, такие можно купить у хендмейдера или сделать самому.

А вы знали? Самые дорогие для сердца ребенка, погремушки — сделанные мамой. Даже энергетически эти игрушки несут массу положительной энергии. Кстати, это уже доказано наукой!

Часто мамы задаются вопросом: во сколько месяцев ребенок держит погремушку? Ответ неоднозначный, ведь каждый новорожденный развивается по-своему, но в основном с 2 месяцев новорожденному можно давать ее в руки и не осознанно он будет держать ее несколько минут, а в 3—4 месяца, малыш сам будет тянуться к забаве. Подробнее об этом читайте в статье Когда ребенок начинает держать игрушку в руках>>>

Когда ребенок осознанно начинает брать игрушки, это означает что малыш перешел на новый этап развития. Примерно в 5 месяцев новорожденный, осознанно тянет руки и хватает игрушку. Вначале, он это делает двумя руками, для твердости, а когда урок будет усвоен, ребенок будет проделывать это одной рукой.

В полгода малыш может удерживать по одной игрушке в каждой руке, а также брать их, находясь в лежачем положении (на животе, на боку).

Важно! Не стоит расстраиваться, что ваш малыш немного запаздывает. Характер у детей разный и каждый по своему графику развивается! Но если есть большие сомнения — обратитесь к вашему детскому педиатру за советом.

В какие игры можно поиграть с погремушкой?

Варианты игр с малышом при помощи погремушек, можно разделить на несколько этапов:

  1. Возраст ребенка 2—3 месяца:
  • Вложите удобное колечко или ручку погремушки малышу в ладошки. В этом возрасте он неосознанно сожмет свои ручки и несколько минут будет держать игрушку;
  • Когда ребенок освоит и осознает (причинно-следственная связь) эту игру, усложните задание. Теперь держите игрушку перед ним и передвигайте ее влево, вправо, немного вверх и вниз. Делать это нужно медленно. Эта игра развивает фокусировку зрения. Узнайте из статьи, когда новорожденный начинает видеть>>> Если новорожденный потянется и попробует взять погремушку — задание пройдено;
  1. Возраст новорожденного 3—4 месяца:
  • Вот и пришло время когда нужно давать погремушку. В этом возрасте научите ребенка брать погремушку с ваших рук и передавать ее обратно. Важно проделывать это упражнение в разных позициях. Пусть новорожденный проиграет ситуацию находясь на боку, на животе, на спине; Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  1. Возраст малыша 5—6 месяцев:
  • Хорошая игра «перекладывание». Нужно научить новорожденного перекладывать игрушку с одной руки в другую;
  • Вторая игра-задание, заключается в том, чтобы ребенок твердо держал две погремушки, а мама немного тянула то одну, то другую. Игра хорошо развивает мозг и помогает осознавать происходящие действие;
  1. Возраст ребенка 7—8 месяцев:
  • Игры становятся разнообразней: малыш размахивает, стучит, бросает, грызет свою игрушку. Все это благоприятно сказывается на его развитии. В это время поиграйте с ребенком в маленький, звонкий мяч. Неважно, что малыш не сможет его поймать, он все разно получи массу удовольствия.
  1. Возраст 8—11 месяцев:
  • Оденьте новорожденному звонкие носочки или браслетики, пусть малыш подвигается вместе со своей забавой;
  • Поиграйте с ребенком в разные кубики, или мячики с разным наполнителем. Пусть одна погремушка шелестит, другая звенит, а третья пересыпается внутри маленькими горошинками;
  • Начинайте обучать ребенка действиям: лови, стучи, бросай, кусай.

Знайте! Даже самому маленькому проказе, могут надоесть некоторые игрушки. Спрячьте их на время, а через недельку достаньте. Так, старые погремушки станут новыми.

Мамин хендмейд, или делаем погремушку своими руками

Как же сделать погремушку своими руками? Создать забаву для своего крохи, несложно, главное фантазия! Предлагаем несколько простых вариантов:

  • Делаем выкройку мяча (баскетбольного или теннисного). Можно взять любую мягкую ткань, лучше хб., сшиваем. Через отверстие в мяче вставляем воздушный шарик и бросаем в него несколько бусин или звоночек. Такому мячу будет рад любой ребенок. Секрет в том, что шарик можно время от времени надувать или спускать;
  • Мама может изготовить слинго — бусы . Если нет деревянных бусин, можно взять коробочки от киндер сюрприза. Обшивать или обвязывать и чем наполнять — дайте разгуляться своей фантазии;
  • Можно сделать погремушку — книжку. Добавив в нее разные по текстуре странички шелестелки;
  • Самый простой и распространенный вид хендмейда — пластиковые баклажки 0,5, заполненные наполовину разными семенами и крупами. Такая игрушка не оставит равнодушным ни одного новорожденного.

Счастье вашего малыша — в ваших руках. Иногда простые объятья приносят больше радости, чем новые игрушки. Уделяйте достаточно времени своему карапузу и он будет счастлив!

Главная / Грудничок / Развитие ребенка / по навыкам / В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?

ребенок лежит на спине смотрит на игрушку


Покупать погремушку для младенца можно с самого рождения. Когда ему исполнится три недели – он уже ею заинтересуется.

Его вообще в этом возрасте начинает интересовать всё яркое и движущееся. Особенно младенцам интересны погремушки, издающие звуки.

Вы часто спрашиваете, когда же ребёнок начинает держать игрушку в своих руках? Сегодня как раз об этом и расскажу.

Особенности развития

Несмотря на то, что новорожденного ещё не интересуют игрушки, у него развит хватательный рефлекс. Если что-то попадает к нему в руки, он их сжимает и держит предмет, но сам не осознаёт, что происходит. Читайте подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Это может быть игрушка, мамин палец или одежда. Такое действие он совершает неосознанно, и чтобы выпустить предмет из рук, ему нужно помочь расцепить пальцы.

Прежде чем научиться держать игрушку в руках, пройдёт несколько этапов:

  1. С 8 недель малыш будет удерживать помещенные в руке предметы, и тянуть их ко рту.
  2. С 4 месяцев осознанно хватать игрушки, какие попались в его поле зрения, и притягивать их.
  3. После 5 месяцев ребёнок пробует брать игрушки с кроватки или с другой поверхности. Он зажимает их обеими руками, а также учится сдавливать их и одной рукой.
  4. В 6 месяцев ребёнок лёжа может схватить игрушки, а также держать в обеих руках разные игрушки. Допустим, правую руку он может взять погремушку, а в левую — мягкую игрушку.

О развитии ребёнка, особенностях сна и о том, как правильно воспитывать смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребёнка до года>>>

Чтобы ребёнку захотелось захватить игрушку в руку, она должна быть яркой и находиться на расстоянии около 40 см от него. Если игрушки будут ближе — он их просто не заметит. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть>>>

Тяжелую игрушку тоже не следует брать, ведь малыши пока ещё роняют игрушки и могут ударить себя.

Ещё примечательно вот что. Если в указанный период ваш ребёнок не выполняет те или иные действия, это не означает, что он отстаёт в развитии. Читайте интересную статью Развитие ребёнка по месяцам до года>>>

В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку — очень индивидуально.

Если он в положенный возраст не держит предметы в руках, значит, ему удастся это чуть позже. А родители могут ему в этом помочь.

Как научить ребёнка держать игрушку

Учить ребёнка держать предмет в руке необходимо в хорошем настроении, ласковым голосом и в игровой форме. Узнайте когда малыш начинает улыбаться>>>

От этого зависит, во сколько месяцев ребенок начнёт держать игрушки.

Запаситесь терпением, так как это займёт время и потребует многочисленных повторений.

Важно! Ни в коем случае не сравнивайте в чём-либо своего с ребёнка с другими.

Итак, обучение заключается в нескольких упражнениях:

  • сцепление рук;
  • вкладывание игрушки в руку;
  • схватывание предметов.

Чтобы ребенок умел сцеплять руки, нужно в этом ему помогать. Он научится чувствовать, что его пальцы могут сжимать что-то.

Перед тем, как вложить игрушку в руку ребёнку, поводите ею перед его глазами. Но на положенном расстоянии, чтобы он её видел. Малыш будет отслеживать игрушку взглядом.

Затем вложите её в руки ему между большим пальцем и всеми остальными пальцами, поперёк ладони. Так ему точно будет удобно её держать.

На первых занятиях соединяйте пальцы ребёнка своими руками.

Сначала малыш будет быстро выпускать игрушку из своих рук. Потом начнёт удерживать её на несколько секунд, а затем и дольше.

Когда ребёнок начинает держать игрушку в руке довольно продолжительное время, можно усложнить упражнение: слегка потягивать её на себя.

Это упражнение даст почувствовать ребенку напряжение в мышцах.

Для того чтобы ребёнок научился схватывать игрушки, повесьте яркий предмет рядом с какой-нибудь рукой: левой или правой, неважно.

Теперь уже не торопитесь вкладывать ему игрушки сами. Дайте ему возможность и время для того, чтобы он сам дотянулся до неё и схватил. Ведь ему важно познавать механизм движений и развивать его.

От вас потребуется:

  • коснуться тыльной стороны его руки, чтобы он раскрыл ладошку;
  • позвенеть погремушкой, чтобы он заинтересовался ею;
  • подождать, чтобы ребёнок сам взял выбранную игрушку;
  • поменять игрушку, если интереса не было проявлено;
  • подвести руку ребёнка с игрушкой к свободной руке и помочь дотронуться до предмета.

Важно! Непременно хвалите, когда ребёнок начинает держать игрушки самостоятельно.

Он уже учится радоваться и осознавать свой успех. Подробнее в статье Когда ребёнок начинает смеяться>>>

Обязательно следите за состоянием игрушек. Они должны быть чистыми, ведь ребёнок обязательно потянет их в рот.

Желательно брать качественные игрушки: чтобы они не издавали неприятного запаха и были гладкими, без заводских дефектов, которые могут повредить нежную кожу ребенка.

Новорожденные малыши развиваются стремительно. За первый год своей жизни человечек осваивает большинство необходимых навыков. Наверняка к появлению крохи на свет родители и сердобольные бабушки закупили целый арсенал всевозможных погремушек. Но с какого возраста они нужны малышу? Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку, интересоваться ею, брать самостоятельно?

Новорожденный малыш смотрит на погремушку

Когда новорожденному можно давать погремушки?

Давать их можно именно с периода новорожденности, то есть в первые недели жизни. Конечно, рассмотреть предмет и осознанно взять его кроха пока не в состоянии, но он уже реагирует на звуки, исходящие от погремушки. Кроме этого, у новорожденного развит хватательный рефлекс, поэтому он будет хватать все, что касается его ладошек: игрушки, мамин палец, локон или нос. Но хватание это рефлекторное, неосознанное. Именно поэтому кроха не сможет сам отдать предмет: разжимать кулачки он пока тоже не умеет. Это придется делать маме. Ухватив, малыш будет удерживать игрушку в руке, если она достаточно легкая, пока мама не вытащит ее из кулачка. Но только удерживать, не более того. Манипуляции с предметами новорожденному пока не доступны. Первые недели его жизни проходят во власти рефлексов. По мере их угасания малыш будет приобретать осознанные навыки.

Для хватания крохе наиболее удобны небольшие яркие погремушки в виде овала или кольца, на который навешаны мелкие детальки, издающие звуки при соударении.

Примерно к 3 неделям младенец начинает следить за игрушкой, расположенной на небольшом расстоянии перед ним. Если предмет водить перед глазками ребенка медленно, он будет успевать ловить и провожать его взглядом. То есть, младенец начинает реагировать на погремушки не только как на источник звука, но и как на движущийся предмет.

Малыш с погремушкой

Когда ребенок начинает управлять руками?

Управлять своими руками крохе не так-то просто. Для начала он научится хватать одну свою ручку другой, сжимать-разжимать кулачки. Это происходит примерно к началу второго месяца. Но в это время ребенок еще не осознал того, что у него имеются такие замечательные приспособления, как ручки и пальчики на них. Сейчас гипертонус новорожденных еще не угас (хотя, возможно, уже стал менее заметен), из-за чего самостоятельно поднести ручки к глазам и рассмотреть у него не получается. Но получится совсем скоро – примерно к концу 2 месяца.

Если в кроватке грудничка подвешены музыкальные мобили, именно с этого момента он начинает тянуться к игрушкам на нем, толкать их. Сначала, скорее всего, это произойдет случайно. Кроха зацепит маленький предмет ручкой – он издаст звук. Малыш пытается повторить процедуру, тянется к игрушке, толкает ее, чтобы снова услышать звук.

В этом возрасте особенно важно давать крохе игрушки в ручки.

Постепенно, по мере угасания рефлексов и снижения гипертонуса, ребенок будет все активнее изучать свои ручки, научится понимать, что с их помощью можно не только толкать или трогать предметы, но и захватывать их, удерживать, трясти и т. д. Начинается процесс развития мелкой моторики и координации движений при помощи новых тактильных ощущений.

Примерно к 3 месяцам малыш начнет изучать ручки подолгу: рассматривать, трогать пальчики, сосать их, исследуя не только глазками, но и ртом. Попавшие в ручки предметы он тоже вполне осознанно тянет в ротик, чтобы исследовать.

К 4 месяцам ребенок начинает держать погремушку, вложенную ему в ручку, сознательно. Если у него в это время уже режутся зубки, он вполне в состоянии понять, как использовать охлаждающий прорезыватель.

Не отучайте малыша от сосания всего и вся: это не вредная привычка, а важный жизненный этап, опыт познания окружающего мира доступными ему способами. Лучше следите за чистотой тех предметов, которые он постоянно изучает.

Игрушки для самых маленьких

Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?

Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:

  • Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
  • Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
  • Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.

Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.

Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.

Дайте грудничку кусок полиэтилена – это надолго увлечет его. Только не оставляйте малыша с пакетом наедине – это небезопасно. Такой же интерес вызовет у него струя воды из-под крана.

Как научить ребенка брать игрушку в руки?

Если малыш немного отстает от этих условных требований и не держит предмет в 3 месяца, не стоит паниковать: всему свое время. У каждого крохи — свой собственный темп развития. Можно помочь ему освоить важные, но пока сложные навыки.

Как научить ребенка держать игрушку, брать ее, если у него пока не получается? Разложить действие на несколько более простых и обучать малыша последовательно:

  1. Сцеплять ручки. Именно таким движением сопровождаются первые попытки ребенка схватить предмет: он тянет ручки вперед и сцепляет их. Можно соединять ручки во время кормления, или когда грудничок находится у мамы на руках.
  2. Вкладывать погремушку в ручку. Для начала нужно поводить ею перед глазками малыша, потрясти, чтобы он заинтересовался движущимся предметом, издающим звук. Теперь нужно вложить игрушку в ручку ребенка. Поначалу он будет удерживать ее совсем недолго, постепенно увеличивая временной интервал.
  3. Закрепить навык удерживания. Когда ребенок научится уверенно удерживать погремушку, взрослому нужно начинать тянуть ее на себя, чтобы карапуз отвечал тем же. Так он научится соотносить напряжение в мышцах с удерживанием предмета. Постепенно он начнет сам тянуться к игрушке.

Чтобы кроха начал сам хватать предметы, иногда его к этому тоже нужно подтолкнуть несложными действиями:

  1. прикоснуться к тыльной стороне его ладошки, чтобы он раскрыл пальчики;
  2. привлечь внимание к предмету (потрясти, поводить перед глазами);
  3. подождать, пока кроха сам захочет взять его, потянется навстречу;
  4. если он не проявляет интереса, можно заменить предмет на другой и попробовать снова.

Во время таких игр важно постоянно разговаривать с малышом, улыбаться, хвалить, если у него получилось сделать что-то.

Детские игрушки

Как выбрать погремушку?

Чтобы погремушки стимулировали ребенка к развитию и не нанесли вреда, выбирать их нужно основательно, исследуя множество критериев.

Какими должны быть погремушки?

  • Экологичными: не выделять токсинов, не вызывать аллергию.
  • Безопасными: не иметь острых или плохо закрепленных деталей.
  • Прочными: выдерживать множество ударов, падений.
  • Разнообразными по цвету, фактуре, звуковым эффектам: яркими, имеющими разные формы, выполненными из разнообразных материалов, издающими различные звуки (звон, треск, шелест, хруст, шуршание).
  • Практичными: выдерживающими частую чистку, мытье, стирку, кипячение.

Погремушка – один из первых предметов, помогающих маленькому человечку познавать мир и приобретать нужные навыки. С ее помощью ребенок учится не только хватать, стучать или трясти. Стимулируя кроху яркой игрушкой, его учат переворачиваться, ползать и даже ходить. Но вначале он все-таки учится ее держать. Поэтому качество и чистота ее должны быть на особом контроле у родителей.

Многие родители задумываются: когда ребенок начинает держать игрушку, нужно стимулировать процесс развития данного навыка или лучше не вмешиваться. Безусловно, базовые навыки и умения должны развиваться самостоятельно, однако не лишним будет помочь малышу своевременно овладеть ими и закрепить их. Рекомендуется как можно раньше начать уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, включая хватательные рефлексы.

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Особенности развития хватательного рефлекса

Когда кроха приобретает умения держать предметы в руках, ему открывается увлекательный и многообразный мир игры. Первое проявление хватательного рефлекса является началом пути к освоению таких видов деятельности, как самостоятельное употребление пищи, письмо, рисование и прочее.

Развитие хватательного рефлекса происходит поэтапно. Данная реакция является врожденной, однако для ее совершенствования требуется время (около года). За этот период движения малыша станут более уверенными, скоординированными, осознанными. Интенсивное развитие рефлекса начинается в возрасте 3 месяцев и в дальнейшем только набирает обороты.

Итак, формирование реакций проходит несколько этапов:

  1. От рождения до 2 месяцев. Малыши появляются на свет, имея в своем «арсенале» набор врожденных безусловных рефлексов. Если нажать на ладонь новорожденного пальцем, кроха тотчас сомкнет ее. Подобное действие совершается автоматически и не осознается ребенком. В течение первых недель жизни грудничок большую часть времени будет держать свои ручки сжатыми. Однако постепенно в нем проснется интерес к окружающему миру и собственному телу. В результате малыш начнет раскрывать и закрывать ладошки, исследуя таким образом самого себя, хватать находящиеся поблизости предметы, изучая пространство.
  2. В 3 месяца. Кроха еще не осознает своих возможностей и желаний, но при этом развитие рефлексов с этого момента начинает происходить интенсивнее. Карапуз уже привыкает к игрушкам, радостно оживляется при их виде. 3 месяца – это именно тот возраст, когда ребенок начинает тянуться к находящимся поблизости игрушкам. Благодаря этому, активно развиваются глазки, совершенствуется координация рук.

Рекомендация. Чтобы стимулировать положительные реакции, стоит повесить над головой малыша мобиль с погремушками: ребенок будет лежать и рассматривать их, стараясь к ним прикоснуться. Еще один способ стимуляции навыка – игра с малышом: можно слегка накрывать личико младенца пеленкой, а затем убирать. Наблюдая, как мама снимает ткань с его лица, кроха будет стараться тянуть ее самостоятельно.

  1. С 4 до 8 месяцев. К этому времени ребенок становится более любопытным и начинает активно изучать окружающий мир.

Важно! В данный период для обеспечения безопасности малыша необходимо убрать из его свободного доступа опасные предметы, а также игрушки, состоящие из мелких частей.

К 8 месяцам ребенок, как правило, уже умеет крепко удерживать в руках ту или иную вещь. Однако ловкости ему будет все же недоставать. Между 3 и 12 месяцем младенец начинает брать предметы, чтобы затем попробовать их на вкус. Чтобы избежать неприятностей, но в то же время позволить малышу развивать навыки, крохе можно дать для игры детскую ложечку.

  1. С 9 до 12 месяцев. Хватательный навык к этому времени хорошо закрепляется, ручки у ребенка становятся крепче и сильнее, захват, соответственно, тоже. Интересно, что до достижения возраста 2 лет малыш не чувствует различия между правой и левой рукой.
  2. После года. В дальнейшем годовалый ребенок открывает для себя новое интересное занятие – бросание игрушек. В этот период малышу очень нравится бросать предметы и ждать, что мама поднимет их и подаст ему, чтобы он снова мог их бросить. Такое поведение является нормой, именно поэтому от родителей требуется максимум терпения. Начиная с 2 лет, малыши превращаются в настоящих художников, от чего в первую очередь страдают обои. В это время дети проявляют огромный интерес к соответствующим атрибутам: краскам, карандашам, мелкам и прочее. В трехлетнем возрасте координация движений достигает достаточно высокого уровня развития, чтобы ребенок мог поставить на бумаге свою подпись (пусть даже неровную и некрасивую).

Если кроха не проявляет никакого интереса к предметам, находящимся поблизости от него (не смотрит, не пытается ухватить), то стоит проконсультироваться со специалистом. Также поводом обратиться к врачу является неумение ребенка хватать и удерживать предметы в возрасте 9 месяцев.

На заметку. У деток, родившихся раньше положенного срока, этапы развития хватательных функций происходят с некоторой задержкой, в результате чего сроки, названные выше, смещаются на более позднее время.

Младенец играет

Когда ребенок держит игрушку

Некоторые ошибочно полагают, что младенцы способны держать предметы, в том числе игрушки, с первого дня жизни, так как у них присутствует хватательный безусловный рефлекс. Однако на самом деле крепко удерживать вещь, притом делать это осознанно ребенок может после 4 месяцев. По достижении 6 месяцев дети могут брать предметы из любого положения, а также держать их одновременно в обеих руках по отдельности.

После полугода малыши способны долгое время играть погремушкой. В результате кроха формирует в своем сознании набор любимых игрушек. Эту особенность можно использовать с целью тренировки двигательных навыков: потянуть вещь, находящуюся в руках у ребенка, на себя таким образом, чтобы мышцы карапуза слегка напряглись. Также рекомендуется тренировать умение перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Роль игрушки в развитии личности

Игрушка сопровождает ребенка почти с самого рождения, оказывая существенное влияние на физическое и психическое развитие малыша, а именно способствует формированию и совершенствованию:

  • Памяти;
  • Внимания;
  • Воображения;
  • Моторики;
  • Ловкости;
  • Координации;
  • Зрения;
  • Восприятия звуков;
  • Социальных навыков.

Благодаря этим предметам, кроха знакомится с такими понятиями, как цвет, количество, форма, размер. В процессе регулярной игровой деятельности мозг ребенка накапливает изменения психики, которые впоследствии оказывают существенное влияние на формирование личности.

На заметку. Игрушка – это первый учитель ребенка, созданный взрослыми людьми для его подготовки к вступлению в социальные отношения и постепенному вхождению во взрослый мир.

В качестве самых первых игрушек для младенца выступают погремушки. С их помощью родители устанавливают эмоциональную связь с крохой, осуществляют общение (сопровождая игру ласковыми словами, улыбкой, пением). Яркий внешний вид погремушки, звук, который она производит, привлекают и удерживают внимание ребенка. В дальнейшем предмет становится интересен малышу с точки зрения манипуляций: к полугоду младенец начинает активно хватать его, благодаря чему развиваются реакция, координация, зрительное внимание. Малыш начинает размахивать погремушкой, бросать ее, поднимать, трясти. Постепенно у ребенка формируется понимание причинно-следственных связей: годовалый малыш осознает, что действия, которые он совершает с погремушкой, влекут за собой определенные последствия (например, если предмет потрясти, он издаст звук).

Благодаря контакту с музыкальными игрушками (барабаны, колокольчики, погремушки, детские гормошки), у ребенка развивается музыкальный вкус, появляется чувство ритма.

Играя с дидактическими игрушками (сборно-разборными конструкциями), годовалый малыш совершенствует моторику, учится проявлять самостоятельность, начинает осознавать результаты собственных усилий, осваивает сенсорные эталоны. Кроме того, яркий внешний вид предметов, разнообразие оттенков и форм, их гармоничные сочетания развивают у ребенка эстетический вкус.

В дошкольном возрасте применяются разнообразные игры, например, строительная, режиссерская, сюжетно-ролевая и прочие. Подобные занятия развивают воображение ребенка, формируют социальные навыки, приобщают к тем или иным профессиям.

На заметку. Важно правильно подбирать игрушки для ребенка. Делается это с учетом возраста, особенностей физического и психического развития, потребности в какой-либо деятельности, интересов малыша.

Мобиль с погремушками

Мобиль с погремушками

Как научить ребенка держать игрушку

Чтобы стимулировать развитие хватательных навыков у младенца, рекомендуется разрабатывать пальчики с помощью массажа и регулярных физических занятий.

Чтобы тренировка проходила максимально продуктивно, проводить ее рекомендуется в благоприятной обстановке: важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении, во время занятий желательно разговаривать с малышом и улыбаться ему. На первых порах будет получаться далеко не все, но расстраиваться не нужно. Многократное повторение одних и тех же действий закрепит навык.

Вот несколько полезных советов, как стимулировать развитие необходимых умений:

  1. Когда кроха пытается соединить ручки над грудью, нужно помочь ему это сделать: свести ручки вместе так, чтобы ребенок почувствовал прикосновение своих пальчиков. Сцепление рук можно тренировать во время кормления (стараться делать так, чтобы карапуз обвивал бутылочку руками). Очень удобно тренировать навык, когда кроха сидит на коленях у взрослого. В этот момент руки малыша разводят и сводят, соединяя пальчики.
  2. Эффективный способ тренировки – вкладывание предметов в руку ребенка. Для этого берут погремушку (отличный вариант – в форме кольца) и привлекают к ней внимание крохи (водят перед глазами, трясут, издавая звук). Затем переходят непосредственно к рукам: необходимо разжать кулачок младенца и аккуратно размять его пальчики. Далее повторно привлечь внимание ребенка к предмету, и кроха сам потянется за ним. Когда это произойдет, игрушку следует положить в детскую ладонь так, чтобы малыш мог ухватиться за кольцо четырьмя пальцами (большой при этом нужно разместить сверху). Навык закрепится путем многократных повторений.
  3. Хватание предметов. На первых порах ребенок берет и удерживает любые вещи без разбора (не разделяет предметы в зависимости от их назначения и свойств). К 6 месяцам действия малыша становятся более осмысленными, заинтересованными: ребенок начинает выделять один предмет из нескольких и старается дотянуться только до него. Тренируя данный навык, родители помогают грудничку сформировать и установить важные нейронные связи между зрительными и двигательными центрами. Когда умение закрепляется, кроха начинает хватать все, что попадается ему под руку, независимо от того, лежит он на животе или спине, сидит или ползет. В этот период необходимо позаботиться о том, чтобы окружающие предметы были полностью безопасны для ребенка, различались по форме, величине, цвету.

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Какие игрушки полезно давать ребенку

В первые месяцы жизни самой актуальной разновидностью игрушек является погремушка. Существует множество различных погремушек, которые подходят как для мальчиков, так и девочек:

  • Подвески (располагаются над кроваткой или коляской);
  • Браслеты и носочки (делаются из ткани, фиксируются с помощью липучки на руках и ногах младенца, соответственно). Развивают двигательные навыки;
  • Кольца (могут быть и другие формы – квадрат, треугольник и прочее). Предназначены для схватывания и удержания в руках;
  • Прорезыватели (используются в период прорезывания зубов);
  • Шуршалки (изготавливаются из ткани, имеют специальные наполнители, издающие «шуршащий» звук);
  • Слингоигрушки (подвязываются к слингу и «развлекают» ребенка во время прогулки).

Интересно. Любая погремушка может быть изготовлена как из одного материала, так и нескольких. В качестве таковых используются пластик, силикон, ткань.

Важнейшей разновидностью игрушек для малышей дошкольного возраста является кукла. Это не только предмет, участвующий в детских играх, но также неизменный партнер по общению, верный спутник и друг. Благодаря своему воображению, ребенок наделяет куклу характером, чувствами, мыслями, настроением, в зависимости от которых она совершает те или иные поступки. В процессе «общения» с куклой малыш учится проявлять заботу о «друге», воспитывает его, передает свои знания. По сути, все действия, какие совершает ребенок с игрушкой, есть не что иное, как отражение действий его родителей по отношению к нему самому. Играя с куклой, малыш воспроизводит различные формы поведения и осуществляет их оценку.

Также большое значение для развития ребенка имеют игрушки-орудия (к таковым относятся лопатки, ведерки и прочее), технические игрушки (машинки, самолеты), спортивно-моторные, самоделки и другие.

Погремушка-прорезыватель для зубов

Погремушка-прорезыватель для зубов

Хватательный навык – важнейшая функция, развитие которой влияет на формирование физических и психических характеристик ребенка. Знание того, во сколько месяцев новорожденный ребенок должен держать игрушку, поможет родителям своевременно приступить к тренировке необходимых способностей и умений.

Видео

Читайте также: