Роспись дымковской игрушки индюк

Обновлено: 20.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКДОУ Новохоперского муниципального района Воронежской области

« Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Занятие декоративное рисование

В старшей группе

«ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;

- совершенствовать речь как средство общения;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

- воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: ознакомление детей с русскими народными промыслами в образовательном процессе в ДОУ; проведение дидактических игр по закреплению знаний о русских народных промыслах,

Словарная работа: большак, древний, важно распустить, напыщен, горделив.

дымковские игрушки, кукла – перчатка «Петрушка», индюки вылепленные из соленого теста, материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).

На столах заранее приготовлены материалы для работы детей.

Дети входят в группу под звуки русской народной музыки,

их встречает воспитатель с надетым на руку Петрушкой.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим к нам!

Это Петрушка он живет в большом селе. Как красиво - то у них зимой!

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

У нас любят песни, пляски,

В селе рождаются и чудо – сказки.

Вечера зимою длинны

И лепят там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Вот и вам я приготовил подарочки – наши замечательные игрушки.

Барыни и мужики,

Ярко все наряжены,

Любят их и стар, и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Каждая игрушка показывается детям и сопровождается небольшими присказками.

Игрушки – барыни и кавалеры

Наши руки крендельком, Мы - игрушки расписные,

Щеки, словно яблоки, Хохотушки вятские,

С нами издавна знаком Щеголихи слободские,

Весь народ на ярмарке. Кумушки посадские.

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляс».

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Воспитатель: Замечательные игрушки! А знаете, дети, когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай, теплое не засушливое лето. Мы же сейчас, рассматривая игрушку, совсем не думаем об это. Мы просто любуемся ее красотой.

- Назовите цвета красок. (Ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый).

- Какое настроение создают дымковские игрушки? (Веселое, праздничное, радостное настроение).

- А какой же праздник без веселья и игры! Приглашаю всех поиграть.

Проводится динамическая пауза «Лошадки»

Эй, лошадки, все за мной! Двигаются подскоками по кругу, вытянув Поспешим на водопой. одну руку вперед, другую – подняв вверх.

Вот река, широка и глубока, Останавливаются, плавно разводя руки в Не достанешь ты до дна. стороны и наклоняясь вперед.

А водица вкусна! Пейте! Подносят ладони сложенные лодочкой к

Хороша водица! лицу.

Постучим копытцем! Притоптывают ногой, вытянув

Эй, лошадки, все за мной! одну руку вперед, другую – подняв вверх.

Поскакали домой! Двигаются по кругу.

3.Объяснение нового или расширение имеющихся знаний.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется учреждение, где хранятся ценные предметы культурного наследия. (Ответы детей).

Правильно, это музей. По всей нашей стране создано множество музеев народной игрушки, где можно увидеть различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. Есть такой и в нашем городе. Расположен он на территории Тульского кремля. Здесь представлены и народные игрушки.

4.Мотивация на деятельность.

- А сейчас я предлагаю вам немного подумать.

Дидактическая игра «Выбери игрушку»

(из предложенных игрушек выбрать дымковскую и обосновать свой выбор)

- Перед вами несколько народных игрушек. Найдите и назовите среди них дымковскую. (Дети называют игрушку – дымковского индюка). Как называется игрушка? Как вы определили? Что вам помогло?

Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? ( Да).

- Сегодня мы с вами будем расписывать дымковского индюка. Каждую игрушку мастер расписывал по своему вкусу, как ему нравилось, поэтому народные игрушки не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по -своему. Раскрашивайте каждый своего индюка, как вам хочется. Но прежде подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку. Полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, а круги делаем тычками. Не забывайте о том, как правильно держать кисточку. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. У хорошего мастера всегда чистота и порядок.

Перед тем как дети приступят к работе проводится пальчиковая гимнастика.

«Солнце, заборчик, камешек»

(по аналогии – «Кулачок, ребро, ладошка»).

Воспитатель в произвольном порядке произносит слова «солнце», «заборчик», «камешки». Дети руками показывают «солнце» - ладони с растопыренными пальцами, «заборчик» - пальцы вместе, «камешки» - пальцы сжаты в кулачки. Сначала игра проводится медленно, затем с постепенным увеличением темпа. Звучит тихая музыка, дети начинают работать, воспитатель обращает внимание на осанку детей , следит что бы дети правильно сидели.

6. Выход из деятельности.

Работы выставляются на стол

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажите, почему? Дети называют понравившуюся работу и обосновывают свой выбор.

Критерии для оценки:

- соответствие цветовой гамме;

- Молодцы, ребята! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! Занятие окончено.

Инициировать желание украшать элементами декоративной росписи (круги, пятна, точки, штрихи)заготовку индюка.

Развивать предросылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.

Формировать элементарные представления о видах искусства; стимулировать реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Учить аргументированно и развёрнуто оценивать изображения, созданные как им самим, так и его сверстниками.

Формировать умения замечать недостатки своих работ и исправлять их.

Продолжать развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых.

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Лепка индюка из пластилина на занятии по лепке, прорисовывание отдельных дымковских орнаментов на полотне.

Беседа о разнообразии народных промыслов; рассматривание дымковских игрушек, плакатов с изображением дымковской игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

-Ребята сегодня на занятии мы будем украшать росписью дымковского индюка.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковский индюк» (подготовительная группа)

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтом, коней, медведей, оленей, индюков (петухов).Почти все они-свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами, кружочками. Игрушки эти очень простые, роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, желто-оранжевый цвета. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Каждая игрушка-авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре. Для производства игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку делали мелом, разведённым на молоке). Расписывали игрушки анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи используют темперные краски и мягкие колонковые кисти.

-Я предлагаю вам расписать своих индюков, как это делаю мастерицы дымковской игрушки. Самое красивое и сложное у дымковского индюка-это хвост. Поэтому начинаем роспись с хвоста. Роспись выполняется кончиком кисти. Для росписи нашего индюка возьмём краску красного, желтого, оранжевого, зелёного и коричневого цвета. Прорисовываем шаблон индюка простым карандашом и приступаем к поэтапной росписи.


(Шаблоны я взяла двух видов).






Оставляем наших индюков на столах до полного высыхания.

Наши индюки готовы и мы можем организовать выставку "Фантастические птицы". Посмотрите какая красота у нас получилась.


"Мы знамениты на весь свет, любимцы мы в России.

Имеем чистый белый цвет, приметны ярким стилем.

Вручную лепят мастера нас из необожжённой глины.

Собачки, индюки, подружки-в ассортименте выбирай.

Народной дымковской игрушке своё почтенье выражай".

Я со своей группой очень люблю заниматься декоративной росписью. Хочу предложить вашему вниманию ещё несколько наших работ.




Коллективная работа «Дымковский индюк» (фотоотчёт)

Коллективная работа «Дымковский индюк» (фотоотчёт) Вот и наступил 2017 год – год Красного Огненного Петуха по восточному календарю. Не смотря на огненную стихию и буйный нрав символа года,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию «В гостях у Петушка» в средней группе Программное содержание: • Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Конспект НОД по лепке «Дымковский петушок» (старшая группа)

Конспект НОД по лепке «Дымковский петушок» (старшая группа) Конспект НОД лепка «Дымковский петушок» Цель: - продолжать приобщать детей к истинно русскому промыслу - изготовление глиняных игрушек;.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Батик» Тема:"Цветы для попугая Кеши"(Батик) Программное содержание: 1. Познакомить с новым видом рисования по мокрой ткани (холодный батик).

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Конспект занятия по рисованию «Козлик» (подготовительная группа) Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии,.

Конспект занятия по рисованию «Удивительный подводный мир» (подготовительная группа) Основное направление: художественно – эстетическое Интегрируемые образовательные области: «Художественно – эстетическая», «Познавательная»,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковский конь» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковский конь» Программные задачи : Продолжать учить детей расписывать ярким узором фигуру.

Цель: Обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: расширять представление о народном промысле.

• Учить рисовать губковой кистью и ватными палочками.

• Симметрично располагать узор на круге.

• Формировать умение изготовлять объёмные стоячие игрушки.

• Использовать характерные для росписи яркие цвета.

• Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.

• Вызывать интерес к народной игрушке.

• Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа: Беседа о дымковской игрушке; рассматривание предметов декоративного искусства; иллюстраций; проведение дидактических игр «Составь узор», «Наряди дымковскую барышню»; прорисовывание элементов дымковской росписи.

Словарная работа: Роспись, ярмарка.

• Показ и объяснение воспитателя.

• Обучение технике рисования губковой кистью. (белила)

• Наблюдение за работой детей.

Материалы, инструменты, оборудование: конверт с письмом;

заготовки с силуэтом дымковского индюка (туловище) и хвост; гуашь 4-х цветов; губковые кисти, кисти для рисования№ 3; по 2 штуки на каждого ребенка и ватные палочки; салфетки, стаканчики с водой, аудиозапись, презентация, проектор с экраном, магнитофон; ножницы по количеству детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который лежит на столе. Воспитатель достает конверт и читает детям письмо.

- Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек

поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей ярмарки.

Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки

для игрушек вы найдете в конверте.

В. - Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали?

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В. - Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получиться из этих частей?

Д. Индюк.

В. Правильно, эта часть – тело индюка, а эта?

В. - Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера.

В. - Но сначала давайте совершим с вами небольшую экскурсию в дымковскую слободу?

Воспитатель приглашает детей на просмотр презентации

2. Основная часть.

Давным - давно, когда спали ели в инее седом, деревья спали и спала речка скованная льдом

Мягко падал снежок, вился голубой дымок, дым шел из трубы столбом, словно в дымке все кругом. Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Слайд № 1. На берегу реки Вятки – стоит село Дымковская слобода.

Слайд № 2. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины.

Слайд № 3. В Дымково вечера были длинны, и лепили все из глины.

Слайд № 4. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.

Слайд № 5. Слепит игрушку и сразу в печь!

Слайд № 6. От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.

Слайд № 7. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет.

Слайд № 8. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!

Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

Слайд № 9. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Слайд № 10. Вот какие яркие, весёлые, нарядные игрушки делают дымковские мастера!

В. - Ну а теперь ребята и нам пора за работу! Где наши заготовки для индюка?

Его вы и будете расписывать дымковским узорам, как настоящие мастера. Но сначала, давайте вспомним особенности дымковской росписи. Какого цвета

основной фон игрушки?

В. - Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?

Д. - Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …

В. - А какие цвета используются для выполнения росписи?

Д. - Яркие, насыщенные (перечисляют).

В. - Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?

Д. - Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.

В. - Где будет расположен самый большой элемент?

В. - Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются

тонкие и мелкие элементы?

Д. - Кончиком кисти, без нажима.

В. - Правильно. Молодцы! Все мы с вами вспомнили. Но сегодня мы будем

рисовать не просто обычными кисточками, а губковыми, а еще ватными

палочками. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Два толстых индюшонка прячутся в саду (большие пальцы опущены вниз);

Два ловких индюшонка играют в чехарду (указательные сложены крест- накрест);

Два самых веселых играют в баскетбол (средние подняты вверх);

Два самых быстроногих бегут играть в футбол (безымянными попеременно стучим по столу);

Два маленьких веселых танцуют и поют (мизинцы согнуть разогнуть);

Потом все индюшата обедать в дом бегут (всеми пальцами по столу имитация бега).

В. - А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись. Самостоятельная деятельность детей сопровождается аудиозаписью с народной музыкой. Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения при рисовании. Когда все дети закончили:

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная - индюк!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы

дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки? Оставшиеся

заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать

игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам. А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.

Конспект НОД по изобразительной деятельности. Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в старшей группе

Конспект НОД по изобразительной деятельности. Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в старшей группе Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности: Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в.

Конспект НОД «Роспись дымковского коня». Декоративное рисование

Конспект НОД «Роспись дымковского коня». Декоративное рисование Декоративное рисование Цель: Познакомить детей с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка»

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика»

Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика» Программные задачи:Продолжать учить детей расписывать предметы,используя элементы росписи,закрепить прием "примакивания"при изображении.

Мастер-класс по изготовлению Дымковского индюка из пластилина.

Мастер-класс по изготовлению Дымковского индюка из пластилина. Дымковская игрушка издавна изготавливалась из глины, но это очень трудоемкий и долгий процесс, для нас это все очень сложно и проблемно.

Мастер-класс по изготовлению дымковского индюка из пластилина для детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по изготовлению дымковского индюка из пластилина для детей старшего дошкольного возраста Цель: учить детей лепить дымковского индюка, передавая характерные особенности игрушки. Задачи: Учить лепить дымковского.

Образцы росписи дымковского индюка и барышни для старших дошкольников. Часть 2

Образцы росписи дымковского индюка и барышни для старших дошкольников. Часть 2 Знакомство детей старшей группы с дымковским индюком проходило в 2 этапа: • Украшение хвоста индюка (Аппликация) • Роспись дымковского.

Образцы росписи дымковского оленя и лошадки для старших дошкольников

Образцы росписи дымковского оленя и лошадки для старших дошкольников . Часть 1. Знакомить дошкольников с дымковскими игрушками мы начинаем со второй младшей группы. Далее, в средней группе, расширяем представления.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

для 3-его класса

ТЕМА: «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

hello_html_m24cef8aa.jpg

Разработала:

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель высшей квалификационной категории

- создание условий для эстетического воспитания, слухоречевого развития обучающихся младшего школьного возраста средствами народного искусства.

- познакомить учащихся с историей возникновения дымковской игрушки;

- вырабатывать графические умения и навыки в изображении традиционного геометрического орнамента дымковской игрушки;

- формировать фонетическую и лексико-грамматическую стороны речи;

- развивать слуховое восприятие, корректировать устную речь;

- стимулировать потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;

- воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа.

- компьютер, проектор, экран;

- демонстрационный материал, в том числе речевые карточки;

- раздаточный материал: выполненный педагогом образец, цветная бумага, альбомные листы, простые карандаши, фломастеры, салфетки;

- презентация «Дымковский индюк», отражающая разнообразие дымковских глиняных индюков, таблицы-иллюстрации с изображением дымковской игрушки и с элементами узоров дымковской росписи;

- стихи о дымковской игрушке-индюке.

Организационный момент (проверка готовности).

Введение в тему, определение цели.

Мини-рассказ о развитии дымковского промысла .

Физкультурная минутка (здоровьесберегающая технология).

Практическая работа (объяснение последовательности выполнения работы).

Самостоятельная деятельность (роспись индюка).

Анализ деятельности (итог, оценивание работ).

Рефлексия .

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

- представление о народном промысле – глиняная дымковская игрушка;

- умение видеть цвет, декор игрушки;

- передавать единство цветового и декоративного качества;

- выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Познание», «Слушание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- р ассматривание дымковских игрушек;

- беседа о народных промыслах;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- роспись шаблонов дымковской барышни, лошадки;

- просмотр мультфильма В.Г. Сутеева «Петух и краски»;

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

- дымковская роспись, элементы узора, круги, колечки, точки, полоски, ёлочка, решётка, широкие линии, волнистые линии, тонкие линии.

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Дымковская игрушка – это воплощение жизни в самых радостных красках. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии.

Индюк – красочный петух, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см. Знакомство с дымковской игрушкой-индюком активизирует желание обучающихся попробовать себя в роли художника – расписать волшебную птицу. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый, зелёный, бирюзовый. Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Организационный момент (проверка готовности).

Учитель: - Добрый день, добрый час, как я рада видеть вас!

Друг на друга поглядели, и тихонько дружно сели.

Ну-ка, не ленитесь, все мне улыбнитесь!

Слушайте, запоминайте, дружно хором повторяйте.

(Уход педагога за фонетический экран, проверка слуха, подача речевого материала на слуховой основе, при затруднении предъявить речевую карточку для хорового считывания – приложение 1, стр. 10 )

Учитель: - Дымковская роспись, элементы узора, круги, колечки, точки, полоски, ёлочка, решётка, широкие линии, волнистые линии, тонкие линии.

- Ребята, послушайте внимательно загадку.

Разноцветный, голосистый, яркий, сказочный, пятнистый,

Он как встанет поутру, запоёт: - Кукареку!

Отгадайте-ка, ребятки, про кого моя загадка?

Дети: - Про петуха (При затруднении считывают с речевой карточки – приложение 1, стр. 10 ).

Учитель: - Совершенно верно, это петушок! Помните, мы с вами смотрели мультфильм «Петух и краски» - В.Г. Сутеева. Вы хотите познакомиться с индейским петушком?

Дети: - Да. (Предъявление картинки «Индейский петух» и речевой карточки для считывания «ИНДЮК» - приложение 2, стр. 11 ).

Учитель: - Посмотрите, это крупная куриная птица, называется ИНДЮК. Индюк – это индейский петух с широким распускающимся хвостом.

II. Введение в тему, определение цели.

(Предъявление картинки «Дымковский индюк» - приложение 3, стр. 12 )

Учитель: - Индюк – красочный петушок, словно павлин, с пышным и красивым хвостом, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Что такое поталь?

Дети: - Очень тонкая золотая фольга (При затруднении считывают с речевой карточки – приложение 1, стр.10 ). Он может быть маленьким, а может быть и большим. (Показ презентации «Дымковский индюк», сопровождающийся стихотворением А. Дядьковым – 8 слайдов).

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная — индюк. (А. Дьяков)

Учитель: - Сегодня вы познакомились с удивительно красивой игрушкой – дымковским индюком. Предлагаю вам познакомиться с новым народным промыслом, попробовать самим расписать индюка, то есть превратиться в дымковских мастеров, вы хотите?

Учитель: - Подумайте, что необходимо мастеру для его творчества? (Произвольные ответы)

III . Мини-рассказ о развитии дымковского промысла (восприятие нового материала).

Учитель: - Сядем рядком да поговорим ладком. В каком городе мы живём? Чем славится наш город? На какой реке стоит город Томск? (Произвольные ответы)

Учитель: - Совершенно верно. А я вам сейчас расскажу про другой город, который стоит на берегу другой реки. Внимательно послушайте эту удивительную историю. В царстве нашего большого российского государства, на берегу реки Вятки стоит большой город Киров, а в этом городе есть такой микрорайон – Дымково, и застроен он деревянными домами, прямо как у нас в Томске. Люди, которые живут в этом микрорайоне, называют его большим селом – Дымково. (Показ картинки – приложение 2, стр. 11 ). Жители этого села занимаются необычной работой, лепят и расписывают необыкновенные игрушки, как для праздника «Свистунья», так и для продажи на ярмарках на территории Вятской губернии и Поволжья.

Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. (Показ картинок с изображением дымковских игрушек – приложение 3, стр. 12 ). Раньше люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед, поэтому ставили игрушки между окнами, чтобы игрушки оберегали, охраняли жильё, а ещё все люди украшали игрушками свои дома.

Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Вы догадались какую? Сегодня вы с этой игрушкой не только познакомились, но и слушали стихотворение А. Дьякова. С какой дымковской игрушкой вы познакомились? Как она называется? (Произвольные ответы детей).

IV . Физкультурная минутка (здоровьесберегающая технология).

Учитель: - Встаньте, ребята. Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам сделать разминку, все готовы?

Дети: - Да . (Дети ориентируются на показ учителя)

Ах, красавец-петушок, (Взмах руками в стороны вверх-вниз, вверх-вниз)

На головке гребешок (Поднять руки вверх с растопыренными пальцами)

Крылья кверху поднимает, (Поднять руки вверх, при этом перебирая пальцами),

Важно головой кивает, (Опустить и поднять голову)

Раньше всех петух встаёт, громко на заре поёт (Пальцы сомкнуты, сжаты в кулак, указательные и большие пальцы смыкаются и размыкаются)

Кукареку! Хватит спать! Всем давно пора вставать! (Марш на месте, повторить два раза)

Учитель: – Все готовы стать мастерами? Приглашаю вас в художественную мастерскую.

V . Практическая работа (объяснение последовательности выполнения работы).

Учитель: - Во-первых, д ля работы вам понадобятся материалы и инструменты: бумага цветная, белый альбомный лист, простые карандаши, фломастеры, ножницы, клей-карандаш.

Во-вторых , возьмите альбомный лист и простой карандаш и обведите свою ладонь. В районе запястья сделайте округлую линию. Можно сделать несколько попыток.

В-третьих, надо вырезать фигуру по контуру.

В-четвёртых, наложите вырезанную фигурку на лист цветной бумаги, по шаблону обведите её на расстоянии 5 миллиметров.

В-пятых, вырезаем получившуюся после обводки фигуру и наклеиваем на цветную фигуру данный шаблон из белой бумаги.

В-шестых, по шаблону обведите крыло петушка.

Учитель: - Прежде, чем приступить к росписи нашего индюка, рассмотрим, какие элементы дымковской росписи вы знаете.

Дети: - Круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы.

VI . Самостоятельная деятельность (роспись индюка).

Учитель: - Ребята, прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой дымковской игрушки-индюка. Это – линии, пятна, точки, звездочки, ёлочки, круги. Не забудьте о цветовой гамме. Приклеиваем к индюку крыло, вот наша птица готова к росписи. Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора. Вы можете скопировать рисунок, можете придумать сами. Приступайте к работе. (В процессе самостоятельной деятельности предоставлять обучающимся творческую свободу, оказывать индивидуально-дифференцированную помощь, показывать и комментировать варианты исправления ошибок и композиционные приёмы росписи, стимулировать к озвучиванию личных действий в процессе творчества).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Черемушка»» комбинированного вида

(непосредственная образовательная деятельность) в средней группе

по образовательной области «Художественное творчество»

«Роспись дымковской игрушки. Индюк»

Воспитатель МБДОУ № 15

Бублик Светлана Васильевна

Тема НОД : «Роспись дымковской игрушки. Индюк»

Возрастная группа : средняя (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей : художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка, здоровье.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Цель : знакомство детей с народной дымковской игрушкой – индюк, как видом народного декоративно-прикладного искусства.

1.Учить детей самостоятельно выбирать элементы росписи и сочетании цветов для украшения игрушки – трафарета.

2.Упражнять в использовании гуашевых красок, нетрадиционных средств изображения (ватная палочка) .

3.Развивать внимание, память, воображение.

4.Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.

Предварительная работа : ознакомление детей с русскими народными промыслами в образовательном процессе в ДОУ; проведение дидактических игр по закреплению знаний о русских народных промыслах.

Словарная работа : ярмарка –Свистунья.

Оборудование : С D – плеер, аудиозапись русской народной музыки, дымковские игрушки, силуэты индюка (из бумаги), материалы для продуктивной деятельности (кисти, гуашь, салфетки, баночки с водой, ватные палочки), готовый эскиз индюка, русские народные костюмы, стол, салфетка, мольберт, стенд.

Группа разделена на две зоны:

- выставка – ярмарка «Свистунья»

- рабочая зона – столы, на которых приготовлен материал для работы детей

Звучит русская народная музыка, под которую входит воспитатель в русском народном костюме.

Всех на ярмарку зовем,

Мы игрушки продаем! (заходят дети)

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами побываем на ярмарке «Свистунья», и познакомимся с необыкновенными игрушками. А вот как они называются вы, должны отгадать:

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точечки, полоски?

(ответы детей: дымковские игрушки)

Воспитатель: - Правильно. Посмотрите, какие они нарядные. Ребята, а из чего сделаны игрушки? (ответы детей: из глины)

– Назовите, какие дымковские игрушки вы знаете? (ответы детей)

- А у нас еще интересная появилась игрушка.

(педагог открывает индюка, накрытого салфеткой)

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя! (ответы детей: индюк)

- Какими элементами дымковской росписи украшен индюк? (ответы детей: волнистая линия, кружочки, точки, колечки)

Давайте, вспомним, что обозначают эти элементы?

(воспитатель обращает внимание детей на стенд, где изображены данные образцы элементов, а дети объясняют их значение: прямая линия – это земля; волнистая линия – это вода; кольцо – это солнце; точечки – это звезды)

- Какими цветами красок мастера разукрашивали игрушки? (ответы детей: красным, желтым, оранжевым, синим, зеленым)

- Ребята, а сейчас мы отправимся в мастерскую, и вы будите расписывать своих индюшат.

(дети садятся за столы и рассматривают дымковскую игрушку – индюка, которая расположена на мольберте)

- А теперь посмотрите внимательно. Чтобы рисунки получились красивыми, яркими мы возьмем кисточку в правую руку тремя пальчиками выше железного сарафанчика. Обмакнем кисть в красную краску и кончиком кисточки нарисуем большое кольцо. Ставлю конец кисточки и веду не останавливаясь, стараясь соединить кольцо. Чтобы нарисовать другой элемент, я тщательно промываю кисть в баночке с водой, лишнюю воду убираю о край банки и высушиваю кисть салфеткой. Чистым ворсом кисточки набираю другую краску – желтую и примакиваю всей кистью, изображая лучики солнца (воспитатель показывает приемы рисования элементов росписи).

- Ребята, покажите в воздухе, как вы будете рисовать элемент волнистой линии? (дети показывают). Обратите внимание, что волнистую линию ведем плавно, не отрывая от листа.

А сейчас мы отдохнем, пальчики мы разомнем!

(пальчиковая гимнастика под русскую народную мелодию)

Крылышки захлопали (движения локтями)

Пальцы сжать, потом разжать (сжимаем и разжимаем пальцы)

Повернул индюк головку (повороты кистями рук)

Вправо, влево покивал (движения кистями рук вправо – влево)

Кисти, краски в руки взяли

Мастерами все мы стали!

- Ребята, сядьте все правильно: спинки выпрямите, ножки поставьте вместе, возьмите кисточку в правую руку, тремя пальчиками выше железного сарафанчика и приступаем к работе.

(Самостоятельная работа детей под русскую народную музыку; воспитатель помогает тем детям, которым требуется помощь; показ элементов росписи воспитатель производит на своем листе.

По истечении 10 минут, педагог делает указание о том, что работа в мастерских подходит к завершению).

- Ребята, кто закончил свою работу, подходите со своими индюшатами на ярмарку (дети со своими индюшатами подходят к столу, где находятся все дымковские игрушки и выкладывают расписных индюшат).

- Посмотрите ребята, какие у нас замечательные индюшата! Вам нравится? Почему? (ответы детей: яркие, забавные, красивые). Какой вам индюшонок больше всего понравился? Почему? (ответы детей) Ребята, мне очень хочется вас похвалить! Вы сегодня были, как настоящие мастера: каждый из вас справился с заданием, и все вы работали дружно. Молодцы!

Закончилась веселая ярмарка «Свистунья»! А мы с вами отправляемся в другое село, на новую ярмарку.

Читайте также: