Когда появились глиняные игрушки

Обновлено: 29.04.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Куклы

Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.

Только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек. Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы стали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки так всем понравились, что на Маргарет буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую по пошиву игрушек, в которой трудилась Маргарет с сёстрами. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А через год появился первый плюшевый мишка - игрушка, обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. Племянник Маргарет, Рихард Штайфф, художник по профессии, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

02.jpg

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого под его выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе, плюшевых медведей стали называть Тедди.

А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.

03.jpg

А для чего же нужны игрушки?

Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.

Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.

Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.

Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.

Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.

04.jpg

В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!


В двух словах - о глиняных игрушках вообще. Эти замечательные игрушки сегодня претерпевают упадок, так как их стиль - наивный и незатейливый, на фоне сегодняшнего времени порой кажется излишне примитивен. Но уверяю вас, это не так! Вглядитесь в них - в настоящих, возьмите в руки, и вы почувствуете их живое тепло и обаяние. К сожалению, многие фотографии в и-нете не выражают очарования этих национальных игрушек - особенно это касается Дымковской игрушки. Но я смогла найти удачные варианты. Во второй части поста - моя маленькая коллекция :)


Дымковская игрушка - изначально "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей. Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.


Весь процесс создания такой игрушки - творческий и уникальный, всё делается вручную и однажды, каждая игрушка неповторима. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".


Некоторые образцы из и-нета:


 (550x418, 63Kb)


 (500x375, 36Kb)


 (700x525, 61Kb)


 (699x470, 51Kb)


 (600x400, 65Kb)


 (673x600, 37Kb)


 (700x525, 40Kb)


Полезные ссылки по теме:


Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили последние мастерицы промысла, возобновившие его. В основе своей это свистульки, близкие по теме и сюжету к древним глиняным игрушкам. Оригинальна роспись и пластика!


 (525x700, 174Kb)


 (525x700, 102Kb)


 (500x699, 107Kb)


 (525x700, 143Kb)


 (700x525, 90Kb)


 (400x400, 124Kb)


Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.


Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.


*** К слову сказать - Каргапольская игрушка и теперь дешевле остальных и более доступна для приобретения, в отличии от безумно дорогой Дымковской.


 (600x399, 77Kb)


 (332x347, 53Kb)


 (465x699, 82Kb)


А это мои сокровища :))


 (699x466, 120Kb)


Дымковская игрушка для меня дорога, я пока приобрела лишь маленькую птичку:

Читайте также: