Когда ребенок видит игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.



Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.



Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.



Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.



Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.



Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Вопрос, когда начинают видеть новорожденные, несколько некорректен. Доказано, что плод уже в утробе матери реагирует на свет. При проведении фетоскопии (внутриутробное исследование плода с помощью специального оптического прибора – фетоскопа) ребенок переворачивается и зажмуривается, пытаясь скрыться от яркого пугающего луча. Так что ребенок рождается уже с этой способностью. Но зрение его отличается от зрения взрослых, и пройдет какое-то время, прежде чем он начнет различать окружающие предметы точно так же, как и все люди.

Что видит малыш сразу после родов

Выражение «появиться на свет» родилось не случайно. Первое, с чем сталкивается новорожденный, покинув материнскую утробу, – яркий свет в родильном зале. Незнакомые странные звуки, непонятные врачебные манипуляции – так встречает его новый мир. Взгляд новорожденного кажется задумчивым, отстраненным, но у многих малышей он внимательный, как будто они сразу пытаются всмотреться в то, что происходит вокруг.

когда начинают видеть новорожденные

Ответ на вопрос, когда начинают видеть новорожденные, простой: с самого рождения

Если бы только что родившийся человек увидел все окружающее так, как видим мы, это было бы для него большим потрясением. Но природа уберегла его от такого стресса, дав возможность познакомиться с миром постепенно.

Для этого есть физиологические обоснования. Слегка опухшие веки и покрасневшие глаза мешают хорошему зрению. Давление на голову, которое малыш испытывал при прохождении по родовым путям, тоже сказалось на зрительном восприятии: все предметы кажутся размытыми. Новорожденный видит их нечеткими, как бы сквозь пелену тумана.

Первые дни после родов ребенок в основном спит, а пробуждаясь, замечает лицо мамы. Его-то он и учится рассматривать в первую очередь. При этом мышцы глаз еще недостаточно зрелые, поэтому создается впечатление, что глаза немного косят. Крохе и правда трудно удерживать взгляд поначалу, однако так будет недолго.

Как выглядит мир глазами малыша

В первую очередь, ребенок изучает маму, внимательно всматриваясь в черты ее лица. Стоит маме появиться в поле зрения в яркой красной одежде, как малыш заметит ее издалека, но увидит еще нечетко. По мере приближения он станет все лучше различать родного человека.

К двум месяцам кроха уже хорошо узнает маму, а также начинает привыкать к остальным членам семьи, с которыми сталкивается каждый день. Папа вызывает в нем особенный интерес главным образом из-за необычной растительности на лице, если она есть. Но даже без усов и бороды черты мужского лица обычно более четкие и выразительные, поэтому новорожденные так любят рассматривать своих отцов и вообще мужчин.

В вертикальном положении ребенку легче сфокусировать взгляд и задержать его на интересном объекте, поэтому, если хотите дать малышу возможность изучить вас и окружающий мир получше, иногда держите кроху столбиком.

Любые изменения в облике – неожиданная прическа, появление очков на лице, совершенно другая одежда – могут напугать малыша.

Повышенное внимание у новорожденного вызывают яркие крупные предметы или черно-белые рисунки. Он может рассматривать их подолгу.

Что видит ребенок через месяц после рождения

Поначалу малыш способен следить только за крупными предметами – неважно, двигаются они или находятся в статичном состоянии. Месяцам к трем-четырем он научится наблюдать за движением более мелких предметов.

Способность фокусировать взгляд развивается постепенно. В возрасте двух недель малыш может удерживать взгляд на одном предмете не дольше нескольких секунд. Поэтому если хотите наладить зрительный контакт с ним, наберитесь терпения. Зато наградой вам за это спустя какое-то время станет очаровательная улыбка малыша.

В два месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на более продолжительное время. А четырехмесячный малыш может довольно долго наблюдать за предметом или человеком, который его заинтересовал. К шести месяцам он научится хорошо отличать свои игрушки от других вещей и будет с интересом наблюдать за мелкими движущимися предметами.

Как правильно показывать игрушки ребенку

Игрушки лучше размещать на расстоянии не дальше 20–25 см от глаз малыша. Ближе – вредно для зрения: если кроха будет постоянно рассматривать что-то очень близко к глазам, у него может развиться косоглазие. Размещать игрушки дальше особого смысла нет: малыш в раннем возрасте просто их не увидит. Если вешаете игрушки над кроваткой, то лучше делать это не прямо над лицом, а ближе к ножкам малыша или сбоку от него.

Маленькие дети различают не все цвета. Красный, желтый, оранжевый привлекают их больше других. Синий и зеленый малыши начинают видеть немного позже. Полностью цветоощущение развивается к полугоду.

Крутящиеся яркие мобили, которые так нравятся родителям, на самом деле не такое уж безобидное развлечение. Если размещать их прямо над головой у новорожденного, они создают ощущение непонятной угрозы. Малыш становится беспокойным, плохо спит. Точно так же его пугают резкие звуки, неожиданные хлопки, грохот.

Как определить нарушение зрения

Самое важное время для формирования правильного зрения – с первых дней появления на свет и примерно до трех-четырех лет. В этот период нужно внимательно наблюдать за малышом, чтобы вовремя заметить нарушения в его способности видеть окружающий мир вблизи и вдали, а также следить за движущимися предметами.

У большинства детей в первые недели жизни глаза слегка косят. Такое явление называют ложным косоглазием, и ничего опасного в нем нет. Просто зрительные нервы и мышцы пока еще недостаточно крепкие. Но если косоглазие не проходит в полгода и в год, нужно бить тревогу. Покажите ребенка офтальмологу, чтобы поставить точный диагноз. Возможно, понадобится специальное лечение.

Родителей также должны насторожить:

  • блуждающий взор;
  • помутнение глаз;
  • неспособность сфокусировать взгляд;
  • несимметричное движение глаз;
  • отсутствие реакции зрачков на свет или слабая реакция;
  • странные колебательные движения глаз;
  • необычная форма зрачка.

Все перечисленное – повод посетить врача и проверить зрение. Чем раньше офтальмолог выявит причину таких отклонений, тем больше шансов на выздоровление. Для коррекции некоторых нарушений нужна экстренная операция, которая поможет избежать слепоты в будущем.

Даже если ребенка ничего не беспокоит и он ведет себя как обычно, не пропускайте плановые осмотры у офтальмолога. Врач может заметить симптомы, о которых родители даже не подозревают.

Почаще фотографируйте детей, и не только для того, чтобы запомнить все радостные и волнующие моменты в их развитии. Время от времени делайте фото с яркой вспышкой в затемненном помещении. Зрачки на фото при этом должны выглядеть красными. Если один или оба зрачка отличаются от привычного красного, это может быть признаком заболевания глаз.

Внимательно рассмотрев такую фотографию, врач может заподозрить серьезные врожденные отклонения, например ретинобластому (злокачественную опухоль) и катаракту.

Все это далеко не безопасные недуги, и лучше заметить их как можно раньше. Некоторые из них требуют незамедлительной операции. Например, при глаукоме в любом возрасте ожидание может привести к печальному итогу – полной слепоте.

Во сколько месяцев нужно посетить офтальмолога

Первый плановый визит к специалисту должен состояться в месячном возрасте. Врач исключит опасные патологии – врожденную катаракту, глаукому и ретинобластому.

во сколько месяцев

Во сколько месяцев показать ребенка офтальмологу: в 1, 6–8 и 10–12 месяцев

Второй визит в кабинет офтальмолога нужно нанести в 6–8 месяцев. В этом возрасте легко обнаружить косоглазие, атрофию зрительных нервов и прочие заболевания. Первые лечебные мероприятия нужно начать незамедлительно, поэтому так важно не пропускать плановые осмотры.

Особенно важно внимательно отнестись к зрению ребенка, если у одного или обоих родителей есть проблемы в этой области.

В 10–12 месяцев уже достаточно точно определяется рефракция детского глаза. Это позволяет вовремя выявить астигматизм, близорукость и дальнозоркость. В этом возрасте уже допускается ношение первых очков. Возможно, врач покажет простые упражнения для развития зрения, которые можно выполнять дома в виде игры.

Если до 12 месяцев у малыша не было обнаружено никаких отклонений, после достаточно посещать офтальмолога один раз в год. Следите за правильным питанием, побольше гуляйте с ребенком и не позволяйте ему долго смотреть мультики. Не увлекайтесь раньше времени развивающими занятиями, которые нагружают глаза. Это поможет сохранить хорошее зрение на долгие годы.


* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

когда новорожденный начинает слышать

Ученые давно выясняют, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.

Формирование зрения

Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.

Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам

Различает темноту и свет, но в серых оттенках.

Видит крупные предметы, но размыто.

Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах.

Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета.

Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит.

Уже различает все цвета.

Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки – 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека.

Умеет распознавать геометрические фигуры.

Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека.

Развитие слуха

зрение у младенца

Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и потом легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.

Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них . Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется в роддоме методом отоакустической эмиссии.

Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.

Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.

Помощь в развитии зрения и слуха

Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:

  1. Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
  2. Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
  3. Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.

К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха и зрения.

Как определяется нарушение слуха и зрения?

слух у грудничка

Основные способы проверки слуха и зрения – это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.

Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.

Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.

Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.

Фото: Depositphotos, Рexels


* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.

Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.

При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.

Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.

Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать — по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.

1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения — малыш воспринимает красный цвет.

3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется — малыш начинает видеть желтый цвет.

4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.

6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Причины для тревоги


Если у родителей появилась тревога, что у ребёнка что-то не так со зрением или слухом, им следует проконсультироваться с педиатром. Достаточно узнать, с какого возраста у малыша должны начинаться изменения. Возможно, для того или иного проявления грудничок ещё не дорос. Не нужно впадать в панику, лучше действовать обдуманно, ведь зачастую неоправданное волнение передаётся ребёнку. Вот несколько примеров, когда посетить детского врача всё-таки стоит:

  • глазки ребёнка, достигшего шести месяцев, косят постоянно или часто;
  • малыш в возрасте трёх месяцев не реагирует на предметы, не смотрит на лица;
  • грудничок на третьем месяце жизни не реагирует на голос матери или других членов семьи.

Благодаря дополнительным знаниям можно адекватно оценивать способности грудного ребёнка. Необходимо знать, когда грудничок начинает слышать и видеть, а также как и с какими темпами у него это происходит. Нельзя забывать о том, что для маленького человечка одним из важных факторов является тесный контакт с матерью.

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.

С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду — синие и зеленые.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних — бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.

Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.

Медосмотры ребенка

За зрением малышей должны следить не только родители, задача которых — не допустить травмирования глаз, химических ожогов, но и специалисты.

Первый медосмотр на предмет зрения малыша проводится в детском отделении родильного дома. Уже на этой стадии докторам по силам определить тяжелые пороки развития и заболевания, например, ретинопатию новорожденных, глаукому и катаракту.

Первый такой визит нужно нанести окулисту, когда ребенку исполнится 1 месяц. Недоношенным малышам нужно посетить доктора повторно в три месяца, а потом — в 6 месяцев. Если ребенок родился в срок, то после осмотра в 1 месяц ему следует повторить диагностику в полгода.

Обязательным является и посещение офтальмолога в 1 год. Потом следует показывать ребенка соответствующему медицинскому специалисту раз в полгода.

Полезные советы

  • Игрушки для визуального осмотра должны быть безопасными, поскольку рано или поздно малыш начнет дотягиваться до них руками и тащить в рот. Все эти действия вполне нормальны для грудничков.
  • Не отходите от ребенка в момент игры с мыльными пузырями или в песочнице: очень часто травмы глаз случаются от контакта с химическим составом мыльного раствора, а также песчинками.
  • Новорожденный не должен царапать себе лицо уже как минимум потому, что он может травмировать глаза острыми, как лезвия, ноготками. Используйте специальные распашонки с зашитыми руками, варежки на ручки, конверты, из которых малыш не будет произвольно вынимать руки.

О том, как видит малыш в первый год своей жизни, можно узнать из следующего видео.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

видеть и слышать.jpg

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

видеть и слышать1.jpg

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Читайте также: