Конспект урока на тему роспись дымковской игрушки

Обновлено: 11.05.2024

2) закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом.

3) учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой.

4) развивать чувство цвета, воображение.

5) воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством; самостоятельность и творчество.

6) прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.

Материал: готовые шаблонные рисунки дымковской игрушки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

Яркий цветик семицветик

Принесла ребята вам.

Каждый лепесток секретик

Разгадать поможет нам.

Выросли в саду цветки

Вдруг повеял ветерок

Ветерок их оторвет

И на землю вновь вернет.

Воспитатель отрывает все лепестки и выкладывает их на столе.

. Что же это, какие - то кружочки, точки, сеточки. Я не понимаю, может вы, мне поможете?

Дети: Это элементы дымковской росписи.

В - ль: Молодцы, правильно отгадали. Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько тут красивых, ярких. Нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские.

В - ль: Правильно. А почему их так назвали?

Дети: Потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.

В- ль: Почему же село это назвали Дымково?

Дети: Зимой когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.

В- ль: Да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: Делали эту игрушку из глины

В- ль: Но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали.

В- ль: Какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

В- ль: Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

В- ль: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: Яркие, нарядные, веселые, праздничные.

В- ль: посмотрите внимательно, все ли игрушки похожи друг на друга?

Дети: нет, у них разная форма.

В- ль: А есть ли что- нибудь общее?

Дети: Общие элементы узора.

Физкультминутка «Лодочка».

Две ладошки прижму

И по речке поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

(Соединить ладони рук.)

По синей речке поплыву.

(Руки вверх, соединить ладони рук.)

Здесь по ласковым волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Руками изобразить волны, ладонями – рыб.)

Наша лодочка плывет – разводят от груди в стороны прямые руки

На волнах качается – приседают и встают (2 раза)

Мила, Лада, Лора, Лавр – загибают по очереди пальцы правой руки левой рукой

В гости отправляются – выполняют наклоны туловища влево, затем вправо

В- ль: Вот мы и приплыли в село Дымково. Это у нас мастерская светлая, просторная, и все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились? У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать мастера. Давайте им поможем. Выбирайте, какая игрушка больше вам нравиться, какую бы вы хотели расписать и занимайте места в мастерской. Какую игрушку выбрали? Садитесь по удобнее, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте что получиться.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.)

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.

В - ль: какая работа больше всего понравилась, почему? (ответы детей).

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера!

Конспект занятия по рисованию «Роспись дымковской игрушки»





Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» для детей старшей группы «Роспись дымковской игрушки». Образовательная область: Художественное творчество. Интеграция областей: коммуникация, познание, чтение художественной.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект НОД «Роспись дымковской лошадки» во второй младшей группе Конспект НОД «Роспись дымковской лошадки» во второй младшей группе. Цель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления.

Конспект НОД в старшей группе по декоративно-прикладному рисованию «Ярмарка дымковской игрушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ГНЁЗДЫШКО» Конспект НОД в старшей.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программное содержание: продолжать развивать представления детей о городецкой.

Конспект занятия по изобразительному искусству в средней группе детского сада: «Роспись дымковской игрушки» Цели: Образовательные: 1. Познакомить с народным промыслом "Дымково". 2. Познакомить с новым способом изображения- роспись по глиняной.

Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика»

Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика» Программные задачи:Продолжать учить детей расписывать предметы,используя элементы росписи,закрепить прием "примакивания"при изображении.

Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Уточка» Конспект занятия по НОД в средней группе Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка). Вид занятия: Тематическое.

Мастер-класс для воспитателей «Роспись дымковской игрушки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад №6 «Гнёздышко» Мастер-класс для воспитателей.

Конспект занятия «В мастерской дымковской игрушки»

Конспект занятия «В мастерской дымковской игрушки» Средняя группа "Капельки" побывала в мастерской дымковской игрушки. Ребята на кружке "Школа дизайна" закрепляли умения создавать композиции.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

ВложениеРазмер
rospis_dymkovskoy_igrushki.docx 32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Роспись дымковской игрушки »

Тип урока: комбинированный

Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;

- формировать навыки работы художественной росписью;

-развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;

использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Таблицы-иллюстрации «Дымковские игрушки»;

- Шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»

Содержание этапа, деятельность учителя

Учитель приветствует учеников:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Дети садятся на свои места

Регулятивные УУД. Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях

- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

- Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где?

-Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

- А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся слушают объяснения учителя

Ученики рассматривают игрушки

Познавательные УУД. Построение речевого

ориентироваться в своей

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

Самоопределение к деятельности

Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село .

- Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково … (Слайды 2-3).

- Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Познакомиться с дымковской игрушкой.

Научиться расписывать игрушку.

Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника.

ориентироваться в своей

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока.

- Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7).

- Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

- Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья».

Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.)

Хорошо читающий ученик читает по книге

Учащихся слушают пояснения учителя

Коммуникативные УУД Формировать умение строить монологическое высказывание.

Формировать умение слушать собеседника.

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.

- Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной.

Учитель показывает движения разминки.

- Все молодцы! Продолжим урок.

- Вас ожидают новые задания. Вы готовы?

- А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки.

- Что общего у всех игрушек?

- А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего?

- Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг

белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему

сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо

выделяются на белом фоне.

- Какие цвета встречаются?

- Какие элементы использовали мастера?

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

-Да, круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

- Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле.

- Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Учащиеся настраиваются на работу.

Яркие краски, белый фон, геометрические узоры.

Белый бывает снег – это цвет чистоты

желтый, черный. зеленый.

Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки.

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

тренировка в рисовании элементов росписи.

- Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки.

- А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы.

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко,

А потоп опять начнем.

-Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи.

(Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске).

- Нарисуйте желтый, синий круги.

- Теперь красной краской волнистую линию.

– Как ее можно украсить?

- Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.

- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.

- А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___

- Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень.

- Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

- Сначала обведите их по шаблону .

- А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию.

- Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись.

Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный.

- Желаю вам успехов в работе!

Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки.

- познакомить с народными промыслами;
- отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Дымковской росписи.

- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров.

- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

- соблюдать правила работы с красками;
- выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).

1.Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, Цель :

используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Работа над проектом.

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет своё рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

Работа над проектом разбита на этапы;

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

3.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4.Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

- А ещё в нашем краю говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!».

Согласны ли вы с такими правилами?

На уроке изобразительного искусства мы познакомились с одним из народных промыслов.

-Чтобы вспомнить с каким, нам достаточно заглянуть в «чудо – корзину»,сделанную руками народного мастера – умельца.

-Давайте подумаем, чем может быть наполнена эта корзина?

- Открою вам тайну «чудо – корзины». Она наполнена игрушками. В ней вы не найдёте заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. А вот игрушки, которые находятся у меня в корзине все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки. Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там где жили, гончары лепили из глины и игрушки , что здесь лежат красивы, знамениты. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы.

- Давайте заглянем в корзинку, чтобы узнать какие же игрушки пришли к нам в гости.

Бегут по дорожке борода , да ножки. (козлик)

Посмотрите, пышный хвост у него совсем непрост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (индюк)

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Голос тонок звонок

Угадайте, это (поросёнок)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (конь)

- Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман всё село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название села. Здесь в далёкую старину зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково дымкой.

А из чего же делают эти игрушки?

Там любили песни, пляски, Вечера зимой так длинны,

В селе рождались чудо - сказки. И лепили там из глины.

Но как же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в весёлые игрушки? Дети рассказывают. (Игрушки рождаются 3 раза: первый, когда её лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь. Чтобы она стала прочной. Она становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается второй раз. Потом её белят мелом с молоком и расписывают. Так игрушка рождаются в третий раз.

- Ребята это у нас мастерская, светлая , просторная. И всё у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.

- И чем мы сейчас будем заниматься? (расписывать игрушки)

- Да, дорогие мои мастера, сейчас вы будете творить чудо!

- Но сначала скажите, что общего у этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры)

- Мы говорили, что игрушку покрывают белой краской. А знаете ли вы почему?

Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили мастера игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг в снегу. И хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег.

- Какие узоры вы видите на игрушках? (клеточки, кружочки, точки, полоски и т.д)

- А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?

Оказывается, синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца, дома, круг – символ солнца, каравая хлеба, точки – это звёзды.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? Как они передали вам своё радостное настроение?

- Какие краски используют мастера дымковские мастера? (красные, жёлтые, синие)

Дымковские игрушки яркие, красочные.

- А где искали умельцы узоры? (в природе, в окружающем)

- Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)

- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)

4. Практическая часть

- Закройте глазки и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что у вас должно получиться.

- А теперь откройте глазки и принимайтесь за работу.

(дети сидят по группам, у каждой группы правила, как работать красками, элементы росписи)

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

- И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из глины.

Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с весёлым и озорным названием “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

А вы хотите на ярмарку, на игрушки дымковских мастеров посмотреть и свои показать?

Эй, девчонки и мальчишки запевайте нам частушки,

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

(дети поют частушки об игрушках)

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.

В Вятке делают игрушки, сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.

Я куплю себе свистульку буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом, громко восхищались.

Нашим Петей петушком, сражённые остались.

Наша дымкова игрушка не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка, ты, подруга подпевай.

Мастеров из славной Дымки на весь голос прославляй!

Водоноски и зверюшки!

Есть и конь здесь удалой.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Ребята, представьте свои игрушки свои так, чтобы их захотелось купить.

(дети представляют свои работы, и составляют все работы на карусель)

Все игрушки получились у нас разные, как и их хозяева.

- А для чего нужны дымковские игрушки?

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение.

Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут. Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов.

Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды. И вот сегодня мы хотим подарить нашим гостям по дымковскому коню, чтобы вы жили всегда в достатке, а остальные игрушки мы подарим в д/с «Ручеёк ».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись дымковской игрушки

Роспись дымковской игрушкиИнтегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства Тема. «Роспись дымковской игрушки». Цели. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс.


Роспись дымковской игрушки

Представлен план-конспект урока технологии в 3 классе по теме "Роспись дымковской игрушки".


"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн.


Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки. Задачи уро.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок изобразительного искусства в 1 классе

по теме: «Дымковская игрушка»

Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

- познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;

- формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование : слайдовая презентация, игрушка-шаблон для раскрашивания, кисти, гуашь, листы для тренировки выписывания узоров.

1. Организационный момент.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там, в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет впрок.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

- Ребята, а вот и гости к нам пожаловали. (Слайд 1)

- Гости к нам прибыли из старинной деревни Дымково.

- Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимой так длинны,

А лепили там из глины

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- А почему игрушку называют дымковской? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала.

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. (Слайд 2) В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. (Слайд 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. (Слайд 4) Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок. (Слайд 5)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил. (Слайд 6)

Посмотри, как хороша,

Эта барыня душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд! (Слайд 7)

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок. (Слайд 8)

4. Организация практической работы.

1) Рассматривание игрушек.

- Какое настроение создают эти игрушки? (Веселое, радостное)

- Почему веселое и радостное? (Игрушки светлые, яркие, нарядные)

- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (Преобладает белый цвет)

- А знаете ли вы почему? (Ответы детей)

- Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.

2) Гимнастика для глаз.

Хорошо гостей встречали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).

3) Анализ дымковского узора.

- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. (Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие, слайд 9)

- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, то есть все то, что окружало мастеров и символизировало богатую жизнь и хороший урожай. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Какие цвета использовали для выполнения дымковского узора? (Яркие - красный, зеленый, желтый, синий, белый)

4) Приемы выполнения узоров.

Учитель показывает на доске основные приемы дымковской росписи, дети повторяют на альбомных листах. (Слайды 9, 10)

- Мы начнем учиться с самых простых элементов:

а) берем кисточку и набираем красную краску;

б) в первой строке рисуем круги, следите, чтобы они были одинакового размера, и расстояние между ними тоже было одинаковым;

в) теперь набираем синюю краску и в центре каждого круга рисуем жирную точку. Краску какого цвета мы еще можем взять для этого элемента? (Желтую, зеленую).

Таким же образом объясняется написание других элементов росписи.

- Дети, обратите внимание, что элементы в строке и при росписи игрушек повторяются. Повторяющиеся элементы называются «узор».

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы потренировались выполнять элементы дымковской росписи на листочке. Сегодня вы распишете дымковскими узорами игрушку-шаблон, а потом мы составим из ваших игрушек коллективное панно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какая работа давалась вам легко?

- Что было трудно?

- Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте в свой блокнот смайлик.

- А если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство общего и профессионального образования

Орган местного самоуправления

«Управление образования города Каменск-Уральского»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 89»

открытого занятие в старшей группе по рисованию

на тему: Роспись дымковской игрушки

Воспитатель: Климова Е.И.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Задачи:

-развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- развивать чувство прекрасного;

-продолжать развивать навыки коллективной работы;

-развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

-закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

-закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

-закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии );

-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

-воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.

Методы и приемы:

Беседа, активизирующая опыт детей;

Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;

Совместное со взрослым или самостоятельное планирование деятельности;

Совместное со взрослым или самостоятельное определение способов деятельности;

Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности;

Анализ детских работ.

Материалы. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, дымковские игрушки, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) , ватные палочки. Большой лист бумаги для оформления картины.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

-Проходите на стульчики.

У вас у всех дома игрушки. Они сделаны из современных материалов. Каких? (пластмассы, резины, металла, меха).

-Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки.

-Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.

-Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)

- Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)

1. И село родное люди «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Часть. Основная.

1.История возникновения дымковской игрушки.

-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

-Здесь люди поселились умелые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

-Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешиваю. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка . Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

-Ребята, посмотрите внимательно на фигурки и скажите,что в них общего?

Дети: Они все белого цвета.

-Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела.

Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

-Краски используют разного цвета. Какие?

Дети: Зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие. (показать к-ку)

-Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Узор составляли мастера из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

-Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода ; прямая линия – дорога.

-Дымковские игрушки делают исключительно вручную.

Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?

Дети: Игрушки лепили с хорошим, веселым настроением!

-Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или « Свистопляска» , потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

-Ребята, вам понравился мой рассказ?

Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки различными орнаментами и сделаем веселый праздник в дымковской деревне.

2.Физкультминутка: «Пляска в дымковской деревне»

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

3. Практическая часть.

-А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели коней, которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в дымковской деревне!

-Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе силуэт лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы)

- Ребята, посмотрите внимательно как я буду раскрашивать свою лошадку

- Сначала хвост, гриву, копыта – мы закрашиваем полностью черным цветом.

-Ребята, у этой игрушки ушки – лошадки всегда раскрашивают разные. Вот посмотрите, показать картинки.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль ног, шеи, туловища ).

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища.

-Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать лошадку по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.

-Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

Пальчиковая гимнастика ,, Замок,,

-Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек покрутили,

Мы замочек повертели,

Мы замочек потянули,

Потянули и открыли!

-Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

- Какие краски мы будем использовать?

- Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

- С каким настроением мы будем расписывать наши игрушки?

- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

Индивидуальная помощь детям:

По ходу расписывания лошадки направлять детей:
-Круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Диана, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
- Дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек , по окончании работы сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки) .

Итог занятия.

-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги, где уже есть изображение деревни.

Анализ детских работ:

-Ребята, посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.

- Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Итог: Скажите

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. Какие узоры изображаются на игрушках? (кружки, полоски, прямые и волнистые линии)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

Читайте также: