Конспект урока по технологии 2 класс дымковская игрушка

Обновлено: 07.05.2024

Цель: Познакомить детей и научить украшать глиняную игрушку по типу Дымковской.

Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять и выполнять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины).

Развивать эстетическое восприятие, восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета).

Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки.

Оборудование для учащихся:

Альбомные листы, кисти, баночка для воды, палитра, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик, салфетка.

Оборудование для учителя:

Шаблоны игрушек из бумаги, краски, кисти, банка с водой, иллюстрации, образцы рисунков.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

Тихо стали, подравнялись,

Глазки на меня подняли!

Здравствуйте! Присаживайтесь! Улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее и светлее в классе. Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Меня зовут ….

- Проверьте глазками, всё ли есть у вас на столах для работы. У вас должны быть: рабочий альбом для рисования, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, палитра, ватные палочки.

- Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.

- Кто знает, какие игрушки называются народными?

- Почему эти игрушки называются народными?

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много в нашей стране.

Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

(Учитель показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

– Посмотрите на эти игрушки. Кого они изображают? Из чего они сделаны? (Сначала их лепили из глины, высушивали, затем их обжигали в печи для придания прочности. После этого игрушки покрывали белой краской, а потом расписывали разноцветными красками.)

- Посмотрите, какие яркие, радостные краски использовали мастера росписи. Какие цвета преобладают?

– Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами. Представим два художественных цеха, первый ряд будет работать в первом цехе, второй и третий ряд во втором цехе. А для того что бы узнать над чем вы будете работать отгадайте загадки.

- Загадка для первого цеха:

Скачет по полю красиво,

На подставке, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

- Загадка для второго цеха:

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лезу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

- Тема нашего сегодняшнего урока – дымковская игрушка. А именно «Роспись коня и оленя» по типу дымковской игрушки.

- Посмотрите, какие элементы используют художники для росписи своих игрушек? (кружки, кольца, волнистые линии, прямые вертикальные и горизонтальные линии образующие клетку). Эти узоры называются -геометрическими.

- Посмотрите на коня, какие элементы использовались для его украшения?

- Как украшена голова?

- Как украшено туловище?

- Посмотрите на оленя, какие элементы использовались для его украшения?

- Как украшен олень?

- Какого цвета рога?

- Как украшено туловище?

- Чем украшены полосы?

  1. показ выполнения рисунка с подробным объяснением:
  1. нужно положить альбомный лист вертикально.
  2. приложить шаблон так чтобы границы не заходили за края листа, чтобы шаблон размещался примерно по центру.
  3. обвести шаблон (силуэт игрушки животного) тонкой линией без нажима простым карандашом,г отложить шаблон в сторону.
  4. не прорисовывая простым карандашом, сразу кистью, используя наглядный материал на доске, приступить к выполнению росписи.
  5. Показ выполнения росписи коня:
  1. Красной краской закрашиваю ушки.
  2. Ватной палочкой рисую точки красного цвета в ряд сверху вниз. Обратите внимание на расстояние между ними, оно должно быть одинаковым. Оставляю место для синих кружков, рисую второй ряд красных точек. Так же рисую третий и четвёртый ряд.
  3. С помощью тонкой кисточки нарисую синие кольца между рядами красных точек, не забываю про расстояние между кольцами, оно тоже должно быть одинаковым.
  4. На последнем этапе дорисовываю глазик, копыта, нос, закрашиваю хвост.
  1. Показ выполнения росписи оленя:
  1. С помощью тонкой кисточки рисую полоски оранжевой краской. Обратите внимание на ширину полосок и расстояние между ними.
  2. Ватной палочкой нарисую кружки между полосками не забывая отступать от предыдущего кружка.
  3. После того, как нарисую все элементы, закрашу жёлтым цветом рожки, ватной палочкой сделаю точки на полосках.
  4. На последнем этапе дорисовываю глазик, копыта, нос, закрашиваю хвост.

Кто запомнил, как будем расписывать коня/оленя?

- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, веселыми, солнечными, красочными, радужными. Ваша игрушка должна быть не только красивой, а еще доброй и веселой.

- А теперь немного отдохнём. Тихо встали.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

- Итак, положили перед собой альбомный лист и приступаем к работе.

  1. Работа с шаблоном.
  2. Работа с красками.
  1. Проследить чтобы все дети приступили к работе.
  2. Индивидуальная работа (помощь учащимся).
  3. Контроль над правильностью построения рисунка.
  4. Поощрение детей.
  5. Следить за посадкой и за положением альбома.

- Сегодня на уроке мы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

- Ребята давайте представим, что мы попали на весеннюю ярмарку «Свистунья», какую игрушку вы бы себе купили? Почему?

- С какими игрушками мы с вами познакомились?

- Как украшены дымковские игрушки?

- Ребята, чем работы дымковских мастеров отличаются от других? (необычный по яркости узор, праздничные).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс.


"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети.


"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен.

Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"

Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства".


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн.


Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технология 2 класс. УМК «Перспектива»

Тема: Дымковская игрушка. Резвая лошадка (работа с пластилином)

Цель: формирование у учащихся способностей применять свои умения и знания техник лепки при изготовлении дымковской игрушки.

- познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи;

- закреплять навыки и приёмы лепки;

- развивать объяснительную речь, логическое мышление;

- воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества.

Оборудование: компьютер, проектор, диск «Технология 2 класс», учебник, пластилин.

Этапы урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята посмотрите внимательно на картинку, что на ней изображено?

- Вы знаете, как называются эти игрушки? (Дымковские)

- Вы знаете, где их изготавливают? (Ответы детей)

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите внимательно на экран. (Дети просматривают информацию с диска)

- Как вы думаете, ребята, чем дымковская игрушка отличается от обычных игрушек? (В ходе рассуждения детей, выясняется, что дымковские игрушки изготавливают из глины. Они не похожи своим внешним видом на остальные игрушки (яркий орнамент: кружочки, квадраты, ромбы, клеточка), изготавливают их в ручную.

- Ребята, кто из вас догадался, что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке? (Лепить дымковскую игрушку.Резвая лошадка).

- Что для этого нам нужно выяснить? (Сначала изучить технологию изготовления дымковской игрушки, вспомнить какие приемы лепки из тех, что мы уже знаем, будем применять в работе, а затем сами откроем новые приемы.)

Дети изучают картинки в учебнике «Технология» с.29 и объясняют, что видят на картинках и проводят аналогию с тем, как будут лепить игрушку сами.

- Из глины мастера делают отдельно детали для будущей игрушки. (Дети будут делать заготовки из пластилина)

- Мастера соединяют детали между собой, получается игрушка (Дети выясняют, что им уже приходилось соединять детали игрушки, так чтобы шва было не видно).

- Игрушку сушат в печи. Для чего? (Для того, чтобы она была крепкой и не ломалась. Выясняем, нужно ли игрушку из пластилина сушить в печи при высокой температуре.)

- Высохшую игрушку покрывают белой грунтовкой (Для чего?Чтобы на игрушке был хорошо виден яркий узор)

- Роспись игрушки происходит вручную, для этого используют определенный орнамент.

Для того, чтобы закрепить усвоение технологии изготовления дымковской игрушки, дети выполняют задание на диске (определяют последовательность выполнения работы и нумеруют картинки).

3. Выявление места и причины затруднения.

Совместно с учащимися намечают технологию работы над дымковской игрушкой.

- Свою игрушку мы будем изготавливать из пластилина, почему? (Он проще в работе, эластичней, его не нужно долго сушить)

- Рассмотрите внимательно лошадку. Первый этап нашей работы? (Сделать заготовки частей игрушки: туловище, голова,ноги,уши)

- Какого цвета берем пластилин для изготовления основных деталей? Почему белый? (Чтобы узор был хорошо виден и не нужно покрывать изделие белой грунтовой краской)

- Какую технику лепки будем использовать в работе над деталями (отрезание от куска)

- Какие еще детали нам понадобятся, чтобы получился настоящий Дымковский конь? (Грива, хвост, , украсить узорами) Какого цвета будут эти детали?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как соединить детали между собой, чтобы не было швов? Мы умеем это делать? Давайте вспомним, как мы делали фон из пластилина на картоне? (Растягивание пластилина пальцами и сглаживание) Именно таким образом мы будем сглаживать шов пальчиками.

- Как будем лепить гриву и хвост? Посмотрите на картинку и попробуйте сами объяснить технику работы. (Раскатать две тоненьких палочки, переплести их между собой и прикрепить на лошадку.

- Как будем лепить узор для украшения лошадки? (Раскатываем шарики разных цветов побольше и поменьше, накладываем их на лошадку и надавливаем пальцем).

5. Реализация построенного проекта

Учащиеся просматривают на диске этапы выполнения работы и сравнивают со своим планом изготовления дымковской игрушки. Они изготавливают заготовки лошадки согласно намеченному плану. Учитель контролирует процесс.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какой следующий шаг (Соединить детали, между собой)

- Сравните лошадку, которая получилась у вас с лошадкой, которая изображена у нас в учебнике (Взаимопроверка в парах)

- У кого есть ошибки? Где ошиблись? Почему? Кто все сделал правильно?

- Какой следующий шаг вашей работы? (украсить лошадку)

- Посмотрите внимательно на картинки в учебнике и наметьте план вашей дальнейшей работы. Учащиеся проговаривают план.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся окончательно оформляют свою работу.

После выполнения работы, проводится выставка работ. (Учащиеся выходят к доске по нескольку человек, остальные учащиеся их работы сравниваются с эталоном в учебнике и оценивают их, обосновывая оценку.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята посмотрите на доску, что вы видите? (Дымковская игрушка Петушок)

- Посмотрите внимательно, если бы нам нужно было изготовить эту игрушку, как бы мы стали действовать? (Учащиеся рассказывают план работы)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: рабочая тетрадь, пластилин, стека, образец изделия.

ВложениеРазмер
tehnologiya_dymkovskaya_igrushka.docx 26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дымковская игрушка»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству

Предметные: использовать различные способы работы с пластилином, выполнять по образцу, оформлять изделие по собственному замыслу, выбирать необходимые инструменты для работы

Личностные: уметь проводить самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, творческие способности учащихся , воспитывать аккуратность и опрятность в работе при помощи работы над созданием композиции , воспитывать бережное отношение к мебели.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, пластилин, стека, образец изделия.

Методы и приёмы

I.Этап самоопределения к деятельности

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равилевна, и сегодня урок технологии проведу у вас я.

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний и мотивация

– На прошлых уроках вы познакомились

с двумя народными промыслами. Какими?

Что расписывают народные мастера?

Чаще всего они расписывают предметы домашней утвари, посуды, сегодня наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки, мастерам дымковской росписи.

Кто может сказать, пример какой росписи представлен на экране?

Правильно, это хохломская роспись

А чем отличается хохломская роспись от дымковской?

Верно, хохломские умельцы расписывают свои изделия, изображая на них травяные узоры, посмотрите внимательно, перед нами и травы, и ягоды, и листья, а ещще, в хохломской росписи используются только черный и красный цвета, но иногда можно встретить и зеленый

А в дымковской росписи этого нет, она совсем простая и любит геометрические фигуры всех цветов

Настраиваются на продуктивную деятельность.

Л: включение в учебную деятельность

III.Постановка учебной задачи

-Сегодня мы вылепим игрушку… Угадайте какую?

Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой,

Может плавать и скакать,

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и огонь

Слушают рассказ учителя

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

IV.Открытие нового знания

М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек. Эти свистульки лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным делом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли ее в ручную и растирали в мел. В остальное время- лепили, сушили. Ближе к «Свистунье» белили мелом, украшали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушки в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Узоры имеют простые формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.

Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка.

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза

Первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые, яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.

Слепи сначало туловище-цилиндр. К нему прилепи четыре ноги-колбаски, тщательно их примажь (1)

Голова и шея – это изогнутая колбаска, на которую прилепляются уши. Стекой на голове наметить рот, сделай ноздри и глаза (2)

Из маленьких капелек сделай гриву (3)

Приклей голову к туловищу.

Хвост сделай из двух скрученных между собой жгутов, прикрепи его к туловищу (4).

Укрась игрушку (5)

Отвечать на вопросы.

Составлять план работы вместе с учителем.

Наблюдают за действиями учителя

Выполняют упражнения за учителем

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации

Р: составление плана и последовательности действий

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

V.Первичное закрепление во внешней речи

М: с ловесный(беседа)

Давайте вспомним правила работы с пластилином. Кто помнит эти правила и может их назвать?

* Работай на клеёнке или на дощечке.

*Бери для работы нужный цвет пластилина.

*Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

*По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Как вы думаете, от чего будут зависеть ваши оценки?

Все верно, тот ученик, чья работа будет выполнена аккуратно и красиво, получит звездочку.

Вспомним этапы работы. Кто сможет перечислить мне все этапы урока?

Слепи сначало туловище-цилиндр. К нему прилепи четыре ноги-колбаски, тщательно их примажь (1)

Голова и шея – это изогнутая колбаска, на которую прилепляются уши. Стекой на голове наметить рот, сделай ноздри и глаза (2)

Из маленьких капелек сделай гриву (3)

Приклей голову к туловищу.

Хвост сделай из двух скрученных между собой жгутов, прикрепи его к туловищу (4).

Укрась игрушку (5)

Слушают критерии оценивания

Повторяют алгоритм работы

-оценки будут зависеть от:

И творческого подхода

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р : саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолеванию препятствий

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: практический (выполнение задания)

- Сейчас ваша задача – слепить коня

-Давайте проверим, все ли есть у нас на столах. Кому непонятно, или не хватает чего-то, поднимите руку

Организуют рабочие места

П:выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Р: коррекция изделий, волевая

VII.Включение в систему знаний

М: словесный (беседа)

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какое изделие выполнили?

-Было ли сложно? Почему?

-Давайте вспомним, Каким же узором украшены дымковские игрушки?

Какой у них основной цвет?

Какими красками нарисованы узоры?

-О народных промыслах,

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

Р: контроль цели

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

М: словесный (анализ)

Итак, ребята, пришло время заканчивать, несите работы к столу.

Хорошо, давайте проанализируем наши работы.

Ребята, если вы не успели сделать игрушку на уроке, не забудьте доделать ее дома

Выставляют готовые работы. Выполняют самоанализ.

Уборка рабочих мест

Р: самоанализ, самооценка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии на тему: Игрушка «Ласточка»


Конспект урока Технологии - Гофрированная новогодняя игрушка - Школа России 1 класс


Конспект урока технологии 3 класс, «Что такое игрушка? Игрушка из носка»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Что такое игрушка? Игрушка из носка» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с изготовлением игрушек из носков, .


КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: ПОДВИЖНАЯ ИГРУШКА «ЩЕЛКУНЧИК»


КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: КАЧАЮЩИЕСЯ ИГРУШКИ
Конспект урока технологии "История игрушек. Игрушка-попрыгушка", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила техники безопасности, происхождение и назна.


Конспект урока технологии.Тема: Что такое игрушка? Игрушка из носка (3 класс)

Тема: Что такое игрушка? Игрушка из носкаЦели деятельности учителя: формирование умений изготавливать игрушку на руку из носка; развитие глазомера и мелкой моторики рук.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные.

Форма проведения урока: изучение нового материала.

ВложениеРазмер
27.10.2016_tehnologiya.docx 32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

Дата проведения: 27.10.2016

Тема: Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка».

Образовательные технологи и: личностно-ориентированные.

Форма проведения урока : изучение нового материала.

Цель: Совершенствование навыков лепки сложной фигуры из пластилина. Формирование мыслительной деятельности при работе по плану изготовления поделки, анализа изделия. Коррекция моторики мелких мышц пальцев. Воспитание аккуратности в работе, художественного вкуса.

Образовательные: обучить технике выполнения пластилиновой барыни и последующему украшению фигурки.

Развивающие : совершенствовать навыки работы со стеком и пластилином, способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора, осуществлению самоконтроля; рефлексии.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к работе, творческое мышление, эстетический вкус.

Положительное отношение к учению; уважительное отношению к мнению и деятельности одноклассников, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осуществление поиска и выделения необходимой информации из источников; постановка темы урока, поиск решения проблем творческого характера.

Регулятивные : планирование учебной деятельности; осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: умение строить свою работу в соответствии с планом, выполнять работу по плану.

Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование : учебник по технологии, музыкальный фрагмент «Барыня»

Материалы: пластилин, картон, цветная бумага.

Инструменты и приспособления: стек, дощечка

Универсальные учебные действия

1 . Организационный момент.

Проверяется готовность обучающихся к уроку.

Личностные : формирование учебного мотива.

2.Актуализация опорных знаний

Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно.

А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта.)

Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились?

Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковской игрушке

Рассказывают о применении выполненной на прошлом уроке поделки.

Личностные : формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

Познавательные: выделение и формулирование цели.

3. Освоение нового материала

Учащиеся читают текст на с. 28 учебника. Учитель: «Как называется селение, где появилась дымковская игрушка? (Дымковская слобода.) Один из вариантов происхождения названия этой слободы (поселения) гласит, что по утрам хозяйки в этом поселении дружно топили печи и дымок весело поднимался к небу. Вся округа была заполнена дымом, вот и прозвали эту задымленную слободу Дымковской. Какой материал использовали для лепки изделий? (Красную глину.) Что именно лепили дымковские мастера? (Свистульки были в виде зверюшек и птичек.) Рассмотрите рисунки. В виде чего еще лепят дымковские мастера свои игрушки? (Это барыни-модницы с зонтиками, с сумочками, в нарядных юбках, фартуках со сборками, кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает, кормилицы, кавалеры.) (Учитель демонстрирует детям приготовленные заранее игрушки.) Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? (Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.) Игрушки изначально делали для праздника Свистуньи, или Свистопляски, а на праздник принято одеваться ярко, празднично, красиво, вот и игрушки делали в соответствии с традициями, одевали их в нарядную, яркую одежду. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник. Посмотрите: у дымковских игрушек есть основной фоновый цвет. Какой он? (Белый.) А каким орнаментом расписывали игрушки?» (На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов).
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

И пусть он не иссякнет

Десятки, сотни лет.

Личностные : формирование учебного мотива.

Регулятивные: умение оценивать свои знания с выделением и осознанием того, что известно и что ещё нужно узнать.

Познавательные : общеучебные - выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные : умение слушать и вступать в диалог

умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнении) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определение материалов, инструментов и приемов работы;

логические – осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.

умеют принимать и сохранять учебную задачу

Особенности дымковской росписи

– Кто лепил игрушки? (гончары). А в какой последовательности мастер выполнял лепку изделия?

Расставьте по порядку технологические операции (см. дополнительный материал к уроку).

– А кто расписывал игрушку? (художники). Хотя изготавливать игрушку от начала до конца мог и один человек. Каким узором украшены дымковские игрушки?

Какими красками нарисованы узоры?

Основной элемент дымковской росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски прямые и извилистые, круглые пятна, точки, клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие цвета, красный, малиновый, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота.

Почему выбраны именно такие цвета?

особенностью дымковской игрушки, как последовательность лепки.

(если есть время) Последовательность работы над игрушкой представлена в виде таблицы. Определите, в какой последовательности мастера работали над дымковскими игрушками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностный:обучающиеся проявляют ценностное отношение к труду, демонстрируют положительный эмоциональный настрой на работу, проявляют трудолюбие, любознательность, аккуратность, проявляют интерес к Дымковской игрушке.

Метапредметный:обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (определяют с помощью учителя тему и цель деятельности на уроке, планируют с помощью учителя практическую деятельность на уроке, осуществляют практическую деятельность (модель из пластилина «Дымковская игрушка» (лошадка)), волевая саморегуляция, оценка деятельности с опорой на критерии (предложенные учителем)); познавательные УУД (самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы, в ходе анализа изделий, беседы); коммуникативные УУД(умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают свое мнение, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока).

Предметный: обучающиеся имеют представление о дымковской игрушке и ее особенностях, умеют выделять элементы декора (геометрический орнамент) и росписи игрушки, умеют использовать приемы работы с пластилином (вдавливание, оттягивание, прищипывание, раскатывание) в процессе изготовления пластилиновой игрушки «Дымковская игрушка» (конь), знают правила работы с пластилином и применяют их в практической деятельности.

Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к труду, трудолюбие, любознательность, аккуратность, интерес к народному творчеству и народной игрушке «Дымковская игрушка».

Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (определять с помощью учителя тему и цель деятельности на уроке, планироватьс помощью учителя практическую деятельность на уроке, осуществлять практическую деятельность (пластилиновая игрушка «Дымковская игрушка» (конь)), волевая саморегуляция, оценка деятельности с опорой на критерии (предложенные учителем)); познавательные УУД (самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы, в ходе анализа изделий, беседы); коммуникативные УУД(уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока).

Образовательная: познакомить обучающихся с дымковской игрушкой и ее особенностями, научить выделять элементы декора (геометрический орнамент) и росписи игрушки, совершенствовать приемы выполнения работы с пластилином (вдавливание, оттягивание, прищипывание, раскатывание) в процессе изготовления пластилиновой игрушки «Дымковская игрушка» (конь), повторить правила работы с пластилином и применять их в практической деятельности.

Цель: формировать интерес к Дымковской игрушке в процессе изготовления пластилиновой модели.

Читайте также: