Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе филимоновская игрушка

Обновлено: 17.05.2024

Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству Тульского края: народному промыслу - Филимоновской игрушке.

  • Систематизировать знания детей о народных промыслах в процессе приобщения их к творчеству Тульских мастеров. Напомнить детям о происхождении филимоновской игрушки.
  • Закрепить декоративные элементы филимоновской росписи: полосы, точки, круги, цветы, ёлочки, солнышко.
  • Учить расписывать объёмную глиняную фигурку петушка основными традиционными узорами в определенной цветовой гамме: жёлтым, зеленым, малиновыми красками.
  • Развивать художественно - эстетические способности, умение видеть прекрасное в обыденных предметах.
  • Формировать интерес дошкольников к народной игрушке.
  • Воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев, аккуратность при выполнении росписи и умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и использование ИКТ.

  • Чтение художественной литературы о мастерах Тульской области. Рассматривание фотографий с изображением Филимоновских игрушек.
  • Организовать выставку изделий из глины.
  • Вылепить заранее глиняных петушков и другие фигурки животных (кони, коровы, олени и другие).
  • помещение оформлено в виде деревушки, где расположены силуэты Филимоновских игрушек большого размера (корова, конь, солдат, барыня, петух);
  • мультимедийная установка, презентация «Чем славится наш Тульский край?»;
  • стол для выставки детских работ (хохломской росписью);
  • глиняные не раскрашенные свистульки;
  • костюм петуха;
  • фартуки;
  • тонкие (беличьи) кисточки;
  • подставки для кисточек;
  • скатерти;
  • баночки - «непроливайки»;
  • баночки с гуашью по три штуки с жёлтой, розовой, зеленой;
  • салфетки;
  • подставки для росписи игрушек (можно крышки из-под ведерок по количеству детей);
  • губки для вытирания излишка краски с фигурки;
  • латок с глиняными фигурками;
  • леденцы в виде петушков, который выносит «петух».

Дети заходят в зал и становятся перед экраном полукругом. На экране показывают презентацию « Чем славится наш Тульский край?»

Воспитатель:

Дети! Я приглашаю вас на экскурсию по Тульскому краю. Пожалуйста, дети, обратите внимание (воспитатель жестом указывает на экран). Что вы видите перед собой?

1. Я вижу перед собой город Тулу.

2. Это карта нашего Тульского края.

Дети! Скажите, пожалуйста, чем славится наш Тульский край?

Дети: Тула – город оружейников.

Правильно, Тула веками оружье ковала.

Дети:

Наш Тульский край славится самоварами.

В Туле пекут вкусные пряники.

Тульский край славится звонкими гармонями. (На экране появляется слайд со всеми тульскими ремеслами.)

Воспитатель:

А еще под Тулой есть удивительное место, где жил и работал великий русский писатель. Кто из вас знает, что это за место как зовут этого писателя?

Дети:

Это Лев Николаевич Толстой, он жил в Ясной Поляне, написал много книг и прославил Тульский край на весь мир. (На экране появляется слайд с Л.Н. Толстым.)

Воспитатель:

Вот, молодцы, как интересно вы рассказали! Наш Тульский край славится и своими мастерами. Вы знаете кого-то из них? Пожалуйста!

Да! Я знаю Тульского кузнеца-Левшу, который подковал блоху!

(На экране: Левша с блохой.)

Воспитатель:

Умница! Да, действительно богата Тульская земля и народными мастерами.

Дети, отгадайте загадку:

Есть под Тулой деревенька,

Там народные умельцы,

К нам добро в дома несут.

А добро то не простое,

И ни злато – серебро!

Создают из глины чудо,

Как называется оно?!

Что это за чудо то такое,

Необычное, глиняное, расписное?

1. Это Филимоновская игрушка.

2. Глиняные свистульки из деревни Филимоново.

Воспитатель:

Конечно же, это чудо называется Филимоновская игрушка. Дети! Вы хотите побывать в этой деревеньке и увидеть глиняные игрушки Филимоновских мастериц?

(Звучит музыка. На экране появляется деревня.)

Хотите! Тогда проходите! Вот она - эта деревенька! (Воспитатель и дети двигаются мимо указателя на деревню по кругу под песню «Вместе весело шагать по просторам». Воспитатель заходит за ширму и превращается в хозяйку, надевает костюм. А после музыки появляется изображение хозяйки на экране и рассказывает: «Вот деревня Филимонова, Тульской области, Одоевского Района. Когда-то здесь народные умельцы - Филимоновские гончары придумали лепить и расписывать игрушки из глины» (Хозяйка держит игрушку в руках.) Можно много раз видеть нашу местную Филимоновскую игрушку, но, повстречавшись, с ней вновь, опять остановишься и залюбуешься. Как всё просто, изящно, гармонично, какая выдумка и чувство красоты!

(Хозяйка появляется перед детьми, а на экране – игрушки.)

Перед вами здесь игрушки,

Разноцветны и ярки!

Озорные, как частушки,

Светятся, как огоньки!

Не просто глиняные игрушки, а Филимоновское чудо! Дети, чем необычны эти игрушки? Как вы думаете?

1. Игрушки красивые и яркие.

2. Это все свистульки.

3. Филимоновские свистульки смешные и причудливые.

4. Они озорные и веселые.

5. Все игрушки сделаны из глины.

Молодцы! Давайте подумаем, какие сюжеты легли в основу Филимоновских игрушек?

1. Я вижу перед собой танцующую пару – солдата и барышню.

2. Мне нравится конь и корова – они очень смешные.

3. У них длинные шеи.

4. А мне приглянулась красиво расписанная свинка. Ее бочка украшены причудливым узором.

Дети, что общего у этих игрушек?

1. Филимоновские игрушки похожи узорами.

2. У них вытянутые шеи.

Какие узоры филимоновской росписи вам знакомы?

1. Я знаю узор – Филимоновские цветы.

2. А мне знакомы точки и зигзаги.

3. У петуха бока расписаны елочкой.

4. Я вижу такие узоры, как солнышко и звездочка.

Сплетаются эти узоры в радостные соцветия. А какими основными цветами раскрашены свистульки?

Они расписаны красным, желтым, зеленым и иногда синим и малиновым.

Мастерицы из деревни Филимоново Тульского края не только лепили и украшали глиняные свистульки, но и сочиняли про них пословицы и поговорки. Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете?

1. Петух семейку охраняет - никого не подпускает.

2. Не желает медведь реветь – желает свистеть.

3. Верхом – не пешком, захочу – на коне поскачу.

4. Один солдат на базар – другой с базара.

5. Коровушка непростая – глиняная, расписная.

6. Танцует парочка – солдат и сударушка.

7. Конь бежит – вся земля дрожит.

Молодцы! Порадовали меня, вот, сколько пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, зачем людям нужны Филимоновские игрушки?

1. Мастера делали игрушки - свистульки для детской забавы, чтобы играть с ними.

2. Лепили для продажи на ярмарках.

3. Для красоты, потому что их раскрашивали яркими красками.

4. Они приносят людям радость.

Спасибо, вам дети за песню.

(Звучит мелодия, под которую появляется ребенок в костюме петуха с лотком глиняных нераскрашенных игрушек.)

Петушок: Петушок, я, Петушок!

Золотой, я, гребешок!

Встретить я хочу друзей.

И узнать у них секрет,

Как раскрасить мне скорей

Вот эти свистульки для детей!?

Здравствуй, Петушок! Мы рады тебя видеть!

Петушок:

Здравствуйте гости дорогие (грустно отвечает).

Что ты Петенька не весел,

Красну голову повесил?

Что ты Петя загрустил,

Свои крылья опустил?

Ох- ох-ох! (Вздыхает.)

Петушок! Мы тебя сейчас развеселим! Поиграй с нами! (Дети становятся вокруг петушка, ходят по кругу и проговариваю.)

Трух! Трух! Трух! Трух!

Ходит по двору петух.

Сапоги со шпорами,

Хвост с узорами,

И на весь двор кричит! (Дети разбегаются.)

Ку-ка-ре-ку! (Машет крыльями и догоняет детей.)

Развеселили мы тебя, Петушок? (Он вздыхает.)

Вижу, что нет! Что с тобой произошло? Почему ты грустный?

Да ребята, вот беда!

Пока шел я к вам сюда,

Проходя через мосток,

Упал в речку мой лоток!

Измочил я петушков,

Краски смылись с их боков.

Я теперь ищу совета,

Как решить проблему эту!?

К несчастию мои игрушки так и останутся не раскрашенными, ведь я не умею рисовать!

Хозяйка:

Да, беда, так беда! Дети! Как мы можем помочь Петушку?

1. Мы станем друзьями петушку

2. Мы можем научить тебя рисовать

3. Поможем заново расписать игрушки! (Решительно.)

Вот мои игрушки – глиняные петушки. (Петушок раздает игрушки.) Вы, скорее их возьмите и по ярче распишите.

И тогда они опять будут красками сиять.

Хозяйка:

Отлично! Мы поможем тебе, петушок! Дети! Мы сегодня с вами станем народными мастерами. (Надевают фартуки и повязки на голову.) Выберите, пожалуйста, себе по одной свистульки и занимайте свои места. Петушок, присоединяйся к нам и учись расписывать игрушки из глины! (Дети расписывают свистульки.) Ребята! Давайте полюбуемся все вместе на вашу работу! (Педагог ставит стол. Дети выставляют свои работы на лоток петушку.)

(Любуется.) Ох! Какие глиняные игрушки!

(Берет одного петушка, Восторгается.)

У него алой краскою сверкает гребешок!

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост!

Не забыли про подставку

Полосой украсили яркой!

Здорово у вас получилось, спасибо большое!

Хозяйка:

Помогли мы тебе Петушок?

Да, помогли вы мне на славу.

Потрудились вы не зря.

Вот сосульки получите и спасибо вам друзья.

(Дети получают леденцы в виде петушков.)

Дети:

Вот пришла к нам игрушка такая

Вся простая и без хитрых затей

Длинные шеи и расписная

Для игры и забавы детей!

А мы с вами немного отдохнем - про свистульки песенку споем! (Дети поворачиваются к фортепьяно, два ребенка берут свистульки.)

Исполняется песня « Филимоновское чудо»

Будто радуга и солнце

Здесь оставили свой след

Забавляется весь свет.

Что за чудо - чудеса

Нет игрушек краше.

Вот какие мастера

Живут в деревне нашей!

А свистульки так играют,

Что захватывает дух!

Покорил всех красотою

Петушок:

Всем друзья вам на прощанье говорю вам до свидания. (Он уходит и уносит лоток с игрушками.)

Дети, а нам с вами надо возвращаться в детский сад (звучит музыка и на экране появляется дорога в детский сад, пока звучит фонограмма «Вмести весело, шагать по просторам» Хозяйка «превращается» в воспитателя, переодевается. (На экране фотография детского сада.)

Воспитатель:

Вот и закончилась интересная экскурсия по Тульскому краю, мы с вами и в детском саду. Дети, что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось?

1. Мы побывали в деревне Филимоново.

2. Мы играли, пели, рисовали

3. Мы научили петушка расписывать глиняные свистульки.

4. Вспомнили, чем славится наш Тульский край.

5. Наши игрушки получились красочными и аккуратными.

Дети, куда мы можем выставить ваши работы? Где могут храниться Филимоновские свистульки?

1. Глиняные игрушки могут украсить наш дом.

2. Их можно продавать на ярмарках.

3. Свистульки можно передать в музей.

4. Игрушки можно подарить близким людям, им будет очень приятно.

Дети! Вы большие молодцы. Вы показали себя настоящими мастерами. Все очень хорошо поработали! Всех благодарю!

• Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, сформированности сенсорных эталонов: цвета, величины и формы,, тактильной чувствительности;

• Продолжать знакомить детей с филимоновскими игрушками, закрепить элементы росписи: точки, полоски, ёлочки.

• Активизировать словарный запас детей.

• Продолжать развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.

• Развивать эстетическое восприятие.

• Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество.

листы бумаги, с нарисованным контуром цыплят, образцы филимоновских росписей, цветные карандаши, ластик.

• рассматривание филимоновских игрушек,

• беседа о народных промыслах,

• рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,

• чтение стихов, загадки о филимоновских игрушках-свистульках,

• роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью.

Ход занятия:

Перед началом занятия вешаю на доску бумагу с изображением филимоновской игрушки, без узора.

В:- Дети, скажите, что вы видите на доске? Узнаете ли, что здесь изображено?

Д: - Петушок, цыпленок, филимоновская игрушка без узора.

В: - Дети, я знаю, что вы уже рисовали филимоновские узоры. Но давайте вспомним, что же вы о них знаете. Знаете ли вы когда появилась филимоновская игрушка? Точной даты ее происхождения нам не говорят, единственное, что нам известно о времени появления такого чуда, это целых 700 лет назад. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а дети девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

В: - Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.

Во время рассказа вешаю на доску цветные изображения игрушек и показываю указкой на то, о чем говорю. После обсуждения и повторения про филимоновскую игрушку я вывешиваю на доску несколько картинок с различными узорами.

В: - Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки в малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, "детский" стиль, старинные деревенские сюжеты - это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент включает в себя разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки.

В: - Ну что ребята, вспомнили? А теперь я прочитаю вам стихотворение про филимоновскую игрушку :

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

В: - Красивое стихотворение? Как вы считаете, это стихотворение подходит под описание филимоновской игрушки?

В: - А теперь, давайте встанем и немного подвигаемся.

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

И, как птица полечу.

А потом присяду, встану.

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного.

И пешком пойду в дорогу.

Если надо, побегу.

Все на свете я смогу!

В: -А теперь, садитесь на места и взгляните, что у меня есть. Выберете себе ту, которая вам больше понравилась.

На столе лежит несколько стопок с разными контурами (русские бабы, кавалеры, животные) и дети выбирают.

В: - А теперь, перед вами есть множество узоров, выбирайте и оформляйте свою фигуру.

После того, как дети все нарисовали, выкладываю все рисунки на последнюю парту и вместе с детьми рассматриваем, что получилось.

В: - Ребята, вы все молодцы, красиво нарисовали!

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»

Лепка из глины. Филимоновская игрушка Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее:.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе. Дымковская игрушка. Тема: «Нарисую я лошадку». Цель: Знакомить детей с.

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности во 2 младшей группе. Тема: «Дымковская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня когда я шла к.

Конспект занятия «Спички детям — не игрушка» Тема «Спички детям – не игрушка» Цель. Создание социальной ситуации для расширения знаний детей о пожарной безопасности. Задачи: Обучающая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной детельности для детей старшей группы на тему " Золотая хохлома" Группа №6 «Теремок» старшая (возраст.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Рисование «Моя любимая игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: 1. Выявить уровень развития.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

НОД по изобразительной деятельности на тему «Пасхальное яйцо» Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Пасхальное яйцо". Актуальность темы: В настоящее время дети,.

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами.

Проект по изобразительной деятельности на тему: «Дикие животные» Проект по изобразительной деятельности на тему: «Дикие животные» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творче-ских способностей.

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Учить рисовать элементы филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

ВложениеРазмер
filimonovskaya_igrushka.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Чудо филимоновских свистулек»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Закрепление уже закомых промыслов : гжель, хохлома,городец, дымковская игрука, Семеновские матрешки. Закрепление: виды художественных жанров: портрет,пейзаж,натюрморт. Повторение основных цветов.

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить рисовать элементы филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Словарная работа: народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, филимоновская игрушка, элементы росписи. Художественные жанры.

Методы и приемы: игровой, наглядный, использование художественной литературы, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ ребенком, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением

игрушки-свистульки (курочки, птички, барыни, солдат, козел, баран, и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; краски гуашевые, кисти, баночки с водой. Картинки : гжель, хохлома,городец, дымковская игрушка, Семеновские матрешки.

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

. П: У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

П .Добрый день, тебе сказали!

Добрый день, ответил ты!

Нас две ниточки связали

Теплоты и дрбраты!

П .По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

С любовью мастерят.

Издавна русские люди славились народно-прикладным искусств.

С какими видами народно-прикладным искусства мы закомы?

Педагог показывает картинки , а дети рассказывают.

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

- Какие цвета преобладают в росписи данной игрушки?

- Желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета.

-Из каких элементов состоят узоры?

- Полосы, дуги, точки, солнышки.

_ Полюбуйтесь: роспись на них яркая, цветными полосками: малиновыми, желтыми, зелеными. Вот какая веселая радуга получается!

Пальчиковая гимнастика : «мы точили карандащ» подготовка рук к рисованию.

Работа в творческой мастерской

Физкультминутка: игра «Карусель»

Игра: «Найди жанры живописи»

Дети выбирают жанры живописи (портрет,пейзаж, натюрморт»

Игра «Как можно назвать по другому»

Филимоновская игрушка готова! – Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

Так и хочется сказать

Ну, игрушка, просто диво,

Загляденье, как красиво!

И не зря ведь говорится:

«Дело мастера боится»!

- Понравились ли вам ваши игрушки ?
Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ»

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Знакомство с филимоновской росписью»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

Тема образовательной

деятельности

«Знакомство с филимоновской росписью»

Доминирующая

образовательная область

Виды детской

деятельности

Художественно-творческая деятельность: рисование ( акварель); чтение художественной литературы; художественная творческая деятельность, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания : рассказ (монологическое, последовательное изложение материала)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения : практический (выполнение заданий, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность)

Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядный (рассматривание картинок, рассматривание филимоновской игрушки , ИКТ (презентация)

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)

словесные методы, наглядные методы; практические мето¬ды.

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое ,познавательное ,коммуникативное, речевое.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 и 6-7 лет)

Продолжение знакомства детей с русским народным творчеством- «филимоновской росписью» .

Планируемые результаты

Составлять узор, элементы узора филимоновской игрушки (треугольники ,елочки и т.д.) и научить видеть красоту изделий; научить набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок.

Дети узнают орнамент филимоновской игрушки ,умеют отличать от других видов народного промысла.

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Знают где зародилась филимоновскоя игрушка и могут рассказать о ней, описать цветовую гамму и орнамент.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, чувство гордости за умения народных мастеров.

Дети с удовольствием рассказывают о народных промыслах русских мастеров.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Технология построения орнамента с учетом цветовой гаммы.

Сопровождение создания модели орнамента (индивидуальное), напоминание, рекомендации по подбору цветов.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Искусство. Л.1975

Изобразительный ряд: Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. Мозаика-Синтез, 2013 г.

Материалы и оборудование: изобразительные материалы (акварель, гуашь, кисточки тонкие ,); ноутбук, экран, проектор, филимоновская игрушка, образцы росписи, непроливайки с водой, альбомный лист.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Введение в тему

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним народно прикладным искусством.

Мотивация деятельности детей

А с каким вы узнаете из стихотворения.

Есть под Тулой деревенька

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки и игрушки.

А вот дети 2 группы нам написали записку ,что тоже хотят научиться орнаменту филимоновских мастеров, чтобы повесить на стенд для родителей.

В:А как мы с вами это сделаем как мы им поможем?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Д:Давайте мы для них нарисуем как мастера из Филимоново и подарим им наши рисунки !

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Предлагаю вам поиграть и вспомнить какие мы виды декоративно-прикладного искусства знаем.

Дидактическая игра «Собери картинки».

Я предлагаю вам разделиться на пары и собрать картинки с элементами одной из росписей.

- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

У нас есть картинки, на которых изображена роспись, о которой мы ничего не говорили. Кто - то может сказать, что это за роспись?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы узнать об этой росписи, я приглашаю вас на мастер – класс .

Рассказ - презентация о филимоновской росписи. Зародилась эта роспись в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Послушайте . Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Физкультминутка:

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, фигурки людей и животных.После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какие основные цвета преобладают в росписи игрушек.

Д: Красный, зеленый, желтый.

Желтый цвет мастера называют – лимонкой, зеленый - зеленка, красный – малинка.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.

Д: Полоски, елочки, треугольники, веточки, листики, овальные пятна.

В: В орнаменте филимоновской игрушки нет четких геометрических форм, как в дымковской игрушке. Узоры расположены в веселом беспорядке разбросаны по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор.

И лишь лица у фигурок остаются белыми и небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Филимоновские узоры бывают простые и сложные.

Простые состоят из цветных чередующихся полос.

Сложными узорами украшали фигурки людей.

Сложные узоры это: ветвистая «елочка», «солнышко».

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растений. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

Отдохнули !А теперь приступим к работе (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки).

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

В:Ребята с каким орнаментом мы свами сегодня познакомились?

Вы хотите познакомиться с другими орнаментами

Сегодня особенно старались

На этом наше занятие подошло к концу, наши игрушки получились яркие и веселые. Предлагаю устроить выставку филимоновской игрушки на нашем стенде , а ещё кому мы собирались помочь?

Д:Научить детей 2 группы рисовать орнамент!

В:Да,давайте отправим почтальона к ним с лучшими работами .Кто хочет быть почтальоном?

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»


Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания.

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Рыбы»…

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Рыбы» (Онлайн ООД) Подготовительная группа Образовательная область: «Развитие речи» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие».

НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний…

НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж» для воспитанников с ТНР старшего дошкольного возраста (Первый год обучения) Цель.

Сценарий для праздника 8 марта в подготовительной группе «Праздничное телешоу»

Сценарий для праздника 8 марта в подготовительной группе «Праздничное телешоу» Ведущая: Добрый день дорогие, гости! Примите наши поздравленья в международный женский день! Пусть будет.

Комментарии

Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день .

В блогах

Конспект интегрированной ООД во второй группе раннего возраста …

Конспект интегрированной ООД во второй группе раннего возраста «Приключения колобка» Цель: Развивать познавательную активность детей, развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, сенсорных эталонов. Задачи: «Познавательное развитие»: Развивать наблюдательность, способность сравнивать и анализировать. «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку действовать сообща.

Ребенок на даче

Вот и наступило лето. А, как известно лето с ребёнком нужно проводить на даче. Дети, как и все в семье, ждут этого радостного события. Свежий воздух, речка или озеро, фрукты и ягоды сделают иммунитет ребенка более устойчивым к различным заболеваниям, а.

Картотека опытов для малышей

Опыт № 1. «Воздух в стакане». Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: В стакане есть.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Все дети развиваются по-разному. Некоторые малыши уже к двумя годам освоили навыки самообслуживания, а других родители кормят с ложечки до школьного возраста. Как же научить ребенка основным навыкам самостоятельности? Чтобы не жаловаться в будущем на неумелость и неприспособленность своих детей.

Читайте также: