Костромские игрушки из глины

Обновлено: 27.04.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Каргопольская игрушка. Документальный фильм (1982)

Каргопольская игрушка. Документальный фильм (1982)

Каргопольская игрушка – традиционный народный промысел, сложившийся на местных красных глинах. Гончары изготавливали глиняную посуду, а из остатков глины лепили игрушки для детей и для забавы. Фильм о династии потомственных гончаров Шевелевых, сумевших возродить и продолжить традиции народного промысла – каргопольской игрушки (Архангельская область).

НЕ БЕЗ ВОЛШЕБСТВА. Мастерица Ирина Чувашова

НЕ БЕЗ ВОЛШЕБСТВА. Мастерица Ирина Чувашова

. Последние штрихи – заглаживание нескольких вмятинок и нанесение нарядного декора палочкой …Дружное и пока сырое глиняное семейство, пара с детками и зверьками домашними глядит задорно на свою совсем молодую создательницу. Можно, наконец, выйти из-за стола после четырехчасового фестивального онлайн-марафона и помыть руки… Ирина еще не знала тогда, что уйдет с этого конкурса победителем.

Альбом «РУССКИЕ ИГРУШКИ» с картинками и описанием

Альбом «РУССКИЕ ИГРУШКИ» с картинками и описанием

Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Михаил Шмаров и Светлана Пиманова основали в Костроме музей петровской игрушки, которую сами же и делают. Сейчас они практически единственные, кто продолжает традиции многовекового промысла, о котором к концу XX века практически все забыли.

Выставка глиняной игрушки «Игры всерьёз» - 84 фото

Выставка глиняной игрушки «Игры всерьёз» - 84 фото

В Архангельской областной научной библиотеке им. Добролюбова открылась выставка глиняной игрушки из собрания народного мастера России Сергея Степановича КЛЫКОВА. Более 30 лет Сергей Степанович собирал глиняные игрушки в разных уголках мира. В его коллекции находится около 200 игрушек, которые он подарил библиотеке. Птицы, звери, всадники, деревья – глиняные игрушки из различных регионов России, традиционные и авторские вы сможете увидеть на экспозиции.

Каолин — фарфоровая глина

Каолин — фарфоровая глина

Знаменитый венецианец Марко Поло прожил в Китае 26 лет. Он привез с собой в Италию из путешествия никем не виданные легкие и красивые китайские чаши и вазы. Это было в ХIII века. Секрет изготовления удивительной посуды очень интересовал его современников. Ходили всякие слухи.

Основы художественного ремесла. Барадулин В.А. (ред.) (Часть 2)

В книге содержатся методические рекомендации учителям изобразительного искусства и руководителям художественных кружков по работе с твердыми материалами, практические советы по обучению школьников приемам резьбы и росписи по дереву, художественной обработки металла, кости, изготовления керамической игрушки. Первая часть второго издания пособия «Основы художественного ремесла» вышла в 1986 г.

Дымковская игрушка

В слободе Дымково под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.

Чудо-кони, чудо-птицы. Геннадий Блинов

Обобщенность, условность формы и раскраски, выразительность, непосредственность, яркость не определяют особенности народной игрушки России, в отличие от игрушки и декоративной скульптуры других народов. То же самое можно сказать об игрушке Таджикистана и Узбекистана, Украины и Литвы, Японии и Мексики. В чем же проявляется национальный характер нашей игрушки?

Дымковская игрушка - история промысла и фото

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

Потомственный гончар, мастер романовской игрушки Иван Федорович Гункин родился 23 марта 1928 года в с. Ленино Липецкого района (до 1920 года – с. Романово). Жители этого села, а также соседних сел Пады и Троицкое традиционно занимались гончарным ремеслом. В самостоятельный промысел выделилось изготовление романовской глиняной игрушки.

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда то в обиходе была в основном глиняная, целые сёла занимались гончарством. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие игрушки, фигурки-свистульки.

Мастера каргопольской глиняной игрушки

На юге Архангельской области, недалеко от того места, где Онега вытекает из озера Лача, спрятался в хвойных лесах, тронутых березовой сединой, тихий маленький городок Каргополь. Вынянченный и укрытый от врагов дремучим бором, он долго сохранял традиции, восходящие к самой глубокой древности.

Специальный репортаж «Тайна игры»

Дети привыкли, что игрушки должны пахнуть лаком, краской, пластиком. Природные запахи, грубоватая поверхность кости, кожи, дерево их отталкивает, но и притягивает одновременно. Так начинается знакомство с миром традиционной игрушки.

Валентина Племянникова "Дымковское искусство"

Валентина Племянникова

Более 400 лет существует на Вятской земле дымковское искусство. Много талантливых художниц посвятили себя этому народному промыслу. Среди них и Валентина Петровна Племяннникова. Можно смело сказать, что сегодня Валентина Петровна является старейшим мастером своего дела. Она родилась в 1938 году в городе Кирове. С 1958 года начала заниматься дымковской игрушкой. В старой части города Кирова Валентине Петровне была предоставлена мастерская, где она и по сей день лепит свои очаровательные произведения.

Музей «Петровская игрушка»

Детям до 5 лет бесплатно, для детей старше 5 лет: 50 руб., для взрослых: 100 руб. Стоимость мастер-классов — от 250 до 600 руб.

Музей «Петровская игрушка» — один из популярных музеев Костромы. Этот музей, расположенный в самом центре города, неподалеку от Торговых рядов, притягивает своих посетителей атмосферой добра и детства, царящей здесь. Он ориентирован именно на детей, и любому ребенку будет интересно тут оказаться.

Музей был открыт в 2013 году, а местным традициям производства глиняных изделий насчитывается уже несколько веков.

Главное место в экспозиции музея занимает знакомая посетителям с детства петровская игрушка — глиняные свистульки, статуэтки и кухонная утварь.

В костромском музее «Петровская игрушка» хранится более 1 000 экспонатов, регулярно коллекция пополняется авторскими работами.

Помимо увлекательных экскурсионных программ, посетителям предлагают мастер-классы и лекции, в ходе которых можно научиться изготовлению петровской игрушки из глины. Благодаря интерактиву музей стал одним из любимых мест для семейного отдыха, посетить его приятно и детям, и взрослым.

Музей «Петровская игрушка»

История

Петровская игрушка зародилась именно в Костромской области и уже много столетий является одним из главных ремесел края. Издревле игрушка создавалась именно для детей. Поначалу это были разнообразные свистульки, но позже ассортимент расширился.

Петровской игрушка названа по наименованию места, где впервые была создана, — деревни Петровская. От других подобных изделий Петровские отличаются именно тем, что их делают из темной глины и оставляют такой же, не раскрашивая ее. А узор, который вы сможете на ней увидеть, выдавлен прямо в глине.

В деревне Петровской было серьезно развито гончарное искусство. Гончары создавали вазы, горшки, кухонную утварь, а из остатков податливого материала делали свистульки. Позже в такой же технике стали делать и другие изделия для дома и кухни.

Музей «Петровская игрушка»

Экспозиция музея

В экспозиции музея «Петровская игрушка» в Костроме — изделия мастеров из деревни Петровская. Это основная часть экспозиции и особенно значимая, ведь умельцев-авторов с каждым годом становится все меньше, хотя и ремесло передается от поколения к поколению. Большинство мастеров — местные жители. Созданная ими коллекция уникальная, другой такой не найти по всей России.

Помимо местных экспозиций, в музее представлены коллекции мастеров из других регионов страны и мира, которые также уникальны.

Среди статуэток и изделий в музее можно увидеть:

  • фигурки лесных зверей и птиц,
  • человеческие фигурки разных сословий,
  • народные инструменты,
  • вазы и глиняную посуду и т. п.

Музей «Петровская игрушка»

В музее Костромы посетителей ждут увлекательные мастер-классы — одно из самых интересных занятий. Вас и вашего ребенка научать делать простые игрушки, например, свистульки. Гончарное искусство — одно из древнейших в нашей стране, и приобщиться к его основам будет познавательно для каждого ребенка или взрослого. Глина — живой и податливый материал, работа с ней доставляет удовольствие, расслабляет и умиротворяет, например, после насыщенной прогулки по городу.

При этом сотрудники музея проводят мастер-классы вместе с интересными лекциями, ориентированными именно на детскую аудиторию. Они рассказывают о прошлом Костромы, ее традициях и необычных особенностях. При этом посетители как будто переносятся в прошлое.

Музей «Петровская игрушка»

Цена билета в музей «Петровская игрушка» в Костроме в 2022 году

Стоимость билета зависит от возраста посетителя и является невысокой, чтобы каждый желающий мог увидеть исконно русские сувениры и изделия. Билет не имеет ограничения по времени и включает в себя вход и экскурсионную программу.

  • Детям до 5 лет вход бесплатный,
  • для детей старше 5 лет (и до 18 лет) — 50 руб.,
  • для взрослых (от 18 лет) — 100 руб.

Отдельно оплачивается участие в мастер-классе по созданию игрушек. В зависимости от уровня сложности и количества человек стоимость составляет от 250 до 600 руб. В нее входит подробное обучение с предварительной мини-лекцией о древнем ремесле и его традициях, а также раздаточные материалы для поделок. При этом сделанную собственноручно игрушку посетители могут забрать с собой в память о посещении музея и Костромы в целом.

Музей «Петровская игрушка»

Как добраться до музея «Петровская игрушка» в Костроме»

Музей «Петровская игрушка» расположен в историческом центре Костромы, на улице 1 Мая, поэтому добраться до него будет нетрудно.

Для этого подойдут местные наземные виды транспорта. Например, автобусы № 1, 2, 4, 9, 10, 14, 21, 38, 48, 51, 56, 57, 66, 81 и троллейбусы № 2, 3, 7 и 9. Ближайшая к музею остановка — «Сусанинская площадь». От нее до цели — примерно 1 км, но путь не покажется долгим. Он пройдет через исторические места и набережную Костромы. За 15–20 минут прогулки посетитель дойдет до музея.

Добраться до музея петровской игрушки можно и на автомобиле (рядом можно припарковаться), или же воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber и другими. Город небольшой, поэтому поездка обойдется недорого.

Музей «Петровская игрушка» в Костроме — панорама Google Maps:

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Название музея говорит о том, что центральное место в его экспозиции занимает традиционный народный промысел Костромской области – Петровская глиняная игрушка.
Показать полностью.
В музее представлены работы знаменитого мастера Павла Иванова (д. Петровское), народного мастера Михаила Шмарова, Светланы Пимановой (г. Кострома), а так же авторские работы других мастеров из регионов России и мира. Всего около 1000 экспонатов.
В нашем музее любой желающий сможет увидеть как в течение 10 минут без каких-либо инструментов из обычного комочка глины получается настоящие произведение народного искусства – Окарина или как говорят в народе свистулька. При желании можно вылепить самому горшок на гончарном круге или вылепить свистульку, мастера вам в этом помогут, расскажут, покажут.

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена

Мария Хапова

Светлана Пиманова

Татьяна Мацюк

Здравствуйте, мастер-классы у Вас по каким-то конкретным дням или каждым день есть возможность попасть?

Светлана Понарина

Светлана Понарина запись закреплена

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена
Наталия Моисеенко

Столько этнографии пересмотрела и перетрогала, что ни пером описать, ни в посте высказать.

Вчера выбирали, раздевали, привозили.

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена
Народная галерея ГРДНТ им. В.Д.Поленова

Старооскольская глиняная игрушка — традицонный промысел Белгородской области.

Зародился в конце XVI—XVII вв. Одно из первых письменных упоминаний о нем датируют концом XVIII века, когда центр гончарного производства сложился в слободе Казацкой.
Показать полностью. В этих краях использовали преимущественно смесь из двух видов глин: очень жирной, серой и включавшей песок красной «пескуши», а также беложгущуюся глину. Горны для обжига располагали, удобно задействовав холмистый рельеф местности.

«Старооскольскую игрушку делают из белой жгущейся глины, тонкий черепок, нежная эскизная роспись ангобами, легкая и воздушная как взмах ресницы. У нее свои особые приемы лепки, в которых, в отличии от всех других глиняных игрушек, шов располагается сверху, а не снизу. Фигурки по-другому собираются и поэтому получаются такими необыкновенными по пластике», – говорит лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России», член Союза художников России, Народный мастер России и Белгородской области, директор Дома ремёсел Наталья Никишина.

До начала ХХ века на фигурки наносили покрытие из жидкой глины, чтобы после обжига они приобрели охристый оттенок. Позже стали применять в росписи зеленый, малиновый и синий цвета, добавлять узоры в полоску или елочку, используя черную, красную и коричневую краску.

На ярмарках и в селах игрушки продавали недорого, но популярность и востребованность была верным источником дохода для лепивших их женщин и подростков. Самыми ходовыми были свистульки: всадники, коники, утушки, птички, барышни. Самыми запоминающимися выступали барышни в характерных для промысла нарядах. Оригинальное мастерство местных мастеров выразилось и в создании животных: птичках, козликах, баранах. Многие персонажи были связаны с историей города-крепости Старый Оскол и представали в качестве служивых в различной военной экипировке.

Искусствоведы относят старооскольскую игрушку к относительно редкой посадской. В ней нет красочности и детализации как в городской игрушке, но вместе с тем отсутствует упрощенность и топорная роспись, присущая крестьянской.

В годы революции и гражданской войны традиция гончарства в Старом Осколе продолжала бытовать. В 1930-е годы гончары, объединившись в артель, продолжали создавать бытовую керамику и игрушки. Игрушечный промысел стал затухать, лишь в условиях конкуренции с фабричными изделиями.

Наовый интерес к старооскольской игрушке вспыхнул в 80-е годы ХХ века. В наши дни промысел развивается и сохраняется государственными культурными организациями Старого Оскола. В городе функционируют различные мастерские, в которых работают знатоки своего дела, имеющие большой творческий потенциал и искренне любящие свое направление.

Читайте также: