Костюм дымковская игрушка для девочки

Обновлено: 05.05.2024

Русский народный костюм по мотивам дымковского орнамента имеет свои индивидуальные черты, которые подчеркивают национальный калорит и характер нашего народа, живущего в большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки. Неотразимое обаяние праздности, красочного великолепия сообщают «дымке» не только яркие расцветки, но и совершенно оригинальный, ясный, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи. Строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков.

Кукла девочка Анастасия в дымковском костюме.

Посмотрите, как хороша

Эта девица – душа –

Щечки алые горят,

Кокошник над проборчиком,

Куклы – мальчики Иван да Егор в дымковском костюме.

В Дымковской Слободе

Парни ходят в косоворотке,

А на голове картуз,

В длинных брюках, сапогах.

Девушки вздыхают: «Ах!»

В большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки, родилась дымковская игрушка. В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Шили к ярмарке и нарядные, праздничные костюмы, используя элементы дымковского узора.

Русский народный костюм по мотивам дымковского орнамента имеет свои индивидуальные черты, которые подчеркивают национальный калорит и характер нашего народа, живущего в большом селе Дымково. Неотразимое обаяние праздности, красочного великолепия сообщают «дымке» не только яркие расцветки, но и совершенно оригинальный, ясный, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи. Строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков.

Сегодня мы приглашаем Вас в Мастерскую народного костюма, где мы сможем рассмотреть куклы, расписанные дымковскими узорами. Познакомимся с народным костюмом для девочки и мальчика.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Мастерская семьи Ивановых.

Елена Николаевна с дочкой Соней показывают нам куклу-девушку Анастасию. В декоративной росписи платья нарядной барыни мы видим своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, бусы, кофта, юбка, передник. В народном костюме все украшено узорами: клеточки, полоски, кружки, овалы, точки. Узоры гармонично сочетаются по цвету. Наряд барыни поражает нарядностью, обилием валанов.

Кукла девочка Анастасия в дымковском костюме.

Посмотрите, как хороша

Эта девица – душа –

Щечки алые горят,

Кокошник над проборчиком,

Мастерская семьи Вилковых.

Тамара Евгеньевна с дочкой Любой показывают нам куклу-мальчика Ивана. Кавалер Иван на много скромнее девушки Анастасии. В состав его костюма они включили: косоворотку, брюки, картуз, пояс.

Куклы – мальчики Иван да Егор в дымковском костюме.

В Дымковской Слободе

Парни ходят в косоворотке,

А на голове картуз,

В длинных брюках, сапогах.

Девушки вздыхают: «Ах!»

Мастерская семьи Стецюк.

Ольга Витальевна с сыном Андреем показывают куклу Наташу. Куклу сшили сами и наряд придумали свой. За основу взяли элементы дымковского узора. Платье украшают узором, выполненным из ткани. «Вот так! - показывает нам Андрей. – Вот какая получилась кукла наша – Наташа!»

Мастерская семьи Шальновых.

Ирина Владимировна с дочкой Ксюшей показывают куклу, выполненную из бумаги. Дымковские элементы, кружочки на платье, готовит сама Ксюша. Мама помогает украсить юбку. Вместе «шьют» куклу, вместе любуются куклой.

Мастерская семьи Чичвареных.

Юлия Александровна с дочкой Дашей открывают ставеньки дома Дымковской слободы, и на нас смотрит маленькая черноволосая девушка. Она в длинном сарафане, в кокошнике. Узоры на платье говорят о девушке, что она простая и скромная. Ее наряд напоминает наряд крестьянки. Девушку мастерили из бумаги, наряд украшали элементами дымковского арнамента.

Мастерская семьи Наяновых.

Ольга Михайловна с сыном Вадиком сделали пышную барышню. Ее роскошный наряд: широкий кокошник, широкая длинная юбка сарафана, двойной передник делает ее богатой и знаменитой. Яркость дымковских красок, ее форма, составные части придают барыне величественность. Это барыня – щеголиха.

Мастерская семьи Квашниных.

Юлия Васильевна с дочкой Алиной показывают нам гостеприимную куклу-барыню. Она встречает нас с хлебом-солью. Мастерицы включили в состав костюма: нарядное длинное платье, фартук-передник, рушник-полотенце. Одежда куклы-барыни украшена узорами из Дымковской слободы. Узоры гармонично сочетаются по цвету.

Дымковская Игрушка — Русский Народный Национальный вид росписи, один из традиционных российских промыслов в изысканной палитре. Дымковская игрушка отличается своим ярким и неповторимым узором. Костюмы Дымковских Игрушек пошиты из качественных, плотных и ярких тканей. По фасону и расцветке костюмы Дымковских Игрушек невозможно перепутать с другими моделями.

Национальная роспись неповторима в Русских Народных костюмах.

Изысканный незабываемый орнамент Русского Народного Национального костюма.

Уникальные, самобытные, загадочные, расписные узоры Русских Национальных Народных костюмов.

В России национальный "Русский Народный костюм" имеет особый колорит, "Русскую душу".

Русские Народные костюмы имеют долгую многовековую интересную самобытную историю.

В производстве Русских Народных костюмов всегда применяли натуральные ткани.

Русские Национальные костюмы — традиции сложившиеся на протяжении веков.

Русский Народный костюм Дымковская Игрушка — сочетает в себе яркие расцветки, множество разнообразных элементов. Оригинальный головной убор превосходно дополняет костюм и предает образу индивидуальность.

Многовековая история Русского Народного костюма наполнена сочной палитрой красок и разнообразием моделей и материалов. Производитель Русских Народных фольклорных костюмов всегда опирается на традиции предков.


Народные костюмы имеют заметные характерные особенности в зависимости от конкретного региона России.

Русский костюм — это настоящее творческое искусство, имеющее многовековую историю, тесно переплетающуюся с самобытным национальным жизненным укладом, особенностями Российской историей.

Русские Национальные костюмы — это неотъемлемая часть истории России. Русский Народный Национальный костюм — это особый Мир.

Вы можете купить Русские Народные фольклорные костюмы для детей или взрослых с доставкой в удобное для Вас время в Москве, Московской области. Доставка по России осуществляется почтой и транспортными компаниями.

Все еще используете устаревший браузер? Пора обновить его, чтобы использовать все возможности Осинки! Обновить браузер

помогите пожалуйста! дочке в садик надо сшить костюм дымковской игрушки, может у кого-нибудь есть идеи или ссылки.

Работаю кастеляншей в детском саду .Пришлось шить ДЫМКУ.1-для воспитателя и 3костюма детских.Юбку надо шить "татьянкой",как можно гуще,чтобы получилось,как "баба на чайнике".Под юбкой -фатин (это такая сетка).К фатину в трех местах пришивала ленту для корсетов(получилась пышность как в свадебных платьях).Юбка была белого цвета,по юбке нашили вертикально красную тесьму,4-6 штук.Между ними красные и желтые круги .Кофточка - желтая,очень приталенная(силуэт -принцесса),с баской ниже талии(как у казачек)с красными пуговками и красным воротничком.Рукава 3)4 с красным воланом в низу.На голове увоспитателя-красный платок ,повязан,как у Солохи,а девочкам заплели колосок вокруг головы,одновременно вплетая атласуную ленту:1-белую,2-желтую,3-красную.Все вместе здорово смотрелось.

Вспомнила:тесьму на юбках пришивали и в горизонтальном направлении,чтобы получились большие клетки.И потом дошивали высокие кокошники(в первое выступление было мало времени)

спасибо большое, я примерно так и представляла себе ДЫМКУ. Самое трудное сделать кокошник, но все когда-нибудь делается впервые, буду пробовать.

А у меня когда-то был такой костюм Шила мама в перестроечные времена, когда особо ничего не было.
Была блузка с пышными рукавами, бусы "колоритные", но главное, была юбка.
Мама взяла обычное белое полотно, красками разрисовала ее под дымковскую игрушку и сшила пышную юбку-татьянку.
Красота была, да и раскрашивать мне было интересно и просто - полоски и кружечки красками.

syetllug а на когда Вам нужен костюм?Если срочно-то могу нарисовать какие я только отшила какрас для малышат.После пятого могу выставить и фотки(сейчас костюмы у детей по домам)

Нужно сшить к 20 апреля, очень хочу посмотреть на ваши костюмы bliss0404.Буду делать юбку татьянку из белого полотна, но рисовать не буду, а пришью цветную, думаю зеленую, тесьму и приклею круги из красного материала, кофта будет желтая с красным воротником. Как думаете будет смотреться?


на фотохостинг →
Цвета примерно такие.Ткань креп-сатин.Горловина ,низ рукавов,край баски бработаны косой бейкой чуть ярче основного цвета жакета.Юбка не белая .на ней нашиты 6 малиновых полос,на каждой из них нашита ярко синяя узкая полосочка,по низу также малиновая полоска.Полосы-атласные ленты шириной 4 и 1 см.Круги из ткани с паеткамикрасна,золотая и ярко голубая.Края кругов обшиты очень яркими косыми бейками.Круги сначала сшивала между собой а потом весь пакет нашивала на юбку.мелкие кружочки -изплотного трикотажа просто приклеены пистолетом.Юбка на поясе с резинкой ,кпоясу сразу пришита и подкладка.Подкладка из подкладочной тка стеганной на синтепоне(готовая),по низу и на расстоянии 25см.от верха пристрочен широкий ригелин,на крайний случай можно пришить самый тонкий платиковый шланг.Юбка на ширину всей ткани.Кокошник мы делать не стали-избито,шили шапочку с рюшей(ткань со сгибом),сзади кусочек резинки вшит.для плотности проклеить ткань для шапки дублерином плотновастым.Фух .фотки посе пятого.

сегодня на работе специально сфотографировала костюм ,но никак не могу его сюда вставить.Наверное мне это не дано.


К огда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки - свистульки.

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам ― нарядным, ярким, дарящим людям ощущения праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки.

Ах какие красавицы в длинных, колоколом юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платья разрисованы: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями, а еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры. Модницы друг перед дружкой хвастают шляпками и зонтиками. А кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает… Есть и веселые музыканты, и танцоры, и кавалеры-щеголи. А всадники не только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызывая смех окружающих. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.

Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Вот только злого волка не увидишь.

Художники расписывают дымковские игрушки, самыми яркими, самыми веселыми красками.

В глиняные фигурки уже давно не играют. Они стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое, но и широкое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее. В этой связи неоценимая роль народной игрушки: здесь каждый образ ведет в свой мир, в свою неповторимую сказку.

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

В процессе обучения в объединении наши воспитанницы постоянно духовно и профессионально совершенствуются. В начальном этапе реализации обязательной программы мы стремимся увлечь подростков, создать у них яркий эмоциональный образ представлений о мире моды, способствуем проявления интереса, помогаем им сделать осознанный выбор, затем создаем благоприятные условия потребления ими готовых знаний, закрепляем и развиваем у них мотивацию к данной деятельности. Следующей нашей задачей является создание условий для самостоятельной и продуктивной творческой деятельности, когда интерес становится творчеством, возникает потребность сделать свое, применив полученные знания.

Педагогическая цель нашего проекта ― воспитание художественной культуры обучающихся, развитие их интереса в народному творчеству, его традициям и наследию через изучение дымковской игрушки, как важной составной частью традиционной русской культуры.

― развивать исследовательские способности учащихся;

― способствовать формированию целостного воспитания искусства изготовления стилизованного народного костюма, как части культуры народа;

― способствовать воспитанию ценностных ориентиров;

― развивать художественный вкус учащихся на основе изучения истории дымковской игрушки;

Хотелось бы сказать несколько слов о том, как родилась наша коллекция «Русский сувенир».

Идея создание коллекции стилизованного русского народного костюма на основе самостоятельного поиска, исследования и изучения истории дымковской игрушки, была инициативой самих девочек, занимающихся в нашем объединении. Освоив начало швейного дела и лоскутного шитья, юные рукодельницы проявили интерес и захотели попробовать свои силы именно в этом. (см.Презентацию "Дымковская игрушка: от идеи до костюма": слайд 1)

Мы начали свою работу с изучения фрагментов орнамента дымковской игрушки и их изготовления:

а) выкраивание больших кругов из разноцветной ткани и обработка краев техникой «лоскутного шитья» (см. слайд 2)

б) выкраивание маленьких кружков из разноцветной ткани, дублированной клеевым флизелином и пришиванием в центр круга больших черных пуговиц (см. слайд 2).

Позднее мы решили, что начать нужно все-таки с самого костюма. Это стало дальнейшим этапом нашей совместной работы.

Первым этапом при создании костюмов для коллекции является выбор ткани. Мы выбрали атлас постельных танов и органзу.

Второй этап ― раскрой и пошив колоколообразных юбок и кофточек с воланами из органзы и украшение их орнаментом (см. слайд 3).

Третьим этапом стало создание коллекции стилизованных головных уборов к нашим костюмам (см. слайд 4).

На Руси головному убору придавалось особое значение.

"Простоволосая - девка ходить недолжна. Распущенные волосы ― грех". Что же касается декоративного оформления, значение имели и орнамент, и цвет, и высота головного убора. Чем выше "кика" (кокошник), тем выше статус женщины. Все это и многое другое узнали наши воспитанницы, прежде чем приступить непосредственно к изготовлению головных уборов (см. Женские русские народные головные уборы ).

Совместное обсуждение, разработка эскиза изделия, крой, затем выполнение эскиза декора, когда значение имеет каждый штрих, и так шаг за шагом, ступенька за ступенькой. В этой теме предполагалось раскрыть потенциальное значение одевания и ношения головных уборов как одной из основных частей русского народного костюма.

Так рождалась коллекция «Русский сувенир» в совместной деятельности взрослых и детей. Скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности, в атмосфере любви, заботы, сотрудничества, которые, безусловно, способствовали созданию условий для творчества и само актуализации личности.

Достигнутые результаты. В 2009г коллекция "Русский сувенир" была показана театром моды "Виктория" на районном фестивале "Стиль – 2009" стала победителем и заняла II место.

Приобщение воспитанниц к народной культуре позволяет продолжить создание коллекций в народных традициях (см. слайд 5).

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: