Кожлянская и суджанская игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ.

Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами. Среди узоров чаще всего встречаются чёрные кружки с каймой из белых точек. Отдельные мелкие детали росписи – разных оттенков зелёного и синего цвета. Зелёный – более традиционный.

Глаза у фигурок делаются в виде налепов-горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито.

Туловища скульптур пустотелые, с отверстиями для выхода горячего воздуха при обжиге. Обжиг высокотемпературный, наверное, не менее 1 тыс. градусов – глина звенит.

Этим летом я был в Петербурге, и искал там на барахолках оятские игрушки, но нашёл только горшки. Несколько предметов видел в петербургском Музее игрушки. Они ниже на фото. Один оятский конёк, тоже из Петербурга, был у меня раньше.



Оятские игрушки 1970-80-х гг. в петербургском Музее игрушки.

Моё желание неожиданно исполнилось на последней «Ладье». Я познакомился там с мастером из Алёховщины – Ивановой Людмилой Андреевной. Она училась у старых мастеров, Лукичёва и других. Работает педагогом в центре детского творчества.

Я мог встретить её и в прошлом году, но тогда она привезла только свои авторские работы по мотивам промысла – фигурки старичков, старушек, сельских девочек, сложные и многоцветные. Я просто не обратил на них внимания, проходя мимо.

Сейчас она тоже выставила подобные вещи, добавив полуреалистических новогодних петухов. Но было и много традиционного – ей заказали коллекционеры, и многое разобрали. Я застал под конец ярмарки только небольшие изображения животных и птиц. Как сказала мастерица, были и крупные фигуры – всадники и львы (мне попался маленький вариант льва). Эти вещи забрали сразу, и я их не видел.

Мне и без того хватило. Все свои работы, включая маленькие и сравнительно простые, Людмила Андреевна ценит высоко, на уровне мелкого антиквариата. Она сделала мне скидки; был уже конец ярмарки. Я, конечно, сообщил, что работаю педагогом, и выглядел не сказать что богато.



Л.А.Иванова. Глухарь, птичка-свистулька. 2016 г.




Л.А.Иванова. Зайцы, лев, козёл. 2016 г.

Как мне показалось из разговора, Людмила Андреевна считает себя единственным нынешним мастером оятского промысла, который имеет право так называться. Я интересовался, есть ли ещё мастера или ученики, но определённых сведений не получил, и вопрос остался для меня открытым. Возможно, в том детском центре есть кто-то ещё, но это лишь мои домыслы.

Напротив её столика и витрины стояла посуда из Алёховщины, ходили мастера – на них Людмила Андреевна поглядывала с неприязнью и говорила, что у них не настоящая оятская керамика. «Они могут сфотографировать мои игрушки, и будут потом делать такие».

Как рассказала народная художница, в 70-е годы в Алёховщине работал керамический цех. Она там была на какой-то руководящей должности, но начальники были и над ней. Все образцы посуды и игрушек утверждали искусствоведы и худсоветы, и по ним делались почти одинаковые изделия. Посуду нередко расписывали по замыслам художников, искажавших местный самобытный стиль.

Кстати, у старых мастеров Алёховщины ангобной росписи не было, только красная глина и глазурь. Главные черты расписной посуды восстановили по археологическим находкам. От посуды орнаменты перешли и на игрушки. Именно такие вещи я видел в музее в Петербурге.

Впоследствии Людмила Андреевна ушла из цеха и стала работать педагогом. Как она говорит – потому что в цехе портили промысел. Я думаю, что она ещё и устала от начальства, так как она, похоже, человек с характером.

После известных реформ цех преобразовали в ООО, игрушку делать перестали, осталась одна посуда. В 2004 г. цех сгорел при пожаре. Есть версия, что его руководство хотело скрыть финансовые нарушения, и было заинтересовано в случившемся.

Потом цех частично отстроили, и в каком-то виде там сейчас есть гончарное дело, по-прежнему без игрушек. Всё, что связано с игрушкой, находится в детском центре.

Летом я подумывал, не съездить ли мне из Питера в Алёховщину, но оказалось, что это в 300 километрах. Даже и на машине тяжеловато – впрочем, и нет её у меня.

Похоже, что я увидел бы там только горшки, и в лучшем случае – выставку в центре творчества. Возможно, в полноценном виде этого промысла там сейчас нет.

Мне бросилось в глаза, что мастерица столько говорит об искажениях промысла, но сама аутентичные вещи делает только по заказу, или для выставки. А на продажу лепит авторское, в основном. На мои сомнения она отвечала так: я не называю их оятскими игрушками, они авторские.

От себя добавлю: непросто распутать эти вещи. В интернете висят фото, сделанные любителями, там всё перемешано, и есть эти цветные статуэточки – всё под заголовками «оятская» или «алёховская» игрушка.

По крайней мере, Людмила Андреевна хорошо делает традиционные вещи «под Лукичёва». Есть у неё и почти традиционное, но немного с орнаментом, как делали раньше в цехе.

Рядом с мастером торговала изделиями из шерсти её знакомая, тоже из Алёховщины. Она участвовала в разговоре: вот, Людмилу Андреевну и в педагогах обижают, работать не дают. Нужно помогать, кто бы о ней написал.

Я тоже педагог, работаю с глиной, и мне хорошо знакомы заполнение журналов, писание планов, отчётов и других документов, проверки. Всё это идёт во вред творчеству. Многие пожилые педагоги обижаются, что начальство смотрит больше на бумаги, а не на суть дела.

Правда, здесь, на «Ладье» народным мастерам оплачивает участие (командировку, торговое место) их областная или районная администрация. Наверное, и оятскому мастеру тоже дали заработать, и у неё есть не только известные трудности, но и кое-какие блага. Каковых, например, у меня нет и не предвидится. (Ах, это уже личное).

Поскольку я всё равно не могу чем-то серьёзно помочь редкому мастеру – может, хотя бы эта заметка поможет заинтересованным людям найти к ней дорогу. Пусть приходят на зимнюю «Ладью» и ищут торговый ряд промыслов Ленинградской области.

Из комментариев

d_lanin
Строго говоря, оятская керамика и алеховщинская керамика – это два разных этапа. Исторически керамикой занимались в деревнях выше по течению Ояти: Кондрашово (больше не существует), Новое Село (два брошенных дома), Кяргино, Нижнее Подборье (там я провожу каждое лето на протяжении многих лет), Верхнее Подборье, Карпина гора, Ефремково, Надпорожье и нескольких других. В начале 1930-х гг. была создана артель «Красный гончар» в Карпиной горе, которая действовала до конца войны. После ее упразднения традиция прерывается. Возродить ее попытались в 70-е годы по инициативе ленинградских художников, и именно в Алеховщине, потому что она к тому времени разрослась в большое село, а деревни, бывшие историческими центрами гончарного промысла, обезлюдели или вообще исчезли. При этом пригласили нескольких стариков, помнивших традиционную технологию, чтобы они обучали местных мастеров. С тех пор имеет смысл говорить уже об алеховщинской керамике, поскольку больше нигде на Ояти ею не занимаются.

Что касается игрушек, то единственная аутентичная оятская игрушка – это птичка-свистулька, поливная, но без всякой росписи и налепов. Они по сути различались только размерами и пропорциями. Так было до 1830-х гг., когда в Новом Селе возник гончарный завод Фока, работавший на петербургский рынок. Традициями там не интересовались, делали все, вплоть до бюстов, моделей петербургских зданий и памятников и т.д., и под влиянием завода кустари тоже начали разнообразить свои изделия: кто-то пытался воспроизводить фоковскую продукцию, кто-то импровизировал. По той же причине на оятской керамике появилась роспись. Завод был уничтожен после революции, формы растащили по избам.

Тем не менее, большинство типов игрушек на снимках не имеют отношения даже к «фоковскому» периоду. С самого начала возрождения промысла было ясно, что на одних свистульках не прожить, поэтому начали заимствовать сюжеты отовсюду. После исчезновения помянутых в посте худосоветов эта тенденция только усилилась.

ipsum_dixit
С большим вниманием прочитал эту интересную и новую для меня историческую справку. И благодарю за определённый труд, которого она потребовала.

Наверное, это более научно - считать оятскую и алеховщинскую керамику разными. Просто сейчас нынешняя алеховщинская керамика часто называется оятской, как в интернете, так и на ярмарках промыслов; чему я и следовал.

Обычно в доступных источниках в связи с возрождением промысла в 70-е годы чаще всего вспоминают мастера Лукичёва, чьи игрушки, как мне кажется, довольно просты, архаичны и не ассоциируются с заимствованиями, или подражанием заводской продукции. Хотя, возможно, мастер расширил круг сюжетов, что-то придумал сам, и это уже какой-то сравнительно поздний этап.

d_lanin
Не за что благодарить. Об Ояти я мог бы рассказывать часами, да некому: никого этот медвежий угол не интересует )
Вот, кстати, две настоящие оятские свистульки. Одну я нашел на чердаке, другую – на отмели (там все дно реки выстлано черепками), она заметно обточена течением:




Такие же остались практически в каждом доме, как и разнообразные горшки. Но никаких лошадок, коровок, баранов и т.д. нет и в помине. Крайне редко встречаются поздние и явно подражательные или экспериментальные вещи вроде этого красного командира в алеховщинском музее:


Это как раз довоенная продукция «Красного гончара». Как образец наивного искусства он, конечно, великолепен, но хорошо видно, что никакой местной традиции антропоморфных изображений за ним нет. А игрушки рядом – это, понятно, уже современность.
На одной фотографии уместилась половина всей экспозиции керамики:


Как видите, старых горшков много, но игрушки сплошь новые.
Это продукция сгоревшего цеха:


А это заменивший его детский центр ремесел:




Что до Лукичева, то он был не один, конечно. Мне в Алеховщине с таким же пиететом называли еще пару фамилий, которые я сейчас, увы, не вспомню. Если я правильно понял, это и были первые ученики тех самых стариков, которых специально переселили из умирающих деревень и имена которых уже все благополучно забыли, потому что не свои, пришлые. Сейчас дело представляют таким образом, что Алеховщина издревле была центром оятского гончарного промысла. Это не совсем так )

ipsum_dixit
Мне очень нравятся эти птички-свистульки, от них веет стариной.

Вместе с тем, я бы вряд ли стал их называть особым видом народной игрушки (в том же смысле, как дымковская, каргопольская и др.) Хотя по происхождению они и оятские.

Это потому, что, не зная места изготовления, мы не узнаем по ним самим, что они сделаны именно там.

Подобных птичек делали везде, где был промысел гончарной посуды. И самостоятельного промысла игрушки на Ояти на тот момент, получается, просто не было.

Чтобы говорить о промысле игрушки, нужны местный стиль, узнаваемость, и хотя бы несколько сюжетов.

Игрушки советского периода и их стиль основаны, скорее всего, на работах лишь одного мастера - Лукичёва Алексея Васильевича (1907-1980).
Он родился в Карпиной Горе. В 60-е его нашёл искусствовед Блинов, он же впервые употребил в своих публикациях термин "оятская игрушка". В 1969 сделали цех в Алеховщине, и пригласили его туда. Не только его: ещё трёх гончаров, Бойцова, Романова и Смирнова. Но они делали, скорее всего, только посуду, поскольку игрушки в старых коллекциях и книгах есть только Лукичёва.

Есть фото его игрушек и в этом сообществе, можно найти. Сюжетов у него немало, в основном, домашние и дикие животные и птицы. Легко узнаются по почерку. Изделия цеха по форме похожи, но на них роспись, а у Лукичёва её не было. (В период цеха разрисовывали и его вещи.)

Подобным образом, нынешняя дымковская игрушка происходит от работ одного мастера, Анны Мезриной.

Несоответствие термина нынешнему месту гончарства, не один случай. Знаменитая филимоновская игрушка сейчас делается не в Филимонове (типичной умирающей деревне), а в Одоеве, Туле и даже Москве. Видел лет 20 назад в Москве старую родственницу мастериц прошлого, Марию Алдохину, работавшую для худ. салонов; глину ей привозили внуки из родных мест.

Конечно, когда пишут, что в Алеховщине промысел был издавна, это нужно исправлять. Но сам термин "оятская игрушка", наверное, можно оставить. Алеховщина ведь тоже на Ояти; просто в своё время туда переселились мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Кожлянская игрушка.

Старые традиции и юная душа

Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому нами и была выбрана тема о старинном промысле Курского края – кожлянской игрушке. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.

Мне было интересно работать над проектом. Ведь задачи, которые я поставила перед собой, были и сложны и просты одновременно. Я многое узнала о глине, из которой изготавливали игрушки. Оказалось, что и цвета для раскрашивания мастера также подбирали особенные. Но главную роль в сохранении промысла играют люди – замечательные женщины: те, кто в течение долгого времени сохранял традиции изготовления игрушек, и те, кто сегодня бережёт и передаёт нынешним поколениям секреты мастерства.

Душа глиняной игрушки.

История промысла в селе Кожля.

Кожлянская игрушка. Техника изготовления.

Мастера и сохранение традиций.

Весёлые игрушки.

Любимое занятие детворы – игра. А какая игра без игрушек? Издавна повелось на Руси ладить детям на забаву всевозможные поделки. Это искусно вырезанные из дерева фигурки людей и животных, тряпичные и соломенные куклы, знаменитые на весь мир матрёшки, глиняные свистульки. А материалом для изготовления игрушек могли служить прутья и щепочки, бумага, металл и стекло, грубая ткань и тонкое кружево, мех и разноцветные лоскутки. Например, куклы-«лесовики» широко распространённые от Вятки до Вологды, делались из дерева, мха, шишек и травы.

Издавна с воскресного или праздничного базара привозили выточенные из дерева волчки. Для грудничков были предназначены задорные погремушки из дерева или кости: нехитрые изделия в форме шара или бочёнка, внутрь которых насыпали горох. Поднимают настроение яркие игрушки из раскрашенной глины в виде фигурок людей и животных. По месту изготовления – слободе Дымково, близ Вятки – их так и называют: дымковские.

Глиняная игрушка была популярна у народа во все времена. Стоит вспомнить, что лепить их начали еще задолго до изобретения гончарного круга.

Душа глиняной игрушки.


С древних времен глиняную игрушку изготовляли, чтобы задобрить духов – охранителей человека, спасти и приумножить жилище, скот и посевы. Согласно народным верованиям, в ней непосредственно и ярко выражается душа, психология автора. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки очень прост: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепицей.

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, часто носила ритуальную функцию. Глиняные фигурки, так же, как и деревянные, участвовали в магических обрядах, были воплощением духов, богов, людей и животных, принесённых в жертву грозным силам природы.

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда в обиходе была в основном глиняная – махотки, квасники, корчаги, черепушки, пасочницы, копилки, опарницы. Целые сёла занимались гончарством. В Пензе – Абашево, в Рязани – Скопии да Сапожок, в Туле – Филимоново и Большие Гончары, в Вятке – Дымково, в Курске – Кожля и Дроняево.

Игрушки-свистульки – это не просто забавные фигурки. Если выполнять их по всем законам мастерства, они несут в себе информацию о наших предках, их представлении об окружающем мире, о красоте… «Петушки», «собачки», «кони» – символы веры в солнце и силу родной земли.

История промысла в селе Кожля.

Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля и село Дроняево. Кожля – родина Кожлянской игрушки, Дроняево – другого уникального промысла – Дроняевского гончарства. Эти промыслы известны с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках по всей России.

До 30-х годов прошлого века в Кожле насчитывалось 370 дворов, и практически в каждом мастерили игрушки. По одной из версий, предками коренного населения были переселенцы из Украины, спасавшиеся от ига. Но земли на новом месте жительства не отличались большой плодородностью: много глины, рвы. Да и погода не жаловала – часто посылала дожди. Отсюда и пошло кожлянское ремесло. Интересно и происхождение названия села. Опять же, по легенде, в лозе паслось много диких коз, а коза по-украински «козля». Позднее слово немного видоизменилось и превратилось в «Кожлю».

Кожля практически никогда и не была деревней – она была настоящим Городом Мастеров. Тут испокон веков занимались гончарным делом. Могли гончарной посудой обеспечить всё население Курщины – глиняные горшки, кубаны, миски, плошки, кувшины – все было по силам кожлянским мастерам гончарного дела…

У каждого дома, теперь уже мертвого, – обязательно поросший травой бугор. Здесь у каждой калитки были горны. У каждого дома горел огонь, и мастера изготавливали свои глиняные изделия.

Но в Кожле среди мастеров были еще и Мастера мастерам. Не гончары – художники. Они-то и делали игрушки.

Веселые получались игрушки, яркие и нарядные. Так родился уникальный народный промысел – кожлянская игрушка. И ходили по городам и весям коробейники из Кожли, игрушки свои продавали или на продукты меняли. Их хорошо брали и в Фатеже, и в Рыльске, и в самом Курске брали добрую и веселую кожлянскую игрушку.

Считается, что лепка игрушек – промысел, сопутствующий гончарному делу. Там, где есть глина, будут делать и посуду, и забавы. Возникновению и того и другого способствовали залежи этой породы близ Дроняево – местечко «Глинище». Постепенно два пункта приобрели каждый свою «специализацию». Дроняевцы делали кувшины да крынки, жители Кожли – уточек да зайчиков. Друг другу «противники» дали обидные прозвища: свистуны и горшколепы. У каждого мастера в карьере было что-то типа собственной шахты. Однако конкуренты подворовывали и у «чужих». Глину называли «поддонок» – ее залежи достаточно глубоко. Женщинам-мастерицам до материала добраться было тяжело.

Кожлянская игрушка. Техника изготовления.

Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка.

Чем же отличается игрушка из Кожли от изготовленных в других областях России? Кожлянская игрушка – это, свистулька. Её начинали делать с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую, её ещё называют синей. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится белой. Например, Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, а кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить. Здесь тоже неукоснительно следовали традиции. В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или розовый, синий или фиолетовый и зелёный.

«Готовность» изделий определяли по цвету. Для росписи тонкими куриными перьями использовали разные краски: изначально – природные, потом – флуоресцентные, анилиновые и гуашевые. Но во все времена добавляли молоко для сочности цвета и яйцо для прочности красителя. Иногда краску сахарили – чтобы придать блеск.

Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом. Чаще всего элементами орнамента являются крестики, точки, полоски, черточки, сеточки, кружочки. Детали одежды, головные уборы фигурок, гребни птиц закрашивают сплошным цветом, чаще малиновым, зеленым, фиолетовым.
Свой первоначальный вид они приобрели еще во времена Пушкина, в начале XIX века, и до сегодняшнего дня основные сюжеты остаются.

Тематика кожлянской игрушки развивалась и развивается сегодня в русле отражения деревенского быта, живописного мира, сказочных и мифологических образов. Здесь можно увидеть барышню с кошечкой, женский хоровод, медведя, оленя, кошку с котятами, петуха, крокодила с балалайкой, лису с мальчиком «на руках».

Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.

Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов. В глиняных украинских свистульках очень часто встречается в карикатурном изображении всякого рода «начальство», обычно с погонами на плечах, кокардой на фуражке и типичными пышными усами. Такое «начальство» иногда сидело на трехголовом коньке, а на его плече сидела небольшая птичка — голубь, доказывающая, по мнению гончара, автора этой игрушки, «что начальство происходит от бога и им поставлено». Курская губерния, находившаяся на границе с Украиной, испытала влияние ее культуры. Это проявляется в народном искусстве и даже в особенностях речи.

Размеры изделия тоже бывают разные от 5 сантиметров до 30. Маленькие – самые простые. С них чаще всего начинают свою учебу дети, а большие игрушки считаются верхом мастерства.

Игрушка, как любое произведение искусства, имеет свои особенности. Каноны лепки очень жесткие и строго соблюдаются мастерами. Иначе по их словам, этот народный промысел давно бы уже исчез.

Вся сложность – в свисте. Игрушка полая. После того как корпус готов, нужно его еще правильно проколоть, чтобы он издавал определенный звук. У игрушки может не быть ножек и головы, но обязательно должна быть свистулька.

Игрушка уникальна. Причем исторически этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки. Изготовление горшков было тяжелой работой и требовало большой физической силы, а игрушку считали баловством, развлечением. Но это же и очень тонкая работа. Женские руки с ней лучше справляются, чем мужские. Хотя сейчас лепят все, как парни, так и девушки.

Мастера и сохранение традиций.

До недавнего времени умелиц в Кожле было трое. В 2004 году не стало Ольги Дериглазовой, члена российского Союза художников. До этого, в 1994-м, немного не дожив до 93 лет, умерла ее родная сестра Ульяна Ивановна. Обе носили звание Народных мастеров России.

Валентине Венедиктовне Ковкиной, тоже народному мастеру и члену Союза художников, лауреату Государственной премии 2002 года "Душа России", уже исполнилось 88. Ее изделия хранятся в крупнейших российских музеях, в частных коллекциях как самобытные и уникальные произведения искусства.

Свистульки делали днем и ночью, за сутки – около 250 штук. Чтобы сбыть, шли пешком иногда за сотню километров. На электричке ездили в Белгород. Игрушка прокормила и в годы страшного голода: «Одна свистулька – одно яйцо» – торговали по такому «тарифу». По дороге туда плечи оттягивали котомки с поделками, обратно – с «наживой». Яйца несли не домой, а на базар в Курск. Выручали какие-никакие деньги.

Судьба мастерицы и жизнь игрушки тесно переплетаются. Еще в молодости, в карьере при заготовке материала на Валентину Венедиктовну свалился огромный пласт глины. Тогда молодая женщина получила травму позвоночника и стала инвалидом. Муж после этого оставил ее с тремя детьми. Однако врачи поставили ее на ноги, на всю оставшуюся жизнь одев на женщину корсет.

В годы коллективизации искусство лепки практически утратили. Все трудоспособное население деревни сгоняли в колхозы. На производство свистулек, которым зарабатывали себе на жизнь селяне, власть наложила вето.
Даже сейчас старушка боится потерять связь с корнями, с родиной кожлянской игрушки. Именно поэтому она до сих пор живет в старой избе, с земляным полом, низким полуобвалившимся потолком и маленькими окошками. Не так давно поставили колонки, а до этого бабушка брала воду из колодца. Ей предлагали переехать в ближайший город или дать новый дом, но она отказалась, сказала что не надо, свое есть.

В начале 80-х Кожлянская игрушка возродилась благодаря директору школы соседнего села Дроняево Светлане Гасниковой. По ее словам она не хотела, чтобы современное поколение забыло свои истоки и не знало, чем жили их деды. После этого в учебном заведении начали проводиться уроки лепки. В Кожле осталось тогда всего три мастерицы. Валентина Венедиктовна Ковкина – была одной из них. Она и стала учить детей старинному ремеслу.

Прекрасная мастерица только три года назад ушла из школы. Как говорят многие из учителей, Валентина Венедиктовна продолжала бы передавать тонкости мастерства, если бы не микроинсульт, отобравший у нее возможность работать.

У Валентины Венедиктовны есть последователи. Как говорят в школе, если у мастера есть ученики, значит его промыслу жить. Одна из них – Виктория Пашкова — учитель технологии Дроняевской школы, мастер народных промыслов. Благодаря общим усилиям, сегодня при школе создан свой «Музей народных промыслов», где собраны образцы гончарного искусства. Здесь продолжается работа по сохранению и развитию двух старинных ремесел – кожлянской игрушки и дроняевского гончарства.

Сейчас игрушку знают во всем мире. Она выставлялась во Франции, за ней специально приезжали представители из Юнеско, несколько авторских работ Ковкиной есть и в коллекции «Русского музея». Не стоит забывать и о многочисленных российских наградах, которые заслужила школа, поддерживая этот народный промысел. Не так давно Виктория Пашкова получила звание «Лучшего учителя России», а школа — президентский и областной гранты.

Традиции кожлянских и дроняевских мастеров продолжают жить в наше время. В 2008 году в районе открыто муниципальное учреждение культуры «Центр народных традиционных промыслов», которое сохраняет и развивает уникальные промыслы Курского края. Простая по форме, но удобная в быту, дроняевская посуда востребована и в наши дни. Кожлянская игрушка, ставшая символом района, несет в себе удивительную информацию о наших предках, их представлении об окружающем мире, о красоте…


Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Её образцы хранятся в самых известных музеях страны.

Описание игрушки

На первый взгляд, игрушка достаточно проста. В ней сочеталась лаконичность форм и понятная передача образа в нескольких штрихах.

Удивляет, насколько разнообразно могут получаться, казалось бы, одни и те же не сложные сюжеты! Вот — зайки, маленькие свистульки, у которых в лапках гармошка или ещё что-то. Поставьте в ряд несколько, вы не увидите одинаковых, у каждого свой характер.

Так и с другими игрушками. Они всегда отображают разные жизненные моменты и даже настроение мастера.

Кожлянская игрушка имеет свой особый вид, её невозможно спутать ни с какой другой игрушкой. Излюбленный мотив русского народа — древнейший символ Солнца, верный помощник конь. Он присутствует в игрушке в нескольких вариантах.

Из календаря ООО «Кожлянская игрушка»

Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку. Это придаёт фигуркам забавный наивный вид.

Фигурки раскрашивают так, что их трудно спутать с другими. Полоски, точки, крестики. Используют яркие краски определённых цветов.

Образы и раскраска

Птицы, звери, люди — все эти образы вроде взяты из реальной жизни, но при этом выглядят необычно и даже фантастично. У птиц удивляет разнообразный рельеф головного и хвостового оперения, петушки радуют яркой узорчатой раскраской, а олени разноцветными рогами.

В кожлянской традиционной игрушке не встретишь сказочных и мифических сюжетов. Это уже потом стали делать отступления, чтобы разнообразить ассортимент. Но главное — мастера всегда соблюдают каноны игрушки.

При раскрашивании используется четыре основные краски: малиновая, жёлтая, зелёная и фиолетовая. Берутся анилиновые красители для ткани, если надо, их смешивают.

Для прочности связки красящего слоя с поверхностью обожженной игрушки в краски добавляют молоко, куриное яйцо, сахар. Детали одежды, головные уборы фигурок, гребни птиц чаще закрашивают сплошным цветом. Оставшуюся поверхность украшают неприхотливым орнаментом: полоски, узоры ёлочек, пятна неправильной формы, сеточки, звёздочки.

Расписывают куриным пером. Если мастерица правша, то берут остевое перо с левого бока. Берутся заострённые маховые пёрышки, они дают возможность сделать линию узора тонкой.

Мастера кожлянской игрушки

Из прошлых мастеров в конце 1970-х оставалось трое: Ковкина Валентина Венедиктовна (1922 г.р), Дериглазова Ольга Ивановна (1912 г.р) и Ульяна Ивановна Ковкина (1902 г.р). Пелагея Строева также была из кожлянских мастеров. Она переехала из Кожли.

Сегодня промыслом занимаются трое мастеров. Две потомственных мастерицы — Татьяна Витальевна Коробова и Лилия Витальевна Тимофеева. Муж Тимофеевой, Валентин Алексеевич Тимофеев, является последним учеником О.И. Дериглазовой. В промысле работает более 15 лет.

Процесс изготовления

Чтобы сделать глиняную игрушку, нужно подготовиться, так бывает в любом гончарном промысле.

Для кожлянской игрушки глина годится не любая, она должна быть жирная, лепкая. Интересно, что в Кожле своей подходящей глины-то и нет, а есть она в соседнем Дроняеве. Там издавна занимались гончарством, но брали для горшков красную, а сизую оставляли. Для горшков она не годится, а вот для игрушки в самый раз.

Так и получилось, что в Кожле стал развиваться игрушечный промысел и лепили из глины, которую дроняевцы не использовали.

Игрушки принято лепить большой партией и потом сразу обжигать. В горн для обжига закладывают до 1000 игрушек.

Обжигают по старинке, выкопав яму во дворе. Под ямой устроено место для розжига огня. После обжига игрушки расписывают. Росписью обычно занимались женщины, но бывало, что и мужчины.

Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Авторы: народный мастер России, член Союза журналистов России Татьяна Скобликова и заведующая сектором курского Дома народного творчества, кандидат педагогических наук, член Союза художников России Татьяна Нестеренко

Истоки

Кожлянская глиняная игрушка существовала в селе Кожля с конца 18 до начала 21 веков. Со второй половины 20 века количество мастеров, занимающихся промыслом, резко сократилось из-за социально-экономических и идеологических причин. В последней четверти 20 века промысел начал мигрировать в пределах Курчатовского района, потому что работающие, но постаревшие мастера, переехали жить к своим детям в другие населенные пункты.

Так появились молодые умельцы, никогда не жившие в Кожле. Если в прошлом игрушку делали только в селе Кожля Льговского уезда Курской губернии, то сегодня ее лепят в Курчатове, селах Дроняево и Иванино Курчатовского района, Курске.

Валентина Ковкина. Перевертыш

Кожлянская игрушка воспроизводит в глине больше 20 ключевых образов. Одни относятся к язычеству. Например, медведь, олень, конь, всадник, барыня, птичка, баран, козел, корова. Другие возникли в 18–19 веках из-за ослабления воздействия на человека древних верований, освоения географической среды, смены уклада жизни. К ним относятся заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака.

В последней четверти 20 века мастерицы Ольга Дериглазова и Валентина Ковкина ввели в промысел собственные формы, ставшие традиционными.

Ольга Дериглазова — «Семью», «Сани», «Самовар», «Стол», «Диван», «Кошку-копилку», «Крокодила», «Обезьяну», «Комарика», «Муравейчика», «Пару танцующую», «Лизуна» (улитку). Валентина Ковкина — «Ангела», «Гусей-лебедей», «Машеньку и медведя», «Масленицу» (петуха на тройке), «Пана» (всадника на козле, зайце или лисице), «Скомороха» (всадника на баране), «Царевну-лягушку», «Барыню на олене», «Пару» и другие мотивы.

Сегодня традиция создания кожлянской глиняной игрушки сохраняется и изучается в двух видах: дериглазовском, более архаичном (от Ольги Дериглазовой и Ульяны Ковкиной) и ковкинском, лаконичном (от Валентины Ковкиной) стилях лепки и росписи игрушки.

Народный мастер России, член Союза художников России Ольга Ивановна Дериглазова с внучкой Лилией

Народный мастер России Ульяна Ивановна Ковкина

Народный мастер России, член Союза художников России, Лауреат премии Правительства РФ «Душа России» Валентина Венедиктовна Ковкина

Инструменты

Делая игрушки, мастерицы использовали широкую неглубокую миску для смачивания рук, шпичку, куриные перья или кисти, анилиновые или акриловые краски.

Палочку для протыкания свистков — шпичку — изготавливали из бересклета. Умелицы заготавливали толстые и ровные, без сучков, стебли кустарника, нарезали их на палки-заготовки и сушили. Сухой бересклет раскалывали на щепочки, чистили, стругали ножом, придавая им слегка изогнутую форму. С одного конца – круглую и острую, а с другого – плоскую, в виде лопаточки. Затем палочки опускали в кипящую воду для размягчения древесины, а потом зачищали их поверхность стеклом до идеальной гладкости.

Плоский и тонкий конец шпички предназначался для прокалывания двух основных свистковых отверстий. Заострённый и круглый использовали для боковых, а также глаз, рта и других элементов игрушки.

Плоские концы палочек смолили на пламени спички, чтобы они не заламывались. У мастериц всегда был целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек. После работы их мыли и хранили в сухом месте.

Техники и приемы изготовления игрушки

Кожлянскую глиняную игрушку лепят, сушат, обжигают и расписывают.

Игрушки зооморфного (звериного) типа делают следующим образом:

- скатывание шара;
- расплющивание его в «блинчик»;
- заворачивание его в заготовку для туловища игрушки – «вареник»;
- замазывание шва;
- подготовительное формование «жупки» - свистковой части;
- примазывание из комочков головы, ножек, бородок, ужек, рогов, глаз-бляшек и др. дополнительных деталей;
- прокалывание глаз, рта шпичкой;
- прокалывание основного и бокового отверстий свиста в чуть подвяленной (слегка подсохшей) игрушке.

Ульяна Ковкина. Олень

Игрушки антропоморфного типа (барыня) лепят так:

- скатывание «морковки»;
- раскатывание её с одной стороны в «юбку» (специальной палкой);
- отделение в «морковке» шеи и талии барыни;
- выглаживание талии и плоскости будущего лица;
- «примазывание» рук из комочков;
- изготовление «свистка» - условной кошки, собачки или уточки и укрепление его под рукой барыни, прокол свиста;
- крепление «червячка» - носа к лицу, а «таблетки» - шляпки и пучка – к голове;
- прокалывание глаз и рта шпичкой.

Татьяна Скобликова. Кожлянские игрушки. Ковкинская манера выполнения игрушки

Для производства свистулек мастерицы использовали сырье из м. Глинище, что в семи километров от Кожли. Они смешивали глину молочного цвета – «поддонок» и желтую — «глею».

Умелицы также примешивали кожлянскую глину коричневого цвета и использовали сизую глину. Каждый из вариантов давал после обжига черепок белого цвета.

Игрушки второго поколения мастеров двух школ: Л.В. Тимофеевой (корова, индюк) — дериглазовская школа лепки и росписи; В.В. Пашковой (барыня, всадник, переверьыш, звери и птички) — ковкинская школа игрушки

Игрушки второго поколения мастеров двух школ: Л.В. Тимофеевой (корова, индюк) — дериглазовская школа лепки и росписи; В.В. Пашковой (барыня, всадник, переверьыш, звери и птички) — ковкинская школа игрушки

Традиционная культура и народное искусство

Традиционная культура и народное искусство

Традиционная культура и народное искусство запись закреплена

ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Авторы: Скобликова Т.Е., народный мастер России, член Союза журналистов России , 1957-2013 гг.
Нестеренко Т.Ю., заведующая сектором Курского областного Дома народного творчества, кандидат пед. наук, член Союза художников России.

Кожлянские игрушки сушатся при комнатной температуре, без искусственного подогрева.
Обжиг игрушек, вылепленных за всю зиму, производится обычно весной, в мае, в горнах, отапливаемых дровами (12-14 часов), либо в муфельных печах при температуре около 800º С несколько часов. Затем игрушки остывают и должны приобрести молочно-белый либо слегка розоватый цвет.
В последней трети XX в. мастерицы О.И. Дериглазова и В.В. Ковкина построили собственные горны. Они представляют собой сооружения, выложенные из огнеупорного кирпича, соответственно прямоугольной и трапециевидной формы. Печи имеют две камеры. В нижнюю – «подтоп» - закладывали дрова, в верхнюю – игрушку и закрывали камеру металлическим листом.

Роспись.
Игрушки расписываются либо куриными перьями (старые мастера), либо кистью. Используют анилиновые (раньше) либо гуашевые или акриловые красители четырёх цветов: малиновый (красный), фиолетовый (синий), жёлтый и зелёный. За неимением двух первых, прибегали к замене на синюю или голубую и красную разных оттенков. Орнамент накладывается на большие поверхности (спинки и ножки животных, юбки барынь и т.д.), небольшие детали покрываются цветом полностью (головные уборы, мелкие детали, рога животных и др.). Для крепости и сочности в краски всегда добавляли молоко и сырые яйца. Для блеска – немного сахара (зимой).
К настоящему времени сложилось девять видов росписи кожлянской игрушки. Каждый имеет свое название. Полосочки представляют собой параллельные косые линии, нечасто и недлинно положенные. Полоски - три параллельные прямые линии. «Елочка»: от основной прямой в стороны на одинаковом расстоянии друг от друга расходятся параллельные линии - «иголки». «Решеточка» - косые пересекающие друг друга линии, образующие ромбы. Пятнышки – чуть больше или меньше по размеру, нанесенные на форму свободно. «Волна» - три параллельные волнистые линии. «Звездочки» - четыре короткие пересекающиеся в одном центре прямые. «Виноград»: гроздь винограда с листом внизу и гибкой веточкой вверху. Нераспустившиеся бутоны цветка: центральная прямая, к которой тяготеют с обеих сторон бутоны на коротком стебле. Два последних ввела в промысел мастерица В.В.Ковкина в середине 90-ых годов прошлого века.

Существует несколько особенностей росписи кожлянской игрушки:
1. роспись начинают сверху;
2. на формы первой и второй групп (образы животных с предметом и без него) ее накладывают по принципу «впереди-сзади» и «слева-справа» или зеркального отражения;
3. шапки и кафтаны у всадников, шляпки, кроме «ромашки», и жакеты у барынь, ушки животных закрашиваются сплошь;
4. на юбку барыни и на всадника затем наносят продольные желтые полоски. У первой фигуры их может быть шесть или восемь, если их накладывает О. И. Дериглазова, и четыре - у В. В. Ковкиной. У второй формы - сначала полоса на морде, потом от уха вниз и от хвостика к пересечению передней ноги с туловищем;
5. орнаменты «решеточка» и «елочка» наносят на игрушку поочередно и красками разного цвета;
6. каждый из предыдущих орнаментов можно использовать по одному, но чередовать цвет, так же и полосочки;
7. учитывается размер игрушки. Формы первой группы, как правило, расписывают полосочками, звездочками, каждая линия которых наносится одним из четырех традиционных цветов произвольно или тремя цветами. Тогда звездочка обретает шесть концов, как у О.И.Дериглазовой. Расписывают и пятнышками, для которых мастера используют также все четыре цвета и накладывают произвольно. Последние В.В.Ковкина наносит только на жакет барыни или на ее юбку, проставляя их в «решеточку». «Решеточка», «елочка», «волна», полоски могут быть наложены на юбку барыни, на всадника и на другие фигуры, если позволяет пространство;
8. в орнаменте «волна» каждая из трех волнистых линий имеет разные цвета. У О.И. Дериглазовой и две крайние - один цвет, средняя – другой; у В.В. Ковкиной - так же, как и в орнаменте «полоски», хотя для О.И. Дериглазовой свойственно наложение всех трех полосок разными красками. Но оба орнамента должны быть расположены между двумя желтыми полосами;
9. «хвостик» формы должен оставаться чистым;
10. «виноград» и «нераспустившиеся бутоны цветка» мастерица В.В. Ковкина накладывает на большие формы.
Принцип орнаментации мастерицы заключается в максимальном использовании поверхности формы. О.И Дериглазова может делить тот или иной вид росписи на части, как бы разбивая его. Каждую из частей одного и того же орнамента она накладывает разным цветом. Мастерица тяготеет к минимальному использованию цвета. Она, как максимум, употребляет для росписи четыре тона, как минимум – два.
Мастерица В.В Ковкина накладывает роспись на изделие свободно. Орнамент как бы плавает на его поверхности. Для росписи больших форм мастерица старается использовать все четыре цвета, прибавляя еще и малиновый. Она добивается в орнаментации изделий меры и вкуса. Завершенность формы, мысли и росписи создает цельность образа.

Символика орнаментов.
Сакральность водной стихии отражена в сочетании трех прямых и трех волнистых линий - «полоски» и «волны». Священное число «три» вошло в русские сказки и проявлялось в троекратном повторении ситуации.
Смысл жизни несут одинарные желтые линии, делящие на равные части юбку барыни и коня под всадником в кожлянской игрушке. Подобному делению подвергаются в гончарстве Черноземья только эти две основные формы, мужская и женская, символизирующие ее воспроизведение.
Дождь в косых параллельных прямых, составляющих целостный символ, – это «полосочки».
Символ земли, обработанной человеком - ромбическая сетка - решеточка. В ее основе лежит ромб – знак охоты в палеолите. Позже человек стал зависеть от урожая, выращенного на земле, а по сути, от той же богини природы, дарующей ему семена и зерна.
"Пятнышки» - символика семени, засевания. В. В. Ковкина наносила пятнышки на однотонную кофту барыни и на коня, что объяснятся в первом случае непосредстенной связью образов женщины и земли, во втором – образа коня с магией земледелия.
Отражение темы роста и растений - в орнаменте «Елочка», представляющем собой «мировое дерево».
Отражение темы пространства - в восьмиконечном кресте, полученном путем совмещения прямого и косого крестов. Первый выражает образ земли, второй – неба. Так, восьмиконечный крест воплощает всеобъемлющее и упорядоченное пространство, его четыре основные и четыре второстепенные стороны света. Его наносят одним или четырьмя цветами и называют «звездочки», что напрямую указывает на ночное звездное небо. Характерно нанесение его на форму оленя, так как его образ соединяет землю и небо.
Растительные орнаменты - это «виноград» и «нераспустившиеся бутоны цветка», введенные в промысел В.В Ковкиной в 1995 году. Оба заключает в себе пробуждающуюся жизненную силу и напрямую связаны с народными представлениями о древе жизни, о вечном цветении райских садов, плодородии, цикле рождения, умирания и воскрешения.

Формами сохранения промысла являются полевые исследования; создание музейной коллекции; обучение.
Обучение лепке кожлянской глиняной игрушки и изучение истории керамических промыслов ведется в Курчатовском краеведческом музее с 1988 г. на базе кружкового объединения «Народное гончарство». В него включаются занятия по лепке игрушки, экспедиции в центры промыслов, музейные игры и участие воспитанников в конкурсах и выставках. В начале эти занятия проводились в Курчатовском краеведческом музее, затем и в Доме детского творчества г. Курчатова . Основным педагогом до 2013 г. была Скобликова Татьяна Евгеньевна, теперь – ее ученица Неволина Анастасия Олеговна и другие. Целью такого обучения является приобщение десятков детей к истории и сохранению кожлянского и других керамических промыслов. Одним из самых ощутимых результатов обучения при музее стало то, что 2 из первых воспитанников стали мастерами кожлянской игрушки (А.О. Неволина и О.К. Селихова).
Кроме того, с 80-х годов обучение лепке кожлянской глиняной игрушки ведется и на занятиях в средней школе в с. Дроняево Курчатовского района. Проведение занятий по лепке игрушки осуществлялось в рамках занятий по трудовому обучению (технологии), позже – и на занятиях школьного кружка. Педагогами по лепке игрушки Дроняевской школы были в разное время Дериглазова Ольга Ивановна, Ковкина Валентина Венедиктовна, Тимофеева Лилия Витальевна, Коробова Татьяна Витальевна, Сухомлинов Александр Иванович, Пашкова Виктория Витальевна, Маслова Наталья Александровна.
Результатом школьного обучения стала широкая популяризация кожлянской игрушки в Курской области и за ее пределами, приобщение десятков воспитанников к основам старинного промысла, из них 2 стали мастерами кожлянской игрушки (В.В. Пашкова, Н.А. Маслова).

Формы популяризации и развития промысла:
- Областной фестиваль народного искусства «Батюшка Егорий» (в апреле-мае, теперь – в сентябре), проводящийся раз в два года в г. Курчатов Курской области;
- Межрегиональная научно-практическая конференция по проблемам сохранения традиционной народной культуры «Истоки»;
- Межрегиональный фестиваль-конкурс мастеров декоративно-прикладного творчества «Мастера соловьиного края» (май-июнь, потом сентябрь 2011, 2013, 2015, 2019 гг.);
- участие мастеров в фестивалях, конкурсах и выставках за пределами области;
- участие воспитанников кожлянских мастеров в Межрегиональном детском конкурсе "Заиграй, моя игрушечка";
- издание книг и статей, создание тематических фильмов и телесюжетов, публикация материалов о кожлянской игрушке на электронных ресурсах Курского Дома народного творчества и музеев;
- развитие промысла – организация МАУК "Центра народных традиционных промыслов" по сохранению Дроняевского гончарства и кожлянской игрушки.

Читайте также: