Кожлянская игрушка мастер класс

Обновлено: 27.04.2024

" ДЕРЕВНЯ БРЯЧА " ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ. запись закреплена
Традиционная культура и народное искусство

ТРАДИЦИОННАЯ КОЖЛЯНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Авторы: Скобликова Т.Е., народный мастер России, член Союза журналистов России , 1957-2013 гг.
Нестеренко Т.Ю., заведующая сектором Курского областного Дома народного творчества, кандидат пед. наук, член Союза художников России.

Кожлянская традиционная глиняная игрушка является старинным промыслом, существовавшим в деревне (ранее - селе) Кожля Курчатовского района (раньше – Льговского уезда) Курской области со времени заселения - конца (возможно, и середины) 18 века. Насчитывается более двадцати старинных разновидностей игрушек, и еще около 30 – привнесенных в традицию мастерами к концу XX века. Они выполняются в виде человека (барыни, офицеры, пары и проч.), животных и птиц, а также фантастических существ и сказочных героев, самобытных по форме и исполнению.
Ценность кожлянской глиняной игрушки как культурной традиции заключается в том, что потомственные мастерицы смогли сохранить и передать ее историю и технологию представителям молодого поколения, которые в свою очередь стали обучать детей. Технология создания кожлянской игрушки уникальна, так как в ней используются местное сырье (глина), особенные приемы (шарик, «блинчик», «вареник» или «пирожок», дальнейшее изготовление формы ведется посредством примазывания дополнительных комочков) и правила росписи из семи орнаментов и четырех определенных цветов. Кожлянская игрушка запечатлела в своих образах одновременно развитие человеческой цивилизации, историю государства, в разное время называвшегося Российской империей и Советским Союзом, местные историю и народную культуру. Идентичной игрушки в других регионах России не существует.
Формирование массовых керамических промыслов Центрального Черноземья начинается с момента передвижения населения Русского государства в 16-17 века на утерянные в 13 столетии южные земли. Они заселялись не только служилыми людьми для охраны границ, но и мастеровыми - переселенцами с запада России и Украины (в данном случае – переселение помещиком Денисьевым своих крестьян из Полтавской области Украины в конце 18 века).
В XVIII – XIX веках под влиянием местной природы, локальной истории и народной культуры появились новые образы. Но в форме, символике росписи и названии игрушек сохраняется некоторое сходство с игрушкой миргородского уезда Полтавской области Украины (промысел не сохранился) или опошнянской игрушкой.
Кожлянская игрушка существовала на территории села Кожля с конца XVIII до начала XXI веков. Со второй половины XX века промысел претерпел резкое сокращение количества мастеров по причинам социально-экономического и идеологического характера (запрет на частное производство, войны, революции, коллективизация, урбанизация, смена уклада жизни, индустриализация производства). В последней четверти XX века он начал мигрировать в пределах Курчатовского района, так как еще работающие, но постаревшие мастера (3 чел.) переехали жить к своим детям в другой населенный пункт. Здесь жили и их внуки, освоившие традицию создания игрушки еще в детстве. Появились и молодые мастера, никогда не жившие в Кожле. Если в прошлом местом бытования игрушки было село Кожля (Ольшанская волость, Льговский уезд) Курской губернии, то на сегодняшний момент ареал ее распространения немного шире - г. Курчатов, Курчатовский район (с. Дроняево, с Иванино), г. Курск.
В середине 19 века фольклорист Иван Снегирев и этнограф Иван Сахаров пишут о том, что в Курске на Юрьев день на ярмарках продают глиняных коровок и других животных. По сведениям исследователей 19 века Николая Добротворского, Андрея Кулыжного и данным археологов, горшечный промысел существовал в Кожлянской волости (а ныне – в деревне Кожля Курчатовского района) не менее 250 лет.
Первые письменные свидетельства о кожлянской глиняной игрушке относятся к 1904 году, когда уездный агроном А.Е. Кулыжный описывает историю ее происхождения, современное положение и экономическое состояние. Он разместил информацию о кожлянской игрушке в небольшой книге «Описание кустарных промыслов в Льговском уезде Курской губернии». В 1910 году другой автор, секретарь губернского статистического комитета Н.И. Златоверховников, зафиксировал наличие глиняных игрушек из с. Кожля Льговского уезда при составлении каталога курского историко-археологического и кустарного музея. Он же упоминает игрушку в связи с археологическим съездом, который состоялся в Харькове в 1902 году.
Кожлянская игрушка воспроизводит в глине более двадцати ключевых образов. Одни относятся к язычеству (медведь, олень, конь, всадник, барыня, птичка, баран, козел, корова) и несут в себе отпечаток древних верований. Другие образы возникли в XVIII – XIX вв.: заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака. Причины их появления состоят в ослаблении воздействия на человека древних верований, освоении географической среды, смене уклада жизни.
В последней четверти XX в. мастерицы Ольга Ивановна Дериглазова и Валентина Венедиктовна Ковкина ввели в промысел собственные формы, ставшие впоследствии традиционными (еще 30 мотивов). О.И. Дериглазова - «Семья», «Сани», «Самовар», «Стол», «Диван», «Кошка-копилка», «Крокодил», «Обезьяна», «Лизун» (улитка), «Комарик», «Муравейчик», «Пара танцующая». В.В. Ковкина - «Масленица» (петух на тройке), «Пан» (всадник на козле, зайце или лисице), «Скоморох» (всадник на баране), «Ангел», «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь», «Царевна-лягушка», «Барыня на олене», «Пара», «Барыня на коне», «Гусь домашний», «Танцоры» или «Плясуны» (пляшущие животные в паре – волк с лисицей, петух с ней же или одиночные), «Бык», «Курица-наседка», офицер (мужская фигура в мундире с кивером на голове), «Карусель», «Иван – дурачок на печке», перевертыши, названные так искусствоведом И.И. Федоровым.
В связи с деятельностью живших в конце XX века мастериц Дериглазовой О.И., Ковкиной У.И., Ковкиной В.В. и признанием ценности их игрушек искусствоведами на российском уровне, а также в связи с исследовательской деятельностью краеведа и журналиста Т.Е. Скобликовой, Курчатовским краеведческим музеем были начаты полевые исследования, сбор находок и информации у местного населения и ее фиксация. Было проведено обследование местных дворов, огородов, чердаков, а также изучение найденных осколков кожлянских игрушек мастериц конца 19 – начала 20 века. Места проведения экспедиций - села Кожля и Дроняево Курчатовского района. Были установлены имена старых мастеров, собраны предметы промысла, из которых впоследствии сформировалась коллекция нового отдела Курчатовского краеведческого музея – «Отдел народных промыслов». В ходе дополнительных экспедиций краеведа и журналиста Татьяны Скобликовой с воспитанниками ее кружкового объединения «Народное гончарство» (при Курчатовском музее) по Курской области и соседним регионам музейная коллекция была пополнена. В нее вошли предметы не только кожлянского промысла, но и образцы дроняевского гончарства, других керамических промыслов центральной России, фото мастеров и др. Все найденное прошло регистрацию и вошло в постоянную и пополняемую экспозицию во втором здании музея.

В настоящее время традиция создания кожлянской глиняной игрушки сохраняется и изучается в двух видах: дериглазовском, более архаичном (от Дериглазовой О.И.и Ковкиной У.И.) и ковкинском, лаконичном (от В.В. Ковкиной) стилях лепки и росписи игрушки. В дериглазовском стиле лепят потомственные мастера, внучки старой мастерицы, Лилия Витальевна Тимофеева (с мужем Валентином Алексеевичем Тимофеевым) и Татьяна Витальевна Коробова.
В ковкинском стиле создают игрушки ученики покойной мастерицы: Татьяна Евгеньевна Скобликова (краевед, музейный работник, журналист, педагог, ушла из жизни в 2013 г.) – основной исследователь промысла, а также ее соратники и последователи Наталья Александровна Маслова, Анастасия Олеговна Неволина, Оксана Кинжабулатовна Селихова. На базе ОБУК «Курчатовский государственный краеведческий музей проводятся музейные игры, экскурсии, тематические занятия по истории промысла и её лепке. Традиция создания кожлянской глиняной игрушки передаётся детям и на базе МКОУ ДОД «Дом детского творчества г. Курчатова».
В ковкинском стиле также лепит игрушку и обучает этому детей на базе Дроняевской средней школы и Центра народных традиционных промыслов Виктория Витальевна Пашкова – ученица Валентины Ковкиной. В Курске в стиле В.В. Ковкиной лепит игрушку и обучает этому детей в городском Дворце пионеров и школьников Елена Альбертовна Растороцкая. Другие ученики мастериц на сегодняшний момент занимаются иными видами профессиональной деятельности.
Степень риска исчезновения промысла средняя. Основные проблемы в его сохранении – небольшое число его постоянных участников (до 10 чел.) и преемников, что, в свою очередь, обусловлено сокращением промысла в XX веке (идеологические, экономические и социальные причины), уходом из жизни старых мастериц и основного исследователя и популяризатора промысла Т.Е. Скобликовой, малой востребованностью изделий промысла в современной среде, низким размером оплаты труда мастеров и педагогов. Во-вторых, это проблемы добычи сырья (дроняевская глина залегает на глубине 15-20 м) и сохранения Кожли как этнографического и туристического центра, разобщённость мастеров и их удалённость друг от друга, искажение традиции росписи и лепки некоторыми мастерами.

Форма бытования промысла: аутентичная (до 2012 г.) и репродуцирующая.

Способы передачи традиции на сегодняшний день:
-обучение детей (Дроняевская средняя школа, Центр народных традиционных промыслов, Дом детского творчества г. Курчатова);
-музейные программы для детей и взрослых – экскурсии, игры, лекции (Курчатовский краеведческий музей);
- фиксация (Скобликова Т.Е., Курский областной Дом народного творчества, Курский и Курчатовский краеведческий музей, Картинная галерея им. А. Дейнеки и др.);
-мастер-классы (на региональных фестивалях, в учреждениях образования и культуры);
-популяризация в телевизионных и веб-проектах (телесюжеты и видеофильмы об игрушке, веб-сайт Курского ОДНТ и его сообщества в соцсетях и др.).

Основные инструменты в промысле - емкость для воды (широкая неглубокая миска для смачивания рук), шпичка, перья куриные или кисти, анилиновые или акриловые краски.
Важным инструментом игрушечниц являлась «шпичка» – палочка для протыкания свистков. Ее изготавливали из бересклета, древесина которого отличается особой прочностью и упругостью. Мастерицы заготавливали толстые и ровные, без сучков, стебли кустарника, нарезали их на палки-заготовки и сушили. Сухой бересклет раскалывали на щепочки, чистили, стругали ножом, придавая им слегка изогнутую форму: с одного конца – круглую и острую, с другого – плоскую, в виде лопаточки. Затем палочки опускали в кипящую воду для размягчения древесины, а потом уже зачищали их поверхность стеклом до идеальной гладкости. Один конец шпички плоский и тонкий – для прокалывания двух основных свистковых отверстий, другой – заострённый и круглый (для боковых, а также глаз, рта и др. у игрушки). Плоские концы палочек смолили на пламени спички, чтобы они не заламывались. У мастериц всегда присутствовал целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек. После работы их мыли и хранили в сухом месте.
Для росписи игрушки в прошлом служили куриные перья (у старых мастериц). Кисти –основной инструмент росписи игрушки у современных мастеров. Используются тонкие, круглые, беличьи или колонковые, размеры № №2-3.

Техники и приемы изготовления игрушки - лепка, сушка, обжиг и роспись.

Лепка.
Игрушка зооморфного ("звериного") типа лепится в данной последовательности:
- скатывание шара;
- расплющивание его в «блинчик»;
- заворачивание его в заготовку для туловища игрушки – «вареник»;
- замазывание шва;
- подготовительное формование «жупки» - свистковой части;
- примазывание из комочков головы, ножек, бородок, ужек, рогов, глаз-бляшек и др. дополнительных деталей;
- прокалывание глаз, рта шпичкой;
- прокалывание основного и бокового отверстий свиста в чуть подвяленной (слегка подсохшей) игрушке.

Игрушки антропоморфного типа (барыня) лепятся следующим образом:
- скатывание «морковки»;
- раскатывание её с одной стороны в «юбку» (специальной палкой);
- отделение в «морковке» шеи и талии барыни;
- выглаживание талии и плоскости будущего лица;
- «примазывание» рук из комочков;
- изготовление «свистка» - условной кошки, собачки или уточки и укрепление его под рукой барыни, прокол свиста;
- крепление «червячка» - носа к лицу, а «таблетки» - шляпки и пучка – к голове;
- прокалывание глаз и рта шпичкой.
Для производства свистулек мастерицы использовали сырье из м. Глинище, что в семи км от Кожли. Они смешивали глину белого молочного цвета – «поддонок» (со дна тех шахт, в которых гончары соседнего с. Дроняево добывали для себя сырье) и желтую, как иволга, - «глею», (глей, добываемый тут же). Примешивали также кожлянскую глину коричневого цвета. Мастерицы использовали глину и сизого цвета или, как ее называют в народе, синюю или голубую, и смешивали с «подонком» или делали игрушку только из нее. Каждый из вариантов давал после обжига черепок белого цвета.

- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование : доски для лепки, стеки, вода, тряпочки, стаканчики, образец для показа, краски акриловые, кисти.

Посуда могла быть облитой и необлитой, с узором или без него. Обливали специальным составом. Высохшее изделие блестело от глянца.

Чем же торговали гончары? Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках взбивали сметану на масло, в ладках – широких и глубоких глиняных тарелках – жарили-парили еду для будней и праздников.

Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени врывались в детскую жизнь. В селе Кожля, что раскинулось на правом берегу реки Сейм неподалёку от Курска, многие мастера знали секреты создания чистого звука в глиняной игрушке, вот и доходили свистульки в ХIХ веке до базаров Персии и Афганистана, и по всей России-матушке разнесли славу о «курском соловье». Это крылатое выражение, по мнению искусствоведов, было широко растиражировано ещё в начале ХIХ-го века и относилось к популярной среди народа Кожлянской игрушке, которая несла в себе юмор, имела громкий и чистый звук, была непременной участницей народных гуляний и забав. К тому же, покупатели наряду с образностью ценили прочность изделия, а в Кожлянской свистульке всё слито воедино и показано самое характерное.

Изделие традиционно вытягивалось мастерами из цельного куска глины — создавалось без составных частей и «налепов». К тому же, на белой глине нарядно смотрятся сине-красные крапинки, жёлтые звёздочки, узоры в «сеточку» (земля), «ёлочку» (лес). Молодёжи на забаву предлагались многофигурные композиции, рассчитанные на нескольких человек, чтобы весело было им потолкаться за околицей, выдувая громкий аккомпанемент деревенским плясунам.

Что и говорить: молода душой старинная игрушка, история которой насчитывает без малого три века! Поколения мастеров за эти годы сочинили более чем 250 ярких и фантастических образов. Знаковый «Курский соловей» — это чашечка в виде цветка на ножке, которая наполняется водой. Стоит подуть в свисток, как раздаётся переливчатая птичья трель — будто соловей поёт! Что может быть лучше для рекламы на ярмарке? Или круторогий «Козлик». В славянской мифологии он благородное животное, символизирующее победу, ведь только козёл может прорубить большими рогами дорогу в скалах, и это научный факт, а в народном понимании — мощь и сила!

«Козля» или «Кожля» — когда-то в этих овражистых местах в изобилии водились дикие козы, что отразилось в названии местечка на украинский лад. Богатые залежи мягкой белой глины позволили здесь, на юго-западном краю Курской губернии, процветать гончарному ремеслу. В каждом подворье имелась земляная печка для обжига изделий — «горн», а ребятишек с детства обучали искусству лепки. Но в соседнем селе Дроняево была другая специализация. Там на гончарном круге тянули горшки и прочую посуду, что физически более тяжело, поэтому соседи подшучивали над «свистунами» из Кожли, иногда даже подворовывали у них сырьё в карьере, который так и называется «Глинище». Там у каждого из мастеров была заведена своя шахта, откуда и привозилась для работы мягкая синеватая глина, уже при обжиге она становилась белой и не требовала подкрашивания в готовом виде.

Игрушечный и гончарный промыслы угасли во время коллективизации 30-х годов, когда советская власть запретила брать селянам глину из карьера и лепить изделия на продажу. А Кожлянская игрушка возродилась из полного забвения только к началу 80-х годов, благодаря тому, что в начале 70-х известный искусствовед Александр Фрумкин зачастил из Москвы в угасающую деревеньку Кожля.

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник Александр Наумович Фрумкин вёл изыскания в селе Кожля, изучал образцы народных промыслов и беседовал со многими старожилами, открыв трёх мастериц декоративно-прикладного искусства. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.) ушли в жизнь вечную, исполнив свою миссию на земле — передали нам, в ХХI-й век, Кожлянскую игрушку. Эти забавные свистульки помогали мастерицам выжить, ведь на долю каждой женщины выпала война, голод и нужда. Тайком от властей мастерицы наведывались в карьер — заготавливали глину, а позже с готовой работой отправлялись на железнодорожную станцию к воинским эшелонам — продавать или менять свои шедевры на продукты. После Великой Отечественной войны «курских соловьёв» с радостью раскупали военные, возвращаясь по домам с Победой! Ульяна Ковкина рассказывала, что вела в своём деле строгий учёт и помнит, что после войны лепила по десять тысяч игрушек за зиму, а за сутки у неё получалось иногда по двести пятьдесят штук!

Самой знаменитой из трёх кожлянских мастериц стала Валентина Ковкина. В 1976 году Александр Фрумкин устроил первую выставку художницы в Москве. С тех пор в разных городах Европы, Канады, Японии и России побывали игрушки трёх курских бабушек — и все они стали заслуженными мастерами, членами СХ России, а Валентина Ковкина в 2002 году получила звание лауреата Госпремии в номинации «Душа России»! Некоторые искусствоведы называют её «русским Ван-Гогом» за то, что пластика игрушки находится в движении, а роспись отличается особой яркостью.

Валентина Венедиктовна вспоминала совет своей матушки: «Как бы не сложилась твоя жизнь, а игрушку не бросай!». Так и не бросила она семейное дело, хотя пережила в советские годы и насмешки, и укоры со стороны идеологически «правильных» односельчан. Гораздо позже, в конце 70-х годов, её пригласили в Дроняевскую сельскую школу вести кружок художественной лепки. Так и случилось, что более 20 лет Валентина Ковкина щедро делилась секретами мастерства с учениками, да и со всем миром тоже: многие художники-керамисты стали заглядывать к бабушкам за секретами.

Недаром когда-то искусствовед Фрумкин убеждал каждую из них не бросать игрушку, создавать новые коллекции, вспоминать виданное ранее, ведь Кожлянские свистульки удивительно сочетают в себе образность и народную мудрость на грани смешного и философского. И промысел возродился. В 2008 году, в Курчатовском районе, к которому относятся сёла Дроняево и Кожля, создан Центр развития традиционного гончарного промысла. И в Курске мастера-керамисты лепят игрушки, однако предпочитают выставлять на продажу в художественные салоны авторские работы.

Этапы изготовления Кожлянской игрушки

2.Из шарика делаем «вареник», к одной из сторон «вареника» которая более тупая примазываем небольшой шарик - это будет свисток.

3. Намечаем место для ног и примазываем два шарика вытягиваем и формируем ноги

4. Затем примазываем ещё один шарик побольше – это будет шея и голова

5. Формируем гребень, с помощью «шликерной массы»

6. Украшаем нашего петушка при помощи капелек делая ему клюв, глаза, серёжки и бородку.

7. Сзади примазываем небольшую «морковку» , вытягиваем её формируя петушку хвост.

8. Из двух шариков делаем небольшие «морковки» и примазываем их к петушку – это будут наши крылья.

9. В крылья вкладываем гармошку которую мы сделали из колбаски, гармошку приклеиваем на «шликерную массу»

10. Затем прокалываем свисток с помощью «стека» и делаем украшение «стеком» на хвосте и гребешке

11. Наш петушок с гармошкой готов, даём ему высохнуть несколько дней, потом обжигаем его в муфельной печи при температуре 850-900 градусов 2.5 часа. Раскрашиваем акриловыми красками в традиции «кожлянской» росписи.

12. Виды орнаментов, используемые в росписи Кожлянской традиционной игрушки.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс, давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Теперь очевидно, что научиться лепить не так уж и трудно, важны терпение и труд, чтобы умение переросло в мастерство. Вы, как педагоги, сможете научить этому детей. Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер класс по изготовлению ёлочной игрушки из фетра (в рамках программы «Старшие-младшим»)

Урок по технологии в форме мастер класса учащихся среднего звена (7 класс) для учащихся начальных классов (3 класс).


Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки из гофрированной бумаги

Новый год-волшебный праздник!Немного времени и фумага превращается в великолепную еловую ветку с шишками.

Конспект мастер-класса "Изготовление мелкой текстильной игрушки "Цыплёнок"

Конспект предназначен для проведения занятия или мастер-класса с детьми, не имеющими навыков ручного шитья. В ходе занятия дети научатся выполнять шов "Вперёд иголку", познакомятся с "потайным" .

Мастер-класс на тему "Изготовление игрушки из помпонов. "Вишенки."

Цели: 1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению объемной игрушки из шерстяной пряжи.2.


Мастер - класс. Особенности традиционного сибирского казачьего костюма.

Традиционная народная культура – это такое явление, которое включает в себя все: веру – ибо без веры нет народа, язык – нет народа, у которого нет языка и все то, что называется фоль.

Авторы: народный мастер России, член Союза журналистов России Татьяна Скобликова и заведующая сектором курского Дома народного творчества, кандидат педагогических наук, член Союза художников России Татьяна Нестеренко

Истоки

Кожлянская глиняная игрушка существовала в селе Кожля с конца 18 до начала 21 веков. Со второй половины 20 века количество мастеров, занимающихся промыслом, резко сократилось из-за социально-экономических и идеологических причин. В последней четверти 20 века промысел начал мигрировать в пределах Курчатовского района, потому что работающие, но постаревшие мастера, переехали жить к своим детям в другие населенные пункты.

Так появились молодые умельцы, никогда не жившие в Кожле. Если в прошлом игрушку делали только в селе Кожля Льговского уезда Курской губернии, то сегодня ее лепят в Курчатове, селах Дроняево и Иванино Курчатовского района, Курске.

Валентина Ковкина. Перевертыш

Кожлянская игрушка воспроизводит в глине больше 20 ключевых образов. Одни относятся к язычеству. Например, медведь, олень, конь, всадник, барыня, птичка, баран, козел, корова. Другие возникли в 18–19 веках из-за ослабления воздействия на человека древних верований, освоения географической среды, смены уклада жизни. К ним относятся заяц, лиса, белка, курский соловей, рыбка, петух, утка, гусь, тройка, кошка, собака.

В последней четверти 20 века мастерицы Ольга Дериглазова и Валентина Ковкина ввели в промысел собственные формы, ставшие традиционными.

Ольга Дериглазова — «Семью», «Сани», «Самовар», «Стол», «Диван», «Кошку-копилку», «Крокодила», «Обезьяну», «Комарика», «Муравейчика», «Пару танцующую», «Лизуна» (улитку). Валентина Ковкина — «Ангела», «Гусей-лебедей», «Машеньку и медведя», «Масленицу» (петуха на тройке), «Пана» (всадника на козле, зайце или лисице), «Скомороха» (всадника на баране), «Царевну-лягушку», «Барыню на олене», «Пару» и другие мотивы.

Сегодня традиция создания кожлянской глиняной игрушки сохраняется и изучается в двух видах: дериглазовском, более архаичном (от Ольги Дериглазовой и Ульяны Ковкиной) и ковкинском, лаконичном (от Валентины Ковкиной) стилях лепки и росписи игрушки.

Народный мастер России, член Союза художников России Ольга Ивановна Дериглазова с внучкой Лилией

Народный мастер России Ульяна Ивановна Ковкина

Народный мастер России, член Союза художников России, Лауреат премии Правительства РФ «Душа России» Валентина Венедиктовна Ковкина

Инструменты

Делая игрушки, мастерицы использовали широкую неглубокую миску для смачивания рук, шпичку, куриные перья или кисти, анилиновые или акриловые краски.

Палочку для протыкания свистков — шпичку — изготавливали из бересклета. Умелицы заготавливали толстые и ровные, без сучков, стебли кустарника, нарезали их на палки-заготовки и сушили. Сухой бересклет раскалывали на щепочки, чистили, стругали ножом, придавая им слегка изогнутую форму. С одного конца – круглую и острую, а с другого – плоскую, в виде лопаточки. Затем палочки опускали в кипящую воду для размягчения древесины, а потом зачищали их поверхность стеклом до идеальной гладкости.

Плоский и тонкий конец шпички предназначался для прокалывания двух основных свистковых отверстий. Заострённый и круглый использовали для боковых, а также глаз, рта и других элементов игрушки.

Плоские концы палочек смолили на пламени спички, чтобы они не заламывались. У мастериц всегда был целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек. После работы их мыли и хранили в сухом месте.

Техники и приемы изготовления игрушки

Кожлянскую глиняную игрушку лепят, сушат, обжигают и расписывают.

Игрушки зооморфного (звериного) типа делают следующим образом:

- скатывание шара;
- расплющивание его в «блинчик»;
- заворачивание его в заготовку для туловища игрушки – «вареник»;
- замазывание шва;
- подготовительное формование «жупки» - свистковой части;
- примазывание из комочков головы, ножек, бородок, ужек, рогов, глаз-бляшек и др. дополнительных деталей;
- прокалывание глаз, рта шпичкой;
- прокалывание основного и бокового отверстий свиста в чуть подвяленной (слегка подсохшей) игрушке.

Ульяна Ковкина. Олень

Игрушки антропоморфного типа (барыня) лепят так:

- скатывание «морковки»;
- раскатывание её с одной стороны в «юбку» (специальной палкой);
- отделение в «морковке» шеи и талии барыни;
- выглаживание талии и плоскости будущего лица;
- «примазывание» рук из комочков;
- изготовление «свистка» - условной кошки, собачки или уточки и укрепление его под рукой барыни, прокол свиста;
- крепление «червячка» - носа к лицу, а «таблетки» - шляпки и пучка – к голове;
- прокалывание глаз и рта шпичкой.

Татьяна Скобликова. Кожлянские игрушки. Ковкинская манера выполнения игрушки

Для производства свистулек мастерицы использовали сырье из м. Глинище, что в семи километров от Кожли. Они смешивали глину молочного цвета – «поддонок» и желтую — «глею».

Умелицы также примешивали кожлянскую глину коричневого цвета и использовали сизую глину. Каждый из вариантов давал после обжига черепок белого цвета.

Игрушки второго поколения мастеров двух школ: Л.В. Тимофеевой (корова, индюк) — дериглазовская школа лепки и росписи; В.В. Пашковой (барыня, всадник, переверьыш, звери и птички) — ковкинская школа игрушки

Игрушки второго поколения мастеров двух школ: Л.В. Тимофеевой (корова, индюк) — дериглазовская школа лепки и росписи; В.В. Пашковой (барыня, всадник, переверьыш, звери и птички) — ковкинская школа игрушки

Традиционная культура и народное искусство

Традиционная культура и народное искусство

Традиционная культура и народное искусство запись закреплена

ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Авторы: Скобликова Т.Е., народный мастер России, член Союза журналистов России , 1957-2013 гг.
Нестеренко Т.Ю., заведующая сектором Курского областного Дома народного творчества, кандидат пед. наук, член Союза художников России.

Кожлянские игрушки сушатся при комнатной температуре, без искусственного подогрева.
Обжиг игрушек, вылепленных за всю зиму, производится обычно весной, в мае, в горнах, отапливаемых дровами (12-14 часов), либо в муфельных печах при температуре около 800º С несколько часов. Затем игрушки остывают и должны приобрести молочно-белый либо слегка розоватый цвет.
В последней трети XX в. мастерицы О.И. Дериглазова и В.В. Ковкина построили собственные горны. Они представляют собой сооружения, выложенные из огнеупорного кирпича, соответственно прямоугольной и трапециевидной формы. Печи имеют две камеры. В нижнюю – «подтоп» - закладывали дрова, в верхнюю – игрушку и закрывали камеру металлическим листом.

Роспись.
Игрушки расписываются либо куриными перьями (старые мастера), либо кистью. Используют анилиновые (раньше) либо гуашевые или акриловые красители четырёх цветов: малиновый (красный), фиолетовый (синий), жёлтый и зелёный. За неимением двух первых, прибегали к замене на синюю или голубую и красную разных оттенков. Орнамент накладывается на большие поверхности (спинки и ножки животных, юбки барынь и т.д.), небольшие детали покрываются цветом полностью (головные уборы, мелкие детали, рога животных и др.). Для крепости и сочности в краски всегда добавляли молоко и сырые яйца. Для блеска – немного сахара (зимой).
К настоящему времени сложилось девять видов росписи кожлянской игрушки. Каждый имеет свое название. Полосочки представляют собой параллельные косые линии, нечасто и недлинно положенные. Полоски - три параллельные прямые линии. «Елочка»: от основной прямой в стороны на одинаковом расстоянии друг от друга расходятся параллельные линии - «иголки». «Решеточка» - косые пересекающие друг друга линии, образующие ромбы. Пятнышки – чуть больше или меньше по размеру, нанесенные на форму свободно. «Волна» - три параллельные волнистые линии. «Звездочки» - четыре короткие пересекающиеся в одном центре прямые. «Виноград»: гроздь винограда с листом внизу и гибкой веточкой вверху. Нераспустившиеся бутоны цветка: центральная прямая, к которой тяготеют с обеих сторон бутоны на коротком стебле. Два последних ввела в промысел мастерица В.В.Ковкина в середине 90-ых годов прошлого века.

Существует несколько особенностей росписи кожлянской игрушки:
1. роспись начинают сверху;
2. на формы первой и второй групп (образы животных с предметом и без него) ее накладывают по принципу «впереди-сзади» и «слева-справа» или зеркального отражения;
3. шапки и кафтаны у всадников, шляпки, кроме «ромашки», и жакеты у барынь, ушки животных закрашиваются сплошь;
4. на юбку барыни и на всадника затем наносят продольные желтые полоски. У первой фигуры их может быть шесть или восемь, если их накладывает О. И. Дериглазова, и четыре - у В. В. Ковкиной. У второй формы - сначала полоса на морде, потом от уха вниз и от хвостика к пересечению передней ноги с туловищем;
5. орнаменты «решеточка» и «елочка» наносят на игрушку поочередно и красками разного цвета;
6. каждый из предыдущих орнаментов можно использовать по одному, но чередовать цвет, так же и полосочки;
7. учитывается размер игрушки. Формы первой группы, как правило, расписывают полосочками, звездочками, каждая линия которых наносится одним из четырех традиционных цветов произвольно или тремя цветами. Тогда звездочка обретает шесть концов, как у О.И.Дериглазовой. Расписывают и пятнышками, для которых мастера используют также все четыре цвета и накладывают произвольно. Последние В.В.Ковкина наносит только на жакет барыни или на ее юбку, проставляя их в «решеточку». «Решеточка», «елочка», «волна», полоски могут быть наложены на юбку барыни, на всадника и на другие фигуры, если позволяет пространство;
8. в орнаменте «волна» каждая из трех волнистых линий имеет разные цвета. У О.И. Дериглазовой и две крайние - один цвет, средняя – другой; у В.В. Ковкиной - так же, как и в орнаменте «полоски», хотя для О.И. Дериглазовой свойственно наложение всех трех полосок разными красками. Но оба орнамента должны быть расположены между двумя желтыми полосами;
9. «хвостик» формы должен оставаться чистым;
10. «виноград» и «нераспустившиеся бутоны цветка» мастерица В.В. Ковкина накладывает на большие формы.
Принцип орнаментации мастерицы заключается в максимальном использовании поверхности формы. О.И Дериглазова может делить тот или иной вид росписи на части, как бы разбивая его. Каждую из частей одного и того же орнамента она накладывает разным цветом. Мастерица тяготеет к минимальному использованию цвета. Она, как максимум, употребляет для росписи четыре тона, как минимум – два.
Мастерица В.В Ковкина накладывает роспись на изделие свободно. Орнамент как бы плавает на его поверхности. Для росписи больших форм мастерица старается использовать все четыре цвета, прибавляя еще и малиновый. Она добивается в орнаментации изделий меры и вкуса. Завершенность формы, мысли и росписи создает цельность образа.

Символика орнаментов.
Сакральность водной стихии отражена в сочетании трех прямых и трех волнистых линий - «полоски» и «волны». Священное число «три» вошло в русские сказки и проявлялось в троекратном повторении ситуации.
Смысл жизни несут одинарные желтые линии, делящие на равные части юбку барыни и коня под всадником в кожлянской игрушке. Подобному делению подвергаются в гончарстве Черноземья только эти две основные формы, мужская и женская, символизирующие ее воспроизведение.
Дождь в косых параллельных прямых, составляющих целостный символ, – это «полосочки».
Символ земли, обработанной человеком - ромбическая сетка - решеточка. В ее основе лежит ромб – знак охоты в палеолите. Позже человек стал зависеть от урожая, выращенного на земле, а по сути, от той же богини природы, дарующей ему семена и зерна.
"Пятнышки» - символика семени, засевания. В. В. Ковкина наносила пятнышки на однотонную кофту барыни и на коня, что объяснятся в первом случае непосредстенной связью образов женщины и земли, во втором – образа коня с магией земледелия.
Отражение темы роста и растений - в орнаменте «Елочка», представляющем собой «мировое дерево».
Отражение темы пространства - в восьмиконечном кресте, полученном путем совмещения прямого и косого крестов. Первый выражает образ земли, второй – неба. Так, восьмиконечный крест воплощает всеобъемлющее и упорядоченное пространство, его четыре основные и четыре второстепенные стороны света. Его наносят одним или четырьмя цветами и называют «звездочки», что напрямую указывает на ночное звездное небо. Характерно нанесение его на форму оленя, так как его образ соединяет землю и небо.
Растительные орнаменты - это «виноград» и «нераспустившиеся бутоны цветка», введенные в промысел В.В Ковкиной в 1995 году. Оба заключает в себе пробуждающуюся жизненную силу и напрямую связаны с народными представлениями о древе жизни, о вечном цветении райских садов, плодородии, цикле рождения, умирания и воскрешения.

Формами сохранения промысла являются полевые исследования; создание музейной коллекции; обучение.
Обучение лепке кожлянской глиняной игрушки и изучение истории керамических промыслов ведется в Курчатовском краеведческом музее с 1988 г. на базе кружкового объединения «Народное гончарство». В него включаются занятия по лепке игрушки, экспедиции в центры промыслов, музейные игры и участие воспитанников в конкурсах и выставках. В начале эти занятия проводились в Курчатовском краеведческом музее, затем и в Доме детского творчества г. Курчатова . Основным педагогом до 2013 г. была Скобликова Татьяна Евгеньевна, теперь – ее ученица Неволина Анастасия Олеговна и другие. Целью такого обучения является приобщение десятков детей к истории и сохранению кожлянского и других керамических промыслов. Одним из самых ощутимых результатов обучения при музее стало то, что 2 из первых воспитанников стали мастерами кожлянской игрушки (А.О. Неволина и О.К. Селихова).
Кроме того, с 80-х годов обучение лепке кожлянской глиняной игрушки ведется и на занятиях в средней школе в с. Дроняево Курчатовского района. Проведение занятий по лепке игрушки осуществлялось в рамках занятий по трудовому обучению (технологии), позже – и на занятиях школьного кружка. Педагогами по лепке игрушки Дроняевской школы были в разное время Дериглазова Ольга Ивановна, Ковкина Валентина Венедиктовна, Тимофеева Лилия Витальевна, Коробова Татьяна Витальевна, Сухомлинов Александр Иванович, Пашкова Виктория Витальевна, Маслова Наталья Александровна.
Результатом школьного обучения стала широкая популяризация кожлянской игрушки в Курской области и за ее пределами, приобщение десятков воспитанников к основам старинного промысла, из них 2 стали мастерами кожлянской игрушки (В.В. Пашкова, Н.А. Маслова).

Формы популяризации и развития промысла:
- Областной фестиваль народного искусства «Батюшка Егорий» (в апреле-мае, теперь – в сентябре), проводящийся раз в два года в г. Курчатов Курской области;
- Межрегиональная научно-практическая конференция по проблемам сохранения традиционной народной культуры «Истоки»;
- Межрегиональный фестиваль-конкурс мастеров декоративно-прикладного творчества «Мастера соловьиного края» (май-июнь, потом сентябрь 2011, 2013, 2015, 2019 гг.);
- участие мастеров в фестивалях, конкурсах и выставках за пределами области;
- участие воспитанников кожлянских мастеров в Межрегиональном детском конкурсе "Заиграй, моя игрушечка";
- издание книг и статей, создание тематических фильмов и телесюжетов, публикация материалов о кожлянской игрушке на электронных ресурсах Курского Дома народного творчества и музеев;
- развитие промысла – организация МАУК "Центра народных традиционных промыслов" по сохранению Дроняевского гончарства и кожлянской игрушки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс по лепке кожлянской традиционной игрушки "Барыня" Курчатовского района Курской области. Историческая справка о кожлянском промысле.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Кожлянская традиционная барыня"»

Кожлянская глиняная традиционная игрушка Мастер: Маслова Наталья Александровна, МКОУ «Дроняевская СОШ» Курчатовского района Курской области

Кожлянская глиняная традиционная игрушка

МКОУ «Дроняевская СОШ»

Курчатовского района Курской области

 Есть на Курской земле в Курчатовским районе, за батюшкой Сеймом, две деревеньки, несовсем обычные, – уж несколько веков над ними сливаются в единую песню перелив глиняного свистуна и гудение гончарного круга. Село Дроняево - издревле богатое залежами глины отличного качества, Кожля – новая родина для полтавских переселенцев (конец 18 в.), принесших с собой умение лепить расписную свистульку. Еще в 80-е годы Дроняевская школа стала тонкой нитью, благодаря которой оба старинных промысла до сих пор живы и продолжают развиваться. Ведь в это время пришла в школу потомственная мастерица Ковкина Валентина Венедиктовна (народный мастер России, лауреат премии «Душа России -2002»). Она не просто обучала детей лепить кожлянскую традиционную свистульку, а влюбляла их в простую, но уникальную частичку русского традиционного наследия. В Кожле почти до конца 20-го столетия работали сестры-игрушечницы: Ковкина Ульяна Ивановна и Дериглазова Ольга Ивановна (народные мастера России)

Есть на Курской земле в Курчатовским районе, за батюшкой Сеймом, две деревеньки, несовсем обычные, – уж несколько веков над ними сливаются в единую песню перелив глиняного свистуна и гудение гончарного круга.

Село Дроняево - издревле богатое залежами глины отличного качества,

Кожля – новая родина для полтавских переселенцев (конец 18 в.), принесших с собой умение лепить расписную свистульку. Еще в 80-е годы Дроняевская школа стала тонкой нитью, благодаря которой оба старинных промысла до сих пор живы и продолжают развиваться.

Ведь в это время пришла в школу потомственная мастерица Ковкина Валентина Венедиктовна (народный мастер России, лауреат премии «Душа России -2002»). Она не просто обучала детей лепить кожлянскую традиционную свистульку, а влюбляла их в простую, но уникальную частичку русского традиционного наследия.

В Кожле почти до конца 20-го столетия работали сестры-игрушечницы: Ковкина Ульяна Ивановна и Дериглазова Ольга Ивановна (народные мастера России)

 Кожлянскую традиционную игрушку исстари лепили из светлой глины. Лепили диких и домашних животных: петух, кот, собака, лиса, баран, птички, олень; барынь – женский образ и всадника на коне - мужской образ. Игрушка обязательно должна свистеть: дарила музыку, отгоняла злых духов и разрабатывала легкие. Лепили и расписывали по строгим законам промысла - это и есть традиция. При росписи использовали только четыре цвета: жёлтый, красный(малиновый), зеленый, синий(фиолетовый). Знаки росписи взяты из наблюдений за природой: - земля; - дождь -река; - растения; - звёздное небо; - семена.

Кожлянскую традиционную игрушку исстари лепили из светлой глины. Лепили диких и домашних животных: петух, кот, собака, лиса, баран, птички, олень; барынь – женский образ и всадника на коне - мужской образ. Игрушка обязательно должна свистеть: дарила музыку, отгоняла злых духов и разрабатывала легкие. Лепили и расписывали по строгим законам промысла - это и есть традиция.

При росписи использовали только четыре цвета: жёлтый, красный(малиновый), зеленый, синий(фиолетовый).

Знаки росписи взяты из наблюдений за природой:

- земля; - дождь -река;

- растения; - звёздное небо; - семена.

Кожлянская традиционная игрушка «Барыня»

Кожлянская традиционная игрушка «Барыня»

Барыня — символ женской чистоты, целомудрия. В стародавние времена, глиняная фигурка Барыня наделяется смыслом богини прародительницы, того самого древа жизни, вокруг которой строится многофигурная композиция. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей. Под правой рукой кожлянская барыня всегда держит свисток: птичку или животное.

Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.

В стародавние времена, глиняная фигурка Барыня наделяется смыслом богини прародительницы, того самого древа жизни, вокруг которой строится многофигурная композиция. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей. Под правой рукой кожлянская барыня всегда держит свисток: птичку или животное.

Этапы изготовления кожлянской барыни 3 4 2 1 5 Работу по лепке барыни нужно начать с изготовления маленького свистка, которого будет держать барыня. За время лепки ее фигуры, свисток захряснет, его удобно будет прокалывать и примазывать. 2. Саму фигуру барыни начинаем делать с изготовления конуса. 3-4. При помощи специальной палочки выкатываем отверстие в основании конуса, глубиной до его середины – юбка барыни. 5. Пальцами проминаем талию и шею барыни.

Этапы изготовления кожлянской барыни

  • Работу по лепке барыни нужно начать с изготовления маленького свистка,

которого будет держать барыня. За время лепки ее фигуры, свисток захряснет,

его удобно будет прокалывать и примазывать.

2. Саму фигуру барыни начинаем делать с изготовления конуса.

3-4. При помощи специальной палочки выкатываем отверстие в основании конуса,

глубиной до его середины – юбка барыни.

5. Пальцами проминаем талию и шею барыни.

Этапы изготовления кожлянской барыни 1 2 3 4 1. Делаем голову: традиционно кожлянской барыне делает пучок и нос из жгутика. 2. Шляпка обычно делается в виде сплюснутого шарика с пуговичкой. Глаза Прокалываются круглой стороной шпычки под самую шляпку, рот – плоской стороной. 3. Правая рука делается чуть длиннее левой, так как она будет держать свисток. Левая рука прижата к туловищу. 4. Прежде чем дать барыне свисток, его прокалываем. Правая рука полностью огибает свисток.

Этапы изготовления кожлянской барыни

1. Делаем голову: традиционно кожлянской барыне делает пучок и нос из жгутика.

2. Шляпка обычно делается в виде сплюснутого шарика с пуговичкой. Глаза

Прокалываются круглой стороной шпычки под самую шляпку, рот – плоской стороной.

3. Правая рука делается чуть длиннее левой, так как она будет держать свисток.

Левая рука прижата к туловищу.

4. Прежде чем дать барыне свисток, его прокалываем. Правая рука полностью

Читайте также: