Красота и мудрость народной игрушки русская деревянная игрушка 3 класс перспектива презентация

Обновлено: 26.04.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 год (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «скульптурный текстиль». Задачи: познакомить педагогов со скульптурно-текстильной техникой изготовления кукол; обучать последовательности действий, использованию методов и приемов «скульптурно-чулочной» техники на примере изготовления магнитика «Забавный цветочек»; создать.

«Новогодний фейерверк»

Социальный проект Актуальность и значимость. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности.

Конспект занятия «Русская берёзка- символ Родины моей».

Этапы занятия Ход занятия I.Орг. момент. II. Логическая минутка. Постановка учебной задачи. III. Основная часть занятия. IV.Итог занятия Встаньте ровно, улыбнитесь и тихонечко садитесь. Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ.ПРЕДМЕТ БЫТА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЛИ ПЕРСОНАЖ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА?» Выполнила: руководитель руководитель .

«Безопасный Новый год!»

Закрепить с учащимися ПБ, электробезопасности в быту, дома, при проведении новогоднего праздника и каникул; научить детей предвидеть и прогнозировать небезопасные ситуации, развивать речь учащихся, учить общаться друг с другом, высказывать своё мнение.

Сценарий ко Дню матери

Создать тёплый нравственный климат между матерями и детьми. Развивать творческие и актёрские способности детей, а также желание устраивать праздники для близких людей. Воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к мамам.

Сценарий праздника День Матери

Праздник «День матери» 4 класс На доске портреты мам и надпись: "Моя мама - лучше всех!" Звучит песня «Оренбургский пуховый платок». Воспеваю то, что вечно ново, И, хотя, совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою. Слово это-зов и заклинанье, В этом слове сущего душа. Это-искра первого сознанья, Первая.

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: изобразительное искусство

Продолжительность: 45 минут

Тема: « Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства»

углубить и систематизировать представления учащихся о народной деревянной игрушке, способствовать эмоционально-ценностному восприятию ими образа игрушки как «зеркала жизни».

1. С пособствовать расширению знаний о художественных народных промыслах

(д. Богородское, с.Федосеево, Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семёнов)

2. Обратить внимание детей на разные выразительные стороны игрушки, связанные с техническими приёмами изготовления: резная игрушка, точёная, топорно-щепная.
3. Развивать навыки третьеклассников в изображении пропорций, цвета, образа игрушки.

Создать условия для личностного развития ученика; активизации

самостоятельной деятельности; развития способности к наблюдательности,

умению сравнивать и делать выводы.

2. Содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности.

Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, формирования

чувства гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся осваивают основы изобразительной грамоты, проявляют

художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений ;

приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Личностные: видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Метапредметные:

имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Оборудование: у учащихся: альбомный лист, материалы по выбору- живописные

У учителя: презентация, проектор, образцы игрушек и рисунков.

І. Организационный момент (1 мин)

Проверка посадки и готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи.

- Рассмотрите то, что находится у меня на столе и рисунки на слайде . Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)

- А какие именно это игрушки? ( Народные игрушки )

- К акая тема нашего урока?

(ТЕМА:КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ) слайд

- Ребята, как вы думаете, какую цель на уроке мы сегодня поставим?

(ЦЕЛЬ: - познакомиться с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точёной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек.)

– Что вам известно об истории народной игрушки? (Высказывания детей; при необходимости учитель дополняет).

- История народной игрушки начинается в глубокой древности. Центр русской деревянной игрушки находится в Сергиеве Посаде. Расцвет искусства народной игрушки связан с Троице- Сергиевым монастырём, который более 600 лет назад считался крупным центром художественных ремёсел Московской Руси. В настоящее время в Сергиевом Посаде находится Музей игрушки. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века – папье-маше. Мастерили также игрушки из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

– Из какого материала выполнены наши игрушки? (Из дерева.) слайд

– Верно. Все игрушки деревянные. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей) -- Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времён было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

– Все ли игрушки одинаковые? (Есть точё ные, резные, а есть собранные из отдельных дощечек).

- Послушайте рассказы об этих игрушках (Выступление заранее подготовленных учащихся с показом презентации).

Богородская игрушка слайд

Мужичок и серый медведь.

Вот придумали мудрецы!

Не устанешь на них глядеть!

- Богородская русская традиционная игрушка происходит из деревни Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, слайд

в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. слайд Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. слайд

– Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок. слайд Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. слайд

2) Топорно-щепная федосеевская игрушка слайд

- Чем эта игрушка отличается от предыдущих?

– Обратите внимание на игрушки, которые собраны из отдельных дощечек. Родились они в селе Федосееве Нижегородской области. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка».

– Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» (изделия из щепы – тоненьких дощечек) и отличалась удивительным разнообразием. Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, слайд лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели слайд, разнообразные каталки.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелеными листиками цветов, черных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки.

Самыми распространенными изделиями у федосеевских мастеров были кони-колёски, слайд состоящие из одной фигурки или упряжки по 2–3 коня, с возком или без него. Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

– Назовите точёные игрушки. (Матрешки)

– Точёная матрешка . слайд

– Первую матрешку сделали в Сергиевом Посаде более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму с необычайно вытянутой от раздумий головой. Слайд Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках. слайд

Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

Формочки для матрешек вытачивались на токарном станке слайд из березовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрешки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Матрешка из Сергиева Посада(Загорская) слайд - настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение – это нитка красивых бус.

Матрешка из Семёнова слайд родилась в городе Семенове Нижегородской области. У неё очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще она очень любит ярко-красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке.

Матрешка из Полховского Майдана слайд - голова у неё чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Краски она любит яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые. На фартуке расцвел чудо букет, на зеленой ветке цветы шиповника, бутоны, ягоды, фрукты. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка .

– Почему русская матрёшка так дорога нам и гостям из разных стран мира? (Традиционная русская игрушка- символ женщины- матери)

- Образ России, нашей Родины, невозможно представить без образа матрёшки.

Физкультминутка

Педагогический показ, рассказ

- Сегодня мы с вами изобразим матрешку .

Учитель демонстрирует выполнение изображения

Для начала нужно расположить лист бумаги вертикально, по центру прорисован силуэт матрёшки .

- Начинаем писать платочек и сарафан нашей матрёшки, после чего рисуем лицо игрушки. Рисуем волосы, предаём лицу выразительность, рисуя глаза, брови и губы нашей матрёшке.

Затем приступаем к изображению цветов на фартучке матрёшки.

Заканчиваем работу над игрушкой, обработкой контуров силуэта матрёшки и декоративных элементов (фломастером, жёстким карандашом).

- А сейчас вы сами будете выступать в роли великих, искусных русских мастеров. Ваша задача нарисовать красивые игрушки.

Физкультминутка

ІІІ. Работа по теме урока

Самостоятельная работа детей. Помощь учителя.

ІV. Выставка работ, оценивание.

V. Рефлексия .

- Чем знаменита деревня Богородское? (Точёными игрушками.)

- Как называется игрушка, которая стала символом богородского промысла? («Кузнецы»)

- Какова особенность федосеевской игрушки? (Она изготавливалась из щепок и лучинок)

- Почему в России очень любят матрёшку? (Это символ нашей Родины, образ женщины- матери- хранительницы домашнего очага и уюта)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ


Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Сейчас обучается 372 человека из 66 регионов


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Красота и мудрость народной игрушки.

Цель: познакомиться с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 160 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Оставьте свой комментарий

  • 03.10.2021 656
  • PPTX 947.9 кбайт
  • 269 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пупыкина Елизавета Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

70 минут

«Важнейшие особенности в диагностике личности»

60 минут

«Здоровье детям через спорт»

83 минуты

«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точеной матрешки; расширять знания о художественных народных промыслах, народных умельцах; содействовать воспитанию интереса и любви к родной культуре; развитию тонкой моторики руки, образных представлений, художественного вкуса.

  • личностные: осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявлять художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; проявлять способность к художественному познанию мира.
  • предметные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства.

Тип урока : открытие нового знания.

Оборудование для учителя: краски, кисти толстая и тонкая.

Оборудование для учащихся: шаблон матрёшки, простой карандаш, краски, рабочая тетрадь.

Методы и приемы

Словесный: формулируют тему урока

Словесный: слово учителя

Повторение правил выполнения работы

Рассмотрите рисунки на слайдев . Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)

А какие именно это игрушки? ( Народные игрушки )

Ребята, что вы можете о них сказать? ( Беседа с учащимися, в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о «народной игрушке )

Да, ребята, вы правы, народная игрушка – это изделие декоративно-прикладного искусства( определение на слайде).

Кто мне скажет, какая тема нашего урока?

Тема: Красота и мудрость народной игрушки

Ребята, как вы думаете, какую цель на уроке мы сегодня поставим?

- познакомиться с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точеной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек.

Что вам известно об истории народной игрушки?

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века – папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

Из какого материала выполнены наши игрушки? (Из дерева.)

Верно. Все игрушки деревянные. Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времен было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

Все ли игрушки одинаковые? (Есть точеные, резные, а есть собранные из отдельных дощечек.)

Первую матрешку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках.

Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

Токарь должен быть искусным, ведь есть матрешки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Сегодня мы с вами изобразим матрешку из Полховского Майдана.

  1. Для начала нужно расположить лист бумаги вертикально.

Как будет располагаться матрёшка на листе? (по центру).

  1. Для изображения матрёшки, берем простой карандаш и шаблон - рисуется контур матрёшки.
  2. Начинаем писать платочек и сарафан нашей матрёшки, после чего рисуем лицо нашей игрушки. Рисуем волосы, предаём лицу выразительность, рисуя глаза, брови и губы нашей матрёшке.
  3. Затем приступаем к изображению цветов на фартучке матрёшки. Для этого берём кисть средней толщины и способом подворачивания кисточки рисуем элементы цветка (лепестки и центр цветка).
  4. Заканчиваем работу над игрушкой, обработкой контуров силуэта матрёшки – тонкой кистью чёрной краской, и декоративных элементов (фломастером, жёстким карандашом).

А сейчас вы сами будете выступать в роли великих, искусных русских мастеров. Ваша задача нарисовать красивые игрушки. У вас есть шаблоны, приступайте к работе.

Что вам запомнилось о народных игрушках?

Давайте проанализируем ваши работы. Какие работы вам больше всего нравятся и чем именно?


Цель: знакомство детей с русскими народными промыслами декоративно - прикладного искусства – русской народной игрушкой.

Задачи - развивающие - привить любовь к традиционному народному искусству, развить художественно-творческие способности детей, сформировать у воспитанников целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.

Задачи – учебные - ознакомить детей с историей русских народных игрушек, развивать художественный вкус; развивать образные представления, научить расписывать народную игрушку.

Задачи – воспитательные - воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность, создавать условия для развития уверенности в своих творческих способностях.

I . Орг.момент.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности.

Древняя языческая вера русичей «одушевляла» все вокруг. Люди верили в домовых, духов леса, воды, воздуха. Поэтому в избе присутствовали фигурки божества. Если хозяева не обзаводились игрушками, дом считался «бездуховным». А вот приход в дом новой игрушки связывался с приходом счастья и благополучия. Куклы-обереги принимали на себя болезни и несчастья, защищали от злых людей, оберегали дом, сторожили сон. Игрушки изготавливали из лоскутов ткани и других подручных материалов - глины, дерева, соломы, мха.

II . Исторические центры производства деревянной игрушки в России

В России существуют три наиболее известных региона изготовления деревянных игрушек. Первый располагался в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки своим обликом напоминают древних северных идолов. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион славился резьбой по дереву, было хорошо развито изготовление деревянных ложек, точение веретен и городецкая резьба.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада .Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения. Это так называемые «барыни, фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь.

Игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья,мишка,неваляшка).

Абашевская русская народная игрушка.

Чудо - звери, чудо- птицы

Скачут, прыгают, поют,

Рядом барыни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

Здесь от ярких красок пестро,

Здесь фантазии полет!

Мастер с глиною колдует,

В руки он комок берет,

Разминает, греет, лепит.

И из-под волшебных рук

Рядом с ней запел петух.

И пространству стало тесно

В этой ауре добра;

Ведь игрушка - это детство,

Радость, свет и красота!

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево. Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, у которых — длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз.

И грушки делают из глины и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи использовали масляные и эмалевые краски. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Каргопольская русская народная игрушка .

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Для каргапольских игрушек характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и простые труженники). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, или птицу Сирин.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. При росписи использовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Плешковская русская народная игрушка.

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя в нутрии?

-Верь, не верь ли, мой хороший,

А внутри-то - ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

Название игрушки происходит от села Плешково. Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию серебристый блеск. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин). В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки.

Танец «Хороши весной в саду цветочки»

Филимоновская русская народная игрушка.

Есть под Тулой деревенька,

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново. Деревня эта находится около залежей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями.

Богородская русская народная игрушка.

Все гуляют налегке

На широких улицах,

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад –

Все игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Богородская игрушка происходит из села Богородское. Игрушка выполняется из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Ихредко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие. Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; который приводит в действие части фигурок.

Птица счастья.

Есть где-то счастья птица,

А мы живем и верим,

Что счастье постучится

Однажды в наши двери.

Вот сядет птица Счастье

Ко мне на подоконник

И душу мне согреет

И светом дом наполнит.

Но силой не удержишь ее

Ну где ж ты, птица Счастье?!

В каком краю летаешь?

Птица счастья — игрушка, выполненная из дерева. Её называли «Поморским голубком». Птицу счастья подвешивали под потолком, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, под горячим воздухом начинала вращаться вокруг оси.

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков. Один брусок тонко нарезали вдоль. На втором бруске с одного конца вырезали голову птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. Соединяются эти бруски так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Делается птица обычно из сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Танец «Баллалайка».

Целый день стоят как свечки
Эти чудо — человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи — ка мне на ушко:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не тяжко:
Это кукла неваляшка. Неваляшка в нашей стране именуют «Ванька-встанька». Она берет свое начало из Японии. Прообразом этой игрушки стал монах-отшельник Бодхидхарма, который девять лет предавался молитвам, в результате долгого сидения у него атрофировались конечности. Поступок монаха оценили японцы и стали воспринимать его как некое божество без ног и рук. Так в Японии появились первые Дарумы – неваляшки.
В нашей стране игрушки появились под названием «кувырканов». Сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре. Их изготавливали из липы. Потом их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком.
В первых игрушках-неваляшках внутри размещали бубенчик, издающий приятный звук при качании. Особенностью фигурки стал небольшой груз, который был встроен в ее нижнюю часть. Такая конструкция не позволяла фигурке падать, а при наклоне быстро возвращала ее в исходное положение.

Игрушка мишка.

С приподнятой мордой сторожкой Медведь у меня на окне
С растянутой в лапах гармошкой
Уселся на низеньком пне.

Родная в нем есть неуклюжесть,
И ловкость движений притом,
Когда, хлопотливо натужась,
Он жмет на басовый излом.

Медведь воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. На Руси c давних времен повелось, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса. Игрушки делали из разных сортов дерева: липы, березы и осины, выпиливая и вырезая детали. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса.

1. В какой стране появились первые детские игрушки-неваляшки?

2. Какое животное на Руси считалось хъозяином леса?

3. У какой игрушки длинное туловище и короткие лапы?

4. Чем зачищали богородские игрушки?

5. Как звали старца, который мастерил свистульки из белой глины?

6. Какую птицу подвешивали над горячим самоваром?

7. Как называется село, где игрушки лепят из глины со слюдой?

8. Благодаря чему каргопольская игрушка приобретала причудливые тёмные узоры?

9. Какие фантастические существа создавали плешковские мастера?

III . Рисование неваляшек.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выбрав изображение, соответствующее вашему настроению, вы выразите свое мнение об уроке.

Читайте также: