Кто исполнитель спят усталые игрушки

Обновлено: 15.05.2024

25 февраля - день рождения великого советского композитора Аркадия Островского. Его песни и сейчас пользуются огромной популярностью - "Спят усталые игрушки", стала главной колыбельной страны, а популярная песня без слов, получившая современное название "Трололо", покорила интернет и прославила Эдуарда Хиля на весь мир. Сын Аркадия Ильича Михаил уже после смерти композитора поделился историей создания знаменитых хитов.

"Пусть всегда будет солнце"

История создания этой композиции началась с 4-летнего мальчика, которому только что разъяснили значение слова "всегда". Поняв его смысл он воскликнул "Пусть всегда будет солнце. " Очевидцем этого разговора малыша с мамой стал детский писатель Корней Чуковский, который включил эти строки в свою книгу. Книга Корнея Ивановича попала в руки художнику Евгению Чарушину, который, находясь под впечатлением от таких простых, но важных слов, создал плакат, на котором изобразил малыша и написал знаменитые строки.

До композитора этот плакат дошел уже в виде фотографии с первомайской демонстрации, опубликованной в газете. Аркадий Ильич тут же написал припев, после чего позвонил своему другу поэту Льву Ошанину, с которым они дописали песню.

"Песня остается с человеком"

Гимн фестиваля "Песня года" стал совместной работой Островского с поэтом Сергеем Островым. Одному из музыкальных критиков композиция не понравилась и он резко высказался о ней в своей рецензии. Взбешенный композитор отомстил обидчику, публично его оскорбив. Во время исполнения песни на встрече Союза композиторов он пропел слова о том, что "не будет счастлив тот, кто не умеет слушать песен" обращаясь лично к этому критику.

"Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой"

У этого вокализа две волны популярности и создана она была при интересных обстоятельствах. Дело в том, что со своим постоянным автором Ошаниным композитор постоянно ругался, потом они, конечно, мирились, но однажды во время ссоры Островский в сердцах заявил, что обойдется и без слов Льва Ивановича.

Что такое джазовые стандарты ? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение , а стандарт — только повод для своей трактовки , как правило, с большой долей импровизации. У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

«Спят усталые игрушки»

Музыка: Аркадий Островский (1914-1967), слова: Зоя Петрова

Мелодия «Спят усталые игрушки» появилась в 1964 г., когда заказ на запись финальной песни для выпусков новой телепередачи для детей получил Аркадий Островский . Передача выходит в эфир каждый вечер до сих пор: она называется «Спокойной ночи, малыши». Самая известная запись, считающаяся канонической, была сделана уже после смерти композитора, в 1971 г.

Самый известный исполнитель — Олег Анофриев (кадр из фильма 1960-х гг.) — и композитор Аркадий Островский (фото начала 1960-х).

Самый известный исполнитель — Олег Анофриев (кадр из фильма 1960-х гг.) — и композитор Аркадий Островский (фото начала 1960-х).

Любовь джазовых музыкантов к этой теме понятна: во-первых, её знает вся страна, даже всё постсоветское пространство; во-вторых, мелодия сама по себе носит яркий джазовый характер, потому что её написал джазовый музыкант. Да, Аркадий Ильич прошёл долгий путь в советском джазе: с 1935 по 1941 играл на аккордеоне в Ленинградском джаз-оркестре Эмиля Кемпера, писал там аранжировки, а с 1940 по 1947 был пианистом и аранжировщиком в Государственном джаз-оркестре РСФСР п/у Леонида Утёсова . Тем не менее, большинство его известных песен поздних лет носило эстрадный характер. В эстрадном духе была выдержана и самая первая версия песенки, которую для телепередачи «Спокойной ночи, малыши» в 1964 г. записала Валентина Дворянинова. Боюсь, большинству поколений младше 50 этот вариант уже незнаком, и останься песенка такой — вряд ли бы мы её сейчас обсуждали. Но зерно будущего джазового стандарта — её джазовая аккордовая структура — в ней содержалось уже тогда.

Большая джазовая судьба мелодии «Спят усталые игрушки» началась с того, что в новой записи 1971 г. музыканты ансамбля «Мелодия» подчеркнули её характер джазовой баллады, вокалист и актёр Олег Анофриев (1930-2018) спел её именно как джазовую балладу (в менее популярной версии, которую пела Валентина Толкунова, это было не так заметно), но самым главным джазовым фактором в записи 1971 г. стало фантастическое соло на фортепиано, которое сыграл в последнем куплете песенки пианист «Мелодии» Борис Фрумкин (ныне — народный артист России и руководитель Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема). Первые 30 секунд видео — это начальная заставка, мелодия для фортепиано и кларнета под условным названием «Тик-так», а далее начинается знакомая миллионам песенка в той версии, которая завершала каждый выпуск ежевечерней детской телепередачи с 1974 по 1989 годы.

Мало кто помнит, что это не первая версия песни: в варианте 1971 г. был другой второй куплет и короткий вокализ в коде. Именно в таком варианте песня была выпущена ВФГ «Мелодия» на пластинке для детей в 1971 г.

И мало кто знает, что тот же самый Борис Фрумкин в 1982 году сделал ещё одну аранжировку мелодии Островского в стилистике поп-джаза или easy listening — без вокала, со струнной секцией и совершенно иным по характеру фортепианным соло — и записал её с ансамблем «Мелодия» для альбома «Песня остаётся с человеком»!

Естественно, что эту мелодию джазовые музыканты играют часто, и зачастую ищут собственные варианты её трактовки — что и свидетельствует о её статусе «российского джазового стандарта».

Джазовые версии

2011. Санкт-петербургский дуэт: Алексей Чижик (вибрафон) и Дмитрий Гурович (терменвокс и контрабас).

2012. Российский пианист Иван Фармаковский играет «Спят усталые игрушки» во время гастролей в США. Концерт в Принстоне, штат Нью-Джерси. Его версия выполнена в энергичном звучании современного мэйнстрима. На тенор-саксофоне Ральф Боуэн , на контрабасе Кенни Дэйвис , на ударных Дональд Эдвардс .

А киевский саксофонист Дмитрий «Бобин» Александров в том же 2012 г. в квартете, где вторым заметным солистом был пианист Алексей Саранчин , подчеркнул в теме Островского фактуру джазовой баллады, сделав упор на нарочито винтажную стилистику начала 1950-х — причём чем дальше развивается его соло, тем более он клонит выразительные средства к ярким блюзовым интонациям старого доброго хардбопа, и пианист Саранчин отвечает ему в своём соло столь же винтажными блок-аккордами.

В 2016 г. московские джазовые модернисты из LRK Trio (пианист Евгений Лебедев , контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов ) сыграли «Спят усталые игрушки» в качестве заявки от зрителей, без подготовки, что ещё раз свидетельствует о статусе джазового стандарта.

В 2017 г. судьба темы обрела новое измерение. Её и раньше применяли зарубежные гастролёры, чтобы установить контакт с российской аудиторией. Но американский саксофонист Дерек Браун , прославившийся применением техник так называемого битбокса к сольной игре на саксофоне, пошёл дальше многих. Он исполнял «Спят усталые игрушки» в своей версии, комбинируя битбокс, собственно саксофон и игру с аудиторией, на каждом концерте в России — а было их 50 (!) — естественно, к огромному удовольствию аудитории. Вот как его версию принимали, например, в Дзержинске Нижегородской области:

Версию в духе джазового мэйнстрима в 2018 г. сыграл секстет преподавателей джазовой кафедры Российской Академии музыки им. Гнесиных . За роялем был тогдашний заведующий завкафедрой Валерий Гроховский (ныне проректор РАМ и декан эстрадного факультета Академии), на контрабасе играл Евгений Онищенко , на ударных Иван Авалиани . В духовую секцию входили трубач Пётр Востоков , саксофонист Тимур Некрасов и тромбонист Максим Пиганов .

В духе джазовой баллады тему сыграл в 2021 г. на сцене екатеринбургского клуба EverJazz гитарист Дмитрий Барсуков со своим трио (контрабасист Никита Баталов и барабанщик Алексей Мурунов ).

Завершим этот небольшой обзор самым, пожалуй, экзотическим вариантом. В 2014 петербургская неоджазовая группа Newlux записала собственную версию песни Аркадия Островского с текстом на английском языке (перевод Олега Кобельского и Александра Шерстнёва). Вокальные партии исполнили саксофонист группы Newlux Никита Баринов , вокалистка лаундж-проекта Nina Karlsson — Нина Карлссон и солист популярной группы Billy's Band , c тех пор сделавший интересные шаги как джазовый вокалист, джазовый продюсер и пропагандист джаза — Билли Новик .

В следующей серии (4 из 12): «Песенка о хорошем настроении» Анатолия Лепина (Лиепиньша)

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!

Спят усталые игрушки Спокойной ночи малыши.jpg

Сегодня 55 лет песне "Спят усталые игрушки". 1 сентября 1964 года на экранах телевизоров появилась новая передача "Спокойной ночи, малыши!", в которой сразу же прозвучала песня "Спят усталые игрушки".

Музыкальную заставку для новой передачи попросили написать Аркадия Островского — автора знаменитого антивоенного гимна «Пусть всегда будет солнце». Музыку в джазовом духе а-ля «Summertime» композитор сочинил легко и быстро. А стихи к песне написала его знакомая — непрофессиональная поэтесса Зоя Петрова, убедительно рассказавшая детям, почему им надо спать.

Вначале в программе не было заставки и песню исполняли ведущие. Вот как выглядел самый ранний сохранившийся выпуск передачи 1970 года (начало установлено сразу на песне):

Первой песню исполнила и записала певица Валентина Дворянинова. Судя по записи, текст тогда заметно отличался от будущей «канонической» версии. Он состоял всего из трёх куплетов:

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

В 1981 году режиссёр Александр Татарский сделал "пластилиновую" заставку для программы "Спокойной ночи, Малыши" и песню для неё исполнили Олег Анофриев.

Считается, что именно по просьбе Татарского текст песни "Спят усталые игрушки" был изменён. Вместо куплета про Дрёму Зоя Петрова написала новый, который можно было более выигрышно обыграть визуально:

В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы.
Глазки закрывай! Баю-бай!

В 1986 году, на волне Перестройки, решили перестроить и программу "Спокойной ночи, малыши" и заменили песню "Спят усталые игрушки" старинной колыбельной "Спи, моя радость, усни". В 1997 году песню вернули в программу и она остаётся неизменной, хотя заставки меняются.

В 1989 году, на 25-летнем юбилее программы "Спокойной ночи, малыши!" Олег Анофриев вживую исполнил песню:

Песня стала предметом пародий как и многие популярные песни. Например Профессор Лебединский сделал такой вариант:

Ну а народный алкогольный вариант был придуман ещё в СССР:

Спят усталые игрушки, книжки спят.
Вобла и пивные кружки ждут ребят.
За день мы устали очень,
Выпить хочется, нет мочи,
Кружку подставляй, наполняй!

Спьяну можно отоспаться на столе
И в милицию умчаться на козле,
Над сержантом поглумиться,
А потом попасть в больницу,
Глазки закрывай, баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
И сантехник, и строитель —
Ждет вас всех медвытрезвитель,
Глазки закрывай, баю-бай!

Спят усталые игрушки


«Спят усталые игрушки» – пожалуй, самая знаменитая колыбельная советских времён. Большинству из нас она знакома с самого детства как песенка из заставки передачи «Спокойной ночи, малыши!», что выходит на телевидении с 1964 года. Давайте же узнаем, как создавалось это произведение, почему ноты для него композитор записывал стоя и каким изменениям подвергался текст колыбельной за долгое время существования передачи…

Историю создания песни «Спят усталые игрушки», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Автор колыбельной – знаменитый советский композитор-песенник Аркадий Островский, чьему перу принадлежат такие произведения, как «Пусть всегда будет солнце» и «Вокализ», известный многим по исполнению Эдуарда Хиля. Родственники композитора отмечали, что «Спят усталые игрушки» была сочинена в кратчайшие сроки. По воспоминаниям близких, Островский не успевал к началу записи на студии и дописывал её ноты в чрезвычайной спешке, стоя у рояля.

Аркадий Островский

Автором текста песни выступила знакомая Островского, поэтесса Зоя Петрова. Хотя «Спят усталые игрушки» так и осталась самым знаменитым её произведением, за свою жизнь Петрова поработала над тремя сборниками детских песен, а также написала несколько пьес и сценариев для телепередач.

Впервые колыбельная прозвучала в дебютном эфире «Спокойной ночи, малыши!» в 1964 году. Исполнительницей композиции тогда стала советская эстрадная певица Валентина Дворянинова. После колыбельную перепел актёр Олег Анофриев, чей вокал знаком нам по фильмам «Гардемарины, вперёд!» и «Земля Санникова».


На заре 70-х «Спят усталые игрушки» исполнялась без заставки и самим ведущим – персонажем по имени дедушка Так-Так. Этого героя сыграл советский актёр театра и кино Борис Рунге. Ранние выпуски передачи запомнились зрителям замечательными кукольными представлениями, добрым голосом ведущего и его диалогами с собачкой по кличке Кузя –знаменитых Фили, Хрюши, Степашки и Каркуши тогда ещё не было.

В 1981 году советский мультипликатор и режиссёр Александр Татарский сделал для передачи новую, «пластилиновую» заставку. Но для того, чтобы выгоднее обыграть композицию визуально, Татарскому пришлось обратиться к Петровой с просьбой внести изменения во второй куплет колыбельной. Так вместо строчек про Дрёму, что «тихо ходит возле нас» в песне появились слова о сказочных приключениях и пере Жар-птицы.

«Спят усталые игрушки» за годы фактически непрерывного звучания в эфире стала своеобразной традицией – под эту песню каждый вечер ложились спать сотни тысяч советских детей. Когда в 1992 году авторы программы решили сменить композицию на песню «Спи, моя радость, усни», в редакцию стали приходить десятки писем с просьбами вернуть колыбельную на экраны. Зрители добились своего только в 1997-ом, когда полюбившуюся всем мелодию всё же вернули в эфир.

Валентина Дворянинова
Олег Анофриев

Кадр из заставки телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»
автор музыки песни «Спят усталые игрушки» Аркадий Островский

Интересные факты:

  • Лёгкий «джазовый» мотив песенки об уставших игрушках нельзя назвать чертой, характерной для жанра колыбельной. Возможно, на стиле произведения сказался тот факт, что Островский в течение 6 лет играл в составе Ленинградского джазового оркестра.
  • Многие музыкальные критики обвиняли песню в том, что, в отличие от большинства народных колыбельных, она не несёт в себе образов родного дома или матери. По мнению рецензентов, вместо этого «Спят усталые игрушки» рисует перед ребёнком картину всеобщности, навязывая установку о том, что все люди обязательно должны ложиться спать по ночам.
  • В 1982 году композицию перепела знаменитейшая советская певица Валентина Толкунова. Версия с её вокалом стала одной из самых знаменитых вариаций колыбельной.
  • В 1989 году в рамках 25-летнего юбилея «Спокойной ночи, малыши!» композицию вживую исполнил Олег Анофриев.
  • Изначально у программы было несколько рабочих названий: от лаконичного «Сказка на ночь» до более развёрнутого «В гостях у волшебного человечка Тик-Так», но только перед дебютным эфиром режиссёры и сценаристы утвердили окончательное название телепрограммы, которое не менялось за всё время её существования.
  • Идея передачи «Спокойной ночи, малыши!» пришла в голову главному редактору по программам для детей и юношей Валентине Фёдоровой после поездки в ГДР. Там она увидела мультфильм, рассказывающий о песочном человечке, что заставляет детей засыпать при помощи волшебного песка.

Содержание и текст песни «Спят усталые игрушки»

Поразительно, как легко композитору Аркадию Островскому удалось создать произведение, которое стало любимым не для одного, но для десятков поколений советских и российских детей. Даже сегодня многие детки с удовольствием засыпают под легкие переливы клавишных и знакомые строчки о луне и радуге.

Для создания волшебной атмосферы в тексте песни её автор Зоя Петрова использует классический «сказочный» приём – одушевление. Книги и игрушки в этой песне, как и люди, устают и отправляются спать, чтобы увидеть яркие сны, в которых их ждут удивительные приключения. В канву текста органично вплетены и воспитательный посыл («должны все люди ночью спать»), и обещание того, что завтра ждёт новый день, за который можно будет вдоволь наиграться. А много ещё ли нужно малышу?

текст песни «Спят усталые игрушки»

«Спят усталые игрушки» смело можно ставить на одну полку с « Крылатыми качелями », « Песенкой мамонтёнка », « Колыбельной медведицы » и другой классикой советской детской музыки. Пройдут года, тренды не раз переменятся, но к таким произведениям слушатели будут возвращаться снова и снова, чтобы почувствовать то светлое, тёплое и немного печальное чувство навсегда ушедшего от нас детства.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Спят усталые игрушки



Когда год назад ушла из жизни эта певица, этот факт для широкой публики остался незамеченным. Современным слушателям имя Валентины Дворяниновой ни о чем не говорит, а ведь ее голос наверняка знаком каждому. Именно она первой исполнила песню «Спят усталые игрушки» в передаче «Спокойной ночи, малыши» и в 1960-1970-х гг. была довольно известной певицей. К сожалению, последние годы Валентины Дворяниновой были безрадостными – забытая всеми, она оказалась в доме для престарелых…

Артистка в молодости | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Дворянинова родилась в 1928 г. в семье военного. Ее отец прошел Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, а после этого продолжил службу как офицер-пограничник. Семья часто переезжала из города в город, и мать Валентины играла и пела в армейских самодеятельных коллективах по месту службы мужа. Свою любовь к сцене она передала и своей дочери. В школьные годы она занималась вокалом во Дворце пионеров в Тбилиси, затем поступила в музыкальное училище в Одессе и выступала в пограничном ансамбле, а после войны переехала в Москву, где продолжила обучение в музыкальном училище при консерватории.

Артистка в молодости | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

С 25 лет Валентина Дворянинова начала выступать в составе хора на сцене Большого театра, спустя 4 года стала солисткой оркестра под управлением Олега Лундстрема, а затем – солисткой Москонцерта. Она была первой исполнительницей песен «Калина красная», «Как тебе служится», «Карелия» и др., часто пела за кадром при озвучивании художественных фильмов. Это ее голос звучал в песне «Два берега» в фильме «Жажда», после чего певица Майя Кристалинская включила эту композицию в свой репертуар. Дворянинова первой исполнила песню «Спят усталые игрушки» в передаче «Спокойной ночи, малыши». На протяжении 12 лет под ее голос засыпала вся советская детвора.

Певица на сцене | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Эстрадная певица Валентина Дворянинова | Фото: kino-teatr.ru, styler.rbc.ua

В 1960-1970-х гг. Валентина Дворянинова была довольно известной певицей: она выступала на эстраде, на радиостанции «Юность», на телевидении в передаче «С добрым утром!», на сборных концертах на важных мероприятиях в Москве и в Ленинграде, гастролировала в СССР и за рубежом. Она стала обладательницей множества престижных наград, была лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1962 г. и Фестиваля молодежи и студентов в Гаване в 1978 г. Многие ее песни вошли в золотой фонд отечественной эстрады.

Первая исполнительница песни *Спят усталые игрушки* Валентина Дворянинова | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Певица на сцене | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Певица была настоящей красавицей, но ее личная жизнь не сложилась. Замужем она никогда не была. Миллионы малышей в СССР знали ее голос, но спеть колыбельную для своих детей ей не довелось – она так и не узнала радость материнства. Постоянные репетиции, концерты и гастроли не оставляли времени для личной жизни. Всю свою жизнь она посвятила сцене и творчеству, долгие годы была довольно успешной и востребованной в профессии, но при этом «звездой» не была и не нажила никаких материальных благ. Она так и осталась жить в небольшой комнате в московской коммунальной квартире. Не дождалась Дворянинова и никаких званий – ни заслуженной артистки, ни народной.

Эстрадная певица Валентина Дворянинова | Фото: kino-teatr.ru, dvoryaninowa.narod.ru

Первая исполнительница песни *Спят усталые игрушки* Валентина Дворянинова | Фото: styler.rbc.ua

В 1990-е гг. Валентина Дворянинова была членом Совета ветеранов Центрального ордена Дружбы народов Дома работников искусств и продолжала концертные выступления, но широкой публике не была известна. Даже те поколения, которые выросли на ее песнях, не знали ее имени. Голос Дворяниновой, очень нежный и звонкий, был знаком многим, но сама певица часто оставалась за кадром.

Певица на сцене | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Певица на сцене | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Последние 30 лет ее жизни были безрадостными – советская эстрада канула в Лету и была предана забвению, у публики в новом столетии появились новые кумиры. Валентина Дворянинова осталась совсем одна. Семьи у нее не было, а из всех родственников с ней поддерживал связь только единственный племянник Петр. Вместе с ним пожилую певицу навещал его друг, Владимир Полищук, который помогал за ней ухаживать в последние годы.

Певица на сцене | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Эстрадная певица Валентина Дворянинова | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

После 80 лет ее здоровье сильно ухудшилось, она нуждалась в постоянном уходе, а находиться с ней круглосуточно ни у кого не было возможности. Поэтому родственники приняли решение отвезти ее в подмосковный частный пансионат для одиноких пожилых людей. Валентина Дворянинова на это согласилась добровольно – она и сама понимала, что нуждается в квалифицированной помощи. Владимир Полищук объяснял: « Она уже не могла запомнить путь от комнаты до двери, так плохо видела. Я наблюдал, как за ней ухаживали в пансионате, на наши с Петром финансы мы могли содержать ее в достойном месте ».

Первая исполнительница песни *Спят усталые игрушки* Валентина Дворянинова | Фото: dvoryaninowa.narod.ru

Из всех своих коллег Валентина Дворянинова долгие годы дружила только со своей тезкой, Валентиной Толкуновой. Удивительно то, что они обе ушли в один день – 22 марта, только с разницей в 10 лет: Толкуновой не стало в 2010 г., а Дворяниновой – в 2019 г. На тот момент ей был 91 год, она прожила долгую и насыщенную жизнь, вот только вряд ли ее можно было назвать счастливой…

Певица в зрелые годы | Фото: love-psy.ru




Несмотря на то, что коллега и подруга Валентины Дворяниновой добилась более масштабных успехов и всесоюзной славы, ее судьба тоже была непростой: Что скрывалось за улыбкой «русской Джоконды» Валентины Толкуновой .

Читайте также: