Кукла народная игрушка проект

Обновлено: 02.05.2024

Родину, свой народ и всѐ, что связано с народной культурой.

Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков,

передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны

традиционной культуры, семейного и общественного быта.

Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в

то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла

почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек,

кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится

загадка. Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись

непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы

изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в

сундуках, и передавались из поколения в поколение.

В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей

жизни: встречала новорождѐнного в колыбели, помогала в тяжѐлые времена,

принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами

поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребѐнок познавал себя и мир,

учился вести хозяйство, обретал образ семьи. « Кто в куклы не играет, тот

счастья не знает », гласит народная поговорка.

Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на

создание проекта « Народная кукла », посвящѐнного кукле. Ведь кукла

рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту,

любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его

Такую народную куклу не купить в магазине.

Свою проектную работу я строю по трѐм направлениям: работа с детьми,

взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.

Познакомить дошкольников с русской народной куклой, еѐ происхождением и способами изготовления.

∙ Познакомить детей с историей возникновения народной куклы.

∙ Изучать технологию изготовления куклы.

∙ Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,

опираясь на богатые традиции русского народа.

∙ Учить проявлять фантазию и творчество.

∙ Воспитывать у детей интерес к народной кукле.

∙ Научить детей делать куклу своими руками.

∙ Показать связь между всеми видами народного творчества, народными

промыслами, русским фольклором.

∙ Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

В процессе ознакомления дошкольников с историей русской народной куклы

надо учитывать следующие принципы:

∙ Принцип доступности изучаемого материала.

∙ Принцип историзма: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наше время).

Это связано с несформированность у дошкольников исторического сознания.

∙ Принцип интегрированности - подразумевает, что ознакомление

дошкольника с историей и культурой русского народа взаимодействует

( интегрируется) в различных видах детской деятельности.

Обоснование темы проекта:

Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что

современный ребѐнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет

достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому

учитывая значимость куклы, как игрушки для ребѐнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.

∙ Дети должны знать историю происхождения народной куклы.

∙ Дети должны уметь делать самостоятельно простейшие народные куклы.

самостоятельная / с родителями

Экскурсия в мини - музей

с различными видами

кукол, какие бывают

куклы, из чего они

сделаны, историю их

Изготовление кукол из ткани,

Игрушка своими руками.

ответы на вопросы детей

Ответы на вопросы.

Создание уголка «Сделай

Учить детей знать

которых они сделаны.

сочинять истории о куклах.

Помощь в составлении

увиденное в рисунке,

Занятие «Тряпичная кукла».

каких материалов они

Развивать интерес к старинным

Ответы на вопросы детей в изготовлении

Помощь в изготовлении куклы. Выставка .

Подбор материала для изготовления.

Обогащение словаря: «Кукла –оберег», «Умелец»,

«Мастер», «Ремесло», «Промысел».

Взаимодействие с детьми

Н. Рыжова, Л. Логинова

Е. Морозова «Кукла как образ

человека» Д/в № 1-2009

А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

И. Лыкова «Я леплю свою

А. Толстой «Буратино»

Русская народная сказка

Стихи о матрешке, куклах

В.Приходько, Г. Ладонщиков

Показ слайдов о видах кукол

Экскурсии в мини-музей

Дидактическая игра «Наряди

Беседа о жизни детей в

прошлом, о занятиях, играх,

игрушках, которыми играют дети.

рассказов» Моя любимая

Чтение сказок, потешек,

Беседы с детьми о труде

взрослых, создающих предметы

Как появились куклы?

Как родилась тряпичная кукла?

Составление творческих рассказов

«Моя любимая кукла»

Чтение сказки «Василиса

Досуг «День рождения куклы»

Связь с другими видами

Изодеятельность: украшение для

Конструирование: «Дом для куклы»

Игровая ситуация: «Семья»

Музыка: «Композиторы о куклах»

традиции в вашей

На начальном этапе я проверила знания детей о народной кукле. Результаты

показали незаслуженное забвение народной куклы в современном мире.

Мною было проведено ряд занятий по ознакомлению дошкольников с

историей народной куклы, на которых дети узнали о происхождении куклы, из чего они делались, как назывались и для чего они предназначались.

Следующим этапом было проведение практических занятий для детей по

изготовлению тряпичных кукол: « Пеленашка », « Закрутка », « Тряпичная кукла- оберег ».

На занятиях дети с помощью воспитателя научились самостоятельно

изготавливать своими руками народные куклы.

Работая с детьми, я постоянно замечала, насколько важно ребѐнку не просто

изготовить какую-либо куклу, обязательно обыграть еѐ, включить в игровую

Завершающим этапом проекта стало создание мною мини — музея « Народная кукла », посвящѐнного народной кукле. Все экспонаты моего музея были созданы моими руками из разных материалов (ткань, нитки, пряжа, солома, мочало, лѐн) По мере надобности экспонаты моего музея постоянно пополняются.

Для повышения своего мастерства и профессионализма в сфере творческой и

педагогической деятельности мной был проведѐн мастер — класс: Игровая

кукла « Зайчик на пальчик » для своего педагогического коллектива.

Для повышения компетентности родителей по данной теме мной был проведѐн мастер — класс «Изготовление тряпичной куклы – закрутки.

По результатам работы проекта « Народная кукла » стало понятно, что

знакомство с историей народной куклы и технологией еѐ изготовления,

возможно, начинать с детского сада. Работа с детьми по данному проекту даѐт положительные результаты, дети в полном объѐме усвоили предлагаемый им материал. Знания и умение детей возросли, углубились за счѐт полученных навыков работы по изготовлению народной куклы. Одним из важных моментов в изготовлении народной куклы является, то, что еѐ можно изготовить без иглы и ножниц.

Этот проект предоставляет возможности для творческого самовыражения

детей, формирование навыков работы с различными материалами. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Силикатненская средняя школа имени В.Г. Штыркина

МО «Сенгилеевский район», Ульяновская область

Исследовательский проект

«Кукла – народная игрушка»

Выполнили: учащиеся 2 б класса

Руководители:

Сульденкова А.Е. – учитель

Трепко В.В. -заместитель директора по ИБР

Все началось с посещения библиотеки имени С.Т.Аксакова.

Мы увидели чудесные куклы В.Н. Русиной – Купраш. Нам так понравилось, что мы решили узнать больше о куклах.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить:

· Когда появились традиционные тряпичные куклы, до какого возраста дети играли в куклы.

· Какие традиционные куклы были у русского народа.

· Какое назначение имела каждая кукла.

· Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Мы поставили перед собой цель: научиться бережно относиться к истокам народного творчества через историю кукол;

Конечно, для выполнения этой цели надо было решить ряд задач:

· Изучить информацию о куклах, представить ее в виде проекта.

· Получить и углубить свои знания о жизни русского народа.

· Научиться изготавливать куклу и поделиться своим опытом с другими учащимися.

Объект исследования: русская народная игрушка.

Предмет исследования: тряпичная кукла.

Мы выдвинули гипотезу: кукла является отражением жизни русского народа.

Чтобы уз нать как можно больше интересной информации о куклах, мы решили поискать информацию в интернете и библиотеке.

Подготовительный этап

Наш класс разделился на группы:

1 группа: искала информацию в библиотеке, в книгах;

2 группа: искала информацию в интернете;

3 группа: искала информацию у взрослых (у родителей, бабушек и дедушек и т.д.)

4 группа: работала со справочниками и энциклопедиями.

Мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Традиционной игрушкой в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Играя ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

В древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами - сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Мы выяснили, что куклы были обереговые, обрядовые и игровые.

Большинство кукол на Руси были оберегами . Все куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.

Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали, что он оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

На Руси было большое многообразие кукол.

1.ОБЕРЕГОВЫЕ

i (1).jpg

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.


В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого.

http://cs403923.vk.me/v403923519/c953/XfqxupDvxd0.jpg

http://www.pribaikal.ru/fileadmin/Images/Unions/FolkMasters/Kukla/folk-doll-028.jpg

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался « 12 лихорадок ». Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Желанница. Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому нельзя. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Кукла бессонница. Это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:


Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

бессоница1.jpg
бесонница2.jpg

http://dlm18.meta.ua/pic/0/62/4/ikjewfwdam.jpg?id=4064388

Крестец. На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких - то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-го января). Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была «заместителем» человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/557/117557485_RRSS_RyoR_RRRSRR__2_.jpg

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Кукла «на выхвалку » являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма , чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

ДЕСЯТИРУЧКА.jpg

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка . Ее делали из лыка или соломы. В изготовлении используются нитки красного цвета, которые является обережными. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.

Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье.

КОЛЯДА.jpg

Веснянка. День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству.

МАРТИНИЧКИ1.jpg

Мартинички. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Кукла Московка. Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

НЕРАЗЛУЧНИКИ1.jpg

кубышка-травница.jpg

Кубышка-травница. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог. Так же куклы выполнялись из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома.

Таким образом, народная игрушка есть в любой стране и у каждой – свой национальный характер.

Кукла- это знак человека, символ. Кукла отражает историю страны и народа, культуру. Изучая народную куклу, мы изучили быт, ценности и характерные черты народа, так как в игрушках отражается человеческая история. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Тряпичная кукла делается руками и всегда несет заряд тепла и доброты, которую вложили в нее создатели.

Выполненной работой мы доказали, что действительно кукла является отражением жизни русского народа.

Выполняя исследовательскую работу, мы изучили:

· Историю русской народной куклы и ее виды.

· Освоили технологию изготовления кукол.

· Изготовили образцы и провели мастер- класс.

Список использованной литературы:

1. Богданова И. Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки. Сибирская Благозвонница, 2010. 200 с.

2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М.: Культура и традиции, 2007. 120 с.

3. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010. 189 с.

В августе мы с классом ездили на экскурсию в центре ремёсел Арзамасского района. Экскурсовод познакомил нас с бытом и основными промыслами Арзамасского района. На выставке мы впервые увидели русские народные куклы , что полностью изменило представление о куклах. Ведь мы думали, что куклы – это просто игрушки для детей и не больше, и делают их на специальных фабриках. Но какое, же было наше удивление, когда оказалось что это далеко не так.

Проблема заключается в том, что играя современными куклами, мы уже забыли многие народные куклы, что их можно сделать своими руками. После посещения выставки мы захотели больше узнать о русской народной кукле, какими они были, какое назначение имела каждая кукла, было также интересно узнать технологию изготовления.

Цель нашей исследовательской работы: узнать, какие были русские народные куклы.

Предмет исследования: тряпичная кукла, процесс изготовления традиционной русской куклы.

Гипотеза : на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

- выяснить значение слова кукла;

- узнать какие были русские народные куклы и для чего предназначались;

- узнать народные традиции изготовления кукол;

- сделать русскую народную куклу своими руками.

  • Анкетирование
  • просмотреть словари, книги по данной теме;
  • найти информацию в сети Интернет;
  • сделать русскую народную куклу своими руками.
  • Систематизация полученной информации.

Наш класс разделился на группы:

1 группа: искала информацию в библиотеке, в книгах;

2 группа: искала информацию в интернете;

3 группа: искала информацию у взрослых (у родителей, бабушек и дедушек и т.д.)

4 группа: работала со справочниками и энциклопедиями.

1. Значение слова «кукла»

Заглянем в словари и найдём значение слова «кукла».

В.Даль в своем словаре дает определение: кукла ж. куколка, кукляшка, - шечка ж. кукленок, сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая или повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения.

В словаре С.Ожегова значение слова кукла, -ы, род. мн. кукол, ж.

Детская игрушка в виде фигурки человека. Играть в куклы (с такими фигурками). 2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-нибудь руках (перен.). 3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.

Изучив значение слова «кукла», мы сделали вывод, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека, сделанная из разных материалов.

2. Виды русских народных кукол и их назначение

О том, какие куклы бытовали во времена Древней Руси, мы можем узнать только из литературных источников, по материалам книги «Кукольный сундучок». С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Играя в куклы, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а залогом семейного счастья.

В древности считалось, что народная тряпичная кукла оберегает ребёнка от злых сил и охраняет его сон. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. В каждой семье куклу делали по-своему, и она несла дух той семьи, в которой была сделана.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Оберёг – спасает человека от различных опасностей.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С 5 лет девочки уже начинали делать кукол сами.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. По куклам судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице и не разбрасывали дома, а берегли их в корзинах, в коробках. Когда девочка вырастала, кукла переходила её детям.

Вывод 1: Народная кукла несёт в себе историю и культуру прошедших времён.

По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. С давних веков дошел обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.

Самые первые куклы - обереги делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу», так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи, была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.

Божье око – это самая древняя обережная кукла наших предков. Данная композиция выражает идею распространения сил добра на 4 стороны света. (Приложение1)

Кукла Лихоманка – болезней приманки.
Их роль – привлечь к себе внимание болезни, залетевшей в дом: залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них…(Приложение 2)

" 12 лихорадок ". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый. (Приложение 3 )

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось. (Приложение 4)

Столбушка – одна из самых первых и главных кукол-оберегов в русской народной традиции. Издавна считалось, что Столбушка – лучшая помощница в душевной беседе. Если ей рассказать обо всем, что не дает покоя, что наболело, пожаловаться на судьбу, то становится легче, и обязательно находится нужное решение. (Приложение 5 )

Простоволосая.
Это самая простая кукла. Шили ее девочки 7-8 лет.Сарафан у нее прямой, короткий, без украшений. Волосы были распущены.На этой кукле девочки учились заплетать косу. (Приложение 6 )

Кукла с Косой - усложняется сама кукла- пришиваются руки и становится сложнее сарафан и рубаха.

Вышивается фартук, на нем показываются умения вышивать, несколько швов, мережек.

Нарядная - в этой кукле уже шьется нарядная одежда.

Молодуха - образ женщины первого года замужества или до рождения ребенка. На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от 7 летки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадебном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях. (Приложение 7 )

Пеленашка , как и большинство народных тряпичных кукол, не только и не столько игрушка. Это, прежде всего, защитный оберег. Делали его беременные женщины по строго заданным правилам. (Приложение 8)

Колокольчик - кукла добрых вестей.
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение . (Приложение 9)

Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались. (Приложение10)

2.2. Игровые куклы – предназначены для забавы детей.

Малышок-голышок. Игровая тряпичная кукла. Голову обвязывали нитками, а посередине куклу обязательно подпоясывали: «малышок», как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. (Приложение11)

Зайчика на пальчик делали детям с 3 лет, чтобы они имели друга собеседника. Зайчик одевался на пальчик и всегда рядом с тобой. (Приложение12)

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой. (Приложение13)

Бабочка – игровая кукла, которая давным-давно делалась для детей. Бабочку подвешивали над кроваткой и в нее играли мальчики и девочки. Эту игровую куклу могли изготовить даже самые маленькие детки. Бабочку делали из однотонной ткани, как правило. Но из цветной тоже не возбраняется. Это простейшая игрушка, которая может быть у ребенка. (Приложение14)

Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста. (Приложение15)

Кукла нарядная была тем экзаменом, что отделял детство от юности. (Приложение16)

2.3.Обрядовые куклы – имели ритуальное назначение. Их почитали и ставили в избе, в красный угол.

Владимирская Столбушка – одна из самых популярных русских кукол, в зависимости от места ее изготовления (губернии) существует несколько ее разновидностей, в основе одних – полотно, а другие делались из березового или осинового полешка, а также из бересты. Но так или иначе в основе столбушки – «столбик», чем и объясняется ее название. С такой куклой можно поговорить, рассказать все свои печали и тем самым облегчить себе душу. (Приложение17)

Пасхальная голубка – интересная простая кукла. Делали такую куколку к празднику Пасха, ставили в красный угол и хранили целый год.Отличительной особенностью этой куклы является узелок на голове. Куколку эту делали из красных тканей разных оттенков, можно взять и ткани с рисунками, но желательно тоже красные.К куколке делали подвес и она как бы летала по дому. (Приложение18)

Кукла «Кострома» изготавливалась на Масленицу и олицетворяла собой прошедшие холода лютой зимы, со всеми ее метелями, морозами и прочими невзгодами. (Приложение19)

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. (Приложение 20)

Куклы в виде двух фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника. Эти куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в котором в основном участвовали молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, и красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол вешались на ветвях деревьев. (Приложение21 )

Традиционная обереговая свадебная кукла Неразлучники является символом крепкой и дружной семьи. Ее дарили жениху и невесте в день свадьбы, чтобы она сохранила любовь и верность между ними на долгие годы. После свадьбы неразлучники занимали почетное место в Красном углу избы на протяжении всей жизни своих хозяев. (Приложение 22)

КАПУСТКА"
Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. (Приложение 24)

Вывод 2: Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх с куклой дети учатся общаться, фантазировать, творить, тренировать память. Дети привыкают к своим куклам как к живым и учатся контролировать свои эмоции и общаться с другими людьми.

Организация и методики исследования

Прочитав книгу «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками», мы решили провести анкетирование и выяснить, что нашим сверстникам известно о народных куклах. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Знаете ли вы, что такое кукла?

2. У вас есть игрушки, сделанные своими руками?

3. Любите ли вы игрушки, сделанные своими руками?

4. Какие народные куклы вам известны?

5. Хотите ли вы научиться делать традиционную куклу?

Вместе с родителями мы решили смастерили куклы: обрядовые, игровые, куклы-обереги и узнать их историю.

В классе провести мастер-класс по изготовлению самой простой в исполнении куклы-женщины «Мартинички».

Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»

Создатели проекта : Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с.

Киселева Оксана Леонидовна – воспитатель

Саутнер Светлана Вильгельмовна-воспитатель.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели

Цель: создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре

• Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

• Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

• Развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку

• Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности Этапы реализации проекта.

• Знакомство с историей возникновения народной куклы.

• Изучение видов кукол.

• Изучение технологии изготовления кукол.

• Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• Знание разнообразных народных игрушек, содержания игр с ними

• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

• Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Работа с родителями:

Работа с родителями:

• Консультация для родителей «Народная игрушка. Советы родителям»

Информационно-стендовые материалы: «Как сделать тряпичную куклу», «Изготовление из соломки куклы-стригушка и лошадки» и др.

• Участие родителей в детских исследованиях на тему «Народная игрушка»

• Детско-родительское творчество : изготовление тряпичных кукол,

• Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки

Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки)

Режиссерские игры с тряпичными куклами


Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

• Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

• Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

ИСТОРИЯ КУКЛЫ

Первая кукла-мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Главная ценность традиционной народной куклы : Она является частью культуры всего человечества, Сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего ее народа.. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни, и сжигали на костре, либо топили в воде.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство.

Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели мастер класс по е изготовлению для дошкольников.

При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещ очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Эти куклы не имеют лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало. На каждый узелок такой куклы делают заговор, например, на замужество, или на рождение ребенка, или на здоровье, на счастье и т. д., благодаря чему они защищают человека, принимают на себя болезни и несчастья, помогают в делах.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещ и символом продолжения рода.

На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времн была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В любом крестьянском доме можно было видеть кукол. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.

Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Но наши мальчишки, тоже решили принять участие в проекте. Конечно, делали они уже все по-современному, с помощью ножниц и швейной машинки.

Все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлнным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались вервочкой, надевался платочек, и кукла готова

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

Реализация проекта

Экскурсии в библиотеку : познавательное занятие «Народная кукла в России»

Дети рассказывают друг другу как они сделали своих кукол. А также разбираются в старинных названиях кукол и истории народной куклы

В Параскеву Пятницу я смотаю куколку,

Развеслы здравицы буду петь без умолку,

Заплету в головушку травушку-весну.

Лентой крестик выложу да на белом личике,

Наряжу Мокошеньку в пестрядь и тесьму.

- Нету ладу, удержу, накажи обидчиков!

Научи, пригожая, счастью да уму.

Включение народных игрушек в праздники и развлечения, в разные виды детской деятельности, в т. ч. совместные и самостоятельные свободные игры

• Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

• Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Музейно-образовательный проект «Народная игрушка» Музейно-образовательный проект «Народная игрушка» Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка.

Проект «Народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего.

«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка — кукла-оберег» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка – кукла-оберег» Цели: • Расширять.

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками по теме «Народная кукла» Дата проведения: 15.01. 2018 г. Педагог – мастер: воспитатель Черникова Елена Александровна Продолжительность мастер – класса: 15 минут.

Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий.

Творческий проект «Русская народная кукла» Кто в детстве в куклы не играл, Тот счастья не видал. (народная мудрость) Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет.

Групповой творческий проект «Русская народная игрушка — Матрёшка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 оздоровительной направленности» Вид проекта групповой среднесрочный,.

Мастер-класс «Народная игрушка — кукла «Пеленашка» Мастер -класс “Народная игрушка – кукла - Пеленашка”. Провела воспитатель Золкина О. Н. для родителей,воспитателей и детей (2013.11.18.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

2.Цель проекта:

- пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

3.Задачи проекта:

- изучить историю возникновения народной куклы;

- изучить виды кукол;

- изучить технологию изготовления народных кукол;

- изготовить народную куклу;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Кукла-народная игрушка".»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»

Учебный проект

«Кукла – народная игрушка»

Подготовили:

учащиеся 4 «А» класса

Руководитель проекта:

Финюшина Наталья Анатольевна

Программа проекта «Кукла - народная игрушка».

Пояснительная записка.

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

2.Цель проекта:

- пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

3.Задачи проекта:

- изучить историю возникновения народной куклы;

- изучить виды кукол;

- изучить технологию изготовления народных кукол;

- изготовить народную куклу;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

4. Творческая группа: учащиеся 4 «А» класса.

5.Учебный предмет: окружающий мир.

6.Учебные дисциплины: технология, русский язык, изобразительное искусство, литературное чтение.

7.Вид проекта: информационный, творческий, межпредметный, долгосрочный.

8.Этапы реализации проекта.

Знакомство с историей возникновения народной куклы.

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Изготовление обереговых и игровых кукол.

9.Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

10. Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели мастер-класс по её изготовлению для одноклассников. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое многообразие кукол.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги, игровые куклы и другие виды кукол, сделанные своими руками.

Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!
Эта кукла не простая,
«Перевертышем» зовется.
Глянешь так – красна девица,
Эдак – бабой обернется!
Коль хотите научиться,
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Как наши куклы хороши! Работы детей.










ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным

поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

Во - первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.

Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от "кукушества", провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства "не быть кукушкой".

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА «СКРУТКА».

Многие с детства знают сказку Афанасьева “Василиса Прекрасная”:

“В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при

себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…

Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели

сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато

Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет, за Василису… Хорошо было жить ей с

Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.

Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.

В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице.

Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа.

И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Изготовление куклы.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку- рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание.

Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива. Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или

Делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В

зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.

Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.

Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

· освоена технология выполнения;

· в проекте создание музея народной куклы в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л

Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С.

Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Читайте также: