Курочки клюют зернышки игрушка деревянная богородская

Обновлено: 01.05.2024

А знаете ли вы, что давным-давно у наших прапрадедов тоже были интерактивные игрушки? Например, деревянные медведи из Сергиева Посада. Читайте об истории этих народных игрушек.

При входе в магазин игрушек глаза разбегаются не только у малыша, но и у родителя, который в детстве не был избалован выбором. Чего только не предлагается нынешнему ребенку для игры, развития, развлечения: многочисленные куклы, конструкторы, машинки.

Особенно интересными кажутся ребятам игрушки, совершающие какие-нибудь действия. Куклы говорят «мама» и смеются, когда им щекочут животик. Тепловоз бегает по собранному железнодорожному полотну. Роботы двигаются и стреляют. Машины ездят при помощи пульта радиоуправления. А знаете ли вы, что давным-давно у наших пра-прадедов тоже были интерактивные игрушки? Например – богородская деревянная народная игрушка.

Как она появилась?

Сергиев Посад часто называют «игрушечной столицей» России. По легенде основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, любил вырезать из дерева детские игрушки, которыми одаривал своих самых маленьких прихожан. Деревообрабатывающий промысел в монастыре процветал. Заказы на резные изделия поступали и от царской семьи, и от богатых столичных и московских жителей.

Село Богородское находится всего в тридцати километрах от Сергиева Посада. Разумеется, и там хватало мастеров-резчиков. Рассказывают, что в давние времена в селе жила большая семья: мать, отец и множество ребятишек-сорванцов. Один раз мама сшила им куклу из старого платка, но прошло немного времени, и она порвалась. Тогда мама сплела детям куклу из соломы. И маленькие разбойники ее тоже быстро сломали.

Тогда женщина решила вырезать куклу из дерева. Долго она старалась, но результат порадовал всех. Ребята играли с куклой, играли, а ей хоть бы что. Назвали новую забаву Аукой. Когда Аука наскучила малышам, отец взял ее на базар и продал одному купцу. А скоро от него поступил заказ на новые игрушки.

Русская история про американскую мечту, кто знает, много ли в ней правды. Тем не менее, каким-то образом промысел зародился и приобрел свою самобытность. Сначала богородским мастерам заказывались «полуфабрикаты» игрушек. Мастера их вырезали, шлифовали, и отдавали перекупщикам. Те отправляли «заготовки» художникам в Сергиев Посад, где будущие игрушки раскрашивались и в таком виде доставлялись покупателю.

Сейчас классической богородской игрушкой считается художественная скульптура, вырезанная из липы, но не окрашенная. Там же, на фабрике производится и другая категория – более массовая. Детали вытачиваются на станке, а затем расписываются яркими красками. Такие игрушки дешевле, не представляют особой художественной ценности, но маленьким детям нравятся даже больше, чем изделия ручной работы естественного цвета.

Самыми традиционными образами богородской игрушки стали Медведь и Мужик. Они колют дрова, рубят дерево топорами, ловят рыбу и, конечно же, куют. Именно знаменитая динамичная скульптура «кузнецы» стала самой популярной и узнаваемой среди богородских образов, и даже стала частью герба одноименного села.

Наверняка вам тоже знакомы сидящие на деревянных планочках друг напротив друга мужик и медведь. В их руках и лапах молоты, которыми они попеременно стучат по наковальне, стоящей между ними, всякий раз, как мы меняем положение деревянных планочек. Тук-тук, тук-тук.

Еще один интересный принцип работы игрушек – баланс. К подвижной детали суровой ниткой крепится деревянный шарик. Заставив его крутиться, мы «запускаем» механизм. И игрушка начинает ритмично двигаться. И мишка рубит топором, курочки клюют зернышки, кот ловит рыбу…

Мама рассказывала случай из детства. Как-то мы встречали знакомых в международном аэропорту, мне было лет пять. Выходя из дома, я взяла с собой любимую игрушку – тех самых знаменитых «кузнецов». И пока взрослые разговаривали, тихо занималась с нею в зале ожидания. Там же находилась и семья иностранцев с мальчиком младшего школьного возраста. Тот играл с заводным роботом на батарейках – игрушкой настолько дорогой, недоступной и редкой во времена моего дремучего детства, как сейчас…

Наверное, радиоуправляемая модель вертолета. Так вот, мама говорила, что малыш забросил свою игрушку и занимался с моей богородской. Она настолько понравилась мальчику, что тот умолял подарить ее или даже поменяться на робота. Я на провокации не поддалась и предпочла родных сердцу мужика с медведем. В старину «живые» богородские игрушки и вовсе были в диковинку, и играли в них дети богатых родителей или мастеров-игрушечников.

Процесс изготовления резной деревянной игрушки чрезвычайно трудоемок и сложен. Без специального обучения, а также специфических инструментов, среди которых и особый «богородский» острый нож, в промысле делать нечего. Незадолго до революции в селе была создана специальная промысловая артель, в рамках которой проводилось обучение мастеров, оценка качества их работы, задавался общий неповторимый стиль.

В советские годы игрушка также была очень популярна. Она пользовалась успехом и на местном рынке и, разумеется, в качестве «русского сувенира» шла на экспорт. Была создана специальная фабрика, дело поставлено на поток. Кроме «действующих» народных игрушек богородские мастера делают и деревянные скульптуры. Раньше это были преимущественно сцены из привычной деревенской жизни (игрушки делались сезонно, после завершения осенних сельскохозяйственных работ и до весны) – курочки, мишки, пастушки, фигуры простых людей за работой.

В советские времена по велению партии ваяли и сценки по мотивам Великой Отечественной войны и даже портреты вождей. В нынешние времена заказы тоже попадаются разные – приходилось и барельеф с изображением бывшего мэра Москвы делать. В те времена, когда он еще не был «экс».

Особенно интересуют такие игрушки детей лет с трех до семи. Они уже способны нажать на кнопочку или подергать планки для получения действия, а те, что постарше – уже могут ритмично крутить отвес.

Дерево приятно на ощупь, его можно грызть, кусать и всячески «изучать». Липа полностью натуральна и не токсична. Краски используются тоже безвредные, гуашевые. Если вы не знаете, чем еще удивить своего любимого ребенка – возможно , богородская игрушка будет как раз кстати.

В тексте использованы иллюстрации с сайта Богородской фабрики, где делают как раз такие игрушки.

Встречаем Огненного Петуха

В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки, вот и на нашей поляне зёрнышки клюют 3 курочки и 3 петушка).

В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки, вот и на нашей поляне зёрнышки клюют 3 курочки и 3 петушка). (фото 1)

Для работы нам понадобился плотный картон, пластилин и проволока.

Для работы нам понадобился плотный картон, пластилин и проволока. (фото 2)


Заготовки пришлось вырезать учителю (картон очень толстый)

Заготовки пришлось вырезать учителю (картон очень толстый) (фото 4)

А вот в таком порядке превращали фигурки в петушков и курочек.

А вот в таком порядке превращали фигурки в петушков и курочек. (фото 5)


Крылья - расплющенная форма "капля", для хвоста заготовили тоненькие разноцветные жгутики

Крылья - расплющенная форма

Можно пальцами добавить цветных мазков - пёрышек.

Можно пальцами добавить цветных мазков - пёрышек. (фото 8)





Работой авторы довольны.

Работой авторы довольны. (фото 13)


Петушков и курочек покрыли лаком, чтобы они были больше похожи на деревянные лакированные фигурки.

Петушков и курочек покрыли лаком, чтобы они были больше похожи на деревянные лакированные фигурки. (фото 15)

При помощи проволоки, пропущенной в дырочки ножек петушков закрепили фигурки на "полянке", привязали ниточки с бусиной внизу.

При помощи проволоки, пропущенной в дырочки ножек петушков закрепили фигурки на

Осталось "раскрасить "поляну" зелёным пластилином и положить зёрнышки. И опять покрыть всё лаком. (Лак использовали для камня в ведёрке, купленный в Леруа)

Осталось






Богородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне, также очень популярна игрушка "Курочки, клюющие зерно". Мы решили изобразить деревянную народную игрушку при помощи картона и пластилина, покрытого лаком.

Забавная игрушка! У нас в детстве была такая. Молодцы ребятки.



Какие умнички и детки и учитель! Великолепная идея, очень доступно для урока и удовольствие думаю получили не малое от сотворённого своими руками

Большое спасибо! Удовольствие и правда получили и дети и я))).

Восторг сижу думаю про динамическую курочку, а Вы уже сделали , да как мастерски . Браво.


































Эко игрушка

Курочки клюющие зерно – деревянная народная игрушка, позволяющая развивать моторику ребенка и координацию движений.

Ребенок воспринимает движение клюющих курочек, как нечто реальное и осязаемое. Игрушка завораживает и удивляет, настоящий подарок для малыша.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.


История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.

Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.


Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.


Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.



“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.


«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.



Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.

Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.


"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.

Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.

Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".

Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.


Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!

Читайте также: