Лепка филимоновской игрушки в старшей группе

Обновлено: 03.05.2024

Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь); - учить детей лепить скульптурным способом, создавать выразительные образы фигурки кота. Развивающие: - развивать мелкую моторику рук, глазомер (моделировать пальцами рук: раскатывать шар, вытягивать и заострять, вдавливать и сглаживать); - синхронизировать движение обеих рук; - развивать способности к формообразованию. Воспитательные: - воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству.

ВложениеРазмер
filimonovskie_kotyata_svistulki.docx 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Филимоновские игрушки-свистульки – «Котята»»

  • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность.

- формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь);

- учить детей лепить скульптурным способом, создавать выразительные образы фигурки кота.

- развивать мелкую моторику рук, глазомер (моделировать пальцами рук: раскатывать шар, вытягивать и заострять, вдавливать и сглаживать);

- синхронизировать движение обеих рук;

- развивать способности к формообразованию.

- воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству.

  1. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
  2. Беседы о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы.
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением предметов народного промысла.

- Подлинные филимоновские игрушки;

- Игрушки, сделанные по образцу данного промысла;

- Технологические карты с изображением изделий филимоновского промысла;

- Демонстрационный столик для показа готовых изделий;

- Дощечки для лепки;

- Лотки для готовых изделий;

- Стеки для создания мелких элементов (глаза, рот, усики);

В группе оформлена выставка игрушек народного промысла деревни Филимоново. Воспитатель начинает беседу – повествование о создании глиняных игрушек .

- По всей России и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки – свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и разноцветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.(Воспитатель показывает детям кусок глины и демонстрирует ее пластичность, дает возможность потрогать руками и обследовать на ощупь). - Лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто всегда удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все игрушки не простые, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у котов в хвосты.

Лепят такие игрушки – свистульки мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

- Хотите попробовать смастерить свою игрушку свистульку в традициях села Филимоново? Сегодня будем лепить игрушку – свистульку котенок. В качестве материала будем использовать цельный кусок соленого теста. Исходная форма – удлиненное яйцо. Слегка загибаем оба конца вверх. От большего конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову и мордочку (нос). На голове прищипываем ушки. Меньший конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост и две лапки.

Поставьте в лоточки ваши работы: игрушки – свистульки «Котята». Внимательно рассмотрите, как они выглядят. Что особенного в фигурках филимоновских игрушек? (Шеи вытянуты, как у жирафов). Чего не хватает в игрушках, чтобы они выглядели веселыми, радостными и красочными? (Росписи) На следующем занятии мы с вами продолжим работу с филимоновскими игрушками, будем их расписывать в традициях села Филимоново.

- Сейчас предлагаю дать возможность вашим работам высохнуть, а с готовыми фигурками разыграть сюжеты придуманных сказок. (Воспитатель предлагает знакомые сказки «Кот, петух и лиса», потешки.)

Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в старшей группе

Цель: учить детей лепить филимоновского петушка из пластилина, передавая характерные особенности игрушки.

Задачи:

Формировать представление у дошкольников о филимоновских игрушках; учить видеть их красоту и самобытность.

Учить лепить филимоновского петушка передавая форму частей – длинную шею, маленькую голову, туловище и хвост, подставку; украшать петушка филимоновскими узорами – солнышко, полосочки, кружочки.

Развивать самостоятельность, художественный вкус; мелкую моторику.

Воспитывать интерес к народной игрушке и уважение к труду народных мастеров.

Материал и оборудование: филимоновские игрушки; пластилин, дощечки, стеки, тряпочки; карусель из бумаги.

Ход занятия

I. Организационный момент

Кукла, мячик и скакалка,

И машина, и зверюшки

Называются… (Игрушки)

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас как дома, так и в детском саду есть много игрушек, и вы каждый день можете играть с ними. Сегодня к нам в гости пришла необычная игрушка. Давайте с ней познакомимся.

Появляется филимоновский петушок.

Филимоновский Петушок: Здравствуйте, дорогие ребята. Я – народная игрушка, филимоновский петушок. Пришел к вам в гости не один, а со своими друзьями - филимоновскими игрушками (медведем, барыней, барыней с кавалером) и дымковским петушком.


Воспитатель: Откуда вы приехали, такие красивые игрушки? И почему вы называетесь филимоновскими?

Филимоновский Петушок: Нас изготовили мастера, которые живут в селе Филимоново, вот поэтому мы и называемся филимоновскими игрушками. У моих друзей есть секрет: все филимоновские игрушки - свистульки. Когда мы с вами подружимся, вы сможете посвистеть.

Филимоновский Петушок: Ребята, вам нравиться наш наряд? Какой он? Какие цвета любят филимоновские игрушки?

Дети: Игрушки - яркие, красивые, нарядные; узор - в полоску разноцветную, солнце, колосок, точки и кружки; цвета - малиновый, желтый, красный, зеленый, синий цвет.

Воспитатель: Петушок, я заметила, что у тебя шея длинная? И почему все филимоновские игрушки такие вытянутые и высокие?

Филимоновский Петушок: Это связано с особенностью глины, с которой нас мастерят. Глина-синька очень жирная, и при сушке игрушки покрываются трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

II. Основная часть.

Филимоновский Петушок: Предлагаю, вам, ребята, вылепить филимоновские петушки, только из пластилина. Вот и мастерская готова. Мы с вами поиграем, и вы станете мастерами.

Физкультминутка

Стали дети мастера

(Руки поднимают вверх - вытягивают, затем к груди - согнуты в локтях.)

Сели - встали, сели – встали,

Мы работать не устали

(Выполняют движения по тексту.)

Ручки - хлоп, хлоп, хлоп;

Ножки топ, топ, топ.

Раз - два, раз – два,

Наши дети мастера.

Дети рассматривают схему поэтапной лепки петушка из целого куска пластилина; воспитатель демонстрирует основные этапы лепки. Приступают к самостоятельной деятельности.

1. Скатаем отдельно подставку для петушка – толстый столбик!

2. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

3. Вытягиваем из шара вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку.

4. У фигурки лепим хвостик - оттягиваем часть глины для хвоста и приплющиваем пальчиками.

5. Лепим 2 маленьких шара и приплющиваем – это бородка и гребешок.

6. Скатываем шарики и длинные жгутики для украшения петушков.








Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера!






В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включена негромкая народная музыка.

III Заключительная часть.

Обсуждения творческих работ.

Ребята устанавливают свои игрушки, самостоятельно оценивая свои работы. Педагог не забывает похвалить каждого дошкольника, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось и его индивидуальность.

Фотоотчет о занятии по рисованию филимоновской игрушки

Фотоотчет о занятии по рисованию филимоновской игрушки В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По.

Интегрированное занятие с применением ИКТ в средней группе «Силуэтная роспись филимоновской игрушки»

Интегрированное занятие с применением ИКТ в средней группе «Силуэтная роспись филимоновской игрушки» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, патриотическое воспитание, речевое развитие, социально- коммуникативное.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки»

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки» Апрель. 1 неделя Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка» (По дымковской игрушке) Программное содержание: учить лепить предмет,.

Конспект занятия декоративная лепка по мотивам народной пластики «Филимоновская игрушка» в средней группе Цель: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Мастер-класс по аппликации ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM

Мастер-класс по аппликации ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги для детского творчества, цветные распечатки с изображением основных элементов.

На Родине филимоновской игрушки

На Родине филимоновской игрушки В июле 2016 года около села Филимоново в Тульской области встретятся творческие педагоги и воспитатели с сайта МААМ. ru на фестивале народных.

Цель ООД: формирование у детей представления о многообразии народных промыслов, народной игрушки. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.

Формировать умение детей передавать в лепке характерные особенности филимоновской игрушки – длинное тело, длинная шея, короткий хвост, короткие, крепкие ноги.

Закреплять способ лепки на основе цилиндра.

Совершенствовать навыки лепки : использовать усвоенные ранее приемы- вытягивания, сглаживание деталей.

Обобщить знания детей о филимоновской игрушке.

Продолжать работу по активизации словаря детей

Развивать творческие способности, интерес к лепке, умение планировать работу.

Развивать мелкие движения руки.

Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Воспитывать любовь и интерес к декоративно-прикладному творчеству; эстетические чувства при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми; проявляет активность, инициативность и творчество во время лепки игрушки.

Интеллектуальные: проявляет интерес к изделиям народного декоративно-прикладного искусства; участвует в разговоре с педагогом, отвечает на вопросы; проявляет интерес к участию в совместной дидактической игре,

Физические: развивается мелкая моторика рук

-рассматривание образцов игрушек, иллюстраций

- беседа с детьми;

-чтение отрывка стихотворения.

Практические: показ способов лепки, самостоятельная работа детей при выполнении задания

Для педагога: ноутбук, запись музыки «В гости к сказке», «Со вьюном я хожу…», образец филимоновских игрушек, набор картинок к игре «Третий лишний», иллюстрации «Народная игрушка» для оформления выставки, пластилин, стека, доска, салфетка.

Для детей: пластилин, стеки, доски, влажные салфетки.

Предварительная работа: проведение ООД, чтение художественной литературы, беседы, дидактические и настольные игры

Активизация словаря: активизировать в речи названия народных промыслов (городецкая, гжельская, хохломская, богородская, дымковская, филимоновская);

План ООД :

1. Вводная часть – дидактическая игра «Третий лишний», сюрпризный момент- игрушки, спрятанные под салфеткой

2. Основная часть –

1. Беседа с детьми.

2. Рассматривание образцов. Показ способа лепки

4. Самостоятельная работа детей

3. Заключительная часть. Из сделанных работ оформляем выставку «Филимоновские игрушки»

Длительность ООД 25 мин.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Ход ООД.

Дети играют в группе. Звенит колокольчик.

Воспитатель: - Вы ко мне все подходите, и в кружочек становитесь. Я хочу предложить вам сыграть в игру «Третий лишний».

Вам нужно выбрать из 3-х картинок одну лишнюю и объяснить, почему так считаете.

Примерные вопросы к детям. Какая из картинок лишняя? Кто (что) изображено на ней? Почему думаете, что эта картинка лишняя?

Последний набор дымковские и филимоновские игрушки.

- Чем похожи филимоновские и дымковские игрушки и чем они отличаются друг от друга?

Воспитатель: Какая ждёт сегодня нас работа,

Поскорее узнать вам, конечно охота.

А мы будем ни клеить, ни резать, ни шить,

Мы будем, друзья игрушку лепить.

Педагог достает поднос с сюрпризом и снимает салфетку с игрушек. На подносе две филимоновские игрушки - олешек и барашек.

Воспитатель: - «Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей».

(Н. В. Денисов. Отрывок)

Воспитатель: - Вы скажите мне, откуда появилось это чудо? Вам не знакома эта игрушка? - Что же это за игрушки? (Ответы детей).

- Кто и где делает эти игрушки? ( Ответы детей: их делают мастера в деревне Филимоново, лепят из глины)

- Какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на игрушках?

- Какие цвета встречаются в филимоновской росписи?

- Что необычного в фигуре игрушки?

- Ребята, хотите стать мастерами и слепить такие же игрушки? Ответ детей

Воспитатель: - Я предлагаю вам слепить филимоновского олешка или барашка, и устроить выставку наших игрушек.

Давайте их рассмотрим. Посмотрите и скажите, из каких частей они состоят.

Ответы детей: вытянутое туловище, короткие крепкие ноги, шея вытянутая толстая, голова, рога, хвост.

Воспитатель: Давайте вспомним последовательность лепки этой игрушки.

Один ребёнок (или воспитатель) рассказывает последовательность лепки, воспитатель показывает приемы лепки. Используется комбинированный способ лепки.

Воспитатель: Чтобы у вас все получилось, произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения.

Раз, два, раз, два

Станут дети - мастера

Сели - встали, сели - встали

И работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп

Ножки топ, топ, топ

Раз, два, раз, два

Стали дети мастера.

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров, предлагаю пройти в мастерскую и занять свои места за столами (дети садятся).

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать. И не забывайте: Дело мастера боится. Все ваши игрушки мы поместим на нашу выставку. (Она оформлена в группе).

Самостоятельная работа детей под музыку. В процессе лепки воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

По мере окончания работы дети выставляют их на импровизированную выставку, рассматривают работы друг друга, высказывают свое мнение. Для активизации анализа детских работ использованы вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Все игрушки не простые,

Кружочки, елочки, полоски-

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Фотоотчет о занятии по декоративной лепке «Филимоновская карусель» в старшей группе

Фотоотчет о занятии по декоративной лепке «Филимоновская карусель» в старшей группе С 18 по 22 января 2021 года в нашей группе проходит проектно-тематическая «Неделя творчества». В течении недели дети знакомятся с изделиями.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

1. Продолжать учить лепить животных по типу народных глиняных игрушек (филимоновская).

2. Развивать умения лепить животных из целого куска глины дополняя изделия деталями путем налепа, желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на образец.

3. Воспитывать: аккуратность, чувство любви к народному творчеству.

4. Инд. работы- с Раисой при работе с глиной использовать воду для сглаживания изделия.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций с филимоновскими игрушками, лепка фигур медведя, рыбки, коровы, вазы, птичек по мотивам филимоновской игрушки.

Оборудование: поворотные станки, образец (филимоновский котенок, глина, стеки, баночка с водой, влажные салфетки, иллюстрации филимоновских игрушек, фартуки.

Ход занятия:

Знакомство с гостями.

Посадка детей за столы.

Конспект занятия по лепке из глины в старшей группе «Лепка котенка по мотивам филимоновской игрушки»

Воспитатель: Ребята кажется, у нас сегодня еще будут гости.

Барыня: Здравствуйте ребята!

Барыня: Здравствуйте гости дорогие!

Барыня: Ребята, я приехала из села Филимоново и привезла вам в подарок игрушку. Посмотрите, кто это?

Дети: котенок

Барыня: правильно котенок! Если я его привезла из села Филимоново, то мы назовем котенка?

Дети: филимоновский котенок.

Барыня: ребята филимоновский котенок не похож на обычного. Он яркий, красочный, сказочный. А какими элементами расписан котенок?

Дети: точками, полосками.

Барыня: Все филимоновские игрушки необычные, очень яркие, веселые, нарядные и когда их много – это праздник. Вот и я вам подарю филимоновскую игрушку, чтоб в вашей группе был всегда праздник.

Воспитатель: Ребята давайте скажем спасибо за подарок.

Барыня: Ну а мне пора. До свиданья!

Воспитатель: Барыня не уходи, посиди вместе с гостями, посмотри на нашу работу.

Филимоновская игрушка.

Синий лес, холмы косогор,

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатов войско цвет.

Воспитатель: Ребята, вы уже наверно догадались, о чем сегодня пойдет речь? Правильно чтобы устроить котенку настоящий праздник, мы ему слепим много друзей. Вот такого филимоновского котенка вы ребята будете лепить.

Воспитатель: Дети, мы уже лепили много игрушек. Ответьте, по каким народным мотивам мы лепили игрушки?

Дети: По дымковским и филимоновским.

Воспитатель: Верно, давайте вспомним, по каким особенностям мы можем отличить филимоновскую игрушку от дымковской? Вот перед вами на столе дымковские игрушки, найдите среди них филимоновскую.

Дети: У филимоновских игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. А дымковские игрушки пышные, обьемистые.

Воспитатель: Молодцы, я вижу что вы меня внимательно слушали на предыдущих занятиях.

Ребята давайте вспомним, как мы с вами лепили филимоновского большого медведя?

Воспитатель: Да мы из общего куска глины вытягивали шею, голову, задние лапки, хвост, а передние лапки приклеивали к туловищу и тщательно примазывали.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим игрушку котенка подробнее. Уточним форму частей, пропорции, обратим внимание на то, как устойчива игрушка : котенок стоит, расставив задние лапы немного в стороны. Обратите внимание на плавность перехода частей фигурки. Давайте обдумаем ход работы.

Воспитатель: А сейчас я буду показывать вам, как лепить филимоновского котенка. Смотрите внимательно.


Показ воспитателя с комментариями.

Воспитатель: Дети, теперь вы будете лепить вот такого котенка, а я буду помогать.



изкультминутка. Воспитатель вместе с детьми:

У кошкиной дочки

На лапках ноготочки.

Ты их прятать не спеши

Пусть посмотрят малыши (слова сопровождаются движениями).

Дети анализируют свои работы.




Воспитатель: А сейчас барыня посмотрит и оценит наши работы.

Барыня оценивает, хвалит детей и раздает им конфетки.

Воспитатель: Дети, вы все молодцы. Я вижу, что вы все знаете про филимоновские игрушки, умеете их лепить как настоящие мастера. Я думаю, что котенок будет рад, потому что у него есть вот такие вот друзья. Мы с вами были мастерами глиняных изделий.

Дети прощаются с гостями и уходят.

Конспект НОД по лепке по мотивам дымковской игрушки в старшей группе «Барышня» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Конспект Комплексной непосредственной образовательной деятельности по лепке тема: «Барышня» (по мотивам.

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа В рамках работы над проектом "Волшебная глина", в непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Конспект НОД по декоративной лепке «Абашевский козлик в подарок малышам» по мотивам абашевской игрушки Конспект НОД по декоративной лепке «Абашевский козлик в подарок малышам» (По мотивам абашевской игрушки) для детей старшей группы. Подготовила.

Конспект открытого занятия по рисованию по мотивам дымковской игрушки в средней группе «Уточка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,познавательное,художественно-эстетическое развитие. Цель:Формировать представление.

Лепка Снегурочки из глины в старшей разновозрастной группе.

Лепка Снегурочки из глины в старшей разновозрастной группе. ПДО детский сад «Чипполино» МБОУ СОШ с. Луков Кордон Александрово-Гайского муниципального района саратовской области Конспект занятия.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Конспект занятия по лепке игрушки по мотивам каргопольского промысла Тема занятия: Лепка игрушки по мотивам каргопольского промысла Цель: Познакомить детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской.

НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Лепка из глины «Собачка» Цель: формировать умение детей лепить фигурку животного комбинированным способом; закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями,.

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

ВложениеРазмер
konspekt_filimonovskaya_igrushka.docx 17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка «Филимоновская игрушка».

Автор: Жаманкулова Калима Ергалиевна

Организация: МДОАУ Детский сад «Золушка»

Населенный пункт: г. Ясный, Оренбургская область.

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

-учить детей лепить филимоновскую игрушку из пластилина

-учить передавать колорит филимоновской росписи

-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.

-беседа о народных промыслах

-рассматривание альбома «Филимоновская игрушка»

-рассматривание филимоновской игрушки

-знакомство детей с процессом изготовления филимоновской игрушки.

Демонстрационный: филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи

Раздаточный: клеенки для лепки, салфетки, пластилин, стека, мука, гуашь, кисти

Воспитатель загадывает загадку:

Всем по нраву глиняные забавы!

Наши курочки в окно –

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

- что это за игрушки?

Дети: филимоновские игрушки

Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим иллюстрации с филимоновскими игрушками и вспомним как же появилась эта игрушка.

Говорят, когда-то давно в одну деревню пришел гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Глина очень подходит для лепки игрушек, она мягкая и для рук послушная. Глина бывает- белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Воспитатель: Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

Дети: собака, козел, кони, баран, филимоновские барыни, петушки, уточки.

- Все эти игрушки – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

Воспитатель: Обратите внимание на форму игрушек. Игрушки вытянутые, с длинными шеями.

Вначале игрушки лепили, потом обжигали в печи до бела, а потом расписывали.

Воспитатель: Какие цвета, характерны для данного промысла?

Дети: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Какие элементы узора используются?

Дети: полоски, линии, точки, круги

Воспитатель: Линии рисуют в различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Физминутка: Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленами коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы свами будем мастерами. Будем лепить филимоновскую игрушку. Но не из глины, а из пластилина. Необычность нашей работы, будет заключаться в том, что мы будем использовать в своей работе муку.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.

1 этап. Влепить игрушку из пластилина, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).

2 этап. Необходимо обвалять готовую работу в муке, для обезжиривания пластилина.

3 этап. Покрыть игрушку белой гуашью.

4 этап. Расписать изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.

В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

- что мы сегодня лепили?

- что далось легко, а в чем испытывали трудности?

Работы у всех получились замечательные и предлагаю сделать выставку филимоновских игрушек.

Читайте также: