Лиза трофимова спят усталые игрушки

Обновлено: 07.05.2024

Текст колыбельной «Спят усталые игрушки» был написан в 1964 году советской поэтессой Зоей Петровой, музыку к песне подобрал Аркадий Островской. Впервые композиция прозвучала 1 сентября 1964 года в качестве заставки к дебютному выпуску программы «Спокойной ночи, малыши!» и осталась с нами навсегда.

Существует несколько вариантов этой трогательной мелодии. Первую версию колыбельной исполнила Валентина Дворянинова. Позже Зоя Петрова дописала еще один, третий куплет, но в таком виде песня никогда не звучала. С 1982 года мы слышали с экранов телевизора урезанный вариант, в котором прежний второй куплет заменили на новый.

Позже голосом колыбельной на много лет стал Олег Анофриев. Он сумел подобрать верный тон, который идеально подошел песне и передаче «Спокойной ночи, малыши!». После него композицию исполняла Валентина Толкунова.

Колыбельная «Спят усталые игрушки»: слова и ноты для фортепиано

Текст колыбельной песни «Спят усталые игрушки» — первоначальный вариант, исп. В. Дворянинова

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Ты ей пожелай: баю-бай.

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрема возле нас.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»,
Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее.
Глазки закрывай, баю-бай.

В 1982 году по просьбе Александра Татарского Зоя Петрова внесла изменения в колыбельную. Режиссеру нужно было обыграть новую заставку из пластилиновых фигурок. Так вместо куплета про Дрему в композиции появились слова о радуге, слоненке и пере Жар-птицы.

Слова колыбельной «Спят усталые игрушки» — измененный вариант, исп. О Анофриев

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Ты ей пожелай: баю-бай.

В сказке можно покататься на Луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слонёнком подружиться
И поймать перо жар-птицы.
Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»,
Глазки закрывай, баю-бай.

Существует полная версия колыбельной «Спят усталые игрушки» из четырех куплетов, поет О. Анофриев

Спят усталые игрушки, книжки спят.
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай:
Баю-бай.

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрёма возле нас.
За окошком всё темнее,
Утро ночи мудренее.
Глазки закрывай,
Баю-бай.

В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо Жар-птицы.
Глазки закрывай,
Баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай,
Баю-бай.


Колыбельная «Спят усталые игрушки» за годы звучания в эфире стала культовой. Текст песни знает несколько поколений, под нее засыпали миллионы советских детей. Когда руководители передачи «Спокойной ночи, малыши!» заменили композицию на «Спи, моя радость, усни», на них обрушился шквал писем с просьбами вернуть любимую мелодию. Маленькие зрители и их родители добились своего — в 1997 году колыбельную снова поставили в эфир.

Елизавета Трофимова в финале шоу «Голос. Дети»

Елизавета настолько проникновенно пела «Я скучаю по тебе», что заставила подпевать своего наставника Егора Крида , который в финале ее выступления встал со своего кресла. Отметим, что он не раз хвалил девочку в течение всего сезона. А накануне финального выступления заявил в интервью, что считает ее готовым артистом. Егор назвал дочь Трофима одной из самых талантливых участниц проекта. Кроме того, она покорила его своей воспитанностью.

В суперфинале Лиза Трофимова исполнила знаменитую колыбельную «Спят усталые игрушки» из передачи «Спокойной ночи, малыши!». Когда все выступления финалистов подошли к концу, зрители проголосовали за трех участников суперфинала. 43,7 % голосов получил Владислав Тюкин , Елизавета Трофимова — 42,3%, а Мария Политикова — 14%.

Елизавета Трофимова в шоу «Голос. Дети»

«Всем спасибо, кто голосовал и всем, кто болел за мою команду. @elizavetatrofimova, ты лучшая, ты настоящая победительница», — написал Крид в своем микроблоге в Instagram по итогам суперфинала (орфография и пунктуация автора даны без изменений. — Прим. ред.).

Сергей Трофимов с дочерью Елизаветой

Сергей Трофимов старался не привлекать к себе лишнее внимание на шоу, поскольку к его дочери изначально было несколько предвзятое отношение общественности. Во время слепых прослушиваний все наставники повернулись к девочке, но на последней минуте ее выступления. Тогда ведущий Дмитрий Нагиев представил Лизу как дочь известного отца и предупредил, что найдутся те, кто осудит «Голос» за продвижение детей звезд. После скандала вокруг дочери Алсу Микеллы Абрамовой в 6-м сезоне проекта, зрители перестали верить в честность судейских оценок и голосования в шоу.

Егор Крид в финале шоу «Голос. Дети»

По этой причине Сергей Трофимов изначально отговаривал Лизу от участия в проекте, но девочка настояла на своем желании попробовать. «Последним ее аргументом было то, что уже все ее подружки по музыкальному цеху поучаствовали в проекте, а она все нет, поэтому теперь точно пойдет», — рассказала жена Сергея Трофимова в интервью.

Финал детского «Голоса» получился очень неожиданный! Результаты зрительского голосования, прямо скажем, удивили. И возникло подозрение. Сразу говорю: это не обвинение и не критика. Просто предположение. Мне показалось, что в заключительной битве произошла накрутка. наоборот! Не накрутили голоса «блатному» участнику, а, наоборот, скинули один процент в пользу другого. Чтобы народ не возмущать. От греха подальше.

В суперфинале зрительские предпочтения разрывались между Владом Тюкиным и Лизой Трофимовой . Что было бы, если победила Лиза? Уже сразу пред глазами заголовки новостей: «Снова победили блатные», «Очередная дочка Алсу», «Когда уже закроют этот продажный «Голос». Честно скажу, мой блог в случае победы Лизы был бы по другую сторону баррикад, потому что Трофимова — не Абрамова. И победительницей была бы достойной. Но достойных в финале было много!

А теперь — о номерах финалистов.

Начали, как обычно, с команды Басты. Первый — Тимофей Завалинич . Как я уже писал в предыдущем обзоре , на его месте должна была быть Василиса Суюнова . Но не оценили на дополнительном этапе зрители песню Музыченко, Орбакайте оказалась ближе. Мне кажется, что Тимофей своё возьмёт чуть позже, когда сломается голос, и рокерская подача попсовых песен (то Кристина, то Лазарев) будет более яркой.

Кира Гоголадзе — она на детском «Голосе» кажется лишней. В том смысле, что на подростка она вообще не похожа. В свои четырнадцать лет она выглядит как взрослая женщина. И поёт как взрослая — очень глубоко и профессионально. Песня «Аэросмит» у неё вышла отлично, единственное — в самых низких нотках голос прозвучал грубовато.

Если у Киры при всём великолепии был мельчайший недостаток на самом низу, то у Маши Политиковой проблемным оказался верх. «Последняя поэма» — прекрасная песня Алексея Рыбникова. И очень сложная — кто хоть раз пытался её спеть, со мной согласится. Те места, когда мелодия уходит высоко, были у Маши не совсем удачные, мягко говоря. Одну строчку она просто даже не стала тянуть, спела низко — в этот момент было видно, как запереживал Баста. А вот вокализ во время флейтового проигрыша — понравился.

В её защиту стоит сказать, что она пела сложнейшую песню, сидя на поднимающейся качели. Поверьте, это тяжело. Но внешний антураж получился красивый. И в результате Маша с минимальным перевесом проходит в суперфинал.

Далее команда Лободы. Юлия Гаврилова — потрясающий голос. И песня Шакиры у неё была — не хуже оригинала! И фолковые элементы — очень в тему оказались!

Похоже, Лобода поняла, что конёк Влада Тюкина — проникновенное исполнение старых песен Аллы Пугачёвой. И не прогадала — и «Озеро надежды» на «Поединках», и «Не отрекаются, любя» в финале были на высоте.

Впечатления от Софии Фанты неоднозначные. То, что вокалистка она сильная — этого не отнять. Но песня Цоя вышла странной. И не потому, что я старый поклонник старого русского рока и не приемлю другие варианты исполнения легендарных хитов. Простите меня, но зачем так стонать, чуть ли не умирать на такой песне? При том, что из текста и так всю мрачность убрали — и «жизнь огня» вместо «смерть огня», и строчку про траур заменили на повтор строчки из первого куплета. Вот переход на крик был в тему. Но не стоны.

Алиса Трифонова — одна из ярчайших участниц сезона. И номер вышел очень ярким — помощь финалиста взрослого «Голоса» Дмитрия Венгерова была очень к месту. Возможно, она где-то не дотянула вокально до оригинала, но энергетика била через край.

А по поводу её состояния — вот с чего начинался этот день у Алисы. Так что аплодисменты ей за мужество и, несмотря ни на что, крутое выступление!

Лиза Трофимова спела песню. Сергея Трофимова! Стоит отметить, что Трофим песни пишет душевные, но сильным вокалом не отличается. Дочь показала, как можно красиво петь папины песни. Лиза — финалистка достойная, но слишком большой разрыв в голосах с Алисой всё же посеял некие сомнения.

Итак, в суперфинале — Политикова, Тюкин, Трофимова.

В случае с Машей система «старая песня Пугачёвой = много зрительских голосов», сработавшая у Басты в прошлом финале, дала сбой. Политикова вроде бы и неплохо спела «До свидания, лето», но чего-то не хватало. Обидно.

Вот песня «Queen» для суперфинала — самое то. И хоть мне трактовка припева не совсем понравилась (например, отрывистое звучание «forever»), номер у Тюкина вышел эффектный.

У Трофимовой песня для суперфинала какая-то совсем странная — «Спят усталые игрушки» Крид совместил с рэпом. Причём от оригинальной мелодии не осталось вообще ничего.

Ну и общий итог вы уже знаете. Победитель — Влад Тюкин. С чем мы его и поздравляем!

Эта трогательная мелодия — часть детства многих поколений телезрителей. Её ждали, под нее грезили о чуде, засыпали. Ждали мультфильм, в конце концов.

Эта песенка кажется уже народной, но у неё есть авторы. «Спят усталые игрушки» написали композитор Аркадий Островский и поэтесса Зоя Петрова . Песенка писалась быстро, последние штрихи композитор вносил в партитуру, когда уже опаздывал на запись. И старался не зря!

Впервые она была исполнена в 1964 году для первого выпуска программы «Спокойной ночи, малыши!» Так и прижилась на экране — на многие годы, навсегда.

Одной из первых исполнительниц легендарной колыбельной стала Валентина Дворянинова :

Многие помнят и классическое исполнение Олегом Анофриевым . Исключительно удачный выбор певца! Гениальный артист нашёл точный тон, который идеально подошёл песне:

Кроме того, «Спят усталые игрушки» в какой-то период исполняла и Валентина Толкунова :

Третий куплет, который начинается со слов « В сказке можно покататься на луне» , был дописан Зоей Петровой лишь в 1982 году. Он понадобился для пластилиновой заставки, которую «слепили» мультипликатор Александр Татарский и Эдуард Успенский . Прекрасная работа!

И хотя были попытки заменять «Усталых игрушек» колыбельной «Спи, моя радость, усни» (тоже прекрасной), по просьбам зрителей старую, привычную песенку вернули в заставку.

Любопытный факт, который я не знал, хотя в детстве смотрел программу. Каждый день недели заставка у «Спокойной ночи, малыши!» была разная: прибавлялось количестве игрушек у телевизора. А вы замечали?


Можно смело сказать, что все бывшие граждане СССР приблизительно от 30 до 65 лет наизусть знают слова этой песни. Почему именно такой возрастной диапазон? Программа «Спокойной ночи, малыши!» впервые вышла в эфир 1 сентября 1964 года, когда те, кто родился в начале 1950-х, уже стали подростками. Мультики для дошколят их мало интересовали. Детям же, например, 1956 года рождения как раз исполнилось 8 лет, мультипликация оставалась их жанром. Сегодня этому поколению 65! Теперь пойдем в противоположную возрастную группу. Те, кто родился менее 30 лет назад, в 1990-х и позже, росли в эпоху видеомагнитофонов, CD-дисков и глобального интернета. Для просмотра мультфильма им незачем было ждать заветного выпуска ежедневной телепередачи.

Для детей 1960-1980-х программа стала палочкой-выручалочкой. При наличии всего нескольких каналов в телевещательной сетке только в «Спокойной ночи, малыши!» каждый день транслировали советские, польские, чехословацкие мультики, например про Болека и Лёлека, Кржемелека и Вахмурку, про пса Рекса.


Аркадий Островский

Искать и придумывать вечерний детский формат начали еще в ноябре 1963-го. Утверждается, будто главный редактор редакции программ для детей и юношества Валентина Федорова, съездив в Восточную Германию, увидела мультфильм о песочном человечке (Sandmännchen). Согласно поверьям, этот персонаж сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их уснуть. Имеет существо и отрицательный окрас: навевает непослушным детям кошмарные сны. Всё в духе немцев братьев Гримм — не всегда милосердно. Между тем этот мультфильм подтолкнул редактора к идее колыбельной программы. Она пригласила писателей Александра Курляндского, Эдуарда Успенского, Романа Сефа, которые придумывали название, форму и концепцию. На своей единственной на всю Москву «Волге» с темно-зеленым низом и салатовым верхом приехал туда и композитор Аркадий Островский, автор знаменитой тогда песни «Пусть всегда будет солнце». Федорова попросила маэстро подумать над мелодией для программы и предложить поэта для написания слов.

Почему пора

Вернувшись домой, сев за инструмент, композитор решил: мелодия должна быть в духе джазовой арии Summertime, написанной Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Если проверите в интернете, поймете: она известна и на слуху.


алентина Дворянинова

Конечно, на выходе у Островского получилась оригинальная композиция. Сын маэстро утверждает: это тот случай, когда музыка писалась «5 минут и всю жизнь». Музыкант много сочинял для детей, ездил на выступления в пионерские лагеря, школы, больницы, общался с ребятами, учитывал их пожелания и даже помогал учиться играть на инструментах.

Когда мелодия была готова, Островский обратился к подруге, поэтессе-любительнице Зое Петровой. Поставил задачу: в стихах аргументировать, почему именно детям пора ложиться спать! Получилось всем известное: «…Книжки спят, одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: «Баю-бай!» В начальной версии текста был куплет, который исчез в 1980-х: «Обязательно по дому в этот час тихо-тихо ходит Дрёма возле нас». Песню исполнила Валентина Дворянинова.

У каждого поколения в программе были свои любимые персонажи. В 1960-е появились куклы: зайчик Тёпа, Шустрик, Мямлик, Алёша Почемучка. Первый ставший классическим персонаж — пес Филя — возник в 1968 году. Хрюша блистает с февраля 1971-го. Степашка присоединился в 1974-м. Ведущими в разное время были Владимир Ухин — дядя Володя, Валентина Леонтьева — тетя Валя, Борис Рунге — дедушка Так-Так, Светлана Жильцова — тетя Света, десятки других актеров, музыкантов, певцов.

На начальном этапе в эфир программа выходила в разное время — от 20 до 21 часа по второй программе Центрального телевидения СССР. Поэтому на циферблате первой черно-белой заставки переставляли стрелки часов, подстраиваясь под эфир.

Извини-подвинься

После экспериментов в 1981 году появилась новая заставка — пластилиновый мультфильм. Создал ее автор мультипликационной классики — «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» — Александр Татарский. Он же попросил отредактировать текст песни, сделать его ближе к видеоряду. Так удалили строчки про Дрёму, который подозрительно ходит возле нас, и появились слова: «В сказке можно покачаться на луне и по радуге промчаться на коне, со слоненком подружиться и поймать перо жар-птицы. Глазки закрывай! Баю-бай!» Их написала всё та же Зоя Петрова. Новую версию песни исполнил Олег Анофриев. Кстати, актер, озвучивший все роли в мультфильме «Бременские музыканты», спел колыбельную действительно убаюкивающе, словно с легкой зевотой. Чуть позже появилась версия Валентины Толкуновой. В ее исполнении чувствовалась материнская нежность.


С началом перестройки в 1986-м с заставкой передачи и музыкой для нее начали, как им, телевизионщикам, казалось, оригинальничать. Вместо яркой анимации из пластилина появилась рисованная в темных тонах, а песню заменили на всем известную «Спи, моя радость, усни» Бернхарда Флиса и Вильгельма Готтера. На русском языке она появилась в 1924-м в переводе Софии Свириденко. Спустя 2 года заставку обновили, а с ней и песню. Теперь это была композиция Исаака Дунаевского из фильма «Цирк» «Сон приходит на порог…».

В начале 1990-х передача стала начинаться с песни Теодора Ефимова и Ларисы Рубальской «Фея сна». А в 1999-м одаренный мультипликатор Юрий Норштейн создал новую зарисовку для финала. На ней мы почему-то видели диковатого ощетинившегося кролика с безумным взглядом и фонарем в полусумраке, вероятно, указывавшим на то, что стемнело, спать пора. Такой изобразительный подход хорош для мультфильма «Ежик в тумане», но не для программы, после которой ребенку должны сниться радужные сны. В результате пластилиновую радугу Татарского с привычной песней Островского и Петровой вернули. Правда, тогда же, в 2001-м, Первый канал решил, что 15 минут в вечернем прайм-тайме — это слишком накладно. Реклама в эти часы стоит больших денег. Программу сначала сокращали, потом началось ее путешествие по телеканалам «Россия-1», «Культура». С Хрюшей и Степашкой спокойной ночи желали детям и Николай Валуев, и Дмитрий Маликов.

В выпуске от 11 марта 2014 года Филя хотел уйти в пограничные войска. В Киеве возмутились намеку на фоне происходивших в те дни событий в Украине и Крыму, но создатели настояли на том, что это лишь совпадение.

В конечном итоге «Спокойной ночи, малыши!» стали транслировать на российском федеральном государственном международном телеканале для детей и юношества «Карусель», где передаче самое место. В финале дети, к счастью, слышат то, что слышали их дедушки и бабушки без малого 60 лет назад: «За окошком всё темнее, утро ночи мудренее, глазки закрывай! Баю-бай!»

Читайте также: