Любимая игрушка наследника тутти из произведения олеши три толстяка

Обновлено: 28.04.2024

«Я пытался начать роман, и начал с описания дождя, и почувствовал, что это повторение самого себя, и бросил, придя в уныние и испугавшись: а вдруг «Зависть», «Три толстяка», «Заговор чувств», несколько рассказов — это все, что предназначено было мне написать».
(Ю. Олеша, конец 1940-х)

Юрий Карлович Олеша оставил нам довольно скромное творческое наследие — по сути, всего два значимых художественных произведения: роман времён НЭПа - «Зависть» и революционную сказку «Три толстяка». Но их вполне хватило, чтобы накрепко застолбить себе место в русской литературе.

Соперничая с Андерсеном

В юные годы, как и многие, Олеша сочинял стихи, но уже в 1924 году он пишет на своем стихотворном сборнике, подаренном Булгакову: «Мишенька, я никогда больше не буду писать отвлеченных лирических стихов. Это никому не нужно. Проза – вот настоящий простор для поэзии!» Первая возможность проверить это утверждение на практике появилась как-то сама собой…

Итак, однажды в окне соседского дома Олеша увидел прелестную девочку-подростка, которая увлеченно читала какую-то книгу. Как оказалось, девочку звали Валя Грюнзайд, а книгой были сказки Андерсена. Очарованный девочкой, Олеша тут же пообещал, что напишет для нее сказку не хуже великого датчанина. И, не отягощенный мыслями о совершенстве и линии партии, тут же принялся за дело.

В то время они вместе с Ильей Ильфом жили в импровизированном общежитии для бездомных литераторов — прямо в здании типографии «Гудка». Эта комната, отгороженная тонкой перегородкой и лишенная мебели, скоро аукнется в «12 стульях», превратившись в «Общежитие Бертольда Шварца». А тогда она была местом появления обещанной сказки. Набрав в типографии рулоны бумаги, Олеша прямо на полу строчил историю о трех жестоких Толстяках, отважном гимнасте Тибуле и кукле Суок.

«Бочонок накатывался на меня, я придерживал его рукой… Другой рукой писал. Это было весело, и тем, что мне весело, я делился с веселым Ильфом».

В том же 1924-м году рулоны были исписаны, а рукописи посланы в издательство детской литературы. Но в те времена жанр сказки не был ещё «реабилитирован». Всякие выдумки и мистика считались не нужными юному строителю нового общества. Даже то, что сказка была полна революционной романтикой и практически лишена привычного волшебства, не помогло. Помогла слава, уже упомянутой, «Зависти», вышедшей в 1927 году. И тогда следом – через год – в издательстве «Земля и Фабрика» тиражом 7 тыс. экз. вышло роскошное издание «Трех Толстяков» с рисунками Мстислава Добужинского.

На первом издании, как и обещал Олеша, красовалось посвящение Валентине Леонтьевне Грюнзайд.

К тому времени девочка Валя стала девушкой, но замуж вышла не за сказочника, а за его друга – небезызвестного Евгения Петрова.

И вскоре посвящение изменилось.

Юрию Карловичу вообще не очень везло в любви…

Пружинки куклы Суок

«Он сказал странное имя, произнёс два звука, как будто раскрыл маленькую деревянную круглую коробочку, которая трудно раскрывается:
– Суок!»
(Ю. Олеша «Три Толстяка»)

Образы девочки-акробатки Суок и ее механического двойника родились не просто неслучайно, а являют собой настоящую квинтэссенцию чувств, впечатлений и воспоминаний самого писателя.

Начнём с того, что еще в детстве Олеша влюбился в златокудрую девочку-циркачку. Каков же был шок, когда он узнал, что ею был… переодетый мальчик – вульгарный и очень неприятный.

Следующее воспоминание переносит нас уже в Москву – в Мыльниковский переулок, где жил Валентин Катаев. В его квартире какое-то время жило немало бездомных литераторов, в том числе и Олеша. Одной из достопримечательностей квартиры была кукла из папье-маше (ее принес другой «постоялец» – брат Ильфа — художник Маф). Кукла была настолько похожа на живую девочку, что литераторы нередко развлекались, усаживая ее на окно, из которого она то и дело выпадала – естественно, вызывая неподдельный ужас у прохожих.

Ну и не стоит забывать о том огромном влиянии, которое оказал на творчество Олеши, обожаемый им, Гофман, а конкретно – механическая кукла Олимпия из жуткого рассказа «Песочный человечек», которая также заменяла герою его живую возлюбленную.

С куклой и цирком всё ясно. Но откуда взялось это странное имя – «Суок»?

«Прости меня, Тутти, – что на языке обездоленных значит: «Разлучённый». Прости меня, Суок, – что значит: «Вся жизнь»…»

А ведь Суок реально существовала. И не одна, а целых три! Лидия, Ольга и Серафима Суок были дочерьми австрийского эмигранта и жили в Одессе. Там они не смогли пройти мимо знаменитой литературной компании – и впоследствии все вышли замуж за писателей.

Олеша был влюблён в младшую из сестер – Симу. Влюблён страстно и даже болезненно. Он называл ее «мой дружочек» (почти так же, как Тибул называл книжную Суок).

Первые годы они были счастливы, но Сима оказалась, мягко говоря, непостоянной личностью. Однажды голодные литераторы решили в шутку «раскрутить» бухгалтера Мака – обладателя, ценных в те годы, продуктовых карточек. Пользуясь тем, что он очарован Симой, они явились к нему в гости, плотно перекусили и вдруг заметили, что Мака и Симы нет. Спустя время парочка вернулась и объявила, что они… муж и жена. В те времена регистрация брака или развода занимали несколько минут (помните, фильм «Не может быть» по рассказам Зощенко). Шутка обернулась для Олеши несчастьем.

Не в силах видеть горе своего друга, Катаев отправился к Маку и просто увёл оттуда Симу. Та не слишком сопротивлялась, но успела захватить с собой всё нажитое за короткое время семейной жизни.

Вновь обретенное счастье длилось у Олеши недолго. Сима неожиданно вновь выходит замуж и опять не за Олешу – а за «демонического» революционного поэта В. Нарбута (к слову, именно он издаст впоследствии сказку «Три Толстяка»). Олеша смог вернуть её и на этот раз, но уже к вечеру у дома Катаева появился угрюмый Нарбут и сказал, что если Сима не вернётся, он пустит себе пулю в лоб. Это было сказано настолько убедительно, что Сима ушла от Олеши – на этот раз навсегда. Между любовью и комфортом настоящая Суок предпочитала последнее.

После того, как Нарбут сгинет в лагерях, а Лида – старшая сестра (и жена Э. Багрицкого) – пойдёт за него хлопотать и сама загремит на 17 лет, Сима выйдет замуж за писателя Н. Харджиева. Затем за другого писателя – В. Шкловского…

А оставленный Симой, Олеша спросит однажды среднюю из сестер Суок – Ольгу – «А вы бы меня не бросили?» – и, получив утвердительный ответ, женится на ней. Ольга до конца жизни останется терпеливой, заботливой и любящей женой, хотя всегда будет знать, что новое посвящение на сказке «Три Толстяка» – «Ольге Густавне Суок» – относится не только к ней. «Вы две половинки моей души» – честно говорил сам Олеша.

Уже спившимся стариком он будет заходить в гости к Серафиме Шкловской-Суок, о чем-то долго с ней говорить, пока ее муж тактично ждет в другой комнате. Провожая Олешу, Сима плакала, а тот брезгливо держал в руках крупную денежную купюру…

«Девочку и мальчика тайно разлучили,
Быть ему сестрою куклу научили.
Кукла говорящая — плачет и смеется.
Девочка уходит — кукла остается…»

Другие тайны «Трех Толстяков»

Отнюдь не только образ куклы Суок сделал сказку Олеши безумно популярной и оригинальной.

Во-первых, «Три Толстяка», по сути, первая сказка, стержнем которой является тема революции. Сами толстяки – жирные и бездушные – как будто сошли с карикатур «Окон РОСТА» или поэм Маяковского.

«…Ю. Олеша дал классическое описание современной олигархии, ведь Толстяки управляют страной прежде всего в силу своего финансового могущества:

«- Ты забыл, с кем хочешь воевать. Мы, Три Толстяка, сильны и могущественны. Все принадлежит нам. Я, Первый Толстяк, владею всем хлебом, который родит наша земля. Второму Толстяку принадлежит весь уголь, а Третий скупил все железо. Мы богаче всех! Самый богатый человек в стране беднее нас в сто раз. За наше золото мы можем купить все, что хотим!» (в пьесе, написанной Олешей позже, Толстяки еще более конкретизируются — они носят имена «Генерал, Мельник и Кардинал» отражая три ветви власти — военную, гражданскую и церковную — С.К.).

Толстяки, пользуясь своим богатством, формируют подчиненное им правительство. Однако и эта идеальная олигархия должна смениться авторитарным правлением, установлением монархии, ведь у трех Толстяков ОДИН наследник – Тутти («мальчик с железным сердцем»).

Надо сказать, что само слово «тутти (tutti)» и означает – «все». Это итальянское слово. Оно используется в театральном деле и означает исполнение музыки всем составом оркестра или хора. Надо сказать, что Юрий Олеша был профессиональным драматургом и сценаристом. И когда понадобилось имя для наследника, объединяющего власть ВСЕХ трёх толстяков, он, вольно или невольно, взял термин, который и означает «все». Тутти – наследник, который объединит в себе богатство и власть всех трёх олигархов. Вот почему он им так дорог. Таким образом, как бы сам автор не объяснял появление имени наследника, сознательно или подсознательно он взял его из драматургии».

Толстяки бездетны, поэтому они крадут мальчика и стремятся всеми силами лишить его души – растят в окружении зверей и кукол, убеждают, что у него железное сердце.

«Три Толстяка хотели воспитать злого, жестокого наследника. Его лишили общества детей и устроили ему зверинец.
«Пусть он смотрит на зверей, – решили они. – Вот у него есть мёртвая, бездушная кукла, и вот у него будут злые звери. Пусть он видит, как кормят тигров сырым мясом и как удав глотает живого кролика. Пусть он слушает голоса хищных зверей и смотрит в их красные дьявольские зрачки. Тогда он научится быть жестоким»».

В первом поражении восставшего народа можно усмотреть параллели с революцией 1905 г., в переходе солдат на сторону восставших – реалии февральской революции 1917 г., а в попытке богачей удрать на кораблях – одесские сцены 1920 г.

В сказке вообще нет ничего откровенно волшебного. Олеша так и пишет: «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле» . Место волшебника здесь занимает учёный – так называемый, представитель сочувствующей интеллигенции, доктор Гаспар. Всё «волшебное» в этой сказке – всего лишь фокус, подмена – и «железное сердце» наследника Тутти, и кукла – копия настоящей сестры Тутти – Суок, и продавец шаров, «превращенный» в торт.

В сказке мы то тут, то там сталкиваемся с личными впечатлениями писателя. В облике города Трех Толстяков (фонари, огромные часы, где прячется Суок, разрушенная башня) Олеша отобразил любимую Одессу. Среди литературных влияний, кроме упомянутого Гофмана, мы встречаем и «93-й год» В. Гюго, и «Холодное сердце» В. Гауфа, и «Голема» Г. Майринка.

Экзотические имена персонажей тоже не случайны. Оружейник Просперо носит имя волшебника из «Бури» Шекспира, экономка доктора тётушка Ганимед – имя прислужника-виночерпия при олимпийских богах. А вот капитан Бонавентура носит имя средневекового церковного философа, видимо, просто ради смеха.

В итоге, несмотря на, казалось бы, серьезную революционную тему, сказка зазвучала легко, красочно, карнавально.

««Три толстяка» – произведение в высшей степени грациозное. Оно обладает именно своеобразной убедительностью, так как производит впечатление отсутствия насилия над собой. Оно течет, как какая-то веселая шутка, беззаботно развивающая свой причудливый и пестрый узор. Что же – значит ли это, что автор пьесы Олеша является уже новым человеком, у которого классовое сознание и его индивидуальные «недра» приведены к полному единству? Или значит это, что он высказал настроение мещанства? Ни того, ни другого. Грациозность произведения Олеши объясняется тем, что он говорит от лица «чудаков», от лица лучшей части научной и артистической интеллигенции».

В сказке, в не меньшей степени, чем в «Зависти», проявилось одно из главных достоинств прозы Олеши – умение облекать образы в изысканные и вместе с тем меткие метафоры. В результате обыденное обретает для читателя неожиданный ракурс – и он смотрит, чувствует, обоняет, изображаемое автором, как в первый раз. Несмотря на то, что подобная «сочность» восприятия присуща в основном детству, только во взрослом возрасте можно полноценно оценить роскошный стиль этой сказки (в детстве всё-таки больше увлекает динамика и извивы сюжета).

«Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой».

«По огромному круглому пространству бегали люди. Казалось, что круг площади вращается, как карусель. Люди перекатывались с одного места на другое, чтобы лучше увидеть то, что делалось наверху».

«У капитана Бонавентуры был страшный голос. Если скрипка вызывала зубную боль, то от этого голоса получалось ощущение выбитого зуба».

«Тогда ветер занялся звёздами. Он то задувал их, то катил, то проваливал за чёрные треугольники крыш. Когда эта игра надоела, он выдумал тучи. Но тучи развалились, как башни. Тут ветер сразу стал холодным: он похолодел от злости».

«Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать: варится какой-то пёстрый и, должно быть, невкусный суп».

Талант чувствовать мир открыто, откровенно и неординарно не покинул писателя и в старости. Даже в своей последней пессимистической дневниковой записи он остался великим художником.

«Нет ничего – ни дружбы, ни любви… Есть только возможность поднять с земли в тени огромного дерева зеленый шар, который я увидел впервые в жизни. Кто ты, зеленый шар?»

Об экранизациях «Трёх толстяков» я расскажу в следующей статье .

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями.

Автор: Сергей Курий
(отрывок из книги "Культовые сказки")

Доброго времени суток!
Многие из нас хорошо помнят роман-сказку Юрия Олеши «Три толстяка» — история о воображаемой стране, в которой правят Три толстяка – алчные, злые обжоры, всячески притесняющие простой люд: ремесленников, мелких лавочников, бедных торговцев и мастеров. Изнывающий под гнетом жадных правителей народ поднял восстание, которое возглавили оружейник Просперо и гимнаст-канатоходец Тибул. Но сказка не только об этом, а еще о судьбе Наследника Тутти и девочки Суок — родных брате и сестре, разлученных в детстве. Девочка была артисткой в бродячем цирке, а мальчика взяли толстяки, чтобы вырастить из него жестокого правителя. Благодаря доброте девочки, ее разговорам, играм и поступкам мальчик стал добрым и справедливым.Интересная и добрая история, не правда ли? Но с чего же началась история создания романа? Откуда появилась идея для сказки?

Юрий Карлович Олеша оставил нам довольно скромное творческое наследие – по сути, всего два значимых художественных произведения — «Три толстяка» и «Зависть». Но их вполне хватило, чтобы накрепко застолбить себе место в русской литературе.
Образы девочки-акробатки Суок и ее механического двойника родились не просто неслучайно, а являют собой настоящую квинтэссенцию чувств, впечатлений и воспоминаний самого писателя.

тутти

Когда Олеша был маленьким, он влюбился в девочку-циркачку с золотыми кудрями, но какой же для него был шок, когда той самой девочкой на самом деле оказался переодетый мальчик, в жизни — человек весьма неприятный.После Юрий проживал в Москве на квартире, принадлежавшей Валентину Катаеву, в Мыльниковском переулке. Свои квадратные метры хозяин время от времени делил со многими бездомными литераторами. Олеша вспоминал, что в той квартире была кукла, сделанная из папье-маше, которую принес художник Маф (брат Ильфа), являясь одним из временных жильцов. Та самая кукла удивительным образом походила на настоящую девочку. Литераторы частенько развлекались тем, что сажали ее на окно, откуда она периодически вываливалась, шокируя прохожих.
Стоит отметить и тот факт, что на творчество Юрия большое влияние оказал Гофман, произведения которого писатель просто обожал, а огромное впечатление оказал жуткий рассказ «Песочный человек». В этом произведении повествуется о механической кукле с именем Олимпия, заменившей герою рассказа его живую возлюбленную.
Кажется, что с куклой и цирком всем все понятно. Но какова же история появления имени Суок?
«Прости меня, Суок, — что значит: «Вся жизнь»…» («Три Толстяка»). Оказывается, в Одессе реально проживали три девочки с загадочной фамилией Суок: Ольга, Серафима и Лидия. Олеша был страстно влюблен в самую младшую — Серафиму – Симу.

тутти


Сёстры Суок, слева направо: Лилия, Серафима, Ольга

Писатель называл ее нежно: «мой дружочек». Почти также в сказке «Три Толстяка» Тибул называет Суок. Первые годы они были счастливы, но Сима оказалась, мягко говоря, непостоянной личностью. Однажды голодные литераторы решили в шутку «раскрутить» бухгалтера Мака – обладателя ценных в те годы продуктовых карточек. Пользуясь тем, что он очарован Симой, они явились к нему в гости, плотно перекусили и вдруг заметили, что Мака и Симы нет. Спустя время парочка вернулась и объявила, что они… муж и жена. В те времена регистрация брака или развода занимала несколько минут (помните фильм «Не может быть» по рассказам Зощенко?). Шутка обернулась для Олеши несчастьем. Не в силах видеть горе своего друга, Катаев отправился к Маку и просто увел оттуда Симу. Та не слишком сопротивлялась, но успела захватить с собой всё нажитое за короткое время семейной жизни. Вновь обретенное счастье длилось у Олеши недолго.

тутти

Сима неожиданно вновь выходит замуж и опять не за Олешу – а за «демонического» революционного поэта Владимира Нарбута, именно он издаст впоследствии сказку «Три Толстяка». Олеша смог вернуть ее и на этот раз, но уже к вечеру у дома Катаева появился угрюмый Нарбут и сказал, что если Сима не вернется, он пустит себе пулю в лоб. Это было сказано настолько убедительно, что Сима ушла от Олеши – на этот раз навсегда. Между любовью и комфортом настоящая Суок предпочитала последнее. После того, как Нарбут сгинет в лагерях, а Лида – старшая сестра (и жена Э. Багрицкого) – пойдет за него хлопотать и сама загремит на 17 лет, Сима выйдет замуж за писателя Н. Харджиева. Затем за другого писателя – В. Шкловского.
А оставленный Симой Олеша спросит однажды среднюю из сестер Суок – Ольгу – «А вы бы меня не бросили?» – и, получив утвердительный ответ, женится на ней. Ольга до конца жизни останется терпеливой, заботливой и любящей женой, хотя всегда будет знать, что новое посвящение на сказке «Три Толстяка» – «Ольге Густавне Суок» – относится не только к ней. «Вы две половинки моей души» – честно говорил сам Олеша.

тутти


Ольга Суок

Автор «Трех Толстяков» будет сильно налегать на спиртное, что сильно подорвало его здоровье, и не раз приходить на разговор к Симе, а уходя, в руке он будет сжимать деньги. 10 мая 1960 года Юрий Карлович покинет этот мир.

тутти

Экранизировать сказку изначально собиралась Тамара Лисициан, но в итоге постановку сделал Алексей Баталов.Баталов мечтал поставить «Трех толстяков» уже давно, правда, сперва он собирался дать героям Олеши вторую жизнь на театральных подмостках — во МХАТе, где он работал. Но тогда ему не удалось осуществить задуманное, как утверждает Алексей Владимирович, по идеологическим причинам, ведь, по его словам, роман является «карикатурой на революцию», а образы трех толстяков были списаны с «буржуев из Кремля».Но тем не менее, у Алексея Баталова получился динамичный, полный юмора, яркий и эмоциональный фильм, радующий уже не одно поколение зрителей. Алексей Баталов выступил не только в качестве режиссера картины, но и принял участие в написании сценария картины, и исполнил одну из главных ролей.

тутти

Чтобы сыграть Тибула, актеру пришлось научиться ходить по канату.Кроме Баталова, в фильме занята целая плеяда блестящих актеров: Валентин Никулин, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Евгений Моргунов, Алексей Смирнов, Виктор Сергачев, Георгий Штиль и другие.
На роль Суок была выбрана литовская девочка Лина Бракните, и ей тоже пришлось изрядно попотеть, осваивая цирковую акробатику и жонглирование.

The Astolat Dollhouse Castle

Благо, рядом всегда была наставница – жена Баталова и по совместительству цирковая актриса — Гитана Леонтенко.Однако, на цирковой подготовке трудности не закончились. Так как муляж куклы вышел не очень похожим на актрису, то в большинстве сцен Лине пришлось играть и за куклу. Самым тяжелым было сохранять немигающий взгляд, для чего бедной девочке наклеивали на веки специальную пленку.

тутти

Вот несколько воспоминаний из интервью Лины Бракните:
«— Когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке — кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен.

тутти

— Так вот вначале мне наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить. Часто он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. Но все тяжелое забывается, а в памяти остается только лучшее.»

Единственное с чем не до конца справилась юная актриса была озвучка, поэтому в некоторых сценах Суок заговорила голосом — Алисы Фрейндлих.

тутти

К слову, Лина Бранкните в кино давно не снимается, а ведет тихую жизнь в Литве, занимаясь воспитанием внучки и помогает любимому мужу, известному фотографу и книгоиздателю Раймондасу Пакнис.

А что же случилось с самим манекеном куклы, созданным для съемок в 1966 году художницей Валентиной Малахиевой? Изготовлена кукла наследника Тутти из латекса, синтетики и папье-маше и должна была представлять собой точную копию актрисы Лины Бракните.

тутти

После съемок кукла долго хранилась в музее Киностудии «Ленфильм», но затем была продана в частные руки. Коллекционер, купивший куклу Суок в поврежденном состоянии, разобрал ее на отдельные детали, создав из них две «улучшенные» копии. Юлия Вишневская приобрела оригинальные детали куклы, собрала их воедино и восстановила авторскую «Куклу наследника Тутти». Именно эта кукла с трудной судьбой стала жемчужиной коллекции и постоянным экспонатом Музея Уникальных Кукол в Москве.

тутти

А еще в Москве в Политехническом музее на ВДНХ можно увидеть куклу Суок, созданную петербургским механиком и арт-конструктором Александром Гецой.

тутти

Героиня романа Юрия Олеши, несомненно, любимица мастера. Александр Гецой создал механический каркас, который скрывает манекен девочки. Суок танцует, замирает, смотрит на зрителя, подносит ключ к губам и свистит… Ее движения регулирует встроенный таймер. Если кукла сломается, для ее ремонта в спине предусмотрена специальная дверца.

тутти

Юрий Олеша написал всего две книги, одну из которых с детства знает каждый. Героиня этой сказки носит очень необычное имя, но дело вовсе не в фантазии автора книги.

У девочки-куклы был реальный прототип, с таким же именем, вернее – фамилией. Серафима, Симочка Суок – роковая женщина в жизни Юрия Олеши, возвращения которой он ждал, как наследник Тутти ждал свою отремонтированную куклу.

Эта история началась в Одессе, где в семье австрийского эмигранта Густава Суока росли три дочери – Лидия, Ольга и Серафима. К девушкам ходили в гости три друга – писатели Юрий Олеша и Валентин Катаев и поэт Эдуард Багрицкий. Багрицкий женился на старшей, Лидочке, Ольга была влюблена в Олешу, а сам Юрий Олеша был без ума от младшей сестры, Симочки.

Сима Суок была самой популярной девушкой в их компании, окруженная поклонниками, легкая, нежная, веселая, с пышными волосами и точеной фигурой. Юрий осаждал Серафиму не один год, просиживая с букетами под ее окном. Друг Олеши Валентин Катаев вспоминал об этой паре так: «Не связанные друг с другом никакими обязательствами, нищие, молодые, нередко голодные, веселые, они способны были вдруг поцеловаться среди бела дня прямо на улице».

Валентин Катаев описал романтическую историю своего лучшего друга в романе «Алмазный венец», где безжалостно вылепил Симу как расчетливую, циничную, дерзкую девчонку, которая, уже проживая вместе с Олешей, могла уйти из дома с новым поклонником и вернуться через несколько дней. Претензий она не терпела!

Олеша в компании верного друга Катаева не раз разыскивал ее и возвращал домой, и Сима возвращалась, по дороге целуя Юрия и клянясь ему в любви. Катаев ее ненавидел, называя по себя «Манон Леско», но покорно снова и снова приходил на помощь Олеше в его отношениях с подругой.

Интересную сцену возвращения Серафимы от очередного поклонника, за которого она вдруг, совершенно неожиданно от Олеши, вышла одним днем замуж, описал Катаев в своем романе.

«— Я пришел за тобой. Нечего тебе здесь прохлаждаться. Ключик тебя ждет внизу. („Ключиком“ в компании звали Олешу, а Симочку – «Дружочком».)

— Подожди, я сейчас возьму вещи.

— Какие вещи? — удивился я. — Ты ушла от Ключика в одном платьице.

— А теперь у меня уже есть вещи. И продукты, — прибавила она, скрылась в плюшевых недрах квартиры и проворно вернулась с двумя свертками».

Однажды «Дружочек»-Сима снова ушла от Олеши замуж за литератора Владимира Нарбута. Юрий Олеша, потосковав, поехал за ней в Москву, и снова - почти вернул. Но Нарбут явился к ним домой с угрозой застрелиться тут же, если Серафима его бросит, так Сима ушла от Олеши уже навсегда.

Юрий Олеша не мог поверить в нелюбовь Серафимы и был убежден, что в его Симе живут две женщины, одна любящая и горячая, а вторая – просто какая-то циничная кукла. Такой он и описал «Дружочка» в своей знаменитой сказке.

После долгого брака с Нарбутом, закончившегося его арестом, Серафима Суок еще дважды выходила замуж, а Юрий Олеша женился на ждавшей его Ольге Суок. Ольге было написано посвящение его главного труда, «Трех толстяков», но все знали, что главной музой была другая.

У Симочки в жизни все сложилось хорошо, каждый из ее мужей обожал ее и окружал любовью и заботой. А вот Юрий Олеша, став за «Трех толстяков» заслуженным писателем, постепенно скатился в пьянство и ни разу не взялся больше за большое произведение, хотя и написал за свою последующую курьеру почти полтысячи фельетонов и статей.

Многие советские дети мечтали иметь такую же куклу как у наследника Тутти из сказки Три Толстяка. И не важно, что настоящая кукла не умела петь и танцевать, как это делала девочка Суок в образе куклы. Но это чудесное кукольное создание в пышном платье, с большим бантом казалось таким волшебным. Кукла и девочка - героини сказочного романа Ю. Олеши и фильма Баталова и Шапиро.

Прообразом стали сёстры Суок, Ольга и Сима. Писатель был влюблен в младшую - Симу, но она не отвечала ему взаимностью, хоть и стала жить с Юрием. Писатель был не приспособлен к жизни, по мнению Симы. Поэтому она несколько раз уходила и возвращалась. В конечном счете она всё же ушла к более обеспеченному и успешному писателю. Олеша же нашел утешение в супружестве с другой сестрой - Ольгой. К сожалению, писатель и вправду оказался ненадежным человеком и спился.

По сюжету, мальчик - наследник Тутти воспитывается Тремя Толстяками в изоляции от других детей. Единственная его подруга - кукла. Кукла пострадала во время нападения на дворец мятежников, и к её починке привлекают мастера Гаспара. Но вместо куклы во дворец возвращается девочка-циркачка по имени Суок. Она должна спасти мятежников. Суок так похожа на куклу наследника! И в конце сказки оказывается, что на самом деле Тутти и Суок брат и сестра, разлученные в детстве.

Интересные факты из жизни писателя повлияли на сюжетные ходы романа. Например, в романе кукла ломается, когда падет из окна. А в квартире, где жили писатель с друзьями тоже была кукла. Приятели сажали её на подоконник и периодически кукла падала, наводя панику среди прохожих.

Вот такой вот сюжет, с детства знакомый всем детям, рожденным в СССР.

Над куклой для фильма 1966 года работала Валентина Малахиева — талантливый кукольник и деятель искусств. На её счету не только эта удивительная кукла. Многие герои детских фильмов, сказок и передач сделаны её руками. Она была единственным мастером, который создавал кукол-дублеров для актеров.

В роли Суок снималась девочка из Литвы - Лина Бракните. Кукла получилась очень похожей на неё, потому что изготавливалась по слепкам и замерам юной актрисы. Но всё же в кадре мы чаще видим именно девочку, чем куклу. Рост куклы наследника Тутти 135 см. Она очень подвижна, имеет шарниры даже в кистях и ступнях.

После окончания съемок кукла хранилась на студии Ленфильм, в музее. А в 90-х была продана с аукциона. Малахиева пыталась судиться с аукционным домом, но безрезультатно.

Новый владелец обнаружил, что кукла находится в плохом состоянии. Он разобрал её, снял копии и сделал два своих экземпляра. Юлия Вишневская, коллекционер и любитель кукол выкупила у "улучшателя" один набор копий и разобранный оригинал, но не смогла сама разобраться где новодел, а где оригинал.

Валентина получила возможность не только провести авторскую экспертизу, но и поучаствовать в восстановлении своего детища. И оригинальная кукла поселилась в музее редких кукол в Москве. Кроме того, Вишневская выплатила художнице ту сумму, за которую куклу продали с аукциона.

Не совсем понятно, где находятся две копии Суок? Я так поняла, что изумительный оригинал стоит в витрине в московском музее, по выставкам ездит одна копия… А вот где вторая? Осталась у того, кто купил куклу на аукционе?

История приведенная ниже, не о кукле, не о произведении и, даже не о авторе "Трёх толстяков".

История о женщине, изменившей многое . в жизни одного человека

Юрий Олеша написал всего две книги, одну из которых с детства знает каждый, ну или так принято считать.

Героиня этой сказки носит очень необычное имя, но дело вовсе не в фантазии автора книги.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

У девочки-куклы был реальный прототип, с таким же именем, вернее – фамилией. Серафима, Симочка Суок – роковая женщина в жизни Юрия Олеши, возвращения которой он ждал, как наследник Тутти ждал свою отремонтированную куклу.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Эта история началась в Одессе, где в семье австрийского эмигранта Густава Суока росли три дочери – Лидия, Ольга и Серафима.

К девушкам ходили в гости три друга – писатели Юрий Олеша и Валентин Катаев и поэт Эдуард Багрицкий. Багрицкий женился на старшей, Лидочке, Ольга была влюблена в Олешу, а сам Юрий Олеша был без ума от младшей сестры, Симочки.

20-летний Олеша страстно влюбился в младшую и самую красивую — 16-летнюю Симу. Знакомство состоялось в 1918 году.

Он называл её «мой дружочек».

Катаев вспоминал об этой паре так: «Не связанные друг с другом никакими обязательствами, нищие, молодые, нередко голодные, веселые, нежные, они способны были вдруг поцеловаться среди бела дня прямо на улице, среди революционных плакатов и списков расстрелянных».

Практически сразу они стали жить вместе, переехали в Харьков. По другой информации - Юрий осаждал Серафиму не один год, просиживая с букетами под ее окном.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Сёстры Суок, слева направо: Лидия, Серафима, Ольга

Сима Суок была самой популярной девушкой в их компании, окруженная поклонниками, легкая, нежная, веселая, с пышными волосами и точеной фигурой.

Валентин Катаев описал романтическую историю своего лучшего друга в романе «Алмазный венец», где безжалостно вылепил Симу как расчетливую, циничную, но при этом волевую и очень дерзкую девчонку, которая, уже проживая вместе с Олешей, могла уйти из дома с новым поклонником и вернуться через несколько дней. Претензий она не терпела!

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Катаев, Олеша, Булгаков

Олеша в компании верного друга Катаева не раз разыскивал ее и возвращал домой, и Сима возвращалась, по дороге весело и нежно целуя Юрия и клянясь ему в любви.

Катаев ее ненавидел, называя про себя «Манон Леско», но покорно снова и снова приходил на помощь Олеше в его отношениях с подругой.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Интересную сцену возвращения Серафимы от очередного поклонника (бухгалтера по прозвищу "Мак", имевшего практически неограниченный доступ к продуктовым карточкам), за которого она вдруг, совершенно неожиданно от Олеши, вышла одним днем замуж, описал Катаев в своем романе.

Это был 1921 год, дюже голодный.

«— Я пришел за тобой. Нечего тебе здесь прохлаждаться. Ключик тебя ждет внизу. („Ключиком“ в компании звали Олешу, а Симочку – «Дружочком».)
— Подожди, я сейчас возьму вещи.
— Какие вещи? — удивился я. — Ты ушла от Ключика в одном платьице.
— А теперь у меня уже есть вещи. И продукты, — прибавила она, скрылась в плюшевых недрах квартиры и проворно вернулась с двумя свертками».

Однажды «Дружочек»-Сима снова ушла от Олеши замуж за революционного поэта Владимира Нарбута, мужчину демонической внешности, намного ее старше и уехала с ним в Москву.

Юрий Олеша, потосковав, поехал за ней, и снова - почти вернул.

Но Нарбут явился к ним домой с угрозой застрелиться тут же, если Серафима его бросит, и Сима ушла от Олеши уже навсегда.

Ее брак с Нарбутом продлился до 1936 года. А потом его арестовали. Сама Сима не пошла на Лубянку узнавать о его судьбе — вместо нее туда отправилась ее сестра Лидия, к тому времени уже вдова Багрицкого. Она же и попала за свое заступничество в лагеря на 17 лет.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Владимир Нарбут и Сима Суок

Следующим мужем Серафимы стал писатель Николай Харджиев. По воспоминаниям современников, Сима воспользовалась этим браком в 1941 году как возможностью уехать из Москвы в эвакуацию.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Николай Харджиев

Юрий Олеша не мог поверить в нелюбовь Серафимы и был убежден, что в его Симе живут две женщины, одна любящая и горячая, а вторая – просто какая-то циничная кукла. Такой он и описал «Дружочка» в своей знаменитой сказке.

После долгого брака Серафимы с Нарбутом, Юрий Олеша всё таки женился на ждавшей и любящей его Ольге Суок. Ольге было написано посвящение его главного труда, «Трех толстяков», но все знали, что главной музой была другая.

В 1956-м Сима Суок вышла замуж за другого классика — Виктора Шкловского, у которого она работала стенографисткой, причем тот ради Симы ушел из семьи.

Интересную причину случившегося он рассказал В. Катаняну, которая попала в его книгу "Прикосновение к идолам" :

«Виктор Борисович (Шкловский) был взволнован. У него навернулись слезы, но вдруг:
— Когда Эльза (Триоле) спросила меня, отчего я ушел от жены к Серафиме, я ей объяснил: «Та говорила мне, что я гениальный, а Сима — что я кудрявый».

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Виктор Шкловский и Серафима Суок

У Серафимы в жизни все сложилось хорошо (умерла в 1983 году в 81 год), каждый из ее мужей обожал ее, окружал любовью и заботой.

А вот Юрий Олеша, став за «Трех толстяков» заслуженным писателем, постепенно скатился в пьянство (умер в 1960 году на 61-ом году жизни) и ни разу не взялся больше за большое произведение, хотя и написал за свою последующую карьеру почти полтысячи фельетонов и статей.

Кукла наследника Тутти Три толстяка, Истории из жизни, Длиннопост

Источники - разные и много.

Да уж. Если бы такие истории жизни (убежала с одним, бегала к другим и возвращалась, вышла замуж ради выгоды два раза) советских писателей и их женщин были массово известны школьникам в СССР - то вся "высокая мораль" ещё со школы бы трещала по швам.

У вас на фото не Харджиев, а Андрей Платонов

"После долгого брака с Нарбутом, Юрий Олеша всё таки женился на ждавшей и любящей его Ольге Суок"

Таки в то время уже женили однополые пары?)))))

Месяц назад был точно такой же пост

Все мужчины в этом рассказе, люди талантливые и неординарные. И женщин выбирали себе подстать. Муза требует подпитки. Все эти любовные похождения, сопровождают душевные терзания, навевают новые образы.

Идея поста грамотно спизжена из ЖЖ =)

Пост можно записывать в золотые главы энциклопедии аленизма!

По поводу Суок из фильма :

Лина Бракните, год рождения 1952. Фильм снимался долго, вышел в 1966. Считайте сами.

Иллюстрация к комментарию

какая-то санта-барбара про куколдов и садистов с таки одэсского Привозу.
фтопку всех этих большевицких пидарасов.

Бывает и такое⁠ ⁠

Вчера СМС приходит: "Здравствуйте, простите, пожалуйста, мы случайно положили на ваш номер 2 тысячи рублей. "

. Ну тут понятно все как бы, да? Не дочитывая, полез проверять баланс - реально плюс два косаря. Ну-ну, думаю, детки, спасибо вам. Но. читаю дальше:

". Мы не будем просить у вас перевести их назад, потому что мы не мошенники, а долбоебы. Выпейте, пожалуйста, за наше здоровье. Светлана и Михаил."


Поддержать мужчину⁠ ⁠

Есть у меня история из детства, которая научила меня, как правильно вести себя в браке.

Есть у папы друг. Дядя Кузя. Вообще-то, дядя Вася, но за давностью лет этого уже никто не помнит. Папин сослуживец. 30 лет назад они вместе служили срочку сначала в Туркменистане, потом в Гатчине. А после дембеля очень дружили.

В какой-то момент жизни все обзавелись жёнами, семьями и дядя Кузя исчез. Ему звонили, звали на посиделки, приезжали поздравлять с днём Рождения, он благодарственно жал руки, отводил взгляд и уходил в дом, в дверях которого стояла жена в позе сахарницы. Дядя Кузя забросил охоту, забросил рыбалку. Жена сказала, что это ужасные дикарские хобби и лучше бы на огороде помогал. Друзья тащат его вниз и на выходные лучше к тёще съездить. И он помогал и ездил. Посерел и осунулся.

Я не знаю, что случилось между ними потом, но они развелись. Друзья помогли встать на ноги и очень неожиданно появилась тетя Кузя (вообще-то, тётя Ира, но кому это интересно). Я помню, как он привел её знакомиться, она ужасно смущалась и пыталась понравиться, ведь это ЕГО друзья.

Она никогда, до этих отношений, не ездила на рыбалку, но, видя, как он этим горит, решила попробовать. И понеслась. Зимняя рыбалка, летняя рыбалка, покупка лодок, удочек (изначально, была одна - его). Она рассказывала, как они почти дрались за эту удочку.

Дядя Кузя расцвёл. Он бросил нелюбимую работу, помогал ей в её хобби-работе - она делала фото в школах/садах, начал продавать то, что они вместе наловили, вспомнил про охоту, они стали ездить на двухнедельные сплавы.

Сейчас к ним, специально, приезжают со всей страны, у них 13, только грузовых, лодок (+надувные), он водит целые группы, знает все охотничьи угодья, всю рыбу. В морозилке всегда есть тетерев. У них горят глаза, они наперебой рассказывают о своих путешествиях (как их, дурных, ловили с льдины (не одобряем)), показывают видео, зовут с ними, предлагают тетерева, угощают рыбой.

Она не устает повторять, что это было лучшее, в жизни, решение - поддержать своего мужчину. А у нас, детей (некоторым уже под 30), они так и остались одним целым - дядя и тётя Кузя.

Читайте также: