Мальчики играют в игрушечные пистолеты

Обновлено: 02.05.2024

С давних времен повелось так, что женщина – это хранительница домашнего очага, а мужчина – охотник, разведчик, добытчик. И в руках у этого добытчика, разумеется, всегда было оружие, ведь голыми руками мамонта не поймать. Шли века, цивилизация развивалась, и теперь за мамонтами мы ходим в супермаркет, а вместо дубины и пращи держим при себе кошелек с карточками и наличными, лучшее средство для добычи всего необходимого. Но тем не менее любой мальчишка, словно чувствуя зов предков, рано или поздно начинает играть в войну. И вот тут перед родителями встает вопрос: поощрять такие игры или нет? Покупать мальчишкам игрушечное оружие или обходиться «мирными» игрушками?

Будущие солдаты

Как-то на детской площадке мой сын познакомился с мальчиком. Смышленый бойкий мальчик маршировал как заведенный, сжимая в руках огромный пластмассовый меч. Рядом стояла молодая модная бабушка этого юного солдата и поощрительно восклицала: «Давай, давай, левой, ать-два!». На мой вопрос бабушка поведала, что мальчик – будущий солдат и такие игрушки развивают в нем мужество и отвагу.

Я не стала спрашивать эту бабушку, на самом ли деле ей так хочется, чтобы внучок отправился на войну и стал там убивать людей и рисковать своей собственной жизнью. Конечно же, о таких вещах она не думала. Иначе вряд ли бы так охотно вручала малышу оружие и учила его ходить строем. Здесь мы видим очень распространенный стереотип: девочкам – куклы, мальчикам – солдатики. Только на месте солдатиков – аксессуара для тихих комнатных игр – у современных детей в арсенале имеются очень реалистично исполненные пистолеты, автоматы, базуки и прочие шедевры китайской промышленности. Родители охотно дарят своим сыновьям оружие: а с чем же еще мальчикам играть!

Один из самых частых аргументов в пользу «военных» игрушек – то, что мальчик должен расти сильным, смелым, уметь постоять за себя. И военные игры как раз этому учат.

Так это или нет, сказать сложно. Я пацифист, мне кажется, что человек должен уметь постоять за себя, не используя кулаки. Уметь оценивать ситуацию, избегать конфликтов и не провоцировать их, находить компромиссы, одним словом, общаться так, чтобы до «военных действий» руки не доходили. А еще уметь вовремя отойти, если собеседник становится излишне агрессивным и неадекватным. Но многие родители, особенно отцы, считают иначе. И радостно вручают сыну очередной пистолет. Иди, сынок, убей кого-нибудь понарошку.

Способ выплеснуть агрессию

Еще один аргумент в пользу «военных» игр, который часто приводят сторонники пистолетов-пулеметов: ребенку нужно выплескивать агрессию. Бегая с автоматом и стреляя по врагам, мальчик избавляется от кипящей в нем излишней энергии, кричит, радуется победе над поверженным противником, ощущает себя сильным и взрослым, поднимает самооценку. Так ли это? И почему нельзя выплескивать излишки энергии и агрессии, молотя по мячу, играя в футбол, бегая наперегонки? Зачем обязательно нужна сюжетная игра, в которой одни убивают других?

Как известно, дети – это зеркало, в котором отражаются родители. Все, что ребенок видит и слышит дома, он транслирует в окружающий мир. Если мама и папа каждый вечер смотрят по телевизору «экшн», боевики или триллеры, сериалы про ментов или ужастики про вампиров, где кровь льется ручьем и головы летят в разные стороны, нет ничего удивительного, что мальчик захочет в увиденное поиграть.

Что самое интересное, для подобных игр даже не нужно игрушечное оружие. Достаточно любого предмета подходящей формы, остальное можно вообразить. Как-то на детской площадке мой четырехлетний сын тихо-мирно конструировал «летучий корабль» (по мотивам своего любимого советского мультфильма).

Вечерело, и во дворе стали появляться дети, которых забрали из детского сада и выгуливали перед ужином. Два мальчика стали бегать и громко кричать, у них явно шла какая-то интересная игра. Мой сын захотел присоединиться. В итоге все кончилось его слезами и торжествующим смехом чужих мальчиков. Почему? Потому что у них была такая игра. «Ты зомби, я тебя убил!» – кричал пятилетний мальчик, и в его голосе было столько неприкрытой агрессии, что Станиславский бы зааплодировал и поверил. А «орудием убийства» в руке мальчика была обычная двухлитровая бутылка от колы. То есть, разумеется, супернавороченная лазерная пушка для уничтожения зомби, да.

«Откуда ты узнал про зомби?» – полюбопытствовала я. «А я кино такое смотрел», – поделился пятилетний охотник за нежитью, поднял свою бутылку и побежал искать новые жертвы. Его папа, кстати, сидел на лавочке неподалеку, уткнувшись в телефон. Наверное, очередной фильм про зомби выбирал для семейного вечернего просмотра.

А что говорят психологи?

Когда речь заходит об игрушечном оружии и играх в войну, мнения психологов порой диаметрально противоположны. «За» выступают те, кто считает игрушечный пистолет отличным способом для ребенка сбросить напряжение, выплеснуть гнев, обиды, страхи, расстреляв их пластмассовыми пульками. Не случайно ведь и многие взрослые так любят пейнтбол, страйкбол и прочие военные игры, где присутствуют и военная форма, и оружие, совсем как настоящее. Побегал по лесу, пострелял во «врагов» пластиковыми шариками или шариками с краской, почувствовал выброс адреналина – и ушло напряжение после рабочей недели, и отодвинулись на второй план ссоры с близкими, и уже не хочется ни с кем ругаться и выяснять отношения, весь негатив остался там, в игре.

vojna-8


cs424927.vk.me

Считается, кстати, что такие агрессивные игры любят дети, которые ощущают себя ненужными, незащищенными, одинокими. Возможно, корень проблемы стоит поискать в семье.

«Против» игрушечного оружия выступают психологи, которые считают, что подобные игрушки не помогают выплескивать накопившуюся агрессию, а наоборот, провоцируют и вызывают ее. Ведь, по сути, игрушка командует ребенком и указывает ему, во что играть. Подарите игрушечный чайный сервиз – ребенок устроит званый ужин у плюшевого мишки. Подарите конструктор – малыш начнет возводить заоблачные башни и хитроумные дворцы. Подарите пистолет – мальчик станет целиться в людей и кричать торжествующе: «Я тебя убил!». Ну а что еще ему делать с этой игрушкой? Она не предполагает мирных игр.

Ищем компромисс

  • Объясните, что нельзя направлять игрушечное оружие на людей и домашних животных, тем более нельзя ни в кого стрелять пульками или стрелами, замахиваться и бросаться разными предметами, даже если это просто игра.
  • Если ребенок интересуется разными видами оружия, купите ему энциклопедии – оружия, техники, автомобилей, военных кораблей, направьте его интерес в мирное русло. Возможно, из «вояки» он с удовольствием переквалифицируется в юного историка, инженера, изобретателя.
  • Разыграйте с ребенком несколько сюжетов, в которых оружию отведено мирное и второстепенное значение, к примеру, поиграйте в сыщиков, в исследователей заброшенного замка, в покорителей Северного полюса, которые занимаются раскрытием тайн, преодолением препятствий и поиском различных кладов и секретов.

Как вы могли заметить, почти во всех этих советах одинаковый ключевой момент – это множественное число. Поиграйте, почитайте, посмотрите вместе с ребенком. Чем больше вы будете общаться, рассказывать, открывать своему сыну этот прекрасный и такой разный мир, тем больше сюжетов для игр появится у ребенка, тем меньше ему будет интересно носиться по двору с бессмысленным «тра-та-та, падай, ты убит!».

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Если мальчику 4 года, а ему покупают огромный игрушечный автомат, такой, что эту игрушку в одной руке удержать ему сложно, то не слишком ли это рано. Отчего некоторые родители не учитывают, что огоромная игрушка похожая по форме на настоящее оружие может напугать самого ребёнка или вызывать в нём агрессиию. Или всё-таки ничего страшного, даже если ребёнок этой игрушкой в саму маму прицеливается, не говоря уж о других окружающих детях или взрослых в садике или во дворе.

Вы не беспокойтесь. Если ребенок захочет поиграть в "пистолетики", то оружием может стать и палочка, и ложка и мамин тапок из которого ребетенок будет "стрелять". В отсутствии конкретной ирушки дети переносят ее роль на другой максимально похожий по их меркам предмет.
Отсюда игрушечный автомат никак не стимулирует агрессию (в детстве у нас мечи были, фехтовали мы ими, и пистолеты деревянные - выросли нормальными людьми) .
А вот действительно опасны в этом возрасте телевизионные передачи и фильмы с культом жестокости.

Не нужно из игры ребенка делать катастрофу. Мальчик - это будующий мужчина - для него оружие и машины нормальные игрушки до самой старости.
Я в детстве в казаков-разбойников играла, с ловлей друг друга, поролями, допросами и даже пытками (в крапиву кидали) и нравилось.

В Казаков-Разбойников многие играли, но в них играют в 10-12 лет. Пистолеты и машинки были всегда, но раньше (если речь о совестком периоде) игрушки были похожи на игрушки, а сейчас они похожи на реальное оружие. Такие игрушки у нас в садик пирносить запрещено, но всё равно приносят, мы это отбираем временно, но ребёнок может рассуждать так, что когда он пойдёт домой, то возьмёт свой пистолет и всех убьёт, расстрелит, чтобы кровь текла, приходит мама, отдаём игрушку, он стреляет в маму, говорит ей, типа, я тебя убил, осталась одна голова, катится в крови. Ребёнку 4 года. Это нормально.

^My name on Your lips^ Искусственный Интеллект (161298) Если говорить о данном ребенке, то это проблемы отсутствия воспитания в семье, когда у ребенка вместо общения в семье телевизор. Сейчас дети взрослеют раньше, это просто факт, и меня у сына в 11 лет начался уже физиологически подрастковый период, так что скоро не в казаки-разбойники он играть будет, а вот это проблема.

я удивляюсь на людей - зачем вообще такие "игрушки" продавать и покупать? Мы сами приучаем детей с пелёнок к насилию, к тому, что это нормально.. .
Недавно видела маму с сыном, он играл пистолетом - гонял и "стрелял" в голубей, потом начал швырять в них песком и камнями.. . мам при этом смотрела и улыбалась - но разве это то, чему должны учиться наши дети? Много и других добрых и развивающих игрушек можно купить - от машин до конструкторов, пазлов и головоломок, от роботов до моделей самолётов, кораблей, от наборов с мыльными пузырями до брызгалок.. .
Игрушки должны учить добру и развивать воображение и фантазию детей, а что может развить пистолет?

Не люблю покупать сыну оружие.. . а водные пистолеты у нас есть и их много! Это-брызгалки. Хотя. в прошлом году купила пистолет, сын сам попросил. Ему 3 года. Пистолета хватило на 2 дня . Выкинули.. . А теперь сын сам говорит. я сломал. боьше не надо пистолет..

Мой сын играет только с оружием, то он милиционер, то спецназ, то солдат и только военные действия его интересуют, никакие машины и куклы, ни пазлы и конструкторы .

Вы направляете установку вашего ребенка к деятельности своим отношением к нему, вещами, которые его окружают, словами, которыми Вы с ним общаетесь. Дело не в автомате.

Я как говорить начала попросила пистолет )))купили два. больше меня ничего не занимало. Из всего делала пистолеты. Вроде ничего страшного :)

Игрушки должны быть игрушками, а не напоминать настоящее оружие. Мальчик - это будущий мужчина, но до настоящего оружия ему ещё надо дорости, а стрелять в маму - это совсем не по-мужски. Дело не столько в игрушках, сколько в общем семейном воспитание, в том как в семье общаются с ребёнком.
Лет в 6 мальчику уже можно пистолет покупать, тогда когда он будет осознавать лучше происходящее.
Мальчика надо воспитывать в таком духе, что он защитник, а не агрессор. Его родителям следует больше уделять ему внимания и в выборе игрушек быть более внимательными.

В пистолеты мальчишки во все времена играли. И ничего. Далеко не все маньяками выросли. Дело то не в игрушке, а в атмосфере в семье, в том в какой психологической среде ребенок растет, как его воспитывают.

Я придерживалась такого же мнения до тех пор, пока мой ребенок не стал выпрашивать у приятелей по двору их игрушечное оружие. Появилось свое оружие (пистолеты, автоматы, мечи) , - интерес пропал. Вовремя сбили оскомину.

Может ли увлеченность военными играми зайти слишком далеко – вот что волнует взрослых. Если ребенок просит у Деда Мороза в подарок пистолет – это признак того, что в нем накопилось много внутренней агрессии или просто один из этапов познания мира? Могут ли игрушечные танки и автоматы воспитать жестокость в детях? Попробуем разобраться.

Появившись первого сентября в группе детского сада, новенький мальчик Слава сразу завоевал популярность. Все стремятся с ним подружиться, ведь у Славы всегда наготове идеи для интересных игр. То он зовет ребят бороться с космическими пиратами, и шестилетние космонавты с готовностью взлетают на лесенку-ракету. То делит друзей на команды, и земные жители сражаются против пришельцев. То превращает привычные догонялки в игру, где каждый герой обладает суперспособностями.

Дети в восторге. Они сплотились, без устали играют в ролевые игры и бурно обсуждают, кто сегодня атакует, а кто спасается. Обеспокоены только воспитатели, чем и делятся на собрании с родителями: какую игру ни возьми – везде у мальчиков сражения, стрельба, воинственные выкрики и выяснение, кто ранен, а кто уничтожен. Приносить оружие в детский сад запрещено. Но дети находчивы: строят пистолеты из конструктора, вооружаются карандашами, находят в траве палки, да и просто целятся друг в друга пальцами: пиу-пиу.

Может ли увлеченность военными играми зайти слишком далеко – вот что волнует взрослых. Если ребенок просит у Деда Мороза в подарок пистолет – это признак того, что в нем накопилось много внутренней агрессии или просто один из этапов познания мира? Могут ли игрушечные танки и автоматы воспитать жестокость в детях? Попробуем разобраться.

Почему детям интересно оружие?

Военные игры занимают детей на протяжении многих веков. Однако предрасположенность мальчиков к игре с оружием научно не обоснована: если и существует ген, который отвечает за милитари-увлеченность, то он не доказан. Дело скорее в том, что ребенок не может игнорировать сигналы, которые дает ему среда: новостные сюжеты по телевизору, драки в фильмах, компьютерные стрелялки, игры в «войнушку» старших братьев и друзей.

Заинтересоваться оружием ребенок может и без подачи родителей. В вашем мирном доме может не быть телевизора и компьютера, но однажды сын вернется с прогулки, наведет палец на плюшевого дракона и скажет: тра-та-та. Ровно как соседский мальчик, с которым он только что познакомился во дворе. Можно не покупать любителю «Звездных войн» световой меч – ребенок сам вставит фонарик в рулон от фольги и будет изображать джедая. Можно не затрагивать тему войны в разговорах, а мальчик увидит набор искусно выполненных солдатиков в магазине и застынет в восхищении.

Для мальчиков «войнушка» – важный элемент дружбы: дети объединяются в команду, учатся кооперироваться и играть по правилам, ищут правых и неправых, стремятся добром победить зло. Они существуют внутри фантазии, но потом легко переключаются: одна секунда и «стоп, я больше не солдат, а снова Миша».

Но бывает, что дети заигрываются, и игра уже напоминает настоящую войну, а воображаемые сражения выливаются в слезы, ссадины, обиды и потасовки. И там, где стирается граница между выдумкой и реальностью, необходимо вмешательство взрослых.

Прежде всего, за детскими играми нужно наблюдать. Прислушавшись к разговорам и выкрикам, вы поймете, как играют дети: имитируют сюжеты из увиденных фильмов или придумывают свои сценарии, видят целью игры – уничтожать врагов или изображают маневры, кувырки и перебежки, играют честно или используют запрещенные, болезненные приемы.

Если что-то в этих действиях вас беспокоит, попробуйте стать одним из участников игры, внесите в нее добрые моменты и уведите сюжет в более мирное и справедливое русло:

назначьте себя Магистром Йодой, учителем, наставником, который мудрым голосом напомнит, что в вашей галактике настоящие ранения недопустимы;

введите в игру военного врача или медицинский патруль, который помогает «раненым»;

составьте вместе с детьми список правил и предложите систему штрафов за их несоблюдение;

воплощайте не операцию по уничтожению противников, а игру в героев, которые защищают слабых или спасают планету, а врагов и хулиганов не убивают, а берут в плен и перевоспитывают;

подскажите, что если кому-то перестает нравиться ход игры – ребенок чувствует несправедливость, испытывает боль или не хочет играть злодея, он может крикнуть «стоп-игра», и тогда все должны остановиться и решить проблему;

если никто из детей не хочет играть отрицательного героя, предложите ввести воображаемого персонажа: детям на самом деле легко представлять, что противник – это шкаф, стул или даже кто-то совершенно невидимый.

Не спешите покупать игрушечное оружие, особенно если оно выглядит как копия настоящего. Лучше, если дети сами смастерят мечи из лего, картона, пенопласта. Если же вы покупаете игрушку в магазине, старайтесь, чтобы пистолеты и бластеры выглядели как игрушки – разноцветные и не способные причинить вред людям и животным. Попробуйте заинтересовать детей безопасными военными игрушками: наборами картонных или пластиковых солдатиков, фигурками рыцарей. С помощью фигурок можно устраивать реконструкции исторических сражений на игровых полях и сместить воинственный акцент: в такой игре оружие находится в руках игрушечного солдатика, а не ребенка.

Обсуждайте рисунки и игры на военную тематику. Слушая восторженные рассказы о мальчишеских сражениях, подчеркивайте разницу между реальными военными действиями и выдумкой: «Правда, интересно иногда притворяться?» или «Хорошо, что это не по-настоящему». Маленькие дети не понимают опасность оружия. Поэтому стоит лишний раз напомнить им о том, что даже игрушечные пистолеты нельзя направлять на тех, кто не в игре. Объясните, почему другим людям это может быть неприятно. Хорошей иллюстрацией к такому разговору может стать рассказ Николая Носова «Саша», где мальчик накрепко усваивает урок, почему нельзя пугать своим оружием прохожих.

Не разбираясь в предмете, дети могут романтизировать военные действия: высокие лозунги, красивую форму, изящное оружие. Говоря о войне, читая книги, важно рассказывать не только о подвигах и победах, но и об обратной ее стороне: о блокаде и недостатке продуктов и лекарств, о том, как дети оставались без родителей, о трудностях солдатского быта. Воспитывайте серьезное отношение к оружию, когда даже не заряженное ружье воспринимается как заряженное. Сходите на выставку, посвященную военному делу, подарите увлеченному ребенку энциклопедию на эту тему. Высказывайте свою позицию по поводу боевых действий в мире. Ребенок перенимает взгляды родителей и вряд ли вырастет агрессивным в семье, где жестокость не поощряется, на детей не поднимают руку, никто друг на друга не кричит и не решает проблемы с помощью кулаков.

Строго ограничивайте присутствие детей у экранов во время просмотра новостей, учитывайте возрастные категории при выборе фильмов дома и в кинотеатре, дозируйте время у компьютера – это гораздо эффективнее, чем запрещать играть с танком и саблей, ведь большинство военных сценариев дети не выдумывают, а копируют с экранов.

Если вас беспокоит, что игры в войну занимают большую часть детского времени, ограничьте их точно так же, как ограничиваете время просмотра мультфильмов или компьютерных игр. Переключайте детей на другие виды деятельности. Покажите, что чувствовать свою силу они могут и иными способами: колотить боксерскую грушу, осваивать боевые искусства, играть в дартс и кегли – здесь тоже поражается цель, но нет жестокости по отношению к ближнему.

Решение – запрещать или разрешать игры с оружием – ложится на плечи родителей. С одной стороны, такая мера может устранить грубые сценарии в играх, если увлеченность ими превысила норму. С другой стороны, ребенок, которому запретили играть с мечом и щитом, может решить, что у него плохая фантазия и мысли. В идеале даже во время военной игры ребенок отделяет выдумку от реальности и устанавливает для себя четкие понятия о плохом и хорошем, а родители наблюдают за течением игр и смотрят, не выходят ли они за рамки разумного. Порой мальчишеские увлечения могут даже помочь в воспитании: ребенок, который воображает себя супергероем, может собраться, если ему напомнить о том, что настоящий герой всегда делает зарядку, не ленится рано вставать и без капризов ест кашу. А коллективные стрелялки и имитация боевых действий, скорее всего, будут просто периодом, который мальчишки должны отыграть и перерасти. Как и любой этап в своем развитии.

Игры с пистолетом: за и против

«Мама, купи пистолет!» – часто слышим мы в магазинах игрушек. Детский интерес к оружию пугает многих молодых родителей. Покупать или не покупать? Как реагировать, когда ребенок отчаянно просит приобрести пистолет? Эксперты Я – Родитель объясняют, чем вызван этот интерес, а также – чем он может быть опасен.

Почему мальчики любят оружие?

Большинство мальчиков неравнодушны к играм с пистолетами, мечами и шлемами. В три или четыре года они уже активно используют оружие в играх. Психологи объясняют такое поведение разницей в ролевом воспитании.

Страсть к военным баталиям у мальчиков проявляется инстинктивно. Её можно сравнить с безобидным желанием девочек играть в дочки-матери с куклами. Сыновья, как известно, мечтают быть похожими на своих отцов. Определенная доля агрессии нужна мужчине для защиты его семьи.

Родителям важно правильно реагировать на детские инстинкты.

Как может пригодиться игра в «войнушку»?

Война «понарошку» избавляет мальчиков от агрессивной энергии, которая в них накапливается. Ребенок «выбрасывает» порцию этой энергии в игре, при этом освобождая место для других, более позитивных эмоций.

Что делать, когда ребенок просит пистолет?

Не так давно кем-то была взброшена идея о том, что военные игрушки и популярная «войнушка» портят мальчиков, закладывая в них потенциал для совершения криминальных действий в будущем.

Однако мамам и папам следует знать: накладывая вето на увлечение сына игрушечным оружием и выяснением отношений с помощью силы, они – сами того не желая – подогревают этот интерес ребёнка.

Вместо запретов попробуйте научить мальчика правильному и безопасному обращению с игрушечным оружием. Пусть ребенок использует его для защиты, а не для нападения. Подобный принцип заложен во многих восточных единоборствах.

В чем секрет правильной игры?

Как известно, мамы больше пап боятся детского интереса к оружию, и в этом страхе есть смысл: мужская агрессия, пусть и детская, не должна быть направлена на женщин. Мама всегда инстинктивно хочет оградить себя от этой угрозы, запретив ребенку играть с оружием.

Это именно тот секрет, который объясняет споры и страхи вокруг детских пистолетов. Если ваш ребенок начинает «заигрывать» в пистолет с мамой, сестрой или девочками в саду, ему стоит объяснить, что «войнушка» – игра для мальчиков.

Как снизить градус агрессии в игре?

Как снизить градус агрессии в игре?

Если вас все же сильно беспокоит агрессивность ребенка, вы можете следовать 6 простым правилам:

На сегодняшний день научно не доказано, что игры в войну способы каким-либо образом нанести вред дальнейшему развитию ребёнка. Это может служить успокаивающим аргументом для тех родителей, которые опасаются того, что военные игрушки сделают их из ребёнка революционера.

Ирена Хубецова


Дети не могут управлять своим гневом и идти на уступки. «Я-родитель» предлагает вам пройти тест на определение уровня конфликтности своего чада и узнать, какая помощь нужна ему со стороны взрослых.

Тема детей и их взаимодействия с игрушечным оружия настолько остра и важна, что еще в 2018 году ее поднимали даже в журнале Vogue. Время идет, а вопрос: «Можно ли детям играть с оружием?» до сих пор остается в тренде. Решили разобраться, чего боятся противники игрушечных пистолетов, и когда любовь к военным играм должна насторожить родителей.


Чем вам не угодило игрушечное оружие? Нормальные мальчишеские игрушки!

Противники игрушечных пистолетов в доме обосновывают это тем, что игры с оружием провоцируют агрессивное поведение и могут стать причиной проявлений агрессии к другим людям (или даже использования реального оружия против них в будущем).

С одной стороны, не существует масштабных научных исследований, которые доказывали бы существование прямой связи между пластмассовыми пистолетами и агрессивным поведением. С другой стороны, с оружием чаще играют мальчики, чем девочки, и мальчики же чаще склонны к агрессивным играм. Правда, игрушечные пистолеты тут являются скорее не первопричиной, а средством проявления агрессии.

Зачем вообще покупать игрушечное оружие?

Если прямого запроса на игрушечное оружие у ребенка нет, то, вероятно, и покупать специально его не стоит. Впрочем, даже если ребенок попросил у вас купить ему пластмассовый меч или новый Nerf, не спешите паниковать.

По словам семейного психолога, психотерапевта и кандидата психологических наук Румии Калининой, игра помогает ребенку осваивать социальные отношения. Как игра в «дочки-матери» помогает смоделировать отношения внутри семьи, а игра «в магазин» — отработать правила социального взаимодействия, так и игры с оружием могут использоваться для познания мира через подражание — например, героям фильмов, книг или мультиков.

«Игрушечное оружие — это один из атрибутов, который отражает определенную часть действительности, ведь ребенок так или иначе видит оружие: у солдат, полицейских, трансформеров, героев сказок и фильмов», — говорит Румия.

При правильном использовании игрушечное оружие вполне может стать развивающей игрушкой. Его можно использовать в различных ролевых играх, где «хорошие парни» борются с «плохими парнями». Его можно применять для борьбы со страхами и переживаниями ребенка, которые он не способен до конца осмыслить и вербализовать, например, палить по воображаемым монстрам или чудовищам из ночных кошмаров.

Игрушечное оружие (как и любая другая игрушка) не входит в обязательный набор «игрушек для мальчиков», без него прекрасно можно обойтись. Однако если оно у вас все-таки появилось, самое главное здесь то, как ребенок с ним играет.

На что следует обратить внимание?

Следите за тем, как ваш ребенок играет с оружием, каков сюжет его игр, и как много времени он на это тратит. Если вы заметили, что стрельба по врагам внезапно стала ведущей активностью ребенка, возможно, стоит помочь ему переключить внимание на что-то другое.

Научитесь отличать агрессивные игры от агрессивного поведения. Если ваш ребенок «воюет» с кем-то или чем-то исключительно в рамках игрового взаимодействия и может контролировать себя в других ситуациях, то не стоит переживать. Если в процессе игры он целенаправленно стремится обидеть или сделать больно своему «противнику», а любые конфликты предпочитает решать силой, то это уже можно считать проявлениями агрессивного поведения.

Также стоит обратить внимание на ситуации, когда военные игры превращаются в драки, настоящие конфликты и травлю. Одержимость поиском и уничтожением «врагов» — это тоже «красный флаг».

«Если ребенок, по мнению родителей, „слишком“ любит агрессивные игры, то запретом проблему не решить, ведь, скорее всего, ребенок испытывает потребность отреагировать какие-то свои переживания», — комментирует Румия. — «Например, если от ребенка дошкольного возраста постоянно требуется беспрекословное послушание, у него накапливается напряжение, которые выплескивается в подобных играх. Гораздо эффективнее будет помочь ребенку снять это напряжение в игре с правилами безопасного использования оружия, а родителям задуматься о количестве запретов и ограничений в жизни ребенка».

Как научить ребенка правильно играть с оружием?

Для того, чтобы игры с оружием не перерастали во что-то более опасное, следует установить набор правил и следить за их соблюдением. Вот, что вы можете сделать.

Поговорите прямо и честно

Расскажите ребенку о том, для чего нужно настоящее оружие, кто может его использовать, и какие могут быть у этого последствия. Убедитесь, что ребенок осознает разницу между игрушечным и настоящим оружием и никогда не станет использовать свое оружие для того, чтобы навредить другим. Если в вашем доме есть настоящее оружие, перепроверьте, что оно недоступно ребенку.

Избегайте реалистичных копий

Психологи рекомендуют выбирать оружие, которое максимально непохоже на свои реальные прототипы. Пусть это будет что-то разноцветное, футуристичное или даже самостоятельно сделанное из подручных материалов. Игрушечное оружие должно выглядеть как игрушка — пусть дети используют собственное воображение в процессе игры.

Установите правила

Основное правило агрессивных игр заключается в том, что они не должны переходить в настоящую агрессию и не должны распространяться на тех, кто в них не участвует. Если игра с оружием начинает становиться опасной для ребенка, его друзей, членов семьи или домашних животных, ее следует немедленно прекратить и заново повторить все правила обращения с игрушечным оружием.

Правила должны быть простыми и понятными. Психолог Румия Калинина рекомендует ввести следующие ограничения:

  • если пистолет с пулями, то стрелять можно только в специальные мишени (или по предварительно оговоренным местам), но не в людей;
  • если это «холодное» оружие (меч, сабля, и т.д.), то можно бить только по щиту или оружию противника (или, опять-таки, по неодушевленным предметам);
  • если предполагается непосредственный контакт «противников», то оружие должно быть легким и мягким (подушки, надувное оружие, мягкие игрушки и т.д.).

Научите решать конфликты

Убедитесь, что вашему ребенку разрешено проявлять агрессию и злость, что он знает доступные способы проявления агрессии, избавления от стресса и решения конфликтов. Донесите до него, что агрессия и «убийства» уместны только в игровом мире, тогда как в реальности необходимо использовать совершенно другие методы (например, бить подушку вместо обидчика и использовать слова вместо физической силы).

Не забывайте, что это обязательно закончится

Мы можем понять, если от вида четырехлетки с автоматом в руках у вас по спине бегут мурашки — это нормально. Мы взрослые люди, и мы знаем, что этот кусок китайской пластмассы сделан в виде чего-то смертельно опасного. Однако если ваш ребенок проникся внезапной любовью к игрушечному оружию (и все перечисленные выше условия вы соблюли), то, пожалуй, вам ничего не остается, кроме как смириться и ждать, пока эта фаза закончится и превратится в другую.

Читайте также: