Маша выберите как будущая мать выберите не могла спокойно проходить мимо отделов игрушек

Обновлено: 15.05.2024

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Орфография

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

Грамматическая ошибка: Идя по улице , у меня.

Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял ,

«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

1. Ей это так же необходимо как и нам. 2. Он мне как брат как отец как друг жизни моей. 3. Стоит буржуй как пес голодный. 4. Как отличная хозяйка Верочка быстро привела его дом в порядок. 5. И как штыки вверху горят изломы синих звезд. 6. Ты такая ж простая как все как сто тысяч других в России. 7. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. 8. Как и все старые люди вообще графиня страдала бессонницею. 9. Два таких великих немца как Шиллер и Гете не могли не встретиться. 10. Творчество не может обойтись без радости как и сама жизнь. 11. Я отвечал ему как попало, молчал целыми месяцами. 12. Грин работал в Свердловске, где прославился среди матросов как горячий оратор. 13. Маша как будущая мать не могла спокойно проходить мимо отделов игрушек. 14. Гаврик как и все другие дети почему-то очень любил этого человека с кривыми как у таксы ногами. 15. Хлынул дождь как из ведра и все скрылось. 16. Как нигилист Базаров признает только то, что можно «пощупать руками». 17. Дубровский смело явился как мы уже видели к Троекурову и поселился в его доме.

Проверьте расставленные в упражнении знаки препинания, исправьте возможные ошибки. В каждом предложении объясните необходимость знака или его отсутствие перед союзом КАК.

1. Эти его слова были, как откровение.

2. Потом, как громкоговоритель, залаяла комнатная собачка.

4. Музыка – это действительно язык душ, как по-старомодному называли ее раньше.

5. Бывший министр сельского хозяйства Виктор Хлыстун известен, как один из авторов российской земельной реформы.

6. Они разговаривали почти шепотом, как воры, стараясь не встревожить невидимого пса.

7. Получить диплом с отличием в таком труднодоступном заведении как Королевский колледж – большая редкость.

8. Она ведь тоже с окраины, как и я.

9. В истории вашей свадьбы вроде бы все, как на ладони, а никто ничего не понимает.

10. Ее жизнь, как легенда.

11. Пораженный догадкой, я остановился как вкопанный.

12. Как прекрасный специалист он может не волноваться по поводу работы.

13. Я как нарушитель военного устава, был отправлен в отставку.

14. Дни его как губернатора были сочтены.

15. Ее, как единственного ребенка в семье, все баловали.

Объясните постановку знаков при союзе КАК, указав для каждого предложения соответствующее обоснование.

1) Конечно, может быть, и еще какая-нибудь романтическая девица вспоминала о нем как о романтическом герое. 2) И все-таки тщеславие в такой же степени добродетель как и порок. 3) Дети, эти цветы улицы как выражаются пролетарии умственного труда заслуживают лучшей участи. А. Обособляется сравнительный оборот. Б. Не обособляется оборот со значением тождества. В. Обособляется вводная конструкция. Г. Нет конструкции, требующей обособления.

Объясните постановку знаков при союзе КАК, указав для каждого предложения соответствующее обоснование.

1) Тут как вполне понятно под липами наступило молчание. 2) Наш приезд в Америку рассматривался как ответный визит. 3) Карты из рук Мышлаевского летели беззвучно как кленовые листья. А. Обособляется сравнительный оборот. Б. Не обособляется оборот со значением тождества. В. Обособляется вводная конструкция. Г. Нет конструкции, требующей обособления.

Объясните постановку знаков при союзе КАК, указав для каждого предложения соответствующее обоснование.

1) Вы как представитель частного капитала не можете остаться глухим к стонам родины. 2) В полночь как известно приехала в дом комиссия. 3) Он-то как раз и был тот самый гипнотизер, который свел с ума всю Москву. А. Обособляется сравнительный оборот. Б. Обособляется оборот со значением тождества, имеющий дополнительное значение причины. В. Обособляется вводная конструкция. Г. Нет конструкции, требующей обособления.

Объясните постановку знаков при союзе КАК, указав для каждого предложения соответствующее обоснование.


1) Ждать пришлось недолго, и как Борис Годунов в последнем акте оперы Мусоргского на крыльцо вывалился старик. 2) Теперь Мачадо признан всеми как самый большой поэт Испании. 3) Покрытые испариной лица как будто засветились, а в лампах как будто прибавили свету. А. Обособляется сравнительный оборот. Б. Не обособляется оборот со значением тождества. В. Обособляется вводная конструкция. Г. Нет конструкции, требующей обособления.

Объясните постановку знаков при союзе КАК, указав для каждого предложения соответствующее обоснование.

1) До самого конца своей службы он не знал как расшифровать слово «Пролеткульт» и от этого презирал его еще больше. 2) Но мадам Козлевич давно уже скончалась от горя, когда узнала, что сын ее Адам начинает приобретать известность как вор-рецидивист. 3) Волосы у нее были прямые и белые как строганая сосновая доска, и две ее толстые короткие косы по-прежнему пружинисто торчали врозь как две плетеных булки. А. Обособляется сравнительный оборот. Б. Не обособляется оборот со значением тождества. В. Обособляется придаточное предложение. Г. Нет конструкции, требующей обособления.

Объясните постановку знаков при союзе КАК, указав для каждого предложения соответствующее обоснование.

1) Иисус в его изображении получился совершенно как живой. 2) Не успел Бендер закончить своей тирады как прямо на него выскочили два человека с мольбертами и полированными этюдниками. 3) Другой был просто лыс, и голова у него была скользкая и гладкая как стеклянный абажур. А. Обособляется сравнительный оборот. Б. Не обособляется оборот, входящий в состав сказуемого. В. Обособляется придаточное предложение. Г. Нет конструкции, требующей обособления.

Распределите предложения в 2 столбика. Расставьте знаки препинания.

Приложения со значением "в качестве"

Приложения со значением "причины"

6. Запоминание - это:
1. процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленной информации
2. процесс, направленный на закрепление новой информации путем связывания с приобретен ной ранее
3. процесс, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация
4. процесс заключается в невозможности извлечения ранее закрепленного

7. Переключение внимания проявляется:
1. в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой
2. в непроизвольном переносе внимания на объект, обладающий большей раздражающей силой
3. в переносе внимания на каждый новый объект, попадающий в поле восприятия
4. все ответы верны

8. К основным видам внимания относят:
1. произвольное
2. непроизвольное
3. послепроизвольное
4. все ответы верны

9. Не является формой мышления:
1. суждение
2. умозаключение
3. абстрагирование
4. понятие

10. К формам воображения относят:
1. мечты
2. грезы
3. галлюцинации
4. все ответы верны

Решение ситуационной задачи:

Задача № 1

Какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

Ответ:

А) произвольное

Б) произвольное

В) непроизвольное

Г) произвольное

Д) непроизвольное

Е) непроизвольное

Ж) произвольное

З) произвольное

И) произвольное

К) произвольное

Л) произвольное

М) произвольное

Н) непроизвольное внимание.

Задача № 2

Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

Ответ: контрастные цвета.

б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

Ответ: изменение интенсивности

в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

Ответ: формы или размеры

г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Ответ: повторение

д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

Ответ: искусственное подогревание общественного интереса

е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

Ответ: новизна

Задача № 3

Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.

Ответ: аналитическое

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

Ответ: наглядно-действенное

в) Составление свидетелем словесного описания преступника.

Ответ: абстрактно-логическое

г) Собирание ребенком конструктора.

Ответ: наглядно-образное

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

Ответ: наглядно-образное

е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.

Ответ: абстрактно-логическое

ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.

Ответ: абстрактно-логическое

з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.

Ответ: клиническое

и) Составление архитектором будущего плана постройки.

Ответ: наглядно-образное

к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

Ответ: абстрактно-логическое

л) Решение учебной задачи новым способом.

Ответ: словесно-логическое.

Задача № 4

Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их. з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

Задача № 5

Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

Ответ: слуховая

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

Ответ: зрительная

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

Ответ: слуховая и зрительная

г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

Ответ: вкусовая

д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов, и просит повторить то, что он услышал.

Ответ: слуховая

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

Ответ: зрительная

ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

Ответ: слуховая

з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

Ответ: мышечная

и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.

Ответ: слуховая

к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.

Ответ: слуховая

л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.

Ответ: зрительная

м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

3. Вводное слово может образовывать с союзом а (реже но) единое целое.

Ср. Он вернется сегодня, а может быть, завтра. Он вернется сегодня или, может быть, завтра.

В первом случае мы не можем "безболезненно" изъять вводное сло­ во из предложения (Он вернется сегодня, а. завтра), следовательно, первый знак обособления не ставится. Во втором случае подобная про­ цедура возможна и обособление осуществляется по общему правилу.

4. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, запятая не ставится.

Он встал, кажется даже не заметив меня, и вышел из комнаты. На мальчике был костюм, должно быть унаследованный от отца.

3.. Проверьте себя

У п р . 4 8 . Р а с с т а в ь т е з н а к и п р е п и н а н и я ,

п р о в е р я я

н а м е ч е н н ы е

о б о с о б л е н и я

1. Книги эти кстати мне нужны. 2. Тут был однако цвет столицы и знать и моды образцы, 3. По-моему он прав. 4. Прежде всего как он сюда попал? 5. Солнце и кажется само небо прятались за скалами. 6. Лунный серпик как бы растворился в морозной мгле. 7. Они нас ждали и по-видимому ушли. 8. По утренним холодам чувствуется приближение осени. 9.Ты сердишься а следо­ вательно ты неправ. 10. Он вроде бы даже хотел меня поцеловать. 11. Хоть люди вы почтенные однако не ученые, как с вами говорить? 12. Всякий талант в конце концов зарывают в землю. 13. Галоша конечно не новенькая но дорога как память о потраченных деньгах.

У п р . 4 9 . П р о в е р ь т е р а с с т а в л е н н ы е в у п р а ж н е н и и з н а к и п р е п и н а н и я , и с п р а в ь т е о ш и б к и . В к а ж д о м

п р е д л о ж е н и и

п р о в е р я й т е

" п о д о з р е в а е м о е "

на в в о д н о с т ь . Д л я э т о г о у с т а н о в и т е , я в л я е т с я

оно ч л е н о м

п р е д л о ж е н и я

( з а в и с и т ли от

л и б о д р у г о г о с л о в а ) .

1. Самые диковинные пассажиры однако на Рязанском вокзале.

2. Действительно, Коля называл создание Лизой, говорил ей "ты" и показывал рожки.

3. Мебель в стиле шик-модерн, но это, кажется, не то, что нам, нужно

4. Но здесь очевидно есть еще и другие залы.

5. А может быть, когда-то сквозняком прохватило знаменитого короля воздуха, а закрытые двери есть только отголосок учиненного королем скандала.

6. Должно видно пройти время, чтобы Достоевский занял место не только в ряду философов и психологов, но и в ряду юмористов.

7. Он не только увлекается коллекционированием лаковых миниатюр, но и вообще собирает предметы искусства.

8. Впрочем я, может быть, сама все усложняю.

9. Угнетает сама мысль о расставании с этим лесным мирком, где все, почему-то, кажется возможным.

10. Ему, по правде говоря, уже надоело разыгрывать из себя этакого беспутного старого чудака.

11. Я действительно в восторге от вашей выставки и все-таки на­ строила себя недружелюбно по отношению к вам.

12. И он до сих пор со мной не поет между прочим.

13. Если вы видите в маслине вишню, а в вишне - маслину, значит, вам так хочется.

14. И, обычно, любящие меня шведы вдруг ополчились на меня.

15. Он погрузился в размышления, видимо, производя, в уме какие-то расчеты.

16. В голосе сурового адвоката послышалось нечто вроде чувства, в глазах его на мгновение блеснуло нечто вроде слез, которые он вытер

SaoGMHiiie: Делайте проверку "на вводнос^ь' и не забывайте про "псев110вводнь!е" слова.

Многоликий союз КАК

1. Союз КАК (а также ЧТО, ЧЕМ, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО) обычно вводит в предложение сравнение. Оно может быть выражено сравнительным оборотом либо сравнительным придаточным -предложе­ нием, которые обособляются запятыми.

Туман, как огромное море, затопил все земные контуры.

(Туман сравнивается с морем).

2. Союз КАК (а также ЧТО, ЧЕМ и другие) может также присоединять придаточные предложения других типов.

Взгляни, как мой спокоен взор.

1. Обороты с союзом КАК, если они представляют собой не сравне­ ние, а тождество или приравнивание.

Лермонтов мне нравится как поэт. (Он и есть поэт).

Воспринимай его как неординарную натуру. (Он и есть неординар­ ная натура).

Практический прием: в подобных случаях союз КАК можно заменить словами "в качестве".

Однако оборот с союзом КАК в значении тождества обособляется, если имеет добавочное значение причины

Как мать, она не могла остаться равнодушной.

Как писатель-патриот, Залыгин приложил все усилия для критики экологически опасного проекта.

Ср. Она меня любила, как мать. (Сравнение, матерью она не была).

Я говорю тебе это как мать, а не как учитель. (Я и есть мать).

2. Обороты с союзом как (а также его синонимами), если они при­ соединяют сравнение, которое входит в состав сказуемого.

Жизнь как песня.

3. Обороты с союзом как в устойчивых сочетаниях: сидеть как на иголках, дрожать как осиновый лист, появиться точно из-под земли, идет как по маслу, лить как из ведра и т.п.

1 Здесь можно ошибиться

1. Союз КАК может встретиться в конструкциях такой. как. ; так. как. в которых обособление оборота делается по общему прав4^лу (знак двойной!)

Таких героев, как Онегин и Печорин, называют лишними людьми. Татьяна Ларина также, как и Наташа Ростова, тонко чувствует

2. Союз КАК может быть в составе двойного союза как. так и. который соединяет однородные члены.

При этом ставится лишь одна запятая, как обычно при разделении однородных членов.

Как Пушкин, так и Толстой создали незабываемые женские обра­ зы. (То есть Пушкин и Толстой)

Ср. Пушкин, как и Толстой, создал незабываемый женский образ.

У п р . 5 0 . Р а с с т а в ь т е з н а к и п р е п и н а н и я .

О п р е д е л и т е , к а к о й о б о р о т п р и с о е д и н я е т с о ю з КАК ( с р а в н и т е л ь н ы й и л и с д р у г и м и з н а ч е н и я м и ) .

1. Ей это так же необходимо как и нам. 2. Он мне как брат как отец как друг жизни моей. 3. Стоит буржуй как пес голодный. 4. Как отличная хозяйка Верочка быстро привела его дом в порядок. 5. И как штыки вверху горят изломы синих звезд. 6. Ты такая же простая как все как сто тысяч других в России. 7. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. 8. Как и все старые люди вообще графиня страдала бессонни­ цею. 9. Два таких великих немца как Шиллер и Гете не могли не встре­ титься. 10. Творчество не может обойтись без радости как и сама жизнь. 11. Я отвечал ему как попало, молчал целыми месяцами. 12. Грин рабо­ тал в Свердловске, где прославился среди матросов как горячий оратор. 13. Маша как будущая мать не могла спокойно проходить мимо отделов игрушек. 14. Гаврик, как и все другие дети почему-то очень любил этого человека с кривыми как у таксы ногами. 15. Хлынул дождь как из ведра и все скрылось. 16. Как нигилист Базаров признает только то, что можно «пощупать руками». 17. Дубровский смело явился как мы уже видели к Троекурову и поселился в его доме.

У п р . 5 1 . П р и д у м а й т е п р е д л о ж е н и я со с л е д у ю щ и м и у с т о й ч и в ы м и в ы р а ж е н и я м и , о п р е д е л и т е , н е о б х о д и ­ мо ли их о б о с о б л я т ь .

Белый как мел, бледный как смерть, блестеть как зеркало, как рукой сняло, как белка в колесе, бояться как огня, грязный как свинья, голодный как волк, дрожать как осиновый лист, ждать как манны не­ бесной, один как перст, кричать как оглашенный, брести как побитая

собака, слепой как крот.

У п р . 5 2 . П р о в е р ь т е р а с с т а в л е н н ы е в у п р а ж н е н и и

п р е п и н а н и я , и с п р а в ь т е в о з м о ж н ы е о ш и б к и . В

п р е д л о ж е н и и

о б ъ я с н и т е

н е о б х о д и м о с т ь

его о т с у т с т в и е

п е р е д с о ю з о м к а к .

1. Коровы на лугу подняли головы и как по команде перестали же­

2. Очень уж немного смеха в русской классической литературе, чтобы его редкие вкрапления не ценить, как золотую жилу.

4. Музыка - это действительно язык душ, как по-старомодному назы­ вали ее раньше.

5. Бывший министр сельского хозяйства Виктор Хлыстун известен, как один из авторов российской земельной реформы.

6. Они разговаривали почти шепотом, как воры^ стараясь не встрево­ жить невидимого пса.

7. Получить диплом с отличием в таком труднодоступном заведении как Королевский колледж - большая редкость.

8. Мне очень трудно было бросить курить, в первые месяцы у меня всякая гадость высыпала на лице, я выглядела ужасно, как Кинг-Конг.

9. Потом все это сошло, и лицо Стало розовым как лепесток.

10. Сидит Патрисия Каас и вроде как делает одолжение, когда ее просят спеть.

11. Она ведь тоже с окраины, как и я.

12. В истории вашей свадьбы вроде бы все, как на ладони, а никто ничего не понимает.

13. Ее жизнь, как легенда.

Запомните: Определяйте значение оЬорота с союзом КАК

Пунктуация в сложном

Если вы умеете отличать простое предложение от сложного, то осво­ ить пунктуацию в сложном предложении не представит для вас большого труда. Основное правило для всех типов сложных предложений можно сформулировать так: простые предложения в составе сложного раз-

Каким знаком? Как правило, запятой. Лучииий способ убедиться в том, что предложение сложное, - это выделить все грамматические основы. Правда, есть слова-сигналы (сочинительные и подчинительные союзы), которые информируют нас: вполне вероятно, что перед вами сложное предложение, следовательно, выделите грамматические основы.

Для сложносочиненного предложения это союзы И, А, НО, ОДНА­ КО, ЖЕ, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, НИ. НИ, ТО. ТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ. Проблема заключается в том, что эти же самые союзы употребляются и в простом предложении при однородных членах. Так что без подсчета основ здесь не обойтись.

Ср. Взошла луна и своим мягким светом озарила лес. Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес.

Для сложноподчиненного предложения сигналами могут служить подчинительные союзы и союзные слова: ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ, КО­ ГДА, ГДЕ. ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОТОМУ ЧТО и др.

Обычно эти союзы сигнализируют о наличии придаточного предло­ жения, которое необходимо выделить запятыми. Обычно, но не всегда. Например, не ставится запятая в предложениях типа:

Он ушел, но не сказал зачем.

Здесь от придаточного предложения остался только "хвостик" - отно­ сительное слово ЗАЧЕМ, поэтому запятая не ставится. Таким образом, без выделения и подсчета основ и здесь не обойтись.

Для бессоюзного сложного предложения таких сигналовподсказок нет, кроме интонации. В ряде случаев именно интонация - пе­ речислительная, предупредительная - помогает выбрать один из знаков для разделения простых предложений (запятую, двоеточие, тире, точку с запятой). Но есть более надежный критерий для выбора знаков в бессо­ юзном предложении - это значение частей сложного предложения.

Двоеточие - знак разъяснения того, о чем говорится в первом пред­ ложении (часто указывается причина).

Женщина улыбнулась: на подоконнике лежала роза.

Тире - знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части сложного предложения.

Дунул ветер - все дрогнуло, ожило и засмеялось. Не хочешь отвечать - я скажу.

Если для разделения простых в бессоюзном предложении не требу­ ется двоеточия или тире, то наиболее вероятный знак - запятая. Точка с запятой - более сильный разделяющий знак. Он применяется в случае,

когда предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

Занималась заря; от воды поднимался густой туман; было холодно и сыро.

Здесь можно ошибиться

1. В сложносочиненном предложении простые не разделяются запя­ той, если они соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО и имеют:

- общий второстепенный член (его одинаково можно отнести к каж­ дому из простых предложений);

- общее вводное слово;

- общее придаточное предложение;

- общую интонацию вопроса.

Упрощая, можно сказать: если простые предложения в составе сложносочиненного,имеют "нечто общее", то они не разделяются запятой.

Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми ле­

По-видимому, ветер стих и начинается дождь.

Когда песня была допета, пассажиры притихли и никто не ска­ зал ни слова.

Кто виноват и что делать ?

2. В сложном предложении, включающем несколько простых, может произойти так называемое "стечение союзов", когда два союза (сочини­ тельный и подчинительный либо два подчинительных) оказываются ря­ дом: И КОГДА, ЧТО ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО КОГДА и др.

Я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе.

Общее правило требует обособления придаточного предложения если я писатель. Однако изъять это внутреннее придаточное предложе­ ние невозможно без перестройки второй части, так как мешает то (оста­ нется что. то я обязан говорить о народе). Поэтому два союза не раз­ деляются запятой. Если "безболезненное" изъятие внутреннего прида­ точного возмо>кно, пунктуация - по общему правилу.

Ср. Я чувствую, что, если я писатель, я обязан говорить о народе.

3. Однородные придаточные предложения - это предложения, зави­ сящие от одного главного предложения или от одного и того же члена это­ го предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос (в этом они

очень похожи на однородные члены предложения).

Левин обратил внимание гостей на то, что тучки собрались и что до дождя лучше идти домой.

Если однородные придаточные соединены неповторяющимся сою­ зом (И, ИЛИ, ЛИБО), то запятая между ними не ставится. При этом не­ важно, употребляется союз в обоих придаточных предложениях или толь­ ко в первом, а во втором опускается.

Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы вышли из леса.

4. Трудности пунктуации в сложноподчиненном предложении могут быть связаны с определением границ придаточного предложения. Совет прост: найдите основу придаточного предложения и установите, какие слова зависят от подлежащего и сказуемого. При этом союз (или союзное слово) в большинстве случаев подсказывают, где начало предложения. Но иногда эта подсказка может оказаться ложной (!), так как союз "вне­ дрился" в центр предложения.

Приутихла северная река, шум которой слышали деды и прадеды. Я не уверена, придет ли он на помощь.

Привычка ставить знаки только по союзам ("перед ЧТО всегда ста­ вится запятая") может привести к ошибке.

5. Эта же привычка может подвести и в случае, когда придаточное предложение присоединяется сложными союзами типа ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.

Если подобный сложный союз находится в абсолютном начале слож­ ного предложения, он обычно не разделяется запятой.

Перед тем как объявили войну, я видел ее на хуторе. Для того чтобы понять, нужно научиться слушать.

6. Не являются придаточными предложениями и, следовательно, не обособляются устойчивые словосочетания: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, что есть мочи, куда глаза глядят, будь что будет, как попало, не лезть куда не следует, есть что сказать, есть (было) над чем задуматься и др.

Такие обороты произносятся без паузы перед ними и выступают в роли второстепенного члена предложения - обычно обстоятельства или дополнения (это легко проверить, подобрав слово-синоним).

Он до сих пор не занимался математикой как следует (то есть ос­ новательно, много).

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Читайте также: