Мастер класс для родителей народная игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  • Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
  • Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть»куклу, безлика, оберег, обряд, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»);
  • Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  • изготовление куклы, физкультминутка «У Меланьи, у старушки»;
  • наглядные рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • словесная игра «Опиши игрушку» , загадки, вопросы, ответы детей;

Оборудование:

  • куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
  • фоновая русская народная музыка «сошью Дуне сарафан»,
  • карточки со схемами изготовления кукол,

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  • практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
  • наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • словесные: загадки, вопросы, ответы.

Оборудование:

  • Видеопроектор, ноутбук,
  • игрушки деревянные, глиняные («Дымковская роспись», «Гжель», куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
  • фоновая русская народная музыка,
  • ширма, карточки со схемами изготовления кукол,
  • запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»,
  • фонограмма русской народной песни «Сошью Дуне сарафан»,
  • фонограмма песни А.Йошпе «Бабушка Арина».

Раздаточный материал: 2 цветных круглых отрезков ткани, по кусочку ваты (помпоны), нитки.

Предварительная работа:

  • Беседа «Откуда берутся игрушки?»
  • Чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

Бабушка Арина: (обращается к детям): Здравствуйте девчонки – веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте ребята- молодцы, озорные удальцы! Здравствуйте и вы гости дорогие! (низко кланяется). Очень рада встрече с вами. А, о чем мы с вами поговорим догадайтесь сами, посмотрев на экран?(слайд №2)

Бабушка Арина: Ребята, а какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

Дети: 2-3 ответа.

Бабушка Арина: Где же делают ваши игрушки?

Дети: Игрушки делают на фабриках и заводах.

Бабушка Арина: А, сегодня, вы, ребята, послушайте сказку-быль об игрушках, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими.

Бабушка Арина: Много лет назад, когда еще не было пластмассы, ни стекла, ни металла, дети играли - деревянными игрушками (показывает на 1-м столе деревянные игрушки, матрешку, зайчика, свистульки, дудочку), ведь дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев (слайд №3). Самой известной деревянной игрушкой была матрешка. Она совсем не похожа на современных кукол, но дети очень любили сестричек-матрешек (слайд №4).

Бабушка Арина: Еще человек догадался, что можно добывать глину и помесив ее в воде можно что-то вылепить. Что, например?

Дети: посуду, игрушки, кукол.

Бабушка Арина (подходит ко 2-му столику): Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками, Они стали красивыми и яркими, их стали продавать на ярмарках. Эти куклы сохранились до наших дней. Ребята, а что это за куклы?

Дети: Дымковские игрушки, гжель, богородские, филимоновские (слайд №5, показывает образцы кукол).

Воспитатель: Ребята, а, глиняной игрушкой удобно было играть? И, почему?

Дети: Нет. Они могут разбиться.

2. Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?»

Бабушка Арина: Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг и отвечайте мне на вопрос:» Игрушка, какая она?». Кто повторится, или будет подсказывать садится на стульчик. Сначала подберем слова к слову «машина».

Предлагаем на выбор слова: машинка, кукла, медвежонок.

Бабушка Арина: Продолжаем наше путешествие. Еще ваши прабабабушки и прадедушки играли соломенной игрушкой (достает из корзинки и показывает, потом ставит на 3-й стол). Называли их стригушки. Они названы так, что их снизу подравнивали, подстригал. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает как бы танцевать (слайд №6).

Бабушка Арина: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Дети: Интересно, но она непрочная.

Бабушка Арина: Да, она легко ломается, ее нельзя одеть. Прошло много лет, человек придумал другую куклу, а какую угадайте:

Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.


Догадайтесь, кто она? Достает тряпичную куклу.

Бабушка Арина: Самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок, лоскутков (слайд №7). В одной крестьянской семье таких кукол могло быть очень много. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Маленькие дети сами могли «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (показывает куколку, и кладет на 3-й стол).

Бабушка Арина: Ребята, а почему у куколки нет лица?

Дети:……

Бабушка Арина: Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные, и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, то человеку может быть плохо.

3. Физкультминутка:«У Меланьи, у старушки» (слайд №8)

Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?:

У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
С такими глазами (показываем круглые глаза)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)

Бабушка Арина: В народной традиции куколка играла разные роли: кукла-игрушка; обрядовая кукла, кукла- оберег. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, от пожара принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Бабушка Арина: Ребята, мы с вами читали русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». У Василисы была куколка. А, что куколка делала, вспомните, пожалуйста. (слайд №9)

Дети: Куколка оберегала, защищала.

Бабушка Арина: Правильно, куколка утешала Василису, помогала ей в работе.

Бабушка Арина: А эта куколка Крупеничка - это оберег на сытость и достаток в семье. Это главная кукла в семье. Посмотрите какая она дородная (показывает). А как Вы думаете, чем наполняли эту куклу (слайд №10)?


Дети: гречишным зерном или пшеницей.

Бабушка Арина: Правильно, ребята. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу.

Бабушка Арина: Разновидность Крупенички – Кубышка-Травница (слайд №11).

Как вы думаете, чем наполняли эту куклу и для чего она была нужна?

Дети: Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой.


Бабушка Арина: Молодцы, ребята. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Бабушка Арина: Ребята, эта неделя –Масленичная. А, какие атрибуты этого праздника вы знаете?

Дети: Блины, варенье.

Бабушка Арина: А еще кукла Масленица – обязательный атрибут праздника Масленицы. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Изготавливали куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок (слайды №12,13).

Бабушка Арина: А., теперь, ребята я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку Колокольчик. Колокольчик - кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение (слайд №14).

Как вы думаете почему эту куклу называют Колокольчиком?

Дети: Потому что сарафан напоминает форму колокольчика и внутри куколки колокольчик.

Бабушка Арина: Посмотрите на экран, и запомните как мы с вами будем делать куклу. У вас на столе лоскутки из ткани. Какой формы лоскутки ткани и одинаковые они по размеру и форме?

Дети: Лоскуты круглые и треугольные. Один меньше, другой больше. (Слайды 15-21)

Бабушка Арина: Сначала берем круглый лоскуток меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем синтепоновый помпон с колокольчиком , кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки! И разноцветные сарафанчики. Осталось повязать косыночку на голову. Какой формы косынка?

Дети: Треугольник.

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим и завязываем узелок
Запомнили? А, теперь проходите в мастерскую и садитесь за стол. Давайте разомнем ваши ручки.

4. Пальчиковая гимнастика «Наша куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло (ребенок кладет руку на стол, а другой закрывает ее)

5. Продуктивная деятельность.

Бабушка Арина: Вот мы и размяли свои ручки. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, это же кукла хорошего настроения. И все у нас получится.

Бабушка Арина: Сначала берем круглый лоскуток меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем синтепоновый помпон с колокольчиком , кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки!
И разноцветные сарафанчики.


Осталось повязать косыночку на голову. Какой формы косынка?

Дети: Треугольник.

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим и завязываем узелок Если кому нужна помощь. Поднимите руку.


Бабушка Арина: Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своим родным.

3. Итог занятия

Бабушка Арина: -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

  • О чем мы с вами говорили?
  • О каких куклах вы сегодня узнали?
  • Какую куклу смастерили?

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.

(Звучит русская народная музыка «сошью Дуне сарафан», дети проходят в группу)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Совместный мастер-класс для родителей с детьми в подготовительной группе на тему: «Чудо расписное. Дымковская игрушка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков по работе с пластилином: рисование пластилином (размазывание), скручивание, скатывание, вытягивание, заострение, сплющивание и т.д.

Назначение: подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи для воспитателя и родителей:

1. Создать атмосферу творческого взаимодействия родителей с детьми.

2. Способствовать созданию условий речевого общения, диалога с детьми.

3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.

4. Познакомить с характерными элементами дымковской росписи.

1. Закреплять знания детей о дымковской глиняной игрушке.

2. Закреплять умения детей по работе с пластилином в технике «пластилинография» (рисование пластилином)

3. Формировать умение творчески работать совместно с родителями.

4. Прививать уважение и интерес к народному искусству, художественный вкус, стремление к творчеству.

5. Развивать детское воображение, фантазию.

Оборудование и материалы : дымковские игрушки, готовые шаблоны дымковского козлика (2 вида) из плотного картона, пластилин мягкий («Кроха»), стеки, дощечки для пластилина, влажные салфетки, стразы самоклеящиеся., готовый образец для работы (дымковский козлик разрисованный в технике «пластилинография».

Ход занятия

Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие, интересное и такое же полезное.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Немного из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц! А кого будем расписывать - вы мне скажете сами.

Послушайте загадку и скажите мне, о ком или о чем идет речь?

С бородой, а не мужик

С рогами, а не бык.

С пухом, а не птица.

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Козлик)

- Из чего делали дымковскую игрушку? (Из белой глигны)

- Какие цвета использовались при росписи? ( контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги, яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики)

- Какие элементы используются в росписи? (простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки, причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи)

- Что символизируют узоры и цвета в таких игрушках? ( В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага .

- Молодцы, ребята! А теперь, можно приступить к работе. Напомню, что в среди игрушек таких, нет ни одной повторяющейся, все игрушки индивидуальные, отличаются своей непохожей красотой.

Напоминаю ребятам, а родителей знакомлю с основными приемами работы в технике «пластилинография». Готового козлика предлагаю дополнить красивыми блестящими элементами в виде самоклеящихся страз.

Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа-расписали дымковского козлика. Давайте посмотрим, какие козлики сегодня получились.

Оформляем выставку из работ.

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Даша с мамой терпеливо трудятся над своим козликом)

Сонечка с мамой и сестрёнкой)

Чудо расписной козлик от Егора) Постарались на славу вместе с папой и мамой.

повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

2. Выставка иллюстраций: "Семеновская матрешка", «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», "Городецкая роспись".

3. Мастер-класс «Роспись матрешки».

Оборудование: магнитофон, флешка, клей ПВА, салфетки влажные, обычные, кисти белка мягкая, жесткая, краски акварельные, гуашевые, непроливайки, простые карандаши, листы белой бумаги, балванки матрешек, лак акриловый, зубочистки, иллюстрация матрешки, семеновские матрешки.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Но для начала давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести? Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : народные игрушки, фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.

Одним из народных промыслов является традиционная русская матрешка. Существует два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). Традиционные матрешки: Семеновская, Майданская, Вятская, Тверская и Сергиевская. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо". японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей.

И в последнее время матрешка стала модным и, наверно, самым распространённым сувениром для иностранцев.

И за этим мы стали забывать, что на самом деле матрёшка - это детская игрушка. Любимый, желанный, а некогда и достаточно дорогой подарок. Матрешка - игрушка не только красивая, но и полезная. Играя с матрешками, ребенок легко осваивает такие понятия, как количество, размер, форма.

А если матрешка еще и раскрашеная с любовью, именно для него – лучший подарок по-прежнему сложно придумать! Да и для взрослого человека матрешка, расписанная собственными руками будет приятным напоминанием о празднике.

Итак, начнем наш мастер-класс.

2. Практическая работа

Для росписи матрешки нам потребуются:

деревянная заготовка матрешки;

акриловый грунт (можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки);

краски для росписи (акварельные и акриловые (перламутровые, можно вместо акварели использовать гуашь.);

кисти для росписи и для покрытия лаком;

зубочистки (для прорисовки мелких деталей и точек);

лак (лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (акриловый можно использовать с распылителем);

ластик и карандаш;

- Нам потребуются заготовки для матрешек (если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой).

Покрываем заготовку грунтом. Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки (для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) используем мягкие кисти).

Перламутровой белой акриловой краской раскрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки (используем мягкую кисть). Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки (для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрить один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью).

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку.

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица желтой охрой, очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Низ также оформляем в точечной технике.

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

С родителями был проведен мастер-класс для приобщения их к народной культуре, народным традициям, расширились знания о народной игрушке. Родители ознакомились с народными промыслами и приняли активное участие в росписи народной игрушки — матрешки. Также родители решили передать приобретенный опыт своим детям.

«Народная игрушка». Мастер-класс для родителей



Консультация для родителей на тему: «Народная игрушка своими руками» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА СВОИМИ РУКАМИ» Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно в.

Мастер-класс для детей: «Народная кукла. Ангел-хранитель»

Мастер-класс для детей: «Народная кукла. Ангел-хранитель» Мастер-класс для детей Тема: «Подарок для елочки: «Ангел-хранитель» Цель: -научить изготавливать русскую народную куклу «Ангел -хранитель».

Мастер-класс для педагогов «Народная игровая кукла «Куклак»

Мастер-класс для педагогов «Народная игровая кукла «Куклак» Цель: передать личный профессиональный опыт коллегам, создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста.

Мастер-класс для родителей и педагогов «Игрушка-забава своими руками за один вечер»

Мастер-класс для родителей и педагогов «Игрушка-забава своими руками за один вечер» Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – её несомненное достоинство,.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Мастер-класс для учащихся 2-х-4-х классов «Русская народная потешка «Сорока»

Мастер-класс для учащихся 2-х-4-х классов «Русская народная потешка «Сорока» Цели: научить изготовлению обрядовых кукол, обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями; показать.

Мастер-класс «Русская народная рубаха-косоворотка» для мальчика 6 лет.

Мастер-класс «Русская народная рубаха-косоворотка» для мальчика 6 лет. Красота русского народного костюма доставляет людям радость, учит чувствовать и понимать эту красоту. Поэтому даже сейчас, в 21 веке,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Народная игрушка» для второй младшей группы детского сада

Проект «Народная игрушка» для второй младшей группы детского сада Актуальность проекта: Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с.

Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka.docx 479.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар – птица»

«Игрушечных дел мастера»

Приобщение детей к русским народным традициям

Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

C:\Users\Пользователь\Documents\садик новая\САДИК САРАТОВ\ПОРТФОЛИО\ПОРТФОЛИО саратов\МИНИ МУЗЕЙ\Новая папка\P1160416.JPG

Давыдова Наталья Николаевна

Саратов, 2022 год

Для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».

Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных иг-рушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития личности ребенка.

Наша жизнь порой бывает очень сложна. Мы уделяем много внимания материальному, и мало духовному.

Культуру и традиции России невозможно представить себе без народного искусства, которое демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное творчество - это самый доступный для ребенка способ познания окружающего мира.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств, возвращение к фундаментальным традициям и культурным ценностям. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка.

Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.

Традиционная кукла почти не изменилась с тех пор, как придумали её наши предки… на Руси кукла бережно передавалась из рук в руки от матери к дочери от бабушки к внучке…

Взрослые, перебирая лоскутки ткани и всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, отдыхают душой, набираются сил для добрых дел. Дети с 4-5 лет также привлекались для изготовления кукол. Куклы изготавливали без иголок и ножниц. Кусочки ткани рвали и обматывали ниткой.

Куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Такая ткань легко рвалась, что было немаловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.

Куклы наряжали, но никогда не изображали лицо. Безликая кукла была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Считалось, что кукла без лица вещь неодушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.

В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в холодную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев.

С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут!

Кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, её любовь оберегала ребёнка с момента рождения и отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки.

В кукол играли не только девочки, но и мальчики до 6-7 пока носили рубахи.

Справка: Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен) белую, не украшенную ничем рубаху - конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.
Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.

По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию - из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом.

Помогая детям приобщиться к народным традициям, мы и сами научимся древнему искусству создания народной тряпичной куклы, и легко найдём путь общения с детьми. А это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.

НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ делятся на три вида:

Кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку малым деткам и целыми гроздьями развешивали в избе, чтобы уберечься от проделок злых духов. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой.

К обереговым куклам относятся - Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Малышок-голышек», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.

Это куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) целыми сообществами. Нередко одновременно несли обереговую функцию.

К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Отдарок-на-подарок», «Коляда».

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики, играя в куклу «Куклак» мерились силой. К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышок», «Сорока-Белобока», «Птичка», «Бабочка», «Веснянка», «Утешница» и другие.

ВИДЫ КУКОЛ ПО СПОСОБУ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:

  • Столбушка
  • Крестушка или крестец
  • Кукла на палочке
  • Узловая кукла
  • Пеленашка
  • Закрутка
  • Набивная кукла мешок
  • Мотанка

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Направлению наматывания придавалось особое значение. Мотали по часовой стрелке или «по солнцу» это было связанно с жизнью.

Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы, особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось, что дело сделанное во второй раз перечеркнет то, что было сделано в первый.

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребёнок из уст взрослого узнавал историю своего народа, своей страны. Работа над изготовлением куклы и последующая игра с ней становилась для ребёнка ключом к сокровищам устного народного творчества: сказкам, прибауткам, загадкам и песням.

Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали.
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…(Кукла)

Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице - пальто,
Догадались? Это кто. (Кукла)

Технологическая карта по изготовлению куклы:

C:\Users\Пользователь\Documents\садик новая\САДИК САРАТОВ\ПОРТФОЛИО\ПОРТФОЛИО саратов\МИНИ МУЗЕЙ\Новая папка\P1160426 копия.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные .


Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Методы и приемы проведения русских народных игр.


Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы.


Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."


Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа».


Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы

Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы.


Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).

Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения совместного мероприятия с детьми и их родителями. Тряпичная кукла, которую дети изготавливают вместе с мамами и бабушками объединяет их, добавляет хорошего настроения, тепла и нежности в отношения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей совместно с детьми "Народная тряпичная кукла "Кувадка"»

Разработан педагогом дополнительного образования МОУ ДО ЦДОд Брейтово Мастер – класс для родителей совместно с детьми на тему:

Разработан педагогом дополнительного

образования МОУ ДО ЦДОд

Мастер – класс для родителей совместно с детьми на тему: "Народная тряпичная кукла Кувадка".

1 кв.категории

(художественно-эстетическое направление)

Плешковой Татьяной Сергеевной

Актуальность: Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы. Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потере культурно-исторических ценностей русского народа. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Кукла просто загляденье, Детям всем на удивленье! Коль хотите научиться Эту куклу мастерить, Вам придется не лениться И старанье приложить! 10/19/18 http://aida.ucoz.ru

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

 Цель мастер-класса: познакомить взрослых и детей с историей народной игрушки – тряпичной куклы Кувадки. Задачи: - Научить изготавливать куклу-оберег Кувадку. - Развивать интерес к народной культуре. - Вовлечь детей и родителей в совместную культурно – досуговую деятельность. - Создавать положительную эмоциональную среду общения между родителями и детьми. 10/19/18 http://aida.ucoz.ru

Цель мастер-класса:

познакомить взрослых и детей с историей народной игрушки – тряпичной куклы Кувадки.

- Научить изготавливать куклу-оберег Кувадку.

- Развивать интерес к народной культуре.

- Вовлечь детей и родителей в совместную культурно – досуговую деятельность.

- Создавать положительную эмоциональную среду общения между родителями и детьми.

 Ожидаемые результаты: Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука» Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла» 10/19/18 http://aida.ucoz.ru

Ожидаемые результаты:

  • Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
  • Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап: 1. Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы 3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео) 4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме 5.Изучение технологий изготовления народной куклы 6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком», « Что знаете о тряпичной кукле и её изготовлении?», « Во что играли наши бабушки?» 7. Разработка диагностического материала 8. Подбор необходимого материала для практической деятельности 10/19/18 http://aida.ucoz.ru

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы.

2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы 3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео) 4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме 5.Изучение технологий изготовления народной куклы 6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком», « Что знаете о тряпичной кукле и её изготовлении?», « Во что играли наши бабушки?» 7. Разработка диагностического материала 8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

Читайте также: