Мастер класс по глиняной игрушке

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.docx

Муниципальное учреждение дополнительного образования

« Детский эколого-биологический центр »

города Валуйки и Валуйского района.

Мастер – класс

Изготовление дымковской глиняной игрушки

Девкина Оксана Викторовна

педагог дополнительного

образования

Цель: диссеминация опыта по изготовлению дымковской игрушки «Лошадка» с использованием природного материала – глины с воспроизведением действий по алгоритму и трансляцией индивидуальных умений и навыков в оформлении дымковской игрушки.

- поделиться опытом изготовления дымковской игрушки «Лошадка» с использованием природного материала –глины;

- продемонстрировать алгоритм изготовления дымковской игрушки «Лошадка» с одновременным поэтапным выполнением участниками;

- закрепить навыки изготовления дымковской игрушки «Лошадка» через самостоятельное моделирование и презентацию своей творческой работы;

Оборудование: глина, краски, гуашь (желтая, красная, синяя, зелёная, чёрная, оранжевая), дощечка, влажная салфетка, блюдце с водой, кисточки №1,2, 3, баночка под воду, заготовки Лошадок для росписи.

Методы: демонстрационный, активно - деятельностный.

Формы обучения: индивидуальная работа.

План мастер-класса .

1. Презентация опыта педагога-мастера.

3. Психологический настрой.

4. Демонстрация алгоритма изготовления дымковской игрушки «Лошадка» с одновременным поэтапным выполнением.

5. Моделирование дымковской игрушки «Лошадка» по замыслу.

Презентация творческих работ.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Презентация опыта.

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье , весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.

Ø Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

2. Мотивация.

Педагог-мастер: В последние годы чрезвычайно популярной среди людей, увлекающихся народным промыслом, стала такая система получения знаний, как мастер-класс. Изготовление дымковской игрушки очень увлекательный процесс не только для детей, но и для взрослых. Это прекрасная возможность узнать что-то новое, нетрадиционное в оформлении домашнего интерьера. Я думаю, что сегодня мы сможем раскрыть свой творческий потенциал и плодотворно поработать над созданием собственных шедевров.

3. Психологический настрой “Все в твоих руках”.

(Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в детском саду, школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Тема сегодняшнего мастер-класса “ Изготовление дымковской глиняной игрушки «Лошадка».

4. Демонстрация алгоритма изготовления дымковской игрушки «Лошадка» с одновременным поэтапным выполнением.

Педагог-мастер: перед началом мастер-класса повторяем правила по технике безопасности в процессе занятий по изобразительной деятельностью, при работе с глиной, красками и кисточкой. (Приложение №1)

В ходе мастер- класса мы будем работать индивидуально и пошагово.

Все необходимые для работы материалы мы разложим на столе.

инструменты для лепки

Пальчиковая гимнастика (Приложение №2)

1. Начинаем работу с изготовления основы «Лошадки». Для работы возьмите брусок глины , примерно вот такого размера. Сначала брусок надо сформировать пальчиками. Когда он примет форму овала, можно начинать его выкатывать.


2. Катать нужно пальчиками равномерно по всей длине. Если вы почувствуете, что глина подпрыгивает под пальчиками , то значит вы катаете не правильно. Вы слишком сильно надавили. Хвостики глины нужно немножечко закрутить и после этого катать только одну половину вашей колбаски, утончая ее.


3.В результате у вас получится вот такая морковочка, которую взяв посерединке ,мы аккуратно, чтобы глина не потрескалась, сгибаем под прямым углом, после этого мы под прямым углом сгибаем голову, получается такая заготовка туловища, шея и голова сразу в одном изделии.


4.После этого мы ее откладываем, чтобы немножко глина подсохла в лежачем состоянии. Дальше мы будем с вами делать ножки. Все равные фигуры, равные детали делаются из комочков, из шариков. Именно в шарике легче всего сравнить объем глины больше мы взяли или меньше .Если вы видите, что шарики крупные отщипните часть и сделайте поменьше, либо нарастите.


5.Итак, положив шарики, мы начинаем катать сначала 1 пальчиком половинку шарика, затем 2,3 и в результате мы катаем под наклоном половинку шарика, чтоб у нас получалась такая морковка, а эту круглую часть шарика мы не трогаем все время под наклоном, стараемся, чтоб не прыгала.

5

6.Когда получилась морковка, мы забираем ее в пальчики, очень аккуратно и чуть - чуть пристукиваем о плоскость, чтобы получить копытце . Затем мы берем ножку обратной стороной и тоже отбиваем, как бы держа чуть под наклоном. Если мы правильно отобьем, то у нас 2 плоскости должны получиться друг против друга, как бы одна с другой. Таким образом, мы отбиваем все ножки. Сначала выкатываем, потом отбиваем.

Поставив ножки вместе, вы увидите высоту ножек, то есть, если одна ножка оказалась короче подкатаете еще чуть - чуть, но ножки длины быть зрительно одинаковой длины и одинаковой толщины

6

7. Сейчас мы будем крепить ножки. Сначала водой смачиваем те места, куда они будут крепиться. «Будим» глину, глина должна «ожить». И толстой стороной ноги мы прикрепляем ножку, прикручивая и размазывая её вверх по ножке и по туловищу, т.е. швы полностью пальчиками залепливаем.

7

8. Самое сложное понять, как крепятся задние ножки. Дело всё в том, что ребята часто делают лошадку с висящей, извините, попкой. Этого не должно быть. Ножки у лошадки крепятся не снизу, а мы их прикрепляем, как бы продолжение к туловищу. Лишнюю глину убираем ,вминаем и размазываем по ножке и по туловищу.

8

9. Глину мы никогда не опускаем в воду, иначе она станет скользкой. Глина очень быстро забирает воду и начинает скользить, плыть, т.е. ваша лошадь потом скривится, если глина будет очень сырой, здесь очень важно следить за глиной. Дело в том, что когда вы работаете с пластилином, чем дольше его вы держите в руках, тем мягче и податливей он становится. С глиной всё наоборот, руки это ваша батарея, которая сушит вашу глину. Чем дольше вы лепите, тем более не аккуратной будет игрушка. Почему? Потому что глина высыхает и растрескивается. Что сделать, если глина растрескивается? Смочить пальчик в воде, вытереть его о край чашечки и влажным пальцем затереть вашу трещину, т.е. «разбудить» глину. Будьте очень аккуратны с туловищем, потому что ножки получаются толстыми, а спинка тонкая, и поэтому она часто может быть сломана в том момент, когда вы придерживаете, прижимайте пальчиками за спинку лошадку.

После того как примажете все ноги мы ставим лошадку. Посмотреть, как выглядит. Получился ли именно Дымковский характер округлости ножек.

Если вдруг окажется, что ножка оторвется, не пугайтесь, место смачивайте водой и все повторяйте сначала.

10

10.Следующие, что мы будем делать - это ушки. 2 маленьких шарика катаем пальчиками, точно так же как мы катали ножки, катаем ушки.

12

11.Это две морковочки, пол шарика откатать под наклоном и подстучать. Намазать мордочку водой и здесь мы не примазываем, а как бы прикручиваем. Нахлобучиваем ушки, чуть - чуть подкрутить, чтобы "разбуженная глина" схватилась.

13

12. Теперь мы будем с вами делать гриву. Для гривы нужна очень мягкая глина, податливая. В обязательном порядке податливая глина , потому что из сухой глины это не получится. Если глина пересохла, смочите пальцы и влажными пальцами перемните, один, другой раз. Ни в коем случае не опускайте глину в чашечку, она будет плыть, вы не сможете работать с этой глиной. Итак, мы выкатываем с вами равномерный длинный жгут. Он намного длиннее по отношению к лошади.

13

13. Теперь посередине перегибаем и медленно начинаем скручивать. Смотрите, чтоб не поломался посередине жгут. Получается красивый витешок.

13

14.. Если жгутик получился большой, гриву выкладывают не на спину, а на ногу, потому что Дымковские мастера очень часто на спину лошади сажают наездника. Это может быть настоящий наездник , шуточный, с гармошкой.

13

15.Для хвостика делается такой же жгутик, только потоньше. Если мы сделаем хвост, как у настоящей лошади, который будет свисать метёлкой, то этот хвост просто отвалится. В печке все детали должны быть скреплены друг с другом очень хорошо. Выкатываем жгутик и дальше точно так же как на гриву выкручиваем витешок .

13

16. Смачиваем попку сверху и укладываем витешок чуть-чуть прижимая. Вот получился у нас с вами конь, конь огонь, который будет скакать.

13


18.Готовую поделку белим.

13

5. Физкультминутка. (Приложение№2)

6. Моделирование дымковской игрушки по замыслу. Обмен информацией. Презентация творческих работ.

Педагог-мастер: А теперь перед вами стоит следующая задача. На столах лежат краски для декоративной росписи. Я предлагаю расписать свою поделку по своему замыслу. Алгоритм выполнения вашей авторской модели вы в дальнейшем можете предложить своим обучающимся.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.

Идет индивидуальная работа над оформлением основы росписи лошадки.

Презентация индивидуальных работ по желанию участников.

Наша лошадка готова.

7. Подведение итогов. Рефлексия.(3 минуты)

Выберите лошадке коврик:

Зелёный цвет-все удалось, очень интересно.

Коричневый цвет - удалось, но материал часто используемый.

Желтый цвет - скучно, не интересный материал

8. Используемая литература.

1. Интернет –ресурсы.

2. Методическое пособие « Мастер –класс – форма представления педагогического опыта». В. В. Казулина. Т. И. Цапкова.

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки : филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)


Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КГУ «Школ а-лицей №14» отдела образования Абайского района

Мастер - класс . «В мастерской глиняной игрушки» по теме: « Изготовление ёлочки»

учитель ИЗО и черчения

Мастер-класс «В мастерской глиняной игрушки»

по теме «Изготовление ёлочки»

1. Вводная часть

- Глина – источник вдохновения;

2. Подготовка к практической работе.

3. Практическая работа

-Технология вылепливания ёлочки

-развить творческие способности, умения и навыки работы с глиной и росписи игрушки;

-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость;

-развивать эстетический вкус;

-научить изготавливать ёлочку из глины своими руками;

Назначение: В каждом из нас есть творческий потенциал, который может и не реализован, а глина как раз тот чудесный материал, созданный самой природой, который помогает нам в этом. Лепка из глины это не только приятное общение в коллективе единомышленников, но и познание нового: свойств глины, способов лепки, роспись. Это ещё и возможность создать подарок собственными руками, в который уже в процессе изготовления вкладывается всё тепло, любовь и уважение. Он будет самый необычный и креативный, второго такого, ни у кого больше не будет! Возьмём в руки знакомый нам материал - глину и вылепим всеми любимую ёлочку.

Данный мастер класс предназначен для детей 10-15 лет. А также подойдёт для учителей и родителей.

Необходимые материалы:

-гуашь или акварельные краски

-лак для закрепления краски.

Оборудование:

- Инструкционная карта «Изготовление ёлочки»

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

А потом распишем!

Вводная часть

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия.

hello_html_mc27d182.jpg
hello_html_m4bf51751.jpg

Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древние времена. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к временам бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные погремушки, свистульки-птицы, животные, фигурки людей, посуда. Они не только были обожжены, но и иногда украшались росписью и глазурью. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и предметом продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

2. Подготовка к практической работе

1.Подготовка глины. Нужно взять кусочек глины, зажать его между большим и указательным пальцами, опустить в воду и, когда глина намокнет, растереть. Если глина разминается легко и в ней нет песчинок, она годится для работы.

Если же масса шершавая и в ней много песчинок, то она не годится для лепки. Но такую глину можно сделать пригодной для работы. Нужно взять посуду, развести в ней глину так, чтобы она была как густое молоко, и сильно разболтать. Через два часа осторожно слить жидкую массу через сито или мелкую сетку в другую посуду. А осадок на дне из песчинок и тяжелых частиц выбросить. Слитую массу надо поставить на теплое место - вода испарится, и останется хорошая глина.

2. В мокрую глину нельзя залепливать никаких твердых предметов, потому что глина, высыхая, сжимается, а твердые предметы не сжимаются, мешают глине сжиматься - она трескается.

3.Прилепляя одну форму к другой, необходимо место соединения поцарапать стекой на обеих формах и обильно смочить обе поцарапанные поверхности водой. Наложив одну форму другую, немного потереть их одну о другую, а затем уже заглаживать края. Если этого не сделать, при высыхании отдельные части могут отскочить.

4.При лепке пользуйтесь разными скульптурными стеками, их можно купить в магазине или изготовить самим.

5.Начинайте с простого.

6. Сохнуть поделка должна от нескольких дней до двух недель, зависимости от объема. Сушить надо в тени и без сквозняков.

Практическая работа

1.Перед лепкой необходимо глину размять;

2.Расскатать шар из всего куска;

3.Из шара сформировать конус путём раскатки одной половинки;

4.С помощью стека поделить конус на несколько

5.Отделить стеком первый ярус от второго, второй от

третьего, третий от четвёртого;

6.Первый ярус-макушку поделить стеком

7.Второй ярус делим на 5-8 веточек;

8.Все ярусы поделены- необходимо их разгладить;

9.Готовое изделие отправляется на сушку;

10.Подсушенную фигурку покрываем

11. Расписываем ёлочку зелёным и белым цветом;

12.Закрепляем краску лаком с блёсками - создавая тем

самым волшебный образ ёлочки:

hello_html_m421fa2d5.jpg

В детстве ярче светит солнце, и ручей звенит звонче, и прикосновение к чуду (а создание глиняной игрушки - это чудо, волшебное и прекрасное) остается на всю жизнь.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Фигурки из глины

Чтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал.

Подбор материала и его подготовка к работе

Лепка

Гончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Лопатки для лепки

Техники лепки

Рисунок на глине

    Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.

Читайте также: