Мастерство дымковских мастериц идет из глубины веков все дымковские игрушки

Обновлено: 09.05.2024

Обучающие: познакомить детей с Дымковским народным промыслом, с историей возникновения и развития этого промысла, с технологией изготовления глиняной игрушки, с характерными особенностями росписи дымковской игрушки, с элементами дымковского узора, палитрой.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности, логическое мышление, память, воображение, познавательную активность, глазомер.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к традициям русской культуры, своей Родине и ее истории через творчество народных умельцев. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Глоссарий: дымковский промысел, центр народных промыслов, слобода Дымково, Вятка, Свистунья, крепостная стена, половодье, печь, обжигать игрушки, символизирует

Предварительная работа: рассказ воспитателя о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о народных промыслах, знакомство с элементами дымковской росписи, рисование дымковских узоров, лепка народных игрушек, просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах

Методы и приемы:

Наглядные (мультимедийная презентация «Дымковская игрушка», рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек)

Словесные (рассказ воспитателя, беседа, поисковые и проблемные вопросы, объяснение, поощрения)

Игровые (физкультминутка)

Практические (упражнения)

Проблемные (проблемные вопросы)

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, мультимедийная презентация «Дымковская игрушка. кисточки разные, печатка – тычок, бумага

Структура ООД, время Действия воспитателя Предполагаемые действия детей Примечания

Беседа по вопросам

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев. Рассмотрите игрушки, представленные на выставке, и найдите среди них лишнюю.

– Да, одна из выставленных здесь игрушек – деревянная, другие же сделаны из глины.

- Ребята, у всех вас есть дома игрушки?

- Из чего они сделаны?

- Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки.

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Воспитатель: В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковским промыслом. (Слайд 1)

Это уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от Вятки. (Слайд 2)

Воспитатель: А вы знаете, почему село это назвали Дымково?

Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке. А еще игрушки были ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гулянья с озорным и веселым названием – Свистунья. Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Я вот слышала такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже маленькие дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали». Вот так жителям села Дымково игрушки свистульки помогли спастись от врагов. Так вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать как создается игрушка? (Слайд 3)

Красную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Смешивают с чистым песком и лепят игрушки. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. (Слайд 4).

Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. (Слайд 5). После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. (Слайд 6)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, на которых изображены дымковские игрушки. (Слайд 7). Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дети находят лишнюю деревянную игрушку.

Из пластмассы, резины, металла, дерева

Дети смотрят презентацию

лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня Воспитатель обращает внимание детей на выставку игрушек

Приглашает детей присесть на стульчики

Просмотр мультимедийной презентации по теме.

Воспитатель показывает детям презентацию и параллельно рассказывает.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку Дымковских игрушек

Беседа по вопросам

5 мин Физкультминутка.

А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка, за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем

Печка жаром пышет

А в печи не калачи, не ватрушки

А в печи – игрушки!

Воспитатель: Ребята, но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские игрушки получались такими веселыми и нарядными?

Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали, давайте в воздухе прорисуем каждый элемент дымковской росписи. (Слайд 8)

Ребята, вы знаете, что все узоры мастера брали из окружающего мира. Давайте с вами подумаем, на что могут быть похоже они.

Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце)

- А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду).

- А что же могла означать клетка? (Поле, землю)

- А точки? (Звезды)

-Точки в круге (Семена)

-Квадратики (жилище)

-Прямая линия и сверху волнообразная (Небо с облаками)

-Квадратики с точками, означало (засеянное поле)

Воспитатель: Молодцы! А посмотрите, какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?

Воспитатель: А как можно, одним словом назвать эти цвета?

Воспитатель: А как вы думаете, что общего у всех этих игрушек?

Правильно! Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали.

У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Воспитатель: При росписи мастерицы еще и подбирали цвета по значению цвета.

-Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он

символизирует природу, землю, поле.

-Белый всегда был связан с понятием чистоты, правды и добра.

-Черный говорит о горе, неправде, зле.

- Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья.

-Синий цвет неба.

Воспитатель: Начинали мастерицы расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая - для росписи лица. Кроме кисточки для росписи применяли печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек. Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.

Воспитатель: Ребята, на следующем занятие вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать игрушки.

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

(руки вперед, в стороны)

(лепят «ладошками»)

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии

(кулачки сжимают и разжимают) .

(машут указательным пальцем)

(руки вперед)

Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами

Круги, полоски, точки, сетка, кольцо, волнистые линий, овалы, квадратики

Дети прорисовывают в воздухе элементы росписи

Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, немного черного цвета

Нарядные, праздничные, теплые, яркие

Сделаны из глины, цветные, расписаны на белом цвете

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

Дети садятся на свои места)

Воспитатель помогает детям с помощью наводящих вопросов, показывает иллюстраций элементов росписи.

Воспитатель обращает внимание на игрушки

Воспитатель показывает детям кисточки разные и печатку – тычок, показывает как сделать самим тычок из бумаги.

Рефлексия Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?

-Из чего изготовлены дымковские игрушки?

-Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

- Что означают элементы дымковской росписи?

-Что нового узнали на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятие?

Ответы детей

Перечисляют элементы росписи

Рассказывают что им больше всего понравилось, что нового узнали

Сказки Ситцевой Страны для детей старшего дошкольного возраста. История 4. Практиканты (часть 1)

Сказки Ситцевой Страны для детей старшего дошкольного возраста. История 4. Практиканты (часть 1) Эту историю попросили меня написать мои коллеги, когда у нас возникла необходимость рассказать детям о безопасном поведении в природе. В.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Конспект ОД по изодеятельности «Украшение для фартука с элементами дымковской росписи» для детей средней группы

Конспект ОД по изодеятельности «Украшение для фартука с элементами дымковской росписи» для детей средней группы Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ордена и медали»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ордена и медали» Цель. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение.

Конспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для закрепления знаний детьми о дымковской росписи. Задачи: - Продолжать знакомить детей с народным декоративным.

Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми дошкольного возраста Цель: Создать условия для знакомства детей с элементами дымковской росписи (точка, волнистая линия, прямые линии, горошины). Задачи: Обучающие:.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Проект «История моей улицы» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «История моей улицы» для детей старшего дошкольного возраста Л. Рыбакова Проект «История моей улицы» для детей старшего дошкольного возраста Соавторы проекта: И. В. Минчукова, Т. Д. Шевченко, Л. В. Ненахова,.

Конспект ОД с видеопрезентацией «История железа» для детей старшего возраста Конспект дистанционной образовательной деятельности на тему: «История железа» для детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: Скобелева.

Всякий может взять глину, краски, мел, молоко. Но ничего не выйдет, если нет умения. А когда наблюдаешь за работой дымковской мастерицы, кажется всё просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой, оказалось — это юбочка. Сверху приделала голову, руку, колбаску изогнула коромыслом, вылепила крохотные ведёрки. Стоит водоноска влажная, коричневая, сохнет, светлеет. А мастерица новую водоноску лепит. Глядишь — совсем другая: кокошник по-другому, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном. А берёшься сам — глина мнётся легко, готова тебе помочь, но ни во что не превращается, как говорят: "Одна мучка, да разные ручки".

Мастерство дымковских мастериц идёт из глубины веков. Ведь это не просто игрушки эти свистульки, эти коровки, лошадки, всадники, няньки — это начало знания для ребёнка о жизни. Он и играл и входил в мир, который его окружает. И мир этот был прекрасен: высокие гордые шеи коней оплетали чёрные витые гривы, русские печи расцветали розами, нарядные деточки прижимались к расписным подолам матерей, отцы шли за сохой по золотой пашне, ручные медведи плясали под игру своей балалайки, на поросятах ехали весёлые музыканты, Крошечка-Хаврошечка стояла под яблоней с наливными яблочками, храбрые богатыри стояли на страже сказочных городов, индюки вздымали разноцветные хвосты.

Одна дымковская вятская игрушка в состоянии преобразить, сделать праздничной квартиру, может быть, именно оттого, что в ней и огромный труд, и его многовековость.

Её называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Здесь хранилось, передавалось мастерство создания игрушки.

Сидит бабушка, рядом внучки, именно внучки, почему-то мальчики не перенимали глиняное мастерство. Терпения у них не хватало. Им бы всё побыстрей.

А тут дело неторопливое, доскональное, скрупулёзное. Кладёт бабушка свою шершавую морщинистую руку на ладошку внучке, направляет её пальчики. Где не справляются пальчики, им на помощь приходит лопатка — прихлопывать глиняную лепёшку. Рядом стоит чашка с водой, в воду то и дело окунаются пальцы, чтоб глина не приставала к рукам. Или мокрая тряпка. Тряпкой на ночь прикрывают глину, чтоб глина не пересохла.

Игрушки стоят на лавке, ждут обжигания в печи. Сейчас в мастерских специальные печи обжига, а раньше игрушки закаляли в русских печах. Топили жаркими берёзовыми дровами, чисто подметали, ставили на под налепленные фигурки.

Выходили они из печи закалённые, звонкие. Остывали. Разведённым на молоке мелом белили игрушки.

И уже после этого наступала пора росписи.

Если посмотреть на узор дымковских игрушек, он необычайно ярок, праздничен, весел. Кажется, что это достигнуто сочетаниями многих линий, а начинаешь вглядываться и поражаешься, насколько просты, экономны средства росписи: точки, клеточки, линии прямые и волнистые, кружочки, пятна. Но всё дело в их сочетании

Может быть, главное волшебство дымковского чуда в том, что его красота не повторяется никогда.

Взять крохотных козликов в модных штанишках — и ни один не похож на другого. Уж что говорить о медведях — у них не только роспись, не только лепка разные, но у каждого свой характер. И ни одного злого. Все добрые и весёлые. Один похитрей, другой простоват, третий себе на уме.

Самое последнее, что делает мастерица с игрушкой, это украшает её золотыми лепестками.

Операция называется "сажать золото". Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда "сажают золото", то от сквозняков закрывают форточки, чтоб лепесточки не улетели. Вот мастерица легонько коснулась кисточкой, смоченной в сыром яйце, золотого квадратика, поднесла его к игрушке и посадила на своё место: водоноске и барыням на шляпы, на кокошники, петухам на гребни, оленям на рога, гребцам на вёсла, волшебным деревьям на ствол и яблоки. и игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными.

И впрямь, на них не наглядеться. Смотришь, и на душе становится радостно, а на сердце спокойно.

И всё из глины. А глядишь на глину — ничего на ней, кроме крапивы, не растёт.


Яркая страница истории дымковской игрушки 1930-к годов связана с творчеством старейших мастериц — Е.А.Кошкиной и Е.И.Пенкиной. Каждая из них по-своему понимала традиции, обладая самобытным творческим почерком.

Произведения дымковских мастериц отражают сложности и противоречия развития дымков- ской игрушки в 1930-х годах, которой неизменно гордились как частью самобытного искусства и местной достопримечательностью, а также показывали на выставках, принимая меры для сохранения и развития промысла, но в то же время ее же порой осуждали за безыдейность, оторванность от реального мира, считали уродливой и несовременной.

В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. С ним, как мастерицы- надомницы, стали сотрудничать, сдавать ему свои работы А.А.Мезрина и ее дочери — А.И.Мезрина и О.И.Коновалова. Успех и слава Мезриной-старшей (ее приглашали на конференции, назначили персональную пенсию, изделия приобретали музеи) у многих вызывали желание подражать этой мастерице. В 1934—1935 годах к игрушке вернулись две старейшие искусницы этого дела — Елизавета Александровна Кошкина и Елизавета Ивановна Пенкина (1882—1948). Так в историю развития дымковской игрушки 1930—1940-х годов вписались страницы, связанные с их творчеством. У каждой из этих потомственных мастериц был свой художественный почерк.



Елизавета Александровна Кошкина


После смерти А.А.Мезриной долгие годы лучшей мастерицей заслуженно считалась Е.А.Кошкина. Елизавета Александровна Кошкина, как и все дымковские дети, с восьми лет лепила и красила игрушки, однако ее творческий путь можно проследить только с 1934 года. К искусству дымковской игрушки она вернулась под влиянием успехов Мезриной. У Кошкиной совершенно особая авторская манера, ее игрушки не спутаешь с другими. Е.А.Кошкина любила крупные формы. Игрушки ее большей частью монументальны. Устойчивые приемы лепки и росписи, не менявшиеся с 1943 года до конца жизни, усвоила и ее дочь, З.Ф.Безденежных, которая с 1934 года постоянно помогала матери сначала только красить игрушки, а с 1942 года и лепить.

В разнообразии сюжетов Кошкина уступала А.А.Мезриной. В 1937 году упоминается коллекция ее игрушек из сорока разновидностей. Среди них — традиционные темы и новые композиции, созданные ею или перефразированные с работ других мастериц и уже известных образцов. Самые традиционные сюжеты — барыни, няньки-кормилицы и водоноски. Кошкина создала и свой собственный типаж, символизировавший своего рода эталон женской красоты. Ее дамы всегда статны, горделивы и величавы. У них свой нрав и характер. Высокий колокол-юбка имеет не пологий, конический рисунок, а спрямленный, почти отвесный, что придает фигурам основательность. Пышногрудый торс, нарядные рукава и маленькая головка шариком с вьющимися волосами, уложенными в прическу, — это характерные особенности ее фигур, которым свойственны свои пропорции, близкие к соотношению 1: 3; 1: 2. И в 1930-е годы сохранялась своеобразная «метка» Е.А.Кошкиной — углубление-лунка в вершине конуса, которую она делала во внутренней части беленого колокола юбки.


Свой почерк был у Кошкиной и в рисунке лиц. З.Ф.Безденежных, точно копировавшая его, не могла достичь той уверенности, точности и выразительности линий, которые придавали куклам Кошкиной присущие только им черты. Характерный нос бугорком-защипом с двумя красными точками ноздрей, энергичный рисунок тонких, круто изогнутых бровей с острым, пронзительным взглядом черных точек-глаз, два больших кружка румян на круглых щеках и губы сердечком довершают образ барыни или няньки с открытым лицом, большеглазой, курносой и добродушной.


В отличие от лаконичной пластики Мезриной, силуэт фигур Кошкиной дробится обилием лепных деталей — нарядных воланов и оборок на платьях и передниках, пышных рукавов, узорных кокошников и больших шляп с полями, свисающими крупными каплями серег, рядами бус на груди, разных предметов в каждой руке барыни (зонтиков, сумочек, вееров, нередко даже птиц) или детей у нянек. Все это равномерно размещено и концентрируется в середине фигуры, не нарушая общего спокойного равновесия. Стоит же барыня всегда на основании колокола-юбки, у края которого мастерица никогда не делает воланов и оборок.

Женские персонажи у Кошкиной одеты празднично и нарядно. Даже водоноска с ведрами на коромысле в клетчатой юбке, кофте в талию, с серьгами и рядами бус не выглядит буднично. В окраске мастерица чередует яркие пятна — синие, малиновые, желтые, зеленые. Чаще они соединяются по контрасту. Раскраска сочетается с росписью по белому фону, активному в общем цветовом решении. Юбки и передники, как правило, украшает орнамент из кружков, горошин и колец в самых различных комбинациях размеров и цвета, а иногда это обычная клетка наподобие крестьянской пестряди. Орнамент подчеркивают гладко окрашенные детали.

К числу ранних работ этого рода можно отнести трех кормилиц, созданных, вероятно, не позднее 1935—1936 годов. Они сравнительно невелики, традиционны по композиции. Вместе с тем здесь уже налицо характерный типаж Кошкиной с присущими мастерице выразительностью лепных деталей, нарядными цветовыми сочетаниями и своеобразным орнаментом с единственным в своем роде узором елочки на юбке одной из нянек.



Кошкина часто использовала крупные пятна золотистой потали, смело вкрапляя их в любые цветные поверхности. Поталь усиливала декоративные качества ее скульптур, которые уже трудно назвать игрушками. Тем более, что в дальнейшем они весьма укрупнились, достигая высоты 22 — 30 и более сантиметров.Традиционная глиняная игрушка всегда соответствовала размеру человеческой руки, ее лепившей. Преувеличенные масштабы фигур Кошкиной, а затем и Е.И.Пенкиной возникли не по инициативе дымковских мастериц. Это результат условий заказов (за крупные игрушки больше платили) и пожеланий вышестоящих организаций, не учитывавших ни сложившихся традиций глиняной народной пластики, ни природных возможностей материала. Однако большие размеры работ Кошкиной не влияли на качество лепки и росписи: талант мастерицы успешно справлялся с утрированными формами, не терявшими своей статности и спокойной величавости. Сохраняя традиционную фронтальность фигур, Кошкина прорабатывала их со всех сторон. Все более настойчивые требования приблизить образы к реальной жизни, преодолеть однообразие поз вынуждали мастерицу придумывать новые композиции, вводить в них подобие внешнего движения. Кошкина пыталась примирить эти требования с канонами старого искусства.

Ее няньки, барыни, а затем и черноволосые черноглазые цыганки нередко заводят одну руку за спину или поддерживают выглядывающего из-за спины ребенка. Таким образом, хоть и робко, но все же нарушалась привычная фронтальная точка зрения, что заставляло поворачивать и рассматривать фигуру со всех сторон.


В других традиционных сюжетах — изображении всадников, в образах домашних животных, зверей и птиц — мастерица придерживалась сравнительно небольших размеров. Кони, олени, коровы у нее всегда с вытянутыми мордами, с уныло-ленивым выражением. Они стоят в позе традиционного «движения в покое». Кони расписаны вертикальными рядами горошин двух размеров и цветов, а коровы, олени и козлы — коричнево-красными, серыми или черными крупными пятнами, напоминающими их природную окраску. Хвосты коров и коней обычно — лепные, плетеные или завитые. На хребте — рельефная черная линия, уходящая в хвост. Грива коней — как бы черный рельефный жгут, от которого спускаются параллельные росчерки минных прядей. У коров рога выступают вперед, под ними — черные уши. Глаза животных мастерица писала, как человеческие, с крутым изгибом бровей и зрачками-точками.

Е.И.Кошкина любила лепить и всадников с коническим свистком-основанием сзади тулова. Иногда она одевала их в военные френчи и буденовки, таким способом наивно и прямолинейно «осовременивая» традиционную игрушку. Лепила мастерица и зверей. Львов она изображала лежащими в царственной позе, с длинным телом, хвостом, петлей закинутым на спину и трилистником на кончике. Эта величавость придает комичный оттенок морде с лепным носом, красными ноздрями и человеческими глазами со штрихами-ресницами. Вообще тонкие штрихи усов и ресниц у зверей — характерная особенность, которую Кошкина переняла у промышленной игрушки.



Оригинальны и ее фигурки свиней: они производят впечатление взъерошенных, со срезанным пятачком, выгнутой горбом спиной с полосками щетины вдоль всего хребта, черными пятнами на ушах и копытах, ромбиками потали на желтых крутых боках и хвостом-закорючкой. В отличие от такого же персонажа в исполнении А.А.Мезриной тулово этой свиньи — длиннее, полоски вдоль хребта расположены равномерно, сам же хребет, а также копыта выделены черной линией, хвостик — иной формы (у фигурок Мезриной — короткий торчащий).



В некоторых работах Кошкиной заметно смешение двух стилистически разных источников: условных принципов дымковской игрушки и натуральности промышленных образцов. Это многочисленные медведи с разными атрибутами, неуклюжие, грубоватые по лепке; собаки с охотничьими трофеями в зубах и особенно зайцы с морковкой в лапах, служившие копилками, для чего на загривке зверька в глиняном тесте прорезалась щель. Нелепость подобных новаций для дымковского искусства сегодня очевидна. И тогда все это сбивало мастеров с толку, но, стремясь не отстать от века, они вынужденно отступали от привычных канонов, искали что-то новое. Природная одаренность помогала им, даже повторяя чужие образцы, наделять их непосредственностью характеров, юмором, точно найденными деталями.

Примером подобного решения были, скажем, индюки. Небольшие, еще не перегруженные декоративной лепниной на хвостах, с непременной красно-малиновой бородкой, они выразительны и несут печать яркой индивидуальности мастера. Даже воспринятый из того же промышленного образца способ изображения глаз в виде красного или желтого кружка с точкой-зрачком под дугами бровей и клювом не лишали фигурки домашних птиц поэтической образности и индивидуальности авторского почерка.



Утки-крылатки у мастерицы — разных размеров, всегда расписаны в контрасте двух-трех довольно темных красок. Фигурки — компактны, силуэт их динамичен. Впечатление движения создается благодаря обилию оборок и воланов. Из нарядного оперения-одежды смотрит гордо вскинутая головка с округлым клювом и косящими в разные стороны глазами.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

На земле Баяна

На земле Баяна

На земле Баяна запись закреплена

Автор: Олег Васильев
История дымковской игрушки

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.

Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.

Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» — женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

Читайте также: