Медведь в народной игрушке

Обновлено: 26.04.2024

Славянские обереги — это не просто изображения или изваяния популярной народной символики, это обширный пласт знаний, впитавший вековую мудрость наших предков. Чаще всего мы встречаемся с оберегами, чье предназначение — помощь, покровительство, раскрытие женщины, защита и благополучие семьи.

Не менее популярными и востребованными у наших предков были и мужские обереги. Мужчин-воинов и мужчин-добытчиков дорого ценили и почитали, а уж безопасность воина или охотника была одной из основных задач, ведь от его здоровья и удачи зависела жизнь всех остальных членов коллектива. Поэтому обереги и амулеты в давние времена были обязательным защитным атрибутом у мужчин.

Оберег «Медведь-Охотник» — одна из народных кукол, адресованных мужчине. Образ медведя символизирует силу, храбрость, решительность, терпимость, обдуманность действий. Задача оберега — защита от неприятностей, травм и неудач во время охоты, раскрытие отваги, умножение мудрости для принятия решений, установка на удачу, приумножение.

«Медведь-Охотник» — традиционная народная кукла, при изготовлении тела которой не используются колющие и режущие предметы, весь процесс ее создания заключается в скручивании ткани и обвязывании скруток нитью. Создание этого оберега было навеяно эмоциями после нескольких прочитанных книг про роль медведя в мифологии славян.

Сразу оговорюсь, что я не претендую на создание точной копии древнего оберега, я просто делюсь своим видением процесса. Я специально не даю замеров, чтобы не устанавливать рамки вашим творениям, поскольку каждый мастер все равно создаст свою индивидуальную и особенную куклу.

Весь процесс создания оберега делим на три этапа:

1. Создание тела куклы.

2. Изготовление одежды для нее.

3. Дополнение образа характерными элементами.

На первом этапе нам понадобятся

1. Прямоугольные лоскуты льняной ткани: один широкий и длинный — для обкручивания туловища, два узких — для обкрутки ног и еще два лоскута пошире — для создания рук.

2. Два квадратных льняных лоскута — побольше для головы и маленький для кулаков — ладоней.

3. Березовая крепкая ветвь в виде рогатины.

4. Немного шерсти.

5. Нитка крепкая белая — заранее нарезаем достаточное (лучше даже больше) количество отрезков нити, которыми будем завязывать наши скрутки.

6. Джутовый шпагат.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 1

Мой лен слишком светлый. Лоскутки, которые идут на тело и лапы, я оставила светлым, а вот квадратики для морды и кулаков решила покрасить в чае.

Пока лен кипел, связала лапоточки и ушки. На лаптях оставляем длинные завязочки. Ушки ввяжем крючком на глаз, сначала цепочку из воздушных петелек, потом столбиками без накида вперед — назад, добиваемся, чтоб получились, как медвежьи ушки.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 2
Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 3

Лен сварился. Пока просыхает, начинаю скручивать.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 4

Накрутили лоскут на туловище, закрепили в трех местах заранее приготовленной белой нитью, наматывая ее по часовой стрелке, делая узел сзади. Лоскутки для лап начинаем крутить немного наискось, чтобы один их край зашел на туловище. Край на туловище закрепили и крутим дальше вниз, так же слегка наискось.

Очень удобно, когда ткань скрутки длиннее палки и немного выступает над ней. Мы легко согнем выступающую ее часть, формируя из нее ступню лапы. Впоследствии на эту ступню наденутся лапти. Ноги закрепляем в двух местах — сверху и на щиколотке.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 5

Теперь начинаем формировать голову и морду. Делать это удобнее всего из сливера — его легко уплотнить, накрутить и придать нужную нам форму. В районе носа подкладываем маленький кусочек, который даст нам необходимый объем.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 6

Теперь скручиваем с квадратного лоскута элемент, похожий на конус. На острый уголок конуса накручиваем крепкую белую нить, уголок — это изнанка медвежьего носа. Аккуратно выворачиваем получившийся элемент и так же аккуратно надеваем на шерстяную заготовку. Джутовым шпагатом дважды обвязываем петлю вокруг носа, заводим нить на затылок для крепкой фиксации. Из кусочка кожи вырезаем и приклеиваем носик. Примеряем уши.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 7

Вот такая морда получилась.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 8

Делаем лапы. Внутрь светлой скрутки заправляем темные лоскутки лап-кулаков так, чтоб была видна бахрома — имитируем сильную волосатую лапу зверя.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 9

Накручиваем белую нить по часовой стрелке, закрепляем скрутки на узелки. Накладываем лапы на ткань рубашки, чтобы вымерять нужную длину.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 10

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 11

Закрепляем ниткой запястья, выворачиваем, расправляем рукава. Вот они, лапы, уже в рукавах.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 12

Лапы привязываем к туловищу ладонями вверх плечами вниз. Получается, что медведь поднял лапы вверх. Прошу прощения, обнаружила, что процесс прикрепления лап к телу не сфотографировала.

Второй этап

На втором этапе нам будут нужны:

1. Ткани для одежды. У меня это два вида немецкого хлопка — в горошек и полосу, кусок грубого трикотажа, имитирующего мешковину.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 13

Теперь отмеряем лоскут необходимого для рубахи размера и привязываем в районе шеи таким образом. Расправляем.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 14

Делаем жилетку. Прошиваем по швам вперед иглой. Края неопрятно состариваем.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 15

Перед тем как жилетку надеть на Медведя, вышиваем на ней знак «медвежья лапа», немножко декорируем ее.

Приступаем к штанам. Штаны так же прошиваем швом вперед иголку. Выворачиваем. Пояс и низ штанин затягиваем нитью, закрепляем.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 16

Теперь переходим к третьему этапу

Здесь я не буду давать каких-либо рекомендаций, этот этап полностью принадлежит вам. Просто покажу, какие атрибуты получились у моего Медведя-Охотника.

Для третьего этапа пригодятся гибкие ветки шелковицы, шпагат и кусок кожи. Так как Медведь — охотник, я решила изготовить для него традиционые атрибуты — лук и стрелы.

Кукла-оберег «Медведь-Охотник». Процесс создания, фото № 17

Здесь уже огромное поле для вашей фантазии, никаких шаблонов.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.


Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.


Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов.


Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Сегодня решила вам рассказать о Богородской игрушке. Я купила несколько фигурок себе всего-то несколько лет тому назад, когда побывала на экскурсии в замечательном и старинном городе - Великий Новгород. Там-то я в них и влюбилась.

В древние времена на Руси не было такого огромного количества игрушек, как сейчас. Игрушки были глиняные , тряпичные да деревянные.

Наши предки считали, что дерево имеет способность обмениваться энергетикой с человеком, хранить тепло, поддерживать гармонию и равновесие.

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Такая себе «игрушечная столица».

Рассказывают, будто в маленькой деревеньке недалеко от современного Сергиева Посада жила многодетная, но очень бедная крестьянская семья.

Мать решила сделать для своих ребятишек куклу. Вначале она сшила ее из ткани, но через несколько дней дети ее разорвали, затем сплела из соломы, но уже к вечеру того же дня кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала куколку из дерева. Дети дали ей имя - Аука.

Долго игрались ребятишки с этой куклой, и вот она им надоела, и тогда отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, который и купил эту куколку да еще и заказал крестьянину целую партию подобных игрушек.

С тех пор рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

Богородские мастера свои игрушки не раскрашивают. Раньше, правда, отвозили их к художникам на роспись, но позже решили, что лучше оставлять их естественными, чтобы ощущать тепло и видеть фактуру дерева.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки животных, людей и птиц, композиции из жизни крестьянской семьи, вырезанные из дерева.

В те далёкие времена игрушки имели символическое значение, они были символами и оберегами для человека. Особенно был любим образ медведя.

По представлениям славянских народов , он – обладатель доброй силы, персонаж многих народных сказок, символ могущества. Медведя часто наделяют человеческими чертами характера.

Самые популярные игрушки – движущиеся. Их еще называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару и движутся при покачивании этого утяжелителя.

Одна из самых известных богородских игрушек – «Кузнецы», когда мужик с медведем по очереди бьют молоточками по наковальне.

Я себе купила, конечно же, «Кузнецов», а еще медведя-рыболова. При подергивании медведь достает из проруби рыбу. И современного медведя, который работает на компьютере.

Богородскую игрушку продолжают изготавливать и сегодня.

Конечно же, главное отличие богородских игрушек заключается в том, что эти вещицы тёплые и родные. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют её запах и благородный узор дерева.

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Мировоззрение славянских народов сформировалось на основе верований и представлений многих поколений, живших на территории современных Украины, России, Белоруссии и принадлежавших к разным племенам и археологическим культурам. Именно они, древние собиратели, охотники, рыболовы, скотоводы, земледельцы, ремесленники — славяне оставили отражение своих верований в том многогранном комплексе, который сегодня мы с вами называем нашей традиционной славянской культурой. Большая часть их представлений о жизни выражена в сюжетах мифов, обрядах и устном народном творчестве. Животным в мифологиях многих стран отводится огромная роль и сегодня это объясняется тем, что на ранних стадиях своего развития люди не пытались выделить себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе. Славяне не были исключением – у них широкого распространения получили магические представления о животных, как о родоначальниках человеческой нации, или о животных, как об особой сущности человека.

Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь, роль которого мы сейчас с вами и рассмотрим.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 1

Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.

Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса ( часто изображался рядом с ним или носил его знак).

Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед). Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»… Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).

Как до принятия христианства, так и после него на Руси существовала богатая брачная медвежья символика. Тотальное изменением идеологии, произошедшее в 20 веке, привело к утере множества народных традиций праздников, народных игр и примет. Свадебные обряды и гуляния, имевшие древнеславянские корни, были вытеснены новыми традициями - регистрацией брака в ЗАГСе, застолья с одним ведущим, словесных тостов и бытовых подарков гостей. Последнее двадцатилетие наша культура все больше впитывает традиции Запада: мальчишники и девичники полностью утратили свое первоначальное предназначение, появился ритуал прохождение к свадебной арке, бросание букета незамужним подругам и др.
Если же вернуться к истокам, мы увидим, что отношение к свадьбе у славянского народа было ответственным и священным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками, символами и ритуалами. И медведь, надо заметить, играл здесь одну из ведущих ролей.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 2

Еще одна подготовительная предсвадебная традиция, тесно связанная с медведем – девичник. Девичник всегда считался очень важным элементом приготовления и прощания невесты с родным домом. У невесты собирались подруги: «шитницы» и «девишницы», вместе они шили до поздней ночи, пели прощальные песни, приговаривали причитания. Вечером невесту обязательно навещал жених со своими друзьями, он привозил девушкам сундук с угощениями ( пряниками, орехами, конфетами) и украшениями (румянами, гребнем, мылом, зеркальцем, иногда колечками ). В ответ невеста так же угощала чаем жениха и его друзей и дарила будущему мужу фигурку медведя "Тихона", которую делала сама перед свадьбой. По оберегу судили - чем больше, интересней и детальней была фигурка, тем большее уважения и почитания в душе невесты к суженому.

Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.

Мать встречала новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.

Еще одна малоизвестная древнерусская свадебная традиция времен язычества - дарить молодоженам фигурку медведя с обязательно вырезанным именем “Тихий” ( позже“Тихон”) как мощный оберег счастья и благосостояния в браке. Во времена Киевской Руси медведь считался хранителем домашнего очага, а его изображения, фигурки и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 3


Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей брака — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола, помогая семье укреплять род.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 4

В некоторых регионах существовало довольно мощное поверье, что женщина может навсегда излечиться от бесплодия, если ее переступит медведь. Вероятнее всего, оно уходило корнями в легенду о женщине, которая не могла родить ребенка. Женщина уходила в лес, где находилось капище языческих богов, и пела свои печальные песни, прося в них о материнстве. В один из таких дней на поляну вышел медведь, слушал ее, не приближаясь. Так было до тех пор, пока он вдруг не побежал на нее. Женщина легла на землю, желая умереть от своего горя, но медведь лишь с ревом переступил ее и убежал прочь. Сказание, завершается песней о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, имеющей девять сыновей: богатыря, теслу, купца, кузнеца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела ( прародители основных славянских ремесел).

Образ медведя встречается не только в любовной, но и в лечебной магии, и в народном соннике. Если девушке приснится медведь – пусть ждет жениха, если во сне кушают медвежатину – к свадьбе, медведь гонится, преследует – к пополнению семейства. В одном из сводов – лечебников, найденном в дальних пещерах Киево – Печерской лавры упоминается о том, что в давние времена куревом медвежьей шерсти лечили от испуга, лихорадки; медвежьим салом натирали при обморожении, радикулите и ломоте в суставах. Так же считалось, что писарь и чтец должен натирать жиром медведя виски и лоб, тогда он будет запоминать все до последнего слова. Практически во всех приговорах от порчи именно медведь на своем хребте относит хворь в « темные леса да топкие болота». Фигурки, когти и лапы медведя использовались как мощный оберег от несчастий, травм, болезней и сглаза.

Еще один источник (древняя рукопись, найденная на раскопках на Харьковщине) открывает перед нами необычную языческую легенду о том, что медведь произошел от человека.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 5

Тут уже прослеживается некая схожесть верований славянских народов с легендами далеких жителей Сибири и североамериканских индейских племен, где практически в точности описывается история про «старика», который делает мужчину медведем, после чего у медведя рождаются медвежата и он уходит в лес, далеко от людей. Изредка возвращается он к людям, чтобы помогать некоторым из них. У разных народов эта история видоизменяется: мужчина, не превращен кем-то в медведя, он — могущественный шаман, который во время обрядов сам может превращаться в дикое животное. Ему так нравилось быть в теле зверя, что, в конце концов, он им и остался и ушел от людей, ставши прародителем медведей. Периодически, покидая свое дикое жилище, он приходил к людям и лечил заболевших, особенно детей, мальчиков. Лечил не всех, только избранных, тех, которым предстояло стать воинами или лекарями. Написано, что многие из излеченных им впоследствии действительно приходили к власти или так же оказывались наделенными магической силой и умели принимать медвежье обличие.

Раскопки одного из славянских могильников ведают нам о представлениях восточных славян про медведей – оборотней. В злых оборотней по своей воле превращаются ведуны, чтобы творить зло. В добрых оборотней превращаются мужчины — жертвы, заколдованные ведьмами или колдунами, в наказание за некий проступок. Всем известны истории о медведях – спасателях, которые внезапно появлялись из леса в момент нападения на стадо или на людей волков. Они отгоняли хищников, спасая скот и пастухов, после чего просто исчезали в лесу. Именно таким медведям – спасителям и приписывались черты «заколдованного человека », который, чаще всего, до конца своей жизни всячески помогал людям и пользовался огромным уважением у скотоводов, считаясь хранителем домашних животных. Таких медведей охотники обязательно «метили». В последствии, когти, лапы и голова меченого медведя служили мощными оберегами, которые цеплялись у входа в стойла, хлев, служа залогом здоровья, безопасности, плодовитости скота, его шерстью обкуривали постройки, где жил домашний скот, считалось, что туда никогда не зайдет лиса или другой хищник. Если мужчина не был охотником или же на его долю не выпадала удача найти такого медведя, он заказывал подобные амулеты у местных мольфаров, которые изготавливали их в определенные ночи из дерева с тканью (обереги — мотанки), реже , из бурой глины или воска. Обереги, изображающие Медведя – охотника (со стрелами) делались только для мужчин, их задачей было покровительство во время охоты, приумножение в мужчине смелости, решительности и отваги. Обереги, где Медведь изображался с хлебом, служили защитой для детей, больше мальчиков, особенно если ребенок был слабый и болезненный.

Таким образом, медведь для наших предков был магическим животным, чей образ присутствовал в свадебных обрядах, устном творчестве, подарках. Это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки-оберега медведя жениху, молодоженам, детям был одной из многочисленных добрых традиций, которые оказались забытыми, но сегодня постепенно возрождаются.
От себя добавлю — это так захватывающе, искать утерянные и забытые факты, узнавать новое о наших давних традициях. Новые факты вдохновили меня на создание фигурки Медведя - охотника, по мотивам традиционных народных оберегов.
Спасибо за ваше внимание!

Читайте также: