Методика ознакомления с дымковской игрушкой

Обновлено: 08.05.2024

Тема: «Ознакомление с дымковскими игрушками, элементами дымковской росписи».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: ознакомление детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке, и их росписи.

- Обогащать знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

- Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- Развивать чувство прекрасного;

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Дополнительные задачи: расширять знания и представления детей о дымковской игрушке и росписи; воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

обогащение словаря: дымковские игрушки, дымковская роспись.

активизация словаря: роспись.

Материалы, оборудование (средства): выставка дымковских игрушек, письмо с легендой о дымковской игрушке, презентация с иллюстрациями по теме (дымковская игрушка, дымковские мастера, элементы росписи, село Дымково, наглядный материал для ДИ «Найди лишнее»).

Методы и приемы (способы): использование наглядных материалов, сюрпризный момент, проблемный вопрос, художественное слово, беседа, показ, объяснение, рефлексия, положительная оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: беседа с детьми о росписях основанная на личном опыте и знаниях детей.

Форма организации: фронтальная, дети сидят полукругом на стульях.

Планируемый результат занятия:дети ознакомлены с изделиями народных промыслов, у детей закреплены и углублены знания о дымковской игрушке и их росписи, дети творчески отвечали на вопросы.

Предполагаемая деятельность детей

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем на выставке (воспитатель подводит детей к заранее подготовленному месту с иллюстрациями Дымковских игрушек, мастеров, самого села Дымково). Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво. Это село Дымково. В нем много народных мастеров. Как вы думаете, ребята, что же эти мастера делают?

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Воспитатель: Вы правильно догадались, здесь так много игрушек. Давайте их рассмотрим. Какие они яркие, красивые и очень разные, но что-то у них общее. Как вы думаете, что?

Дети: ответы и наблюдения детей.

Дети подготовлены к восприятию информации, выполнению предстоящих заданий.

Этап восприятия материала

Обогащать знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров; Воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Об этом народном промысле люди рассказывают удивительную, интересную легенду. Её и нам с вами прислали в письме. Что же это за история? Сейчас мы с вами узнаем…, но сначала давайте поиграем в гляделки: Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Отдохнули наши глазки, теперь давайте откроем наше письмо.

Дети внимательно слушают воспитателя.

У детей формируется уважительное отношение к труду мастеров и положительное отношение к народному декоративному искусству. У детей расширяются знания и представления о дымковской игрушке. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и педагогом.

Этап практического решения проблемы

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

Развивать чувство прекрасного;

Воспитатель: Ребята, вспомните и скажите, как называются эти игрушки?

Воспитатель: Кто сказал правильно, кто-то нет, а называются они - Дымковские.

Воспитатель: Ребята, давайте подробнее рассмотрим, как расписаны дымковские игрушки. Кто какие узоры увидел? Кому, какие узоры особенно понравились?

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что каждый узор на игрушке что-то означает? Вот, посмотрите, круг, как вы думаете, что он может означать? Вот ещё точки есть на игрушке, что этот узор может означать? Кто ещё, что увидел?

Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

Воспитатель: Вот какими интересными расписными игрушками мы с вами сегодня познакомились. Вам понравилось?

Воспитатель: А теперь я предлагаю сыграть вам в «Дымковскую игру». Хотите? Но сначала мы с вами немножко разомнёмся.

«Мы игрушки не простые,

В ярки краски, расписные,

Посмотрите, вы на нас,

Невозможно отвесть, глаз.

Здорово! Какие вы молодцы!

Ну теперь можно и поиграть! Готовы?

Дидактическая задача: учить находить предметы определённого промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: презентация с изображениями одного промысла и одна - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдёт лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: на экран выводится четыре-пять картинок. Следует найти лишнюю и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберёт больше жетонов.

Предположительные ответы детей.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

(руки разводят в стороны)

Дети разводят руки в стороны.

повороты в права – влево.

Показывают на глаза.

Дети играют в дидактическую игру.

У детей развивается эстетическое восприятие, образные представления, мышление, чувство цвета и композиции.

Развивается чувство прекрасного.

Подвести итог, провести анализ детских работ и (или) провести рефлексию с детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта по ознакомлению с декоративным рисованием («Дымковская роспись»)

Тема: «Ознакомление с дымковскими игрушками, элементами дымковской росписи».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: ознакомление детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке, и их росписи.

- Обогащать знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

- Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- Развивать чувство прекрасного;

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Дополнительные задачи: расширять знания и представления детей о дымковской игрушке и росписи; воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

обогащение словаря: дымковские игрушки, дымковская роспись.

активизация словаря: роспись.

Материалы, оборудование (средства): выставка дымковских игрушек, письмо с легендой о дымковской игрушке, презентация с иллюстрациями по теме (дымковская игрушка, дымковские мастера, элементы росписи, село Дымково, наглядный материал для ДИ «Найди лишнее»).

Методы и приемы (способы): использование наглядных материалов, сюрпризный момент, проблемный вопрос, художественное слово, беседа, показ, объяснение, рефлексия, положительная оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: беседа с детьми о росписях основанная на личном опыте и знаниях детей.

Форма организации: фронтальная, дети сидят полукругом на стульях.

Планируемый результат занятия: дети ознакомлены с изделиями народных промыслов, у детей закреплены и углублены знания о дымковской игрушке и их росписи, дети творчески отвечали на вопросы.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.

Тип проекта: Информационный, художественно-эстетический, творческий, исследовательско-экспериментальный

Продолжительность: Краткосрочный

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели

Актуальность: Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Использование дымковской народной игрушки даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно - патриотических качеств младших дошкольников.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи проекта:

Образовательные

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей со свойствами песка и глины.

3. Активизировать словарь за счёт уточнения названий предметов одежды дымковских барышень, названий элементов дымковской росписи.

4. Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

Развивающие

1. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный.

2. Развивать умение ритмично наносить линии в разных направлениях: короткие и длинные, перекрещивать их; пятна, кружки, создавать элементарный дымковский узор.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Мероприятия:

Формы работы с детьми

«Знакомство с дымковской игрушкой» (развитие речи)

«Украсим платочек барыни» (аппликация)

«Дымковская салфетка» (ИЗО)

«Поиграем с песком и глиной»

Рассматривание альбомов и книг «Дымковские игрушки»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери предмет», «Выложи узор».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек»

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Лошадка»

Игра малой подвижности: «Карусель»

«Гуленьки», «чтение о дымковских игрушках»

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»

Физминутки: «Лошадка», «Петушок»

Художественно-эстетическая деятельность

«Народные промыслы (Раскраски)», «Украсим уточку» лепка.

Формы работы с родителями

Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Предполагаемый результат:

• Получить знания о дымковской игрушке;

• Проявить интерес к народной игрушке

• Принять участие в оформление выставки «Дымковская игрушка»;

• Познакомились с особенностями дымковской росписи;

• Закрепить основные цвета;

Развивать умение рисовать элементарный узор из прямых перекрещивающихся линий

Форма проекта: Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт русского человека, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета. Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла, мы поставили перед собой цель: создание условий для развития основ художественной культуры и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство на примере дымковской игрушки.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи :

Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на примере дымковской игрушки.

Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора на изделиях народного промысла.

Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.

Начали работу с того, что в присутствии детей слепили из пластилина и расписали яркими красками дымковские игрушки - коня, барышню, козлика, индюка, оленя, утку, петуха. Затем мы познакомили детей с историей возникновения этого древнего промысла. При рассматривании игрушек использовали художественное слово и русский народный фольклор. Дети любовались хрупкими выразительными фигурками, отмечали, что узоры разного цвета - красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Мы обратили внимание детей на узоры дымковской росписи и объяснили, что каждый элемент – это древний символ языческой веры. Например, круг – это символ солнца и каравая хлеба, точки - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога. Игрушки оставили в группе, чтобы дети могли любоваться ими, рассматривать их, играть с ними.

На первом занятии предложили нарисовать красивые дорожки для дымковских козлика и лошадки. Перед детьми стояла задача выполнить ритмичный орнаментальный узор: посередине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их точками. Цвет дети выбирали по желанию. На следующем занятии в гости к детям пришла дымковская барышня и попросила детей расписать ей платочек. Детям было предложено подумать, как можно расположить узор на треугольнике. Был предложен новый элемент – длинные ровные линии и кольцо. Ровные линии дети рисовали старательно, труднее было рисовать кольца. Затем детям предложили расписать дымковской росписью салфетку, но сначала подумать, как можно красиво расположить узор на квадрате (по углам и в середине). На следующих занятиях дети расписывали для дымковской барышни кокошник и юбочки. Когда дети познакомились с элементами дымковской росписи, мы усложнили задачу и предложили им, как настоящим народным умельцам, расписать силуэты дымковских игрушек – коня, козлика, барышню. Украшая коня и козлика, дети смотрели на образец и рисовали. А при расписывании дымковской барышни рассмотрели с детьми образцы росписи и предложили им самостоятельно придумать узор и подобрать для него цвет. В итоге получились очень интересные работы, не похожие друг на друга. Вместе с детьми рассмотрели их, обратили внимание на цветовое решение, ритмичность узора, аккуратность при выполнении работы. Размещая свои работы на выставке для родителей, дети гордятся своими произведениями.

В свободной изобразительной деятельности предлагаем детям листы бумаги разной формы для декоративного рисования по мотивам дымковской росписи и даём возможность самостоятельно придумать узор из знакомых элементов. Прорисовывая орнаментальные дымковские узоры, дети закрепляют свои умения и навыки в декоративном рисовании, учатся сочетать крупные и мелкие элементы; у них формируется цветовое восприятие и художественный вкус.

В работу по формированию творческих способностей детей через народно-прикладное искусство мы включили не только рисование, но и другие виды изобразительной деятельности, такие как аппликацию и пластилинографию. На занятиях по аппликации детям раздавали силуэты различных дымковских игрушек и предлагали их расписать, но не красками, как обычно, а с помощью ножниц, цветной бумаги и клея. Перед детьми стояла сложная задача: придумать свой дымковский узор, вырезать кружки разного размера и цвета, полоски, наклеить их на силуэт. Такие же задания давали на занятиях по пластилинографии: дети должны найти цветовое решение, то есть подобрать пластилин нужного цвета, использовать для узора совсем маленькие кусочки пластилина, красиво располагать их на силуэтах дымковских игрушек.

Большое значение в художественно-эстетическом развитии детей играют дидактические игры: это и игровой метод обучения детей, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. В процессе этих игр дети закрепляют накопленные знания и умения, обогащают свой опыт, развивают творческие способности при составлении своих узоров. Для того, чтобы дети могли узнавать, называть и сравнивать другие народные промыслы России, в группу были внесены яркие иллюстрированные альбомы: «Гжель», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Филимоновская игрушка» с художественным словом. Дидактическая игра «Придумай свой узор» обучает детей составлению декоративных композиций на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла. В дидактической игре «Угадай и расскажи» дети учатся узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора.

Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.

Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду актуальна. Она помогает не только развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим. Поэтому важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, который хранит в себе национальные художественные традиции.

Формирование творческих способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с дымковской игрушкой



Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн-деятельности Введение В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий.


Современным обществом востребована личность, способная творить и оценивать прекрасное в искусстве. В педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического и творческого развития детей. В работах А. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова установлено, что дети способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между ними, отражать их в образной форме. Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, планировать свою творческую деятельность [5, с. 9]. Отсюда вытекает необходимость уроков не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в частности декоративно-прикладным искусством.

Проблема творческого развития детей средствами искусства исследовалась Д. Б. Богоявленской, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, А. А. Мелик-Пашаевым, С. А. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и другими. Отечественные ученые доказали, что развитие творческих способностей детей происходит при овладении ими общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Таким эффективным обучением является обучение технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

В школьной практике знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует определенной подготовки. Народная пластика – это образы, близкие мировосприятию и мироощущению младшего школьника, это художественный язык, доступные их пониманию и усвоению. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение младшими школьниками окружающего мира. Через народную игрушку ребенок связан с наследием окружающего мира, с добротой, народной мудростью.

Влияние декоративно-прикладного искусства и декоративной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста рассматривалось исследователями в разных аспектах.

Так, А. А. Грибовская, Ю. В. Максимов, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. А. Флерина считали декоративное творчество важным средством художественного развития детей.

Использованию декоративных образцов как средству эстетического развития дошкольников значительное внимание уделяли Р. С. Зырянова, Т. С. Комарова и другие.

Т. С. Комарова глубоко исследовала проблему развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, необходимой для любой деятельности, в том числе декоративной, и ручного художественного труда [4]. Т. С. Комаровой определено содержание работы по формированию детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства по трем направлениям:

1. Обогащение представлений детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства: некоторые сведения о промысле, материале, характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения и узора и др.). Детей учат рассматривать предметы, узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводят к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

2. Обучение детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами работы народных мастеров. На данном этапе развивают умение составлять на бумаге узоры разной геометрической формы, украшать объемные предметы (лепка, готовые формы – стаканы, тарелки из бумаги, предметы из папье-маше и пр.), используя элементы геометрические и растительные, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные); изготавливать глиняные игрушки, изучать особенности технологии этого изготовления.

3. Формирование декоративного творчества при знакомстве с народным искусством, при обучении рисованию, лепке (из пластилина, теста, глины), аппликации.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире.

Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами), с различными видами орнаментов (геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным); учат законам построения различных композиций.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Он возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятка (ныне территории г. Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка отличается предельной простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи – процесс занимательный и творческий, никогда не повторяющийся. По мнению Н. Шмыревой, «нет двух абсолютно одинаковых изделий – каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима» [3, c. 125].

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Если раньше много времени тратилось на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус – готова юбка барыни. Она полая, внутри со стенками толщиной 4–6 мм. Стенки конуса выравнивают – вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик голову. Все выполняется из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают дымковскую игрушку деталями – кокошником, муфтой, сумочкой, собачкой, косичкой, шляпкой и т. д. [2, с. 69].

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной – светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). После печи заготовка получается коричнево-красной.

Финальная часть процесса изготовления дымковской игрушки – роспись. Для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность [1, с. 35].

Обучение младших школьников технологии изготовления дымковской игрушки может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

– учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

– раскрывать для учащихся особенности технологии изготовления дымковской игрушки;

– создавать эмоциональный комфорт и творческую обстановку на уроках изобразительного искусства;

– адаптировать методику обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Для реализации методики обучения младших школьников изготовлению дымковской игрушки предлагаются следующие обучающие занятия:

1. Урок на тему: «Дымковская игрушка».

Целью данного урока было познакомить учащихся с дымковской игрушкой. В число задач урока вошло: знакомство детей с историей развития дымковской игрушки; эстетическое развитие детей; формирование представлений учащихся о технологии изготовления дымковской игрушки; воспитание интереса к изобразительному искусству.

2. Урок на тему: «Путешествие в город мастеров: Дымковская игрушка и технология ее изготовления». Целью урока было знакомство учащихся с технологией изготовления дымковской игрушки. В число задач урока вошло: создание художественного образа; развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся; развитие представлений учащихся о технологии изготовления дымковской игрушки; воспитание усидчивости, воли, художественного вкуса.

3. Урок на тему: «Орнамент дымковской игрушки». Целью урока было знакомство учащихся с выполнением орнамента дымковской игрушки. В число задач урока вошло: обучение росписи дымковской игрушки узорами; развитие чувства цвета при составлении узора дымковской игрушки, воображения; закрепление знаний детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом; воспитание самостоятельности и творчества.

В ходе данных уроков большой акцент был сделан на обучении учащихся технологии изготовления дымковской игрушки, на выработке знаний об истории дымковской игрушки, особенностей ее обжига, росписи, характерных деталей народного промысла. В ходе уроков дети изучают отличительные особенности деталей дымковской игрушки: раньше они могли издавать шум (свист, грохот, треск и пр.). Считалось, что злые духи, таким образом, изгонялись из дома, с полей, огородов. Дети узнают, что дымковская игрушка – одна из разновидностей шумовых инструментов, что значительный слой дымковской игрушки составляют свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных, – небольшие по размеру фигурки.

Учащиеся усваивают отличительные черты дымковской игрушки: специфические стилизованные формы; белый фон; яркая раскраска; способность издавать шум, свист (по возможности).

Процесс изготовления дымковской игрушки младшими школьниками проходит в два этапа: создание собственно формы; раскраска формы.

Дети учатся выполнять дымковскую игрушку средствами лепки из различных материалов: художественной глины, пластилина, самозатвердевающей полимерной глины, соленого теста.

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства реализовывается творческой деятельностью учащихся в ходе следующих этапов:

– выбор образца дымковской игрушки, готового изделия (выбранные образец дети мысленно членили на составляющие, выделяли основу, оценивали форму и т. д.);

– создание основы дымковской игрушки (туловища животного или человека). Основу создают из комка глины шарообразной формы. Сначала скатывают шарик нужного размера, затем вытягивают, стягивают, сплющивают его в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки;

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной);

– соединение придатков с туловищем дымковской игрушки (для этого «конечности» дымковской игрушки прижимают к ее туловищу; затем с помощью воды создают плавный переход между придатками и туловищем игрушки);

– соединение придатков с туловищем дымковской игрушки (для этого «конечности» игрушки прижимают к ее туловищу, а потом, с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создают плавный переход между придатками и туловищем игрушки);

– оформление украшений дымковской игрушки (колечек, шариков, колбасок, канавок). Осуществляется сушка готового изделия, затем дымковская игрушка красится в яркие цвета (красный, синий, желтый, оранжевый, белый, зеленый).

Итак, в процессе обучения технологии изготовления дымковской игрушки младшие школьники получают необходимые знания о ее истории, способах и этапах выполнения, навыки работы с глиной, представления о технике безопасности и личной гигиены при работе с инструментами; узнают о специфике образов и цветовой окраске дымковской игрушки, а также проявляют интерес к изготовлению дымковской игрушки, эмоционально-эстетическую отзывчивость на изделия дымковского народного промысла.

  1. Бурлакова, А. М. Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 34 – 36.
  2. Горожанина, С. Дымковская игрушка / С. Горожанина // 60 лет не возраст. – 2011. – № 4. – С. 67 – 70.
  3. Шмырева, Н. Знакомим с дымковской игрушкой: средний дошкольный возраст / Н. Шмырева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 125 – 128.
  4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: кн. для педагога / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 120 с.
  5. Мелик-Пашаев, А. Истоки и специфика детского художественного творчества / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. – 2014. – № 5. – С. 8 – 12.

Основные термины (генерируются автоматически): дымковская игрушка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, ребенок, технология изготовления, урок, число задач урока, белый фон.

Читайте также: