Методика подели игрушки для дошкольников автор

Обновлено: 13.05.2024

Методические рекомендации к процедуре диагностирования. Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 6—7 лет.

ВложениеРазмер
Методические рекомендации к процедуре диагностирования Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 6—7 лет 22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативной компетентности по Дыбиной ОВ.

Методические рекомендации к процедуре диагностирования Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 6—7 лет группы «Почемучки» осуществлась по следующим параметрам:

1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2.Умение получать необходимую информацию в общении.

3.Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4.Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5.Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8.Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9.Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделялись уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл

предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Методический материал по диагностике.

Диагностическое задание 1.

Цель. Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.

Содержание. Исследование проводились индивидуально. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:

—Кто изображен на картинке?

—Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?

—Как ты догадался(ась) об этом?

—Как ты думаешь, что произойдет дальше?

3 балла—ребенок самостоятельно правильно определял эмоциональное состояния сверстников и взрослых, объяснял их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.

Диагностическое задание 2.

«Не поделили игрушку»

Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.

Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание. Обращаю внимание детей на коробку с игрушками, предлагаю каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникала конфликтная ситуация из-за новой игрушки, я, после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешиваюсь и предлагаю всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:

—отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

—никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;

—играть всем вместе;

—играть по очереди;

— отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение.

Выслушиваю предложения каждого ребенка.

Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Варианты возможных конфликтных ситуаций.

Ситуация «Карандаш»: двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной (механический), необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.

Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку.

Я говорю: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.

3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;

2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;

1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполнялась сводная таблица.

Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:

высокий уровень — от 24 до 30 баллов;

средний уровень — от 16 до 23 баллов;

низкий уровень — от 10 до 15 баллов.

Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности

Высокий уровень (24—30 баллов)

Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.

В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Средний уровень (10—15 баллов)

Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (6—9 баллов)

Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.

Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.

Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Оценка результатов теста:

• если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень навыков общения;

• если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень навыков общения;

• если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень навыков общения.

3. Методика «Раскрась рукавички».

Цель: изучение коммуникативных навыков детей.

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;

• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

• как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.

Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.

1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?

2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?

3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?

5. Методика «Картинка»

Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации - изображена группа детей, не принимающих девочку в игру.

Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.

6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)

Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.

Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:

1. С кем ты хочешь играть и почему?

2. С кем ты хочешь дружить и почему?

3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре – в задание вносился характер таинственности: ответить «по секрету». Перед началом эксперимента: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор). Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.

Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.

Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Оценка результатов теста:

• если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень навыков общения;

• если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень навыков общения;

• если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень навыков общения.

3. Методика «Раскрась рукавички».

Цель: изучение коммуникативных навыков детей.

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;

• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

• как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.

Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.

1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?

2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?

3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?

5. Методика «Картинка»

Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации - изображена группа детей, не принимающих девочку в игру.

Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.

6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)

Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.

Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:

1. С кем ты хочешь играть и почему?

2. С кем ты хочешь дружить и почему?

3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре – в задание вносился характер таинственности: ответить «по секрету». Перед началом эксперимента: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор). Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.

Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.

Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Оценка результатов теста:

• если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень навыков общения;

• если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень навыков общения;

• если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень навыков общения.

3. Методика «Раскрась рукавички».

Цель: изучение коммуникативных навыков детей.

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;

• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

• как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.

Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.

1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?

2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?

3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?

5. Методика «Картинка»

Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации - изображена группа детей, не принимающих девочку в игру.

Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.

6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)

Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.

Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:

1. С кем ты хочешь играть и почему?

2. С кем ты хочешь дружить и почему?

3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре – в задание вносился характер таинственности: ответить «по секрету». Перед началом эксперимента: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор). Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.


Общая культура общения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, политических, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры общения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, и конкретно: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из приоритетов в нравственном развитии дошкольника является воспитание культуры общения. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке –не только право, но и обязанность каждого человека1.

Опираясь на усвоенные в раннем детстве навыки культурного общения, в старшем дошкольном возрасте необходимо обучить ребенка пониманию смысла и значения тех или иных правил культурного общения человека и в доступной форме раскрывать их.

Проектная деятельность является тем средством, которая стабильно обеспечена методами и формами работы с детьми и родителями по повышению уровня общей культуры общения дошкольника 2.

Исследование влияния проектной деятельности старшего дошкольника на его культуру общения в МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края позволило принять участие в нем детей старших групп в количестве 50 человек.

Большинство современных детских садов начинают внедрять в своей деятельности метод проектов. Это указывает на то, что российские педагоги ДОУ достаточно инициативно осваивают наиболее актуальные мировые тенденции в сфере образовательных технологий.

Так, в МБДОУ детском саду № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края на протяжении 2 лет активно используется в одной из старших групп метод проектов, в параллельной же группе детей старшего возраста данный метод не используется. Это основание позволило исследовать динамику развития культуры общения детей в проектной деятельности и без нее.

Первая группа детей, включенная в проектную деятельность (в дальнейшем — группа А) включена в рабочую учебную программу «Развитие общения старших дошкольников средствами проектной деятельности», разработанную в соответствии с тематикой и количеством занятий типовой программы «Детство» по направлению «Социально-нравственное воспитание детей старшей группы».

Константа определялась с помощью комплекса психолого-педагогических методик авторов Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.

1.Методика «Подели игрушки»;

2.Методика «Раскрась рукавички»;

3.Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

По методике «Подели игрушки» получены следующие результаты, оформленные в таблицу 1.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки»

Старшая группа, включенная в проектную деятельность.

Старшая группа, не включенная в проектную деятельность.

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокий уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокий уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокий уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

высокий уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

средний уровень навыков общения

высокийуровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

средний уровень навыков общения

низкий уровень навыков общения

13 человек — высокий уровень навыков общения (52 %)

12 человек — средний уровень навыков общения (48 %)

2 человека — высокий уровень навыков общения (8 %) 13 человек — средний уровень навыков общения (52 %) 10 человек — низкий уровень навыков общения (40 %)

Таблица 1 «Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки» демонстрирует кардинально различные показатели сформированности навыков общения у старших дошкольников в группе А и группе В.

Так в группе А детей с высоким уровнем навыков общения 52 %, а со средним 48 %, с низким уровнем нет.

А в группе В детей с высоким уровнем навыков общения 8 %, а со средним 52 %, с низким уровнем 40 %.

В диаграмме 1 «Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки» эти показатели представлены в сравнении. Диаграмма 1

«Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки»


Кольцевая диаграмма 1 демонстрирует, разницу в наличии уровней навыков общения в разных группах детей старшего дошкольного возраста.

Большинство детей группы А 52 % оставляли себе только одну игрушку, а остальные делили между другими участниками, моральный выбор делался ими правильно.

Практически одинаковое количество детей и в группе А и в группе В (48 % и 52 %) проявляли средний уровень навыков общения, т. е. оставляли себе две игрушки, а остальные делили между другими участниками.

40 % детей группы В делили игрушки в свою пользу, оставляя себе больше, моральный выбор сделан ребенком в данном случае неправильно.

Изучая сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста по методике «Раскрась рукавички» и получив результаты, была получены следующие данные. В группе А лишь трое детей не умеют договариваться, им сложно приходить к общему решению. Четыре человека практически не осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Отрицательно отнеслись к результату деятельности, своему и партнера трое ребят. Столько же детей не осуществляли взаимопомощь по ходу рисования. Двое старших дошкольников не смогли рационально использовать средства деятельности.

В группе В десять детей не умеют договариваться, им сложно приходить к общему решению. Семеро старших дошкольников практически не осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Отрицательно отнеслись к результату деятельности, своему и партнера одиннадцать ребят. Восемь детей не осуществляли взаимопомощь по ходу рисования. Пятеро старших дошкольников не смогли рационально использовать средства деятельности.

Диаграмма 2 в процентных показателях демонстрирует наличие пяти признаков по данной методике в двух группах.

Процентные показатели констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Раскрась рукавички»


Диаграмма 2 наглядно демонстрирует, что в группе А у детей в меньшем проценте проявляются отрицательные тенденции в общении со сверстниками, а в группе В в большем процентном показателе не сформированы коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам беседы с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…» в группах А и В были составлены диаграммы 3 и 4. Диаграмма 3.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группе А МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»


Из диаграммы 3 видно, что дети старшего дошкольного возраста в группе А часто делают положительные выборы, они утешают сверстника и делятся игрушками, помогают в создании постройки, протягивают руку помощи.

Однако, и в данной группе есть дети, которые делают отрицательный выбор, так в первой ситуации их трое, во второй четверо, а третьей двое. Диаграмма 4.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группе В МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»


В группе В детей с отрицательным выбором больше и это одни и те же ребята в разных ситуациях, так в первой и в третьей ситуации их по пять человек, во второй ситуации их семеро.

В процентном соотношении эти данные (по двум группам) выглядят следующим образом в диаграмме 5. Диаграмма 5.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группах А и В МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…» (процентное соотношение положительных выборов)


Взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в данной выборке не значительно различны. Обе группы характеризуются и отрицательными и положительными моральными выборами детей.

Стоит отметить, что группа А, включенная в проектную деятельность все же более стабильна в проявлении культуры в целом, и культуры общения в частности.

  1. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников / сборник научных трудов АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, — М., 2011г
  2. Одинцова Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» № 1, 2011г.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень навыков общения, группа А, высокий уровень навыков общения, детский сад, навык общения, Ставропольский край, констатирующий этап, мирный Курский район, проектная деятельность, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание.

После реализации нормативного проекта «Мы культурные ребята» были проведены те же методики на выявление уровня воспитанности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе.

Развитие сотрудничества дошкольников. | Молодой ученый

В практике дошкольных учреждений развитию навыков совместной деятельности детей уделяется недостаточно внимания.

Методы и организация исследования. Констатирующее исследование проводилось с 64 детьми 5-6 лет (42 девочки, 22 мальчика) на базе МДОУ д/с №.

Модель условий формирования умений взаимодействовать со.

Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, сверстник, нормальное зрение, старший дошкольный возраст, сверстник детей, констатирующий эксперимент.

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции.

При нормальном развитии ребенка к старшему дошкольному возрасту доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством — речь.

Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших.

Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, недостаточная развитость, навык, индивидуальная работа, детский сад, группа, совместная деятельность.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными.

Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, воспитанники с ОВЗ.

Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

 Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание.

После реализации нормативного проекта «Мы культурные ребята» были проведены те же методики на выявление уровня воспитанности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе.

Модель условий формирования умений взаимодействовать со.

Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, сверстник, нормальное зрение, старший дошкольный возраст, сверстник детей, констатирующий эксперимент.

Развитие сотрудничества дошкольников. | Молодой ученый

В практике дошкольных учреждений развитию навыков совместной деятельности детей уделяется недостаточно внимания.

Методы и организация исследования. Констатирующее исследование проводилось с 64 детьми 5-6 лет (42 девочки, 22 мальчика) на базе МДОУ д/с №.

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции.

При нормальном развитии ребенка к старшему дошкольному возрасту доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством — речь.

Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших.

Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, недостаточная развитость, навык, индивидуальная работа, детский сад, группа, совместная деятельность.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными.

Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, воспитанники с ОВЗ.

Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

 Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI.

Читайте также: