Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек

Обновлено: 15.05.2024

Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка».

Старший воспитатель Белова Л. Н.

В настоящее время в воспитании детей очень большая роль отводится народной игрушке. Приобщение к ней детей является средством формирования у них художественно-эстетических и патриотических чувств.

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, учит любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

С самого раннего детства у детей вызывает интерес глиняная народная игрушка. Наиболее интересными для восприятия детьми считаются дымковская, каргапольская, филимоновская и для более широкого кругозора - абашевская. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Давайте совершим небольшо экскурс в историю создания этих игрушек.

Немного истории возникновения дымковской игрушки.

Этот русский художественный промысел возник более 400 лет назад вблизи города Вятки в слободе Дымково. А когда была сделана первая игрушка – этого уже не помнит никто. Наши предки ещё к языческому празднику Свистуньи лепили глиняные свистульки: барашков, лошадок, уток и рогатых козлов. Игрушки красили яркими красками, дарили и продавали на ярмарках.

Для изготовления игрушек применяется местная ярко-красная глина, которую смешивают с коричневым речным песком. Потом игрушку сушат и обжигают.

Приступая в выполнению лепки барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку – широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Обычно роспись строится по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

• Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

• Для росписи используют широчайший спектр красок – я не буду перечислять все возможные оттенки и цвета. Нет ограничений на цвет. Оттого игрушка выглядит такой праздничной и нарядной

• Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков /слайд/

Нужно понимать, что каждая дымковская игрушка – вещь уникальная. Игрушка лепится вручную и расписывается вручную. Потому, нет двух одинаковых игрушек на всем белом свете. Каждая дымковская игрушка – игрушка единственная и неповторимая.

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного. Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".

При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Палитра росписи относительно скупа. Это малиновые, желтые, синие оттенки. Но несмотря на это, игрушки смотрятся живо и весело.

Лепится филимоновская игрушка из целого куска. Обратите внимание на приемы лепки.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов.

Каргопольская игрушка, в сравнении, к примеру, с дымковской, выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Каргопольскую игрушку можно назвать действительно народной, потому что ее исполнение достаточно свободное.

Лепка каргопольской игрушки отличается от лепки дымковской и филимоновской игрушек. Фигурки лепятся из одного целого куска глины. Изделия просушивали несколько недель, обжигали, потом белили.

Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Часто изображают круги, кресты, кольца, присутствуют мотивы растительного орнамента.

Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это единичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей, полкан, лошадки и другие животные. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты.

/ Абашевская игрушка – это самобытный промысел глиняной игрушки, зародившийся в 19 веке в Пензенской области в селе Абашево близ города Спасск. От названия села и пошло название игрушки. Героями абашевской игрушки, как и любой другой народной глиняной игрушки, стали животные и люди.

Забавные фигурки барынь, мужиков, служивых людей, оленей, медведей, баранов, козлов, собак и других животных - все это типичные персонажи абашевского промысла.

Тем не менее, абашевская глиняная игрушка имеет свои особенности. Главная особенность – это определенная степень фантастичности фигурок.. Козы с нарочито длинными и острыми рогами, олени с многоярусными симметричными рогами, люди, как будто бы наряженные в дикие карнавальные маски. Другая особенность абашевской игрушки – это ее яркий насыщенный цвет – красный, синий или зеленый, иногда с добавлением золота и серебра на детали.

Знакомясь с красотой народной игрушки, историей ее создания, ребенок испытывает желание самостоятельно слепить свою игрушку, не похожую на другие.

/Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Сейчас существует очень много пластичных материалов для лепки. Остановимся на самых доступных для детей дошкольного возраста.

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный пластичный материал, который используется в детском саду во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.

Пластилин - универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет.

Масса для лепки. Идеальна для обучения лепке детей с 3 лет. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно. Застывает в течение 2 часов, полностью в течение суток. Готовое изделие получается легким и упругим, стойким к повреждениям

Солёное тесто - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс приготовления сувенира из соленого теста.

В настоящее время пользуется популярностью такая пластическая масса, как холодный фарфор.

Холодным фарфором называют особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая используется для художественной лепки. Работать с холодным фарфором могут и дети, и взрослые. Холодный фарфор при застывании становится твердым, что выгодно отличает его от пластилина. Можно кисточкой раскрасить в нужные цвета.

1) клей ПВА строительный,

2) кукурузный крахмал

4) крем для рук (желательно жирный)

5) лимонный сок или лимонная кислота

Смешиваем все ингредиенты в кастрюльке.

1 стакан ПВА, 1 стакан крахмала, 1 ст. л. глицерина, 1 ст. л. крема для рук, и 1 ч/л. лимонной кислоты.

Размешиваем до однородности. Ставим на конфорку, нагреваем

Постоянно помешиваем, не отвлекаясь ни на что и не останавливаясь.

Смесь быстро густеет, собирается в один большой ком.

Вот масса готова.

/ Из холодного фарфора лучше всего лепить тонкие элементы, т. к. толстые могут при высыхании потрескаться.

Предлагаю вашему вниманию лепные изделия из холодного фарфора.

/ Заниматься лепкой ребенок начинает с самого раннего возраста. И это очень важно. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Заниматься лепкой начинаем с детьми раннего возраста. Малыши знакомятся с пластической массой, учатся разминать ее, раскатывать, отрывать части, лепить простейшие предметы.

В работе с детьми младшей группы задачи усложняются. Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой.

Дети знакомятся с простейшими приемами скатывания и раскатывания.

У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети учатся лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путем прищипывания.

/ К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке.

Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий

Детей старшего возраста в процессе лепки учим передавать пропорции, строение, лепить наиболее характерные детали. Детей учим лепить из целого куска, вводим элементы декоративной лепки.

В подготовительной к школе группе учим детей передавать в лепке характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует, продолжаем учить детей выполнять декоративную лепку разными способами, лепить предметы по представлению и с натуры.

Решая задачи художественно-эстетического развития детей, необходимо продумать оформление и размещение развивающей предметно пространственной среды, в которой необходимо иметь глину, пластилин, тесто, другие лепные массы. Необходимо подобрать для рассматривания изделия народного промысла, книги, альбомы по ознакомлению с историей изготовления игрушек разных народностей.

Существует 3 способа лепки : конструктивный – предмет

скрепляется из отдельных частей. Пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования. Комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

Основные приемы, используемые в процессе лепки : разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, сдавливание, оттягивание.

В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска.

В каждом возрасте приемы усложняются. Дети от самых простых приемов переходят к более сложным деталям и композициям.

Начиная с раннего возраста мы не только развиваем пальчики малышей, но воспитываем в детях эстетические и патриотические чувства.

Мы учим детей видеть красоту народной игрушки, учим отличать один промысел от другого, воспитываем умение восхищаться изделиями народно-прикладного творчества.

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».

Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники»

Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники» В своих попытках мысли и чувства посредством цвета, музыкальных звучаний и поэтического слова ребёнок пользуется средствами, уже выработанны.

Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Мастер-класс в художественно-эстетическом развитии дошкольников «Танцующие краски» МКДОУ детский сад Сказка г. Семилуки Воронежской области Мастер-класс «Танцующие краски» Использование техники Эбру в художественно-эстетическом.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».«Детство.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей»

Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей» СЕМИНАР НА ТЕМУ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. Составил воспитатель:Ковальчук.

Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Содержание. Знакомство с основными элементами росписи.

Из истории. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли окатенем и каргопольчиком. Так появилось название достопримечательного города Каргополя. Филимоновские игрушки родились в деревне Филимоново Тульской области.

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек.

Дымковская игрушка. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку – широкий у основания пустотелый конус, - вертят в руках для выравнивания стенок. Затем на юбку, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик – головку, к плечам прикрепляют сначала торчком, в стороны, руки – колбаски, потом их осторожно сгибают, закрепляют на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют витыми буклями, надевают шляпу, капор или кокошник с гладкими или оборчатыми полями. Места всех соединения всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой и пальцами. Роспись. Начинается процесс росписи с нанесения ярких гуашевых красок на ослепительно белый фон. Гамма красок может быть весьма разнообразной. Любят мастера сочетания синих, голубых, оранжевых, розовых, малиновых, желтых, зеленых, салатовых цветов. Дополняет все черный контур некоторых деталей. Веселый геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Для дымковской игрушки характерны неотразимое обаяние, праздничность цвета, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи.

Каргопольская игрушка. Основные этапы лепки и росписи каргопольских игрушек такие же, как у дымковских. Только для росписи каргапольской игрушки используют совершенно особую цветовую гамму. Здесь желтые тона сочетаются с зеленым, серым, коричневым, малиновым. Орнаментальная роспись игрушек состоит из геометрических элементов, в ней сочетаются круги, косые и прямые кресты, штрихи, небольшие пятна, прямые и волнистые линии.

Филимоновская игрушка. Лепят игрушку из пластичной глины, методом вытягивания из одного куска, поэтому фигурки выделяются особым, удлиненным силуэтом. Лепку формы начинают с вытягивания глиняного цилиндрика вверх. Изображения людей монолитны, без лишних деталей. Неширокая юбка – колокол плавно сужается на талии, от узких плеч отходят округлые руки, конусообразная голова составляет единое целое с шеей. Прямо из головы вытягивают раструб, который превращают в манерную шляпку. Так же лепят фигурки животных – свистулек. У фигурок собак, козлов, коров, коней тонко перехваченное в талии туловище, плавно изогнутая шея с маленькой головкой. Малиновый, желтый, белый и зеленый – любимые цвета. орнаменты состоят из полосочек, елочек, розеток.

Самостоятельная работа. Лепка игрушек.

Тема 11. Гжель.

Содержание. Возникновение росписи. Роспись керамических изделий. Основные элементы росписи. Технологии выполнения.

Из истории Гжельской росписи. Родина фарфора с синей росписью - Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел. Синий цвет появился на гжельских изделиях только в середине 19 в. В предыдущие столетия гжельский фарфор были многоцветными.

Для росписи нужны кисти разных номеров. Каждая кисть используется только для определенного элемента: №8, 9 – лепестки розы; №6.7 – крупные листья; №4.5 – декоративные веточки; №3,4 – «капельки», небольшие листочки; №1,2 – усики, завитки.

Технология выполнения. Особый гжельский мазок – основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получая округлый мазок с темным краем, постепенно истаивающий к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный, или тональный, мазок. Он бывает разной конфигурации. Кроме этого. В гжельской росписи используется прием сплошного мазка, которой называют «капелькой». Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами. Основные элементы, этапы росписи. Гжельская роза – один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняют «живописным мазком». Обычно начинают писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее было расписывать. После того как написан главный цветок, приступают к изображению стебля с листочками. Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки – широким сплошным мазком. Краска для листочков должна быть немного светлее лепестков цветка. Завершающий этап – прописка тонких линий завитков, усиков и прожилок, которые придают росписи изящество и законченность. Красота тональных переходов синего на белом фоне, глубина цвета создают незабываемый колорит гжельской керамики. Особая напевность гжельских орнаментов рождает у нас ассоциации с родной природой.




Самострельная работа. Роспись бытовых посуд.

Тема 12. Жилище башкир.

Содержание. Освоение приемов национальной башкирской росписи.

Твоя родина – Башкортостан, небольшой уголок Росси, с «березовой листок величиной», по словам М. Карима. Богат наш край не только своими недрами, но и своим искусством, которое создавал башкирский народ многие тысячелетия, вырабатывая свой самобытный художественный стиль, воплощенный в произведениях ткачества, вышивки, в декоративной обработки дерева и металла, аппликации, в украшении одежды и жилища. Украшая изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, природе, семье, быте, традициях, о красоте своей души. В орнаменте башкир живет сложная система образов, главными мотивами которых являются кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав (тематика кочевого скотоводческого народа) и ромб – символ земли и плодородия. Характерной особенностью башкирского орнамента является то, что он никогда не повторяется, а варьируется и интерпретируется мастерами, превращая кускарн6ые и ромбообразные элементы в причудливые очертания.

Самостоятельная работа. Выполнение башкирской юрты с использованием национальных орнаментов. росписи.

Тема 13. Русское зодчество.

Содержание. Ознакомление с национальными орнаментами, видами росписи.

Искусство орнамента – сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Растительный орнамент составляет из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрический и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным. По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии. Сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток с элементами орнамента). Замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и т.д.). Очень важен в орнаменте ритм. Ритм – это чередование элементов узора в определенной последовательности. Раппортом называется повторяющиеся элементы орнамента. Симметрией называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно к его плоскости. Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется розеттой, или розеткой. Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов.

Самостоятельная работа. Выполнение русской росписи.

Учебно – методическое обеспечение дисциплины.

Основная.

4. Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура,

гррафика, архитектура. М., Проев., 1995.

5. Боголюбов Н.С. Лепка занятий в школьном кружке. 1990.

6.Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. М.2006.

4. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. М.. 2006.

5. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-2 классы. М. 1995.

6. Кузин B.C. Методика преподавания ИЗО в начальных классах. М. 1990.

7. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М. 1990.

8. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М. 1990.

9. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М. 1990.

10. Казаков Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М. 1990.

11. Ю.Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. М. 1991.

12. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. – М., 2002.

13. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству (учебно – методическое пособие для студентов). – М., 2000.

14. Пурик Э.Э. Изобразительное искусство 1-2 классы. Уфа 2002.

15. Пучков А.С, Трислев А.В. Методики работы над натюрмор­том. М. 1992.

16. Рыжкова П.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М. 1990.

17. Рыжкова П.Е. Изобразительное искусство в школе. М. 1990.

18. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

19. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во втором клас­се. М. 1990.

Дополнительная:

1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М. 1990.

2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М. 1997.

З. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских ап­пликациях, М., 1996.

4. Вопросы изобразительного искусства. Сборник5.-М.. 1997.

5. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1996.

6. Дьяков Л.В. Дымковские глиняные, расписные. «Художник РСФСР», 1998.

7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М. 1995.

8. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл.(1-3)/ Под ред. Б.М. Неменского.-М.,1997.

9. Иванов Е.П. Русский народный лубок. – М., Л., 1993.

10. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. – М., 1995.

11. История русского и советского искусства. Учебное пособие для вузов. – М.,1992.

12. Кильчевская Е.В. от изобразительности к орнаменту. М. – 1993.

13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд. – М., 1996.

14. Комарова Т.С. условия методика развития детского творчества. – М.,1994.

15. Михина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как фор­ма усвоения социального опыта. М., 1991.

16. Соболев Н.Н. Русский орнамент. – М.,1990.

17. Хализова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в дет­ском саду.- М., 1994.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессио­нальной деятельности :

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой и

возрастными особенностями младших школьников;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно- методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

в области социально- педагогической деятельности:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

Для проведения занятий важную роль играет и применение наглядных пособий, соответствующие методики преподавания данной дисциплины, схемы, готовые изделия, и материалы, методические рекомендации, необходимая литература, технические средства обучения и т.д.

Для проведения педпрактики студентов преподавателю необходимы следующие материалы: готовые план – конспекты, разработки уроков, методические рекомендации к данным урокам, программы по дисциплины для начальных классов.

Особо важным для преподавателя является проверки знаний студентов по изучаемой дисциплине (контрольные работы, зачеты, курсовые работы, дипломные проекты и т.д.). Необходимые материалы: заранее составленные вопросы, тесты, контрольные задания для самостоятельной работы, темы для рефератов, курсовых и дипломных проектов.

Методические указания для студентов.

Дисциплина «Методики преподавания изобразительного искусства с практикумом» направлена на подготовку квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными, умениями и навыками в области рисования младших школьников.

В результате освоения курса студенты должны:

- знать различные подходы к организации обучения изобрази­тельному искусству в истории развития педагогической науки и практики;

- знать психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять ее роль в общем раз­витии личности ребенка младшего школьного возраста;

- знать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста;

- знать основы художественного творчества;

- знать основы художественного конструирования;

- знать основы различных учебных дисциплин: математики (геометрии), русского языка, черчения, трудового обучения, ми­ровой художественной культуры, истории,

- знать особенности различных программ по изобразительному искусству для начальной школы;

- знать предметное содержание курса «Изобразительное искус­ство» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника;

- знать методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по рисованию и воспитанию;

- правила техники безопасности;

- уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнуто­го уровня развития, обученности и воспитанности детей;

- уметь организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования знаний, умений и навыков по рисо­ванию и воспитанию;

- уметь развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные

- уметь пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями;

- уметь создавать и поддерживать микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности;

- уметь разрабатывать структуру урока ИЗО;

- уметь самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков ИЗО;

- уметь определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивиду­альные особенности;

- уметь отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся;

- уметь организовывать индивидуальную деятельность и твор­ческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаи­моотношения;

- уметь анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- уметь анализировать и оценивать результаты собственной пе­дагогической деятельности и вносит все необходимые коррективы;

- уметь воплотить идею, творческий замысел собственной работы и работы детей;

- составлять различные композиции, учитывать композиции построения, оценивать образность и выразительность рабо­ты учащихся начальных классов;

- уметь оценивать правильность изображения, грамотность пе­редачи пропорций изображаемого предмета или композиции;

- владеть всеми практическими умениями и технологиями, которым будут обучаться дети младшего школьного возраста;

- владеть необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в творческих работах на уроках ИЗО;

- владеть приемами активизации творческих способностей млад­ших школьников на уроках рисования;

- владеть системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у младших школьников;

-владеть всевозможными практическими приемами художествен­ной деятельности;

Владеет системой умений формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлени­ях и общественных процессах.





Современным обществом востребована личность, способная творить и оценивать прекрасное в искусстве. В педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического и творческого развития детей. В работах А. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова установлено, что дети способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между ними, отражать их в образной форме. Посредством изобразительного искусства, в частности декоративно-прикладного, у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, планировать свою творческую деятельность [5, с. 9]. Отсюда вытекает необходимость уроков не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в частности декоративно-прикладным искусством.

Проблема творческого развития детей средствами искусства исследовалась Д. Б. Богоявленской, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, А. А. Мелик-Пашаевым, С. А. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и другими. Отечественные ученые доказали, что развитие творческих способностей детей происходит при овладении ими общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Таким эффективным обучением является обучение технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

В школьной практике знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует определенной подготовки. Народная пластика – это образы, близкие мировосприятию и мироощущению младшего школьника, это художественный язык, доступные их пониманию и усвоению. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение младшими школьниками окружающего мира. Через народную игрушку ребенок связан с наследием окружающего мира, с добротой, народной мудростью.

Влияние декоративно-прикладного искусства и декоративной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста рассматривалось исследователями в разных аспектах.

Так, А. А. Грибовская, Ю. В. Максимов, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. А. Флерина считали декоративное творчество важным средством художественного развития детей.

Использованию декоративных образцов как средству эстетического развития дошкольников значительное внимание уделяли Р. С. Зырянова, Т. С. Комарова и другие.

Т. С. Комарова глубоко исследовала проблему развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, необходимой для любой деятельности, в том числе декоративной, и ручного художественного труда [4]. Т. С. Комаровой определено содержание работы по формированию детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства по трем направлениям:

1. Обогащение представлений детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства: некоторые сведения о промысле, материале, характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения и узора и др.). Детей учат рассматривать предметы, узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводят к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

2. Обучение детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами работы народных мастеров. На данном этапе развивают умение составлять на бумаге узоры разной геометрической формы, украшать объемные предметы (лепка, готовые формы – стаканы, тарелки из бумаги, предметы из папье-маше и пр.), используя элементы геометрические и растительные, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные); изготавливать глиняные игрушки, изучать особенности технологии этого изготовления.

3. Формирование декоративного творчества при знакомстве с народным искусством, при обучении рисованию, лепке (из пластилина, теста, глины), аппликации.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире.

Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами), с различными видами орнаментов (геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным); учат законам построения различных композиций.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Он возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятка (ныне территории г. Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка отличается предельной простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи – процесс занимательный и творческий, никогда не повторяющийся. По мнению Н. Шмыревой, «нет двух абсолютно одинаковых изделий – каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима» [3, c. 125].

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Если раньше много времени тратилось на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус – готова юбка барыни. Она полая, внутри со стенками толщиной 4–6 мм. Стенки конуса выравнивают – вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик голову. Все выполняется из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают дымковскую игрушку деталями – кокошником, муфтой, сумочкой, собачкой, косичкой, шляпкой и т. д. [2, с. 69].

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной – светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). После печи заготовка получается коричнево-красной.

Финальная часть процесса изготовления дымковской игрушки – роспись. Для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность [1, с. 35].

Обучение младших школьников технологии изготовления дымковской игрушки может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

– учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

– раскрывать для учащихся особенности технологии изготовления дымковской игрушки;

– создавать эмоциональный комфорт и творческую обстановку на уроках изобразительного искусства;

– адаптировать методику обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Для реализации методики обучения младших школьников изготовлению дымковской игрушки предлагаются следующие обучающие занятия:

1. Урок на тему: «Дымковская игрушка».

Целью данного урока было познакомить учащихся с дымковской игрушкой. В число задач урока вошло: знакомство детей с историей развития дымковской игрушки; эстетическое развитие детей; формирование представлений учащихся о технологии изготовления дымковской игрушки; воспитание интереса к изобразительному искусству.

2. Урок на тему: «Путешествие в город мастеров: Дымковская игрушка и технология ее изготовления». Целью урока было знакомство учащихся с технологией изготовления дымковской игрушки. В число задач урока вошло: создание художественного образа; развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся; развитие представлений учащихся о технологии изготовления дымковской игрушки; воспитание усидчивости, воли, художественного вкуса.

3. Урок на тему: «Орнамент дымковской игрушки». Целью урока было знакомство учащихся с выполнением орнамента дымковской игрушки. В число задач урока вошло: обучение росписи дымковской игрушки узорами; развитие чувства цвета при составлении узора дымковской игрушки, воображения; закрепление знаний детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом; воспитание самостоятельности и творчества.

В ходе данных уроков большой акцент был сделан на обучении учащихся технологии изготовления дымковской игрушки, на выработке знаний об истории дымковской игрушки, особенностей ее обжига, росписи, характерных деталей народного промысла. В ходе уроков дети изучают отличительные особенности деталей дымковской игрушки: раньше они могли издавать шум (свист, грохот, треск и пр.). Считалось, что злые духи, таким образом, изгонялись из дома, с полей, огородов. Дети узнают, что дымковская игрушка – одна из разновидностей шумовых инструментов, что значительный слой дымковской игрушки составляют свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных, – небольшие по размеру фигурки.

Учащиеся усваивают отличительные черты дымковской игрушки: специфические стилизованные формы; белый фон; яркая раскраска; способность издавать шум, свист (по возможности).

Процесс изготовления дымковской игрушки младшими школьниками проходит в два этапа: создание собственно формы; раскраска формы.

Дети учатся выполнять дымковскую игрушку средствами лепки из различных материалов: художественной глины, пластилина, самозатвердевающей полимерной глины, соленого теста.

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки на уроках изобразительного искусства реализовывается творческой деятельностью учащихся в ходе следующих этапов:

– выбор образца дымковской игрушки, готового изделия (выбранные образец дети мысленно членили на составляющие, выделяли основу, оценивали форму и т. д.);

– создание основы дымковской игрушки (туловища животного или человека). Основу создают из комка глины шарообразной формы. Сначала скатывают шарик нужного размера, затем вытягивают, стягивают, сплющивают его в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки;

– изготовление придатков (выработка навыка работы с глиной);

– соединение придатков с туловищем дымковской игрушки (для этого «конечности» дымковской игрушки прижимают к ее туловищу; затем с помощью воды создают плавный переход между придатками и туловищем игрушки);

– соединение придатков с туловищем дымковской игрушки (для этого «конечности» игрушки прижимают к ее туловищу, а потом, с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создают плавный переход между придатками и туловищем игрушки);

– оформление украшений дымковской игрушки (колечек, шариков, колбасок, канавок). Осуществляется сушка готового изделия, затем дымковская игрушка красится в яркие цвета (красный, синий, желтый, оранжевый, белый, зеленый).

Итак, в процессе обучения технологии изготовления дымковской игрушки младшие школьники получают необходимые знания о ее истории, способах и этапах выполнения, навыки работы с глиной, представления о технике безопасности и личной гигиены при работе с инструментами; узнают о специфике образов и цветовой окраске дымковской игрушки, а также проявляют интерес к изготовлению дымковской игрушки, эмоционально-эстетическую отзывчивость на изделия дымковского народного промысла.

  1. Бурлакова, А. М. Дымковская игрушка / А. М. Бурлакова // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 34 – 36.
  2. Горожанина, С. Дымковская игрушка / С. Горожанина // 60 лет не возраст. – 2011. – № 4. – С. 67 – 70.
  3. Шмырева, Н. Знакомим с дымковской игрушкой: средний дошкольный возраст / Н. Шмырева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 125 – 128.
  4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: кн. для педагога / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 120 с.
  5. Мелик-Пашаев, А. Истоки и специфика детского художественного творчества / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. – 2014. – № 5. – С. 8 – 12.

Основные термины (генерируются автоматически): дымковская игрушка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, ребенок, технология изготовления, урок, число задач урока, белый фон.

Продуктивная деятельность. Роспись дымковских игрушек.

– продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства («дымка»);

– упражнять в рисовании простых элементов дымковской росписи (прямая линия, точки-горошины);

– развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

– учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, развивать художественный вкус; учить детей согласовывать движения с речью; расширять и обогащать знания;

– упражнять в рисовании сложных элементов (волнистая линия, круги);

– развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

– воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории прохождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.

• репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства;

• аудио - или CD-записи веселой плясовой народной песни и художественного свиста;

• образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;

• различные глиняные игрушки;

• гуашь, палитра, кисти, стаканы с водой, салфетки.

Ход деятельности:

1. Введение в тему.

Воспитатель: Я сегодня получила письмо издалека, а прислала ее Марья-искусница. Хотите знать, что она пишет?

Воспитатель читает письмо, в котором Марья-искусница сообщает, что она немного заболела, и просит о помощи у ребят в росписи глиняных игрушек. Надо будет «оживить» фигурки, украшая их дымковской росписью. Для этого приглашает детей в страну мастеров.

В: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?

В: Вот только найти туда дорогу нелегко. Для вас Марья-искусница прислала игру с заданием, и если вы, ребята, правильно его выполните, то мы найдем дорогу в страну волшебных мастеров.

Д/и «Найди лишний предмет» (карточки с изделиями народного промысла).

Дети выполняют задание.

В: А теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедем на поезде.

Я буду паровоз, а вы – вагончики.

Вот поезд наш едет,

А в поезде нашем

Далеко, далеко ребят он увез.

-Мы приехали на станцию «Дымково».

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Тут «Дымково» назвали…

– А кто знает, чем прославилось старинное русское село?

Д: игрушки.

В: Издавна люди занимались лепкой игрушек из глины.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры. Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?

Марья-искусница приготовила вам силуэты бумажных игрушек. Поупражняемся на них рисовать дымковскую роспись. Однако давайте внимательно рассмотрим узор на игрушке.

II. Ознакомление с характером росписи игрушек.

– Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек?

– Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере. Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек?

Дети: красный, желтый, синий, зеленый…

Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.

III. Рассматривание разнообразия элементов геометрических узоров. Объяснение последовательности работы.

Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы уже знаем. (Прямая линия, точки-горошины.)

Сегодня я вам покажу новые элементы дымковской росписи : волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем нарисовать их на бумажных силуэтах.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание.

Помните, Марья-искусница просила вас «оживить» игрушки? Так вот я вам сейчас раздам недоконченные работы мастера. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас будут разные. У кого вместо кисточки – ватные палочки, они будут украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого намокнем палочку в краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние.

Ребята, у кого кисточки, мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем большой круг, затем смываем краску с кисточки, высушим салфеткой, и более темной краской в середине вставим тычку. Затем слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка. И у нас получился красивый узор.

V. Самостоятельная работа детей – роспись дымковских игрушек.

– Сейчас в нашем городе Мастеров начинается работа. Поможем Мастеру докрасить изделия. Ну – ка за работу, чудо-мастера!

(Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка).

Пока ваши работы сохнут, поиграем в игру «Конь» (физкульминутка) :

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок,

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой!

Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.

VI. Подведение итогов.

Выставка работ: на столах. Вопросы для анализа:

– Как вы думаете, ребята, «ожили» наши игрушки?

– Какие элементы росписи мы использовали?

–Понравится ли наш подарок Мухе-Цокотухе?

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

-Индя – индя - индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой. (А. Дьяков.)

За лошадками – козел, тут и олень на стол!

Друг за дружкой петух, утка и индюк,

А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.

Пестрые, яркие, славные подарки!

В: Пора нам в путь. Все сели на поезд. Понравилось вам наше путешествие в страну мастеров? Вот и закончилось наше путешествие. А теперь, детвора, к Мухе нам в гости спешить пора.

Дополнительная программа кружковой работы по реабилитации несовершеннолетних «Удивительный мир игрушек. Игрушки из помпонов» Пояснительная записка Общество, в котором развивается и воспитывается ребенок, выдвигает перед подрастающим поколением свои требования.

Комплексно-тематическое занятие по рисованию в средней группе «Роспись новогодних елочных игрушек» Тема. “ Роспись новогодних елочных игрушек “ Программное содержание. - Вызвать интерес к украшению елочных игрушек - силуэтов. -Продолжать.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Дымково» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Дымково» (старшая группа) Цель: Ознакомление с жизнью и бытом русского народа, развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Веселые игрушки» Интеграция областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие» .Средства: • наглядные – игрушки, музыкальные.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки» Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки» Интеграция образовательных областей:.

Развитие познавательных процессов с использованием глиняных игрушек для песочной терапии и сказкотерапии Период дошкольного детства самый благоприятный период для развития психических функций, социально-значимых качеств ребенка, именно в это.

Технологическая карта «Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки» старшая группа (5–6 лет) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель: Возмищева Т. С.

Читайте также: