Методы гигиенической оценки игрушек

Обновлено: 03.05.2024

Детская игрушка - не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Играя, дети познают окружающий мир. Игрушкой пользуются абсолютно все дети - и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям.

С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками.

Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников - на полках, высота которых должна быть доступной детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей

В данном материале перечислены требования к проведению диагностики детей дошкольного учреждения.


Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм".


Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды: требования СанПина, безопасность, охрана труда

Консультация для педагогов.


Проект на тему: «Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам.»

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.

Гигиенические требования к игрушкам

Данная публикация предназначина по здовому образу жизни для детей дошкольног возраста.Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизн.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ

Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Производство и реализация игр и игрушек

Дата введения 1993-09-01

Научно-исследовательским институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России (Кайсина О.В., Сухарева Л.М., Чумичева О.А.); Московским городским центром Госсанэпиднадзора (Михайлова И.Л.); Московским областным центром госсанэпиднадзора (Лежнева А.Б.); Управлением санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России (Епифанова Т.М.); научно-исследовательским институтом резиновых и латексных изделий Департамента химической промышленности Российской Федерации (Чикишев Ю.Б., Шумская Н.И.).

СанПиН 43-125-4142-86, "Список сырья и материалов", дополнения N 1, 2 к Санитарным правилам N 867-70 считать утратившими силу.

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12 августа 1993 г. N 9

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".

Производству и реализации подлежат игрушки (игры), безопасность которых подтверждена сертификатом.

1. Требования к материалам

1.1. Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:

сырье и материалы, включенные в Перечень (приложение 1);

другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

1.2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:

указанных в ГОСТе 25779-90 (п.1.3.);

натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет);

1.4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

2. Требования и игрушкам

2.1. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (приложение 3).

2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу-"типовому представителю".*

* "Типовой представитель" - образец игрушки, изготовленный по единой технологии применяемых материалов и красителей (вне зависимости от образца игрушки).

2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.

2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.

2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

2.6. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.

2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.

Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:

Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм - для детей старше 10 лет.

2.8. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

3. Требования к производству и реализации игрушек (игр)

3.1. Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.

3.2. Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим "Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" N 1042-73* МЗ СССР.

* На территории Российской Федерации действуют СП 2.2.2.1327-03. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

3.4. На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

от года до 3-х лет (ясельный);

от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);

от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);

от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).

3.5. Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

4. Санитарно-гигиенический контроль

4.1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.

На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (прил. 2).

4.2. Для гигиенической оценки должны быть представлены: нормативно-техническая документация, образцы игрушек (не менее 3-х экземпляров) и рецептура применяемых материалов. При необходимости предприятие-изготовитель представляет описание технологического процесса. Образцы и копии документов возврату не подлежат.

При рассмотрении заявки на сертификацию продукции предприятие-изготовитель информируется о сроках проведения гигиенической сертификации, видах исследования и стоимости работ.

4.3. На импортные изделия и материалы должны быть представлены сертификаты, подтверждающие их безвредность для здоровья детей.

При отсутствии или отказе от выдачи сертификата импортные материалы и изделия подлежат экспертизе органами Государственного санитарного надзора в установленном порядке.

4.4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:

путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;

в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России.*

4.5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.

4.6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.

При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.

4.7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.

5. Лабораторные исследования

5.1. Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.

Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество - 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.

5.2. При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.

5.3. Органолептические исследования.

5.3.1. Игрушки из пластических масс тщательно промываются водой при температуре 37°С (без механической обработки, применения мыл или синтетических моющих средств), прополаскивают дистиллированной водой и просушивают при комнатной температуре.

5.3.2. При органолептических исследованиях образцов игрушек отмечается: внешний вид, характер поверхности (сухая, липкая, гладкая), наличие дефектов и запах.

Определение запаха игрушек (или вытяжек) проводится комиссией (не менее 5 человек) при комнатной температуре. Характер запаха отмечается описательно (посторонний, неприятный, специфический ароматический, неопределенный). Интенсивность запаха выражается в баллах в соответствии с нижеследующей шкалой (см. табл.1).

Определение интенсивности запаха*

* Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и др. синтетических материалов, предназначенных для контактов с пищевыми продуктами, утверждена Минздравом СССР, N 880-71 от 2 февраля 1971 года.

Общие требования безопасности и методы контроля

Toys. General safety requirements and control methods

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством местной промышленности РСФСР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.90 N 2330

Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие изменения проголосовали*:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту EN 71-88

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

3.3; 3.4; 3.5.3; 3.9; 3.10; 3.11; 3.17; 3.25; 3.31; 3.37; 3.45; 3.50; 3.53.2; 3.72; 3.74; 3.79; 3.88

3.2; 3.30; 3.46; 3.73; 3.75; 3.77; 3.78; 3.82.1; 3.90.2

3.12; 3.54.1; 3.68.1; 3.82.1

6. Ограничение срока действия снято Постановлением Госсстандарта от 24.06.92 N 576

7. ИЗДАНИЕ (октябрь 2002 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1992 г., декабре 2001 г. (ИУС 9-92, 3-2002)

Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)

ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованная в ИУС N 4, 2003 год, ИУС N 8 2003 год.*

* См. примечание ФГУП "Стандартинформ". - Примечание изготовителя базы данных.

Поправки внесена изготовителем базы данных.

Настоящий стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет, и устанавливает требования безопасности и методы испытания.

Стандарт не распространяется на пиротехнические игрушки, фейерверки, включающие ударные капсулы (за исключением пистонов*, предназначенных для игры), елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды, игрушки с двигателями внутреннего сгорания, оборудование для открытых детских площадок, спортивное оборудование, точные масштабные модели для взрослых коллекционеров, глубоководное снаряжение, фольклорные декоративные куклы и другие подобные предметы для взрослых коллекционеров, "профессиональные игрушки", выставленные в общественных местах, головоломки с количеством компонентов свыше 500 или головоломки без изображения, предназначенные для специалистов, пневматические ружья и пистолеты, пращи и катапульты, стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками, игрушечные паровые двигатели, велосипеды с высотой седла от пола более 635 мм, детские соски, точные копии огнестрельного оружия, бижутерию для детей, игрушки с питанием от сети.

* Пистонами считают предназначенные для игры изделия, содержащие пиротехнический состав, создающий звуковой эффект в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной игрушке.

Если игрушка предназначается для сборки взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ТРЕБОВАНИЯ К СЫРЬЮ, МАТЕРИАЛАМ И КОМПЛЕКТУЮЩИМ ИЗДЕЛИЯМ

1.1. Для изготовления игрушек должны применяться материалы, разрешенные органами Министерства здравоохранения СССР или министерствами здравоохранения союзных республик.

1.2. Сырье и материалы должны отвечать гигиеническим требованиям (должны быть чистыми и неинфицированными).

1.3. В игрушках не допускается применять:

полимерные недублированные пленки размером более 100х100 мм, толщиной менее 0,038 мм (для изготовления фартуков и т.п.);

полимерные недублированные пленки, имеющие на каждом участке размером 30х30 мм площадь отверстий менее 1% площади участка;

древесину с червоточинами и выпадающими сучками;

стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте до 3 лет;

стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте старше 3 лет, за исключением, когда это необходимо для выполнения игрушкой ее функции;

неборосиликатное стекло для изготовления стеклянных сосудов, предназначенных для нагревания;

набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, деревянные щепки, осколки стекла или пластмассы и др.);

гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее, применяемые без внутренней оболочки, не являющейся внешней оболочкой игрушки;

1.2. Размеры, масса (масса игрушки для детей до 3-х лет не должна превышать 100 г, для 7-ми лет – не больше 400 г и для детей до 10 лет – 800 г).

1.3. Расцветка игрушки.

1.4. Материал (основной и дополнительный), на каких частях.

1.6. Форма и конструкция.

1.7. Прочность и аккуратность изготовления.

1.8. Наличие легкого отделения мелких деталей, колючих, режущих,
слабо защищенных и других деталей, опасных с точки зрения детского травматизма.

2. Санитарная характеристика материала

2.И. Загрязненность материала (сырья), использование старого утиля.

2.2. Прочность фиксации красителя (краска расположена на поверхности ровным слоем, неровным, имеет выпуклости, трещины, дефекты окрашивания, прочность пленки).

2.3. Особенные и специальные санитарные признаки (огнебезопасность, способность рассеваться и др.).

3. Эстетическая и воспитательная характеристика игрушки (развивает начальные движения и восприятие, знакомит детей с элементами науки и техники, содействует художественному и музыкальному развитию детей, отображает предметы и образцы внешнего мира).

4. Органолептическая оценка игрушки (уровень запаха игрушек для детей до 3 лет – не больше 1 балла, от 3 до 7 лет – 2, для старших 7 лет – не больше 3 баллов).

5. Химический анализ игрушки (см. приложение 2).

6. Санитарно-гигиеническая (суммарная) оценка и рекомендации.

Приложение 2. Методики химического анализа детских игрушек

1. Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителя:

а/ переход краски на салфетку после мойки игрушки холодной водой;

б/ стирание: +слабое, ++среднее, +++сильное, х – краска не вытирается:

– при протирании сухим тампоном;

– во время стирки в горячей воде (60 °С) с мылом не меньше 3 мин,

– во время стирки на протяжении 3 мин 2 % раствором хлорной извести комнатной температуры (18 °С).

2. Определение состояния красителей при действии на них на протяжении 2 мин 1 % раствора НСІ, КОН, NaHCO3.

Взять тампоны ваты, смоченные в кислоте, в щелочи, в содовом растворе и поочередно протереть окрашенные места игрушки. Если краска растворяется – вата окрашивается.

Если игрушка окрашена в несколько цветов, необходимо проверить на растворимость каждый вид краски.

О неудовлетворительной фиксации судят по изменению цвета использованных растворов, изменению цвета ватного тампона при нанесении их на поверхность игрушки, по изменению вида игрушки (потемнение краски, наличие липкой поверхности игрушки).

3. Определение свинца в краске.

Если краска растворимая, необходимо определить наличие свинца. Для этого тампон ваты смочить в 3-5 % растворе уксусной кислоты и протереть участок окрашенной игрушки, потом на вату нанести каплю 5 % раствора йодистого калия.

При наличии свинца в количестве больше, чем 0,1 %, вата закрашивается в желтый цвет за счет образования РbІ.

Во время гигиенической оценки оптических игрушек кроме вышеуказанных пунктов необходимо определять:

а/ силу увеличения (необходимо, чтобы отображение букв было высотой не меньше 2,75 мм)

б/ приближение предмета к глазам (при рассмотрении должно быть не ближе чем на 250 мм)

в/ межцентровое расстояние систем стереоскопу (норма 50-64 мм).

Приложение 3. Санитарно-гигиеническая характеристика школьных учебников

Схема санитарного исследования школьных учебников

1. Санитарно-гигиеническая характеристика:

    1. Название учебника и его короткое описание (автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого класса (возраста) предназначенный.
    2. Качество переплета (материал, твердый, мягкий, на тканевой основе)
    3. Соединение (клеевое, проволочное, ниточное)
    4. Размеры.
    5. Масса.

2. Видимость текста:

2. 1. Качество бумаги (цвет, прозрачность, гладкость).

2.2. Качество печати (контрастность букв и фона, насыщенность, цвет, прочность краски).

3. Легкость для чтения

3.1. Гарнитура шрифта.

3.2. Кегль шрифта.

3.3. Высота малой буквы „н”, мм

3.4. Толщина основных штрихов, мм

3.5. Толщина соединительных штрихов, мм

3.6. Длина строки, мм

3.7. Формат издания, мм

3.8. Плотность набора

3.9. Количество переносов.

3.10. Интерлиньяж, мм

3.11. Апрош между словами, мм

4. Общая санитарно-гигиеническая оценка и рекомендации.

Приложение 4. Методика гигиенической оценки школьных учебников

Гигиеническая оценка школьных учебников проводится в соответствии с „Санітарними правилами оформлення шкільних підручників” № 1405-7676 и Госстандартом 7.21-80 „Підручники та навчальні посібники для І-Х класів загальноосвітньої школи. Видавниче оформлення і поліграфічне виконання” и заключается в оценке качества оформления учебника, то есть соответствия основных элементов оформления учебников гигиеническим требованиям, которые в значительной мере предопределены в первую очередь возрастным особенностями развития детей. При этом особенно важное значение имеет качество учебников для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного анализатора и недостаточным развитием у них навыков чтения.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника (качество переплета, использования шершавой, пористой, непроклеенной бумаги, которая легко вбирает влагу, приводит к быстрому загрязнению и порче учебника, мешает формированию гигиенических навыков у детей и влечет эпидемическую опасность).

Обложка учебника должна быть крепкой, сделанной из материала, который минимально может загрязняться. Для учебников используют твердые переплеты, покрытые бумажной, пленочной или сплошной тканевой обложкой с кантом, тканевой или бумажной спинкой, и мягкие переплеты на бумажной или нетканой основе. Учебники сшивают нитями, не допускается клеевое или проволочное соединение.

Максимальная масса школьного учебника не должна превышать 300 г. Общая масса учебников в расчете на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без массы ранца или портфеля) не должна превышать допустимых норм перенесения грузов на расстояние до 3 км. учениками І-III классов от 1,5 до 2 кг, IV-V – от 2 до 2,5 кг, УІ-УІІ – от 3 до 3,5 кг, VІІІ-Х(ХІ) – от 4 до 4,5 кг

Степень зрительной нагрузки при чтении зависит от:

  • условий видимости текста;
  • легкости для чтения.

Видимость текста определяется:

  • качеством бумаги (цвет, прозрачность, гладкость). Бумага должна быть белого или едва желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, гладкой и блестящей, плотной и не глянцевой. Прозрачность бумаги определяют за разницей коэффициентов отражения до и после подкладывания под страницу черной пластинки. Эти требования больше всего удовлетворяет бумага печатная № 1 и офсетная № 1 и № 2. Допускается применять печатную бумагу № 2, запрещается печатная бумага № 3 и газетная.
  • качеством печати(контрастность букв и фона, насыщенность, цвет и прочность краски).

Легкость для чтения определяется:

  • характером шрифта (гарнитурой, кеглем);
  • форматом полосы;
  • длиной строк;
  • интерлиньяжем;
  • апрошем.

Гарнитура – это вид или рисунок шрифта. Она должна иметь простые очертания с прямым черчением букв, быть четкой, выразительной, что достигается при определенных соотношениях ширины букв к их высоте, а также толщине основных (вертикальных) и соединительных (горизонтальных и наклоненных) штрихов.

Кегль – это размеры шрифта и набора, который включает высоту буквы и свободных пространств над и под буквой и измеряется в печатных пунктах (пункт равняется 0,376 мм).

Он должен отвечать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. В частности, учебники для 1 класса (в т.ч. буквари и др.) должны набираться гарнитурами больших кеглей с очертаниями, которые приближаются к квадрату, и небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без насечек на концах букв, что значительно облегчает чтение и больше всего отвечает особенностям зрительного восприятия детей, которые учатся читать. В букваре весь текст набирается одной гарнитурой. Замена рисунка шрифта в букваре недопустима. Новые буквы в букварях выполняются не нарисованными, а печатными, не мельче кегля 48, за исключением образцов прописей.

Во II классе дети переходят от узнавания отдельных букв к свободному чтению. Тогда наиболее легко воспринимается шрифт с насечками на концах, которые ведут взгляд ребенка от буквы к букве. В учебниках для среднего и старшего школьного возраста постепенно переходят от больших кеглей к меньшим с соотношением ширины букв и их высоте 1:1,5 – 1:1,75 и соотношением толщины основных и соединительных штрихов 2:1-3:1.

В ІІІ-Х(ХІ) классах дополнительные тексты (примечания, объяснения, указатели, словари и тому подобное) допускается печатать шрифтом прямого или курсивного, нормального или полужирного черчения, а также курсивом с кеглем не ниже 8. Слова и фразы в тексте рекомендуется выделять прямым полужирным или жирным шрифтом, разбивка допускается лишь для отдельных слов.

Правильное сочетание требований к печати и набору, в частности уменьшение кегля шрифта с возрастом детей требует укорачивания длины строк. При оформлении учебников для младшего и среднего школьного возраста нельзя использовать набор в две колонки, поскольку частые переходы от строки к строке затрудняют восприятие текста и предопределяют зрительную усталость. В учебниках для VІІІ-ХІ классов из предметов, которые не требуют длительного непрерывного чтения (анатомия и физиология человека, география, словари, указатели и тому подобное), допускается набор в две колонки кеглем 10 при длине строк не меньше 63 мм и расстоянии между колонками не меньше 9-10 мм

Легкость чтения текста определяется также четкостью ограничения полосы набора окружающими полями, которые должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе от строки к строке боковым зрением четко воспринимались конец и начало строки. Оптимальные размеры полей определяются по разнице рекомендуемых форматов издания и полосы набора. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и рисунками создаются пробелы не меньше 12 пунктов для черно-белых и 18 пунктов для цветных рисунков.

Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.

Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.

Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.

Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.

Интерлиньяж – расстояние между строками, размерами полей.

Апрош – расстояние между буквами и словами в строке.

Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк – металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы “н”.

Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).

Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.

Научно-исследовательским институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России (Кайсина О.В., Сухарева Л.М., Чумичева О.А.); Московским городским центром госсанэпиднадзора (Михайлова И.Л.); Московским областным центром госсанэпиднадзора (Лежнева А.Б.); Управлением санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России (Епифанова Т.М.); научно-исследовательским институтом резиновых и латексных изделий Департамента химической промышленности Российской Федерации (Чикишев Ю.Б., Шумская Н.И.).

СанПиН 43-125-4142-86, "Список сырья и материалов", дополнения N 1, 2 к Санитарным правилам N 867-70 считать утратившими силу.

Настоящие санитарно-гигиенические правила и нормы разработаны и утверждены на основании Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".

Производству и реализации подлежат игрушки (игры), безопасность которых подтверждена сертификатом.

1. Требования к материалам

1.1. Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:

сырье и материалы, включенные в Перечень (Приложение 1);

другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

1.2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:

указанных в ГОСТе 25779-90 (п. 1.3);

натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет);

1.4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

2. Требования к игрушкам

2.1. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (Приложение 3).

2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу - "типовому представителю" .

"Типовой представитель" - образец игрушки, изготовленный по единой технологии применяемых материалов и красителей (вне зависимости от образца игрушки).

2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.

2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.

2.6. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.

2.8. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

3. Требования к производству и реализации игрушек (игр)

3.1. Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.

3.2. Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим "Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" N 1042-73 МЗ СССР.

3.3. Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

3.4. На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

от года до 3-х лет (ясельный);

от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);

от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);

от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).

3.5. Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

4. Санитарно-гигиенический контроль

4.1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.

На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (Прил. 2).

4.4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:

путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;

в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России .

Система сертификации ГОСТ; дата введения - 01.05.92, Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 05.01.93 N 1.

4.5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России, предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.

4.6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.

При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.

4.7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.

5. Лабораторные исследования

5.1. Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.

Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество - 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.

5.2. При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.

5.3. Органолептические исследования

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ЗАПАХА

Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и др. синтетических материалов, предназначенных для контактов с пищевыми продуктами, утверждена Минздравом СССР, N 880-71 от 2 февраля 1971 года.

5.4. Санитарно-химические исследования

5.5. Определение стойкости защитно-декоративного покрытия игрушек к действию слюны, пота и влажной обработки

5.8. При гигиеническом изучении игрушек из новых видов материалов (не изучавшихся ранее) должны проводиться их токсикологические исследования, которым предшествуют органолептические и санитарно-химические исследования.

Условия приготовления вытяжек из образцов, необходимых для проведения токсикологических исследований, должны быть аналогичными условиям для проведения санитарно-химических исследований.

5.9. Полученные результаты гигиенического исследования образцов игрушек фиксируются в протоколе, где указывается:

название и краткая характеристика исследуемого образца;

дата изготовления образца и поступления его на исследование;

5.11. Органами и учреждениями, осуществляющими гигиеническую сертификацию, проводится регистрация НТД и образцов игрушек с указанием предприятия-изготовителя.

Читайте также: