Мир русской избы и русской игрушки

Обновлено: 25.04.2024

Александр Игоревич Алферов

Ведущий методист отдела коммуникаций и массовых мероприятий, Музейное объединение «Музей Москвы»

Александр Эммануилович Греф

Методист Центра детского творчества «На Вадковском», создатель и художественный руководитель Кукольного театра « Бродячий Вертеп » , Кукольный театр « Бродячий вертеп »

Светлана Юрьевна Скилова

Старший научный сотрудник отдела коммуникаций и массовых мероприятий, Музейное объединение «Музей Москвы»

Елена Анатольевна Слонимская

Преподаватель Центра детского творчества «На Вадковском», актриса, Кукольный театр « Бродячий вертеп »

Александр Геннадьевич Афанасьев

Старший научный сотрудник отдела «Музей археологии Москвы», Музейное объединение «Музей Москвы»

О курсе

Русская изба — это основа нашей культуры. Хотим мы того или нет, все мы вышли из деревни. Жизнь в современном городе оторвала нас от корней, и нам кажется, что мир русской избы не имеет к горожанам никакого отношения. Вместе оглянувшись в прошлое, мы увидим не только жилища наших предков, но и узнаем, как проходила там их повседневная жизнь, в том числе досуг — поговорим о традиционной русской игрушке, русском кукольном театре. Вы узнаете, что такое вертеп и кто такой Петрушка — один из наиболее древних и загадочных персонажей мирового театра кукол и, пожалуй, театральной культуры в целом.

Структура курса

1. От землянки до избы

2. Строительство деревянных домов

3. Встречаем по одёжке

4. Домашний уклад средневековой Руси, предметы быта, досуг

5. Мир детства в средневековом русском доме

6. Народный театр кукол в России

Цель изучения курса

Дети вместе с родителями смогут узнать о традициях и обычаях, повседневном и праздничном быте русского Средневековья, взглянуть на него глазами современного человека. Вам предоставляется возможность обучиться старинным приёмам создания традиционных кукол, приобщиться к русской культуре через практические навыки и ремёсла, сформировать образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства традиционного жилища.

Необходимый уровень подготовки

Курс для детей, их родителей, педагогов и всех, кому интересна традиционная культура.

Результаты изучения курса

Приобщение к традиционной культуре России, получение историко-этнографических знаний через общение и игру.

Мини-музеи «Русская изба» и «Куклы из бабушкиного сундука»




В рамках "Ты нам нужен" нами был создан музей "Кукол". в котором представлены обрядовые куклы, куклы связанные своими руками, праздничные куклы.

Познакомили с историей развития куклы. Ведь кукла - это первая среди игрушек. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил. принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма.





Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Фотоотчёт «Мини-музей «Русская изба»

Фотоотчёт «Мини-музей «Русская изба» В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.

Фотоотчет «Русская изба»

Фотоотчет «Русская изба» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Мини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуре

Мини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуре Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Проект «Русская изба» Цель:Расширение и углубление знаний детей об истории жизни и традициях русского народа, формирование представлений детей о русской избе,.

Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба» Проект «Русская изба» Вид проекта- творческий, долгосрочный. Участники- дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Актуальность.

Проект «Русская изба» ПРОГРАММА Мини музей «РУССКАЯ ИЗБА» Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться,.

Фотоотчет: «Русская изба»

Фотоотчет: «Русская изба» Цель: Формирование представление различных видах народной утвари. Задача: Дать первоначальные знания об истории России, русской народной.

• Знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.

• Развивать умение рассматривать и описывать своими словами предметы домашнего обихода, познакомить их с такими предметами старины, как: русская печь, ухват, крынка, прялка, веретено, сундук.

• Развивать интерес к русскому фольклору : старинным играм и забавам.

• Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и обычаям.

Закрепить полученную информацию лепкой одного из предметов домашнего обихода: миски, ложки, чугунок (по желанию).

Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов, песен, русских народных игр и танцев. Заучивание пословиц, поговорок. Творческие игры «Мастера-умельцы».

Ход занятия:

Ребята, мы находимся в музее нашего детского сада (мини-музей народной старины).

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол.

Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами. В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме.

Неотъемлемой частью жилища, а может и самой главной, являлась печь.

«Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают – глотает» - ПЕЧЬ

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали старики и младшие детки, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка растапливала печь. Печь – деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы о хлебе?

«Без соли и хлеба – половина обеда»

«Плох обед, коль хлеба нет»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

«Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда»

Воспитатель: Стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» - так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.

Воспитатель: В какой посуде готовили обеды русский хозяйки? Загадка: «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»

Воспитатель: Он (чугунок) был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».

Воспитатель: А какие предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар древний чайник» - САМОВАР

Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами.

«Новая посуда, а вся в дырках» - СИТО

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» - ЛОЖКА

В семье у каждого была своя деревянная ложка.

Воспитатель: Кто знает, почему ложки были такие глубокие?

Дети: Ими ели щи, супы и каши.

Воспитатель: Из какого дерева вырезали ложки?

Дети: Из осины, березы.

Со своей ложкой в гости ходили, ею не только ели, но на них еще и играли.

Игра на ложках: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».

Воспитатель: Вся кухонная утварь делалась своими руками: вырезали из дерева или лепили из глины.

Как вы думаете, для чего предназначалась прялка?

Правильно, на прялке пряли нитки. Пряли и с помощью другого приспособления:

«Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь» - ВЕРЕТЕНО

Почти все в избе делалось своими руками.

Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.

Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками.

Хороводная игра «Заря-зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: «Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Воспитатель: Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней.

Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хороводы.


А сейчас мы с вами ненадолго превратимся в народных умельцев и сделаем своими руками посуду (лепка).

Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа) Цель: Рассказать детям, как христианство пришло на Русь. Познакомить детей с князем Владимиром - крестителем Руси объяснить смысл крещения.

Конспект интегрированного занятия «День Победы» (подготовительная группа) Интеграция познавательной, музыкальной, изобразительной деятельности Цель: Обобщение знаний детей о Великой Отечественной войне 1941-1945.

Конспект интегрированного занятия «По зданиям нашего города» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «По зданиям нашего города» Подготовительная группа Цель: Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» (средняя группа) Цель занятия: Знакомство детей с русской народной игрушкой—матрешкой в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной,.

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект занятия в средней группе «Русская изба» Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба» Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях нашего села. Задачи: Обучающие: - Расширить и уточнить знания детей о.

Конспект занятия «Русская матрешка» (подготовительная группа) Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с историей создания русской.

Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа)

Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа) Очень весело мы встретили яркую, разноцветную, урожайную осень. Читали стихи, пели песни и танцевали для осени, восхваляя ее, радуясь ей.

Многие века деревянная изба служила домом для русского народа. Детям история русской избы рассказывает, как жили предки, как был устроен их быт. Только представьте: на улице мороз кусает за щеки, а дома в избе, да на теплой печке сидит детвора, слушая сказки деда о заморских чудищах. Каждый дом был непохожим на другие. Где деревянный конь красуется на крыше, где голова птицы. А вот изба с резными деревянными ставенками. Были маленькие избушки, и целые избы-дворцы, где под крышей находилось все, что нужно: огромная русская печь на полкомнаты, горница, светлица, сени, подклеть с животными и клеть с одеждой и съестными припасами.

Русская изба

История русской избы для детей

В далекие времена люди жили без электричества. Дома их были невысокими и сильно отличались от современных многоэтажек. Для строительства использовали природные материалы, которые можно было достать поблизости. В России, богатой лесами, это дерево. Из стволов деревьев заготавливали бревна и строили, а точнее рубили избу.

Изба (на древнерусском «истьба») означает «дом» или «отапливаемый жилой сруб».

Избы на Руси рубили еще в 10 веке. Инструментов для рубки использовали минимум – топор, скобель да долото. Пилой пользовались редко. Чтобы дом получился долговечным и крепким, поры дерева должны были остаться закрытыми. Пила же перерезала древесные волокна, отчего бревно легко пропитывалось влагой.

Интересно, что строили избу без единого гвоздя. Бревна соединялись между собой с помощью выдолбленных пазов. Они соединялись настолько прочно и плотно, что дома сохранялись столетиями.

7 интересных фактов

Кратко рассказать о русской избе детям лучше всего с помощью презентации и интересных фактов о ней.

Видео-презентация для детей:

Интересные факты из истории русской избы:

  1. В избах жили не просто семьями, а целыми родами, состоящими из нескольких поколений: прадедов, дедов, молодых и детишек. Говорили: «Вместе легче дом держать».
  2. До правления Петра I оконные стекла на Руси были большой редкостью. Роль стекла в крестьянских избах играл вымытый бычий пузырь. Знатные семьи могли себе позволить более дорогой материал – слюду.
  3. Строительство избы – ответственное задание. Построить ее надежной и крепкой мог не каждый мужчина. Существует такая пословица: «Каков строитель, такова и обитель».
  4. Место для русской избы выбиралось очень тщательно: хорошо освещенное, сухое, обычно на возвышении. Народ верил в приметы, поэтому никогда не строил дом там, где раньше находилась дорога или стояла баня. Считалось, что банный дух – существо недоброе, и может принести много бед.
  5. Строить избу начинали обычно в конце марта, а заканчивали через 3 месяца. Старались угадать так, чтобы строительство припало на Троицу – праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи. Говорили: «Без Троицы изба не строится».
  6. Снаружи и внутри русская изба богато украшалась резными элементами. Считалось, что особые узоры (ромбы, круги, завитки) защитят дом от нечистой силы и бед. Иногда оберегами служили вырезанные в досках русалки, гривастые львы-собаки, диковинные птицы. Особенно тщательно резьбой покрывали окна – «глаза» избы, и переднюю часть дома, которая выходила на улицу.
  7. Долгое время избы на Руси в большинстве своем были курные или черные. Они не имели каменного дымохода. Дым во время топки очага окуривал помещение. Выводился он через сени, окно или специальное отверстие в крыше сеней, которое называлось дымница. Над дымницей возводилась деревянная надстройка – «дымник». Из-за этого были нередки пожары.

Традиционный внешний вид

Традиционно русская изба изготавливалась из бревен, уложенных друг на друга горизонтальными рядами. На углах бревна врубались друг в друга. Зазоры между бревен законопачивались мхом, шерстью, глиной. В отличие от европейских деревянных домов, в которых бревна располагались вертикально, русская изба хорошо держала утеплитель, и долго не рассыхалась.

Чем больше венцов в русской избе, тем она выше. Длина стен определялась естественными размерами дерева.

Вокруг отапливаемой части избы делалась земляная насыпь – завалинка. Она помогала удерживать тепло. Со стороны, где не было окон, завалинка поднималась под самую крышу. Вообще вся изба немного вкапывалась в землю. Внутрь дома нужно было спускаться по ступенькам.

Стоит отметить, что в разные времена и в разных регионах России изба выглядела по-разному. Примеры с фото:

Крыша

Вместо слова «крыша» в те времена употребляли слово «кровля». Делалась она двускатной, симметричной, и была похожа на треугольник. Для покрытия использовали два слоя обтесанных бревен. Чтобы крыша не протекала, меж бревен укладывали кору березы (бересту) и ставили водотечники – бревна, выдолбленные изнутри. По ним стекала дождевая и талая вода.

На самой верхушке кровли красовался охлупень – толстое бревно с выдолбленным треугольником. Охлупень служил зажимом для бревенчатой кровли. Со стороны фасада его часто обрабатывали в виде коня, иногда птицы или оленьей головы.

Кровлю очень надежно скрепляли, чтобы она не разрушилась от сильного ветра или под тяжестью снега. По бокам бревна придерживались толстыми гнетами, а на обоих фронтах резными огнивами. Чтобы торцы не сгнивали, их прикрывали богато украшенными резьбой причелинами.

В первых самых примитивных избах полы представляли собой стоптанную смесь глины и земли. Позднее стали делать настил из деревянных досок. Доски мостили по брусьям или балкам (для второго этажа). Полы нежилых помещений часто состояли из кругляков – тонких длинных бревен, которые просто притесывали друг к другу.

Деревянный пол в русской избе

В первых русских избах окна были невысокими, на высоту одного бревна. Назывались они волоковыми (от слова волочить). На ночь окна изнутри закрывали деревянными задвижками. Для этого задвижку волочили вбок либо сверху вниз.

Окна в русской избе

Позднее появились красные, что означает красивые окна – косящатые. Концы бревен в оконном проеме стали обрабатывать скошенными, сужающимися к внутренней поверхности стены. На смену грубым деревянным щитам-задвижкам пришли красивые переплеты.

Полезно знать. Косящатый проем делал окна не только красивыми, но и помогал избавиться от сквозняков и холода в зимнюю пору. Осенью дерево от влаги намокало и набухало, а летом усыхало, поэтому плотно закрыть его без скошенного края было невозможно.

В послепетровскую эпоху окна русских изб стали украшать резными наличниками и ставнями, которые открывались нараспашку. Закрытые ставни означали, что дома все спят или никого нет.

Крыльцо

Еще у традиционной русской избы обязательно было крыльцо. В старину его называли крылец или крыльца. Владимир Даль указал, что образован термин от слова «крыло». Крылец находился у входной двери, и имел крышу. Подниматься на него нужно было по ступенькам. Иногда крылец тянулся с самой улицы и вдоль дворовой стены дома. Издали деревянная пристройка действительно напоминала крыло птицы. В богатых семьях крылец делали с резными колонами и площадками для отдыха.

Крыльцо в русской избе

Подклеть

Со временем русские избы стали делать с подклетью, или как ее еще называли, подызбицей. Это был целый небольшой этаж, отведенный под хранение запасов и содержание мелкого скота. Подклеть часто была полуподвальной, а вход в жилую избу располагался на уровне 1 м от земли. Таким образом входную дверь никогда не заметало снегом.

Подклеть в русской избе

А что внутри русской избы?

Обычная крестьянская изба чаще всего была прямоугольной и делилась на три комнаты:

  • Клеть. Холодная часть дома. Клеть не отапливалась. В ней стояли сундуки с платьями, находилось все имущество семьи, так как сюда не попадал дым от печки. Зимой она использовалась как кладовая, чулан, а летом в клети спали.
  • Сени. Находились между клетью и теплой избой сразу за входной дверью. Это была темная комната без освещения. В ней снимали верхнюю одежду, держали ведра, корыта и другую часто используемую утварь.
  • Изба. Жилое помещение, занимавшее большую часть дома. В избе устанавливалась печка. Рядом с ней располагались нары, заменявшие кровати. Нарами называли деревянные настилы для спанья. Здесь же стояли обеденный стол и лавки для сидения вдоль стен.

Название части избы «сени» произошло от слова «сень», которое означает «защита, убежище, покров». Пример: «Они спрятались от палящего солнца под сенью деревьев».

Красный угол

По традиции в каждой избе обязательно обустраивали красный, то есть красивый угол. Это было самое почетное, праздничное место в доме. Его обустраивали напротив печи по диагонали, завешивали иконами, ставили на полки свечи, сосуд со свяченой водой, веточки вербы, пасхальные яйца.

Красный угол в русской избе

Стены в красном углу имели окна, выходившие на юг и восток. Поэтому он был светлым и очень уютным. Здесь же размещали стол, за которым трапезничали. Красный угол также назывался важницей. За столом под важницей сидел хозяин дома или почетный, уважаемый гость.

Полати

Самым теплым местом для сна в доме были полати. Это дощатый настил, располагавшийся сверху печки практически под потолком. Он мог занимать половину площади избы. На полати взбирались по ступенькам, которые были прилажены к стенке печки.

Полати в русской избе

Русская печка

Быт русского народа был сосредоточен вокруг печи. Ее называли кормилицей и обычно устраивали первой. Только потом строили стены, крышу и т. д. Почти в каждой русской сказке она упоминается. Печь стояла всегда около двери. В ней были ниши для разной утвари. Топку заслоняли железные заслоны. Печь кормила всю семью и животных. Она согревала и дарила уют. Существовало поверье, что за печью живет домовой – невидимый защитник дома.

Русская печка

Горница

Если семья была большая, избу расширяли – пристраивали еще одно помещение по другую сторону ворот. Над воротами обустраивалась горница (от слова «на горе»). Она представляла собой небольшую комнатку с оконцами. Обычно горница не отапливалась, но была чистой. С теплой комнатой ее соединяли сени. Горница служила парадным входом.

Горница в русской избе

Светелка и светлица

Светелкой называли чердачное помещение с красным окном. Эта комната была запасной и предлагалась для ночлега гостям. Светелка не отапливалась, а потому использовалась в основном в теплое время года. В ней любила устраиваться молодежь. Постельные принадлежности стелили прямо на пол. Некоторые семьи в светелках хранили верхнюю одежду, а другие селили наемных работников. Во многом назначение комнаты определялось традициями конкретной семьи.

Важно не путать светелку со светлицей. Светлица – это любая светлая комната. В ней занимались рукоделием и принимали гостей. Иногда светлицей называли отдельный сруб с окнами на каждой стороне.

Изба со светелкой

Убранство и предметы быта

Внутри изба была богато украшена резьбой по дереву, росписью, самодельными глиняными игрушками, вышиванием и другими предметами народного творчества. У каждой хозяйки было много глиняных сосудов, расписной сундук для хранения одежды (шкафов в те времена еще не было). Возле печи стояли, прислонившись, хлебная лопата с длинной ручкой, ухват, кочерга и помело.

Убранство и предметы быта в избе

Вдоль стен были приколочены большие лавки. Имелись и передвижные малые скамьи. Стулья на Руси появились только в 19 веке.

Муку, масло, одежду – многие вещи делали сами. Поэтому почти в каждой избе была прялка, ткацкий станок, жернова для помола зерна, ступка-маслобойка. Полотенца, скатерть и одежду украшали нарядной вышивкой. Каждый узор имел свое значение. В праздничные дни на столе дымился самовар, вокруг которого собирались и пили чай с сахарком вприкуску, с пряниками да баранками.

Убранство русской избы 19 века можно посмотреть на видео:

Вопросы и ответы

Из каких пород деревьев рубили русскую избу?

Для сруба использовали ель, сосну и лиственницу. Они отлично укладывались, долго не прогнивали, сохраняли тепло. Рубили лес для строительства зимой, чтобы деревья не истекали соком.

Как назывался бревенчатый сруб без печки?

Если сруб не отапливался, его называли клетью. Изба становится избой только после того, как в ней обустраивается печка.

От одного только слова русская изба веет теплом. Ладная, надежная и самобытная, она была устроена нашими предками с великой мудростью и верностью традициям. Любопытно рассматривать ее снаружи и внутри. Так и хочется прогуляться по старинной большой избе, да не в один этаж. Вот приветливое крыльцо с резными перилами, горница, сени, светелка, красный угол и печка до самого потолка. Стоит изба, обратившись «лицом» к улице, глядит на прохожих окнами с широко распахнутыми узорчатыми ставнями. Только рассветет, закричит петух, выйдет из избы человек двадцать. Работать в деревне принято спозаранку. Вся семья до самого заката солнца трудится, а потом и отдохнуть в радушной избе пропахшей пирогами и хлебом из печи не грех.


«Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» .

Козлитина Марина Петровна, воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево” Белгородская область Яковлевский район.


Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
  • ·познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
  • ·обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • ·воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • ·развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Что дают – глотает» (печь)

Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».(Показ педагога).

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

О посуде мы с вами поговорили, а теперь давайте вспомним что же готовили в печи.

Я вам предлагаю испечь баранки, но сначала вы мне скажите что нужно для того чтобы испечь баранки?

(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником). Что такое рушник?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добрее, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

Игра «Гори, гори ясно».

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Теперь нам надо замесить тесто.

(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать баранки

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь).

Апока пекуться наши баранки мы с вами еще немножко поиграем «Жмурки»

А баранки, к чаю подавали давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель. Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Читайте также: