Мнемотаблица описание игрушки в средней группе

Обновлено: 13.05.2024

Предлагаю конспект НОД направленное на развитие связной речи. Мнемотаблицы ребенок может строить по ним свой рассказ.

ВложениеРазмер
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_ob_igrushkah_s_ispolzovaniem_shemy.docx 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)

1.Развивать зрительное восприятие, внимание ,память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

активизация-слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова - действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения.

1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

2. Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

I.Вводная часть: (словесный и практический методы)

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите - кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом?

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек.

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами.

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

Пролетаем над водой,

Прямо и гордо умеем держаться,

Очень бесшумно птицы садятся [1] . (Присели.)

II. Основная часть

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка мишутка ,

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка?

Дети : мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка?

Дети: У мишутки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишутке на голове?

Дети: У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишутке голова круглая, туловище овальное

Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишутка?

Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый . Повторите вместе.

Воспитатель: А как вы играете с мишуткой?

Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишутку.

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель : кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Превращаемся в игрушки Повороты вокруг себя, руки на поясе.

В куклы, мячики, хлопушки! Повороты корпуса вправо-влево.

Полосатый круглый мяч Соединить пальцы в замок,

Он уже пустился в вскачь. Прыжки на месте-руки на поясе.

Я колеса надеваю, Постукивание кулачками

Пирамидку собираю! Чертим руками треугольник перед собой

А из кубиков мы сможем Руки на поясе, наклоны корпуса вперед

Сделать башню, мост и дом Соединить ладони треугольником

Развести руки в стороны, соединить над головой руки.

И пусть куклы и матрешки Присесть. Маршируют. Развести руки перед собой,

Расставляют мебель в нем! Наклонив корпус вперед [2] .

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Дидактическая игра « Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете пользуясь схемой.

Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку.

Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ?

Воспитатель : Из железа? Из дерева?

Дети: (Железные), (Деревянные).

Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала сделана машина?

Дети: Машина сделана из пластмасса.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. ( составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

III Заключительная часть:

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями?

Дети: не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать

Воспитатель : А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками?

Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: предлагаю вам подойти поближе к игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин-игрушек»

• Продолжать формировать умение задавать и отвечать на вопросы, сужая поле поиска, требующее уточнения.

• Развивать умение составлять описательный рассказ об игрушках с помощью мнемотаблицы, используя слова-прилагательные, глаголы.

• Развивать интерес составлению рассказов о предметах.

• Воспитывать умение слушать другого ребенка, радоваться своим успехам и других детей.

Словарная работа : плюшевый, мягкий, пластмассовая, бережно, не ломать, катать, рукотворный, игрушка.

Оборудование: плюшевый мишка, грузовая машина, карточки, посылка.

Предварительная работа: игра «Да-нет», рассматривание игрушек, наблюдение за транспортом на улице, рассматривание картинок с изображением транспорта, животных.

Дети сидят полукругом перед доской.

- Ребята, я сегодня получила посылку от своей любимой бабушки Варвары. А чтобы узнать, что там нужно отгадать загадку:

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного,

И устрой ему берлогу. (плюшевый мишка)

-Правильно, мишка (показ медведя). Ребята, посмотрите на мишку и скажите, что у него есть? (Карточка-схема выставляется на мольберт) (Лапы, туловище, голова, глаза, нос, рот).

- Какого цвета мишка? (Карточка-схема выставляется на мольберт) (коричневого цвета).

- А из какого материала он сделан? (Карточка-схема выставляется на мольберт) (из меха, он меховой)

- Значит, он какой на ощупь? (мягкий, пушистый, теплый).

- А как им можно играть? (Карточка-схема выставляется на мольберт). (Укладывать спать, кормить, укачивать, петь песенку, пеленать, гулять, одевать.)

- Ребята, а почему мишка такой грустный? (Он кушать хочет, погулять, играть.)

- Ему хочется, чтобы вы рассказали о нем, какой он красивый. А помогать вам будут эти карточки. Не забудьте назвать кто это, что у него есть, из какого материала сделан мишка, как с ним можно играть. (педагог показывает на соответствующие карточки)

- Слушайте внимательно, будете помогать детям.

Рассказы детей (2-3 человека)

Оценка рассказов педагогом.

- Оля рассказала очень хорошо. Она не забыла рассказать, что мишка плюшевый, мягкий.

- Про что забыл рассказать Миша? (Он не рассказал, как можно играть мишкой).

- Ребята, посмотрите, мишка улыбается. Он хотел бы с вами поиграть.

Старший мишенька шагает топ-топ-топ (топают ногами).

Ноги мишка поднимает топ-топ-топ (поднимают ноги).

Средний мишка догоняет хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

И в ладоши ударяет хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши).

Младший мишка-торопыжка шлеп-шлеп-шлеп (хлопают по коленкам).

Шлепает по лужам мишка шлеп-шлеп-шлеп (прыгают).

Дети садятся полукругом перед доской, на которой висят карточки-схемы.

- Ребята, а в посылке что - то еще есть. Чтобы узнать, что там я предлагаю поиграть в игру «Да-нет», задавайте мне вопросы.

- Это природный мир? (нет).

- Это рукотворный мир? (да)

- Это посуда? (Нет)

- Это мебель? (Нет)

- Это игрушка?

- Это животное? (нет)

- Она мягкая? (нет)

- Она твердая (Да)

- Это транспорт? (да)

- У нее есть кабина, колеса? (Да)

- На ней можно возить грузы? (да)

- Это грузовая машина? (да)

- Правильно, это грузовая машина.

Воспитатель показывает грузовую машину.

- Что есть у машины? (Колеса, кабина, руль, кузов) (Воспитатель показывает на схемы).

- Какого цвета машина? (Кабина красного цвета, кузов – синего).

- Ребята, а мишка хотел бы покататься на машине. Покатаем его? (Да).

Воспитатель сажает медведя, но машина не едет.

-Почему не едет машина? (Нет бензина, сломался мотор, нет водителя).

- Ребята, а я думаю, что машина тоже хочет, чтобы вы о ней рассказали. Давайте расскажем и о ней.

Рассказ ребенка.

- Сейчас Света спрячется за ширму и попробует угадать, кто будет рассказывать.

Рассказ ребенка

Ребенок отгадывает рассказчика.

- Ребята, смотрите, машина поехала.

- Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Составляли рассказы о мишке и машине грузовой).

-А зачем нам нужны были карточки? (Они нам помогали составить красивый рассказ, ничего не забыть).

- А от кого пришла посылка? (От бабушки Варвары).

- Вы сегодня очень постарались, молодцы, я думаю, что игрушкам понравились ваши рассказы и вы вечером с ними поиграете.

План самообразования на год (практическая часть 2) «Зимушка – зима» январь 1. Зима -учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью педагога небольшой рассказ по.

Конспект совместной деятельности. Сочинение загадок о животных. Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы. Сочинение загадок о животных. Программное содержание: Обучающие.

Тема: Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» по мнемотаблице.

- учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на мнемотаблицу;

- подбирать к существительному прилагательные.

Коррекционно-развивающие :

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Игрушки»;

- развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание, речь;

- развивать слуховое и зрительное восприятие.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: презентация «Игрушки».

Ход код:

1. Орг. момент. (Сюрпризный ммент).

-- Дети рано утром мне принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать загадку:

Этот милый, странный душка, Безымянною игрушкой Был когда-то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - …. (Чебурашка).

- Правильно, это Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что скучно ему одному, а у нас в детском саду много игр и игрушек. Давайте познакомим Чебурашку с разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так, чтобы Чебурашка видел, как мы играем и занимаемся. А для начала мы сделаем пальчиковую гимнастику.

2. Логопедическая распевка «Игра».

Ас-ас-ас-ас – ах, как весело у нас.

Ус-ус-ус-ус, выбирай игру на вкус.

Оз-оз-оз-оз, мчится быстрый паровоз.

Ус-ус-ус-ус, а теперь поём на бис!

3. Игра «Расскажи, какие игрушки?»

Мишка, матрёшка, самолётик, кубики, конструктор. – Мишка, какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, лёгкий). –Как мы это всё назовём одним словом? (игрушки).

4. Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки». На большом диване в ряд, Попеременно хлопают в ладоши. Куклы Катины сидят: Стучат кулаками. Два медведя, Буратино, Загибают поочерёдно все пальцы. И весёлый Чипполино, И котёнок и слонёнок. Раз, два, три четыре, пять. Разгибают поочерёдно все пальцы. Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши. Мы игрушки собирать. Стучат кулаками.

5. Составление рассказа описания по схеме – модели (игрушка – машинка).

- А ещё, Чебурашка, наши дети учатся составлять описательные рассказы об игрушке по мнемотаблице (составление мнемотаблицы : название игрушки, цвет, форма, из каких частей и материала она сделана, её назначение, сделать обобщение).

- Вот мы с вами и составили мнемотаблицу, по которой мы будем описывать игрушки.

- Послушайте меня, как я составлю описательный рассказ :

«Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колёса. Она сделана из пластмассы. Машинку возят, катают. Перевозят в кузове песок. Машинка это игрушка».

6. Физкультминутка «Если весело живётся, делай так»!

7. Составление описательных рассказов детьми о любимой игрушке.

8. Отгадайте загадки.

9. Игра «Внимательные ушки».

Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите названия игрушек (машина, кукла, кубик, берёза, юла, матрёшка, погремушка, воробей, мячик, лошадка, барабан, неваляшка, кораблик).

– О чём составляли описательный рассказ?

- Чебурашка, тебе понравилось у нас?

-Ребята, за игрушками надо ухаживать, беречь их и уметь поделиться игрушками с детьми.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Словарная работа: меховые, плюшевые

Предварительная работа: отгадывание загадок; чтение стихов из цикла «Игрушки» А. Барто, рассматривание игрушек, дидактическая игра «Магазин игрушек».

Индивидуальная работа: Вика С- отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением, Стас Т – правильное описание по карточке

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: игрушка медведя, игрушки для описания : мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; корзина; схема составления рассказа об игрушках.

Раздаточный: картинки с изображением игрушек, смайлики

Методическое обеспечение: Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом возле стульчиков группе)

-Дети, посмотрите друг на друга, на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны).

2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой).

3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).

(Дети садятся на стульчики).

Показываю детям игрушку медведя

-Дети, к нам пришел Мишка со своими игрушками. А с какими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

(Игрушки находятся в корзинке).

-Давайте отгадаем загадки и узнаем, что принес нам Мишка

Загадываю детям загадки

-Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

-Что это (Мяч).

(Выставляется мяч).

-Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу — шире, сверху — уже.

-Что это (Пирамида).

(Выставляется пирамида).

День, и два, и даже пять.

-Что это (Кукла)

(Выставляется кукла).

-Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка).

(Выставляется матрёшка).

-Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса. (Машина).

(Выставляется машина).

-Какие игрушки принес Мишка, назовите их по порядку (мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина).

— Как можно назвать, одним словом все это (Игрушки).

— Правильно, молодцы. Это все игрушки.

-Для чего нужны игрушки?

-Дети, а Мишка принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили рассказывать об игрушках. Поможем Мишке?

-А что бы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (даю объяснения по схеме).

-Вот этот знак нам говорит о том, что нужно сказать название игрушки.

Затем следуя по схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают разные : красные, желтые, зеленые, синие.

-Дальше мы будем говорить, о форме игрушки. Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

-Затем нужно рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие.

-Дальше нужно рассказать, из какого материала сделана игрушка. Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха

Затем нужно рассказать из каких частей состоит игрушка.

У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс.

-А у куклы, что есть (Голова и туловище. На голове — уши, глаза, нос, рот, на туловище — руки, ноги).

-А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.

-Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать.

-Сейчас еще раз посмотрим на схему. Вика, нам кратко повторит, как надо описывать игрушку. (Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть).

(Рассказы 4-6 детей, после каждого рассказа провожу анализ рассказа от имени Мишки, отмечая соответствие, последовательность и выделение признаков игрушки, действий с игрушкой).

-Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой (прыгают на месте,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладём,

Строим, строим новый дом ( дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый,

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

— Жалко вам зайку?

-Почему зайка остался под дождем?

-Будете разбрасывать свои игрушки?

-Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят. (Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать их на свое место).

-Правильно дети, игрушки надо беречь.

-Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл (мишка)

— С чем он к нам пришёл в гости (с игрушками)

-Как называются игрушки, сделанные из железа (Железные игрушки).

-А из дерева (Деревянные игрушки).

-Из резины (Резиновые игрушки).

-Из меха (Меховые игрушки).

— Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые игрушки. (Плюшевые игрушки. (Хором.)

-Ребята, а теперь игрушки хотят поиграть с нами в прятки

И г р а «Какая игрушка спряталась».

На фланелеграфе выставляю картинки с изображением игрушек. Детям раздаю картинки с изображением игрушек. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время убираю одну игрушку на фланеграфе. Дети открывают глаза и угадывают какая игрушка спряталась, отвечают полным ответом (мишка спрятался). У кого спрятанная игрушка подходит и ставит ее на фланелеграф. Игра повторяется.

-Дети, что мы сегодня научились составлять?

-Какие бывают игрушки (деревянные, резиновые, железные, плюшевые)

-Молодцы! Все справились, правильно составили рассказы об игрушках, Мишка говорит вам спасибо. Он теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках, а после стихотворения и вашего рассказа он будет убирать игрушки на места.

— Если вам понравилось рассказывать об игрушке, подарите мишке веселый смайлик, а если не понравилось, то подарите грустный смайлик.

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

— А теперь мишке пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним, скажем ему До свидания!

Приемы: загадки, образец рассказа, вопросы, план рассказа, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, указания, оценка.

• Мини-проект «День космонавтики»

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках»

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках» Материал будет полезен воспитателям с целью организации ООД по развитию речи с детьми второй младшей группы. Цель: развитие устной речи.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» Задачи: — связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; — словарь и грамматика: учить правильно использовать.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Образовательная деятельность по развитию речи

c оставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы ,

Хазеева Гульназ Миндерафиковна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

1 Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;

2.Как можно играть той или иной игрушкой;

3.Из какого материала сделана игрушка.

Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.

Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.

Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм .

Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель . Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель . Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра " Из чего сделано "

Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная)
Это мяч сделана из резины - … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.

Исследовательская деятельность.

Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.

Дети . Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети . Мяч вернет свою форму.
Воспитатель . Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети . Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.

Дети. Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)

Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Игра "Один много" "Назови ласково"

Кукла, куклы, куколка

Машина, машины, машинка

Слон, слоны, слоник

Матрешка, матрешки, матрешечка

Барабан, барабаны, барабанчик .

Воспитатель. Молодцы ребята.

Появляется Незнайка

Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки .

Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил .

Физкультминутка

Воспитатель . Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.

hello_html_691a92a.jpg

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать.

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.

Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка . Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?

( Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки .

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить .

Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.

Воспитатель. Вы знаете стихотворение "Берегите игрушки". Давайте вспомним его.

Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

Пусть игрушки дружат снами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?

Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

И спользованная литература

1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика - синтез, 2011, 144с.;

2. Н.С. Голицына "Конспекты комплексно тематических занятий", Москва "Издательство Скрипторий ", 2016 год соответствует ФГОС

3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин "Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет" , Москва Издательский центр "Вентана-Граф", 2016 год ФГОС.

4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.

5. Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи", Айрисс-Пресс, Москва 2011 год

Читайте также: