Мнемотаблица описание игрушки в старшей группе

Обновлено: 16.05.2024

В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Хочется привлечь внимание детей к игрушкам, сделанным из разных материалов – дерева, пластмассы, резины, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

  1. Названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части.
  2. Как можно играть той или иной игрушкой.
  3. Из какого материала сделана игрушка.

Оборудование: презентация, мультфильм, интерактивная игра.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй, скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята, вы хотите узнать, о чем пойдет речь на занятии? Для этого нам нужно посмотреть мультфильм. Подойдите к экрану займите свои места.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем этот мультфильм.

Дети. Об игрушках, о том, как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том, как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель. Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята, вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Дети. Нет.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте. Определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра "Из чего сделано"

Индивидуальные ответы детей.

Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.

Это мяч сделана из резины - … (резиновая). Эластичная, упругая, растягивается.

Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.

Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая. тежелая, твердая, прочная.

Это мягкая игрушка сшита из меха. (мягкая, легкая, пушистая).

Воспитатель. А довайте присядем на стульчики для дальнейшей беседы.

Игра "Один много", "Назови ласково"

  • Кукла, куклы, куколка
  • Машина, машины, машинка
  • Слон, слоны, слоник
  • Мяч, мячи, мячик
  • Матрешка, матрешки, матрешечка
  • Барабан, барабаны, барабанчик

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Ой, ребята, к нам кто-то спешит.

Незнайка. Здравствуйте, детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят, что я не умею про игрушки рассказывать. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.

Воспитатель. Ребята, мы конечно же поможем Незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.

Физкультминутка «Добрые друзья»

Воспитатель. Ребята, перед вами мнемотаблица. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.


Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать. (1 ребенок)

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из пластмасса, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске. (2 ребенок)

Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, квадратной формы, они деревянные. У кубиков нет частей он целое. Из кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3 ребенок)

Моя любимая игрушка конструктор лего- вертолет. Его части состоит из прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали. Конструктор сделан из пластмассы. Ее части кабина, пропеллер, хвост вертолета. С ней можно поиграть в игру "Машиниста". (4 ребенок)

Моя любимая игрушка кукла. Она розового цвета с зонтом, голова у нее круглой формы, туловище треугольной формы. Сделана из пластмасса, состоит из таких частей голова, руки, туловище. С ней можно поиграть в игру "Волшебная фея". (5 ребенок)

Моя любимая игрушка зайчик. Она коричнего цвета. Туловище у нее овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру "Лесные звери". (6 ребенок)

Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы. Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (7 ребенок)

Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие. Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки треугольной формы. Он маленький, сшита из меха. У него есть головка, туловище, ножки, хвостик. (8 ребенок)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Незнайка, а ты понял, как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка. Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). Я решил их вам подарить. Ребята, а вы любите собирать пазлы? (Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы, а сейчас я хочу вам рассказать один секрет (как в мультфильме, котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки.

Дети.Нет.

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить.

Дети. Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы они радовали нас долговое время.

Воспитатель. Незнайка, а мы знаем стихотворение.

1 Ребенок.

Заяц с куколкой играл
Платье куклы разорвал
Взял потом себе машинку
Разобрал на половину
Мячик маленький нашел
Этот мячик проколол
А когда конструктор взял все детали растерял.
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким
Вы игрушки берегите и заботливо храните.

2 Ребенок.

Пусть игрушки дружат с нами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.

Воспитатель. Мальчики, девочки, что вам было интересно на занятие. Что нового вы узнали? Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

Воспитатель. Наше занятие подошел к концу. Мы попрощаемся с Незнайкой. До свидания, приходите еще. А мы возвращаемся в нашу группу.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.




































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и наглядность позволит детям легко и прост.


Приложение. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников. Карточки – схемы для составления сравнительных рассказов-описаний.

В приложении представлены карточки для составления рассказов по разным лексическим темам.


Составление рассказа - ОПИСАНИЕ ПО СХЕМЕ

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов.


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ - ОПИСАНИЙ ПО СХЕМАМ

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

МНЕМОТАБЛИЦЫ "Составление рассказов - описаний по схемам для дошкольников

МНЕМОТАБЛИЦЫ "Составление рассказов - описаний по схемам для дошкольников.

«Развитие связной речи дошкольников через составление рассказов-описаний по схемам»

Для пеоддержки детской инициативы и самостоятельности.

МНЕМОТАБЛИЦЫ "Составление рассказов - описаний по схемам для дошкольников"

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает п.

Тема: Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» по мнемотаблице.

- учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на мнемотаблицу;

- подбирать к существительному прилагательные.

Коррекционно-развивающие :

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Игрушки»;

- развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание, речь;

- развивать слуховое и зрительное восприятие.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: презентация «Игрушки».

Ход код:

1. Орг. момент. (Сюрпризный ммент).

-- Дети рано утром мне принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать загадку:

Этот милый, странный душка, Безымянною игрушкой Был когда-то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - …. (Чебурашка).

- Правильно, это Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что скучно ему одному, а у нас в детском саду много игр и игрушек. Давайте познакомим Чебурашку с разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так, чтобы Чебурашка видел, как мы играем и занимаемся. А для начала мы сделаем пальчиковую гимнастику.

2. Логопедическая распевка «Игра».

Ас-ас-ас-ас – ах, как весело у нас.

Ус-ус-ус-ус, выбирай игру на вкус.

Оз-оз-оз-оз, мчится быстрый паровоз.

Ус-ус-ус-ус, а теперь поём на бис!

3. Игра «Расскажи, какие игрушки?»

Мишка, матрёшка, самолётик, кубики, конструктор. – Мишка, какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, лёгкий). –Как мы это всё назовём одним словом? (игрушки).

4. Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки». На большом диване в ряд, Попеременно хлопают в ладоши. Куклы Катины сидят: Стучат кулаками. Два медведя, Буратино, Загибают поочерёдно все пальцы. И весёлый Чипполино, И котёнок и слонёнок. Раз, два, три четыре, пять. Разгибают поочерёдно все пальцы. Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши. Мы игрушки собирать. Стучат кулаками.

5. Составление рассказа описания по схеме – модели (игрушка – машинка).

- А ещё, Чебурашка, наши дети учатся составлять описательные рассказы об игрушке по мнемотаблице (составление мнемотаблицы : название игрушки, цвет, форма, из каких частей и материала она сделана, её назначение, сделать обобщение).

- Вот мы с вами и составили мнемотаблицу, по которой мы будем описывать игрушки.

- Послушайте меня, как я составлю описательный рассказ :

«Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колёса. Она сделана из пластмассы. Машинку возят, катают. Перевозят в кузове песок. Машинка это игрушка».

6. Физкультминутка «Если весело живётся, делай так»!

7. Составление описательных рассказов детьми о любимой игрушке.

8. Отгадайте загадки.

9. Игра «Внимательные ушки».

Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите названия игрушек (машина, кукла, кубик, берёза, юла, матрёшка, погремушка, воробей, мячик, лошадка, барабан, неваляшка, кораблик).

– О чём составляли описательный рассказ?

- Чебурашка, тебе понравилось у нас?

-Ребята, за игрушками надо ухаживать, беречь их и уметь поделиться игрушками с детьми.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с помощью мнемотехники.

Тема: «Моя любимая игрушка»

Цель: заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью.

1. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу.

2. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить образовывать прилагательные существительными.

3. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование и материалы: персонаж – Незнайка, мультфильм «Обиженные игрушки», игрушки (кукла, мячик, грузовая машинка, пирамидка, матрешка, плюшевый медвежонок, мнемотаблица (общая для всех игрушек).

Ход образовательной ситуации

Вводная часть: сбор на образовательную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте в круг.

В нашей группе ты и я.

Вместе дружная семья.

Будем мы гулять по кругу.

Здравствуй, скажем мы друг другу.

Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй!

Сюрпризный момент – просмотр мультфильма «Обиженные игрушки»

Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем говорить, сядем на стульчики и посмотрим мультфильм.

Воспитатель: Вам понравилось этот мультфильм? Про что это мультфильм?

Дети: Об игрушках, о том, как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том, как она плохо относиться к своим игрушкам.

Надеюсь, среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Основная часть: рассматривание игрушек, исследовательская деятельность, дидактические игры.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые?

Дети: Нет. Сделаны из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим их. Возьмите по одной игрушке, потрогайте и определите, из какого материала сделана эта игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка, которую вы держите в руках.

Игра «Из чего сделано». Индивидуальные ответы детей.

Дети: Эта матрешка сделана из дерева, значит она - (деревянная)

Это мяч сделан из резины - … (резиновый)

Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла -… (металлическая)

Это мягкая игрушка сшита из меха -(меховая)

Воспитатель: Ребята, если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается?

Дети: Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель: Если я сожму резиновую игрушку в руке, а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети: Мяч вернет свою форму.

Воспитатель: Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети: Он прочный, легкий, твердый, не меняет своей формы.

Воспитатель: А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней?

Дети: Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель: А что можно сказать о деревянной игрушке.

Дети: Твердая, не ломается.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде?

Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули?

Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Дидактические игры «Один много», «Назови ласково»

Игра «Один много»

«Назови ласково»

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Цель: закреплять умение рассказывать об игрушке по мнемотаблице.

Сюрпризный момент – появление персонажа – Незнайки.

Здравствуйте, детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что вы здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются надо мной. Говорят, что я не умею про игрушки рассказывать. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.

Воспитатель. Ребята, мы, конечно же, поможем Незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.

Физкультминутка «Игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Рассматривание мнемотаблицы и составление по ней рассказов.

Воспитатель. Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, давайте вспомним, что обозначает каждая картинка.

Цвет игрушки, форму, размер, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Рассказы детей (рассказывают о игрушке, которую выбрали в начале занятия)

Сюрпризный момент – герой прощается с детьми и дарит им подарок.

Незнайка: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Незнайка, а ты понял, как надо рассказывать о своих игрушках?

Незнайка: Я у вас многому научился, теперь никто не будет надо мной смеяться. А вот моя любимая игра конструктор «Лего». Ребята, а вы любите собирать конструктор?

Незнайка: Я решил его вам подарить. До новых встреч, ребята!

Комплексно-тематическое планирование «Моя любимая игрушка» в средне-старшей группе Дата: с 01. 10. по 05. 10. Тема недели: Моя любимая игрушка. Задачи: формировать представление о разных игрушках, воспитывать интерес.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Моя любимая игрушка»

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Моя любимая игрушка» Цель: - продолжать учить детей лепить игрушки, передавать форму, цвет и соотношение частей, передавая характерные особенности внешнего.

Конспект НОД по развитию речи «Моя любимая игрушка» в старшей группе Задачи: Учить составлять рассказ-описание о своей любимой игрушке, рассказывая последовательно, выразительно; Формировать уважительное отношение.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Конспект ОД по познавательному развитию «Осторожно: твоя любимая кошка Муся» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники (старшая группа)

Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники (старшая группа) Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники. Тема: Заучивание стихотворения С.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Образовательная деятельность по развитию речи

c оставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы ,

Хазеева Гульназ Миндерафиковна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

1 Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;

2.Как можно играть той или иной игрушкой;

3.Из какого материала сделана игрушка.

Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.

Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.

Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм .

Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель . Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель . Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра " Из чего сделано "

Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная)
Это мяч сделана из резины - … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.

Исследовательская деятельность.

Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.

Дети . Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети . Мяч вернет свою форму.
Воспитатель . Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети . Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.

Дети. Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)

Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Игра "Один много" "Назови ласково"

Кукла, куклы, куколка

Машина, машины, машинка

Слон, слоны, слоник

Матрешка, матрешки, матрешечка

Барабан, барабаны, барабанчик .

Воспитатель. Молодцы ребята.

Появляется Незнайка

Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки .

Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил .

Физкультминутка

Воспитатель . Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.

hello_html_691a92a.jpg

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать.

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.

Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка . Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?

( Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки .

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить .

Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.

Воспитатель. Вы знаете стихотворение "Берегите игрушки". Давайте вспомним его.

Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

Пусть игрушки дружат снами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?

Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

И спользованная литература

1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика - синтез, 2011, 144с.;

2. Н.С. Голицына "Конспекты комплексно тематических занятий", Москва "Издательство Скрипторий ", 2016 год соответствует ФГОС

3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин "Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет" , Москва Издательский центр "Вентана-Граф", 2016 год ФГОС.

4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.

5. Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи", Айрисс-Пресс, Москва 2011 год

Читайте также: