Мордовские народные игрушки как средство поликультурного воспитания детей

Обновлено: 03.05.2024

Проект для младшей группы "Мордовские игрушки" направлен на воспитание и обучение детей на материале его окружаещего его мира, на национальных традициях,способствует сохранению этноса его генофонда,развитию народной культуры.

ВложениеРазмер
proet_mordovskie_igrushki.docx 32.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Проект для младшей группы: "Мордовские игрушки "

Воспитатель: Бублиенко Т.М.

1. Тема проекта: «Мордские игрушки»

2. Автор проекта: Бублиенко Т.М.

3. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

4. База исследования проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

5. Сроки реализации проекта: среднесрочный

6.Вид проекта : познавательный

7.Тип проекта: комплексный

Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно – нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомление с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения.

Народная игрушка — часть народной культуры.

Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

9. Новизна проекта:

· в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – э стетическое; социально-нравственное.

· в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа над комплексным проектом «Мордовские игрушки» способствует:

Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

Обогащает их знания и умения.

Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.

12. Задачи проекта:

Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.

Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.

Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.

13.Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»,« Социально-коммуникативное развитие »,« Познавательное развитие » « Речевое развитие »« Физическое развитие » .

Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька, матрешка, тавлинские игрушки ,куклы)

Экскурсия в мини-музей национального быта МБДОУ «Мордовская изба»

15.Методы и приёмы реализации проекта

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация)

в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

16.Ресурсное обеспечение проекта:

- Фотографии, альбомы с изображением народных игрушек.

- куклы в национальной одежде ( эрзянка);

- аудиозаписи мордовских народных сказок.

- Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.

- мордовские подвижные и дидактические игры;

· Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям

· Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.

· Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

· Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни

· Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Поэтапный план работы реализации проекта.

1 этап – организационный.

  • Изучение литературы по истории и культуре Мордовии.
  • Сбор информации, фотографий о мордовских игрушках.
  • Привлечение родителей к поиску информации по данной теме «Мордовские игрушки ».
  • Разработку проекта, постановку цели и задач.

2 этап – внедренческий:

· Реализация комплекса мероприятий: проведение запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей)

3 этап результативный :

· Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.

Актуальность проекта : Знание и понимание ребенком основ семантики декоративного орнамента воспитывает глубокий интерес к народной культуре, истории родного края.

Очень хорошо этот пример иллюстрирует народная игрушка, которая изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов, а именно защиты от злых духов, очищения помещений, отпугивала злые силы от ребенка. Сам образ, отраженный в игрушке, имел определенное значение.

Птица в древности считалась посланницей Солнца, тепла и света, символом радости и счастья. Она сулила наступление весны, хороший урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли силу добра, счастье, защиту от злых духов. Не случайно, верх крыши дома до сих пор носит название «конек». Очень часто в народной игрушке, в том числе в замечательных деревянных игрушках села Подлесная Тавла, встречается знак Солнца, предмет особого поклонения наших предков. Волнистые или прямые линии, идущие сверху ' вниз, означают небесную влагу или дождь, горизонтальные линии - землю-матушку. Точки между линиями - семена в земле. Смысл орнамента ясен: согретое солнцем и напоенное небесной влагой зерно прорастает - начинается новая жизнь! Такой игрушкой прогоняли злые силы с крестин, свадеб, благословляли молодых на продолжение рода.

Считается, что представления взрослого о ребенке накладывают свой отпечаток на изготовление такого игрового материала, как игрушка. Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, был разработан проект.

Проблема: Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта : приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно - эстетического развития.

Задачи проекта :

-Познакомить детей с народным промыслом - Тавлинская игрушка, мордовская матрёшка.

-Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная).

-Формировать интерес к изучению мордовской истории, в том числе к национальному искусству.

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Мордовию.

- Активизировать речь, расширять словарь.

- Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики.

- Развивать умение мыслить и выражать свои мысли

- Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парами)

- Учить поиску материала в разных источниках.

- Активизировать деятельность родителей в жизни детей и детского сада.

Участники проекта : дети средней группы МАДОУ, педагоги учреждения, родители.

Вид проекта : творческий, познавательный

Продолжительность проекта : среднесрочный.

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Познавательное развитие»

- Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька, керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник, деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

- Экскурсия в мини-музей национального быта в ДОУ.

- Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.

- Знакомство с литературными произведениям: А. Ежов «Мастер

- Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Подбери пару», «Наряди куклу - мордовку».

- Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит».

- Игры с куклой, разучивание колыбельных песен.

Роль родителей в реализации проекта :

- Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом»;

- Выставка творческих работ «Мордовия – мастеровая».

- Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек).

- Подготовка к празднику «Мордовская ярмарка» (шитье костюмов, побор материала)

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Знание разнообразных видов народных игрушек, умение обращаться с ними

2. Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

3. Воспитание устойчивого желание играть с народной игрушкой

I этап работы – подготовительный:

На данном этапе работы проводятся первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой, формирует интерес к познанию народной культуры, языка. Первые темы, где детям даются слова на мордовском языке : «Моя семья», «Приветствия», «Животные».

В средней группе восприятию детей доступны народные мордовские игрушки (матрешки, деревянные игрушки, музыкальные инструменты и изделия мастеров Подлесной Тавлы).

Задачами обучения на этом этапе мы ставим:

- узнавать изделия мастеров с народной мордовской вышивкой (салфетка, полотенце, передник);

- знакомить детей с фольклорными жанрами: рассказываем мордовские народные сказки («Как собака друга искала» и другие», заучиваем песенки, потешки, считалки, заклички на мордовском языке;

- разучивать и исполнять несложные песенки с игровым содержанием, танцы, составленные из характерных мордовских движений (притоп, шаг с притопом и т. д.);

- играть в народные игры («В волков», «В ворону», «В платочки и др.)

Любовь к прекрасному мы воспитывает у детей при ознакомлении с предметами народно-прикладного искусства. Глиняные мордовские игрушки, яркие красочные деревянные матрешки вызывают у малышей радость, желание внимательно их рассматривать. Нами будут проводится:

Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» ;

Опыты-сравнения деревянных, глиняных и тряпичных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая);

НОД «В гости к бабушке Алдонье»;

НОД «Рисование мордовской матрёшки»;

Аппликация «Украсим матрёшек»

Театрализованная игра «Репка из матрёшки» ;

Пляска «Мы матрёшки»

Оркестр из мордовских инструментов»

Загадки о народных промыслах ;

Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,

Д. игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

Пальчиковые игры «Матрёшки»

Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей»

Здесь ставятся следующие задачи:

- Формировать навыки безопасного обращения с ножницами.

- Воспитывать бережное отношение к вещам.

- Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и тряпичной игрушкой.

Воспитание положительного отношения к труду.

Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Алдуньи»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Выставка творческих работ детей, родителей.

Создание альбома «Мордовские игрушки», дидактической игры «Домино» - игрушки мастеров Подлесной Тавлы.

1. «Валдоня» («Светлячок») Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. Министерство образования РМ, Саранск 2001г.

2. Ануфриева Н. А. «Родиноведение» Саранск 1997г.

3. Богатеева З. А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду» М. 1982г.

4. Калашникова Н. М. Семантика народного костюма. - СПб. 2003.

5. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. Москва, 2006

6. Лузгин А. С. «Промыслы Мордовии» Саранск 2003г.

7. «Мордовская народная вышивка» сост. В. Н. Мартьянов, Саранск 1991г.

8. «Мордовский народный костюм» Альбом. Саранск, 1990г.

9. Тихонова О. «Декоративное рисование в детском саду» ж. «Дошкольное воспитание» №2 2004г

10. Программа «Детство» Санкт-Петербург 2000 г.

11. Брыжинский B.C. «Серебряные цепочки» Мордовское книжное издательство 2002 г.

12. Исайкина А. И. «Методические рекомендации по изучению мордовского языка». Саранск 1999 г.

13. Белоусова Л. В. «Удивительные истории» Москва 2003 г.

14. Кондрыксинская Л. В. «С чего начинается Родина?» М. 2003 г.

15. Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М. 2000 г.

16. Князева О. А. «Как жили люди на Руси» М. 2002 г.

17. Куприна Л. С., Бударина Т. С., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. «Русское народное творчество и обрядовые праздники» М. 2002 г.

Дидактическая игра «Мордовские узоры»

Дидактическая игра «Мордовские узоры» Я уже писала о том, что мордовский орнамент (равно, как и любой другой национальный орнамент) даёт большой простор для творчества и фантазии.

Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель : Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.

Моя первая книга-пазл «Мордовские загадки детям» Загадка краткое, иносказательное описание предмета или явления, которое нужно отгадать. В древности мордовская Загадка имела культовое значение,.

Конспект НОД по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Народные игрушки» Конспект НОД №1 по ознакомлению с искусством в подготовительной группе Тема: «Народные игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ д/с №32.

Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.

Краткосрочный проект в ранней младшей группе «Игрушки»

Краткосрочный проект в ранней младшей группе «Игрушки» Воспитатель: Малахова Галина Викторовна Калининск 2015г. Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный Участники.

Краткосрочный проект «Мои любимые игрушки»

Краткосрочный проект «Мои любимые игрушки» «МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

Мастер-класс. Русские народные игрушки из пластилина

Мастер-класс. Русские народные игрушки из пластилина Издавна на Руси в деревнях целые семейства вручную изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барышни, фантастические животные.

Конспект комплексного занятия «Русские народные игрушки. Матрёшка» Игра-занятие «Русские народные игрушки» Выполнила: Шурыгина Т. А. Группа младшего возраста с. Семьяны 2015 г. Целевые ориентиры: пытается.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Дошкольный возраст-это время, когда начинает формироваться личность маленького человека. Этот период наиболее благоприятен для развития у ребенка интереса и уважения не только к родной культуре, но и воспитания доброжелательного отношения к людям любой национальности и расы.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям [5, с. 3].

Жизнь в современных условиях показывает, что дети рано проявляют интерес к людям разных национальностей и рас, их культурному наследию, внешнему виду, языку, на котором они общаются, национальной кухне, то, как они одеваются и обустраивают свой быт. Мордовия является поликультурным регионом. На ее территории проживают представители разных национальностей: русские, мордва, украинцы, татары, армяне, таджики, казахи и др. Поэтому необходимо знакомить детей с природой мордовского края, ее историей, государственной символикой, с городами и населенными пунктами, со знаменитыми людьми, прославившими Мордовию, а также с языками, литературой, музыкой, изобразительным искусством народов, которые с незапамятных времен проживают на ее территории.

Для систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их культуре, особенностях их деятельности следует максимально использовать:

- культурное пространство города (в том числе посещение музеев, выставок, экскурсий и др.);

- предметно-развивающую среду, отражающую поликультурное разнообразие региона;

- расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия нашей страны через организацию национальных праздников; празднование знаменательных дат в истории разных стран и народов;

- расширение круга общения с детьми и взрослыми-представителями разных национальностей.

Работа по поликультурному воспитанию предполагает прежде всего погружение ребенка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности [2, с. 7].

Содержание поликультурного воспитания включает в себя разнообразные средства :

- устное народное творчество;

- декоративно - прикладное искусство, живопись;

- игра, национальная игрушка и национальная кукла;

- национальные кушанья [4, 84].

Также используются разные виды деятельности: игровая, двигательная, речевая, познавательная, музыкальная, изобразительная и др. ; разные формы работы с детьми:

- ООД (организованная образовательная деятельность) (дети знакомятся с историей и культурой родного края, с природой региона, с достопримечательностями родного города (села, поселка, с народами, населяющими Мордовию и их языками, с особенностями быта мордовского народа, с мордовской кухней, с декоративно – прикладным искусством и т. д.);

- презентации и проекты;

- игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная);

- народные праздники, развлечения, викторины, концерты;

- работа с семьей;

- самостоятельная деятельность детей.

Такой подход позволяет детям узнавать названия и назначения, например, народных игрушек, национальных блюд, знакомит их с легендами и верованиями родного народа. Дети начинают использовать в своей разговорной речи народные пословицы и поговорки, с удовольствием исполнять народные песни на различных праздниках, использовать в играх народную атрибутику.

В детских садах Республики Мордовия воспитываются дети разных национальностей.

Для организации этно- и поликультурной образовательной среды необходимо создавать соответствующее предметно-пространственное окружение, способствующее формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:

- подборки книг и открыток, игр и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

- уголок краеведения с образцами народного быта (мини-музей);

- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

- художественная литература (сказки и легенды народов России и мира) [2, с. 10].

Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды и в возрастных группах дошкольного учреждения :

- в каждой группе-уголки краеведения (например, альбомы по истории мордовского народа, куклы в мордовском национальном костюме, предметы декоративно-прикладного искусства (мордовская (русская) матрешка, тавлинская игрушка, декоративная вышивка);

- подборки дидактических игр («Хоровод дружбы», «Государственная символика России (Мордовии)», «Защитники Отечества», «Магазин народных игрушек», «Одень куклу в национальный костюм».);

- подборки подвижных, хороводных игр разных народов;

- подборки методической и детской художественной литературы.

Наиболее эффективным методом реализации задач поликультурного воспитания можно считать метод педагогических проектов. Тематика их может быть разнообразна («Мордовия спортивная», «Кто живет в мордовском лесу», «Народная игрушка Мордовии», «Народные промыслы Мордовии», «Мордовский национальный костюм», «Моя малая Родина», «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»). Но главной целью проектов должно является формирование у их участников культуры межнационального общения, интереса и взаимного уважения к представителям разных национальностей, их культуре, языку и традициям.

В детском саду на регулярной основе необходимо проводить народные праздники, развлечения: «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «Широкая Масленица», где переплетаются мордовские, русские традиции, а также традиции народов, населяющих нашу огромную многонациональную страну. При разработке сценариев праздников, представлений, развлечений особое внимание уделять подбору музыкальных произведений, особенно произведений обрядово-календарного фольклора, народных подвижных игр.

Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык народа. Мордовский музыкальный фольклор-органичная часть музыкальной культуры мордовского народа. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность-духовному, нравственному, эстетическому, так как несет веками сформированные общечеловеческие ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении, а также в своеобразном музыкальном языке, освоение которого способствует накоплению у детей национально-своеобразных интонационно-слуховых представлений [1, с. 47].

Знакомство с народными играми обеспечивает процесс этно- и поликультурного воспитания, способствует приобретению знаний о национальных особенностях разных народов, способствует развитию двигательной активности детей, умению сотрудничать друг с другом [2, с. 7].

Особое внимание должно уделяться укреплению связей детского сада и семьи.

Нужно стараться, чтобы родители принимали активное участие в педагогическом процессе: участвовали в проведение выставок, различных утренников, развлечениях, народных праздниках; немаловажно вовлекать их в проектную деятельность.

Важно донести до каждого родителя, что именно семья является неиссякаемым источником обычаев и традиций. Именно семья дает ребенку неповторимый опыт взаимодействия людей друг с другом, что позволит в дальнейшем относиться с величайшим уважением к культуре и обычаям любого народа, а особенно к тому, который проживает рядом.

Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно-нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения [4, с. 53].

Развивая ребенка в этнокультурной среде, необходимо делать акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении [1, с. 5].

Список использованных источников:

1. «Валдоня» (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. Учреждений Респ. Мордовия /М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.

3. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева [и др. ]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.

4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста /Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – vi, 146 с.

5. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : Пособие для дошк. образов. учреждений РМ/Авт. -сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 352 с.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Неделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет

Неделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учреждении

Песочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Развивающая среда в дошкольном учреждении

Развивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Ребенок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно, что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. С учетом этого можно определить их роль в современном обществе.

Опираясь на усвоенные, человек создает новые ценности, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, как отдельного человека, так и общества в целом.

Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, своими ценностями, включенными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей, вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе.

В учебно-воспитательном пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры, причем процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.

Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с до школьного возраста учить умению познавать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования. Процесс поликультурного воспитания будет более эффективным, если уже сформированные у ребенка понятия будут углубляться и расширяться в процессе диалога культур, где культура его нации будет базовым компонентом. В условиях Республики Мордовия актуальными становятся вопросы воспитания дошкольника на основе мордовских национальных традиций. В процессе исторического развития, на основе богатого культурного наследия, мордовский народ создал целенаправленную систему воспитания и развития детей. Она определялась природно-географическими и социально- экономическими условиями, а также нормами обычного права и этническими соображениями. Взгляды народа на брак, семью, потомство фактически образовали традиционную демографическую модель поведения. Педагогические традиции мордовского народа представляют целую программу формирования личности, направленную на развитие в ней лучших черт: трудолюбия, скромности, преданности Родине, почтительного уважения к представителям старшего поколения. Мордовский народ определяет условия успешного воспитания детей, заключающиеся в опоре на прогрессивные традиции, сложенные на основе традиционной этнической культуры, быта, религии. Традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой других народов. Общность традиций нравственного воспитания разных народов объясняется сходством объективных условий человеческой жизни и общечеловеческими целями рождения и воспитания детей, взаимодействием народов и взаимовлиянием их культур. Мордовские педагогические традиции в современных условиях не потеряли своей значимости. Они заложены в основу семейной педагогики. Задача дошкольных образовательных учреждений–воспитание дошкольников средствами мордовской культуры. В мордовской народной педагогике глубоко осознавался процесс воспитания. О значении воспитания говорят мордовские пословицы : «Маштат эйкакшонь чачнеме, машт и кастомо» («Умеешь детей родить, умей их и вырастить», «Эйкакш мельга эряви ваномс» («За ребенком нужен глаз», «Ломанесь аволь панго, чизэнзэ а касы» («Человек не гриб, за день не вырастет», «Аволь те авась, кона чачтынзеть, а се, кона кастынзеть» («Не та мать хороша, которая родила, а та, которая тебя воспитала». В этнопедагогике мордовского народа подчеркивается мысль, что воспитание детей требует от родителей больших нравственных и физических усилий, поэтому считалось, что воспитавшие детей выполнили долг перед обществом и обеспечили себе счастливую старость («Эйкакштнень превейстэ кастсак – паро слава кармат кандомо» («Детей умными вырастишь – род свой прославишь», «Тетянть аволь кшись анды, а паро эйкакшонь валось» («Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»).Установление гуманных взаимоотношений в семье зависит от взаимопонимания, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, проникновения в их внутренний мир, поэтому взрослые часто говорили: «Вейкетьстэ эйкакштне чачить, но аволь вейкетьстэ касыть» («Одинаково дети рождаются, но неодинаково воспитываются»).Мордовский народ, осознавал воспитание как необходимый, сложный и длительный процесс, не сводящий только к кормлению и уходу за ребенком. Воспитание ребенка считали ответственным и трудоемким делом, постоянно подчеркивали мысль, что необходимо не просто вырастить ребенка, а сформировать его как личность, чтобы он достиг определенного человеческого идеала. Основы нравственного воспитания закладываются также в семье, поэтому родителям и их детям в народной педагогике уделяется большое внимание. Семья характеризуется совокупностью этических норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Согласно выработанной веками народной концепции идеалом мордовской семьи считалось наличие большого потомства («Кудо эйкакш марто – уцяскав кудо» («Дом с детьми – счастливый дом», «Вейке эйде, теке вейке сельме» («Один ребенок, что единственный глаз»). Отношения в крестьянской семье строились исходя из интересов организации трудовой деятельности, но руководствовались высокими моральными принципами. Воспитание понималось как многогранное явление, включающее уход за ребенком, заботу о его физическом и нравственном развитии. Через осмысление прошлого народа можно убедиться, что в жизни этноса не существует ни абсолютно старых, ни абсолютно новых традиций, детерминированных явлений культуры. Как те, так и другие – это своеобразный сплав, синтез старого и нового в развитии. А по мере развития эти «соединения» превращаются в устойчивые образования, приобретая черты традиционности. Опытно-экспериментальная работа по изучаемой проблеме позволила выявить эффективное воздействие мордовских культурных ценностей на развитие дошкольника, на социализацию ребёнка; на формирование таких качеств как любовь к Родине, к окружающим людям, культуре своего народа, трудолюбия, доброты и отзывчивости, любви и понимания красоты окружающей действительности, культуры поведения. Приобщив детей к культуре мордовского народа, мы сможем возродить самобытность мордвы, способствовать сохранению этноса. Таким образом, традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой других народов. Воспитание на основе традиций мордовского народа неразрывно связано с традиционным воспитанием чувашей, татар, удмуртов, русских и других народов России. Именно поэтому в настоящее время особенно актуальной стала проблема этнокультурного воспитания, а на его основе поликультурного образования, где делается значительный акцент на формирование патриотических качеств личности, толерантности, гражданственности.

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Политкультурное воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр разных народов Задачи использования народнъи^подвилфъи^игр Знакомство детей с разнообразием русски^ народны. к игр и игр.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Гончарова З. С., воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол Белгородской.

Презентация «Формирование нравственных качеств личности на основе народной культуры и традиций» Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции Народная культура – образовательное.

Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций» Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Статья: Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст играет важную роль.

Конспект развлечкательно-познавательной игровой программы на основе русских традиций «Прогулка с тётушкой Заботушкой»

Конспект развлечкательно-познавательной игровой программы на основе русских традиций «Прогулка с тётушкой Заботушкой» ПРОГУЛКА С ТЁТУШКОЙ ЗАБОТУШКОЙ Развлекательно – познавательная игровая программа на основе русских традиций для детей школьного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе любви к малой Родине СТАТЬЯ «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 56 Калининского района.

Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций Введение В современном многонациональном Российском обществе важную роль играют национальные ценности и национальные взаимодействия. Область.

что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. С учетом этого можно определить их роль в современном обществе. Опираясь на усвоенные, человек создает новые ценности, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества.

Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, как отдельного

человека, так и общества в целом. Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, своими ценностями, включенными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей, вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к

жизнедеятельности в поликультурном обществе. В учебно-воспитательном

пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры,

причем процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.

Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с до школьного возраста учить умению познавать

ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования. Процесс поликультурного воспитания будет более эффективным, если уже сформированные у ребенка понятия будут углубляться и расширяться в процессе диалога культур, где культура его нации будет базовым компонентом.

ВложениеРазмер
vospitanie_doshkolnikov_na_osnove.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ

МОРДОВСКИХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО

Ребенок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой

накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно,

что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. С учетом этого можно определить их роль в современном обществе. Опираясь на усвоенные, человек создает новые ценности, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества.

Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, как отдельного

человека, так и общества в целом. Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, своими ценностями, включенными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей, вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к

жизнедеятельности в поликультурном обществе. В учебно-воспитательном

пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры,

причем процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.

Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с до школьного возраста учить умению познавать

ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования. Процесс поликультурного воспитания будет более эффективным, если уже сформированные у ребенка понятия будут углубляться и расширяться в процессе диалога культур, где культура его нации будет базовым компонентом.

В условиях Республики Мордовия актуальными становятся вопросы воспитания дошкольника на основе мордовских национальных традиций.

В процессе исторического развития, на основе богатого культурного наследия, мордовский народ создал целенаправленную систему воспитания и развития детей. Она определялась природно-географическими и социально-

экономическими условиями, а также нормами обычного права и этническими

соображениями. Взгляды народа на брак, семью, потомство фактически

образовали традиционную демографическую модель поведения. Педагогические традиции мордовского народа представляют целую программу формирования личности, направленную на развитие в ней лучших

черт: трудолюбия, скромности, преданности Родине, почтительного уважения к

представителям старшего поколения.

Мордовский народ определяет условия успешного воспитания детей,

заключающиеся в опоре на прогрессивные традиции, сложенные на основе

традиционной этнической культуры, быта, религии.

Традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой

других народов. Общность традиций нравственного воспитания разных народов

объясняется сходством объективных условий человеческой жизни и

общечеловеческими целями рождения и воспитания детей, взаимодействием

народов и взаимовлиянием их культур.

Мордовские педагогические традиции в современных условиях не потеряли своей значимости. Они заложены в основу семейной педагогики. Задача дошкольных образовательных учреждений–воспитание дошкольников средствами мордовской культуры.В мордовской народной педагогике глубоко осознавался процесс воспитания. О значении воспитания говорят мордовские пословицы: «Маштат эйкакшонь чачнеме, машт и кастомо» («Умеешь детей родить, умей их и вырастить»), «Эйкакш мельга эряви ваномс» («За ребенком нужен глаз»), «Ломанесь аволь панго, чизэнзэ а касы» («Человек не гриб, за день не вырастет»), «Аволь те авась, кона чачтынзеть, а се, кона кастынзеть» («Не та мать хороша, которая родила, а та, которая тебя воспитала». В этнопедагогике мордовского народа подчеркивается мысль, что воспитание детей требует от родителей больших нравственных и физических усилий, поэтому считалось, что воспитавшие детей выполнили долг перед обществом и обеспечили себе счастливую старость («Эйкакштнень превейстэ кастсак – паро слава кармат кандомо» («Детей умными вырастишь – род свой прославишь»), «Тетянть аволь кшись анды, а паро эйкакшонь валось» («Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»).Установление гуманных взаимоотношений в семье зависит от взаимопонимания, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, проникновения в их внутренний мир, поэтому взрослые часто говорили: «Вейкетьстэ эйкакштне чачить, но аволь вейкетьстэ касыть» («Одинаково дети рождаются, но неодинаково воспитываются»).Мордовский народ, осознавал воспитание как необходимый, сложный и

длительный процесс, не сводящий только к кормлению и уходу за ребенком.

Воспитание ребенка считали ответственным и трудоемким делом, постоянно

подчеркивали мысль, что необходимо не просто вырастить ребенка, а

сформировать его как личность, чтобы он достиг определенного человеческого

Основы нравственного воспитания закладываются также в семье, поэтому

родителям и их детям в народной педагогике уделяется большое внимание.

Семья характеризуется совокупностью этических норм, санкций и образцов

поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями,

детьми и другими родственниками.

Согласно выработанной веками народной концепции идеалом мордовской

семьи считалось наличие большого потомства («Кудо эйкакш марто – уцяскав

кудо» («Дом с детьми – счастливый дом»), «Вейке эйде, теке вейке сельме»

(«Один ребенок, что единственный глаз»). Отношения в крестьянской семье

строились исходя из интересов организации трудовой деятельности, но

руководствовались высокими моральными принципами.

Воспитание понималось как многогранное явление, включающее уход за

ребенком, заботу о его физическом и нравственном развитии. Через осмыление

прошлого народа можно убедиться, что в жизни этноса не существует ни

абсолютно старых, ни абсолютно новых традиций, детерминированных явлений

культуры. Как те, так и другие – это своеобразный сплав, синтез старого и нового

в развитии. А по мере развития эти «соединения» превращаются в устойчивые

образования, приобретая черты традиционности.

Опытно-экспериментальная работа по изучаемой проблеме позволила

выявить эффективное воздействие мордовских культурных ценностей на развитие

дошкольника, на социализацию ребёнка; на формирование таких качеств

как любовь к Родине, к окружающим людям, культуре своего народа,

трудолюбия, доброты и отзывчивости, любви и понимания красоты окружающей

действительности, культуры поведения. Приобщив детей к культуре мордовского

народа, мы сможем возродить самобытность мордвы, способствовать сохранению

Таким образом, традиции воспитания у мордвы имеют много общего с

этнопедагогикой других народов. Воспитание на основе традиций мордовского

народа неразрывно связано с традиционным воспитанием чувашей, татар,

удмуртов, русских и других народов России. Именно поэтому в настоящее время

особенно актуальной стала проблема этнокультурного воспитания, а на его основе

поликультурного образования, где делается значительный акцент на

формирование патриотических качеств личности, толерантности,

1. Майнов, В. Н. Очерк юридического быта мордва / В. Н. Майнов. – Саранск: НИИ

гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия, 2007.И. А. Неясова

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры.


Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций

В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре.


Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"

Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры".


Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ.

"Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"

Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры" В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому со.


Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"

Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры".

Читайте также: