Музей матрешки и традиционной игрушки семенов

Обновлено: 28.04.2024

Хоть и согласно Википедии родиной матрёшки считается Сергиев-Посад, по другим версиям родина знаменитой российской игрушки расположена на севере Нижегородской области. Ведь именно местные мастера изготавливали игрушку в больших масштабах.

Спорить об этом можно сколько угодно, но вот родина хохломской росписи – точно расположена тут. В городе Семёнов расположено предприятие по производству изделий с хохломской росписью, матрёшек здесь делали с давних времён.

С экскурсией на предприятии я был и расскажу о ней как-нибудь в следующий раз. А сегодня хочу показать вам экспозиции музейно-туристического центра «Золотая Хохлома».

На входе гостей встречает огромная матрёшка.

В экспозиции можно увидеть матрёшек поменьше.

Вот что написано на информационной табличке о семёновских матрёшках.

К концу XIX века Семёнов стал центром выделки деревянной игрушки в России. Ежегодно отсюда отправлялось около 6 миллионов игрушек, которые отличались исключительным разнообразием форм, тем и сюжетов, тесно связанных с природой и жизнью человека.

Всё это ярко выразилось в матрёшке – многоместной расписной кукле, выточенной из дерева, история которой в России насчитывает более 100 лет. Прообразом её явилась фигурка японского добродушного лысого старичка Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. В узкоглазом головастом япончике скрывалась вся его семья. В начале XX века матрёшку впервые привезли в село Мериново Семёновского района.

Ею заинтересовались местные ремесленники, которые в то время производили игрушки на дому, а затем продавали скупщикам. На основе матрёшки семёновские мастера стали разрабатывать новые сувениры, сохраняя и развивая местные традиции, совершенствуя свои художественные приёмы.

Изготавливаются семёновские матрёшки из липы, осины и берёзы, а деревянная заготовка проходит до 15-ти операций.

Итак, сам музей. Здесь несколько экспозиций. Две из них постоянные, третья – демонстрирует временные коллекции от российских предприятий народного-художественного промысла.

Первый зал, в который мы попали, рассказывает об истории и эволюции хохломского промысла.

Denis Korotkov

Юбилейная 15-ти кукольная матрёшка "Россияночка" с традиционной росписью! Написана к 100-летию семёновской матрёшки.

Оксана Остафийчук

Оксана Остафийчук запись закреплена

«Музей матрёшки и традиционной игрушки»

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» запись закреплена

Татьяна Юськова

«Музей матрёшки и традиционной игрушки»

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» запись закреплена

12.05.2022г в Москве открылась выставка "РусАртСтиль",
на которой фабрика "Семеновская роспись" представила экспозицию, посвященную 100-летию Семеновской матрёшки.

«Музей матрёшки и традиционной игрушки»

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» запись закреплена

Ягодкина Мария Григорьевна работала на фабрике "Семеновская роспись" токарем на полуавтомате. В этом году ей исполнилось 98 лет, но как утверждает сама Мария Григорьевна, что в свидетельстве о рождении закралась ошибка и нынче она отметила 100-летний юбилей.
Поздравляем юбиляршу с Днём Победы.

«Музей матрёшки и традиционной игрушки»

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» запись закреплена

Фабрика "Семеновская роспись"от души поздравляет всех ветеранов Великой отечественной войны с Днем Победы.
9 Мая — праздник великий!
Никто не забыт и ничто не забыто!
Живым ветеранам — низкий поклон!
А тех, что ушли — не забудем имен!

«Музей матрёшки и традиционной игрушки»

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» запись закреплена

Подарит светлый праздник Пасхи
Пусть много радости, добра,
Раскрасит в радужные краски
Пусть мир наш с самого утра!

Пускай Христос благословляет
Сегодня всех, без исключения,
Любовь, здоровье посылает,
Успех, достаток и везение!

«Музей матрёшки и традиционной игрушки»

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» запись закреплена

Любовь с первого взгляда

Вот уже целое столетие образ нашей матрёшки надёжно поселился в сердцах многих тысяч людей разных национальностей и возрастов.

Невозможно говорить о матрёшке и не сказать о людях, чьё мастерство и талант с годами формировали и развивали особенный стиль семёновской красавицы.
Показать полностью.

Сегодня речь пойдёт о замечательной женщине и талантливом художнике по росписи контура семёновской матрёшки Нине Павловне Кабановой. Много лет Нина Павловна проработала на фабрике «Семёновский сувенир» и практически весь свой талант, умение и душу вложила в роспись матрёшки. Только взглянув на её работы, можно определить, что контур у матрёшки создавался руками именно Нины Павловны. Личики у её матрёшек были особенные, в них отражалась вся суть, глубина и доброта простой русской души, такой как у Кабановой.

Нина Павловна родилась рядом с деревней Мериново, и именно здесь впервые сто лет назад начали точить и раскрашивать матрёшку. Деревня Покровское, где 23 марта 1939 года родилась девочка Нина Костюнина (Кабанова), находится всего лишь в двух километрах от Меринова. Родители Нины работали в колхозе «Красный восход», семья по тем меркам была небольшая, четверо детей. У Нины были две сестрёнки и брат. Старшие Костюнины с детства приучали детей к труду, лениться было некогда, деревенская жизнь – она такая. С детства Нина была очень работоспособной, хорошо училась. Начальную школу Нина Павловна окончила в Меринове, а затем училась ещё в Быдреевке. А потом пришла пора помогать родителям. Восемь лет после окончания учёбы проработала она в родном колхозе. Работа спорилась, но юная Нина решила попробовать себя и в другом ремесле. 1 октября 1960 года пришла ученицей в мериновскую артель «Игрушка». Первым её наставником в искусстве росписи матрёшки стала Валентина Михайловна Кабанова. Видимо, с первой минуты Нина влюбилась в промысел. Контур матрёшки у молодой художницы получался ровный, чёткий, а уж личико, а особенно глаза получались лучше всего.

Но не только любовь к матрёшке в это время родилась в сердце у Нины, и земная любовь посетила юную художницу. Приглянулась она молодому пареньку Ивану Кабанову, и в 1961 году молодые люди сыграли весёлую, шумную свадьбу. Практически сразу молодая семья Кабановых переехала в Семёнов, поскольку туда перевели артель и объединили её с семёновским филиалом. Сняли квартиру. Иван Фёдорович работал кузнецом в артели и тоже, как и Нина Павловна, был на очень хорошем счету. Несколько раз артель меняла своё название. В 1967 году она стала фабрикой «Семёновский сувенир». Всё менялось, жизнь шла своим чередом, настойчивость и упорство как в работе, так и в жизни помогло Нине Павловне окончить вечернюю школу рабочей молодёжи.

Почти с первых дней работы на фабрике Нина Павловна крепко подружилась с Альбиной Фёдоровной Дворяниновой, с которой дружат и по сей день. Молодые художницы работали в одном звене, каждый выполнял свою операцию в росписи матрёшки. Кабанова наводила контур у матрёшек: лицо, платочек, фартучек, ручки, а Дворянинова писала пышные, яркие цветочные букеты. Каждая была виртуозом в своём деле. Много тысяч деревянных румяных кукол за трудовую жизнь создали подруги.

Готовить материал о Кабановой, признаюсь честно, начала с нуля. Информации о ней практически нет. Нина Павловна –очень скромный и тихий человек, несмотря на то, что знают и помнят её мастерство очень многие в Семёнове. Конечно же, самые тёплые и хорошие слова о своей дорогой подружке сказала Альбина Фёдоровна. Оказывается, Нина Павловна Кабанова была не только одной из лучших художниц на фабрике, занималась она и активной профкомовской деятельностью, успевала обучать и новеньких девочек-художниц, пела вместе с Дворяниновой в фабричном хоре, а уж какая она хлебосольная хозяюшка! С особым теплом вспоминала Альбина Фёдоровна, как они с Ниной ходили за черникой и грибами в её родной покровский лес.
Нина Павловна не единожды была награждена различными грамотами и медалями. Несколько раз ей было присвоено звание «Ударник коммунистического труда», много раз становилась «Лучшим наставником объединения». Награждена орденом «Трудовой славы» III степени. Её фото было занесено на областную Доску Почёта. Своим талантом Нина Павловна щедро делилась не только со своими юными ученицами, но и обучала иностранных ценителей красоты семёновской матрёшки. С рабочим визитом Кабанова побывала в Японии. Нужно было видеть, с каким восторгом японцы наблюдали, как работает талантливый мастер, как быстро её умелые руки наводят контур на матрёшке, как деревянная игрушка покрывается жёлтым платочком, одевается в красный сарафан, а в руках оживает букет из ярких роз, сочных тюльпанов и алых маков. А когда Нина Павловна была на выставке в Германии, ей лично пожал руку тогдашний руководитель ГДР и видный политик Эрих Хонеккер. Несколько раз Кабанова награждалась и туристическими поездками за границу.
Жизнь и творчество Нины Павловны Кабановой всего лишь яркий блестящий кусочек в калейдоскопе истории семёновской матрёшки, но эта скромная и талантливая женщина внесла весомый вклад в развитие и продвижение промысла. Сейчас Нина Павловна на заслуженном отдыхе. От души желаем ей здоровья и долгих счастливых лет жизни!
Благодарю за помощь по сбору материала о сегодняшней героине Е. А. Голубеву, Е. Г. Полевую, А. Ф. Дворянинову, Т. Г. Корьёву, Т. П. Кабанову.

Татьяна СЕВАСТЬЯНОВА,
ведущий научный сотрудник МТЦ «Золотая хохлома»
Фото предоставлено автором

Большой секрет семёновской матрёшки

В этом году планируется широко отметить рождение любимой русской деревянной куклы матрёшки.

Понятно, что точного дня рождения назвать невозможно, поэтому решено расширить это понятие до размеров года. К тому же и год-то уж очень подходящий: президент объявил 2022-й годом Народного искусства.
Показать полностью. Так и напрашивается крамольная мыслишка, что не только с днём, но и с годом рождения нашей матрёшки что-то не так, что притянули матрёшкино рождение к подходящей эгиде. А, может быть, речь идёт вовсе не о нашей матрёшке, а о матрёшке вообще? Тогда опять вопрос – почему сто лет? Невозможно всех матрёшек, и наших и не наших, причесать под одну временную гребёнку. Так чей же юбилей мы отмечаем в этом году?
Вопросов много, и мы их все задали «главному по матрёшкам» – директору фабрики «Семёновская роспись» Олегу КОРОТКОВУ.

- Меня тоже очень интересует этот вопрос, – говорит Олег Владимирович, – особенно я забеспокоился, когда узнал, что планируется широко отпраздновать 100-летие нижегородской (!) матрёшки, а их у нас, как известно, две: полхов-майданская и семёновская. Всё бы ничего, если бы не исторические, временные несоответствия. С семёновской я согласен – нашей точно сто лет с небольшим плюс-минусом, а вот соседи из Полхов-Майдана начали расписывать своих кукол лет через двадцать после нас, и учили их этому наши мастера.

-Значит, отмечать надо 100-летие семёновской матрёшки?
- Да, так было бы правильнее и понятнее, современная любовь к оптимизации всего и вся в таком деле, как народное искусство совершенно недопустима. Ведь это не просто производство, это, не побоюсь сказать, наша история, которая не терпит приблизительности. Получается, что мы плюём в вечность, а это чревато. Сто лет в масштабах истории – это не так уж много, у нас живут люди, которые не только помнят «родителей» матрёшки, они состоят с ними в прямом родстве, учились у них, прислушивались к каждому слову, присматривались к каждому жесту руки, вытачивающей матрёшку, к каждому взмаху кисточки. Они помнят всё, и им не нравится, когда кто-то пытается переиначивать историю на свой лад, обобщать факты, объединять события, оптимизировать, одним словом. Даже интернет против таких оптимизаций. Я попробовал «загуглить» «нижегородскую матрёшку» – он мне ничего не выдал, растерялся электронный ум, не понял смысла вопроса. А вот «семёновская матрёшка» – пожалуйста, всё о ней рассказал и объяснил.

- Так отмечать-то всё же будем или нет?
- Обязательно будем. Мало того, у нас в этом году ещё одна дата – 90-летие нашей фабрики, а уж у неё есть самый точный, так сказать, документальный день рождения, своя метрика – 29 октября 1932 года. Вот тогда мы и будем отмечать. И вот в этом случае объединение двух дат – самое милое дело. Готовиться к этой дате мы начали уже давно, потому что дело это серьёзное и очень ответственное.

- Мы – это кто?
- Мы – это наша фабрика, и планов у нас – громадьё. Почти все они уже воплотились в реальность стараниями наших мастеров.

- А вы не обособились, не оторвались, так сказать, от общей массы желающих очень широко отметить знаменитую дату? Одним словом, совпадает ли ваша дата праздника с той, которую назначили свыше?
- Увы, нет, не совпадает. Планируется устроить масштабное мероприятие в июне этого года, но пока мы ещё даже не приглашены на этот праздник жизни. Но мы ни в коем случае не обосабливаемся и не отрываемся, а просто стараемся объяснить чиновникам от искусства и некоторым так называемым экспертам, что спешка в таком деле недопустима. Мы при всём нашем желании не успеем подготовиться к июню так, чтобы показать всё, что задумано. Да, я считаю, что и не дело это – объединять два таких события, как Международный фестиваль «Золотая хохлома» и 100-летие семёновской матрёшки. Зачем отбирать у фестиваля традиционную дату? Да, это общий праздник народных промыслов, но всё же матрёшка заслуживает, чтобы хотя бы в столетний юбилей ей выделили свой пьедестал. Тем более что все эти праздники – не просто гуляния, они несут познавательный смысл. И так уже везде слышится словосочетание «хохломская матрёшка» – народ путается, не понимает, не различает, а это неправильно и даже опасно, есть риск вообще забыть все корни.

- Это в вас не обида говорит на то, что когда-то матрёшку в «Хохлому» перевели?
- Вот уж нет, никакой обиды. На тот момент это было даже в какой-то мере полезным. Девяностые годы, полный разброд и шатания, надо было спасать промыслы любыми способами. Мы никогда не конфликтовали с «Хохломой» и не соперничали.

- Кстати, вы именно в это время на фабрику пришли. Молодой экономист из «тимирязевки», и вдруг – матрёшки, деревяшки… Случайность или любовь к искусству?
- Экономист из «тимирязевки» – не самый плохой вариант на должность директора. Любви к искусству особой не было, а вот желания работать – хоть отбавляй. За небольшой срок удалось хорошую команду собрать, лет девять работали в полную силу, и тут нагрянуло банкротство. Кажется, именно в тот момент я как-то особенно остро понял, что – всё, если что-то не предпринять, настанет крах всему нашему народному искусству. Новые хозяева, не стесняясь, начали растаскивать буквально всё. Когда взялись за нашу замечательную выставку в холле административного здания, у меня такое жгучее зло вдруг появилось, что, наверное, именно оно и стало двигателем нашего развития, и своё отношение к родному народному искусству я переосмыслил. Не может оно жить вечно, если его не охранять.

- Но всё же пришлось от много отказаться – например, от инкрустации соломкой, резьбы по дереву. Это вынужденные меры или осознанный выбор?
- И то, и другое. В советские времена фабрика имела много возможностей объять необъятное, пробовать новое, и это было здорово. Но нам действительно пришлось выбирать. Мы оставили лишь то, что нам принадлежит по праву истории и традиций. Соломка к нам из Кирова пришла, береста – из Архангельска, и особых терзаний от потери этих промыслов мы не испытывали. А вот резьбу жаль. Но и тут пришлось исходить из реальности. Как экономист объясню: один резчик может вырезать в месяц две напольные вазы, и должен по самому минимуму получить в месяц 25 000 рублей зарплаты. Прибавляем к этому работу токаря, отделочников. Не забываем про стоимость древесины и магазинную наценку. В результате получаем 60 тысяч целковых за одну вазу. Продать их по такой цене возможно не более двух штук в год. Куда остальные девать? Вот и вся экономика. Очень жаль федосеевскую игрушку, но позиционировать её как просто игрушку для детей невозможно, она не выдерживает для этого никаких требований. К тому же, она настолько уникальна, что достойна звания эксклюзивного коллекционного сувенира, и делать её нужно в творческих мастерских, которые обязано поддерживать государство.

- Значит, возвращаемся к нашим матрёшкам? Кстати, хотелось бы поподробнее о планах на предстоящий юбилей. Можно уже выдать какие-то секреты?
- Какие-то можно. Например, мы здорово расширяем наш музей, вот прямо сейчас приглашаю посмотреть и мысленно представить, как он будет выглядеть. Строители уже закончили работы по пристрою к основному зданию. Теперь наша экспозиция будет развёрнута на двух этажах, где зеркально расположатся демонстрационные залы, кабинеты для мастер-классов. Наши экспонаты уже устали пылиться в коробках и коробах в запасниках. Мы широко покажем игрушки из многих стран мира, наши тоже почувствуют себя более свободно и покажут свою красоту со всех сторон.
Ну и главная фишка – это наши три сестры. Так мы назвали юбилейных матрёшек. Их будет три – одна 80-кукольная и две 70-кукольные. Они уже выточены и терпеливо ждут своих художниц, которые нарядят их в традиционные платья и платочки. Вот они, красавицы, по сути и являются главным условием для назначения даты праздника. Очень капризны наши матрёшки, могут в любой момент подвести. Это я о том, что древесина – вообще капризный материал, договориться с ним невозможно. Мастера, учёные много лет бьются над вопросом, почему изделия из дерева вдруг начинают трескаться именно в зимне-весенний период, и не находят точного ответа. Тут и температура воздуха играет роль, особенно её перепады, и давление, и влажность. Даже при хороших условиях хранения в помещении погода за окном делает своё дело, и каждый год – в разной степени ущерба.
Приходится в очередной раз признать, что дерево живое и ведёт себя как хочет. Так называемый ширпотреб ещё можно расписывать, мелочёвку всякую, но такими шедеврами, которые токари вытачивали по полгода, рисковать нельзя.

- Я не ошибаюсь: 80-кукольная матрёшка – это впервые в истории фабрики? Помнится, была 72-кукольная, которую подарили Жаклин Кеннеди?
- Нужно бы добавить к вашему вопросу слово «якобы». Якобы подарили, так будет правильнее. Никто, ни один человек не подтвердил, что та матрёшка была подарена первой леди США и, тем не менее, об этом говорят из всех «утюгов». А я не люблю приблизительности и допусков в том, что касается истории, особенно истории, которая хоть каким-то боком касается меня. Людям, конечно, нужны легенды, но даже у легенд должны быть хоть какие-то подтверждения. Этот вопрос меня волновал с тех пор, как я сам его себе задал: куда же делась та, 72-кукольная матрёшка, которую наши мастера сделали в 1970 году для выставки «Экспо-70»? Стал разбираться, часа четыре в интернете просидел и обнаружил множество ляпов. Начнём с того, что в 1970 году Жаклин Кеннеди уже не была первой леди США, которая объездила со своим мужем весь мир. К тому времени она – уже два года как жена известного греческого магната Аристотеля Онассиса, и её жизнь тоже так широко и подробно разрекламирована, что визит её на японскую выставку не мог не быть не отмечен. А его не было. Обо всех визитах Жаклин рассказал интернет: Камбоджа, Афганистан, Пакистан, а о такой стране, как Япония, в 1970 году – ни слова. Но даже если допустить, что была она на той выставке, возникает другой вопрос, так сказать, геополитический. Как возможно было подарить хоть что-либо из выставочных экспонатов во времена железного занавеса, даже если ты бывшая первая леди США? А если вспомнить, к какой дате готовился 72-кукольный шедевр, то вообще не стыкуется. 1970 год – столетие великого Ленина! Представляете, как готовили наших делегатов выставки?! О каких подарках или даже продажах с выставки могла идти речь? Скорее всего, матрёшка понравилась какому-то японскому коллекционеру, и он попросил её продать. Но получил её не сразу, а после долгих обсуждений в верхах. Матрёшка благополучно вернулась домой (по крайней мере, в СССР), а уже отсюда её отправили коллекционеру. Говорят, что за очень хорошие деньги. Возникает ещё один вопрос: почему этот шедевр так нигде и не засветился? Ну, это очень просто – настоящие коллекционеры никогда не хвастаются своими уникальными экспонатами.

- И вы решили создать ещё один, вернее, даже три?
- Не создать, а хотя бы приблизиться к нему. Тот шедевр воссоздать не получится – и не потому, что нет достойных мастеров, они есть. Нет соответствующей древесины – в этом вся загвоздка. Наши красавицы уже выточены, и стенки у них, образно говоря, кожа, – тонкая и прозрачная, и наряды им художники подарят красивые. Но всё же они отличаются от своих бабушек. Фигуры у них не те, нет той привлекательной округлости, которая отличает русских барышень. Не позволяет сегодняшний материал филигранно выточить все изгибы. Придётся всё же нашим художникам постараться, как хорошим модельерам, чтобы скрыть недостатки матрёшкиных фигур.

- А если вдруг кому-то на юбилейной выставке так понравится новый шедевр, что он захочет его купить за любые деньги, продадите?
- Не продадим. Предложим и постараемся сделать другой, но этот, выполненный к юбилейной дате, должен остаться дома. Зачем снова плодить тайны и слухи и ещё пятьдесят лет спорить и жалеть о том, чего уже не вернуть?

Обычное здание украсили вывеской, сообщающей, что здесь находится музей Семеновской матрешки при Художественной фабрике и, оно заиграло другими красками.

Приехав в Семенов, очень торопились попасть в музей до его закрытия, путь до города был от нас не близкий, да еще и погода испортилась, начал моросить дождь.

Поэтому, в ту весеннюю поездку успели лишь немного осмотреть город, но прошлой осенью наверстали упущенное.

В городе исстари обрабатывали древесину и придавали ей вид ковшей, ложек, различной хозяйственной утвари, мебели и, конечно же, матрешек.

До сих пор в городе сохранились особняки купцов ложкарей и вместе с ними история.

Город насквозь пропитан матрешкиным духом и здесь даже урны в виде матрешек, правда от дождя и солнца пооблезли уже, но, думаю, их подновят.

Кстати, недавно я проехалась в трамвае Нижнего Новгорода и зайдя в трамвайчик не проверила глазам, внутри него все было в хохломской росписи: стены, сиденья и даже потолок. В общем, приезжайте в Нижегородскую область, не пожалеете и очень рекомендую музей Матрешки про который сейчас речь.

Во-первых, нам понравился экскурсовод, женщина очень интересно рассказала про историю образования игрушечного промысла в дореволюционный период, провела нам интерактивную презентацию того, как обрабатывается древесина для будущей игрушки, какие красители используются и роспись.

В общем, весь процесс от заготовки и до готового изделия, было интересно и познавательно.

Пройдя в залы, смогли ознакомиться с представленными здесь экспонатами различного времени, узнали, что такое «Федосеевские балясы».

Это самобытный промысел топорно-щепной игрушки, возникший в конце XIX начале XX века в деревне Федосеево, что находится недалеко от Семенова. Игрушки, изготовленные федосеевскими умельцами, отличались конструктивизмом и ярким орнаментом.

Прародительницей семеновской матрешки оказалась мериновская матрешка, не стоит путать эти игрушки, так как у них даже роспись отличается. К сожалению, мериновская матрешка с 1980-х годов не выпускается.

Но есть семеновская матрешка, о которой мы все знаем больше всего, так как ее выпуск продолжается до сих пор.

Также здесь представлена большая коллекция игрушек времен СССР выпускавшихся на местной фабрике «Игрушка», которая позже была переименована в «Сувениры» и работы мастеров.

Впервые узнала, что у России и Японии есть одно общее увлечение — матрешка. Музей обменивается с японскими друзьями матрешками и здесь представлены их подарки. Но скажу честно, мне по душе больше наша русская матрешка.

В витринах заняли места куклы из республик России и различных стран, очень красивые и яркие татарские матрешки, в таком же зеленом одеянии и матрешка из Венгрии.

Запомнился набор матрешек 1980 года «15 республик».

И, пожалуй, самая яркая из всех матрешек, изготовленных на земле Нижегородской — матрешка, которую мы можем видеть теперь лишь на фото.

Самая большая матрешка была выточена из липы в 1970-м году и отправилась на выставку в Японию, но, к сожалению, больше оттуда не вернулась. Деревянная красавица была создана к 100-летию юбилея В. И. Ленина.

Рост матрешки составил 1 метр, диаметр — 0,5 метра и вмещала она в себя еще 72 матрешки. Кукла была продана и, больше никто о ней ничего не слышал, но больше в России повторить подобное, так и не смогли. В музее сохранились фотографии, поэтому, это единственная память о таком большом достижении русских мастеров умельцев.

«Музей матрёшки и традиционной игрушки» был открыт в 2017 году при фабрике по производству матрёшек и сувениров из дерева ООО «ТД Семёновская роспись». Фабрика начала свою производственную деятельность в 1932 году и является одной из старейших в стране по производству матрёшек. Именно на этом предприятии появилась нарядная, добрая и яркая, с пышным букетом цветов на сарафане деревянная кукла — семёновская матрёшка.

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Появившись 100 лет назад на семёновской земле, местная матрёшка получила общемировое признание в середине 50-х годов прошлого столетия. По популярности она превзошла свою прародительницу — сергиев-посадскую матрёшку и практически стала сувениром № 1 из России для иностранцев.

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Но и в России семёновская матрёшка не менее известна и любима. За прожитый век вокруг неё появилось много сказок, былей и легенд. В экспозиции музея можно познакомиться с уникальной коллекцией экспонатов: матрёшек и деревянных игрушек советского периода и нашего времени. Семёновская матрёшка представлена в самых разных вариантах, показано, как она меняла свой образ и стиль.

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Сегодня выделяют три вида семеновской матрешки: собственно семёновскую, мериновскую и авторскую. Музей поможет Вам узнать историю каждой, заглянуть в душу матрешки. Ведь на протяжении девяностолетней истории предприятия местные мастера не просто расписывали деревянные болвашки, они переносили частичку своего характера, своей души в образ создаваемой куколки.

Семеновская матрешка на 72 места, музей матрешки, Нижегородская область


Уникальная 72-местная матрёшка

Семеновская матрешка, старое фото


Коллектив, создавший 72-местную матрёшку

К юбилейным датам, отмечаемым на предприятии в 2022 году, в Год культурного наследия народов России, музей практически в два раза увеличивает свои выставочные площади. Сотни не демонстрируемых ранее экспонатов, уникальные, созданные специально к юбилейным датам 2022 года, матрёшки и сувениры — всё это увидят посетители, начиная с сентября.

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

У коллектива работников музея много интересных задумок. Приезжайте не просто послушать экскурсовода, а вместе с ним прожить жизнь матрёшки, развеять созданные мифы, придумать новые, самому расписать деревянную игрушку на выбор, окунуться в мир производства красочных, радующих глаз изделий с традиционной семёновской росписью. Вас научат отличать вятскую матрёшку от семёновской, полхов-майданскую от сергиев-посадской, покажут великолепные образцы авторских матрёшек.

Музей матрешки и традиционной игрушки, Семенов, Нижегородская область

В музее во всей красоте и во всем многообразии представлен русский сувенир, который олицетворяет народное искусство России и показывает богатство души народа. И нет лучшего повода, чтобы его посетить, чем 100-летний юбилей нашей любимой деревянной куколки! Приглашаем всех и непременно ждём в гости к русской красавице — семёновской матрёшке.

Юбилейные даты 2022 года на фабрике «Семёновская роспись»:

— 5 лет со дня открытия Музея матрёшки и традиционной игрушки;
— 90 лет со дня основания предприятия;
— 100 лет семёновской матрёшке;
— 100 лет со дня рождения Пчёлкина Р. И.
— участника Великой Отечественной войны, руководителя предприятий: «Хохломская роспись», Художественно-экспериментальная фабрика игрушек, начальника творческой лаборатории объединения сувениров (фабрики «Семёновская роспись»);
— 150 лет со дня рождения Котикова Л. В.
— народного мастера, положившего начало промышленному производству деревянной игрушки в Семёнове, помогавшего Матвееву Г. П. создавать в городе школу обработки древесины, музей народных промыслов.

Время работы

вторник—пятница с 9:30 до 17:30,
суббота, воскресенье с 9:30 до 14:00,
понедельник — выходной,
последняя среда каждого месяца — санитарный день.

Читайте также: