Мягкие игрушки советских времен

Обновлено: 10.05.2024

Ностальгия. Чем старше, тем более четко мы проваливаемся в воспоминания об ушедшем детстве. Мы странники на планете Земля, это ясно и, что жить прошлым? Но я вновь и вновь возвращаюсь в Сибирь в деревянный дом, в детство моё, где у меня было много «секретов». Игрушки у меня были разные, их было много, очень много. И это детство когда мне было 3-6 лет. Я помню всё, очень отчетливо, а вот уже переезд и школьные годы-смутно.

Так вот, собирая кукол в зрелом возрасте, решила я отыскать «свои» игрушки. Что-то нашла. Особо четко помню Лису в платье, Зайца, Мишку, Кота в сапогах, Белку, Слоника. Эти мягкие игрушки «сделано в СССР»: кот, лиса, заяц мишка казались огромными.

Мишка, слоник, белка у меня есть. И с 7 марта ура-ЛИСА. Кота в сапогах отыскать можно, но цена… за 15 т.р. не в очень хорошем состоянии. Зайца тоже ищу, нашла только фото точно как мой Заяц! Лису искала долго, на Антикфорум нашла, она продана по блиц цене за 15т.р. Но я бы не купила т.к. считаю, что дорого. Больше нет Лисы, «висит» на Мешке одна, но не то.

Нашла я лису, похожа, похожа на мою, только в состоянии жутком и купила я эту лису за 1 т.р. Рост Лисы 55 см, без ушей, конечно. Материал х\б типа плюша, но без блестящего налёта. Лиса на шплинтах и ведь как качественно сделаны старые игрушки, хотела разогнуть мощные крепления-не выходит, там стальные составляющие. Внутри лисички не опилки, а целлофановая стружка-обдало меня запахом детства: так пахли обертки от конфет.

Ожидала лучшее, но 7 марта открыла посылку и ужаснулась. Но, как сказано-«глаза боятся, а руки делают». Вынула стружку, вымыла, лисью «шкурку» вымочила в мыле, потом в дрожжах и прояснилась ярко-оранжевая ткань. Жаль, что на голове в районе глаз остались пятна: глаза кто-то рисовал. А были глаза у лисы раскосые, удлиненные. Вышила нос, агатовые бусы свои «укоротила на два агата» и пришила вместо глаз. Что-то заштопала, в общем вот результат. Моя знакомая Надежда с «Бейбиков» попросила сделать топик про Лису, вот и решилась, вдруг кто-то тоже подарит старой игрушке новую жизнь.

Стала шить лисе наряд, как был и как на Антикфоруме увидела, но не нашла красной и синей ретро-ткани дома, завтра на «блошке» найду. Отложила то, что сшила и сшила Лисе просто сарафан с передником-с другого фото. Шить умею, но не люблю, ОЧЕНЬ не люблю, как и готовить, но больше не люблю игрушки в плохом состоянии, вот и приходится шить.

На последнем фото Заяц я его ищу, ищу, ищу… На последних фото Михаил и Слоник, аналоги у меня были но эти мишка и слоник конца 50-х. Набиты сосновой стружкой. Выпускали аналоги до конца 1960 г.г.

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Мягкие игрушки из нашего детства. Наверное, у каждого взрослого в детстве была любимая мягкая игрушка - мишка, зайчик, слон. Мягкие игрушки обладают особенной притягательностью. И сегодня эти игрушки из нашего советского прошлого радуют взрослых коллекционеров и не только их.

Артельное производство Мосгалантереи послевоенного СССР 1950 -х годов. Эти игрушки - настоящие шедевры; они неповторимые, добрые, душевные и почти живые.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

В период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось. На базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая выпускала мягких игрушек и простеньких, и посложнее. Мишки, зайчики, белочки, набитые опилками, шились в Хотьково. Монахини местного Покровского девичьего монастыря продавали их сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде.

В дореволюционной России игрушек с подвижными лапками не выпускали. Производство мягкой игрушки после революции было в руках кустарей – надомников и в мелких артелях. Все игрушки шили из отходов с тканевых фабрик. Детали делали вручную. Среди закупок часто встречался брак, что сказывалось на качестве самой игрушки. Кроме плохой ткани было и плохое сырьё, которое дополняли гнилыми нитками и сырыми опилками. Поэтому такая игрушка долго не могла храниться.

Вариативность самих игрушек была не большой. Цветовая гамма зависела не от модели, а от наличия ткани. Плохое качество сырья, ткани и сложность работы с такими материалами делали готовую продукцию часто не узнаваемой для автора - художника. Ситуация изменилась к 1930 году, качество стали контролировать не только с технической, но и с эстетической стороны.

В 1930 - е годы артель «Кооперигрушка» во главе с художником Анастасией Николаевной Изергиной, которая требовала высокого качество исполнения, подняла игрушку на новый уровень качества.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверное, у многих из нас была своя любимая игрушка, о которой мы теперь вспоминаем с теплотой и трепетом. Для нас, людей старшего поколения, наши любимые игрушки остались в СССР.

В разные времена игрушки отличаются друг от друга, но их назначение остаётся неизменным. Они являются не только развлечением, но также одним из элементов обучения и социализации детей.

Как известно, игрушки разделяются на две основные группы – это игрушки для мальчиков и игрушки для девочек. Конечно, существует ещё одна большая группа игрушек, с которыми играют как мальчики, так и девочки. Это многочисленные настольные игры, игрушки-животные, мягкие игрушки и другие.

Я уже писала о куклах, которые у нас с сестрой были в детстве, но кроме кукол было ещё много разных игрушек, с которыми мы с удовольствием играли.

Удивительно, но игрушки для девочек со временем глобально не изменились. Те же куклы, пупсы, коляски, ванночки, наборы посуды, пластиковые ножницы и расчески, бумажные выкройки платьиц, закрепляемые на бумажных же фигурках. Изменилось только качество, иногда и в худшую сторону.

К 60-м годам (годы моего детства) уже не маленькие артели изготавливали игрушки в СССР, а фабрики взялись за это вплотную, стараясь идти в ногу со временем и следить за тем, чем интересуется общество и дети.

Со временем игрушки в СССР видоизменялись, становились всё качественнее и усложнялись в своём строении и форме, а также становились доступнее для простых граждан. Развитие советских игрушек происходило постепенно. От года к году они становилась всё качественнее. В конце 60-х годов и выбор игрушек стал более разнообразным. Я это знаю, потому что у меня сестра на 10 лет младше, и я не только видела её игрушки, но и играла с ними, особенно, кода она была совсем маленькая.

Тогда игрушки часто привозили в подарок из поездок или высылали друг другу посылками из разных городов. Например, мы получали такие подарки от дяди, который жил в Киеве. И как же мы были рады и счастливы их получить, не избалованные изобилием витрин «Детского мира» у нас.

Помню многочисленные резиновые игрушки. Они изображали фигурки разных куколок, персонажей из сказок и мультфильмов, а также разных животных. Мы любили с ними играть, эти игрушки можно было использовать и в сюжетно-ролевых играх, и просто катать и прочее. Но особенно мы любили их купать, хотя это часто были игрушки-пищалки, и в дырочку попадала вода. Резиновые игрушки - это оптимальный вариант для игр малышей.

Неваляшка или Ванька-встанька, как мы тогда называли эту игрушку, была первой моей игрушкой, которую я помню с очень раннего детства. Недаром она считается традиционной и важной игрушкой для детей раннего возраста. Ведь она развивает и слух, и воображение, и цветовое восприятие и координацию движений. Неваляшки до сих пор популярны, их любят современные дети. Сегодняшние неваляшки также имеют хорошее качество и ни в чем не уступают неваляшкам СССР.

Конечно же, у нас была юла. Это тоже игрушка из раннего детства, её почему-то называли волчком. У нас она была жестяная, а позже появились такие волчки, у которых верхняя часть была сделана из прозрачного пластика, и было видно, что вертится внутри. Это могла быть ёлочка или фигурка какого-нибудь животного. Сегодня юлу также можно встретить на прилавках магазинов игрушек, она также пользуются спросом. Только сейчас их делают больше из пластика, а не из жести, поэтому они более хрупкие и не долговечные.

В ту пору, пору начала космической эры, фабрики массово изготавливали ракеты, самолеты, пилотов, космонавтов. Но это скорее были игрушки для мальчишек. Но, так как у нас были братья, которым дарили такие игрушки, то мы с сестрой порой играли и с ними. Популярные герои из мультфильмов тоже пользовались в то время огромным спросом, поэтому выпускались и такие персонажи, например, крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Чиполино, Кот в сапогах и другие. Они изготавливались из разных материалов, но много было таких пластмассовых игрушек. У нас был большой пластмассовый крокодил Гена, крёстная сестре подарила на день рождения.

Были у нас и обучающие игрушки. Обычно это настольные игры, содержащие в себе различные цветные карточки, а также кубики, конструкторы, лото и прочее.

Эти игрушки были картонные, но встречались и деревянные, которые изготавливались из различных пород дерева. Именно в наше время деревянные игрушки стали наиболее предпочтительны, особенно для маленьких детей, так как считаются наиболее безопасными и экологичными.

Очень популярной у нескольких поколений детей была мягкая игрушка «Мишка», которого шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками.

Встречались и другие плюшевые игрушки, например, заяц. Такие игрушки приятны на ощупь. У нас были эти игрушки. Мы очень любили играть с ними и даже укладывали их спать с собой. А такой слон-каталка, как на фото, был у нас в детском саду.

Также в то время выпускались куклы, изображающие людей разных специальностей, профессий или занятий. Куклы эти – мальчики и девочки были одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами.

Были нахимовцы, суворовцы, лётчики, пограничники, врачи, шахтёры, рабочие. Все эти куклы и назвались соответственно. У нас дома была только одна такая кукла – врач. А с другими подобными куклами мы играли в детском саду.

В 60-х, 70-х годах и позже продавались картонные куколки, которым можно было надевать бумажную одежду. Одни были снабжены магнитиками, позволяющими одежде держаться, а другим надо было наряды крепить с помощью бумажных хлястиков. На протяжении нашего с сестрой детства у нас сменилось несколько таких кукол. Сегодня такие куклы тоже имеются в продаже.

Калейдоскоп – это любимая игрушка нескольких поколений советских детей. Это была металлическая труба, наполненная множеством маленьких цветных стекляшек. При каждом новом её повороте возникал очередной великолепный рисунок, совсем не похожий на предыдущий. Сегодня калейдоскопы также есть в продаже. Но делают их теперь из твёрдого картона и наполняют разными пластиковыми цветными фигурками.

Иметь такую кукольную мебель и посуду в то время у девочек считалось шиком. У меня таких игрушек не было. Но я помню, что подобные наборы мебели и кукольные сервизы подарили моей сестре, где-то в начале 70-х годов.

Швейная детская машинка в то время была редкостью. У нас она тоже появилась благодаря сестре. Это была не просто игрушка. Она являлась уменьшенной копией настоящей швейной машинки и делала петельную строчку. Я помню, на подобной машинке мы сшили своим куклам много разной одежды.

Было еще много у нас разных игрушек. Это, конечно, резиновые мячи, прыгалки. Любимыми игрушками у моей сестры были плюшевые механические мишки и другие животные, которые после завода ключиком издавали рычащие звуки.

Это только малая часть того, во что играли советские девочки. И мы, ностальгируя по детству, вспоминаем наши любимые игрушки. И часто приходится слышать от людей старшего поколения фразу: «Да, сегодня таких игрушек больше не делают».

Конечно, сегодня существует огромный выбор детских игрушек, но многие продолжают искать то, с чем сами когда-то играли. Ведь советские игрушки отличаются не только простотой, позволяющей проявить воображение, качеством, гарантирующим безопасность ребенка, но и являются добрыми и очень милыми, с которыми выросло не одно поколение советских людей.

Но неумолимое время диктует свои условия. В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек. Современная игрушка также значима для общества. И игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью.

Всем интересующимся я сообщаю, что свои игрушки я давно раздала, поэтому сообщаю, что многие фото я взяла для иллюстрации моего текста из открытых источников, в частности, некоторые из них с выставки Романова Сергея в музее-заповеднике Коломенское. Прошу прощения у Сергея за то, что забыла сразу это указать.

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.


Информации о дореволюционной истории российских плюшевых мишек очень мало. Конечно, и в Европе и в Америке мишки с подвижными лапами и головой (те, что мы сейчас зовем мишками-тедди) появились только в начале ХХ века, а России большую часть начала века было, мягко скажем, «не до игрушек».

Но ведь кукол же фарфоровых делали. Например, в Хотьково существовал фарфоровый завод С.Г. Дунаева, который выпускал фарфоровые кукольные головки, из которых в Сергиевом Посаде делали прекрасных кукол.

А что же с мишками? Простеньких зверушек (мишек, зайчиков, белочек), набитых опилками, шили в том же Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, и продавали сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде. Кроме мягких зверушек, монахини шили и продавали лоскутные мячики-погремушки, которые были очень даже знамениты. В таких мячиках берестяная коробочка с сушеным горохом обшивалась подушечками, набитыми мхом. Детвора эти мячики просто обожала.

Но речь сейчас о другом. Получается, в дореволюционной России мишек с подвижными лапками и не выпускали. Были дешевенькие мягкие игрушки, создаваемые местными умельцами или монахинями в монастырях для простого люда, а обеспеченные россияне покупали для своих отпрысков заграничных плюшевых мишек. Фотоархивы тех лет подтверждают такие выводы.



Самое удивительное, что в период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя и, естественно, развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек и простеньких, как прежде, и посложнее.

К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др.





Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки.
Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Крокодил. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.


Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).


В 1937 году вышла первая книга А.Н. Изергиной «Производство мягкой игрушки».



В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания, как текстильных кукол, так и мишек и других животных. Книга пользовалась большой популярностью. А в 1944 году, в войну, вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой, М.Н. Бартрам, «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек».


В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой. Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек. Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана.




Электронную копию книги можно найти на сайте Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской. Я думаю, книга будет интересна и сейчас самому широкому кругу читателей.

Итак, именно в 30-40 годах сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам.


Но вернемся к «классическому» советскому мишке. В чем-то он похож на своих заграничных коллег, в чем-то отличается. Но давайте разберемся поподробнее

В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина). Хотя, судя по книге Изергиной, на которую я ссылалась выше, шились в СССР и мишки по выкройке головы с центральным клином, на антикварных сайтах, а также в музеях игрушек чаще встречаются мишки с лобастенькой курносой головой, сшитой по выкройке, построенной на основании мяча.

Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от иностранных собратьев.

2. Материалы и цвет

Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась).

Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.

Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали.

Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки.

Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом.

Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах.

Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались

Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли.

Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.

Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.


Некоторые игрушечные медведи обладали большей индивидуальностью: они делались с определенных героев сказочно-животного мира. После 1980 года появились мишки олимпийские, с пятью колечками на пузиках. В честь соответствующих мультиков выпускались шоколадные Винни-Пухи и беленькие Умки. У этих персонажей как раз уже имелось «лица необщее выраженье». А еще некоторые медвежата «рычали», когда их наклоняли. После парочки купаний механизм неизбежно ржавел, и зверьку постепенно приходилось осипнуть, а потом умолкнуть. А что поделаешь – как и любой игрушке, ему доставались недетские испытания.



Пройдя воду, огонь и медные трубы, игрушечный медвежонок облезал, истрепывался, лысел и рвался, но от этого ни чуточку не становился менее дорогим сердцу. Теперь уже приходил наш черед жалеть мехового друга. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу… Все равно его не брошу, потому что он хороший!» Этим душераздирающим стишком Агния Барто учила нас верности, но у советского ребенка и у самого в груди не камень находился. У многих давно повзрослевших мальчишек и девчонок не хватало духа выбросить мишку даже в состоянии, не подлежащем реставрации…

Читайте также: