На новорожденного упала игрушка

Обновлено: 17.05.2024

Главной отличительной особенностью черепа новорожденных является то, что он состоит из отдельных костей, которые постепенно срастаются. Роднички это неокостеневшие участи между костями черепа, на их местах потом сформируются швы. Большой родничок практически всегда (95%) зарастает к 1.6 годам, но может и позже. Малый родничок зарастает к 3 месяцам. Остальные роднички закрываются практически сразу после рождения.

Не бойтесь трогать и мыть голову в местах родничков, вы не сможете ничего повредить или сделать больно малышу, потому, что внутри есть очень плотна мембрана, которая защищает головной мозг.

Основные функции родничков:

1. Роднички обеспечивают возможность сужения черепа, что облегчает прохождение головы через родовые пути во время родов.

2. Мозг младенца активно растет в первый год жизни и родничок обеспечивает мозгу необходимое пространство для быстрого и естественного развития.

3. Являются естественными амортизаторами между косточками черепа. Они защищают неокрепший мозг от повреждений и сотрясения при падениях.

4. В случае повышения температуры тела, тонкая пленка родничка обеспечивает естественное охлаждение мозга ребенка.

«Нет другого такого звука, который заставлял бы вашу спину покрываться мурашками, как грохот, с которым голова вашего ребенка ударяется о твердый пол» - доктор Сирс. Практически у всех детки падали с какой либо поверхности и это конечно вызывает страшную панику и самобичевание. Но в большинстве случаев, благодаря родничкам, малыши не получают никаких повреждений. Если ваш малыш упал, то после того как вы успокоите его, осмотрите внимательно голову – нет ли вмятин, кровоподтеков, синяков. Если ничего не обнаружили, то просто наблюдайте за ребенком в течение суток. После травмы и плача может быть сонливость,

особенно если по времени вашему малышу и так нужно было спать. Не пугайтесь, а просто наблюдайте за ним во время сна. Малыш кушает, спит и ведет себя как обычно - можете успокоиться. Но обязательно покажитесь своему участковому педиатру. Если будет необходимо, он назначит УЗИ головного мозга или другие исследования. Но когда появились такие симптомы, как рвота, судороги, разные размеры зрачков, потеря сознания, заторможенность, из ушей или из носа вытекает прозрачная жидкость (не сопли) или кровь, то срочно вызывайте скорую помощь.

А чтобы таких ситуаций не было – не оставляйте ребенка одного на пеленальном столике, на диване, на вашей кровати. Даже если он еще не переворачивается/не ползает/не сидит. Потому что ребенок каждую секунду развивается и активно осваивает пространство вокруг.

-«Я только отвернулась, чтобы взять чистый подгузник!».

- «Он лежал на середине нашей кровати, обложенный подушками, и раньше не переворачивался! Не понимаю, как так получилось!». И много подобных фраз я слышала от плачущих мам. А падение ребенка обычно очень сильно переживается родителями, даже если все благополучно. Поэтому не создавайте себе лишний повод для самокритики и слез, а просто кладите малыша в его кроватку и не оставляйте ни на диване, ни на столике для пеленания если вам нужно выйти «на секундочку». А когда ребенок уже ползает, то будет лучше, если вы оставите его на полу, где он обычно играет.

У меня сын упал в 3 месяца. Миша только - только научился немного переворачиваться со спины на живот. Я оставила его на диване, положила с боков подушки и ушла мыть посуду. Через несколько минут я услышала удар и громкий плач. Когда я прибежала в комнату, сын лежал спиной на полу. Видимо он перевернулся на живот и так активно двигался, что прополз на животе назад и упал. Я рыдала примерно час и не могла успокоиться. Ненавидела эту посуду, ненавидела себя, что допустила такое - я же все это знаю, но совершаю такие ошибки! На следующий день мы ездили на УЗИ головы. Потом Миша еще не раз падал, но уже из - за своей чрезмерной активности. Помню, как я сижу на диване, сынок стоит в своей кроватке, мы смотрим мультики, я с ним разговариваю. Вдруг он встает на носочки, подтягивается на руках и переворачивается через бортик кровати и все это за пару секунд. Я вскочила и успела поймать его за ноги, но он все же немного стукнулся лбом об пол. Ну а про те падения, которые были, когда Миша начал активно вставать, я даже рассказывать не буду. Их были сотни. И сын падал не на попу, а плашмя назад и ударялся затылком, чем просто сводил меня с ума! Я очень часто плакала, так как боялась этих ударов головой, тем более в таком количестве. Но ничего не могла сделать. Я и так всегда была рядом с ним, а если нужно было отойти, брала его на руки, но он умудрялся найти секунду, чтобы грохнуться. Поэтому, когда пришлось поехать в Питер на учебу, я купила ходунки, чтобы у бабушки была возможность спокойно отойти в туалет или поесть.

И еще очень важный момент, как только у вас появился ребенок, сразу же уберите в верхние шкафы все опасные предметы, лекарства, моющие средства. Приклейте специальные насадки на углы столов и шкафов, заглушки на розетки. Проверьте крепления телевизора, тумбочек и полок к стене, потому, что были случаи со смертельным исходом, когда ребенок пытался залезть на шкаф и опрокидывал его на себя. Встаньте на колени, пройдите так по всему дому и уберите все, до чего сможете дотянуться из этого положения. Сделайте это сразу, а не ждите, когда малыш начнет ползать и вставать. К тому же, вы сбережете много своих нервных клеток, если будете знать, что ваш малыш может спокойно передвигаться по всему дому и не сможет пораниться или испортить дорогую для вас вещь.

Синдром встряхнутого ребенка

Термин "синдром встряхнутого ребенка" был введен в обращение еще в 1970-х годах. Чаще используются такие термины, как травма головы в результате жестокого обращения или нанесенное травматическое повреждение мозга.

Дети становятся жертвой сильного встряхивания в течение первого года жизни, так как в это время они часто безутешно плачут, а их родители и лица, осуществляющие уход за ними, выходят из себя. Действительно, число травм головы в результате жестокого обращения достигает пика у детей в возрасте от шести до восьми недель - в этом возрасте они плачут больше всего.

Младенцы особенно уязвимы из-за мягкости мозга и неразвитых мышц шеи. Мозг совсем маленьких детей имеет консистенцию незастывшего желе. Силы быстрого ускорения-замедления при сильном встряхивании могут причинить мозговым тканям и кровеносным сосудам гораздо больше вреда, чем непосредственный удар головы при падении с небольшой высоты.

Исследования показывают, что младенцы, у которых диагностирована травма головы в результате жестокого обращения, страдают длительными нарушениями различной степени тяжести, включая проблемы в обучении и поведении, слепоту, судороги и паралич. Поэтому не трясите ребенка на руках или в коляске и не оставляйте наедине с раздражительными членами семьи. А еще лучше найдите в интернете видео «синдром встряхнутого ребенка» и покажите всем родственникам и знакомым, какие последствия для мозга могут быть при тряске. Но не переживайте - при падении, при укачивании и при быстрых прогулках в коляске никаких повреждений не будет.

Автор статьи: Цветкова Светлана Альбертовна, врач – педиатр, консультант по грудному вскармливанию, семейный врач, автор книги «Как быть мамой или инструкция для чайников».

Доброе утро. От такого удара последствий не должно быть. Последите сутки за ребёнком, должны насторожить рвота, вялость, нистагм( непроизвольное движение глазных яблок). Незначительное срыгивание не связано с ударом.

фотография пользователя

Аслан, здравствуйте. Время после падения прошло уже много поэтому повода для волнения нет. Малышка сильно заплакала вероятнее всего от испуга. Но в любом случае продолжайте наблюдать за ребёнком до 3 дней

фотография пользователя

Здравствуйте. Ничего конечно страшного не случилось, да больно да напугался ребенок. Но от телефона ничего не случится тем более случайно упал подразумеваю с не большой высоты. Старайтесь так не делать вот и все рекомендации. Будьте здоровы

Данил, ну да, высота небольшая была, я на боку лежал и над ней телефон держал сначала в полусогнутой руке. Думаю сантиметров 20см. Так щепетильно отношусь потому что как говорил очень долгожданный ребенок. Сейчас вроде спит

фотография пользователя

Да все хорошо будет. Ничего страшного не случилось, понятно то неприятный момент но уже случилось. Все дети и падают и совсем маленькие так же ситуации бытовые случаются.

фотография пользователя

Здравствуйте! Ничего страшного не будет с ребенком, просто она испугалась и поэтому заплакала сильно. Если ведёт себя как обычно, не теряет сознание, не плачет и не успокаивается, рвота, тогда да нужно ехать в больницу. Если ничего нет, значит всё хорошо

фотография пользователя

Здравствуйте! Природа позаботилась о детках этого возраста. Кости черепа у них плотные. Ничего плохого не будет. Не переживайте!

фотография пользователя

Здравствуйте, конечно от такого удара ничего страшного быть не должно. Ребенок просто напугался как и Вы!
Но если Вы сильно переживаете, сходите на УЗИ головного мозга и к неврологу, если что то не так, будет сразу видно.

фотография пользователя

Здравствуйте!
У грудных детей кости черепа очень эластичные, поэтому от падения телефона на лобик малышке вреда не будет. Покраснение - это в следствие механического удара. Самое главное, что малышка быстро успокоилась, не было гематомы, рвоты, потери сознания. Обратите внимание:
- на чрезмерную сонливость или напротив возбуждение
- рвота ( не срыгивание)
- формирование гематомы
Но от телефона такого однозначно не будет, поэтому не волнуйтесь. Будьте осторожны!

фотография пользователя

Срыгивание- это небольшой объём, как правило, максимум несколько столовых ложек, а рвота - это большой объём, фонтаном, то есть, что скушали, то и вышло

Елена, кормили ее в 6:30, только что перед кормлением лежала пару раз немного срыгнула, затем положили ее на животик она головку подняла и срыгнула творожистую массу но в объеме максимум двух столовых ложек. Вчера стула не было, может это тоже имеет значение..

фотография пользователя

Не волнуйтесь, это естественный объем срыгивания для грудничка, тем более, если лежала на животике. Малыш может даже срыгнуть фонтаном в норме, но только если это единичный эпизод.
А по поводу стула- у малыша на грудном вскармливании стул в норме может отсутствовать до 7 дней, но при признаках беспокойства малышке, конечно, лучше помогать

фотография пользователя

Здравствуйте, нужно только наблюдение за ребёнком, за тем, как он спит, кушает - и если тут все хорошо, значит и переживать вам не стоит.
Ребёнок, скорее плакал от неожиданности и вес телефона не такой, чтобы причинить вред, тем более упал он у вас не с расстояния метра.
Не нервничайте и не корите себя, все будет хорошо.
ЗДОРОВЬЯ Вам

фотография пользователя

Поняла. На ИВ до 5 дней отсутствия стула также считается нормой.
Вы можете с возраста 1 месяца делать позу высаживания на 1 минутку 2-3 раза в день, посмотрите самое главное как это делать правильно. Придавая такое положение ребенку, мы облегчаем ему процесс дефекации, но не делаем все за него. Ребенок всему научится сам, мы просто сделаем процесс немного комфортнее

фотография пользователя

Аслан, здравствуйте . У Вас быстро прошла гиперемия ,значит ничего серьёзного нет. Т.к если бы было нарушение ,то появилась бы гемангиома.
У детей эластичные косточки и соединительная ткань. К сожалению были случаи когда падал не просто телефон на ребёнка, а в принципе ребёнок. И никак не появлялось падение клинически . Поэтому думаю,что от телефона не будет последствий.
Вам понаблюдать за тем,как ребёнок сосёт, не закатывает ли глазки, не стал ли чрезмерно плаксивым,либотнаоборот вялым
Но думаю это не Ваш случай
Тем более пишете,что покушала уже .
Растите здоровенькими!

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте, понаблюдайте за ребёнком, если нет беспокойства ( быстро успокоился), рвоты, повышения температуры, значит повода для беспокойства нет, никаких последствий не должно быть

фотография пользователя

фотография пользователя

Добрый день, не волнуйтесь ничего не будет, череп ребеночка защищает моз от палений за с счет открытого большого родничка.
Наблюдайде за состоянием в течении 2х дней , если присоединится вялость, слабость , потеря аппетита, рвота вызывайте скорую.Все будет хорошо, повода для беспойства нет , еще не раз упадет.Здоровья малышу

Альбина, доброе утро, спасибо за ответ.не совсем поняла некоторые слова в первом предложении Вашего ответа, в словах пропущены буквы.

фотография пользователя

Извиняюсь, клавиатура не удобная. Мозг ребеночка защищен от падений за счет открытого большого родничка.

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте, если уснул значит ничего опасного нет.
Наблюдайте за тем как кушает, будет ли срыгивать.
Будет ли беспокоиться ребёнок.

Екатерина, спасибо за Ваш ответ. Если имеет место капризность и некоторая потеря, аппетита, это само пройдёт?

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Как себя чувствует ребенок на данный момент? Посмотрите на теле есть ли гиперемированные ( покрасневшие) участки

фотография пользователя

Доброе утро. Очень мала вероятность получить травму. Последите 3-4 дня за ребенком. В случаи появления вялости, рвоты, нистагма( непроизвольное движение глаз) необходимо очно будет показать ребенка неврологу.

фотография пользователя

Думаю что опасения для здоровья ребенка нет. Но в течение суток пристально наблюдайте за ребенком - если Вы увидите изменения в поведение или появятся симптомы , нужно будет вызвать педиатра .
Здоровья Вам и ребенку

фотография пользователя

Мозг ребёнка защищён ликвором в отличие от взрослых большим количеством (от падений).
Туловище маленькое, конечности прижаты к туловище, что тоже защищает от травм.
Если что заметили необычного (пронзительный крик, срыгивпния больше обычного, гематома, отёк, что практически невозможно - тогда к хирургу)

фотография пользователя

Здравствуйте. Осмотрите ребёнка самостоятельно на предмет синяков, ссадин.Признаки сотрясения мозга: в течение 6 часов проявляется тошнота, рвота, синяки вокруг глаз (это уже если серьезная травма), изменения в поведении, судороги. А вообще, успокойтесь. Скорее всего, ребенок просто испугался и уже забыл все. Природой предусмотрено, что детки падают, их мозг хорошо защищен. Все с Вашим малышом в порядке будет! А если будут странности через 6 часов в поведении - тогда вызовите педиатра для осмотра.

фотография пользователя

Здравствуйте!Если малыш быстро успокоился, перестал плакать,не было рвоты,то обошлось просто испугом.Стоит понаблюдать за поведение ребёнка в течение нескольких дней.Скорее всего все будет в порядке.Никаких последствий падения не будет!

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте. Судя по Вашему описанию, травмы нет. Природа предусмотрела, что детки будут падать, пытаясь познавать мир, и устроила так, что это им не повредит (физиологические особенности строения головы малыша). Переживать не нужно. Просто наблюдайте 3 дня, если все как обычно, можно не волноваться. В таких случаях показывают малышей неврологу, либо травматологу, если заметили изменения в поведении (беспокойство или сонливость, рвота). Всё у Вас хорошо.

фотография пользователя

Екатерина, так приятно. Малышка начала хорошо кушать, смеяться и визжать. Как Вы и писали, я думаю, все обошлось. Спасибо Вам. Я и моя малышка желаем Вам крепкого здоровья и процветания.

фотография пользователя

Здравствуйте!
1) Ничего страшного не случилось, учитывая, что ребенок поплакал и уснул;
2) В таком возрасте они очень пластичны и поэтому падения в большинстве случаев безобидны;
3) Никакого психомоторного и психоречевой задержки развития не будет;
4) Если слишком сильно переживаете, то можете поехать к неврологу, и Вам там сделают нейросонографию!

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Если после падения поведение ребенка не изменилось, на голове нет большой шишки, то и последствий никаких.
Признаки неблагополучия - тошнота, рвота, отказ от еды, сонливость или наоборот гипервозбудимость, раздражительность, ребенок много плачет.
При появлении эти0 симптомов необходимо ехать в больницу на обследование.
Если ребенок поплакал, быстро успокоился, далее ведет себя обычно, то травма ни к какому нарушению развития привести не может.
БОльшая часть детей на первом году жизни падает либо с кровати, либо с высоиы своего роста. Это чаще всего безопасно

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте! Если будет вести себя как обычно, не будет рвоты, беспокойным, капризным, вялым, отказыватся от еды, то ничего страшного нет! Отставании от развитии из-за падении точно не будет! Понаблюдайте в течение дня ! Обычно до года дети когда падают , у них мозг защищён от падений. Не переживайте, я думаю ничего страшного не будет, только ребёнок испугался

фотография пользователя

Это у детей наблюдается часто, ничего страшного нет! Это пройдёт конечно . Главное рвоты нет, так как это первый признак. Может зубки лезут, десна опухшие поэтому и капризничает и не особо хочет есть, это не страшно

фотография пользователя

Здравствуйте, Лилия !
Высота кровати может быть разная , обычно около 40 см !
В описанной Вами ситуации получение серьёзной травмы невозможно !
Обратиться , если заметите странности в поведении ребёнка (отсутствие активности, заторможенность , постоянная сонливость, рвота ) !
Полагаю ,что ничего из перечисленного у вас не будет , просто понаблюдаете 2 - 3 дня и всё этим закончится !
Если на коже головы имеются покрасневшие, слабо отёчные места то правильнее было бы в течение ближайших 2 - 3 - х часов попеременно приложить холод (на 15 мин. в течение часа) , а через 2 часа , в течение 3 - х дней 2 раза в день наносить на место ушиба крем ТРАУМЕЛЬ "С" !
Ни о какой умственной отсталости речи не может быть !
Удачи Вам !

фотография пользователя

Здравствуйте Лилия. Наблюдение 48 часов, главное, чтобы не было рвоты..
С уважением, доктор мед.наук, профессор. Здоровья и удачи.

Михаил, спасибо Вам. Наблюдаю только отказ от еды, но сейчас покушала и капризность, рвоты нет. Как думаете, следует ли нам ехать в больницу

фотография пользователя

Если рвоты нет, ребенок спокоен, улыбка симметричная, значит мозг в порядке. Личный осмотр педиатра - никогда не помешает. Если и ехать, то для Вашего спокойствия, чтобы врач осмотрев ребенка - сказал Вам - все в порядке. С уважением.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация травматолога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

нужно ли делать рентген?
Не нужно. Успокоиться и забыть.
Ребенок не терял сознание, падал с высоты ниже своего роста (1\2 роста), нет гематомы (шишки) и никаких признаков серьезной ЧМТ.
Не читайте страшилок в интернете.

фотография пользователя

Здравствуйте, рентген делать не нужно. Нужно обратить внимание на : поведение (сонливость, плаксивость, беспокойство), аппетит (отказ от еды и воды), самочувствие - ведёт себя как обычно, или нет, тошноту , рвоту, разность зрачков. Если ничего из списка нет то все будет хорошо (практически уверен). Если вдруг что-то смутит то на очный прием к врачу. У месту удара можно приложить холод на 3-5 минут.А так в целом кушайте, пейте жидкость и растите здоровенькими.

фотография пользователя

Здравствуйте , Кристина !
В описанной Вами ситуации (падение с высоты менее половины собственного роста) вероятность получения серьёзной травмы исключается !
Рентгенография не нужна ! В течение 2 - х дней область ушиба 2 раза в день можно обработать (наносить) мазью
ТРАУМЕЛЬ "С" !
Нет абсолютно никакого повода для переживаний !
Удачи Вам !

фотография пользователя

Ой, сколько этих падений ещё будет на кафеле. Тревожные признаки-потеря сознания сразу после падения, непрерывный плач, рвота, температура, апатия и изменения ребёнка в поведении.Все остальное - не требует обращения к докторам!Просто наблюдайте за ребёнком ближайшие сутки.

фотография пользователя

Добрый день. Структа костей черепа у ребенка такова, что при ударе есть амортизирующий эффект. Получить серьезную травму головы в такой ситуации маловероятно. Если в поведении ребенка нет изменения - не беспокойтесь, всё хорошо.

фотография пользователя

Добрый вечер. Череп так устроен,тем более у ребенка, при падении не с высоты роста ,черепно- мозговой травмы быть не может. Потери сознания ,рвоты не было.все у вас хорошо.

фотография пользователя

У детей не бывает отсроченных проблем, я такого на своей практике не припомню. Если сейчас в течении двух часов Всё в порядке, нет рвоты изменений в поведении, тошноты, просто наблюдайте за ребёнком. Ничего страшного быть не должно тем более, что при сильном ударе Обязательно должна быть гематома. Значит, ударился не сильно

Развитие ребенка. Какие симптомы должны встревожить родителей.

Любовь Харитонова д.м.н., профессор кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей факультета усовершенствования врачей РГМУ

Развитие как механизм

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Развитие ребенка

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по "книжному", сколько по своему собственному "графику", и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Что должно встревожить родителей? Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете" 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его "песенках" появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — "ма", а бабушку — "ба".

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в "ку-ку", не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние "друзья": погремушки, кольца.

8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в "ладушки", то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться. собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

2-й год жизни

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в "ладушки", к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, "хозяйственные инструменты" (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Читайте также: