На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного

Обновлено: 09.05.2024

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

- Вот, - прошептала мама, - ты и дождался.

- Чего дождался? - спросила Маша.

- Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, - ответила мама. - Папа подарил мне этот букет и сказал: "Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне".

- А вот я и поняла, - сказала сердито Маша.

- Все! - ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

- Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена - их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, - воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные - в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.

"Раньше, - рассказывал Чичкин, - воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: "Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?"

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят. "

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула - выбранилась на все воробьиное вороватое племя.

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.

- Эх ты, беспризорник! - сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. - Невеселой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:

- Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

- Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий - Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне - и наколотил одиннадцать раз.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу - нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

На ста­рых стен­ных часах желез­ный куз­нец ростом с игру­шеч­ного сол­да­тика под­нял молот. Часы щелк­нули, и куз­нец уда­рил с оттяж­кой моло­том по малень­кой мед­ной нако­вальне. Тороп­ли­вый звон посы­пался по ком­нате, зака­тился под книж­ный шкаф и затих.

Куз­нец уда­рил по нако­вальне восемь раз, хотел уда­рить в девя­тый, но рука у него вздрог­нула и повисла в воз­духе. Так, с под­ня­той рукой, он и про­стоял целый час, пока не при­шел срок про­бить по нако­вальне девять ударов.

Маша сто­яла у окна и не огля­ды­ва­лась. Если огля­нешься, то нянюшка Пет­ровна непре­менно проснется и пого­нит спать.

Пет­ровна дре­мала на диване, а мама, как все­гда, ушла в театр. Она тан­це­вала в театре, но нико­гда не брала с собой туда Машу.

Театр был огром­ный, с камен­ными колон­нами. На крыше его взви­ва­лись на дыбы чугун­ные лошади. Их сдер­жи­вал чело­век с вен­ком на голове — должно быть, силь­ный и храб­рый. Ему уда­лось оста­но­вить горя­чих лоша­дей у самого края крыши. Копыта лоша­дей висели над пло­ща­дью. Маша пред­став­ляла себе, какой был бы пере­по­лох, если бы чело­век не сдер­жал чугун­ных лоша­дей: они сорва­лись бы с крыши на пло­щадь и про­мча­лись с гро­мом и зво­ном мимо милиционеров.

Все послед­ние дни мама вол­но­ва­лась. Она гото­ви­лась впер­вые тан­це­вать Золушку и обе­щала взять на пер­вый же спек­такль Пет­ровну и Машу. За два дня до спек­такля мама вынула из сун­дука сде­лан­ный из тон­кого стекла малень­кий букет цве­тов. Его пода­рил маме Машин отец. Он был моря­ком и при­вез этот буке­тик из какой-то дале­кой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, пото­пил несколько фашист­ских кораб­лей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со стран­ным назва­нием “Кам­чатка”, и вер­нется не скоро, только весной.

Мама вынула стек­лян­ный букет и тихо ска­зала ему несколько слов. Это было уди­ви­тельно, потому что раньше мама нико­гда не раз­го­ва­ри­вала с вещами.

— Вот, — про­шеп­тала мама, — ты и дождался.

— Чего дождался? — спро­сила Маша.

— Ты малень­кая, ничего еще не пони­ма­ешь, — отве­тила мама. — Папа пода­рил мне этот букет и ска­зал: “Когда ты будешь в пер­вый раз тан­це­вать Золушку, обя­за­тельно при­коли его к пла­тью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспом­нила обо мне”.

— А вот я и поняла, — ска­зала сер­дито Маша.

— Все! — отве­тила Маша и покрас­нела: она не любила, когда ей не верили.

Мама поло­жила стек­лян­ный буке­тик к себе на стол и ска­зала, чтобы Маша не смела дотра­ги­ваться до него даже мизин­цем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спи­ной у Маши на столе и поблес­ки­вал. Было так тихо, что каза­лось, все спит кру­гом: весь дом, и сад за окнами, и камен­ный лев, что сидел внизу у ворот и все силь­нее белел от снега. Не спали только Маша, отоп­ле­ние и зима. Маша смот­рела за окно, отоп­ле­ние тихонько пищало свою теп­лую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фона­рей и ложился на землю. И было непо­нятно, как с такого чер­ного неба может сле­тать такой белый снег. И еще было непо­нятно, почему среди зимы и моро­зов рас­пу­сти­лись у мамы на столе в кор­зине крас­ные боль­шие цветы. Но непо­нят­нее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смот­рела, не мор­гая, на Машу.

Ворона ждала, когда Пет­ровна откроет фор­точку, чтобы про­вет­рить на ночь ком­нату, и уве­дет Машу умываться.

Как только Пет­ровна и Маша ухо­дили, ворона взле­тала на фор­точку, про­тис­ки­ва­лась в ком­нату, хва­тала пер­вое, что попа­да­лось на глаза, и уди­рала. Она торо­пи­лась, забы­вала выте­реть лапы о ковер и остав­ляла на столе мок­рые следы. Пет­ровна каж­дый раз, воз­вра­тив­шись в ком­нату, всплес­ки­вала руками и кричала:

— Раз­бой­ница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплес­ки­вала руками и вме­сте с Пет­ров­ной начи­нала тороп­ливо искать, что на этот раз ута­щила ворона. Чаще всего ворона тас­кала сахар, пече­нье и колбасу.

Жила ворона в зако­ло­чен­ном на зиму ларьке, где летом про­да­вали моро­же­ное. Ворона была ску­пая, свар­ли­вая. Она заби­вала клю­вом в щели ларька все свои богат­ства, чтобы их не раз­во­ро­вали воробьи.

Иной раз по ночам ей сни­лось, будто воро­бьи про­кра­лись в ларек и выдалб­ли­вают из щелей кусочки замерз­шей кол­басы, яблоч­ную кожуру и сереб­ря­ную обертку от кон­фет. Тогда ворона сер­дито кар­кала во сне, а мили­ци­о­нер на сосед­нем углу огля­ды­вался и при­слу­ши­вался. Он уже давно слы­шал по ночам кар­ка­нье из ларька и удив­лялся. Несколько раз он под­хо­дил к ларьку и, заго­ро­див­шись ладо­нями от света улич­ного фонаря, всмат­ри­вался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поло­ман­ный ящик.

Одна­жды ворона застала в ларьке малень­кого рас­тре­пан­ного воро­бья по имени Пашка.

Жизнь для воро­бьев при­шла труд­ная. Мало­вато было овса, потому что лоша­дей в городе почти не оста­лось. В преж­ние вре­мена — их ино­гда вспо­ми­нал Паш­кин дед, ста­рый воро­бей по про­звищу Чич­кин, — воро­бьи­ное племя все дни тол­ка­лось около извоз­чи­чьих сто­я­нок, где овес высы­пался из лоша­ди­ных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кор­мятся, не жуют его с хру­пом, как доб­ро­душ­ные лошади, а пьют какую-то ядо­ви­тую воду с едким запа­хом. Воро­бьи­ное племя поредело.

Иные воро­бьи пода­лись в деревню, поближе к лоша­дям, а иные — в при­мор­ские города, где гру­зят на паро­ходы зерно, и потому там воро­бьи­ная жизнь сытая и веселая.

“Раньше, — рас­ска­зы­вал Чич­кин, — воро­бьи соби­ра­лись ста­ями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорх­нут, как рва­нут воз­дух, так не то что люди, а даже извоз­чи­чьи лошади шара­ха­лись и бор­мо­тали: “Гос­поди, спаси и поми­луй! Неужто нету на этих сорван­цов управы?”

А какие были воро­бьи­ные драки на база­рах! Пух летал обла­ками. Теперь таких драк нипо­чем не допустят…”

Ворона застала Пашку, как только он юрк­нул в ларек и не успел еще ничего выко­вы­рять из щели. Она стук­нула Пашку клю­вом по голове. Пашка упал и завел глаза: при­ки­нулся мертвым.

Ворона выбро­сила его из ларька и напо­сле­док карк­нула — выбра­ни­лась на все воро­бьи­ное воро­ва­тое племя.

Мили­ци­о­нер огля­нулся и подо­шел к ларьку. Пашка лежал на снегу: уми­рал от боли в голове и только тихонько откры­вал клюв.

— Эх ты, бес­при­зор­ник! — ска­зал мили­ци­о­нер, снял варежку, засу­нул в нее Пашку и спря­тал варежку с Паш­кой в кар­ман шинели. — Неве­се­лой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кар­мане, мор­гал гла­зами и пла­кал от обиды и голода. Хоть бы склю­нуть какую ни на есть крошку! Но у мили­ци­о­нера хлеб­ных кро­шек в кар­мане не было, а валя­лись только бес­по­лез­ные крошки табаку.

Утром Пет­ровна с Машей пошли гулять в парк. Мили­ци­о­нер подо­звал Машу и строго спросил:

— Вам, граж­да­ночка, воро­бей не тре­бу­ется? На воспитание?

Маша отве­тила, что воро­бей ей тре­бу­ется, и даже очень. Тогда крас­ное, обвет­рен­ное лицо мили­ци­о­нера вдруг собра­лось мор­щин­ками. Он засме­ялся и выта­щил варежку с Пашкой:

— Берите! С вареж­кой. А то уде­рет. Варежку мне потом при­не­сете. Я с поста сме­ня­юсь не раньше чем в две­на­дцать часов.

Маша при­несла Пашку домой, при­гла­дила ему перья щет­кой, накор­мила и выпу­стила. Пашка сел на блю­дечко, попил из него чаю, потом поси­дел на голове у куз­неца, даже начал было дре­мать, но куз­нец в конце кон­цов рас­сер­дился, замах­нулся молот­ком, хотел уда­рить Пашку. Пашка с шумом пере­ле­тел на голову бас­но­писцу Кры­лову. Кры­лов был брон­зо­вый, скольз­кий — Пашка едва на нем удер­жался. А куз­нец, осер­дясь, начал коло­тить по нако­вальне — и нако­ло­тил один­на­дцать раз.

Пашка про­жил в ком­нате у Маши целые сутки и видел вече­ром, как вле­тела в фор­точку ста­рая ворона и украла со стола коп­че­ную рыбью голову. Пашка спря­тался за кор­зину с крас­ными цве­тами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каж­дый день при­ле­тал к Маше, покле­вы­вал крошки и сооб­ра­жал, чем бы Машу отбла­го­да­рить. Один раз он при­нес ей замерз­шую рога­тую гусе­ницу — нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусе­ницу есть не стала, и Пет­ровна, бра­нясь, выбро­сила гусе­ницу за окно.

Тогда Пашка, назло ста­рой вороне, начал ловко утас­ки­вать из ларька воро­ван­ные вещи и при­но­сить их обратно к Маше. То при­та­щит засох­шую пастилу, то ока­ме­не­лый кусо­чек пирога, то крас­ную кон­фет­ную бумажку.

Должно быть, ворона воро­вала не только у Маши, но и в дру­гих домах, потому что Пашка ино­гда оши­бался и при­тас­ки­вал чужие вещи: рас­ческу, играль­ную карту — тре­фо­вую даму — и золо­тое перо от “веч­ной” ручки.

Пашка вле­тал с этими вещами в ком­нату, бро­сал их на пол, делал по ком­нате несколько петель и стре­ми­тельно, как малень­кий пуши­стый сна­ряд, исче­зал за окном.

В этот вечер Пет­ровна что-то долго не про­сы­па­лась. Маше было любо­пытно посмот­реть, как ворона про­тис­ки­ва­ется в фор­точку. Она этого ни разу не видела.

Маша влезла на стул, открыла фор­точку и спря­та­лась за шка­фом. Сна­чала в фор­точку летел круп­ный снег и таял на полу, а потом вдруг что-то заскри­пело. Ворона влезла в ком­нату, прыг­нула на мамин стол, посмот­ре­лась в зер­кало, взъеро­ши­лась, уви­дев там такую же злую ворону, потом карк­нула, воро­вато схва­тила стек­лян­ный букет и выле­тела за окно. Маша вскрик­нула. Пет­ровна просну­лась, зао­хала и зару­га­лась. А мама, когда воз­вра­ти­лась из театра, так долго пла­кала, что вме­сте с ней запла­кала и Маша. А Пет­ровна гово­рила, что не надо уби­ваться, может, и най­дется стек­лян­ный буке­тик — если, конечно, дура ворона не обро­нила его в снег.

Утром при­ле­тел Пашка. Он сел отдох­нуть на бас­но­писца Кры­лова, услы­шал рас­сказ об укра­ден­ном букете, нахох­лился и задумался.

Потом, когда мама пошла на репе­ти­цию в театр, Пашка увя­зался за ней. Он пере­ле­тал с выве­сок на фонар­ные столбы, с них — на дере­вья, пока не доле­тел до театра. Там он поси­дел немного на морде у чугун­ной лошади, почи­стил клюв, смах­нул лапой сле­зинку, чирик­нул и скрылся.

Вече­ром мама надела на Машу празд­нич­ный белый фар­ту­чек, а Пет­ровна наки­нула на плечи корич­не­вую атлас­ную шаль, и все вме­сте поехали в театр. А в этот самый час Пашка по при­казу Чич­кина собрал всех воро­бьев, какие жили побли­зо­сти, и воро­бьи всей стаей напали на воро­ний ларек, где был спря­тан стек­лян­ный букет.

Сразу воро­бьи не реши­лись, конечно, напасть на ларек, а рас­се­лись на сосед­них кры­шах и часа два драз­нили ворону. Они думали, что она разо­злится и выле­тит из ларька. Тогда можно будет устро­ить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно нава­литься всем сразу. Но ворона была уче­ная, знала воро­бьи­ные хит­ро­сти и из ларька не вылезала.

Тогда воро­бьи нако­нец собра­лись с духом и начали один за дру­гим про­ска­ки­вать в ларек. Там под­нялся такой писк, шум и тре­пы­ха­ние, что вокруг ларька тот­час собра­лась толпа. При­бе­жал мили­ци­о­нер. Он загля­нул в ларек и отшат­нулся: воро­бьи­ный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху ничего нельзя было разобрать.

— Вот это да! — ска­зал мили­ци­о­нер. — Вот это руко­паш­ный бой по уставу!

Мили­ци­о­нер начал отди­рать доски, чтобы открыть зако­ло­чен­ную дверь в ларек и пре­кра­тить драку.

В это время все струны на скрип­ках и вио­лон­че­лях в теат­раль­ном оркестре тихонько вздрог­нули. Высо­кий чело­век взмах­нул блед­ной рукой, мед­ленно повел ею, и под нарас­та­ю­щий гром музыки тяже­лый бар­хат­ный зана­вес кач­нулся, легко поплыл в сто­рону, и Маша уви­дела боль­шую наряд­ную ком­нату, зали­тую жел­тым солн­цем, и бога­тых уро­док-сестер, и злую мачеху, и свою маму — худень­кую и кра­си­вую, в ста­рень­ком сером платье.

— Золушка! — тихо вскрик­нула Маша и уже не могла ото­рваться от сцены.

Там, в сия­нии голу­бого, розо­вого, золо­того и лун­ного света, появился дво­рец. И мама, убе­гая из него, поте­ряла на лест­нице хру­сталь­ную туфельку. Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печа­ли­лась и радо­ва­лась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тром­боны были живыми доб­рыми суще­ствами. Они вся­че­ски ста­ра­лись помочь маме вме­сте с высо­ким дири­же­ром. Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже ни разу не огля­нулся на зри­тель­ный зал.

И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пыла­ю­щими от вос­торга щеками.

Даже ста­рые капель­ди­неры, кото­рые нико­гда не смот­рят спек­такли, а стоят в кори­до­рах у две­рей с пуч­ками про­грам­мок в руках и боль­шими чер­ными бинок­лями, — даже эти ста­рые капель­ди­неры бес­шумно вошли в зал, при­крыли за спи­ной двери и смот­рели на Машину маму. А один даже выти­рал глаза. Да и как ему было не про­сле­зиться, если так хорошо тан­це­вала дочь его умер­шего това­рища, такого же капель­ди­нера, как и он.

И вот, когда кон­чился спек­такль и музыка так громко и весело запела о сча­стье, что люди улыб­ну­лись про себя и только недо­уме­вали, почему у счаст­ли­вой Золушки на гла­зах слезы, — вот в это самое время в зри­тель­ный зал ворвался, поно­сив­шись и поплу­тав по теат­раль­ным лест­ни­цам, малень­кий рас­тре­пан­ный воро­бей. Было сразу видно, что он выско­чил из жесто­кой драки.

Он закру­жился над сце­ной, ослеп­лен­ный сот­нями огней, и все заме­тили, что в клюве у него что-то нестер­пимо бле­стит, как будто хру­сталь­ная веточка.

Зал зашу­мел и стих. Дири­жер под­нял руку и оста­но­вил оркестр. В зад­них рядах люди начали вста­вать, чтобы уви­деть, что про­ис­хо­дит на сцене. Воро­бей под­ле­тел к Золушке. Она про­тя­нула к нему руки, и воро­бей на лету бро­сил ей на ладони малень­кий хру­сталь­ный букет. Золушка дро­жа­щими паль­цами при­ко­лола его к сво­ему пла­тью. Дири­жер взмах­нул палоч­кой, оркестр загре­мел. Теат­раль­ные огни задро­жали от руко­плес­ка­ний. Воро­бей вспорх­нул под купол зала, сел на люстру и начал чистить рас­тре­пан­ные в драке перья.

Favorite

Поставить книжку к себе на полку

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/001.jpg?2107872641

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/005.jpg?1931960213

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/004.jpg?617980451

Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/003.jpg?256792687

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/006.jpg?165724094

Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.

– Чего дождался? – спросила Маша.

– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.

– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/002.jpg?1426267339

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/paustovski/rastrepannyi_vorobei/007.jpg?2097148802

Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Favorite

Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку

Тут можно читать бесплатно Растрепанный воробей - Паустовский Константин Георгиевич. Жанр: Сказки. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Растрепанный воробей - Паустовский Константин Георгиевич

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Растрепанный воробей - Паустовский Константин Георгиевич краткое содержание

Растрепанный воробей - Паустовский Константин Георгиевич - описание и краткое содержание, автор Паустовский Константин Георгиевич , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Сказка-быль для детей младшего школьного возраста.

Растрепанный воробей читать онлайн бесплатно

Константин Георгиевич Паустовский

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

- Вот, - прошептала мама, - ты и дождался.

- Чего дождался? - спросила Маша.

- Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, - ответила мама. - Папа подарил мне этот букет и сказал: "Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне".

- А вот я и поняла, - сказала сердито Маша.

- Все! - ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

- Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена - их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, - воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные - в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.

"Раньше, - рассказывал Чичкин, - воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: "Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?"

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят. "

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула - выбранилась на все воробьиное вороватое племя.

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.

- Эх ты, беспризорник! - сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. - Невеселой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:

- Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

- Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий - Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне - и наколотил одиннадцать раз.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу - нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

Читайте также: