Надежда шахристенберг елочные игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Споры вокруг масок ведутся уже очень давно, но до сих пор многие люди воспринимают это удивительное искусство как нечто опасное. Какие только функции не приписывают маскам: магические ритуалы, маскарадные атрибуты, самозащита, анонимность.

А вот талантливая художница из Санкт-Петербурга — Надежда Шахристенберг (Nadine Pau) предлагает современную и многогранную интерпретацию интерьерных масок. Она создает архетипические и экзотические арт-объекты.

Маски в её исполнении выглядят так, будто каждая - это инопланетное существо со своей неповторимой историей и большей тайной. В них сочетаются философия и эстетика, переплетаются мифы древних цивилизаций и личные состояния художницы.

Помимо масок, Надежда создаёт невообразимой красоты игрушки, от которых просто невозможно отвести взгляд. В разговоре с Ксенией Вотчель талантливая художница рассказала о своем творчестве, любимой технике папье-маше и культуре масок в российской истории.

Artifex: Глядя на ваши работы, просто дух захватывает! Расскажите, пожалуйста, как давно вы занимаетесь созданием масок? Когда вы создали первую интерьерную маску?

Путь был долгий и тернистый. Я работала в разных направлениях декоративно-прикладного искусства, но они не позволяли мне создавать больше чем «просто вещь». А мне хотелось философии и глубины.

Шесть лет назад мне довелось познакомиться с увлекательной и многогранной теорией архетипов мировой мифологии в человеческом бессознательном. Это и послужило началом работы над интерьерными масками. Но не как над утилитарной вещью, а как над арт-объектом. А это уже размышление, способ познания архетипа и проникновение в него.

Artifex: Я знаю, что вы не всегда делаете эскизы. Как ваши маски появляются на свет, сколько времени нужно, чтобы сделать одну?

Мне бесконечно интересен живой и динамичный творческий процесс, импровизация – если угодно. Я не расходую драгоценное творческое озарение на рутинные повторения. Когда я приступаю к новой работе, то лишь фиксирую идею в набросках: буквально пара штрихов карандашом, чтобы запомнить начальный образ.

Также я записываю ощущения и наблюдения словами рядом с наброском. После этого я работаю над первичной формой под папье-маше, и она уже начинает диктовать свои условия. Далее я формирую крупные детали и затем приступаю к работе с мелкими элементами. А когда начинается работа с цветом, то я опять «слушаю», что «говорит» мне форма. Неизменно остается самая первая идея, концепция, а все остальное – это чистое творчество и импровизация.

Время создания работ может варьироваться от двух месяцев до двух или трёх лет. Каждая работа требует разного времени и на осмысление, и на деталировку. Я работаю параллельно над несколькими масками – 5-10 одновременно. Этого требует технология. А также мне необходимо отстраняться от работ, чтобы увидеть творение со стороны «свежим взглядом».

Artifex: Это правда, что некоторые из ваших работ выполнены по инструкциям, которым более ста лет?

Расскажите, пожалуйста, об этом. В процессе моих экспериментов в технике папье-маше мне стали интересны старые рецептуры. Последовало изучение и эксперименты. Я варю клейстер, делаю свои собственные грунты, продолжаю изучать технологии старых мастеров по книгам и в общении с реставраторами.

Artifex: Почему вы принципиально выбираете натуральные материалы?

Выбор натуральных материалов не то чтобы принципиален. Мне нравится, как они выглядят, а ещё больше - как ощущаются и тактильно в работе, и глазами.

Artifex: Почему вы остановились на таком материале, как классическое папье-маше? Каковы его преимущества?

В моей жизни всегда была бумага, я рисую с трёх лет и до сегодняшнего дня. Мне нравиться рисовать и создавать скульптурные композиции. Работа в технике папье-маше позволяет быть скульптором, графиком и живописцем одновременно. Всё вместе это развивает мои навыки, и мне не приходится жертвовать умениями, полученными ранее ради техники. Мой интерес к возможностям папье-маше растёт с каждой новой работой, я ищу новые возможности, экспериментирую.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, о символике в ваших работах. Культурами каких народов навеяно их создание?

Мне интересны мифы всех народов без исключения. Предпочтения – шумерские и скандинавские сказания. Что касается культур, то я давний поклонник декоративно прикладного искусства Азии, Индии, Тибета, Китая, Африки и, конечно же, раннего Европейского Возрождения, а если конкретнее - Северного Возрождения. Всё это я пропускаю через собственное воображение, стиль, технику, и в результате появляется что-то новое, возможно, эклектичное, странное, но мое.

Artifex: Не секрет, что в русской культуре сложилось особое восприятие масок. А как вы думаете, почему сейчас искусство маски не находит широкого признания в массах и чаще является предметом коллекционирования?

Вероятно, потому что в ранней русской культуре маска была языческим элементом, а после крещения Руси в 988 году на государственном уровне произошел отказ от язычества, и все, что с этим связанно, было подвергнуто если не гонению, то, как минимум, не одобрялось. Маска сама по себе − предмет непростой. Она связана с ритуалами, ролью, некой теневой стороной личности, анонимностью. Она будоражит воображение, вызывает интерес, но случается, что и пугает. Это по-настоящему многоуровневый и поэтому сложный предмет для восприятия. Я не думаю, что маска когда-нибудь станет действительно массовой. Если это произойдет, то, скорее всего, по практическим причинам, как, например, это было в истории Венеции.

Artifex: Помимо масок вы создаете еще чудесные ёлочные игрушки. «Не разрываетесь» ли вы между масками и игрушками?

Это второе направление, в котором я работаю. Мне удалось договориться с собой путем простого разделения и себя, и времени. По-честному: 50 на 50. Маски - это моя взрослая часть, думающая, самосознающая, серьезная и скептическая. А ёлочные игрушки создаёт моя детская часть. Она состоит из воспоминаний, наблюдений за людьми, животными, птицами. Та часть, которая радуется и готова к любой игре.

Artifex: Я знаю, что вы неравнодушны к детским сказкам. А какие темы и персонажи находят отклики в ваших игрушках?

Да, мне нравятся сказки. Но создавать персонажей известных сказок – это невероятно сложная работа. Когда образ был репродуцирован миллионами фантазий (в воображении или в изображении), тут для меня начинается «восхождение на Эверест». Именно поэтому я не часто берусь за известные сказки, а создаю других персонажей из своих коротеньких рассказов, которые даже не всегда записываю.

Artifex: Как вам удается «оживить» ваши произведения? Считаете ли вы, что после создания они живут своей отдельной жизнью?

Да действительно, наступает в процессе такой момент, когда работа «оживает». Когда именно это происходит – сказать сложно. Предполагаю, что это случается тогда, когда я прорисовываю карандашом лицо на грунте. Тогда становиться окончательно понятно, какой характер у персонажа, появляются очертания его мимики и наклонностей. После завершения мои работы отправляются в новые дома, и я уверена, что они живут там хорошей жизнью в заботе и уважении. Думаю, что они становятся частью семьи и её истории. Мне бы хотелось именно этого.


Nadine Pau - masks, dolls and ornaments.
Санкт-Петербург, с 1976 г.
художник

Образование

Факультет:

Специальность:

Форма обучения:

Школа:

Школа:

Школа:

Надежда Шахристенберг

Надежда Шахристенберг запись закреплена
Детская художественная школа им. А.П. Митинского

Дорогие наши учащиеся, мамы и папы, тёти и дяди, бабушки и дедушки, друзья и знакомые, да и, что уж, незнакомые тоже — все, все, все!)) Коллектив ДХШ им. А.П. Митинского поздравляет вас с наступающим Новым годом! Пусть этот год принесёт вам много радости, счастья, заслуженных наград и великих свершений!) Ну а мы дарим вам добрый повод улыбнуться!

Надежда Шахристенберг

Надежда Шахристенберг запись закреплена
Nadine Pau - masks, dolls and ornaments.

С наступающими самыми долгожданным праздниками!
Да просто пусть все будет хорошо!:)

Спасибо за неослабевающий интерес к моим работам.
В следующем году.. попробую удивить;)

Надежда Шахристенберг

Надежда Шахристенберг запись закреплена
Nadine Pau - masks, dolls and ornaments.

Очень редко я рассказываю о себе, о своих творческих за-кулисах, о прошлом и о настоящем, вероятно потому что для для этого требуется приятный собеседник, время и хороший повод. А это интервью состоит из трех перечисленных выше составляющих .
В творческом сотрудничестве с журналистом Nadya Kulikova для издания BIZ360
Показать полностью.
Надя, Вы замечательный человек и профессионал. Спасибо.

Надеюсь вы найдете это интервью интересным, и возможно даже полезным, мы старались:)
За каждой работой, за каждым трудом, бизнесом\делом, профессией всегда есть путь, личность, история. Об этом и многом другом в журнале BIZ360.

😌

Спасибо!

Я профессиональный художник. Создаю авторских кукол и елочные игрушки с 2000 года.
Работаю с масками с 2010 года.
С 2012 года мои работы демонстрируются на персональных и совместных выставках.

О масках..
Создание каждой из них - это ещё более глубокое погружение во время. Это Философия и История с большой буквы.
источниками вдохновения служат мифы, от самых древних Шумерских до молодых Греческих. Мне интересны все культуры и народы без исключения.
Маски перестают быть утилитарными вещами, скорее это живопись, барельеф, компиляция стилей, материалов и техник. Это философия, это роль, это древняя история рассказанная заново.

Елочные игрушки..
В работах отдаю предпочтение стилю "Антик".( "Тортюр" ).
Постоянно занимаюсь исследованиями в области утраченных и забытых технологий (игрушечных и кукольных). Некоторые из моих работ выполнены по инструкциям которым около ста лет.
Меня вдохновляет время, его следы и культура вещей.

Основываясь только на первоисточниках, пропуская через своё восприятие, разум и руки, я создаю 100% авторские работы и только в единственном экземпляре.

Надина работа это то самое чудо , которое все мы ждем под Новый Год. сказочные волшебные игрушки, ужасно атмосферные. что-то далекое и прекрасное. Гофман..Щелкунчик. Эрмитаж. почему-то Дягилевские сезоны в Париже. и еще что-то неуловимое. СПАСИБО МАСТЕРУ.

Большое спасибо, Надежда! Совершенно волшебные и сказочные игрушки! Они просто потрясающие, пропитаны очень теплой энергетикой и добротой! Тонкая, кропотливая и изысканная работа! Великолепное чувство вкуса и фантазия Мастера! Наше общение было очень приятным и четким! Доставка оперативная! Надежда, желаю новых творческих успехов и всего самого доброго.

Невероятно волшебные, изумительно красивые, великолепно исполненные игрушечки привнесли сказочную атмосферу в нашу обыденность, наполнили дом предвкушением наступления светлых зимних праздников! Рада знакомству и общению с замечательным художником и прекрасным человеком! Надежда, от всего сердца благодарю Вас за радость и некое волшебство, таинство, к которому Вы позволили прикоснуться.

Ко мне приплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Настоящая, исполняющая желания ;-) Задумчивое личико, загадочные узоры по плавникам и тельцу, удивительно гармоничное и красивое создание. Надежда, СПАСИБО БОЛЬШОЕ, за такое маленькое чудо! Коробочка упаковочная - отдельный шедевр. Р.S. Пошла озвучивать свои желания Рыбке :-))

Удивительный Мистер Дуглас. Его невозможно описать. Он живой. Он теплый. Он столько радости принес с собой в дом)) Он упрямый путешественник, но как приятно, что он однажны решил завернуть именно к нашему порогу и задержаться! Надя, спасибо Вам большое! Как замечательно, что мы встретились, и теперь можно не расставаться надолго!

Это удивительно. Хочется собрать всю коллекцию Мастера. И подарки, от которых сильнее забилось сердце. Просто так. Потому что ему было приятно)) Спасибо! Хочется попросить радовать нас своими работами еще и еще. Вдохновения Вам и такого же света в душе, какой умеете зажигать в других Вы.

Я в очередной раз стала обладательницей уникальной музейного уровня работы!)) Маска как будто живая. Думаю, это оттого, что в нее вложена вся положительная энергетика и любовь мастера! Любование детальками. Тонкое чувство оттенков, сочетаний. На нее можно глядеть бесконечно. И еще раз хочу подчеркнуть- такие работы в реальности выглядят намного прекраснее! Фото не передает энергетики. Огромное спасибо талантливой Надин. Оставляю наилучший отзыв из всех возможных!))

Сеньор Тенор очень импозантный Котик, как взглянешь на него, так сразу хочется в оперу. Он очень благодушный и большой балагур)) Он приехал ко мне самым скорым с прелестными спутницами. Надежда, благодарю Вас!

Низкий, низкий поклон Вам Надин. Ваши работы- редкие жемчужинки в море!)) И я всегда искренне радуюсь их появлению!)) Но эта компания особо тронула моё сердечко. Оно бы разорвалось от горя, если бы я не успела первой!))) Рада нашему общению и надеюсь на продолжение!))

Надин, ну наконец, я имею честь выразить Вам море восхищения и благодарности! Ваши работы неповторимы! Они полны чувства и волшебных деталек! Я периодически возвращаюсь полюбоваться ими! Я счастлива, что имею такую возможность! Мы уже очень подружились, и Джек пообещал вести себя хорошо и не убегать далеко)))

И пусть они приносят свет, радость, исполнение желаний и сказку в ваш дом :)Большое спасибо. "Рыбка" "Благородная Уточка и Благородный Селезень" "Звездочка"…

Вдохновение и радость созидания, решение творческих задач, и бесконечное удовольствие от процесса создания:) Синяя Рыбка (в частной коллекции) Золотая Рыбка (в частной коллекции) Звездочка (в частной коллекции)…

Мастерская.Инструменты и некоторые материалы которые я использую в работе.Три этапа. (Сюда не поместилась моя тяжёлая артиллерия: токарный станок, компрессор и краскопульты, мольберт и планшеты)1 этап - Эскизный.Альбомы и музейные каталоги это всегда хорошо, а если добавить гугл арт-проект (музейную часть) - то будет еще лучше. 2 этап - Скульптурный.Ножи, шпатели, резцы, стеки, палочки от эскимо, плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы, ножницы для черновой работы, китайские палочки, всевозможные мед. инструменты для тонкого рельефа..* резцы перед чисткой и заточкой.

Неустанное стремление к идеалу, любовь к деталям и своему делу творят невероятное. Именно это можно прочитать в ёлочных игрушках рукодельницы Надежды Шахристенберг (Nadine Pau) из Санкт-Петербурга.

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 1

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 2

Ёлочные игрушки в творчестве Надежды переходят на высокий уровень, называемый искусством во всех смыслах этого слова. Только профессионал с богатым опытом и непростой историей творческого поиска может создать нечто неповторимое и замечательное. Все работы рукодельницы выполнены в единственном экземпляре из бумаги, клея, гипса, масляных и темперных красок.

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 3

Рабочее место Надежды

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 4

Сейчас Надежда перебралась из большого города в укромный уголок на границе с Латвией, что не могло не повлиять на творчество художницы. Дикая природа и уединение, как известно, способствует появлению идей и сил на новые свершения. Помимо этого, на творчество художницы влияют и её предпочтения в искусстве. Например, любовь к раннему северному Возрождению, голландской школе северного Возрождения и раннему северному Возрождению.

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 5

Насладитесь и другими работами Надин:

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 6

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 7

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 8

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 9

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 10

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 11

Элементы Возрождения в новогодних украшениях Надежды Шахристенберг 12 праздничных работ петербурженки, фото № 12

Хотели бы украсить свою ёлку такими украшениями?

Если публикация была вам интересна, ставьте «Нравится» и оценивайте её по звёздной шкале :)

Надежда Шахристенберг - художник из Санкт-Петербурга, основатель собственного бренда новогодних украшений Nadine Pau . Окончила институт Декоративно-прикладного искусства (кафедра художественного текстиля). С 2011 года работает в направлениях «интерьерная маска» и «рождественские игрушки".

Прежде, чем полностью погрузиться в творчество, Надежда успела поработать во многих местах и на разных должностях. Многие были связаны с искусством и творчеством: художник-оформитель, мастер росписи по дереву, преподаватель ИЗО в детском саду, продавец-оформитель в ДЛТ, дизайнер текстиля в интерьере, дизайнер интерьера в собственной студии, иллюстратор, веб-дизайнер. Но были и другие подработки: менеджер по установке металлопластиковых окон, продавец, уборщица, верстальщик объявлений.

Все эти места подарили бесценный опыт и понимание того, чем хочется заниматься больше всего.

Псевдоним в память о дедушке

Несколько лет назад, когда появилась необходимость придумать простой запоминающийся псевдоним, понятный в том числе англоязычной аудитории, Надежда придумала название своего будущего бренда.

"Pau" - незавершённое имя "Павел" - дань уважения дедушке, художнику от Бога, с которого и началась моя творческая история. Мы много рисовали, я знакомас с красками и карандашами с 2,5 лет, но дедушкина лёгкая, динамичная, абсолютно академическая графика до сих пор является для меня недостижимым уровнем.

Павел был самородком - рисованию нигде не учился, но желание творить было огромным, поэтому рисовал с натуры, интуитивно, анализируя и перенося на плоскую поверхность увиденное. Планировал поступить в Академию художеств, но в октябре 1941-го, в 18 лет, был призван в ряды Советской Армии, воевал, был контужен, долго восстанавливался. Позже появилась семья, и про образование пришлось забыть. Получается, что Надежда приняла на себя мечту дедушки, и воплотила ее в полной мере.

Стиль Nadine Pau

Художница творит в двух направлениях: создает интерьерные маски и рождественские украшения. Рассказывая о детстве, вспоминает, что ей не нравились куклы в магазинах: гораздо интереснее было создавать игровые фигурки своими руками. Получались целые композиции со множеством деталей. Видимо, фундамент будущего любимого дела был заложен еще тогда. Также становлению стиля поспособствовало знакомство с коллекционерами елочных украшений и их коллекциями.

Самая первая удачная ёлочная игрушка - заснеженный домик со снеговиком и рыжим котом на крыше - появилась в конце января 2010 года, а в начале февраля этого же года её приобрели за 800 рублей. В день встречи с покупателем стоял аномальный мороз, были мои волнения и сомнения, но напрасно - игрушка понравилась.

Читайте также: