Народная игрушка из сена

Обновлено: 17.05.2024

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали их к нему.

Подвесные конструкции из соломы

Одно из самых замечательных изобретений народного соломоплетения являются - подвесные декоративные конструкции. Это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество известно многим народам. В будничной простоте крестьянского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение и имел символическое значение и являлся оберегом, призванным охранять дом, обеспечивать будущий урожай и благополучие семьи в новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

П летеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Бабенская игрушка

Ассортимент Бабенских игрушек настолько широк, что найти достойное развивающее пособие можно даже для малышей от полугода. Это различные шарики, которые помогут крохе развить навыки удержания и ощупывания предметов разных размеров или цветов. Большие кольца для надевания на .

Японская кукла

Куклы Японии различают по категориям:

1. Фигурки для праздничных событий:
Хина-нингё - куклы, изображающие высокопоставленных лиц.
Гогацу-нингё - куклы в образе героев.

2. Фигурки со встроенной механикой- Ка.

Мазыкская игрушка

Не существовало мастеров, которые занимались бы только изготовлением игрушек. Это были обычные столяры или плотники, а производством игрушек занимались лишь в присутствии жен, детей или друзей. Когда члены семьи заходили в мастерскую, ремесленник откладывал свою серьезную ра.

Царицынская игрушка

Ассортимент Царицынских игрушек включает в себя и погремушки, и конструкторы, и игрушки-качалки, и игрушки-каталки, и, конечно, всевозможные развивающие игры и пособия. Большая часть игрушек из ассортимента продается не окрашенными, поэтому ребенок может проявить всю свою фа.

Нухуко

Создание кукол Нухуко напрямую связано с народными традициями народа, с их укладом жизни, духовными ценностями. В основе куклы Нухуко обязательно используется верхняя часть птичьего клюва - надклювье, причем для мужской куклы гуся, а женской куклы – утки. Для кукол, изобража.

Петрушка

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники .

Кожлянская (курская) игрушка

Кожлянская игрушка до сих пор является визитной карточкой Курской области. Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Пред.

Федосеевские игрушки

С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло.

Дымковская игрушка

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную.

Русская тряпичная кукла

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции обере.

Глиняные игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеро.

Бирюльки

Знаменитый профессор Сергей Иванович Ожегов, живший и работавший в двадцатом веке, в толковом словаре определяет бирюльку как маленькую фигурку, точенную из дерева. Более широкое толкование этому же слову дает Владимир Иванович Даль, трудившийся в девятнадцатом веке. Согласно.

Скопинская игрушка

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 1.

Жбанниковская игрушка

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается .

Абашевская игрушка

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые .

Поморские игрушки

Самыми известными игрушками Поморской земли являются «Поморские козули» и «Птица счастья». «Поморских козуль» изготавливали все члены семьи в свободное от рыболовства и охоты время. Козули делались из ржаного теста, которое обычно замешивал отец, а затем все семейство, от ма.

Вальдорфская кукла

Изготовление вальдорфских кукол основывается на традициях создания старинных тряпичных кукол из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т. п. У этих кукол натуральные пропорции, согласно основным законам строения человека. Именно это и явля.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. .

Ндебеле

Нтванэ - это куклы, выполненные при помощи плетения. В работе используется трава, шерсть и бусинки. Куклы олицетворяют плодовитость, указывают на особое значение женщины в роли жены и матери. Куклы мужского пола отличаются от женских фигур формой и дополнительным аксессуаром.

Старооскольская игрушка

Беложгущаяся глина была разных видов. Самая качественная и, как следствие, самая дорогая глина добывалась шахтным методом с глубины 3-7 м исключительно в зимний период. Цвет у такой глины был черный с синеватым отливом, ее называли «синика». Другой вид беложгущейся глины сод.

Богородская игрушка

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, .

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Кукла – это самая древняя игрушка. Изначально они изготавливались как предмет поклонения богам. Однако дети склонны приспосабливать разные предметы под игру. И все, что попадает к ним в руки, быстро превращается в тематических героев. Еще наши далекие прабабушки отметили эту тягу малышей, и стали мастерить для них разные поделки. Народная игрушка своими руками изготавливалась достаточно просто, это мог быть кусок камня или дерева, кукурузный початок, пучок соломы, перетянутый полоской ткани.

народная игрушка своими руками

Немного истории

Первые упоминания о кукле в привычном для нас образе встречаются в египетских манускриптах в 20 веке до н. э. Они вырезались из дерева и украшались росписью. Вместо волос были нитки, украшенные деревянными бусинами. Древняя Греция еще более развила культ изготовления игрушек. Причем именно в это время куклы стали предназначаться для девочек. Они играли с ними вплоть до замужества, а затем дарили богам в знак того, что уже выросли.

Кукла на Руси

Здесь народная игрушка своими руками изготавливалась с незапамятных времен. Причем изначально кукол делали без лица. Считалось, что таким образом вы оживляете фигурку, а какой она будет, доброй или злой, предсказать невозможно. Лишь позднее народные мудрецы стали делать куклы с различными выражениями лица. Но они предназначались не для игры, это были обереги. Народная игрушка своими руками делается из самых разных материалов. Сегодня мы рассмотрим изготовления из разных материалов, чтобы каждый из вас смог сделать маленькую радость для своего малыша, или вместе с ним.

игрушки из глины

Символ России

Уже сложно даже вспомнить, когда появилась матрешка. Это первая развивающая народная игрушка. Своими руками их делали мастера по дереву, народные умельцы, а женщины раскрашивали затейливыми узорами. Позднее появились новые техники. Например, с помощью папье-маше можно изготовить аналогичную матрешку, но только дома и без специальных приспособлений.

Вам потребуется только пластилин, бумага, клей и много свободного времени. Из пластилина выполняете фигурку, похожую по форме на матрешку. Потом начинаете обклеивать ее кусочками бумаги слой за слоем. Потребуется не меньше 20 слоев, чтобы конечное изделие хорошо держало форму. После этого аккуратно разрезаете матрешку, вынимаете пластилин и склеиваете шов. Остается только высушить, раскрасить фигурку и готова народная игрушка. Своими руками она выполняется довольно просто.

как сделать куклу из ниток

Тряпичная кукла

Наиболее часто на Руси делали тряпичную куклу. Для этого не нужно специальных знаний и умений, а в ход пойдут все подручные материалы. Впервые поделка из ткани, а точнее ее фрагменты, была найдена при раскопках, датируется она 2 веком до н. э. Это была исключительно обрядовая кукла. Со временем эта практика перекочевала в крестьянские семьи, поскольку денег на приобретение авторских у них не было. Однако нельзя отказать в мастерстве женщинам на Руси, они делали потрясающие народные игрушки. Куклы могли быть самыми простыми, изготовленными из пучка травы с косынкой из лоскутка, но порой женщины делали для них расшитые наряды, обвязывая кружевными узорами при помощи крючка. Поэтому такие игрушки можно было смело отдавать на выставку.

народная игрушка своими руками мастер класс

Забытое искусство

Мы немного подробней поговорим о том, как делается народная игрушка своими руками. Мастер-класс поможет вам проявить свою фантазию, и создать эксклюзивный шедевр. Для пошива вам потребуется натуральная ткань. Лучше всего выбирать лен, бязь, сатин или ситец. Они недорогие и не требуют специального навыка для обработки швов. Ткань понадобится двух расцветок, для тела и одежды. Очень хорошо, если материал не будет линять. Кроме этого нужны нитки в тон, ножницы и пуговицы для глаз, ленты и кружева для отделки. Наконец, по желанию, можно сделать кукле волосы из толстой нити. Самая простая выкройка – это круг, от которого расходится к низу колокол, из-под которого выглядывают ноги. Не забудьте сделать и ручки-колбаски.

А дальше – простор фантазии для вас. Вырезаете из ткани две половинки, не забывая оставить немного места на швы. Сметать их можно на машинке, вывернув наизнанку. Затем выворачиваете на лицевую сторону и аккуратно набиваете подручным материалом. Это может быть сено, вата, отрезки ткани, синтепон, все, что найдете дома. Остается закрепить руки и ноги на подходящих для них местах.

Теперь дело за малым. Пришиваете пуговицы, делаете из красного бантика губы, оформляете прическу или просто снабжаете куклу косынкой. Из любого лоскута делаете нарядный сарафан, обшиваете его кружевом и ленточками. Не обязательно делать готовую заготовку, просто вырезайте из ткани прямоугольник, немного присборьте и пришейте к телу куклы. Бретельки оформляют в виде кружевных полосок.

русская народная игрушка из теста

Дымковская игрушка

Это еще один яркий представитель русского народного творчества. На тематических ярмарках именно эти фигурки пользуются неизменным вниманием гостей. Игрушки из глины мало приспособлены для игры, но они отлично украшают собой декоративную полочку. Для производства фигурок применяется красная глина с добавлением мелкого песка. Однако если вы хотите попробовать делать подобные произведения дома с детьми, то подобный состав можно и не найти. Однако выход есть. Фигурку можно слепить из пластилина, а сверху нанести смесь муки и клея ПВА. Однако можно использовать и акриловый, художественный грунт. Он легко наносится на пластилин, не скатывается и быстро сохнет.

Игрушки из глины замечательны еще и тем, что открывают простор для творчества, ведь получившихся лошадок, собачек и человечков можно украшать затейливыми узорами при помощи кисточек и красок. Это крайне увлекательно. А для закрепления результата можно использовать лак в баллончиках. Он быстро сохнет и не смазывает краски.

народные игрушки куклы

Мастер живописи

Роспись народных игрушек – это тема для отдельного разговора. Каждый мастер вносит в яркие элементы частичку себя, а в результате на светлом фоне расцветает целый мир. Очень часто в работе использовались яркие краски и оттенки, чтобы игрушку было заметно издалека. Из элементов декора выделяются природные мотивы, это ягоды и цветы, листья и стебли растений. Кроме этого нередко в росписи угадываются предметы быта, очаг, что тоже всегда ассоциируется с благополучием. В целом композиция зависит от ее предназначения, а также от задумки самого мастера. Народная игрушка хороша еще и тем, что она всегда будет в единственном экземпляре. Даже создавая аналогичную, мастер все равно выполнит несколько элементов по-другому.

роспись народных игрушек

Кукла-мотанка

Если вы не обладаете яркими художественными талантами, а ребенок просит сделать ему игрушку, не стоит отказываться. Достаточно прочитать нашу статью и узнать, как сделать куклу из ниток. Сложным это может показаться только на первый взгляд. На самом деле такие игрушки делали еще 5000 лет назад, а значит, сможете и вы. Для работы потребуется пряжа, картон и ножницы. Из картона нужно вырезать прямоугольник такой высоты, какой должна быть будущая кукла. Накиньте первую петлю поперек картона и завяжите узелок. Теперь начинайте наматывать пряжу уже вдоль. Потребуется не менее 100 кругов, чтобы кукла получилась достаточно объемной.

Вторым шагом будет формирование головы. Для этого сверху проденьте под пряжу остаток нитки и закрепите его петлей. Теперь отступите немного от края и с помощью еще одной нитки сделайте узел. Образовавшийся шарик и будет головой. Отделите руки, которые недалеко от кончиков также перехватите нитью. Разрезав петли на концах вы обозначите пальчики. Остается перехватить куклу ниткой в поясе и решить, девочка у вас будет или мальчик. В первом случае можно оставить юбку как есть, а во втором разделить на две части и подвязать на концах.

Теперь вы знаете, как сделать куклу из ниток. Ничего сложного, как видите. Ее можно нарядить в платье, сделать ей лицо и пришить волосы. Тут все зависит от вашего желания и свободного времени.

Русская народная игрушка из теста

Пластилина на Руси не было, а дети очень любят возиться с мягкими и упругими веществами, мять их и лепить фигурки. Поэтому мамы заводили для них крутое тесто и позволяли лепить фигурки. Их потом можно было запекать в печи и есть вместо печенья, либо высушивать и оставлять в виде сувениров на память. Вы можете повторить этот опыт и заняться творчеством со своим ребенком. Тесто делается очень просто, потребуется только 2 стакана муки, стакан соли и ¾ стакана воды. Из этого замешивается тесто, которое можно хранить в холодильнике и использовать по мере надобности. Сделанные из него фигурки после высыхания становятся твердыми, белыми и блестящими. Самое главное взять мелкую соль и хорошо вымесить тесто, иначе оно будет крошиться. Лепить из него можно свистульки или фигурки животных, человечков или элементы природы, цветы, грибы или деревья.


Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

снопы соломы

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

сжигание куклы на Масленицу

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

красивые фигуры из соломы

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

кукла из соломы

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

куклы из соломы на выставке

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

как делать куклу из соломы

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Дальше разберемся, как сделать мужского персонажа.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

как сделать соломенную куклу мальчика

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

кукла из соломы

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

Читайте также: