Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры

Обновлено: 28.04.2024

1 «П РИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ » В ЫПОЛНИЛА К УЗНЕЦОВА А.С. ГБДОУ Д / С 15 К АЛИНИНСКИЙ РАЙОН ГОРОД С АНКТ -П ЕТЕРБУРГ

3 Игрушка - обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его роль, его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает в воспитании интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает постепенное осуществления ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игрушка - наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как игра, отражает свою эпоху.

4 Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях.

5 Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей заботой и вниманием.

6 В народной игрушке существуют и немалые высокие художественные качества, и широкие воспитательные возможности. Эмоциональное воздействие образов, воссозданных в народной игрушке, широко применяется педагогами в эстетическом воспитании детей, помогает привлечь их к исконной культуре своего народа. Художественно оформленная игрушка пробуждает у ребенка эстетические чувства и переживания. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что влияет на здоровье и физическое развитие.

8 Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ощущения эстетической красоты, эстетического вкуса, сенсорного восприятия и т.д. Во время игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает социальный опыт. Игрушка является средством передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

10 Народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни. Она служит не только для забавы и развлечения, но в то же время выступает средством общего психического развития личности. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Поэтому чрезвычайно важно сберечь для современной культуры историческое прошлое, сохранить традиционное народное искусство, в том числе народную игрушку.

12 Исследуя вопрос воздействия народной игрушки на формирование социальных качеств личности ребенка- дошкольника, можно сказать, что народная игрушка по своей природе выполняет коммуникативную функцию, поскольку служит средством полноценного, содержательного, позитивного общения, а также дает социокультурный опыт разрешения различных конфликтов. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины.

13 Р ЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ : Посещать совместно с детьми музеи, выставки народного декоративно-прикладного искусства. Обращать внимание детей на красоту, на особенности народных промыслов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.



Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».

Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками»».

Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек; ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.

Вот филимоновский петушок нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого петуха все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем непрост,

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя –

Как корона у царя.

Посмотри, как хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиеево -посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.

Список используемой литературы

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».

Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками»».

Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек; ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.

Вот филимоновский петушок нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого петуха все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем непрост,

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя –

Как корона у царя.

Посмотри, как хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек : планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.

Кукла в русском национальном костюме

Кукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Памятные места родного города

Памятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа , нации, народности , к корням культуры , древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка .

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях , чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках , которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа , «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации , встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону . Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма , из-за которой потом формируется комплекс культурной , национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми» .

Современные игрушки , изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета» . Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры , русского народного творчества , народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей . Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру .

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка . Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь , наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы , близкие жизненному опыту детей , благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки , которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами , отражали национальные и культурные традиции своего народа .

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги , пользуясь знаками орнамента, формами- образами : птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе . Можно миллион раз твердить : весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело : внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна : вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками» ».

Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки , обнаруживается закономерность чередования : красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка ; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки ; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек ; ну, а лето веселит «дымка» . Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей . А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах : Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.

Вот филимоновский петушок нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого петуха все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем непрост,

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя –

Как корона у царя.

Посмотри, как хороша эта девица- душа :

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде , так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа . Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей . Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка . Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек , которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко- культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития . Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа . Это их главная функция и прямое назначение.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры . А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей , подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа . Это задача заложена генетически в его традиционную культуру , все средства которой и направлены на решение этой задачи.

Список используемой литературы

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество : метод. пособие для воспитателей . -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред . пед. учеб. заведений. – М.: Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек : планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград : Учитель, 2012. – 135 с.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №2»

Семинар – практикум №1

Мастер – класс

«Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.

Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.

Воспитатель. Л.В. Домрачева высшая квалификационная категория МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

«Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал»

Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее мощным является культура. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. В рамках ФГОС большое внимание уделяется нравственному, духовному воспитанию, приобщению к истокам русской народной культуры.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Игрушки – носитель народных ценностей, информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. В настоящее время дети разучились играть в куклы, в разные игры с мягкими игрушками. Чтобы привить детям умения игры с игрушками, вернуть любовь игры с куклами, я решила разработать программу кружка «Кукольный сундучок». Изготавливая собственноручно игрушку, ребенок познакомится с историей ее создания, научится фантазировать. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Таким образом, работа над созданием игрушки, является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

В рамках кружковой работы учимся изготовлять мягкую игрушку своими руками, знакомимся с историей развития, технологией изготовления, эти знания помогут детям пополнить свой кругозор, приобщиться к истокам народной культуры, научиться играть с куклой, развить навыки домашнего быта, бережно относиться к изделиям, которые впитывают в себя тепло ваших рук и души.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Я использую различные формы работы с детьми: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: продуктивную, двигательную, коммуникативную, музыкальную, использование художественного слова. Также включаю элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, формами организации занятий являются обучающие игровые занятия в обстановке непринужденного общения со сверстниками и взрослыми.

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи: обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Кружковая работа по приобщению детей к истокам народной культуры с помощью народной куклы позволяет мне достичь положительных результатов в воспитании и развитии детей, помогает обогатить внутренний мир ребенка, формировать систему знаний об обычаях и традициях русского народа, повышать интерес к русской национальной культуре.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное введение в тему. Степень новизны заключается в реализации программы через интеграцию образовательных областей: социализация, труд, художественное творчество, музыка, познание, коммуникация. Мною разработана рабочая программа и перспективный план кружка «Кукольный сундучок».

За небольшой период работы кружка дети научились изготавливать несложные куклы — пеленашки, куклы — кувадки и т.д. Дети стали чаще включать элементы народного быта и кукол в самостоятельную игровую деятельность. Силами детей и родителей была организована выставка детских и совместных работ детей с родителями.

Я планирую продолжить работу по выбранному направлению: разработать план работы по изготовлению народной куклы с использованием природных материалов.

Читайте также: