Народная игрушка как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Обновлено: 18.05.2024

Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением её истории. Игрушка как и игра отражают свою эпоху. В различные социальные эпохи менялась тематика, содержание, оформление, материал, техника изготовления игрушек в соответствии с духовными и материальными ценностями общества. Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. В народной игрушке отражё н разнообразный круг детский интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

В русской народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Дети смотрят с улыбкой на кувыркающихся обезьянку, медвежонка, смеются рассматривая бодающихся козликов, клюющих кур и ярких птичек, кувыркающегося на турнике клоуна. Очень забавны многие народные игрушки – яркие свистульки и рожки, смешные «дергунчики», солдатики перестраивающиеся из пар в четвёрки, знаменитые богородские кузнецы с медведями, которые способны заставить горько плачущего ребёнка забыть о своих обидах и улыбнуться. Широко известны игрушки : ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.

Изобразительное народное искусство адресовано к детям именно через народную игрушку. Всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска.

Говоря о народной игрушке выделяют : игрушки – самоделки, дидактические игрушки и сюжетные игрушки. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а так же тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном сказочном плане.

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность. Возьмём городецкую резную игрушку – знаменитых деревянных лихих коней, здесь мы увидим, как простыми линиями обозначена форма. Разве она не производит отчётливого впечатления? Та же предельная простота в дымковских глиняных «конюшках», «баранах». Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка – до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: лошади, люди, пароходы и т. д. Знаменитые тройки с кучерами составляли ещё недавно типовую игрушку. Выразительность форм, яркие, живые краски, наивный детский орнамент – всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетается с живой раскраской. Более детскую игрушку трудно представить.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу и сюжет и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и других предметах.

Игрушка-самоделка – это игрушка которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из коры деревьев и т. д.

Народная дидактическая игрушка – это игрушка, в которой отражена народная мудрость, весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка, как и всё народное творчество, отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям. Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребё нку: шары, бочонки, кольца и др.

В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы, они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны, они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка.

Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления, привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно, но не знает, не замечает его качеств.

Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить, воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушки с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.

Простота народной игрушки, её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение»

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение» Консультация для родителей "Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение" Сорокина Анжела Валерьевна.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Сценарий игры-инсценировки по русской народной сказке «Репка» для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий игры-инсценировки по русской народной сказке «Репка» для детей младшего дошкольного возраста Программное содержание. Приобщать детей к театральной деятельности. Способствовать расширению у детей эмоциональных и речевых контактов.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологии использования народной игрушки в развитии дошкольников

Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.

Игрушки «рождались» в труде, народные мастера учились у одного учителя  природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры»[5, с. 147]. На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3, с. 68]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства-погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил.

Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для матери-земли.

«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий  земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» (Б.А.Рыбаков) [6, с. 62].

Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек, многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки  гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении. По утверждению А.Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир-игрушечное царство» [23, с. 95].

К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники. По словам Бенуа: «Русская народная игрушка-это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше не найти нигде» [18, с. 76].

Педагоги Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам, А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флерина занимались проблемами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, ее психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка [7].

Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Славина, А.П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.

Знакомство младших дошкольников с народной игрушкой осуществляется путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения мини музеев, изготовление кукол-куваток, разучивание подвижных и дидактических игр, а так же путем анализа традиционных народных промыслов.

Проводя работу по ознакомлению младших дошкольников с народной игрушкой, решается целый комплекс задач:

 познакомить детей с русскими народными игрушками;

 прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам;

 расширять сенсорный и культурный опыт детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства;

 учить приемам игры с народными игрушками (матрешки, волчки, бирюльки), правильно их называть, определять из чего они сделаны;

 стремиться к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми;

 воспитывать патриотические чувства через ознакомление детей с народным творчеством.

Организованная систематическая работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой, влияющая на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, невозможна без развивающей среды, способствующей развитию игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал особое значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой» [10].

С этой целью в группе создают патриотический уголок, сенсорный и изоцентры, где присутствуют экспонаты декоративно-прикладного искусства.

Здесь ведется работа по формированию у дошкольников эстетического отношения к своему окружению, подготовка к эмоциональному восприятию произведений искусства. Именно здесь дошкольники получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда, к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с художниками и мастерами, создающими красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. Народная игрушка присутствует как «гостья» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Приобщение младших дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Организованная образовательная деятельность проводится, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: обязательно присутствует сюрпризность, художественное слово, музыкальные образы.

Знакомство детей с произведениями народного творчества способствует художественному развитию младших дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности цветовых и пластических решений. Проведение организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен.

Младшие дошкольники в организованной образовательной деятельности выполняют задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписывают дымковскую барышню, коня, усваивают навыки росписи матрешки, тем самым воспитывается чувство красоты, любознательность, это помогает понять с самого раннего возраста, что они  часть великого русского народа.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений  тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.

Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают в нашем детском саду народные праздники и традиции, где широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички). В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; сохраняются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, где воспевается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи художественной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.

Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Н.А. Виноградова.  М.: Форум, 2012.  256 c.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.  М.: Лабиринт, 2008.  352 с.

Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная.  Люберцы: Юрайт, 2016.  284 c.

Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В.В. Гербова.  М.: Синтез, 2007. – 264 с.

Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.А. Головчиц.  М.: Владос-Пр., 2013.  320 c.

Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология.  2009.  №2.  С. 66-69.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.  М.: Академия, 2012.  416 c.

Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова.  Люберцы: Юрайт, 2016.  411 c.

Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская.  М.: АСТ, 2011.  878 c.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 140 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников Выполнила : Безбородова Елена Г еннадьевна воспитатель 2018

Н ародная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни. Она служит не только для забавы и развлечения, но в то же время выступает средством общего психического развития личности. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Поэтому чрезвычайно важно сберечь для современной культуры историческое прошлое, сохранить традиционное народное искусство, в том числе народную игрушку.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за достояние своей Родины. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Игрушка - обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его роль, его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает в воспитании интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает постепенное осуществления ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игрушка - наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как игра, отражает свою эпоху.

Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей заботой и вниманием.

Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины . Раскрывая суть народной игрушки, М.Е. Каравашкина говорит о том, что народная игрушка наполняется традициями национального русского образа жизни (быт, костюм, праздники), является иллюстрацией фольклора, приспосабливается к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Так как игрушки могут быть сказочно-фантастическими не только по форме и сути, но и по конкретным функциям (многие игрушки полифункциональны , их роль может меняться в процессе игры; они могут иметь и компенсаторное значение, когда игрушек для компенсации «идей» игры не хватает)

В народной игрушке существуют и немалые высокие художественные качества, и широкие воспитательные возможности. Эмоциональное воздействие образов, воссозданных в народной игрушке, широко применяется педагогами в эстетическом воспитании детей, помогает привлечь их к исконной культуре своего народа. Художественно оформленная игрушка пробуждает у ребенка эстетические чувства и переживания. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус , что влияет на здоровье и физическое развитие . К наиболее распространенным видам народной игрушки относятся: - Дымковские игрушки; - Филимоновские игрушки; - Каргопольские игрушки; - Богородские игрушки; - Гжельские игрушки; - Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская , Полхов-Майданская .

Исследователями доказано, что в работе с младшими дошкольниками народные игрушки способствуют развитию сотрудничества ребенка и взрослого; формируют потребность ребенка в общении; развивают способность понимать взрослого; упражняют малыша в подражании взрослому; развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития. Народные игрушки способствуют и развитию мелкой моторики ребенка раннего возраста, которая тесно связано с развитием мышления. Во время игры с народной игрушкой у ребенка происходит совершенствование хватательных движений; развитие разнообразных движений руки; развитие отдельных движений кисти руки; развитие движений пальцев руки. Особым достижением раннего возраста является развитие зрительно-двигательной координации. Через восприятие народной игрушки происходит формирование представлений о форме; о цвете; о размере; о величине; о фактуре, о тепловых характеристиках; о вкусовых качествах; о звуковых характеристиках .

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Р.Г. Казакова предлагает следующую последовательность включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста. Сначала игрушка включается как персонаж потешки , затем игрушка появляется на занятиях зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво следует предлагать детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». При этом Р.Г. Казакова рекомендует не ставить задачи запомнить названия игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок народной игрушки.

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим дошкольником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. Народная игрушка является средством развития ребенка младшего возраста и обуславливается следующими положениями: - во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности ребенка; - во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент; - в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ощущения эстетической красоты, эстетического вкуса, сенсорного восприятия и т.д. Во время игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает социальный опыт. Игрушка является средством передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Рекомендации родителям: Посещать совместно с детьми музеи, выставки народного декоративно-прикладного искусства . Обращать внимание детей на красоту, на особенности народных промыслов.

Актуальность данной темы заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада.

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра. Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отъемленной частью игры. Значение игрушки в нравственном воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Игрушек в современном мире много, огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус.

Мы педагоги обратили внимание, что родители покупают игрушки зарубежного производства, данные игрушек, развивают в ребёнке не всегда добрые и радостные чувства, а иногда и агрессию, а народные игрушки, такие как свистульки, всевозможные пирамидки , неваляшки и т.д. не покупают своим детям. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Именно в младшем возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования нравственно-патриотических чувств.

Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают в маленьком ребёнке творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка – очень проста, но актуальна для развития ребенка младшего возраста. Она способна дать очень много для моторики, связной речи, внимания, развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на задачи в реализуемой программе, педагогами была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников младшего возраста .

Патриотическое воспитание мы осуществляем в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.

Включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста мы формируем первые математические навыки, понятия «меньше» и «больше». Случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок–вкладышей вызывают у детей восторг. У детей формируется умение различать предметы по форме и величине, называть их. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета.

Привлекая малышей к индивидуальной и совместной деятельности, мы создаём игровые проблемные ситуации, которые формируют у детей добрые, гуманные чувства, считаться с интересами и желаниями других детей, выражения внимания – благодарить, прощаться, здороваться, жалеть, например:

  • «Как помочь кукле Маше познакомиться с Матрешкой»,
  • «Домик для Матрёшки»
  • «Помоги подружкам помериться
  • «Напомним Матрёшкам, как надо прощаться»,

Данные игры вызывают у детей яркие, радостные эмоции, восхищение, активные движения. В игровой форме обогащается сенсорный опыт воспитанников, совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию детей нам помогает устное народное творчество

  • загадки,
  • «Матрёшкины потешки»,
  • песенки,
  • стихи.
  • Слушанье музыкальных произведений из «Детского альбома»

П. Чайковского, « Ой, да мы матрёшки»

Знакомство с народной игрушкой осуществляется через ОД, как говорилось выше в данных мероприятиях с детьми идёт закрепление формы, цвета, размера и развитие мелкой моторики.

  • Аппликации: «Весёлая Матрёшка»;
  • «Нарядное платье для Матрёшки»;
  • Раскрашивание раскрасок: «Подружки — матрёшки»,
  • Лепка: «Угощение для матрешки»;
  • Конструирование: «Домик для матрёшки».

В своей работе мы используем дидактические и настольные игры:

  • «Собери матрешку»,
  • «Какой Матрёшки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  • «Домик для матрешки», разрезанные картинки
  • «Русские узоры»;

Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать и убедить родителей в значимости воспитания ценностных личностных ориентиров у детей, заручиться их поддержкой и помощью.

Для просвещения родителей в группах представлена полезная информация по темам:

  • «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»,
  • «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости»,
  • «Духовно нравственное воспитание в детском саду и дома» .
  • «Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника».
  • «Старинные игрушки наших предков»,
  • «История народной игрушки»;

Родителям было предложено изготовление поделок к выставке «Народная игрушка- Матрёшка». Где родители сделали дидактический материал для развития мелкой моторики, так же закрепления цвета, фигуры и размера шаблоном стала матрёшка.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, начинается с того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы продолжаем воспитывать у детей через разные виды деятельности любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждаем детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

Основная цель: формирование и развитие личности

ребёнка через русскую народную игрушку.

Познакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Формировать эстетическое отношение к предметам искусства; учить видеть красоту, самобытность.

Вызывать желание создавать красивое своими руками.

Прививать уважение к культуре своего народа.

Развивать у детей коммуникативные навыки.

Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.

Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

По теме «Знакомство детей с устным народным творчеством, как средством формирования нравственно- патриотических чувств» я работаю седьмой год.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, сточки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в условиях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одной из возможных путей её решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Знакомство с народными игрушками не только доступно детям,

Но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются. Вместе с детьми мы воспроизводили их: лепили эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписывали их как дымковские мастера. Расписывали силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собирали матрёшек из множества деталей,

сделанных из картона, при этом знакомились с видами росписи.

Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности, Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которое больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познаёт окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.

Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, из растительных материалов - плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.

Вместе с родителями мы провели занятие «Мастерская по изготовлению народной куклы». На занятие пришли дети с мамами и старшими сёстрами. В «мастерской» мы изготовляли тряпичных кукол. Кукол делали взрослые вместе с детьми. Сначала я рассказала об истории русской народной куклы, потом этапы её изготовления и началась работа. Все работали очень увлечённо, проявили фантазию при украшении кукол. Были сделаны куклы: «Кувадка», «Невеста», «Нянюшка», «Пеленашка», «Купавка», «Жених и невеста», «Барышня», «Птица Радость». Закончилось занятие чаепитием. Все решили, что совместные занятия нужно продолжать.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Читайте также: