Народная игрушка матрешка для младшей группы

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПО ТЕМЕ: «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»
Задачи:
• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;
• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;
• закрепить представления детей о понятиях «один» и «много».
• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;
• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.
Планируемые результаты: знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет движения под музыку.
Материал и оборудование: на коврографе силуэты разных матрёшек, большая деревянная разборная матрешка; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки».
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, просматривание видеоальбома «Народная игрушка – матрёшка», слушание песни «Мы веселые матрешки».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня почтальон нам принёс письмо : Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)
Основная часть.
Воспитатель: - Молодцы, отгадали (достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают).
Воспитатель читает стихотворение о матрешке:
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
Воспитатель: Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(Матрешка).
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
(Играть)
- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Воспитатель: Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.
Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Матрешку делают только русские мастера, потому что матрёшка – наша национальная игрушка.
Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку).
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши).
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши).
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»).
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек? (одна, две, три)
- Ребята, а из чего сделана матрешка? (из дерева).
- Значит она какая? (Деревянная)
- Посмотрите внимательно, матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)
- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. Каждый мастер расписывал матрёшку по своему, поэтому матрёшки все разные.
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте раскроем матрёшку и посмотри, что у неё внутри.
Д/игра: «Разбери и собери матрешку»
Воспитатель: Сколько у вас матрешек? (одна)
Теперь разберите матрешку.
Сколько у вас матрешек? (много)
Д/игра: «Большая матрешка и маленькая матрешка»
Воспитатель: Покажите мне, пожалуйста, большую матрешку?
Покажите мне матрешку поменьше?
Покажите мне матрешку самую маленькую. А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?

деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

ВложениеРазмер
zanyatie_o_matreshke.docx 21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие, Речевое развитие

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель: Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятие

деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

• познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;

• закрепить умение различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;

• закрепить представления детей о понятиях «один» и «много», о сенсорных эталонах-красный, синий, желтый, зеленый .

• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;

• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

Дети вместе с педагогом входят в музей прикладного искусства под русскую народную мелодию.

Педагог: Что за чудо-чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим) . Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

(Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. )

- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать из дерева. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Дидактическое упражнение: «Все матрешки дружно в ряд». Поставить матрешки в ряд начиная с самой большой и так далее в порядке убывания.

Покажите самую большую матрешку. Покажите самую маленькую матрешку.

- А еще Матрешки любят танцевать и веселиться.

А вы хотите к ним присоединиться?

Тогда вставайте в хоровод,

Игра «Веселая косыночка» уже вас ждет!

(дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку, музыка останавливается. Дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:

Ты косынку завяжи, завяжи,

В центр круга выходи, выходи,

Ну ка … (имя ребенка) попляши, попляши,

Нам матрешку покажи, покажи! (под музыку ребенок танцует – выполняет движения из рус. нар. танцев)

Физкультминутка. (на выбор)

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
\Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

Сенсорная игра «Подбери чашку к блюдцу»

Матрешка очень любит пить чай. Только перепутались у нее чашки и блюдца. Давайте поможем матрешке навести порядок. Красную чашку поставим на красное блюдце. Вот так. (Воспитатель показывает). А теперь ты возьми чашку. Какого она цвета? Поставь желтую чашку на желтое блюдце. А вот эта чашка какого цвета? Зеленого. Найди для нее блюдце такого же цвета — зеленого.

Дыхательное упражнение «Дуем на горячий чай»

Вот какой горячий чай у матрешки. Чтобы чай поскорее остыл нужно на него подуть. Вот так. (Показ воспитателя, щеки не надувать, чашку подносить близко ко рту).

Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? (матрёшка)

Вам нравится матрешка? Почему? На память о матрёшке я подарю вам рисунок-раскраску.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – игрушкой матрешкой;

• дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки и ее внешнем виде.

Развивающие:

• развивать активный словарь, речь детей, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

• воспитывать уважение к труду народных мастеров;

• вызывать интерес и любовь к народным игрушкам;

• воспитывать у детей желание ладить и взаимодействовать друг с другом и педагогом во время совместных игр.

Планируемые результаты: знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; повторяет движения за педагогом.

Материал и оборудование: Посылка с деревянной игрушкой матрешкой от мастеров народных игрушек. Матрешки 3 штуки, мешочек, интерактивная доска, презентация «Сказка о Матрешке»; мешочек, силуэт матрешки, цветы из вспененной цветной бумаги на клейкой основе.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель и дети собираются на ковре, приветствуют друг друга и гостей волшебными словами: «Доброе утро».

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Сегодня в детский сад пришла посылка для ребят нашей группы «Ромашки» от народных мастеров. Хотите узнать, что там?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Достает из посылки Матрешку и записку (зачитывает стихотворение и дети рассматривают игрушку).

Дарим вам игрушку,

Не лошадку, не Петрушку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Наша русская Матрешка.

Основная часть:

Воспитатель: Давайте я расскажу сказку, как родилась матрёшка.

Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской и смотрят презентацию «Сказка о Матрешке» (11 слайдов).

Воспитатель: В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. У него росла дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами разноцветными. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Воспитатель: Ребята пойдемте на ковер поиграем с Матрешкой, но прежде повторяйте за мной.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки»:

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе).

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с Матрешкой.

Игра: «Определи на ощупь» (Вытащи маленькую или большую матрешку).

(Играют несколько раз).

Игра: «Собери Матрешку» (подбирают части и прячут друг в друге).

Воспитатель раскрывает постепенно матрешку и ставит на стол одну за другой под слова стихотворения, затем просит детей собрать ее:

У матрешки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане,

Вот раскрыли Зину,

А из Нины мы достали

А внутри Наташи

Дашу мы раскрыли,

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

(Играют несколько раз).

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас в группе тоже была Матрешка, но что-то она грустная, что с ее нарядом, чего не хватает?

Дети: Цветов.

Воспитатель: А давайте украсим нашу Матрешку.

Дети клеят на фартук и платок Матрешки цветы из вспененной цветной бумаги на клейкой основе.

Воспитатель обращает внимание детей, что Матрешка повеселела, ей приятно, что дети украсили ее наряд.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята как называется игрушка, которую мы сегодня получили в подарок?

Дети: Матрешка.

Воспитатель: А из какого материала она сделана?

Воспитатель: Понравилось вам с Матрешкой играть?

Дети: Да.

Воспитатель: А что мы украшали Матрешке в нашей группе?

Дети: Украсили платочек и сарафан цветами!

Воспитатель: А в посылке для вас ребята еще что-то есть. (Раздает угощение).

материал можно использовать в работе с детьми младшей группы.

ВложениеРазмер
beseda.docx 18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа во второй младшей группе

«Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»

Воспитательные: Приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Обучающие: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие: Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Оборудование: Набор матрешек, заготовки матрешек, вырезанных из картона, цветные карандаши, проектор.

Воспитатель: Ребята, нам в группу прислали посылку, давайте посмотрим, что в ней лежит. ( Дети открывают мешочек, и находят в нем игрушку)

-Ребята, а вы знаете, как называется игрушка, которая у меня в руках?

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка? Смотрите и слушайте внимательно, сейчас на большом экране, я всё вам покажу и расскажу.(показ презентации о Матрёшке)

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка - старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских умельцев.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками. Закрываем глазки и превращаемся в маленьких матрешек

Танец «Мы весёлые матрешки»

А теперь, давайте-ка мы с вами с ней поближе познакомимся. Воспитатель показывает детям на столе расписную фигуру матрешки, и говорит от лица героини :

-«Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

А на голове платок, словно яркий цветок.

Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель : -А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей : внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель : Да, ребята, Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки: мал, мала, меньше.

Матрёшка символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке.

Воспитатель : Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на них.

Вот они матрешкины дочки (показ) .

Воспитатель раскрывает фигурку матрешки и выставляет их в ряд, рассказывая стихотворение :

-Много кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут!

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая Матрешка нарядная и красивая. (любуются матрешкой) .

-А вам нравится Матрешка?

-А знаете ли вы, из чего она сделана (из дерева)

Матрешка вырезается из дерева, затем художник расписывает ее разноцветными красками. Посмотрите, как красиво он раскрасил наших матрешек.

-Давайте рассмотрим, во что матрешка одета (сарафан, платок, кофточка) .

Красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или ягодами, или листочками.

-Матрешка-русская красавица. Обратите внимание на ее лицо. Какое оно (доброе, приветливое, улыбается)

-А теперь я предлагаю более внимательно рассмотреть Матрешку передавая друг другу из рук в руки.

Каждый из вас, кто возьмет в руки Матрешку, должен будет сказать, что в Матрешке ему понравилось. (матрешка передается по кругу)

-Ребята, мы с вами рассмотрели нарядную и красочную матрешку . На столах у нас лежат листы бумаги. Что на них изображено? (Ответ: Матрешки) Но ее сарафан совсем не украшен.

-Давайте, мы с вами ей поможем украсить матрешке сарафан.

-А я скажу как… На матрешкином сарафане вы видите нет узоров. А какие узоры можно нарисовать на матрешке?

Дети: Цветы, листочки, завиточки. (показ раскрашивания сарафана)

- Какая красивая получилась матрёшка ! Она радостная, потому что нарядная и красивая. Вы ей помогли, настоящие мастера! Славно сегодня потрудились. А чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось? (ответы)

Направления развития и образования (образовательные области) : социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная

• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;

• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;

• закрепить представления детей о понятиях «один» и «много».

• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;

• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

• вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Планируемые результаты: знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет движения под музыку; активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Узор для матрешки».

Материал и оборудование: большая матрешка; бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки». Мультимедийное оборудование, презентация.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в группу.

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

Воспитатель читает стихотворение о матрешке :

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка). Давайте посмотрим на экран.

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

- Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)

- Значит она какая? (Деревянная)

- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

Д/и «Разбери и собери матрешку»

У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)

- Даша сколько у тебя матрешек? (одна)

- А у тебя МАкар? (одна)

Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

- Сколько у вас матрешек? (много)

- Вера, сколько у тебя матрешек? (много)

- А у тебя Маша? (много)

- Савва покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

- Настя, покажи мне матрешку поменьше?

- Саша, покажи мне матрешку самую маленькую.

- А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

Продуктивная деятельность (рисование) «Узор для матрешки»

Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

- Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками.

Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

- Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

- Ребята, а вам нравится матрешка?

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка»

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка»

Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка» Декоративная аппликация «Наряды для матрешки» Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: учить детей выполнять декоративное изображение.

Конспект занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Русская народная сказка «Козлятки и волк» Конспект занятия Тема: Русская народная сказка «Козлятки и волк». Задачи: - Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении.

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка» Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка. Конспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ.

Мастер-класс «Русская матрешка» — игрушка на городскую елку

Мастер-класс «Русская матрешка» — игрушка на городскую елку Новый год-сказочный праздник. Хочется верить в чудеса и они обязательно сбудутся. Ну и как же в Новый год без лесной красавицы. А она,как.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Народная игрушка» для второй младшей группы детского сада

Проект «Народная игрушка» для второй младшей группы детского сада Актуальность проекта: Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Читайте также: