Народные промыслы калужской области хлудневская игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Хлудневское дерево

29 августа мы побывали в Калуге на третьем фестивале народных ремёсел «Хлудневское дерево».

Утренний экспресс за два с половиной часа (7:48 — 10:30) домчал нас из Москвы в Калугу. До Дома народного творчества и кино (ул. Кирова 31), где в 11 часов открывался праздник, по улице Ленина всего 2,5 км.

Площадь перед Домом народного творчества и кино, Калуга


Площадь перед Домом народного творчества и кино, Калуга

В центре праздничной площади мастер Полубинская Татьяна Валентиновна лепила хлудневское дерево.

Мастер за работой

Хлудневское дерево

Среди работ Татьяны Валентиновны и ее учеников нашелся колокольчик в форме дерева с медведем и птицами.

Колокольчик

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Главное событие фестиваля — конкурс на лучшее изделие среди мастеров традиционной глиняной игрушки, ткачества, текстильной куклы и гончаров. Задание выполнялось прямо перед зрителями. Тема конкурса этого года — «Традиции современности. XXI век».

Номинация «Традиционная глиняная игрушка»

На конкурсе в номинации «Традиционная глиняная игрушка» Белгородскую область представляли мастера Кравченко Екатерина Константиновна и Никишина Регина Андреевна.

Мастера Белгородской области

На столике Екатерины Кравченко стояла сказочная шкатулка с колокольчиками, изготовленными в Старооскольском Доме ремесел.

Колокольчики

От Липецкой области выступали мастера Смолеевская Елена Геннадьевна и Касате Елизавета Робертовна.

Мастер

Глиняная игрушка

Елена Геннадьевна привезла колокольчики-свистульки.

Колокольчики

Мастер

Юрьевскую игрушку, изготовленную Елизаветой Робертовной, увидела впервые. Жаль, колокольчиков не было.

Юрьевская игрушка

Воронежскую область представляли Губанова Ольга Васильевна и Дорохина Марина Олеговна.

Мастер

На фото — работы Ольги Васильевны. В центре — два зайца-колокольчика.

Игрушка

Мастер

На конкурсе

От Калужской области в конкурсе участвовали мастера Трифонов Виктор Иванович и Коноплёва Евгения Александровна.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Тульскую область представлял Кехаиди Платон Константинович.

Филимоновская игрушка

На фестивале узнали, что пятый Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона» пройдет 17 июля 2021 года.

Приятно было встретить хорошо знакомые колокольчики Ярошко Николая Константиновича.

Глиняная игрушка

Номинация «Гончарство»

В номинации «Гончарство» соревновались Лебедев Дмитрий Михайлович (Рязанская область), Юдочкин Иван Вячеславович (Орловская область), Заборских Александр Геннадьевич (Калужская область), Кехаиди Полина Николаевна (Тульская область) и Патов Иван Александрович (Московская область).

Гончары


Участники конкурса в номинации «Гончарство»
Фестиваль народных ремёсел «Хлудневское дерево» 2020

Гончар

Гончар

Гончарные изделия

Гончар

Гончар

Гончар

Гончар

Колокольчики встретились только у Александра Геннадьевича.

Гончарные изделия

Колокольчик в таком стиле есть в моей коллекции:

Колокольчик


Заборский А.Г. Колокольчик

Кроме мастеров глиняной игрушки и гончаров на фестивале соревновались мастера по ткачеству и текстильной кукле.

Итоги конкурса можно узнать здесь.

На выставке-ярмарке среди фигурок мастера хлудневской игрушки Ахаловой Инессы Алексеевны (Калужская область) нашелся колокольчик-петушок.

Колокольчик

Хлудневская игрушка

Открытием для меня стала авторская игрушка Шумаева Валерия Александровича (Калужская область).

Глиняная игрушка

На фестивале проходили концерты, игры, конкурсы, мастер-классы.

Мастер-класс

Коллекция пополнилась двумя колокольчиками:

Колокольчики

Ахалова И.А. Колокольчик «Петушок»
Смолеевская Е.Г. Колокольчик-свистулька «Птица Сирин»

P.S. 29 августа в Калуге в честь Дня города проводилось много мероприятий. На Театральной площади развернулась ярмарка «Город мастеров».

На Театральной площади


На Театральной площади

Колокольчики, встретившиеся на ярмарке:

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики


Колокольчики Александры Лазаревой, Калуга

Колокольчики


Колокольчики Александры Лазаревой, Калуга

Колокольчики


Колокольчики Александры Лазаревой, Калуга

В Калуге


В Калуге

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) лепили из глины игрушку и продавали на базарах и ярмарках. По названию деревни игрушку стали называть хлудневской.
Эта игрушка “…не имеет поливы, цвет черепка светло-желтый, переходящий почти в белый, раскраска полосатая – чередование полос красных и синих, красных и зелёных. Встречается так же ярко-жёлтый цвет.” (Н.М. Маслов «Калужская художественная керамика»).

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Хлудневская игрушка представляет собой изделия одного из видов русских народных художественных промыслов, изготовление которых до конца XX века было распространено в Калужской области. Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, где данный вид народного промысла был чрезвычайно популярен среди местных гончаров.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

История происхождения промысла

Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века. Многие местные мастера, наряду с посудой и другими изделиями из керамики , стали делать смешные и трогательные игрушки — сувениры из глины.

В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара, и чаще всего лепкой незамысловатых глиняных фигурок занимались женщины и дети, для которых это было весьма увлекательным занятием.

Хлудневская игрушка - свистулька

Хлудневская игрушка — свистулька

После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы.

Хлудневские игрушки, хоть и были далеки от совершенства по своим декоративным качествам и художественному оформлению, тем не менее, пользовались спросом у покупателей. Таким образом, игрушки из глины были для мастеров немалым подспорьем.

Постепенно промысел изготовления посуды сошел на нет, потому что спрос на нее значительно снизился. Эта же участь постигла и хлудневскую игрушку, изготовлением которой теперь исключительно в качестве хобби занимались жительницы деревни Хлуднево.

В 70 — х годах XX века в советской прессе был опубликован ряд статей, рассказывающих об этом своеобразном народном промысле. Далее была всесоюзная выставка произведений народного искусства, где хлудневская игрушка заняла свое заслуженное место. А мастер — гончар Анастасия Гаврикова получила диплом за вклад в развитие декоративного искусства Советского Союза.

В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки не исчез бесследно. Так, созданием своеобразных глиняных игрушек и сувениров продолжают заниматься мастера — энтузиасты из Хлуднево и соседних Думиничей. Это потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков передавали из поколения в поколение секреты мастерства.

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Особенности технологии изготовления игрушек

Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины, а затем оставляют для просушивания на открытом воздухе в течение 2 — 3 дней. После этого их отправляют в печь, где при умеренной температуре происходит процесс окончательного досушивания глины, во время которого она значительно светлеет.

Далее изделия обжигают в печи особым образом, так что после обжига игрушки приобретают уникальный светло — розовый оттенок. Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью и некоторой грубостью форм.

Росписи хлудневской игрушки

В вот росписи имеют характерные особенности, так что хлудневскую игрушку невозможно спутать с образцом другого народного промысла. Так, хлудневские игрушки не расписывают полностью, а только отдельные их элементы — рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей.

Хлудневская глиняная игрушка

Хлудневская глиняная игрушка

Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Среди самых распространенных графических элементов изображений можно назвать следующие:

Роспись на хлудневской игрушке

Роспись на хлудневской игрушке

Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:

Таким образом, некоторые мастера и на сегодняшний день продолжают делать хлудневские игрушки, которые являются отличным декоративным элементом для оформления интерьера в русской национальной стилистике.

Образцы хлудневских изделий из глины

Образцы хлудневских изделий из глины

Хлудневская игрушка — русский народный декоративно-художественный промысел в Калужской области. Свое название промысел получил по наименованию деревни Хлуднево Думиничского района, в которой жили мастерицы, занимавшиеся производством оригинальных глиняных игрушек. Возникновение промысла датируется первой половиной XIX века.

В конце XX века здесь работало пять выдающихся мастериц: А. Ф. Трифонова, Е. Д. Манушичева, М. В.. Самошенкова, К. П. Трифонова и Т. И. Бубнева. Известной народной мастерицей считается Татьяна Городничева.

Хлудневская мастерица Татьяна Городничева.

Хлудневская мастерица Татьяна Городничева.

Игрушки лепят из синей глины , которая после обжига в земляном горне приобретает белый цвет разных оттенков. Для отделки раньше применялись натуральные краски. Их разводили на желтке, а процесс росписи производился соломинкой.

Теперь мастерицы используют готовые краски и кисти. Откликаясь на вкус покупателей, вводят в игрушку новые темы и сюжеты. Однако самое ценное качество хлудневской игрушки — это сохранившееся в ее пластике восприятие крестьянским художником человека и природы как единого неделимого мира.

Хлудневские игрушки

Хлудневские игрушки

Множество фигурок и деталей игрушечницы искусно соединяют в скульптурные композиции. » Птушки-соловейчики», медведи, собаки, цветы, листья, человечки, головки животных, их лапки и хвостики — все эти отдельно изготовленные элементы лепятся друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяющего могучее плодоносное дерево жизни.

Ему же уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучки, гнезда, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена и в пластической форме хлудневской куклы — древоподобной, как бы прорастающей цветущими ветками и листьями, плодами и птицами.

Хлудневские игрушки на выставке

Хлудневские игрушки на выставке

Вместе с тем кукла передает и конкретные детали народного костюма. Здесь можно узнать и местные головные уборы, и шейное украшение — приставной воротник, и верхнюю плечевую одежду » коротайку» с карманами и рукавами до локтя.

В росписи игрушек чаще всего мастерицы используют следующие цвета:

Подобное цветосочетание типично для калужской вышивки и ткачества, а также для местного народного костюма.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

Хлудневкие игрушки : 4 комментария

В сентябре 1970 г. на Всесоюзной выставке народных и самодеятельных художников хлудневская мастерица Анастасия Фёдоровна Гаврикова была награждена почётным дипломом. Её игрушки отмечены редакцией журнала «Декоративное искусство СССР». Изготовлением хлудневской глиняной игрушки сейчас занимаются потомственные мастера в деревне Хлуднево, а также мастера в посёлке Думиничи, дети и внуки хлудневских мастеров в городе Калуге.

Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зелёный.( «Русская народная игрушка», автор Галина Львовна Дайн).

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причём мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки. Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

«Искусство детям - увлекательно и просто: Античность»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «СОШ №2 г.Балабаново-1» Чугусова Е.А.
Хлудневская игрушка. Калужская область .

Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству.
Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров.
Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Для своих игрушек местные мастерицы использовали синюю глину, которая находилась тут же за деревней. Её рубили, поливали водой и тщательно месили. Вязкая, однородная, масса легко мнётся, как тесто, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу.
Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.

Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.
Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Главным орудием труда в раскраске раньше были соломинки.

«Древо Жизни» – уникальный мотив хлудневской игрушки. Хотя сами мастерицы объясняют его очень просто: «Наверху космос – там сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю дождь. Пониже – воздух – птицы в гнездах. А внизу, у корней дерева – земля – медведь сидит на гармошке играет».

Чрезвычайно интересную группу хлудневских глиняных игрушек составляют женские фигурки, так называемые «бабы».
Это разнообразные по своей пластической трактовке женские фигурки, обнаруживающие по своему характеру некоторое сходство со снеговыми бабами, держащими, обхватив руками, одного или несколько детей, либо животных и птиц.

Особое место занимают хлудневские игрушки со вторым смыслом. Они делятся на две группы: те, которые надо как-то повернуть, чтобы увидеть другой сюжет, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки - это своего рода народные головоломки.
Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей”- маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком. Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.

Некоторые из мастериц лепят свистульки. Это небольшие игрушки около 7-8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму: коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна, реже несколько фигурок.

Кроме свистулек, хлудневские мастерицы делают и грематушки. Иногда это просто глиняный полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или эта грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки. Которые и гремят при малейшем сотрясении игрушки, поскольку и они затвердели в процессе обжига, превратившись в звонкие шарики.

Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции: "петушки-соловьи", коники, медведи, собаки и человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики - все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное и плодоносное дерево, когда-то "Дерево жизни". Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнёздами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками.

Читайте также: