Наталья боровкова ватная игрушка

Обновлено: 13.05.2024

По старинной технологии мастерица из Находки делает ватные игрушки. Стеклянные в 19-м веке были очень дороги, и тогда придумали лепить кукол из самого простого. В советское время реликвии из ваты украшали новогодние елки.

Репортаж Андрея Мозгового.

Елена Георгиева, мастер декоративно-прикладного искусства, г. Находка: «Наша задача, первым делом мы делаем ребёнку шапочку. У кого цветная вата есть, берём кисточкой, кладём её на стол и вдоль волокон, вот так вот. Вдоль волокон, не поперёк. С двух сторон».

Ярослав Благодарев, ученик 9 класса СОЩ №7 «Эдельвейс», житель г. Находка: «Мне очень понравилось, очень интересно. Я сделал себе игрушку, которую я смогу повесить у себя в комнате, чтобы она украшала мою мрачную комнату. Очень приятный человек. Со всеми приятно разговаривает. Желаю только удачи и всего самого лучшего ей».

Вот так в непринуждённой, домашней обстановке Елена Васильевна Георгиева проводит свои мастер-классы. Она не имеет профессионального художественного образования, но любовь к декоративно-прикладному творчеству, огромное желание учиться и талант позволили ей достичь великолепного уровня творческих работ. Елена Георгиева самостоятельно освоила изготовление елочных игрушек из ваты и керамики по старинной технологии 19-го века. Когда-то она работала с художественным стеклом — фьюзингом. Но так сложились обстоятельства, что пришлось найти себя в другом.

Елена Георгиева, мастер декоративно-прикладного искусства, г. Находка: «Руки привыкли уже что-то делать. Я свою мастерскую перенесла домой на 5 этаж и стала делать ватную игрушку. Ватную игрушку попробовала, потом понравилось, потом затянуло. И уже всё — не остановиться».

Ее герои словно вышли из сказки. Кажется, еще мгновение - и ватные малыши начнут играть в снежки, кататься на санках. А Дед Мороз и Снегурочка станут раздавать подарки.

Елена Георгиева, мастер декоративно-прикладного искусства, г. Находка: «Я не всегда делаю с картинки. У меня больше работ с головы. То есть по картинке у меня здесь, наверное, 2 или 3 работы. То есть меня просто просили сделать что-нибудь типа такого».

Все игрушки изделия Елена Георгиева выполняет по собственным эскизам и авторской методике. Её работы становятся не только ёлочными игрушками, но и украшением интерьера. В коллекции около 40 старых Дед Морозов из ваты, сама она сделала их 50. Её эксклюзив — это лица персонажей. Елена Васильевна, единственная в стране, делает их только из керамики, которая запекается при тысяче градусов. Тогда как другие мастера используют гипс и самозатвердевающий пластик.

Елочные игрушки из ваты - это добрые воспоминания о советском прошлом. Закутанные в шубы с шарфами и запорошенные снегом ватные фигурки украшали елки в Советском Союзе. Те, кто ещё помнит их, возвращаются в детство, увидев работы Елены Георгиевой. Ее игрушки есть у российских коллекционеров, а также в Америке, Австралии, Китае, Японии, Корее. В сказочный мир и окунулась и семья мастерицы.

Александра Георгиева, дочь Елены Георгиевой: «Замечательно, если честно. Потому что это так очень интересно и необычно. Это выбивается на фоне остальных людей, увлечение игрушками ватными особенно. И я считаю, это очень круто».

- Хоть одну игрушку сделал? А какие они?

Тимур Амиров, внук Елены Георгиевой: «Да. Две. Одну забыл, а две сейчас которые».

Кто-то может сказать, что подобные изделия не в моде, и в современном мире можно приобрести невероятное количество вариантов елочных игрушек. Но таких чудесных, авторских украшений в магазинах нет. А их создание можно сделать семейным делом и обрести уникальное хобби, что называется - для ума и сердца.

Вероника Ким, ученица 9 класса СОЩ №7 «Эдельвейс», житель с. Екатериновка: «Мастер-класс был очень интересный. Нам удалось сделать ватную игрушку. Процесс был очень увлекательный. И мало того, что мы сделали эти игрушки, так мы ещё узнали историю создания. Когда появились эти игрушки и почему. Поэтому хочу сказать огромное спасибо мастеру, который помог нам сделать эти замечательные игрушки».

В нашей творческой группе Вы найдете:
Мастер-классы по изготовление ватной игрушки
Вдохновляющие иллюстраций и открытки
Ярмарки! Выставки! Конкурсы!
Посты рекламные и посты с любыми ссылками только с разрешения редакторов.
Показать полностью.
Каждое воскресение в группе работает постоянно действующая выставка-ярмарка!
В другое время публикации игрушек с ценой - удаляются.

Правила для тех кто продает игрушки на ярмарке:
1. Показываем и продаем игрушки, которые есть в наличии
2. От одного мастера - один пост с любым количеством фотографий!
3. В фотографии указываем размеры игрушки, цену и примерные почтовые расходы.
4. Репост данного поста на своей страничке на время ярмарки

Правила группы, которые необходимо выполнять:
- посты в виде объявления будут удаляться.
- В группе не приветствуется хамское отношение, недружественные отзывы к участникам группы и тем более к редакторам группы. Будьте вежливы и доброжелательны. Негативные мнения оставьте при себе. Редакторы имеют полное право, без объяснения причины занести участника, который хамит, в черный список.
- Критика регламентируется рубрикой "Совет другу".
- Запрещаются нецензурные слова и грубые выражения, за это сразу бан.
- Группа является межнациональной, поэтому обсуждения, критика и негодование по поводу публикаций разных культур под запретом! Так же запрещается обсуждать и критиковать людей и работы по национальному, религиозному и расистскому признаку.

- Реклама (любая, своих или чужих МК, тем более платных), ссылки на сторонние ресурсы и свои страницы на стене группы без согласования с редакторами запрещаются.
Мы за взаимный пиар. Предложения по рекламе пишите редакторам.
Реклама, ссылки и комментарии с ссылками и рекламой без согласования с редакторами удаляются. По всем вопросам размещения МК обращайтесь к редактору Наталье Колесниковой.

- Продажи на стене возможны только в специальный для этого день, и только соблюдая правила ярмарки. В остальные дни опубликованные посты с ценами будут удаляться!

Редакторы имеют полное право удалить работу с продажи, если она не соответствует критериям продаж на нашей площадке. Помните, что ярмарка для мастеров в нашей группе проходит бесплатно, но это не значит, что нет правил продаж. Перед тем как выставлять свою работу - читаем правила.
В КОНКУРСАХ И ВЫСТАВКАХ, А ТАК ЖЕ В ЯРМАРКАХ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКИ ГРУППЫ! НАКРУТКА ГОЛОСОВ В КОНКУРСНОМ ГОЛОСОВАНИИ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА, ЗА ЭТО МОГУТ ПОСЛЕДОВАТЬ САНКЦИИ, ВПЛОТЬ ДО ПОЖИЗНЕННОГО БАНА!

Тема плагиата, и все что с ним связано, в нашей группе закрыта и никогда не открывалась! Наша группа и ее редакторы не несут ответственности за публикации работ и за сами работы участников группы. Так же группа не будет заниматься выискиванием плагиата и прочего. Все обсуждения на эту тему будут предотвращаться и удаляться. Группа не площадка для разборок и сведения личных счетов!

Ёлочные игрушки из папье-маше, глины и ваты: как нижегородские мастерицы возрождают новогодние традиции прошлого

Читайте нас в

Новый год круглый год

На параде кукол в августе нижегородцы удивлялись наряженной ёлке с игрушками, созданными Анной Злобиной. Таким образом мастерица воплощает в жизнь свою мечту – круглогодичный Новый год.

«Однажды в апреле я сходила во Флоренции в магазин ёлочных игрушек. Это был такой детский восторг! Сама идея новогодней атмосферы круглый год вдохновляет на создание необычных украшений. Они очень душевно смотрятся, и самое главное, как я говорю своим заказчикам, это игрушки, которые вы будете передавать по наследству внукам», — рассказала Анна.


Анна Злобина мечтает о круглогодичном празднике

Многие помнят из школьных уроков технологии или домашнего рукоделия папье-маше, как лепку из смеси мелких кусочков бумаги и ПВА. Профессионалы пользуются и другими методами.

«Есть разные способы работы. Кто-то лепит из папье-маше, и получается монолитная игрушка. Есть игрушки, которые заливают в формы и делают оттиск. Я работаю немножко в другой технике: я делаю сначала основу из фольги, на эту основу послойно накладываю бумагу и массу папье-маше, — делится мастерица. — Подвижность достигается разными техниками. Можно сделать крепления на шарнирах: лапки будут подвижными. Например, поднимаешь мишке лапку: она будет держаться. А есть небольшие проволочные крепления: с ними лапки просто болтаются, достаточно забавно смотрится. Более крупные игрушки, фигурки, статуэтки, которые уже не только на елочку повесить можно: мишка может и сидеть, и в разных позах стоять — уже более дорогая, коллекционная вещь, которую отдельно заказывают. Там уже используются внутренние шплинты».


Тигренок с подвижными лапками

Фигурки Анны небольшие — от 6 до 12 см, но на каждое изделие уходит от одной недели до нескольких месяцев.

«Это очень трудоемко, потому что каждый слой должен хорошенько просохнуть. Слоев может быть до 10, плюс шлифовка, покраска. Это очень многоэтапная работа, поэтому папье-маше ценны и в плане трудозатрат, и в плане стоимости», — поделилась Анна Злобина.

Покупатели Анны с трепетом относятся к игрушкам. От заказчиков мастерица получает трогательные семейные рассказы о новогодних традициях.

«Есть одна заказчица, которая каждый год покупает 2 игрушки для своих сыновей. У нее маленькие мальчишки. Представляете, они сейчас малявки: одному год, другому, может три. И вот у них сейчас в игрушку закладывается воспоминание детства. И когда им будет 18 лет, то у каждого уже будет по набору елочных игрушек. На мой взгляд, это очень трогательно и душевно», — рассказала Анна любимую историю от покупательницы.

Воспоминания из детства

За керамических ангелов с мечтательными улыбками и самобытных глиняных игрушек в Нижнем Новгороде отвечает Света Сахарова. Вдохновение мастерица черпает из праздничной атмосферы: «Наверное, самые любимые праздники россиян — Новый год и Рождество. Дом украшен фонариками и нарядными ёлками. Как тут не захотеть самой сделать игрушки?»


Авторские игрушки керамистки встречаются во многих лавочках города

Авторские игрушки керамистки встречаются во многих лавочках города. Покупатели любят глиняные изделия за тепло и эмоции, которые дарят эти фигурки.

«Бывает видишь на лицах покупателей радость и восхищение. Иногда они находят сходство с собой или знакомыми. Так было несколько раз с ангелами. Порой получается сделать что-то смешное — дурацкую моську у персонажа, например. Помню, как слепила милого ежа, и в лапке он держал куриную ногу. Его купила бабушка, говорит, никогда таких не видела, да ещё с окорочком», — отметила мастерица.

Света вручную лепит из глины авторские изделия и покрывает глазурью. Каждая игрушка минимум дважды обжигается в печи, поэтому, как и с игрушками в технике папье-маше, ждать быстрого результата не приходится.

«Процесс создания керамического изделия делится на 2 этапа. Первый — слепить изделие, высушить и обжечь. Второй — покрыть обожженное изделие глазурями, и снова в печь. Процесс долгий. В среднем 2 недели от кусочка глины до готовой вещи», — рассказывает мастерица.

В канун Нового года в мастерской Светы начали появляться новые авторские елочные фигурки растений и животных. Эти изделия близки по стилю к советским игрушкам: стручок гороха, морковь и картошка, которые керамистка помнит из детства.


Грибочки напоминают старые советские игрушки

«Помню наше домашнее убранство с этими причудливыми игрушками — картошка, морковка, стеклянные шарики с мишурой внутри. Думаю, у моих игрушек всё только начинается. Им предстоит стать детскими воспоминаниями праздника! Пару дней назад мы забрали новую партию игрушек, и там были два мухомора с новой глазурью, такие сочные, что один оставили себе. Будет у нас жить, а мы его бережно на елочку повесим», — поделилась Света.

Ватные ребята с советских открыток

Марина Селезнева — мастерица, которая специализируется на украшениях ручной работы, в частности, из полимерной глины. О ватных елочных игрушках искусница узнала 3 года назад и сразу изготовила несколько фигурок для дома. Случайный интерес перерос в постоянное занятие. В мастерской Марины теперь всегда живут ватные ребята, образы которых она придумывает сама или подсматривает в советских иллюстрациях.

«Когда я создаю игрушки, я улыбаюсь. И очень хочется, чтобы люди, взявшие в руки мои игрушки, тоже улыбались и чувствовали себя детьми. Ведь Новый год — самый семейный праздник из детства. А в детстве были самые вкусные конфеты и мороженое, самый ароматный хлеб, самые любимые игрушки и нежные руки мамы», — рассказала мастерица.


Марина создает елочные игрушки из ваты

Марина изготавливает ватные елочные игрушки за несколько этапов, поэтому на создание одной игрушки может потребоваться больше недели.

«Основные материалы для создания игрушки — проволочный каркас, вата, нитки и клейстер из картофельного крахмала. Я создаю ватные игрушки в образе детей, поэтому сначала делаю каркас из проволоки, потом наращиваю объемы и «одеваю» ребят, а затем их расписываю. Лица для игрушек я леплю из запекаемой полимерной глины и расписываю их. А дальше работает фантазия: игрушки можно оставить снежно-белыми или раскрасить красками. Можно добавить блесток, дать в ручки ватным ребятам различные предметы: конфетки, мандарины, пирожки», — поделилась Марина.


Фигурки детей до росписи

Ватные ребята так похожи на настоящих детей, что заказчики иногда просят Марину сделать их похожими на конкретных людей.

«Мне запомнился самый первый заказ на ватные игрушки. Молодая бабушка решила подарить своим внучкам их маленькие копии, чтобы они сберегли эти игрушки до старости и вспоминали свою бабушку. Игрушки делала по фото, чтобы образы были похожи на внучек, но без портретного сходства. И как же я удивилась и растрогалась, когда заказчица, получив игрушки, позвонила мне со словами: «Это действительно мои внучки! Они так похожи!» — поделилась мастерица.

Больше всего покупатели ватных ребят ценят игрушки даже не за сходства с реальными людьми, а за идею преемственности поколений.

«Именно в канун Нового года как никогда хочется нарядить свой дом, подарить праздник детям и всей семье. Новогодними игрушками из ваты можно наряжать елку вместе с детьми, они прочные и долговечные, делают ёлку уникальной и будут передаваться из поколения в поколение», — отметила Марина.

В ближайшие часы в Нижегородской области ожидаются сильные ливни

Лжесотрудники банка выманили у нижегородца 2,5 миллиона рублей

Нижегородские предприниматели стали реже жаловаться

В Дзержинске 10-летний школьник погиб, выпав из окна

Густой чёрный дым напугал жителей Дзержинска

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Новые люди на кастинге: ХК «Торпедо» представил потенциальных дебютантов

Правда или ложь: дворец спорта «Нагорный» в Нижнем Новгороде снесут?

В Нижегородской филармонии стартовал 64‑й сезон летних благотворительных концертов

Опубликована программа фестиваля «Гастрономическая Рождественская» на 18 июня

Фестиваль авторской песни «Gorky-Море Fest» пройдет на Горьковском море

Чем полезен мобильный кассир Сбера в Студии Интерьерных решений

Пенсия на карту – это удобно и выгодно

«Мой Нижний»: серебряный призёр Олимпийских игр Сергей Трофимов

«Мой Нижний»: директор Нижегородского передающего телерадиоцентра Михаил Небольсин

«Мой Нижний»: дизайнер и архитектор Олег Елфимычев

«Мой Нижний»: экологический активист Эльвира Сайфулина

Депутаты обсудили перспективы ремонта асфальтового покрытия около школ и детских садов

55 многоквартирных домов в Арзамасском районе уже получили паспорта готовности к зиме

Нижегородцам вернули 6 млн рублей в результате перерасчета оплаты общедомового потребления электроэнергии

Нижегородцам вернули 6 млн рублей в результате перерасчета оплаты общедомового потребления электроэнергии

Нижегородская область получит 1,4 млрд рублей на строительство ливневок в Канавинском районе

Баннер 200х200 театр комедiя

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М.Горького

Учредитель: Правительство Нижегородской области

Рег. номер ЭЛ №ФС77 – 77243 от 20.11.2019 г.

Главный редактор издания: Авдеева Л.А.

ГАУ НО «НОИЦ»
603006, Нижегородская область,
г.Нижний Новгород, ул.Максима Горького, д.151 Б, помещение 5

Елочная ностальгия: как томичка делает ватные игрушки по старинной технологии

— Когда я начинала, никаких мастер-классов не было. Потихонечку сама до всего доходила, — вспоминает художница Наталия Шведова. — В сети нашла книжку «Технология производства советской елочной игрушки». Ватные делались в основном до войны, в 30-40-е годы; позже уже появились стеклянные. А в войну елочные игрушки делали из остатков проволоки, из лампочек. Получается, вата — это уже винтаж. Кроме того, они легкие, прочные, безопасные, не бьются, они долговечные и экологичные. Единственное — боятся влаги.

Она рисовала с детства — в изостудии, потом в детской художественной школе. Делала куклам дома-квартиры и мебель из бумаги. 15 лет назад открыла свою изостудию, уйдя из детского сада, где была воспитателем. Пробовала разное рукоделие: вязала, шила, валяла из шерсти; много лет занималась декупажем. А последние четыре года делает новогодние игрушки из ваты. Тот случай, когда любимое дело стало профессией.

— Я совместила педагогику и рисование, и у меня работа — любимая, не просто хобби. Раз в неделю у меня дети, а целую неделю — игрушки дома. Я рада, что сделала творчество своей профессией — раньше мне это казалось невозможным, — признается моя собеседница.


В ранние советские годы вата была одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления елочных игрушек. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого и крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

И у Наталии основные материалы — проволочный каркас, вата и клейстер. Лица — слепки с лиц антикварных куколок, и каждое она расписывает вручную. Изначально советская ватная игрушка была ремеслом, говорит Наталия. Но для нее это творческий процесс, не ремесленный.

— Мне кажется, если себя не вкладывать, игрушка будет никому не нужна. Люди говорят, что они у меня «живые»: они что-то делают, у них есть эмоции и чувства.

— Много времени уходит на одну игрушку?

— Точно не знаю: я делаю по несколько игрушек параллельно, обычно 13-15 в месяц. В октябре было 26, а в ноябре и декабре — по 30. Эскизы я не делаю — все в голове. Задумываешь, начинаешь делать, а когда появляется лицо — игрушка начинает «хотеть то, что ей хочется». Задумала я дать ей в руки лопатку со снежком, а лопатка или не ложится, или не смотрится. Тогда я начинаю конкретно под нее выбирать.

На одну игрушку ваты нужно не много. Я сначала крашу вату красками для хлопка: она лежит цветная в пластах, потом просто беру нужную.

— А почему дети?

— Во-первых, наверное, возраст, когда начинаешь вспоминать свое детство: как было хорошо и беззаботно. Во-вторых, сейчас в России большой интерес ко всему советскому. Много вещей того периода продается: статуэтки, фарфор, значки, пионерские галстуки. Мне кажется, люди ностальгируют по прошлому.


Несколько елочных мальчишек и девчонок созданы по советским открыткам. Много у Наталии и сказочных персонажей: Красная Шапочка, Золушка, Чиполлино и другие. Она не любит плагиат, поэтому в сюжет всегда старается привнести что-то свое. А игрушки по семейным историям и вовсе уникальны.

— Заказчица из Саратова попросила сделать мальчика с петушком на палочке: рассказала, что ее дедушке Коле папа дал денег на леденец. Он пошел покупать, эти деньги потерял и стоял рыдал, а прохожий ему дал денег, и он купил петушок на палочке. А другая девушка, увидев Даренку из «Серебряного копытца», с драгоценными камнями в шапке, попросила сделать девочку, но с конфетами. У нее была история: бабушка приехала из села в город поступать, подошла какая-то цыганка, сказала, что конфет в шапку насыплет, и в итоге эту шапку «увела». Для девушки эта память имеет значение. Я беру такие заказы, если мне это откликается.

Бывает, люди «влюбляются» в игрушку и просят сделать такую же. Наталия старается не повторять — делать одно и то же ей неинтересно. Да и ручную работу один в один не повторишь, уверена она. Даже два одинаковых слепка — разные, и «точно такой же» мальчик будет немножко другим.

— Одна постоянная покупательница увидела мою игрушку у сестры в Питере и захотела такую же. Я сделала. Она стала смотреть — ту выбирает, эту выбирает, а этого мальчика не замечает: «Ой, он как-то по-другому смотрит». Обидно за игрушки — они как дети. Я делаю до тех пор, пока мне не начнет нравиться: если кому нужно — он возьмет как есть. А не возьмет — себе оставлю. Только у меня ни одной своей игрушки на елке нет — все забрали.


У самой художницы — коллекция советских стеклянных игрушек. С ними елка красивее, ее разглядывать интересно, говорит она. А ее авторских «ребятишек» разбирают, и не только под Новый год. Уезжают они, в основном, в другие города: Питер, Москва, Саратов. В этом году женщина из Швейцарии купила игрушку через «Инстаграм». Бывшие соотечественники за границей тоже неравнодушны к работам томички.

— Однажды я хотела сделать «Девочку со спичками» из новогодней сказки Андерсена. Но не сделала, потому что она грустная. На елке должны веселые и добрые игрушки висеть. У меня есть Чиполлино, Вишенка и Редиска. Из «Алисы» — мартовский заяц и гусеница на грибе. И Баба Яга у меня будет добрая, и Кащей над златом — они пока в планах.

Имена придумываю сама: Ваня, Любаша, Алешка, Маринка-первоклашка, Аленка с подсолнухом. Раньше люди выкладывали в сеть «девочек с лопатками» или просто «ватные игрушки». А я запустила традицию — начала называть. Смотрю, уже все начали имена давать своим «детям». Иногда не могу придумать, и меня просят: «Наташа, назовите!» Люди относятся к ним, как к живым детям. И покупает их определенная категория людей, в основном, старше 40. Мне самой до 40 лет было неважно, что в детстве было, а сейчас все чаще вспоминаю. И эта фраза «Ах, как мы хорошо жили тогда!» — она про эмоции, не про материальное.

В прошлом еще столько разных образов. А что сегодня? Сегодня шалью детей не закутывают и валенки им не одевают — они все ходят в облегченных «мембранках». Раньше, хоть все и одинаковые были, но эти шарфы, шапки, варежки. Все такие антуражные — для ватной игрушки как раз подходящие. Какие современные игрушки сейчас делать — ребенка с сотовым в руке? Я понимаю, что это необходимость, но в тех игрушках. В них есть что-то настоящее, теплое. Что-то такое, что будет всегда.


Фото: Наталия Шведова

— Сейчас у детей нет общения. Их друзья — телевизор и компьютер, а мы дружили реально: дворами бились, были сплоченными, постоянное общение во дворе, секретики. Сегодня у детей много игрушек: они мне показывают — я названия не успеваю запоминать. Для них у них нормальная жизнь. Они любят творчество, и если их заинтересовать — они будут творить. Но они, как мне кажется, меньше приспособлены к жизни, меньше умеют. Мы с шести лет дома оставались одни, манжеты на школьную форму сами пришивали, себя обслужить могли — я папе и себе обед разогревала. Это тема «отцы и дети»: мы всегда будем говорить, что мы жили лучше и были лучше. А они будут своим детям так же говорить. И в сорок лет они свое детство тоже с тоской и теплотой вспоминать будут. Потому что детство - оно беззаботное. Сегодня дети другие — это ни хорошо, ни плохо. Думаю, они счастливые, просто другие.

Мое детство было прекрасным! Летом — у бабушки в деревне, зимой — дома, во дворах с друзьями. Поэтому все оттуда, из детства. Туда невозможно вернуться, а в воспоминаниях можно его увидеть. Потрогать. И повесить на елку.



Фото: Наталия Шведова

В московский центр ремесел «Семейные традиции» на территории Николо-Перервинского монастыря приходят мамы особенных детей, многодетные и женщины 50+, потерявшие работу. Они осваивают технику изготовления ватной игрушки, общаются, получают возможность отвлечься от семейных проблем, а заодно и заработать.


Игрушка как душа

Весной 2021 года при центре открылся первый в Москве Музей ватной игрушки.

Из посетителей особенно запомнилась пара: ей 86 лет, ему — 96, приехали через пол-Москвы на такси, чтобы посмотреть на игрушки своего детства. Больше часа ходили по музею, сидели на диванчике, рассматривали игрушки. Уезжали счастливые, с подарками.

«Ватная игрушка — это душа», — говорит основатель и руководитель центра Светлана Моднова.


Фото: Мария Муравьева / АСИ

Немного истории

Обычай наряжать елку к Рождеству привезла в Россию из Германии императрица Александра Фёдоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта. Рождественская елка понравилась петербургским аристократам, а потом и всей стране.

Елку украшали конфетами, фруктами, пряниками, орехами в золотой и серебряной фольге. Стеклянные игрушки, появившиеся во второй половине XIX века, стоили дорого, не каждый мог себе позволить. Тогда мастерицы начали делать игрушки из ваты и картона.

В конце XIX века успехом пользовались ватные куклы с проволочным каркасом внутри и лицами из папье-маше. Так возникло ремесло ватной елочной игрушки.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Рождение чуда

Музей ватной игрушки находится в монастырской келье. XVIII век, толстые стены — интернета нет, ничего не отвлекает от работы.

Сегодня на мастер-классе делают балалайку. Проект «Мануфактура «Русская игрушка» для сохранения национальных традиций» получил поддержку Фонда президентских грантов, поэтому занятие бесплатное.


Лариса Юрцева. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Занятие ведет Лариса Юрцева. По образованию Лариса — психолог, но с психологией отношения не сложились.

«На третьем курсе нас отправили на практику в детский дом. Сколько лет прошло, а эти дети до сих пор стоят у меня перед глазами. Я вижу, как они бегут ко мне, обнимают, повторяют: «Мама, мама». И мне жалко их. Между тем основное правило психолога — не сопереживать, а просто сочувствовать. Я поняла, что не смогу», — говорит Лариса.

Два года назад она пришла в домодедовский клуб «Особенный ребенок». Там сама стала делать игрушки, прошла обучение и теперь учит других. Ее сыну Максиму 10 лет, у него редкое генетическое заболевание. Он передвигается на коляске.

Первую игрушку Ларисы купил итальянский банк. Она подарила сыну радиоуправляемую машинку, о которой он давно мечтал.

На вопрос, любой ли человек может научиться мастерству или нужны особые способности, Лариса отвечает: «Все у всех получается. Каждый может сделать абсолютно любую игрушку, приходите. Нужно только желание».


Дарья Воронцова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Дарье Воронцовой 24 года. Она пришла на мастер-класс с мамой.

Даша учится на архитектора, оканчивает Российский университет дружбы народов. И у нее уже есть диплом дизайнера из РГУ имени Косыгина. Свое будущее она связывает с творчеством.

«Хочу создавать декорации, игрушки, возможно, театральный реквизит. Мне кажется, этот мастер-класс может стать для меня началом какого-то нового пути», — говорит Дарья.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Я хочу, чтобы мой заработок обязательно привносил что-то в мир, в котором я живу, чтобы он улучшал этот мир, чтобы это было полезно не только для меня, но и для всех, кто живет рядом со мной в одном городе, в одной стране, на одной планете», — продолжает Дарья.


Татьяна Погосова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Татьяне Погосовой 62. По образованию она геофизик, по призванию — мастер-кукольник. Всему научилась из интернета и бумажных журналов. Стали делать игрушки с внуком, понравилось, а дальше «как-то само» пошло.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Главное — начать, потом остановиться невозможно, — говорит Татьяна. — Это большое отдохновение для души, берешь вату в руки и успокаиваешься».

Свою первую игрушку она продала за 700 рублей: знакомая захотела купить. Потом заработало «сарафанное радио». Заказов много, но продавать игрушки дороже Татьяна пока не решается.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Елена Ялькова — многодетная мама: у нее трое детей, 16, 14 и 10 лет.

«Я люблю старину, собираю новогодние игрушки, — рассказывает Елена. — Но сюда прихожу больше для общения: за 15 лет я отвыкла от людей. Для меня это большая отдушина — арт-терапия и социальная адаптация».


Елена Ялькова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Зарабатывать она пока не планирует. «Сейчас мне хочется отработать технику. Подруга работает в школе при МГУ, предлагает преподавать у них. Я пока не готова, потому что это большая ответственность. А в будущем, почему бы и нет», — рассказывает Елена.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Когда есть желание — все получается, — продолжает Елена. — Не сразу, конечно. И выбрасываешь, и рвешь, и огорчаешься. Но потихоньку оттачиваются навыки. Детям тоже, наверное, будет полезно: хорошая возможность их от интернета оторвать».

Как все начиналось


Светлана Моднова. Фото из личного архива

Руководитель центра ремесел «Семейные традиции» Светлана Моднова — художник-модельер и профессиональный управленец.

Она хорошо помнит свою первую игрушку: «Это была потрясающая куколка в розовой шубке. Красивейшая маленькая куколка 12 см. Я пришла на мастер-класс и ушла с этой куклой домой. Потом с ней играла моя дочь».

Светлана подумала, что если кто-то сделал такую красоту, то, может быть, у нее тоже получится.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Мне казалось, что это что-то невероятное. Мне захотелось попасть внутрь процесса и понять, как можно из кусочка простой аптечной ваты, которая в то время в магазине продавалась за 40 рублей, сделать человечка», — объясняет Светлана.

Она сделала еще несколько игрушек и стала искать сообщество мастеров, чтобы общаться с ними, учиться, совершенствоваться. Не нашла и решила создать его сама.


Фото: Мария Муравьева / АСИ

В 2017 году появился центр ремесел «Семейные традиции». В него пришли художники, кукольники, мастера ватной игрушки, мультипликаторы. Сегодня центр — единственный в России профессионально занимается продвижением ремесла ватной игрушки.

Артели

Финансирование Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив позволило осуществить проект в кратчайшие сроки — за три года. Обучение прошли 2 500 мам. 70% — матери детей с особенностями развития и женщины старшего возраста, потерявшие работу, но сохранившие творческий потенциал, готовые быть волонтерами, получить основную или дополнительную занятость.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«В режиме онлайн мы обучаем практически всю Россию, — говорит Светлана. — Мастер-классы проходят почти каждый день, всего у нас 350 мастер-классов в год. Обучили мастерству, помогли произвести, а теперь что с этим дальше делать? Дальше надо помогать продавать».

Женщины, у которых есть художественный вкус, художественное образование либо просто желание трудиться и зарабатывать, могут участвовать в корпоративных заказах. Центр — единственное место в России, где могут сделать игрушку ручной работы по согласованному образцу из ваты в количестве от одной до 10 тысяч штук.

Это большая круглогодичная работа. Менеджеры, которые отвечают в компаниях за новогодние подарки, обращаются в центр с февраля: начинается обсуждение договоров и согласование сигнальных экземпляров. Отдыхать получается только в январе.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Для меня лично было открытием, когда к нам пришли компании, которые сказали: мы сознательно пришли к вам, потому что у вас потрясающее качество игрушки. Это умиление 100-процентное – независимо от того, кому ты это даришь. Кроме того, мы оказываем адресную помощь женщинам, которые создают эти игрушки. И действительно, когда наши мамы особенных детей зарабатывают в конце года 50, 70, 100, 150, 300 тысяч, для них это колоссальная поддержка», — отмечает Светлана.

Есть и трудности. Если мама ребенка с инвалидностью оформляется как самозанятая, она сразу теряет пенсию, а это 10, 20 тысяч рублей в месяц. «Если, например, это 12 тысяч в месяц, получается 144 тысячи в год: это и салфетки, и памперсы, это лекарства. Для них это большие деньги, особенно для тех, кто живет в регионах. Почему мы лишаем матерей возможности заработать?» — спрашивает Моднова.

Покупатели

В центре призывают компании, которые задумываются о новогодних подарках, потратить деньги не на бутылку шампанского или на фабричные игрушки, а на игрушку, которая вызовет радость и восхищение.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Среди заказчиков центра — «Сбербанк Страхование», Правительство Москвы, негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», «Транснефть», «Ростехкапитал».

По словам Светланы Модновой, это говорит о статусе, о качестве игрушки и о той социальной составляющей, с которой создаются корпоративные подарки.

Кроме того, ватная игрушка — экологичное ремесло: вата и крахмальный клейстер.

Игрушка, которую сейчас приобретают заказчики, может положить начало семейной коллекции: «Самой старой игрушке в нашем музее 90 лет. Если их правильно хранить в коробке, это будут игрушки для детей, внуков и правнуков. Собирайте свои семейные коллекции».

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Читайте также: