Назовите особенности абашевской игрушки из глины

Обновлено: 28.04.2024

В начале весны этого года я посещала выставку народных промыслов Ладья. Обратила там внимание на абашевскую керамику - художественный промысел из Спасского района Пензенской области. Во время недавней поездки, в местном музее, я поближе познакомилась с этими очень оригинальными изделиями

Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке. На территории Пензенской губернии находились богатые месторождения глины, которую использовали для создания посуды и других предметов домашнего обихода

Абашевская керамика мастера прикладного искусства России, члена союза художников РСФСР Тимофея Николаевича Зоткина

Абашевская керамика мастера прикладного искусства России, члена союза художников РСФСР Тимофея Николаевича Зоткина

Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей, со временем это стало самостоятельным промыслом. В 19 - начале 20 века, Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже

В то время сложились характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи. Абашевские игрушки - это свистульки, изображающие фантастических животных, птиц, людей - всадников, барынь и многое другое

Каждый образ абашевской игрушки имеет своё значение: барыня - символ женской чистоты, целомудрия. Всадник - жених для девушки, верность долгу. Коровка - символ плодородия. Козлик - символ упорства в достижении цели. Собачка - символ верности и дружбы. Собачка со щенком - символ материнства. Олень - единение с природой. Барашек "золотое руно" - достаток. Птичка - творчество, а лев — символ власти

Отличительная особенность абашевских игрушек - неожиданные сочетания ярких цветов, которые символизируют природу. Зелёный - трава, синий - небо, красный - рассвет. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. А могут и быть не раскрашены вовсе

У абашевской керамики есть свои традиционные приемы - у фигурок животных маленькая голова, изящная шея, длинное тело, короткие лапы. Самый ответственный этап в изготовлении свистулек — правильно сделанное отверстие, поскольку от этого зависит мелодичность и громкость звука

Абашевская керамика от художницы Иды Сафиевны Каллимуллиной, организатора общества "Фонд возрождения абашевской игрушки" и хранительницы дома-музея абашевских мастеров

Абашевская керамика от художницы Иды Сафиевны Каллимуллиной, организатора общества "Фонд возрождения абашевской игрушки" и хранительницы дома-музея абашевских мастеров

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Нарядные фигурки приковывают к себе взгляд и заставляют остановиться в изумлении. Знакомые животные предстают в весьма неожиданном обличье. Их длинные шеи тянутся вверх, а короткие, широко расставленные лапы твёрдо стоят на земле. Выразительные глаза делают образы удивительно живыми. Благодаря ярким краскам фигурки выглядят очень празднично. Абашевская игрушка доставляет радость всем, кто соприкасается с этим искусством.

Глиняная сказка

Возник промысел в селе Абашево Пензенской губернии в XIX веке. Богатые месторождения глины позволили активно развивать гончарное ремесло в тех краях. Первоначально основным занятием мастеров было производство посуды. Игрушки же были своеобразным дополнением. Забавные свистульки неизменно вызывали восторг у ребятишек.

В начале XX века гончарный промысел угасает – посуду ручного изготовления вытеснили фабричные изделия. Мастера более серьёзно занялись созданием игрушек. Известность промысел получил в 30-е годы. Большое влияние на его развитие оказало творчество замечательного мастера Тимофея Зоткина. Его игрушки стали эталоном для последующих поколений умельцев. В 1962 году была открыта керамическая фабрика в городе Беднодемьяновске (в 2005 году ему возвращено историческое наименование – Спасск).

Причудливая простота

Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Формы игрушек очень своеобразны. В них лаконичность сочетается с причудливостью, даже фантастичностью.

Бараны, олени, козочки иногда похожи на экзотичных жирафов – их длинные шеи сразу привлекают внимание. Ноги же чаще всего короткие. Шерсть напоминает чешую. Головы увенчаны величественными рогами, подобными ветвистым елям. Великолепием отличаются гривы, бороды, чёлки. Кроме животных, мастера изображают лихих всадников и нарядных барынь. Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой в виде кентавра. Подобным образам присуща некая сатиричность.

Символизм красок и устремлённость ввысь

Основные цвета – красный, синий и зелёный. В этом прослеживается глубокий символизм. Красный цвет олицетворяет солнечный свет, синий – небо и воду, а зелёный – траву и весеннее пробуждение природы. Они берутся в самых разных, иногда весьма неожиданных сочетаниях. Однако игрушка не обязательно окрашивается – ей может быть оставлен естественный цвет глины. Рога нередко покрываются золотом или серебром.

В игрушках чувствуется идея устремлённости ввысь. Удивительные животные устойчиво стоят на земле, что не мешает им тянуться к небу. Зрители тоже невольно приобщаются к чему-то возвышенному и прекрасному, когда смотрят на фантазии художников. Уникальное искусство живо в наши дни и ещё многие поколения будут с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

Абашевская игрушка

Нарядные абашевские глиняные игрушки привлекают внимание и заставляют верить в чудеса. Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предстают в неожиданном обличии. В XIX – XX вв. в селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценили по всей России. Именно Абашево было центром гончарного искусства, поскольку местные произведения сочетали в себе пластическую выразительность, лаконизм и образность мышления, а также полный отход от натурализма.

Абашевская игрушка - это сатирический образ, который в высмеивал нечестных городовых и других управленцев. Размер такой фигурки был достаточно небольшой, а сама игрушка легко помещалась в ладонь.

Содержание:

История промысла

село Абашево

Промысел начал активно развиваться благодаря тому, что именно на территории Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.


Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, когда большинство мастеров по изготовлению глиняной посуды уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Именно тогда большинство из них занялось изготовлением забавных свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у местных ребят. Одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин, творчество которого оказало огромное влияние на будущие поколения.

Виды абашевских игрушек

Абашевские игрушки

Абашевские игрушки - это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды. Большой популярностью пользовались бараны, олени, козочки. Часто они напоминали экзотических жирафов, волшебных кентавров, которым всегда была присуща некоторая сатиричность.

Сюжеты абашевской игрушки - сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других. Именно поэтому вместе с необычными фигурками зверей можно увидеть нарядную барыню, лихого всадника и монарха в образе барана с человеческим лицом.

Технология изготовления

абашевские игрушки олени

Технология изготовления абашевской игрушки достаточно проста и предполагает использование минимального набора инструментов. В своей работе мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После того, как игрушка готова её просушивают и обжигают. После чего на поверхность игрушки наносятся различные причудливые узоры масляными и эмалевыми красками.

В результате стараний мастера получаются игрушки лаконичной формы, в которых отображена некая фантастичность и сатиричный смысл.

Роспись абашевской игрушки

росписанные абашевские игрушки

Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Основные мотивы росписи - природа, окружающий мир. В ней присутствовал некий символизм, поскольку каждая краска использовалась с определённой целью.

Чаще всего на абашевских игрушках можно увидеть узоры красного, зелёного и синего цветов, которые символизируют траву, небо, пробуждение природы весной и постоянное стремление ввысь.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Читайте также: