Не распроданные в течение месяца игрушки уценили

Обновлено: 11.05.2024

Пробный тренировочный вариант №7 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку для 11 класс с ответами, проблемой текста и позицией автора, а также пример готового сочинения по тексту Железникова «Николай Николаевич не был в городке более».

Ответы, авторская позиция и проблема для текста опубликованы в конце варианта ЕГЭ после заданий. Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Решу ЕГЭ 2022 год по русскому языку 11 класс вариант №7:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3:

Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек. Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.

Во-первых, он при заказе никогда не посылал з авали(1) арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; ( _______ ), у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.

Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару. (По В. А. Гиляровскому)

  • 1) Первое предложение (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить) — это тезис, который доказывается в тексте.
  • 2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются специальная терминология (калачи, сайки, подаяние, пища), речевые штампы — клише (основатель булочной, деньги нажить, особым образом).
  • 3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
  • 4) В предложениях Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком (3-й абзац) и И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений (4-й абзац) передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
  • 5) Разговорная (нажить, барыш), устаревшая (жертвователь, верста) лексика, фразеологизмы (испокон веков; с пылу, с жару) помогают передать колорит эпохи.

Правильный ответ: 1345

2)Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Правильный ответ: во-вторых

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом (4) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАБОТА, -ы; ж.

Правильный ответ: 2

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук выпишите это слово крАлась, диспансЕр, красивЕе, исчЕрпать, углубИть.

Правильный ответ: красивее

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • 1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино. 2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.
  • 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак — это продукция, которая содержит дефекты.
  • 4. Молния — ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.
  • 5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

Правильный ответ: вечный

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.

Правильный ответ: главный

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. около трёх КИЛОГРАММОВ ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами все ДИРЕКТОРА заводов НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача ПО ЗАВЕРШЕНИЮ спектакля.

Правильный ответ: по завершении

  • 1) сомневаться, агитация, блестящий
  • 2) редколесье, асфальтировать, ворсистый
  • 3) консервировать, потеплевший, загромождать
  • 4) обрамление, частота (сердцебиения), симпатичный
  • 5) (предвыборная) кампания, озаривший, томительный

Правильный ответ: 234

  • 1) пост..мпериализм, меж..рригационный, спорт..гра
  • 2) бе..форменный, ..дача, бе..возвратно
  • 3) во..кликнуть, ра..шить, ..держать
  • 4) с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый
  • 5) пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть

Правильный ответ: 13

  • 1) ман..шь, гречн..вый
  • 2) рул..вой, недоум..вая
  • 3) проверя..шь, невид..мый
  • 4) тюл..вый, претерп..вающий
  • 5) заманч..вый, остр..нький

Правильный ответ: 24

  • 1) изуча..шь, независ..мый
  • 2) законч..шь, провер..вший
  • 3) обяж..шь, движ..мый
  • 4) принос.шь, повал..нный
  • 5) запиш..шь, закручива..мый

Правильный ответ: 25

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили. 2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики. 3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом. 4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха. 5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами в кафе.

Правильный ответ: несмотря

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. ПО(ТОМУ), как изгибался берег, Настя поняла, что высокий лесистый мыс остался (С)ЛЕВА. 2. Когда ходили по дворцу, я всё думал, ЧТО(БЫ) такое взять и унести отсюда (НА)ПАМЯТЬ. 3. ОТКУДА(ТО) потянуло дымком, и Пётр, только что приехавший (ОТ)ТУДА, где дымы больше месяца не сходили с земли, невольно приостановился. 4. Едешь КУДА(НИБУДЬ), (В)РОДЕ бы всё в порядке, и вдруг — незапланированная остановка. 5. А как (НА)СЧЁТ ТОГО, ЧТО(БЫ) стать великим футболистом?

Правильный ответ: чтобы на память

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Когда он заявился в столовую, обставле(1)ую дорого и чудно: картины в тяжёлых золочё(2)ых рамах, какие-то столики по углам, на них серебря(3)ые канделябры, антикварные часы со вздыбле(4)ыми конями и множество мелких случайных вещиц, — все уже собрались.

Правильный ответ: 14

16)Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) В доме стояли напольные старинные часы с боем и висели две картины неизвестного итальянского мастера. 2) В один из последних вечеров в Коктебеле видел я и старую женщину с сухими цветами и её новых друзей. 3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость. 4) Ударам стихии подверглись западные южные юго-восточные районы города и его центральная часть. 5) Солнце садилось и окрашивало небосклон нежными красками то огненного то желтовато-бледного заката.

Правильный ответ: 235

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В широком розовом платье (1) особенно ей шедшем (2) с волосами (3) отливающими в золото (4) и с рукой (5) поднятой к глазам (6) Анна напомнила мне Флору.

Правильный ответ: 123456

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

Правильный ответ: 124

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мне показалось (1) что редактор газеты очень хорошо понимал значение экспедиции «Святой Марии» (2) поскольку он сказал (3) что сейчас (4) когда у всех к Арктике такой огромный интерес (5) это своевременная и нужная тема.

Правильный ответ: 12345

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда человек нам не нравится (1) мы найдём любые поводы отказать ему в помощи (2) а (3) если он нам нравится (4) то мы всегда убедим себя (5) что ему необходимо помочь.

Правильный ответ: 1245

21)Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В Спарте было три сословия – три класса: спартанцы, периэки, илоты. (2) Спартанцы правили и воевали, периэки ковали оружие и платили подать, илоты пахали и собирали жатву. (3)Спартанцев было девять тысяч семейств: вся земля Лаконии была разделена для них на девять тысяч равных наделов – ведь на войне все равны. (4)Спартанцы обедали не дома, а в казармах: каждый отряд вместе. (5)Главным кушаньем была черная кровяная похлебка из свинины с чечевицей, уксусом и солью. (6)Она была невероятно питательна и невероятно противна на вкус. (7)Персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, попробовал и сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

Правильный ответ: 347

22)Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

  • 1. Николай Николаевич только в детстве думал о том, что «люди с картин» живут в их доме.
  • 2. Дом Николая Николаевича стоял заколоченным уже несколько лет.
  • 3. Мебель в старом доме была сдвинута и закрыта чехлами, а картины лежали на антресолях.
  • 4. Николай Николаевич развесил картины, а потом затопил печь и принялся за уборку.
  • 5. Николай Николаевич мечтал о том, что сын с семьёй поселится в родном доме.

Правильный ответ: 124

26)«У каждого человека есть дом, где он родился и жили его родные, дом, где долго жил он сам и, может быть, был счастлив, — словом, дом, который мы называем «отчий». Человек, став уже взрослым, возвращается в этот дом в реальной жизни или мысленно, потому что родные стены возрождают его к жизни и наполняют силой. Владимир Железников очень ярко и зримо описывает именно такую ситуацию, используя различные синтаксические средства: (А) (предложения 27—29), (Б) (в предложениях 9, 11,12 и др.), (В) (предложение 34). Выразительность тексту придают и (Г) («родной дом», «кропотливая работа»)».

Правильный ответ: 7951

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел. (З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц. (5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела.

(7)А ступени главного крыльца совсем прогнили. (8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон. (10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное — отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью. (11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами.

(12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно. (14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал. (15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей. (20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.

(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей. (25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову. (26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины… (29)Каждую на своё место. (З0)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать ещё, — и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское».

(31)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами. (32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь… (34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича. (З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)И конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома. (По В. Железникову *)

Владимир Карпович Железников (род. в 1925 г.) — русский детский писатель, кинодраматург, засуженный деятель искусств Российской Федерации, автор таких известных произведений для детей, как «Чудак из «6-Б»», «Чучело», «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке».

Примерный круг проблем:

  • Проблема отношения к родному дому. (Почему человек дорожит домом, в котором прошло его детство?)
  • Проблема памяти. (Почему люди дорожат памятью о прошлом?)

Авторская позиция:

  • Родной дом для большинства людей — это связь с прошлым, воспоминания детства, память о родных и близких людях, которая поддерживает человека в трудные периоды жизни.
  • Память о прошлом поддерживает человека в трудные моменты жизни.

Пример готового сочинения ЕГЭ

Где человек может почувствовать себя счастливым? Таким вопросом задаётся В. Железников, поднимая в предложенном для анализа тексте проблему роли дома в жизни человека.

сочинение егэ железников

Николай Николаевич долго трудится, чтобы привести своё жильё в порядок, а когда ему это удаётся, он ощущает настоящее счастье. Даже спустя несколько лет герой «почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома…». Любой человек привязан к тому месту, с которым его связывает множество воспоминаний. И это место-дом.

Эти два фрагмента текста дополняют друг друга, что позволяет увидеть, как несчастный человек может вновь обрести радость, когда есть место, где можно чувствовать себя счастливо. Позиция автора мне понятна. Он убеждён, что родной дом- это не только светлые воспоминая, но и место, в котором нуждается каждый человек.

Я полностью разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что дом играет очень важную роль в жизни каждого человека. Его будущее очень сильно зависит от места и окружения, где он провёл детство.

Ярким примером, подтверждающим духовную значимость дома, может стать восприятие этого места Обломовым, героем одноименного романа И. А. Гончарова. Дело в том, что детские годы Ильи Ильича, происходившие в семейном поместье, в деревне Обломовка, и запомнились ему, как самые счастливые в его жизни. В своих снах он с огромным восторгом возвращается в это тихое место, где был поистине счастлив. Сны, как известно, являются окном в подсознание человека и отражают его потаенные желания и мечты. Задремав, Обломов мысленно переносится в родной дом, убегает от реальности, полной разочарований, чтобы ощутить прилив сил и положительных эмоций.

Подводя итог, хочется сказать, что В. Железников затронул важнейшую проблему и заставил задуматься, как важна роль дома в жизни человека.


Тип 13 № 245

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.

(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Нераспроданные игрушки уценили.

Дуня не лишена обаяния.

Проект не согласован.

Его волновал не решенный до сих пор вопрос.

Не везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Раздел кодификатора: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ.

По спе­ци­фи­ка­ции в за­да­нии дан­но­го типа про­ве­ря­ет­ся:

−уме­ние от­ли­чать ча­сти­цу НЕ от ча­сти­цы НИ;

−уме­ние от­ли­чать при­став­ку НЕ от при­став­ки НИ;

−уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ со всеми ча­стя­ми речи.

В связи с этим об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что усло­вие за­да­ний в за­ви­си­мо­сти от его целей может су­ще­ствен­но раз­ли­чать­ся. При этом также от­ме­ча­ем, что в ти­по­вых за­да­ни­ях ЕГЭ (ав­то­ры Цы­буль­ко И.П., Львов, Его­ра­е­ва) про­ве­ря­ет­ся лишь уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ с раз­ны­ми ча­стя­ми речи, а в за­да­ни­ях дру­гих ав­то­ров, в том числе Се­ни­ной, ММИО (Стат­Град) пред­став­ле­ны и за­да­ния на выбор НЕ или НИ. Ре­дак­ция РЕ­ШУ­ЕГЭ также счи­та­ет не­об­хо­ди­мым рас­ши­рять типы дан­но­го за­да­ния в пре­де­лах спе­ци­фи­ка­ции те­ку­ще­го года.

Также об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ряд пра­вил, при по­мо­щи ко­то­рых про­ве­ря­ет­ся на­пи­са­ние, не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе. Такие пра­ви­ла от­ме­че­ны знач­ком *.

12.1 Слит­ное и раз­дель­ное на­пи­са­ние ча­стиц НЕ и НИ.

Ча­сти­ца НЕ пи­шет­ся раз­дель­но:

1) Если есть или под­ра­зу­ме­ва­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с име­на­ми, на­ре­чи­я­ми и при­ча­сти­я­ми.

Сле­ду­ет раз­ли­чать пря­мое про­ти­во­по­став­ле­ние, при ко­то­ром один из двух при­зна­ков, на­зван­ных при­ла­га­тель­ны­ми, от­ри­ца­ет­ся, а вто­рой—утвер­жда­ет­ся, и про­ти­во­по­став­ле­ние с усту­пи­тель­ным от­тен­ком зна­че­ния, при ко­то­ром оба при­зна­ка, на­зван­ные при­ла­га­тель­ны­ми, при­пи­сы­ва­ют­ся пред­ме­ту, т. е. име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, но без от­ри­ца­ния.

1) Это не сча­стье, а горе. Река не мел­кая (глу­бо­кая). Ты мне не друг. Шли не быст­ро, а мед­лен­но. Не смол­ка­ю­щий, а на­рас­та­ю­щий гул.

2) *С при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о и при­ча­сти­я­ми, сло­ва­ми на -мый, если про­ти­во­по­став­ле­ние под­ра­зу­ме­ва­ет­ся и от­ри­ца­ние уси­ли­ва­ет­ся сло­ва­ми:

а) вовсе не, от­нюдь не, да­ле­ко не, ни­чуть не, ни­ма­ло не;

б) от­ри­ца­тель­ны­ми ме­сто­имен­ны­ми сло­ва­ми: ни­сколь­ко не, никак не, ни­ко­го не, ни­ко­му не, никем не, ни­ко­гда не, ни­ку­да не, ни­ка­кой не, ни­че­го не, ни­че­му не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не прав­да; Этот слу­чай вовсе не уни­ка­лен; Это от­нюдь не оче­вид­но; Она да­ле­ко не храб­рая; Че­ло­век он ни­чуть не глу­пый; Рас­ска­зы­вать об этом ни­чуть не ве­се­ло; Ни­ма­ло не смущён; Она вовсе не об­ра­зо­ван­нее мужа;

б)Слу­чай никак не под­хо­дя­щий; Ни­ку­да не год­ный про­ект; Ни­ка­кой он мне не при­я­тель; ни­сколь­ко не за­вист­ли­вый, ни­ко­му не нуж­ный, ни в коем слу­чае не бес­по­лез­ный, ни на что не год­ный, ни к чему не спо­со­бен, ничем не ин­те­рес­ный; Он ни­сколь­ко не кра­си­вее своей сест­ры;

3) *С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, ко­то­рые не упо­треб­ля­ют­ся в пол­ной форме.

4) *С от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им- толь­ко при на­ли­чии за­ви­си­мо­го слова в тво­ри­тель­ном па­де­же. 4) Не лю­би­мый мною пред­мет пред­сто­я­ло сда­вать в этом году.

Этот слу­чай тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных по­яс­не­ний. Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром – слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок – не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при­мер­но то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом – не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, невос-пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, неот-чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т.д.

6) *С на­ре­чи­я­ми и сло­ва­ми ка­те­го­рии со­сто­я­ния

а) в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

б) в роли ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го ска­зу­е­мо­го

6) дви­гал­ся не гром­че, го­во­рил не быст­рее

мне не надо, ей не нужно

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом с уда­ре­ни­ем

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом без уда­ре­ния

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слит­ное на­пи­са­ние НЕ и НИ.

Ча­сти­ца не пи­шет­ся слит­но:

1) Если слово без НЕ не упо­треб­ля­ет­ся.

а) Су­ще­стви­тель­ные: не­бы­ли­ца, не­ва­ляш­ка, не­ве­же­ство, не­веж­да, не­взго­да, не­ви­даль, не­ви­дим­ка, не­воль­ник, не­го­дяй, не­до­тро­га, недуг, не­за­буд­ка, не­на­висть, не­на­стье, не­по­лад­ки, не­по­се­да, не­ря­ха, не­смышлёныш, не­удач­ник, не­христь;

б) при­ла­га­тель­ные и на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от них: не­бреж­ный, не­взрач­ный, не­воз­вра­ти­мый, не­вре­ди­мый, не­из­беж­ный, не­из­мен­ный, не­ле­пый, не­об­хо­ди­мый, не­по­бе­ди­мый, не­пре­стан­ный, не­раз­луч­ный, не­ска­зан­ный, не­скон­ча­е­мый, не­смол­ка­е­мый, не­со­мнен­ный, не­срав­нен­ный, не­су­раз­ный, не­счаст­ный, не­ук­лю­жий, не­стер­пи­мый, не­по­ко­ле­би­мый, не­пре­ре­ка­е­мый, не­укро­ти­мый; не­бреж­но, не­ле­по, не­об­хо­ди­мо, не­со­мнен­но;

в) гла­го­лы: не­взви­деть, не­взлю­бить, не­го­до­вать, не­до­мо­гать, не­сдоб­ро­вать, не­на­ви­деть, не­здо­ро­вить­ся, не­мо­жет­ся, не­до­уме­вать, нейдёт, неймётся;

г) на­ре­чия и дру­гие не­из­ме­ня­е­мые слова: нев­мо­го­ту, нев­мочь, нев­терпёж, не­вдомёк, не­взна­чай, нев­про­во­рот, нель­зя, не­на­ро­ком, не­ужто,не­хо­тя; не­смот­ря на, не­взи­рая на (пред­ло­ги)

2) *НЕ яв­ля­ет­ся ча­стью при­став­ки НЕДО, ко­то­рая придаёт гла­го­лам зна­че­ние не­пол­но­ты , не­до­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-ни­будь нор­мой». Это же пра­ви­ла ра­бо­та­ет и в при­ча­сти­ях, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой НЕДО. При­став­ка НЕДО- часто бы­ва­ет ан­то­ни­мич­на при­став­ке ПЕРЕ-: не­до­со­лить - пе­ре­со­лить, не­до­вы­пол­нить- пе­ре­вы­пол­нить, не­до­лить - пе­ре­лить, не­до­дать- пе­ре­дать.

3) С су­ще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о, -е, когда об­ра­зу­ет­ся новое слово, новое по­ня­тие, часто с от­ри­ца­тель­ным ка­че­ством.

3) не­сча­стье (беда), нелёгкий (труд­ный), нелёгок, не­кра­сив, не­да­ле­ко (близ­ко), не­по­да­ле­ку

4) *В со­че­та­нии с при­ла­га­тель­ны­ми и на­ре­чи­я­ми слова, обо­зна­ча­ю­щих сте­пень ка­че­ства: очень, край­не, весь­ма, чрез­вы­чай­но, явно, до­воль­но (до­воль­но-таки), до­ста­точ­но, во­пи­ю­ще, ис­клю­чи­тель­но, в выс­шей сте­пе­ни не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на слит­ное или раз­дель­ное на­пи­са­ние, по­это­му НЕ пи­шет­ся слит­но.

6) *В от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов или пе­ре­ход­ных гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им-. Это не при­ча­стия, так как при­ча­стия с суф­фик­са­ми -ем, -им долж­ны быть толь­ко не­со­вер­шен­но­го вида, они же на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

6) не­увя­да­е­мый, не­ис­ся­ка­е­мый, не­при­ми­ри­мый, не­пре­одо­ли­мый, не­укро­ти­мый, не­ис­чер­па­е­мый, не­со­кру­ши­мый.

7) в от­ри­ца­тель­ных и не­опре­делённых ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях в за­ви­си­мо­сти от уда­ре­ния, Е или И, но слит­но.

7) нЕ­ко­го-ни­ко­гО, нЕ­че­го-ни­че­гО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕ­от­ку­да-нИ­от­ку­да, нЕ­за­чем-ни­за­чЕм, не­ко­гда-ни­ко­гдА.

12.3. Ча­сти­цы НЕ и НИ от­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию:

Для пра­виль­но­го вы­бо­ра ча­стиц НЕ и НИ сле­ду­ет учи­ты­вать их смыс­ло­вые раз­ли­чия. От­ра­зим их в таб­ли­цах.

Ос­нов­ные слу­чаи упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ча­стиц

Писем и те­ле­грамм не было.

Брат не похож на об­ман­щи­ка.

1) для уси­ле­ния от­ри­ца­ния, вы­ра­жен­но­го ча­сти­цей НЕ

Ни писем, ни те­ле­грамм не было.

Брат не похож ни на об­ман­щи­ка, ни на шут­ни­ка.

Меня не ин­те­ре­су­ют ни звёзды, ни луна.

2) для вы­ра­же­ния утвер­жде­ния с от­тен­ком дол­жен­ство­ва­ния (двой­ное от­ри­ца­ние):

Он не мог не по­зво­нить.

На небе ни об­лач­ка.

3) для вы­ра­же­ния не­воз­мож­но­сти в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях:

Не до­гнать тебе бе­ше­ной трой­ки!

Не бы­вать войне-по­жа­ру!

3) для эмо­ци­о­наль­но­го вы­ра­же­ния за­пре­та, при­ка­за, дол­жен­ство­ва­ния:

4) при вы­ра­же­нии не­уве­рен­но­сти, опа­се­ния или вос­хи­ще­ния:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не уда­рил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в во­про­си­тель­но-вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях при вы­ра­же­нии под­черк­ну­то­го утвер­жде­ния:

Кто не про­кли­нал стан­ци­он­ных смот­ри­те­лей, кто с ними не бра­нил­ся!

Разве не прав­да, что мы по­ум­не­ли?

Чем бы дитя ни те­ши­лось, лишь бы не пла­ка­ло.

Слож­ные слу­чаи раз­гра­ни­че­ния НИ и НЕ

1.В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях. Срав­ни­те:

Когда брат не при­хо­дил, все чув­ство­ва­ли скуку.

НИ вы­ра­жа­ет утвер­жде­ние с от­тен­ком обоб­щен­но­сти:

Когда бы брат ни при­хо­дил, он все­гда вно­сил ожив­ле­ние и ра­дость.

2. В обо­ро­тах не один и ни один; не раз и ни разу. Срав­ни­те:

Не один из нас (т.е. мно­гие) был готов к вос­хож­де­нию.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к вос­хож­де­нию.

3. В ме­сто­имен­ных обо­ро­тах. Срав­ни­те:

Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу.

Эти обо­ро­ты упо­треб­ля­ют­ся в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях и слу­жат для уси­ле­ния от­ри­ца­ния: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу.

Ничто иное, кроме му­зы­ки, меня не увле­ка­ло так силь­но.

Со­став­ные уси­ли­тель­ные обо­ро­ты с ча­сти­цей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бы­ва­ло и др.

Раз­ли­ча­ет­ся на­пи­са­ние не с от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми на -мый и с при­ча­сти­я­ми на -мый; при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов пер­вые пи­шут­ся слит­но (как и оты­мен­ные при­ла­га­тель­ные), вто­рые — раз­дель­но, на­при­мер:

а) не­оби­та­е­мый с дав­них пор ост­ров, не­рас­тво­ри­мые в воде кри­стал­лы, не­раз­ли­чи­мые в тем­но­те фи­гу­ры людей;

б) не по­се­ща­е­мые охот­ни­ка­ми за­по­вед­ни­ки, не чи­та­е­мые не­спе­ци­а­ли­ста­ми жур­на­лы, не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок.

К при­ла­га­тель­ным на -мый от­но­сят­ся слова, об­ра­зо­ван­ные от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов (на­при­мер: не­за­ви­си­мый, не­про­мо­ка­е­мый, не­сго­ра­е­мый) или от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида (на­при­мер: не­ис­пра­ви­мый, не­осу­ще­стви­мый, не­раз­ру­ши­мый). На эти слова рас­про­стра­ня­ют­ся общие пра­ви­ла на­пи­са­ния не с при­ла­га­тель­ны­ми, т. е. они пи­шут­ся слит­но и при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов (при­ме­ры см. выше), а также в крат­кой форме (на­при­мер: ост­ров не­оби­та­ем, бо­лезнь не­из­ле­чи­ма, эти стра­ны эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мы). Од­на­ко оста­ет­ся в силе пра­ви­ло раз­дель­но­го на­пи­са­ния при­ла­га­тель­ных с не, если в ка­че­стве по­яс­ни­тель­ных слов вы­сту­па­ют ме­сто­име­ния и на­ре­чия, на­чи­на­ю­щи­е­ся с ни, или со­че­та­ния да­ле­ко не, вовсе не, от­нюдь не (см. выше, п. 6, при­меч. 1. под­пункт 2), на­при­мер: ни с чем не срав­ни­мое впе­чат­ле­ние, ни от кого не за­ви­си­мые стра­ны, от­нюдь не рас­тво­ри­мые кри­стал­лы; это яв­ле­ние ни из жизни, ни из ис­кус­ства не устра­ни­мо. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют слова, ко­то­рые без не не упо­треб­ля­ют­ся, на­при­мер: никем не­по­бе­ди­мая армия, ни для кого не­по­сти­жи­мый слу­чай, ни при каких усло­ви­ях не­по­вто­ри­мый экс­пе­ри­мент.

Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром — слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок — не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при-мерно то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом — не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, не­вос­пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, не­от­чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т. д.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

25
Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не) оконченную вчера работу.
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не) уверенность.
В сгустившихся сумерках уже (не) видны силуэты людей.
Экспедиция (не) должна была приступать к работе.
Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не) весенним вечерком.

26
Посещение Третьяковской галереи оставило (не) забываемое впечатление.
Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не) делающих тому чести.
Река еще (не) замерзла.
То был (не) веселый, смеющийся говор весны, а едва слышная, дремотная болтовня.
Они сидели, ничего (не) говоря.

Мысли о (не) оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не) стриженые вихры.
Кто (не) знает стихов Пушкина!
Вовсе (не) интересный фильм показали вечером.
В окнах (не) было ни одного стекла.

28
Кругом стоит удивительная, ничем (не) нарушаемая тишина.
Во влажном воздухе витал (не) повторимый запах приближающейся весны.
Ни один восход (не) бывает похож на другой.
(Не) дождавшись брата, я ушел.
(Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

29
(Не) смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не) тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то от-чуждённо.
Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно.
Давно ему (не) дышалось так легко.
Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Путники шли без привала весь день, (не) чувствуя усталости,
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не) справедливость
существующего порядка.
Мне (не) за что на вас сердиться.
Она отвечала ему, нисколько (не) смущаясь.
Он никогда (не) смотрит прямо.

31
Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами.
Он широко шагал по еще (не) расчищенным от снега улицам.
Удобрение (не) вывезено на поля.
Дождей больших еще (не) было.
Я (не) готов к уроку.

32
Луна (не) бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда (не) получал писем.
(Не) исследованные места влекут меня, а глухие дебри.
Дорога (не) ровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, (не) проверив пароля.

33
Мальчики (не) узнавали леса.
(Не) котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он (не) такой, как все, тихий, ласковый.

Эта задача так и (не) решена учениками.
(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
(Не) у кого спросить, все молчат.
Пошел дождь, (не) прекращавшийся в течение часа.
(Не) сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.

35
В предместье живут отнюдь (не) богачи.
На снег, (не) тронутый никем, легли тени.
(Не) распроданные игрушки уценили.
Дуня (не) лишена обаяния.
Вася никогда (не) стремился к славе

36
Наш спутник тоже (не) сидел сложа руки.
Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники.
Путники вышли к ещё (не) обросшему кромкой льда берегу.
(Не) мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Ведь вы ни в чем (не) обвиняетесь.

37
Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает.
(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не) облегчающий душу сон.

38
Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не) исследованной местности.
До нас (не) долетал грохот взорвавшихся снарядов.
Отказаться от такого угощения никто (не) вправе
Наказывать солдат было (не) за что.

25
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то неуверенность.
26
Посещение Третьяковской галереи оставило незабываемое впечатление.
27
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил нестриженые вихры.
28
Во влажном воздухе витал неповторимый запах приближающейся весны.
29
Несмотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
30
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на несправедливость существующего порядка.
31
Старинный сад утром похож на сказочный лес с нехожеными тропами.
32
Дорога неровная, зато самая короткая.
33
Друзья разъехались, и некого позвать в гости.
34
Неяркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
35
Нераспроданные игрушки уценили.
36
Вокруг тянулись нескончаемые виноградники.
37
У Насти были неправильные, но приятные черты лица.
38
Работать пришлось в неисследованной местности.

(1) Исаак Ньютон был одним из величайших гениев в науке: за свою жизнь он успел сделать то, что, казалось, не под силу одному человеку. (2) <. >даже самые замечательные открытия знаменитых учёных никогда не бывали делом рук одного человека: их подготавливали работы талантливых предшественников. (3)Недаром сам Ньютон говорил, что не сделал бы того, что ему удалось сделать, «если бы не стоял на плечах у гигантов», которыми он считал Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.

  1. Гениальность учёного определяется количеством научных открытий, совершённых им в течение жизни.
  2. Среди своих предшественников Исаак Ньютон особо выделял Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.
  3. Научные открытия гениальных учёных бывают подготовлены многолетними трудами талантливых предшественников.
  4. Вклад Исаака Ньютона в науку трудно переоценить: за всю жизнь он сделал столько, сколько не под силу одному учёному.
  5. Гениальный учёный совершает научные открытия благодаря труду талантливых предшественников.

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, и, ж

  1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.
    Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.
  2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.).
    Ж. растения. Спасти кому-н. ж. Рисковать жизнью.
  3. Время существования живого организма от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период.
    Короткая, долгая ж. в начале, в конце жизни.
  4. Деятельность общества в тех или иных её проявлениях.
    Общественная ж. Ж. государства.
  5. Реальная действительность, бытие.
    Провести решение в ж. (осуществиться).

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вручИт
добрАлась
убыстрИть
балУясь
шофЁр

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица пьесы, поставленной школьниками, были легко узнаваемы.
Немаловажным фактором при ОТРАЩИВАНИИ волос является правильный уход за ними.
НАПОМИНАНИЕ об этом древнем городе впервые встречается в летописи XII века.
С прошлого года ПЛАТА за проезд увеличилась.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чиновник был уверен: подобным отвлечённым абстракциям не место на выставке современного социалистического искусства.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
косвенных ПАДЕЖОВ
здоровые ДЁСНЫ
из жарких ПУСТЫНЬ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) За последним поворотом открылась широкая дорога, по которой шли впряжённые волы в большую гружёную арбу.
2) Благодаря существующим в языке синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
3) Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.
4) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.
5) Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах созревших трав.
6) Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».
7) Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.
8) Те, кто читал статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», знакомы с оценкой критиком образа Катерины.
9) Пётр I, издав указ, обязал всех оружейников, которые не работали на заводе, перейти в Оружейную слободу.

  1. тренировать, комбинация, конкурент
  2. закоренелый, растирать, приложить
  3. аккомпанировать, упрощённый (вариант), агитационный
  4. скреплённый, запевала (в хоре), скрипят (крепления)
  5. развивать (память), проредить (всходы), интеллектуальный
  1. ра..хаживать, ди..баланс, в..тревоженный
  2. кинос..ёмка, суб..ект, двух..ярусный
  3. раз..гнаться, об..млеть, поз..растать
  4. и..древле, обе..доленный, не..доровый (вид)
  5. пр..спокойный, пр..терпеться, беспр..кословно
  1. трав..нистый (покров), сол..вой (раствор)
  2. жонглир..вать, бесед..вали
  3. камыш..вые (заросли), наскор.. (сделать)
  4. повел..вать, находч..вость
  5. приукраш..вать, циркони..вый
  1. затер..нный (в лесу), (они) посел..тся (в деревне)
  2. вытерп..шь, представл..нный
  3. разлож..шь (вещи), устро..вший (встречу)
  4. движ..щаяся (колонна), (овощи) туш..тся
  5. излеч..шься, муч..мый (сомнениями)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.
(НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.
(НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.
Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.
(НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
Надо было дождаться ребят во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что нельзя бросать друзей в беде.
ТАК(ЖЕ), как и вчера, сегодня душно, (ПО)ЭТОМУ все окна открыты.
(В)ТЕЧЕНИЕ лета мне пришлось жить за городом, (ПРИ)ЧЁМ у незнакомых людей.
Лет сто (НА)ЗАД (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н. П. Левашкевича».

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
  2. Причастия способны как образно описать предметы или явления так и представить их признаки в динамике.
  3. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и слушателя.
  4. Сергей Николаевич поднялся и вслед за ним встали все гости.
  5. А она только слушает да молчит.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Рука Николая дрожала (1) и (2) когда он передавал лошадь коноводу (3) чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Московский Кремль — древнейшая крепость в центре Москвы, ныне главный общественно-политический и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция президента Российской Федерации. (2)Со времён Средневековья Кремль является символом власти, многие события в истории страны связаны с этим сооружением. (3)Существующие кремлёвские стены возведены в 1485-1516 годах. (4)Общая их протяжённость — две тысячи двести тридцать пять метров, высота — от пяти до девятнадцати метров, а толщина — от трёх с половиной до шести с половиной метров. (5)Во времена, когда Москва состояла в основном из деревянных построек, князь Дмитрий Донской в 1366 году начал строительство крепостных стен из белого камня. (6)Грандиозность замысла вызвала восхищение современников, отсюда пошло выражение «Москва белокаменная». (7)Другой выдающийся российский правитель, Иван III Васильевич, в конце XV века пожелал перестроить Кремль, для этого были приглашены итальянские мастера. (8)Именно поэтому во внешнем облике Московского Кремля видны элементы итальянской архитектуры.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Паустовского К.Г.

(1)Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

(2)Летний праздник бывает в Михайловском каждый год в день рождения Пушкина. (3)Сотни колхозных телег, украшенных лентами и валдайскими бубенцами, съезжаются на луг за Соротью, против пушкинского парка. (4)Все местные колхозники гордятся земляком Пушкиным и берегут заповедник, как свои огороды и поля.

(5)В Тригорском парке я несколько раз встречал высокого человека. (6)Он бродил по глухим дорожкам, останавливался среди кустов и долго рассматривал листья. (7)Иногда срывал стебель травы и изучал его через маленькое увеличительное стекло.

(8)Как-то около пруда меня застал крупный дождь. (9)Я спрятался под липой, и туда же не спеша пришёл высокий человек. (10)Мы разговорились. (11)Человек этот оказался учителем географии из Череповца.

— (12)Вы, должно быть, не только географ, но и ботаник? — сказал я ему. — (13)Я видел, как вы рассматривали растения.

(14)Высокий человек усмехнулся.

— (15)Нет, я просто люблю искать в окружающем что-нибудь новое. (16)3десь я уже третье лето, но не знаю и малой доли того, что можно узнать об этих местах.

(17)Второй раз мы встретились на берегу озера Маленец, у подножия лесистого холма. (18)Высокий человек лежал в траве и рассматривал сквозь увеличительное стекло голубое перо сойки. (19)Я сел рядом с ним, и он рассказал мне историю своей привязанности к Михайловскому.

— (20)Мой отец служил бухгалтером в больнице в Вологде. (21)В общем, был жалкий старик — пьяница и хвастун. (22)Даже во время самой отчаянной нужды он носил застиранную крахмальную манишку, гордился своим происхождением. (23)Нас было шестеро детей. (24)Жили мы все в одной комнате, в грязи и беспорядке.

(25)Когда отец выпивал, он начинал читать стихи Пушкина и рыдать. (26)Слёзы капали на его крахмальную манишку, он мял ее, рвал на себе и кричал, что Пушкин — это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы. (27)Он не помнил ни одного пушкинского стихотворения до конца. (28)Он только начинал читать, но ни разу не окончил. (29)Это меня злило, хотя мне было тогда всего восемь лет. (30)Я решил прочесть пушкинские стихи до конца и пошёл в городскую библиотеку. (31)Я долго стоял у дверей, пока библиотекарша не окликнула меня и не спросила, что мне нужно.

— (32)Пушкина, — сказал я грубо.

— (33)Ты хочешь сказки? — спросила она.

— (34)Нет, не сказки, а Пушкина, — повторил я упрямо.

(35)Она дала мне толстый том. (36)Я сел в углу окна, раскрыл книгу и заплакал. (37)Я заплакал потому, что только сейчас, открыв книгу, я понял, что не могу прочесть её, что я совсем ещё не умею читать и что за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец. (38)Со слов отца я знал тогда наизусть всего две пушкинские строчки: «Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края», но этого для меня было довольно, чтобы представить себе иную жизнь, чем наша.

(39)Вообразите себе человека, который десятки лет сидел в одиночке. (40)Наконец ему устроили побег, достали ключи от тюремных ворот, и вот он, подойдя к воротам, за которыми свобода, и люди, и леса, и реки, вдруг убеждается, что не знает, как этим ключом открыть замок. (41)Громадный мир шумит всего в сантиметре за железными листами двери, но нужно знать пустяковый секрет, чтобы открыть замок, а секрет этот беглецу неизвестен. (42)Он слышит тревогу за своей спиной, знает, что его сейчас схватят и что до смерти будет то же, что было: грязное окно под потолком камеры и отчаяние. (43)Вот примерно то же самое пережил я над томом Пушкина.

(44)С тех пор я полюбил Пушкина. (45)Вот уже третий год приезжаю в Михайловское.

(46)На вершине холма, у обветшалых стен собора, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. (47)Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, — это всё. (48)3десь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. (49)3десь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил ещё при жизни. (50)И здесь, на этой простой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым народным поэтом.

(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) –
известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Читайте также: