Немецкие елочные игрушки времен ссср

Обновлено: 17.05.2024

Всё началось с того, что райская курская птичка kursky_solovey2 в одночасье обернулась змеюкой-искусительницей (шоб ты, Милочка была здорова!).
Эта соловушка-оборотень показала нам книгу, которую показывать не следовало, чтобы не вводить друзей в растрату! Но разве птицы об этом думают? Нет, они безответственно хвастаются своими подарками, а верные друзья стройными рядами - в одиночку и группами отправляются по миру.

Ирочка книгу в продаже отыскала, я побежала нам её заказывать, а покатились мы выкупать её (фиг знает куда, между прочим) вместе.

Поскольку я СЛЕГКА забывчива, Ирочка наказала мне строго-настрого: "Гусис! Запиши подробно на бумажку: адрес, телефон и название компании, после чего бумажку немедленно СЪЕШЬ, потому что это единственный шанс эту бумажку не забыть дома."

Дальше слабонервным НЕ ЧИТАТЬ!

Потом она в красках описала, как распотрошит пухленького Гусеночка (то есть меня), вытащит бумажку, и вся дорога до заветного магазина будет усеяна гусиными потрошками, чтобы без проблем добраться назад.

Как Вы понимаете, после таких нарисовавшихся перспектив, адрес я НЕ ЗАБЫЛА!

Так что до магазина мы благополучно добрались, книги купили (Ирочка от жадности хапнула ДВЕ, чтобы одну продать по спекулятивной цене :) )

Я же теперь не удержусь и положу фото себе в журнал.

С великим удовольствием разглядываю каталог, вздыхая над набором "Чиполлино", которого по всей видимости ЦЕЛИКОМ у меня никогда не будет, потому что рядом с каждой игрушкой указана её примерная цена, и цена эта оптимизма не внушает.

Долго рассматривала форзацы, для украшения которых издатели выбрали рисунки с новогодних открыток 50-60-годов. С удовольствием отметила, что почти все из представленных там открыток у меня имеются :)

Еще "узнала в лицо" множество Дедов Морозов из своего поста ДЕДЫ МОРОЗЫ из СССР

Под катом развороты выборочно (не стала выкладывать всё, что нафотографировала, а то получается очень длинно), в конце слайд-шоу из бОльшего числа фотографий.

"ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ. 1936-1970 годы" ГИД-КАТАЛОГ
("Арт-СПб", 2010 год, составители Е.Балашова, А.Прибыткова, С.Белоглазов)






































Эх, вот он, мой "Чиполлинка"














А у меня есть корзиночка с картинки :)



И гирлянда такая была, где лампочки формой похожи на "пушкинские" фонари.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкие рождественские игрушки

Эти игрушки появляются в домах только перед Рождеством. Иногда их созданием занимаются целые немецкие деревни, но чаще всего их привозят из Китая. Что поделать, покупателям важнее цена, чем история создания. Хотя. о чем я говорю, в 21 веке на рождественские рынки приходят не столько за подарками и сувенирами, сколько поесть или выпить (поэтому цены на глинтвейн каждый год растут).

Schwibbogen, Швиббоген - деревянная арка со свечами. Изображает арку неба. Внутри арки первоначально вырезали фигурки солнца, луны, звезд, потом их заменили библейские сюжеты. Арку устанавливают на подоконниках. Возможно, освещенные зимой окна помогали путникам и горнякам скорее найти путь домой.

https://sun9-30.userapi.com/c855736/v855736584/188ac3/MDHCCNEY6Z8.jpg

До конца 20-го века Schwibbögen обычно делали из металла, после Второй мировой - из дерева. Сейчас внутри арки встречаются изображения любых сюжетов, мало относящихся к религии. Свечей на арке может быть разное количество, это зависит от размеров самой арки. В оригинале их 11.

Светящаяся арка была придумана шахтерами Рудных гор. В зимнее время они совсем не видели солнца, уходили на работу затемно и возвращались так же в темноте. Поэтому часто встречаются арки с темой шахтерской жизни. Возможно, изначально это был рождественский подсвечник, который освещал всем шахтерам общий рождественский обед. Либо это были сигнальные огни для рабочих одной смены, когда они завершали очередной год на шахте.


Рудные горы - это регион на границе между Германией и Чехией, ближе к Дрездену. С 12 в. в нем развивалась горнодобывающая промышленность, а в 19 в., когда доход от этой отрасли пошел на резкий спад, появились другие замещающие производства, например, создание игрушек из соломы, дерева, плетение кружев. Сейчас это ручное производство живет, в основном делают фигурки шахтеров, щелкунчиков, рождественских ангелов, арки-подсвечники, лесных зверей, деревянные фигурки курильщиков, музыкальные шкатулки и крутящиеся от горящих свечей пирамиды.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_31.jpg

Центр народного творчества в Рудных горах (в том числе рождественских игрушек ручной работы) расположен в Зайфене (Seiffen). Его еще называют "Игрушечный угол", „Spielzeugwinkel“. Там находится объединение мастеров по скульптуре, по дереву, по игрушкам. Там же в Зайфене находится Музей игрушек (Spielzeugmuseum in Seiffen), а в соседней деревне Нойхаузен (Neuhausen) - Музей Щелкунчика (Nussknackermuseum), где хранится более 5 000 экземпляров. Также в Дрездене находится Музей саксонского народного искусства, где представлены игрушки Рудных гор. За сохранение предметов горнодобывающей промышленности и народных промыслов, Рудные горы в 1998 г. вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После окончания Второй мировой стали распространяться арки с электрическим освещением. Огромные арки стали использовать в качестве городского освещения. Например, в Йохангеоргенштадте в 2012 г. была установлена уличная электрическая арка шириной 25 м.


В ГДР спрос на арки был такой большой, что их часто делали самостоятельно.

В 1990-х стали появляться разные формы арок, не в виде радуги, а в виде треугольника, Lichterspitze, Вершина из света, или в виде ромба. С 2010 г. стали делать ярки в виде высокого готического окна.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_33.jpg

В той же немецкой деревне в Рудных горах традиционно делают Курильщиков или Человечков с трубкой - Räuchermännchen, Раухменшен.

Известно, что такие фигурки начали делать в Саксонии в 1830-х. Когда добыча олова в горах прекратилась, бывшие шахтеры стали вырезать фигурки из дерева. Сейчас это важная часть традиционного народного творчества Рудных гор. Игрушечным промыслом занимаются семьи в 3 и 4 поколениях. Небольшие фабрики и мастерские можно найти на каждой улице Зайфена.

https://sun9-41.userapi.com/c857328/v857328903/6f92c/egkSJauqMKc.jpg

Деревянная фигурка состоит из двух частей, внутри она полая. В нижнюю часть кладут дымящуюся ароматическую свечу. Такие ароматические свечи делали и раньше, только они были открытые. Со временем им придумали такую красивую деревянную фигурку.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_34.jpg

Курильщиков вырезают из местных лиственных пород, таких как береза, бук, ель, липа, ольха и клен. Отдельные детали вырезают на токарных станках и потом приклеивают, придерживаясь шаблонного образа. Потом одежду и лицо разрисовывают вручную. На одну игрушку может уходить до 20 ч. работы.

Во времена ГДР курильщиков обычно продавали на Запад или обменивали на комплект зимних шин для Trabi.

Прогресс не стоит на месте и в Китае давно уже стали делать более дешевые копии. В ответ на это гильдия мастеров Рудных гор и туристическая организация деревни Зайфен в 2006 г. создали кампанию "Оригинал вместо плагиата".

Курильщики традиционно воплощают профессии жителей Рудных гор. Это могут быть лесники, горняки, деревенские жители, солдаты, женщины с клецками. Дым выходит не только изо рта "курильщика", но и из кофейника или словно поднимается пар над блюдом с клецками.


http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_36.jpg

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_35.jpg


Так как Курильщик - типичный персонаж Адвента, то в его создании преобладают рождественские мотивы.

Сейчас делают не только курящих человечков, но и игрушечные изразцовые печи, над которыми поднимается пар, паровозы, мотоциклы, грибы, сердечки, кофейники и деревья с человеческими лицами.

В последние годы количество продаж Курильщиков падает, постоянные покупатели исчезают. Мастерам-ремесленникам уже хорошо за 80 лет и они не могут найти учеников. Интернетом они не владеют, поэтому не могут в качестве клиентов охватить весь мир. Культурная традиция постепенно отмирает.

В саксонском городке Кранцаль (Cranzahl) действует Музей курящих человечков (Das 1. Räuchermann-Museum). Музей был основан в 2011 г. и в нем представлено более 2000 разных фигурок курильщиков.


В основном Курильщиков продают в Саксонии и Тюрингии. Но также их экспортируют в Азию - Японию, Китай, Сингапур и Таиланд. Основные продажи идут в США, куда за 150 лет переехали жить 5 млн. немцев, и в Китай. На оригинальных игрушках из региона Рудных гор помимо надписи „Made in Germany“ должна быть и „Echt Erzgebirge“.

80% курильщиков в этом регионе производится вручную. Через интернет продается около четверти всех работ. Фигурки Курильщиков для немцев - это что-то вроде друга на всю жизнь, память о Рождестве в детстве.

Фото 1947 г. из Зайфена, где действовало промышленное производство Курильщиков.


Между Саксонией, Тюрингией и Баварией находится регион Фогтланд (Vogtland). Там создают свои рождественские фигурки - Моховых человечков, Мусманн, Moosmann, Moosmaa.

Старичок-Моховичок - герой местных легенд. Он живет в дремучем лесу, между корней деревьев, в валежнике или в пещере, и помогает бедным. Ростом он около 3 футов. Питается лесными грибами, ягодами, растениями. Одет в наряд из еловых веток или мха. Осенние листочки, подаренные им людям, в основном беднякам, превращались в золото. Люди предпочитали дружить с ними.


Старичок-Моховичок был придуман в лесных краях Фогтланда во второй половине 19 в. Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. Руки, ноги и головы тщательно вырезались опытными резчиками. Позже головы стали делать из фарфора и из пластика.

Костюм для Лесных человечков делали женщины - из бумаги, обклеенной мхом. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве палки.


Со временем появились разные образы Старичка-Моховичка - рыцари, солдаты, охотники, лесники. Они могли держать в руке арку со свечами или рождественскую ель, трубку, корзину и колокольчик. На всех фигурках обязательно была одежда из мха из местного леса.

Особенно широко искусство резьбы Лесных человечков началось в этих краях после окончания Второй мировой.



В книге Иоганна Августа Эрнста Келера 1867 г. «Народные традиции, суеверия, легенды и другие древние традиции в Фойгтланде» рассказывалось, что в то время такие поделки из мха, веточек и цветной бумаги мастерили в основном бедные дети в городах, чтобы немного заработать.

Обычно Моховые человечки, мужчины и женщины, жили в лесу, но в период Адвента они на 12 дней приходили в деревни, чтобы пожить в домах у людей. Поэтому это рождественский символ. Уже в первый вечер Адвента они садились на деревенские подоконники и заглядывали в окна. Они светили свечой в руке, чтобы проверить, что в доме не водятся злые духи.

https://sun6-16.userapi.com/c855136/v855136279/186dbc/kCNOk7dW1bU.jpg

Такого человечка можно было узнать по невысокому росту, зеленой одежде, связке дров или корзине грибов. Это лесной дух. который живет в окружении деревьев.

Моховой человечек воплощает жизнь простого, бедного, но трудолюбивого человека, который умеет довольствоваться малым. Мох выступает символом мира и защиты. Ведь зимой многие существа живут под мхом и питаются им. Моховой человечек - это словно надежда на более хорошую и успешную жизнь с приходом весны.

Сейчас зимой в деревнях этого региона иногда можно встретить установленную в полный рост деревянную фигурку Мохового человечка.

Немецкий старичок-моховичок мне напомнил русского, из сказки "Морозко". Тоже лесной маленький человечек, который помогает людям. Второе его воплощение - слепая старуха со связкой дров, которая потом расколдовала парня.

Похожее изображение

Рождественский огурец, Weihnachtsgurke.

Давным-давно в немецкоязычных землях существовал обычай вешать на рождественскую елку маленький зеленый огурец - маринованный огурчик из банки. Это была забава для детей - кто первый в Сочельник найдет зеленое на зеленом, тот получит подарок. Огурец менял свой размер: для самых маленьких детей вешали огурец поочевиднее, побольше, пониже, а для тех, кто постарше, огурец выбирали поменьше и вешали вглубь елки, повыше.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_37.jpg

Поиск огурца превращался не только в сугубо семейное событие, в игру вовлекали всех гостей. Кто первый найдет, тот получит право распаковывать подарки. Либо ему очень здорово повезет в предстоящем году.

https://sun9-29.userapi.com/c857324/v857324276/72c68/rXk1J-H43l8.jpg

Почему на елку стали вешать огурец? Потому что в бедных семьях часто не было денег, чтобы порадовать всех детей. Часто дети получали в подарок только то, что найдут на елке - огурец или простую выпечку, без сахара (он слишком дорого стоил).

Возможно, вся эта история - просто умелый маркетинговый ход. Говорят, что еще в 1840-х годах немецкие стеклодувы из Тюрингии изготавливали украшения в виде фруктов и орехов, в том числе огурцов. Фрэнк Уинфилд Вулворт, основатель сети универмагов США Woolworth, во время поездки по Германии познакомился с этими стеклянными игрушками и решил импортировать их с 1880 года в Америку, чтобы продавать в своих магазинах. Чтобы новые рождественские украшения в виде огурца лучше продавались, он придумал трогательную историю немецкой традиции. Идеальный маркетинговый ход был готов.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_29.jpg

Сейчас в Германии производят множество стеклянных огурцов - блестящих и матовых, с блестками и в красном колпачке. Есть немецкие семьи-традиционалисты, которые считают, что на рождественском дереве должны быть только религиозные символы - красные яблоки из рая, церковные колокольчики и трубы ангелов, сами ангелы, соломенные звезды и блестящая вифлеемская звезда. И всяким случайным огурцам нет места на елке.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_30.jpg

А есть те, кто считает, что рождественский огурец - интересная игра, которая позволяет без ссор решить вопрос, кто распечатывает все подарки под елкой.

Сейчас рождественский огурец можно купить на многих рождественских рынках.



Материалы по теме:

- Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.

- Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии


Верхушка для новогодней ёлки "Серебряная звезда"



1950-е годы.

Игрушка новогодняя "Дед Мороз" (большой)



Украина. Теребовлянская фабрика елочных украшений. 1973 год. В оригинальной упаковке.

Гирлянда новогодняя "Шишки"



1975 год.

Маска карнавальная



СССР. 1970-е годы.

Набор новогодних игрушек "Малютка"



1950-1960-е годы.

Гирлянда новогодняя "Гвоздика"



Начало 1970-х годов.

Новогодняя игрушка "Конфетти"



"Ржевский ГПК г. Ржевск 1957 год"

Новогодняя игрушка "Конфетти"



1978 год.

Набор новогодних игрушек



1950-е годы.

Набор новогодних игрушек



1950-е годы.

Набор новогодних игрушек "Фрукты"



Середина XX века.

Набор новогодних игрушек



1930-1940-е годы.

Набор елочных игрушек



1950-1960-е годы.

Игрушка новогодняя ватная "Олень"



Первая половина ХХ века.

Игрушка новогодняя "Домик"



Середина ХХ века.

cтраницы :

Елочные антикварные украшения

Старинные елочные игрушки – это не просто предмет коллекционирования. Выполненные в своем особом стиле, они способны создать атмосферу сказки и волшебства, навеять воспоминания о детстве, привнести особый шик в праздничный декор. Приобрести елочные украшения эпохи СССР, а также старинные и раритетные экземпляры вы всегда сможете в антикварном салоне «АртАнтик».

Наш ассортимент

Несмотря на относительно «молодой» возраст, советские новогодние игрушки имеют достаточно высокую цену. Этим они обязаны своей хрупкости, а также уникальному дизайну. В ассортименте каталога найдутся:

  • электрические и бумажные гирлянды;
  • фигурки Деда Мороза, Санта Клауса, Снегурочки;
  • подставки для елки отечественного и западного производства;
  • игрушки из стекла, фарфора, бумаги, дерева, ваты;
  • карнавальные маски;
  • конфетти, серпантин, дождик;
  • верхушки в виде звезд и пик.

Все изделия отличаются ярким интересным дизайном, различаются по форме, размеру, технике исполнения.

Уникальные предметы для настоящих ценителей

Даже среди привычных атрибутов Нового года можно найти по-настоящему интересные предметы. К примеру, в нашем каталоге представлена подставка для новогодней елки «Музыкальная шкатулка», изготовленная в Западной Европе в XIX-XX веках. Она имеет 8 сменных дисков с различными мелодиями, а также оснащена поворотным механизмом для вращения елки. Благодаря съемному креплению может использоваться как классическая музыкальная шкатулка.

Все представленные предметы находятся в хорошем и отличном состоянии. Отдельные экземпляры сохранили оригинальную упаковку, а некоторые изделия имеют маркировки фабрик-изготовителей.

Большой выбор старинных изделий в антикварном салоне «АртАнтик»

Мы предлагаем приобрести елочные украшения времен СССР, а также антикварные изделия отечественных и европейских изготовителей. Все предметы подлинные (это подтверждается независимой экспертизой), могут стать экспонатом коллекции или использоваться по прямому назначению.

Мы доставляем покупки по территории РФ. Тщательная упаковка и аккуратная транспортировка гарантирует безопасность посылки. Заказывайте сейчас!

Photobucket

Одной из целей моей поездки в Ротенбург об дер Таубер был знаменитый музей Рождества. Поначалу найти его никак не удавалось даже с помощью карты. Потом оказалось, что вход в музей лежит через огромный магазин рождественских украшений Christmas Village, который тоже представляет своего рода музей. Столь огромного магазина новогодних игрушек не доводилось видеть нигде. Фактически, это огромный супермаркет рождественских украшений, оформленный под маленькую деревеньку. На двух этажах множество зальчиков, в которых отдельно продаются стеклянные игрушки, отдельно - деревянные, отдельно - всякая мишура и т.п. При этом постоянно звучат рождественские мелодии, что создает непередаваемую атмосферу. На фото - главный зал магазина, а под катом - еще несколько фотграфий этой "деревеньки" и, конечно же, фотографии из музея Рождества. Кстати, фотографировать в музее нельзя было, но я внаглую немного пофоткал))

Так выглядят, если можно так сказать, торговые залы магазина

Photobucket

Photobucket

Всяческие механические девайсы рождественской тематики

Photobucket

Огромная рождественская пирамида в одном из залов

Photobucket

А это уже старинные рождественские пирамиды, выставленные в экспозиции музея

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Фигурки традиционных немецких домиков

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Стенды на которых собраны елочные игрушки 19 - начала 20 веков

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

А такие игрушки наверняка были у многих (у кого-то и сейчас есть). Подпись на стенде сообщает, что это русские картонные игрушки 1920 - 1930 годов

Photobucket

У меня лично такие игрушки еще хранятся

Photobucket

Возвращаемся в музей. Экспозиция, посвященная искусственным мини-елкам

Photobucket

Photobucket

Огромная коллекция всевозможных Санта-Клаусов

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Старинные щелкунчики - один из символов Германии

Photobucket

На следующих стендах собраны формочки для печенья, коробки для его хранения, старинные коробки от пряников

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Тематику следующего стенда так и не понял. Идентифицированы только рождественские детские кубики

Photobucket

Специальные рождественские подсвечники

Photobucket

Photobucket

А в этом ангелочке я узнал почти такого же ангела со старой игрушки, которая у меня до сих пор сохранилась.

Photobucket

Ангел из музея

Photobucket

Ангелы из "домашней коллекции"

На этом с игрушками все. В следующей части - фото вертепов)) С Рождеством!

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Читайте также: