Неправильные игрушки для детей

Обновлено: 18.05.2024

Игрушки — это неотъемлемые атрибуты детства, они воспитывают, обучают, стимулируют формирование психики. Но все ли они так полезны? Или есть и такие, которые мешают малышам развиваться правильно?

ADME узнал, что по этому поводу думают международные исследователи, и подготовил список тех игрушек, которые скорее вредят, чем приносят пользу.

1. Развивающие

Зачастую они не способствуют, а даже препятствуют раннему формированию личности ребенка. Дело в том, что настоящее развитие заключается для малыша в том, чтобы он сам что-то придумывал, узнавал и создавал, а наборы, где прописан готовый формат обучения какому-то навыку, не всегда идут на пользу детскому творчеству и инициативности.

Кроме того, простые традиционные игрушки уже являются тренировкой для ума. Они учат координации движений, которая необходима для обучения языку, основам логики, геометрии и социальным навыкам.

2. Для мальчиков и для девочек

Исследователи разделили игрушки на 2 категории: нарочито мальчишеские (солдатики, оружие) и девчачьи (куклы, похожие на взрослых, с макияжем и украшениями) и пришли к выводу, что все они не слишком благоприятны для развития. Гораздо лучше себя зарекомендовали те, что делают упор на творчество, движение и познавательные навыки.

Дети продемонстрировали воображение и артистизм в играх, которые ученые отнесли к умеренно мальчишеским или девчачьим: с младенцем, готовка, уборка, строительство, транспортные средства.

3. Говорящие пособия

Игрушки, которые позиционируются как обучающие языку с помощью проигрывания встроенных голосовых записей, не только не помогают развитию речи, но и мешают освоению этого навыка. Детям нужны люди, чтобы обучаться. Одно из исследований показало, что младенцы реагируют на взрослых, которые им что-то объясняют, но никак не воспринимают DVD-запись с этим же текстом. Поэтому классическое чтение сказок на ночь ничто не заменит.

Лучше любого говорящего пособия ребенка научит речи и коммуникации обычная игрушка. 23 года назад одного из плюшевых кроликов с фото подарили девочке, а второго спрятали в чулан. Она проводила с ним так много времени, что он изменился до неузнаваемости. Повзрослев, девушка хранит друга детства до сих пор.

Плюшевые животные, куклы, с которыми ребенок общается или придумывает для них монологи, помогают ему научится пользоваться языком, выражать эмоции и мысли с помощью слов.

4. Большое количество игрушек

Дети, у которых слишком много игрушек, легче отвлекаются и не наслаждаются процессом. Исследователи наблюдали за поведением малышей, которые играли с 4 предметами и с 16. Оказалось, что ребятишки проявляли больше креативности, когда у них было меньше разнообразия. Они возились с каждым объектом вдвое дольше, придумывая больше вариантов применения.

Авторы эксперимента пришли к выводу, что следует прятать большую часть игрушек и регулярно доставать небольшое их количество, чтобы побудить детей стать более творческими и улучшить их концентрацию и внимание.

5. Моторные

Грузовики, джипы, кабриолеты и велосипеды с мотором плохи тем, что они делают всю работу за ребенка. Малыш не крутит педали и не использует собственную координацию, а его тело почти не двигается. От этого могут быть проблемы с балансом, вестибулярным аппаратом и проприоцепцией.

Когда эти области неразвиты, то это может быть одной из причин эмоциональных проблем, беспокойства и плохого поведения. Лучше уделить внимание самокатам, велосипедам, качелям, мячам и скейтбордам.

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.

Сегодня не буду говорить о главном - что развивающие игрушки и мелкая моторика - это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.

Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.

Развивающие игрушки малышам до года:

Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.

До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.

Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.

АНТИИГРУШКА – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушки могут являться известными брендами, они даже могут быть изготовлены из качественных материалов, но для детей они крайне вредны и опасны.

Кукла-вампир в гробу. Очень известный бренд. Депутаты Госдумы хотели наложить запрет на поступление подобных игрушек в Россию

Кукла-вампир в гробу. Очень известный бренд. Депутаты Госдумы хотели наложить запрет на поступление подобных игрушек в Россию

Основные характеристики антиигрушки:

2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Виды антиигрушек

Монстры - по определению это - "чудовища", поэтому и антиигрушки этого вида могут легко напугать детей. Играть с ними как-то не хочется.

Трансформеры - это роботы, превращающиеся то в автомобиль, то в самолёт.

Следует отметить, что раньше роботы были больше похожи на людей (робот - это и есть модель человека), но теперь они становятся всё ближе к монстрам. На них появляется всё больше шипов, пластин, оружия; их вид становится всё более агрессивным.

Страшные куклы - их внешний вид вызывает негативные эмоции: страха, брезгливости, иногда жалости. Этих кукол не хочется прижимать к себе, укладывать спать рядом, на них и смотреть-то страшно.

Куклы с гробами относятся к этому же виду антиигрушек.

►►► Иногда кукол Реборн относят к этому же виду. читайте о них:

Куклы Reborn, пугающие своей схожестью с младенцами

Асоциальные игрушки - незаметно переворачивают формирующиеся нравственные нормы у детей, способствуют растлению детского сознания.

Существует целая серия игрушек, носящая название "Неприличные мишки", в которой любимые детьми животные изображаются как весьма "озабоченные" создания. Причем, среди них есть "Немного неприличные мишки" и "Совсем неприличные". )))

Подумайте только: для кого дано пояснение к игрушке "Медсестра Нурси"?

"Обаятельная и сексапильная Нурси обожает свою работу. В отличие от своих коллег, она с радостью берется за любое дело, насколько бы деликатным оно не было. Причем, чем глубже ваша проблема, тем охотней с ней будет справляться неутомимая Нурси. Возможно, это ее даже возбуждает…"

Что уж говорить о Барби, если в некоторых наборах из огромной серии об этой кукле, детям раскрываются тайны супружеской жизни. /разместить не могу, просто стыдно. Вдруг ваши дети смотрят?/

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Ни одним краем души не могу воспринять игрушки, изображающие фекалии. Размещать фото игрушек на эту тему даже не хочется. Хотя, например, в Корее большим спросом пользуется "Пукающая кукла" (при нажатии на живот куклы раздаётся характерный звук, и . запах тоже).

Кровожадные куклы - игрушки, пугающие ребёнка натуралистическим изображением травм, увечий, следов кровопролития.

Здесь можно вновь напомнить серию о "Неприличных мишках", некоторые из которых подвергаются кровопролитным средневековым пыткам.

Но зачем об этом знать детям?

Да ведь это не игрушечный мишка - это модифицированный средневековый пыточный механизм "Нюрнбергская дева"! Беднягу помещали в саркофаг, где его тело протыкалось многочисленными шипами.

Да ведь это не игрушечный мишка - это модифицированный средневековый пыточный механизм "Нюрнбергская дева"! Беднягу помещали в саркофаг, где его тело протыкалось многочисленными шипами.

P.S. (от 16.03.21) содержание некоторых комментариев вынуждает остановиться на игрушках для взрослых (хотя это не является задачей данной статьи).

Жизнь показывает, что в обществе появилось много взрослых, играющих в игрушки. Интернет сообщает, что 10 % всех произведённых игрушек покупается взрослыми для себя (не для детей). Это - громадная цифра (я в неё не верю, надо побольше информации на эту тему).

Появилось даже понятие "кидалт" (от англ. kid — ребёнок, adult — взрослый), иначе говоря - "взрослый ребёнок".

Но сразу же вопрос: а взрослые в игрушки играют? Или они только коллекционируют их?

Определение: Игрушка - предмет для игры. Коллекционировать - не значит - играть, поэтому, даже игрушка станет антиигрушкой у коллекционера.

Далее: а само понятие "играть в игрушки" - можно отнести к взрослым?

Игра - "деятельность в воображаемой ситуации" (говоря компьютерным языком - "симулятор реальности").

Но дети играют именно потому, что им пока не доступна реальность : они "скачут" на воображаемом коне (палочке), потому что реальный конь им не доступен; "летают" на воображаемом самолёте, потому что лётчиками стать смогут лишь через пару десятков лет; пеленают кукол, потому что реальных детей заведут через.

Что такое антиигрушка? Виды плохих игрушек. Рекомендации родителям.

ВложениеРазмер
kakoy_dolzhna_byt_igrushka.docx 21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - основной вид деятельности дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использований разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире.

Игрушки являются для ребёнка, той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализуют свои творческие способности, выражает свои чувства, а также учит общаться и познавать себя.

Подбор игрушки- дело серьёзное и ответственное. От успешности зависит не только игра ребёнка, но и прогресс в его развитии.

При выборе игрушки надо учитывать не только их красоту и санитарное – гигиенические свойства, но и возможность психологический эффект.

Главное в выборе игрушки- просто подумать, что она собой представляет и какие качества сформирует.

Ситуация на рынке современных игрушек не простая. С одной стороны полки ломятся от широкого ассортимента. А с другой- выбрать хорошею игрушку довольно сложно.

Какая же игрушка считается хорошей? Детские психологи и мы- воспитатели сходимся во мнении, что правильная игрушка-та, которая несёт добро и вызывает положительные эмоции, а также развивает у ребёнка способность к игровой деятельности.

Сегодня мы поговорим о антиигрушках.

Антиигрушка - это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушка - это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?

Монстры, вурдалаки, киборги, роботы - транс-формеры, устрашающего вида насекомые, и прочие чудовища:


Постоянное искажение образа человека – печальная современная тенденция, касающаяся не только игрушек, но и фильмов, мультфильмов, детских сказок и компьютерных игр. Сейчас стало модно снимать детские фильмы о вампирах, оборотнях, с утрированными и странными выражениями лица, роботах-трансформерах, киборгах, устрашающего вида насекомых и прочих чудовищах. Более того, детей заставляют относиться к ним положительно, сопереживать им, восхищаться ими. То есть героями современных детей больше не являются доблестные рыцари и отважные Иван-Царевичи – теперь они восторгаются и хотят быть похожи на разную нечисть со страшной наружностью и ужасной внутренней природой.

Психологи бьют тревогу. Дело в том, что ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

Если начистоту, то страшные игрушки существовали во все времена. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие примеры из сказок (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Горгона). Однако устрашающая внешность этих персонажей соответствует их внутренней сущности: они страшные, потому что злые. Такие игрушки предназначаются для обыгрывания негативных эмоций ребенка, для осознания и оценки собственных некрасивых и неправильных поступков.

И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добром и злом.

Игрушки в виде монстров, мертвецов и вампиров запросто могут привести к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека.

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) -это квази-игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух - трёх лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров.

Барби- блондинки, брюнетки. с особняками и симпатичными женихами Кенами.Воспитываясь рядом с этой куклой девочки понимают, что не соответствуют параметрам этой куклы-идеал, образ которой прочно отложится детском подсознании. Это для девочки может быть определённой психологической травмой.

Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Что плохого в этих игрушках - это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет, тем самым не дает раскрыться фантазии ребенка. В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого одного простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. Игрушки с жестко зашитыми алгоритмами и речевыми модулями развивают безынициативность, лишают ребенка многовариантности собственного выбора действий, исключают принятие собственного решения, кроме единственного, предложенного производителем игрушки.

Нажмешь кнопку на животе – медведь зарычит, кукла говорит “я тебя люблю” или “покорми меня” или просто пропевает неразборчивую запись. Нажимаешь кнопку – получаешь впечатление, повторяются одни и те же действия. Но если нет многовариантности и диалога, о каком интерактиве может идти речь? Умение нажимать одну и ту же кнопку, чтобы в награду получать одно и то же удовольствие? Какое развитие несет нажатие кнопки и получение одной и той же реакции?

У детей есть огромный интерес к ручному труду – и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену – то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни. Вспомните какие положительные эмоции у ребенка вызывает совместная готовка с мамой?

Правильная игрушка многофункциональна. То есть, ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх, она дает поле для фантазии ребенка и расширяет его кругозор.

Классический пример многофункциональной игрушки – мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Правильная игрушка – это поделка сделанная вместе с родителями. Игрушкой “сделай сам” ребенок начинает играть уже во время ее создания.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (ткань, дерево, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.

Читайте также: