Нераспроданные в течение месяца игрушки уценили этому талантливому

Обновлено: 16.05.2024

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

25
Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не) оконченную вчера работу.
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не) уверенность.
В сгустившихся сумерках уже (не) видны силуэты людей.
Экспедиция (не) должна была приступать к работе.
Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не) весенним вечерком.

26
Посещение Третьяковской галереи оставило (не) забываемое впечатление.
Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не) делающих тому чести.
Река еще (не) замерзла.
То был (не) веселый, смеющийся говор весны, а едва слышная, дремотная болтовня.
Они сидели, ничего (не) говоря.

Мысли о (не) оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не) стриженые вихры.
Кто (не) знает стихов Пушкина!
Вовсе (не) интересный фильм показали вечером.
В окнах (не) было ни одного стекла.

28
Кругом стоит удивительная, ничем (не) нарушаемая тишина.
Во влажном воздухе витал (не) повторимый запах приближающейся весны.
Ни один восход (не) бывает похож на другой.
(Не) дождавшись брата, я ушел.
(Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

29
(Не) смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не) тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то от-чуждённо.
Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно.
Давно ему (не) дышалось так легко.
Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Путники шли без привала весь день, (не) чувствуя усталости,
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не) справедливость
существующего порядка.
Мне (не) за что на вас сердиться.
Она отвечала ему, нисколько (не) смущаясь.
Он никогда (не) смотрит прямо.

31
Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами.
Он широко шагал по еще (не) расчищенным от снега улицам.
Удобрение (не) вывезено на поля.
Дождей больших еще (не) было.
Я (не) готов к уроку.

32
Луна (не) бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда (не) получал писем.
(Не) исследованные места влекут меня, а глухие дебри.
Дорога (не) ровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, (не) проверив пароля.

33
Мальчики (не) узнавали леса.
(Не) котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он (не) такой, как все, тихий, ласковый.

Эта задача так и (не) решена учениками.
(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
(Не) у кого спросить, все молчат.
Пошел дождь, (не) прекращавшийся в течение часа.
(Не) сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.

35
В предместье живут отнюдь (не) богачи.
На снег, (не) тронутый никем, легли тени.
(Не) распроданные игрушки уценили.
Дуня (не) лишена обаяния.
Вася никогда (не) стремился к славе

36
Наш спутник тоже (не) сидел сложа руки.
Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники.
Путники вышли к ещё (не) обросшему кромкой льда берегу.
(Не) мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Ведь вы ни в чем (не) обвиняетесь.

37
Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает.
(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не) облегчающий душу сон.

38
Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не) исследованной местности.
До нас (не) долетал грохот взорвавшихся снарядов.
Отказаться от такого угощения никто (не) вправе
Наказывать солдат было (не) за что.

25
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то неуверенность.
26
Посещение Третьяковской галереи оставило незабываемое впечатление.
27
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил нестриженые вихры.
28
Во влажном воздухе витал неповторимый запах приближающейся весны.
29
Несмотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
30
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на несправедливость существующего порядка.
31
Старинный сад утром похож на сказочный лес с нехожеными тропами.
32
Дорога неровная, зато самая короткая.
33
Друзья разъехались, и некого позвать в гости.
34
Неяркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
35
Нераспроданные игрушки уценили.
36
Вокруг тянулись нескончаемые виноградники.
37
У Насти были неправильные, но приятные черты лица.
38
Работать пришлось в неисследованной местности.

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) (. ) слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала.

2. Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена.

3. Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит.

4. Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость.

5. Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Другими словами,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несовершенный вид, за кем-чем.

1. Смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-нибудь, ход чего-нибудь. Следить за успехами науки. Следить за чьей-нибудь мыслью. Следить за литературой.

3. Наблюдая, заботиться. Следить за детьми. Следить за собой (заботиться о своей внешности и здоровье).

4. Наблюдать чьи-нибудь действия с целью собрать какие-нибудь сведения, разоблачить, поймать. Следить за нарушителем границы.

5. Охранять, оберегать. Следить за стадом.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.

2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак - это продукция, которая содержит дефекты.

4. Молния - ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.

5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около трёх КИЛОГРАММОВ

все ДИРЕКТОРА заводов

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ спектакля

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом 1) Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.
Б) нарушение построения предложения с деепричастным оборотом 2) Психологи считают, что оратор не должен появляться перед публикой до начала своего выступления.
В) нарушение управления 3) Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.
6) По приезде в Санкт-Петербург мы отправились на Дворцовую площадь.
7) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть.
8) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
9) Бабушка не пропускала ни одной рубрики «Готовим вместе» в журнале «Теленеделе».

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в. дрогнуть, не. говорчивый

пр. старелый, пр. рекаться

пр. следовать, пр. чудливый

не. глядный, з. коренелый

о. пилить, на. пись

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики.

3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом.

4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха.

5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами в кафе.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ПО(ТОМУ), как изгибался берег, Настя поняла, что высокий лесистый мыс остался (С)ЛЕВА.

2. Когда ходили по дворцу, я всё думал, ЧТО(БЫ) такое взять и унести отсюда (НА)ПАМЯТЬ.

3. ОТКУДА(ТО) потянуло дымком, и Пётр, только что приехавший (ОТ)ТУДА, где дымы больше месяца не сходили с земли, невольно приостановился.

4. Едешь КУДА(НИБУДЬ), (В)РОДЕ бы всё в порядке, и вдруг — незапланированная остановка.

5. А как (НА)СЧЁТ ТОГО, ЧТО(БЫ) стать великим футболистом?

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда он заявился в столовую, обставле(1)ую дорого и чудно: картины в тяжёлых золочё(2)ых рамах, какие-то столики по углам, на них серебря(3)ые канделябры, антикварные часы со вздыбле(4)ыми конями и множество мелких случайных вещиц, — все уже собрались.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

2. Он лёг в постель и забылся свинцовым и безотрадным сном.

3. В этом деле есть и свои преимущества и свои недостатки.

4. Цветущую ромашку встретишь и на лесных опушках и на полях и вдоль дорог и по берегам рек.

5. С первым морозом кусты и деревья даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В широком розовом платье (1) особенно ей шедшем (2) с волосами (3) отливающими в золото (4) и с рукой (5) поднятой к глазам (6) Анна напомнила мне Флору.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Книга французского художника Жана Эффеля «Сотворение мира» (1) забавные рисунки (2) в которой (3) я так любил рассматривать в детстве (4) до сих пор стоит на полке в комнате отца.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда человек нам не нравится (1) мы найдём любые поводы отказать ему в помощи (2) а (3) если он нам нравится (4) то мы всегда убедим себя (5) что ему необходимо помочь.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.

(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

(27) - Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

(31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.

(32)- Раз один - то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! (34)Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат.

(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.

(По М.А. Булгакову.)

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

1. Только во сне прокуратор готов пожертвовать своей карьерой ради человека, совершившего преступление против кесаря.

2. Прокуратор Иудеи ради истины не был готов пожертвовать своей карьерой.

3. Прокуратор Иудеи не погубил свою карьеру ради человека, совершившего преступления против кесаря.

4. Прокуратор Иудеи всегда был трусом.

5. Пробуждение игемона не было ужасным.

1. В предложениях 1-5 перечислены последовательные действия персонажа.

2. В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

3. Предложения 7-9 представляют собой описание.

4. Предложения 37-40 содержат повествование.

5. В предложениях 23-26 представлено повествование.

Из предложений 24-30 выпишите антонимы.

Среди предложений 4-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

„Фрагмент из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» подтверждает мысль о том, что человек лишается духовной и душевной гармонии, совершая поступки против собственной совести. Автор доносит до нас свои мысли, используя следующие языковые средства: (А) _____ («оголённая луна», «чистом небе» в предложении 5), (Б) _____ («сон наконец сжалился над игемоном» в предложении 6), синтаксическое средство (В) _____ (предложение 21, 22), (Г) _____ («скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога» в предложении 38)“.

4. профессиональная лексика

6. лексический повтор

9. контекстные синонимы

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Когда нам грустно, слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость, и у нас из глаз текут слёзы. (2) (. ) слёзы возникают не только тогда, когда мы печалимся. (З)Пока мы бодрствуем, слёзы вырабатываются непрерывно: они выполняют очень важную функцию - следят за тем, чтобы чувствительная роговая оболочка на поверхности глазного яблока постоянно была увлажнена и никогда не высыхала.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Когда нам грустно и печально, у нас из глаз текут слёзы, это нужно для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была увлажнена и никогда не пересыхала.

2. Слёзы появляются не тогда, когда нам грустно, а когда пересыхает роговая оболочка глазного яблока, которая должна быть постоянно увлажнена.

3. Слёзные железы над глазным яблоком производят солоноватую жидкость в течение всего времени, пока человек грустит.

4. Для увлажнения роговой оболочки глазного яблока, чтобы она не пересыхала, слёзные железы человека непрерывно вырабатывают солоноватую жидкость.

5. Слёзы возникают не только тогда, когда мы грустим, но и когда мы не печалимся, так как нужны для того, чтобы роговая оболочка глазного яблока была постоянно увлажнена и не пересыхала.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Другими словами,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несовершенный вид, за кем-чем.

1. Смотреть, наблюдая. Следить за полётом птиц.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-нибудь, ход чего-нибудь. Следить за успехами науки. Следить за чьей-нибудь мыслью. Следить за литературой.

3. Наблюдая, заботиться. Следить за детьми. Следить за собой (заботиться о своей внешности и здоровье).

4. Наблюдать чьи-нибудь действия с целью собрать какие-нибудь сведения, разоблачить, поймать. Следить за нарушителем границы.

5. Охранять, оберегать. Следить за стадом.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.

2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак - это продукция, которая содержит дефекты.

4. Молния - ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.

5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около трёх КИЛОГРАММОВ

все ДИРЕКТОРА заводов

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ спектакля

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом 1) Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.
Б) нарушение построения предложения с деепричастным оборотом 2) Психологи считают, что оратор не должен появляться перед публикой до начала своего выступления.
В) нарушение управления 3) Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.
6) По приезде в Санкт-Петербург мы отправились на Дворцовую площадь.
7) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть.
8) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
9) Бабушка не пропускала ни одной рубрики «Готовим вместе» в журнале «Теленеделе».

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в. дрогнуть, не. говорчивый

пр. старелый, пр. рекаться

пр. следовать, пр. чудливый

не. глядный, з. коренелый

о. пилить, на. пись

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики.

3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом.

4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха.

5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами в кафе.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ПО(ТОМУ), как изгибался берег, Настя поняла, что высокий лесистый мыс остался (С)ЛЕВА.

2. Когда ходили по дворцу, я всё думал, ЧТО(БЫ) такое взять и унести отсюда (НА)ПАМЯТЬ.

3. ОТКУДА(ТО) потянуло дымком, и Пётр, только что приехавший (ОТ)ТУДА, где дымы больше месяца не сходили с земли, невольно приостановился.

4. Едешь КУДА(НИБУДЬ), (В)РОДЕ бы всё в порядке, и вдруг — незапланированная остановка.

5. А как (НА)СЧЁТ ТОГО, ЧТО(БЫ) стать великим футболистом?

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда он заявился в столовую, обставле(1)ую дорого и чудно: картины в тяжёлых золочё(2)ых рамах, какие-то столики по углам, на них серебря(3)ые канделябры, антикварные часы со вздыбле(4)ыми конями и множество мелких случайных вещиц, — все уже собрались.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

2. Он лёг в постель и забылся свинцовым и безотрадным сном.

3. В этом деле есть и свои преимущества и свои недостатки.

4. Цветущую ромашку встретишь и на лесных опушках и на полях и вдоль дорог и по берегам рек.

5. С первым морозом кусты и деревья даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В широком розовом платье (1) особенно ей шедшем (2) с волосами (3) отливающими в золото (4) и с рукой (5) поднятой к глазам (6) Анна напомнила мне Флору.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Книга французского художника Жана Эффеля «Сотворение мира» (1) забавные рисунки (2) в которой (3) я так любил рассматривать в детстве (4) до сих пор стоит на полке в комнате отца.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда человек нам не нравится (1) мы найдём любые поводы отказать ему в помощи (2) а (3) если он нам нравится (4) то мы всегда убедим себя (5) что ему необходимо помочь.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.

(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

(27) - Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

(31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.

(32)- Раз один - то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! (34)Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат.

(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.

(По М.А. Булгакову.)

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

1. Только во сне прокуратор готов пожертвовать своей карьерой ради человека, совершившего преступление против кесаря.

2. Прокуратор Иудеи ради истины не был готов пожертвовать своей карьерой.

3. Прокуратор Иудеи не погубил свою карьеру ради человека, совершившего преступления против кесаря.

4. Прокуратор Иудеи всегда был трусом.

5. Пробуждение игемона не было ужасным.

1. В предложениях 1-5 перечислены последовательные действия персонажа.

2. В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

3. Предложения 7-9 представляют собой описание.

4. Предложения 37-40 содержат повествование.

5. В предложениях 23-26 представлено повествование.

Из предложений 24-30 выпишите антонимы.

Среди предложений 4-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

„Фрагмент из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» подтверждает мысль о том, что человек лишается духовной и душевной гармонии, совершая поступки против собственной совести. Автор доносит до нас свои мысли, используя следующие языковые средства: (А) _____ («оголённая луна», «чистом небе» в предложении 5), (Б) _____ («сон наконец сжалился над игемоном» в предложении 6), синтаксическое средство (В) _____ (предложение 21, 22), (Г) _____ («скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога» в предложении 38)“.

4. профессиональная лексика

6. лексический повтор

9. контекстные синонимы

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Тип 13 № 1310

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В предместье живут отнюдь (не)богачи.

На снег, (не)тронутый никем, легли тени.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Вася никогда (не)стремился к славе.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

В предместье живут отнюдь не богачи.

На снег, не тронутый никем, легли тени.

Нераспроданные игрушки уценили.

Дуня не лишена обаяния.

Вася никогда не стремился к славе.

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.

Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать.

3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Пробный тренировочный вариант №7 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку для 11 класс с ответами, проблемой текста и позицией автора, а также пример готового сочинения по тексту Железникова «Николай Николаевич не был в городке более».

Ответы, авторская позиция и проблема для текста опубликованы в конце варианта ЕГЭ после заданий. Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Решу ЕГЭ 2022 год по русскому языку 11 класс вариант №7:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3:

Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек. Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.

Во-первых, он при заказе никогда не посылал з авали(1) арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; ( _______ ), у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.

Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару. (По В. А. Гиляровскому)

  • 1) Первое предложение (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить) — это тезис, который доказывается в тексте.
  • 2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются специальная терминология (калачи, сайки, подаяние, пища), речевые штампы — клише (основатель булочной, деньги нажить, особым образом).
  • 3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
  • 4) В предложениях Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком (3-й абзац) и И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений (4-й абзац) передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
  • 5) Разговорная (нажить, барыш), устаревшая (жертвователь, верста) лексика, фразеологизмы (испокон веков; с пылу, с жару) помогают передать колорит эпохи.

Правильный ответ: 1345

2)Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Правильный ответ: во-вторых

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом (4) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАБОТА, -ы; ж.

Правильный ответ: 2

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук выпишите это слово крАлась, диспансЕр, красивЕе, исчЕрпать, углубИть.

Правильный ответ: красивее

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • 1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино. 2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.
  • 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак — это продукция, которая содержит дефекты.
  • 4. Молния — ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.
  • 5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

Правильный ответ: вечный

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.

Правильный ответ: главный

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. около трёх КИЛОГРАММОВ ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами все ДИРЕКТОРА заводов НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача ПО ЗАВЕРШЕНИЮ спектакля.

Правильный ответ: по завершении

  • 1) сомневаться, агитация, блестящий
  • 2) редколесье, асфальтировать, ворсистый
  • 3) консервировать, потеплевший, загромождать
  • 4) обрамление, частота (сердцебиения), симпатичный
  • 5) (предвыборная) кампания, озаривший, томительный

Правильный ответ: 234

  • 1) пост..мпериализм, меж..рригационный, спорт..гра
  • 2) бе..форменный, ..дача, бе..возвратно
  • 3) во..кликнуть, ра..шить, ..держать
  • 4) с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый
  • 5) пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть

Правильный ответ: 13

  • 1) ман..шь, гречн..вый
  • 2) рул..вой, недоум..вая
  • 3) проверя..шь, невид..мый
  • 4) тюл..вый, претерп..вающий
  • 5) заманч..вый, остр..нький

Правильный ответ: 24

  • 1) изуча..шь, независ..мый
  • 2) законч..шь, провер..вший
  • 3) обяж..шь, движ..мый
  • 4) принос.шь, повал..нный
  • 5) запиш..шь, закручива..мый

Правильный ответ: 25

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили. 2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики. 3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом. 4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха. 5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами в кафе.

Правильный ответ: несмотря

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. ПО(ТОМУ), как изгибался берег, Настя поняла, что высокий лесистый мыс остался (С)ЛЕВА. 2. Когда ходили по дворцу, я всё думал, ЧТО(БЫ) такое взять и унести отсюда (НА)ПАМЯТЬ. 3. ОТКУДА(ТО) потянуло дымком, и Пётр, только что приехавший (ОТ)ТУДА, где дымы больше месяца не сходили с земли, невольно приостановился. 4. Едешь КУДА(НИБУДЬ), (В)РОДЕ бы всё в порядке, и вдруг — незапланированная остановка. 5. А как (НА)СЧЁТ ТОГО, ЧТО(БЫ) стать великим футболистом?

Правильный ответ: чтобы на память

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Когда он заявился в столовую, обставле(1)ую дорого и чудно: картины в тяжёлых золочё(2)ых рамах, какие-то столики по углам, на них серебря(3)ые канделябры, антикварные часы со вздыбле(4)ыми конями и множество мелких случайных вещиц, — все уже собрались.

Правильный ответ: 14

16)Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) В доме стояли напольные старинные часы с боем и висели две картины неизвестного итальянского мастера. 2) В один из последних вечеров в Коктебеле видел я и старую женщину с сухими цветами и её новых друзей. 3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость. 4) Ударам стихии подверглись западные южные юго-восточные районы города и его центральная часть. 5) Солнце садилось и окрашивало небосклон нежными красками то огненного то желтовато-бледного заката.

Правильный ответ: 235

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В широком розовом платье (1) особенно ей шедшем (2) с волосами (3) отливающими в золото (4) и с рукой (5) поднятой к глазам (6) Анна напомнила мне Флору.

Правильный ответ: 123456

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

Правильный ответ: 124

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мне показалось (1) что редактор газеты очень хорошо понимал значение экспедиции «Святой Марии» (2) поскольку он сказал (3) что сейчас (4) когда у всех к Арктике такой огромный интерес (5) это своевременная и нужная тема.

Правильный ответ: 12345

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда человек нам не нравится (1) мы найдём любые поводы отказать ему в помощи (2) а (3) если он нам нравится (4) то мы всегда убедим себя (5) что ему необходимо помочь.

Правильный ответ: 1245

21)Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В Спарте было три сословия – три класса: спартанцы, периэки, илоты. (2) Спартанцы правили и воевали, периэки ковали оружие и платили подать, илоты пахали и собирали жатву. (3)Спартанцев было девять тысяч семейств: вся земля Лаконии была разделена для них на девять тысяч равных наделов – ведь на войне все равны. (4)Спартанцы обедали не дома, а в казармах: каждый отряд вместе. (5)Главным кушаньем была черная кровяная похлебка из свинины с чечевицей, уксусом и солью. (6)Она была невероятно питательна и невероятно противна на вкус. (7)Персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, попробовал и сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

Правильный ответ: 347

22)Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

  • 1. Николай Николаевич только в детстве думал о том, что «люди с картин» живут в их доме.
  • 2. Дом Николая Николаевича стоял заколоченным уже несколько лет.
  • 3. Мебель в старом доме была сдвинута и закрыта чехлами, а картины лежали на антресолях.
  • 4. Николай Николаевич развесил картины, а потом затопил печь и принялся за уборку.
  • 5. Николай Николаевич мечтал о том, что сын с семьёй поселится в родном доме.

Правильный ответ: 124

26)«У каждого человека есть дом, где он родился и жили его родные, дом, где долго жил он сам и, может быть, был счастлив, — словом, дом, который мы называем «отчий». Человек, став уже взрослым, возвращается в этот дом в реальной жизни или мысленно, потому что родные стены возрождают его к жизни и наполняют силой. Владимир Железников очень ярко и зримо описывает именно такую ситуацию, используя различные синтаксические средства: (А) (предложения 27—29), (Б) (в предложениях 9, 11,12 и др.), (В) (предложение 34). Выразительность тексту придают и (Г) («родной дом», «кропотливая работа»)».

Правильный ответ: 7951

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел. (З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц. (5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела.

(7)А ступени главного крыльца совсем прогнили. (8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон. (10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное — отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью. (11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами.

(12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно. (14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал. (15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей. (20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.

(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей. (25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову. (26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины… (29)Каждую на своё место. (З0)Николай Николаевич огляделся, подумал, что бы сделать ещё, — и вдруг понял, что ему больше всего хочется сесть в старое отцовское кресло, которое называлось волшебным словом «вольтеровское».

(31)В детстве ему не разрешалось этого делать, а как хотелось забраться на него с ногами. (32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь… (34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича. (З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)И конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома. (По В. Железникову *)

Владимир Карпович Железников (род. в 1925 г.) — русский детский писатель, кинодраматург, засуженный деятель искусств Российской Федерации, автор таких известных произведений для детей, как «Чудак из «6-Б»», «Чучело», «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке».

Примерный круг проблем:

  • Проблема отношения к родному дому. (Почему человек дорожит домом, в котором прошло его детство?)
  • Проблема памяти. (Почему люди дорожат памятью о прошлом?)

Авторская позиция:

  • Родной дом для большинства людей — это связь с прошлым, воспоминания детства, память о родных и близких людях, которая поддерживает человека в трудные периоды жизни.
  • Память о прошлом поддерживает человека в трудные моменты жизни.

Пример готового сочинения ЕГЭ

Где человек может почувствовать себя счастливым? Таким вопросом задаётся В. Железников, поднимая в предложенном для анализа тексте проблему роли дома в жизни человека.

сочинение егэ железников

Николай Николаевич долго трудится, чтобы привести своё жильё в порядок, а когда ему это удаётся, он ощущает настоящее счастье. Даже спустя несколько лет герой «почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома…». Любой человек привязан к тому месту, с которым его связывает множество воспоминаний. И это место-дом.

Эти два фрагмента текста дополняют друг друга, что позволяет увидеть, как несчастный человек может вновь обрести радость, когда есть место, где можно чувствовать себя счастливо. Позиция автора мне понятна. Он убеждён, что родной дом- это не только светлые воспоминая, но и место, в котором нуждается каждый человек.

Я полностью разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что дом играет очень важную роль в жизни каждого человека. Его будущее очень сильно зависит от места и окружения, где он провёл детство.

Ярким примером, подтверждающим духовную значимость дома, может стать восприятие этого места Обломовым, героем одноименного романа И. А. Гончарова. Дело в том, что детские годы Ильи Ильича, происходившие в семейном поместье, в деревне Обломовка, и запомнились ему, как самые счастливые в его жизни. В своих снах он с огромным восторгом возвращается в это тихое место, где был поистине счастлив. Сны, как известно, являются окном в подсознание человека и отражают его потаенные желания и мечты. Задремав, Обломов мысленно переносится в родной дом, убегает от реальности, полной разочарований, чтобы ощутить прилив сил и положительных эмоций.

Подводя итог, хочется сказать, что В. Железников затронул важнейшую проблему и заставил задуматься, как важна роль дома в жизни человека.

Читайте также: