Нод народная игрушка в подготовительной группе

Обновлено: 17.05.2024

Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

Задачи:

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход:

Во все времена и все дети любили играть. А вот игрушки не всегда были такими. Как вы думаете, из чего раньше изготавливали игрушки?

- Откуда мы можем узнать, чем играли дети раньше, давным-давно, в старину? (из книг, кино, энциклопедий)

- А еще мы можем сходить в музей и посмотреть там на старинные игрушки. Мы сегодня с вами тоже отправимся в музей, но не простой, а виртуальный. Что это значит, как вы думаете?

- Кто-нибудь из вас был в музее? Как нужно вести себя в музее? А я буду у вас экскурсоводом. Так называется человек, который работает в музее и рассказывает о выставленных там работах.

(во время показа слайдов и рассказа параллельно показывать куклы)

1 слайд. Итак, мы отправляемся в музей узнать об истории игрушек. История появления игрушек уходит в далекое прошлое.

2 слайд. Самая древняя из игрушек – кукла. Во все времена дети любили играть в куклы.

3 слайд. Игрушки делали либо родители, либо сами дети. Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой.

- Как вы думаете, из чего она сделана?

- Интересно с ней играть? Почему?

- Да, деревянная совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки. Делали и кукол из соломы. Вот таких. Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась.

- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Вот человек и придумал другую куклу (показываю тряпичную куклу).

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

- Ребята, это тряпичная кукла.

- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

- Чем она отличается от предыдущих кукол?

- Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

- Такие куклы назывались скрутки, самокрутки, закрутки. Тряпичные куклы для самых маленьких назывались - кувадки. Разноцветные куклы - кувадки развешивались над детской колыбелькой. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Изготавливали наши предки (даю для обследования) и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Давайте вспомним, что мы относим к народным игрушкам (матрешки, свистульки, глиняные игрушки).

4 слайд. Наш первый экспонат- предмет на выставке- это матрешки. Первую матрешку придумали и создали больше ста лет назад.

-Из чего они сделаны (Из дерева)

Ее создатели – Василий Звездочкин - он выточил матрешку. Сергей Малютин – он ее разукрасил.

-Ребята, а как сейчас выглядят матрешки, сколько штук внутри спрятано (пять матрешек и все похожи на первую большую).

5 слайд - А вы знаете, что первая матрешка состояла из 8 фигурок, мальчик чередовался с девочкой, а последняя матрешка была в виде младенца. Это была девочка в русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшка. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую матрёшку. И однажды появилась она на Сергиевском базаре. Потом матрешки разъехались по разным городам и селам и везде их разрисовывали по-своему.

6 слайд Сейчас наиболее известны семеновские, полхов-майданские и загорские матрешки.

Давайте посмотрим на них и сравним, чем же они отличаются (дети сравнивают). В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её переднике всегда яркий большой цветок. Семеновские матрешки отличаются большой площадью незакрашенного дерева и пышным букетом цветов на фартуке. При росписи этих матрешек используют в основном яркие цвета – желтый и красный. Не похожа она на Загорскую матрёшку и чертами лица. Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке, платке.

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-Майдан, что в ста километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый, розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Полхов-майданские матрешки отличаются большим цветком розы с большим количеством лепестков, рядом с которым могут быть нераспустившиеся бутоны на ветках. В росписи используют как яркие, так и темные цвета. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру. Матрешки из Загорска отличаются отсутствием цветов на фартуке, все детали лица и одежды обведены черным контуром.

7 слайд. Авторская матрешка

8 слайд. –Как вы думаете, из чего сделана следующая игрушка?

Правильно, это традиционная богородская игрушка- неокрашенная фигурка из мягких пород дерева- липы, гольхи и осины. Самой популярной игрушкой до сих пор остается игрушка «Кузнецы», установленная на двух движущихся планках. Если потянуть за них в разные стороны, то фигурки будут двигаться. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

11 слайд. Следующий экспонат- это филимоновская игрушка. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат. У барышень и солдат в руках были букеты или кувшины, в которых были спрятаны свистульки. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.

Какими узорами расписывали филимоновские игрушки? Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и синий).

У филимоновских игрушек сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками.

13 слайд. Мы переходим к следующему экспонату- это дымковская игрушка.

-Почему они так называются? (ответы детей)

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Эти игрушки делают из глины. Сначала глину несколько раз рубят лопатой, затем скатывают в шарики, из шариков раскатывают блины, а уже из блинов сворачивают нужную форму. Затем фигурку несколько дней сушили на солнце, потом обжигали в печи. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.

-Давайте сравним роспись филимоновкой и дымковской игрушек, чем они отличаются? (ответы детей)

-Правильно, это традиционные дымковские узоры – геометрический орнамент-. Краски мешали на квасе и яйце и сразу до десяти красок. Расписывали фигурки самодельными кисточками- из лучинок – тонкие щепки – и тряпочек, но у всех мастеров обязательно были тонкие хорьковые кисточки для прорисовывания черт лица. После росписи игрушку золотили- покрывали золотистой фольгой кокошник барышням, гребешки петухам и индюкам.

-Какие дымковские игрушки вы знаете (ответы детей) Среди них есть и многофигурные композиции – «Гуляния», «Чаепитие» и др.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладем,

Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики).

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле).

16 слайд. В прошлом веке кукол стали делать из фарфора. Это такое тонкое специальное стекло. Посмотрите на фарфоровую куклу. Она очень хрупкая. Играть ей нужно очень аккуратно.

Прошло много лет. Человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

- И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.

Позже начали делать куклы и из резины. (Даю куклу из резины для обследования).

- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

- А как можно играть с современными куклами?

- У кого из вас есть такие куклы?

- Ребята, а это что за кукла?

Правильно, позже человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

- Как с ней можно играть?

- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

- Вот мы и познакомились с разными куклами, сами того не замечая. Где мы с вами побывали? (в музее) Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось

Прикреплённые файлы:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Лэпбук «Русская народная кукла»

Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе ДОУ на неделю «Народная игрушка» Дата: 9 января 2020 года День недели: четверг Тема недели «Народная игрушка» Индиви- дуальная работа Владимир К. Антон К. Физическое развитие:.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки ее мастерами ,закрепляют знания о промыслах и символе России -матрешке.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka.docx 398.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

по развитию речи

для детей группы общеразвивающей

Тема: «Народная игрушка – деревянная игрушка»

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

- продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

-о богащать словарный запас детей;побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.

- закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

- развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

-развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. --в ладеть речью как средством общения и культуры.

-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

-воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.

- совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Способы организации детей – подгрупповая 12 человек.

Оборудование_ мультимедийное оборудование, диапроектор, аудио гуашь,кисточки, баночки для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек для рисования,игрушка матрешка ,ёлочка искусственная, книжка – «Матрешка раскраска».

Словарная работа – Матрена чурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы - словесны й (худ, слово, беседа), наглядный, информативн о - рецептивны й (осмысление) практический.

Ожидаемый результат - повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности

Раздается стук в дверь.

Значит, я попала по адресу. Вы узнали меня? Загадаю вам загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Это? Русская ---матрешка.

Молодцы, ребята. Я неспроста пришла в гости к вам.Я предлагаю, вам поближе познакомится, и поиграть в игру.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся и друг

В :И сегодня мы с вами поговорим о народных игрушкахи узнаем, какая из игрушек является символом России.

Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.

Тогда присаживайтесь на скамеечки, и мы посмотрим на экран.

Самую первую матрешку создали в Японии. В России матрешка была изготовлена мастером по фамилии В.П. Звездочкин. А семеновскую игрушкуизготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?

В : Япредлагаю вам рассмотретьмнемотаблицу. Посмотрите на первый слайд.

Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы.Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась.Когда чурбачок, готов к работе мастер бралчурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушкушлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан , затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности предназначен для воспитателей подготовительной к школе груупы. Это интересное путешествие по городам России с Феей игрушек, где в мастерских дети по группами сами делают народные игрушки: куклы-самокрутки, детскую посуду, матрешек. Ребята делают игрушки для девочки, которая нуждается в теплоте и заботе. В начале занятия сказочница читает детям историю , которая их не оставила равнодушной.

ВложениеРазмер
Интересное путешествие с Феей Игрушек по городам России.Изготовление народных игрушек . 22.17 КБ
Праздник совместно с родителями.Дети знакомятся с традиционным хлебом народов мира. 29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Составила и провела: Заборонюк Алла Игоревна.

Тема «Народные игрушки»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма НОД: чтение, обсуждение художественной литературы, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель : Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных, куклах из ткани, местах. Где живут и трудятся мастера народной игрушки.

  • Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы.
  • Закреплять навыки рисования элементов филимоновской и гжельской росписи кистью (игрушки и посуда из соленого теста)
  • Закреплять представления о процессе создания игрушек из ткани.
  • Пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Народные игрушки»
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к традициям своего народа, интерес к народным игрушкам, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия, мелодия «В гостях у сказки», колыбельная.

Зрительный ряд: изделия народных мастеров, русские народные игрушки.

Литературный ряд: художественное слово об игрушках, сказка.

Материал к занятию: народные игрушки, заготовки из соленого теста, образцы кукол-самокруток, краски, салфетки, ткань, ленточки, ножницы, глобус.

Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, рассматривание альбомов «Гжель», «Филимоновская роспись», «Народные игрушки», лепка на занятии, рисование элементов народной росписи, изготовление заготовок игрушек и посуды из соленого теста.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите какая красивая, яркая и необычная у меня шаль. А нарядилась я так сегодня не с проста. Я хранительница сказок.

-Кто такая хранительница? (ответы детей)

-Я приглашаю вас сегодня на посиделки.

Дети проходят в спальню, оформленную под русскую избу и садятся на лавочки. Хранительница сказок садится возле «печки».

- В старину, когда все работы в поле были закончены жители деревни устраивали посиделки.

-Что такое посиделки? (ответы детей)

-Что делали дети на посиделках? (ответы детей)

Вы любите читать сказки? (ответы детей)

-У меня в руках волшебный сундучок. В нем хранятся сказки.

-Хотите узнать какие сказки в сундучке?

Дети по очереди подходят, достают из шкатулки игрушки (черепашку, мышонка, лягушку, кота и отвечают на вопрос с какой сказки эти игрушки.

Черепашка – «Золотой ключик», лягушка – «Царевна Лягушка»,

кот – «Кот в сапогах».

Самую последнюю игрушку – матрешку вынимает из сундука сам воспитатель.

-Из какой сказки матрешка? (дети затрудняются ответить).

Хранительница сказок предлагает детям послушать сказку, в которой одной из героинь является матрешка.

Эта история произошла в городе, где поселилась Фея Игрушек.

Все игрушки Фея делает сама, а еще она может их оживлять с помощью волшебной палочки. Но не все игрушки оживают, а только те, в которые попала капелька тепла из детского сердца.

История девочки и матрешки.

В одном городе открылся магазин игрушек. Все дети заходили в магазин и любовались игрушками. Каких игрушек здесь только не было: из глины, из бумаги, из дерева, из меха и ткани. Стояло ребенку поиграть игрушкой и подружиться с ней, как игрушка могла оживать с помощью волшебной палочки Феи.

Одна маленькая девочка очень худая и бледная, тоже изредка заходила в магазин. Она любила играть с глиняным петушком, колокольчиком и матрешкой. Приходя в магазин, она брала матрешку с полки и садилась отдыхать. Крепко прижимая к себе выбранную игрушку.

Однажды девочки не было целую неделю. Фея знала, что девочка не забыла о своих игрушках. Когда дети забывали о своих игрушках, те не могли больше оживать. А игрушки оживали каждую ночь, рассказывали разные истории и говорили о том, как они скучают по девочке.

Прошла еще неделя, а девочка не появлялась в магазине. Тогда Фея решила

сама навестить девочку. Она взяла матрешку и полетела к девочке.

Фея заглянула в окно комнаты, где жила девочка. Девочка лежала в постели. Она была больна.

- Как вы думаете Фея игрушек поможет девочке?

- Сейчас мы с вами об этом узнаем.

В спальню (избу) входит второй воспитатель в костюме Феи.

-Я Фея игрушек. Я обязательно помогу девочке стать здоровой, веселой и радостной, но мне нужна будет ваша помощь. Поможете мне?

- Приглашаю вас совершить путешествие по городам России. С каждого города вы привезете девочке сувенир – игрушку, сделанную своими руками.

Дети выходят в группу под музыку и садятся на ковер.

-Совершить путешествие нам поможет волшебный глобус. Закрыли глаза.

Фея вращает глобус. Дети открывают глаза. Фея показывает точку желтого цвета на глобусе.

Мы попали в город Филимоново. На экране появляется фотография города.

-Чем знаменит этот город?

На экране кадр с изображением игрушек.

-Как называется роспись, на этих игрушках?

В мастерской этого города дети будут расписывать игрушки, из соленого теста элементами филимоновской росписи.

Следующий город – Сергиев Посад . (на глобусе отмечен красной точкой)

Дети рассматривают изображение города на экране.

-Чем знаменит этот город?

Посмотрите какие красивые и разные матрешки. Все их сделали и расписали мастера. Которые живут в городе. Они приглашают вас к себе в мастерскую. Здесь вы сможете расписать матрешку.

Следующее место, отмеченное на глобусе синей точкой – это село Гжель.

Гжель старинное русское село на берегу реки Гжелки. В этом селе великие русские мастера делают посуду и расписывают ее.

-Как называется эта роспись?

Вашим заданием в мастерской села Гжель будет роспись игрушечной посуды для кукол гжельской росписью.

Следующий город, куда попали дети и Фея — это город Лангепас . (зеленая точка на глобусе)

- В нашем городе тоже есть мастерская, где мастера делают куклы, сувениры.

Как вы думаете, где находится эта мастерская?

(В городском музее, куда детей приглашают на мастер-классы по изготовлению поделок).

-Сегодня в мастерской вы сможете сделать куклу-самокрутку.

Сейчас вы займете места в мастерских по выбору, который сам сделаете.

Я могу дать право выбора мальчику в голубой рубашке, девочке с красной лентой, и девочке в желтом платье. Займите свои места первые. Где бы вы хотели работать. Дети занимают места в мастерских города Филимоново, села Гжель, Сергиев Посада, Лангепас.

Хранительница сказок: Ребята, когда вы будете выполнять свои работы, не забудьте, что по одной игрушке вы можете передать больной девочке. Когда вы будете делать игрушки вложите в них свою любовь, тепло своих сердец, тогда девочка обязательно поправится.

Дети садятся за столы в четыре центра- мастерские. Каждая мастерская оформлена, в ней находятся образцы изделий, заготовки для работы.

В Мастерской города Филимоново дети расписывают элементами филимоновской росписи игрушки.

В мастерской села Гжель расписывают элементами гжельской росписи детскую посуду из соленого теста.

В мастерской города Сергиев Посад дети раскрашивают заготовки матрешек красками.

В мастерской родного города Лангепас дети делают куклы-самокрутки.

Воспитатели помогают детям в каждой мастерской.

Мастерская города, где мы с вами живем - Лангепас.

Как вы думаете, почему куклу назвали самокруткой?

Делали такую куклу без ножниц и иголки из любого кусочка ткани с большим старанием. По такой кукле судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки.

Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и дочкам. Когда они уезжали из дома, для того, чтобы куклы оберегали их в пути. Куклы дарили на свадьбы, мамы делали кукол детям и надеялись, что куклы оберегут их от бед.

Сначала берем кусочек ткани, на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. На линии шеи слегка закрутим и перевяжем нашу заготовку нитками.

Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.

Что надо еще нашей кукле?

С одной стороны, подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью.

Завяжем платок. Вот кукла-самокрутка готова.

Почему куклам не делали лицо?

Лицо оставалось белым, считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы, и кукла оберегает того, у кого находится.

По окончанию работы воспитатель предлагает детям дать имя кукле, спеть ей тихо колыбельную песенку.

Выставка работ. Дети размещают свои работы на выставке (в магазине игрушек).

Посмотрите вам нравится выставка? (дети рассматривают игрушки)

Какая игрушка вам нравится больше всего?

Красивые все игрушки и куклы и матрешки, и посуда.

Вы все старались, поделки все разные, каждая интересная, необычная, красивая по-своему.

Какие игрушки вы сделали для девочки?

Я передам ваши игрушки девочке.

А какие пожелания девочке в хотите передать? (ответы детей)

Девочка обязательно поправится ведь вы так старались. Вместе с игрушками вы передаете девочке свою доброту, тепло своих сердец и волшебные пожелания.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).

Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы. Познакомить с работой мастера.

Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-оберег», «кукла-обрядовая», «безликая».

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. :

Предварительная работа:чтение Русской народной сказки «Василиса Прекрасная», заучивание колыбельных песен и потешек.

Материалы и оборудование: сундук; куклы тряпичные («Зайчик на пальчик», «День и ночь», «Пеленашка», «Нянюшка») ; соломенные, деревянные и глиняные игрушки; современные куклы; фото - презентация русских народных кукол «Пеленашка», «Неразлучники», «Зайчик на пальчик», «Нянюшка», «День и Ночь», «Ангел», «Масленица», «Купавка».

Ход НОД

Организационный момент. (Утреннее приветствие)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

А теперь давайте мы с вами присядем на поляну знаний.

Уши слушают – и все слышат

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на сундук)

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука достает красивую современную куклу)

- Скажите, а такие куклы у вас есть (Ответы детей)

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

-А из какого материала они сделаны? (Ответы детей)

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. ( воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются от современных кукол? Чем? А чем они похожи? Что у них общего (Ответы детей)

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмасса, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол, эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки и даже из ложки.

- Как вы думает, что значит подручный материал (Ответы детей)

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. Давным–давно были вот именно такие куклы.

- Куклы делились на 3 группы : куклы – обереги, обрядовые, игровые.

Как вы думаете для чего нужны куклы – обереги (Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.)

- Куклы обереги делались по разным поводам, для разных случаев.

Самые первые куклы назывались ласково «Пеленашка» и «Нянюшка», их делали при рождении ребенка. (Воспитатель демонстрирует куклы-обереги)

«Пеленашку» укладывали в люльку (колыбельку, чтобы та согрела ее для новорожденного. Кукла- оберег «Нянюшка» делалась не для младенца, а малыша постарше, самостоятельно выходящего из дому. Это было лет с двух. Куколка тоже небольшая, в ладошке помещается. И вяжется одной нитью. Она вешалась ребёнку на шею, и без оберега он никуда не выходил.

- Вот кукла «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище. Изготавливается две одинаковых куклы из темного и светлого материала, и соединяются вместе поясом или тесемкой. Когда наступает рассвет, ночную куклу отправляют отдыхать, а ее дневную сестру ставят на видное место. Ночью, тот, кто ложится спать последним, меняет кукол местами, позволяя ночной труженице заступить на вахту. В таком порядке оберег надежно защищает свой дом.

- В подарок на именины делали куклу - оберег «Ангелочек».(презентация)

-Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

- Как вы думаете, называлась такая кукла без лица (Ответы детей)

- Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы все «безликие».

- Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Воспитатель демонстрирует игровые куклы : «Зайчик на пальчик», «Кукла из деревянной ложки, обмотаная лоскутками ткани», деревянные и глиняные игрушки. (Воспитатель с детьми рассматривают игрушки)

На Руси любили играть в подвижные игры.

Предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «Домовой».

Русская народная игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий в кругу.

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам задание дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

Домовой в центре круга выполняет разные движения. Дети повторяют движения, которые им показал Домовой.

После окончания игры дети садятся на поляну знаний.

- Ребята, вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем (Ответы детей) Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.

- На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

-На праздник Ивана Купала делали куклу «Купавка». Ее опускали в воду, и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям забирали с собой людские болезни и невзгоды. (презентация)

- Давайте вспомним, какие куклы бывают (Игровые,куклы-оберег и обрядовые куклы.

- Напомните мне, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег? (Сказка «Василиса Прекрасная».)

- Что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куклу?

- Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)

- Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудится, когда станете мастерами своего дела, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу? Предлагаю вечером отрыть мастерскую по изготовлению тряпичных кукол.

«Зайчик на пальчик»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Презентация взросло-детского проекта «Традиционная русская игрушка своими руками» "Игрушки своими руками" Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку.».

1. Воспитывать уважительное отношение к труду русских народных мастеров.

2. Воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа.

1. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства.

2. Расширять представления о разнообразии народной игрушки.

3. Показывать взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и природы.

1. Формировать эстетическое восприятие народной игрушки.

2. Развивать логическое мышление, речь.

Глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские, богородские игрушки, матрешки 3 видов (загорские, семеновские, полхов-майданские, современные детские игрушки.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные: рассматривание игрушек

Словесные: беседа, пояснения, вопросы репродуктивного и поискового характера, поощрение

1. Посещение музея – выставки народных промыслов

2. Знакомство с народной игрушкой

Ход ЗАНЯТИЯ

В-ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие – на него можно взять свою любимую игрушку. Что у вас за игрушки, ребята? (ответы 3-4 детей)

Да, сейчас появилось очень много игрушек; и металлические автомобили, и пластмассовые куклы, и резиновые мячи производят на фабриках и заводах. Многие игрушки очень похожи друг на друга, их можно купить в разных магазинах и городах. Ребята, а раньше, давным-давно, не было фабрик по изготовлению игрушек, их делали вручную из разных материалов. Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли некоторые из них (в-ль выставляет на стол народные игрушки : дымковскую, каргопольскую, филимоновскую). Как думаешь,, из чего они сделаны? (Из глины)

Ребята, а вы знаете, каждую игрушку от начала до конца делает один мастер или члены его семьи.

Глиняные игрушки чем-то похожи, но все они разные, т. к. изготовлены в разных концах нашей земли: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново.

(В-ль ставит 3 подноса)

Ребята, попробуйте собрать на подносы отдельно каргопольские, дымковские, филимоновские игрушки.

Молодцы, ребята, справились с работой. А сейчас задание будет сложнее: отберите мне барышень у каждого вида глиняных игрушек и скажите, в чем их отличие. (В форме, росписи)

Молодцы, а сейчас мы немножко отдохнем, хотите? (Да).

Я слепил из глины ком Имитация круговых движений ладонями

Хвостик сделал я потом Показывают хвостик

Шею вытянул большую Руки вверх

И загнул в дугу крутую Ладони рук поворачивают вперед

И как раз вместо глаз Сложить большой и указательный пальцы

Дырки вышли у нас вместе, поднести к глазам.

Петя вышел, как живой Развести руки

Он с хвостом и головой Левая рука – хвост, правая – голова

Ты его не тронь,

Ведь из глины он. Пригрозить пальчиком.

В-ль: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

, о какой игрушке эта загадка? (О матрешке)

(Из-за ширмы выставляются 3 вида матрешек)

, из какого материала изготовлены матрешки? (Из дерева)

, а как ты думаешь, матрешки были изготовлены в одной местности или в разных? (В разных) А как ты догадался? (Загорские матрешки одеты в сарафан, кофту и платок со скромным узором., семеновские украшены ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями, у полхов-майдановских матрешек в окраске больше всего малиновых и фиолетовых цветов, каждый цвет обведен черным контуром) Молодец, правильно.

Ребята, а еще в Московской области есть село Богородское, где тоже создаются народные игрушки. (Воспитатель выставляет 2-3 богородские игрушки, скажи, из чего сделаны эти игрушки? (Из дерева)

Да, правильно, это деревянные игрушки и режутся они из липы, у которой мягкая древесина. Чаще всего богородские мастера изображают медведей, но все они разные: одни играют на гармошке, другие стоят под душем и т. д. А еще богородские игрушки отличает то, что они могут двигаться вот так, посмотрите. (Воспитатель демонстрирует движения игрушек)

Ребята, как вы думаете, почему в одних местах изготавливаются игрушки из глины, в других местах из дерева? (Все зависит от окружающей природы)

Ну вот, ребята, и все. Мы с вами сегодня выяснили, что в России много мест, где изготавливаются игрушки и всюду на творчество мастеров влияет окружающая природа, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет того, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Физкультурное развлечение для детей 2 младшей группы с элементами здоровьесберегающих технологий. Тема: «Народные игрушки». Цель: расширение представлений детей о народной игрушке. Задачии: [/b] -учить бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом;.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи: - Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись». Цель: продолжать знакомить детей с городецкой росписью, учить детей раскрашивать узор по мотивам городецкой росписи, закрепить умение рисовать.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Скачут кони на просторе»

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Скачут кони на просторе» Цель: расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать узор по городецким мотивам, состоящих из цветов,.

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Скульптура малых форм»

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Скульптура малых форм» Вид: Ознакомительное Цель: Дать понятие о скульптуре малых форм. Задачи: Учить детей видеть и определять содержание скульптуры, пластичность.

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим. Тема. Удивительные превращения внутри нас. Задачи: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами, показать важность выполняемой каждым отделом работы, учить.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки» НОД в областях «Социализация», «Коммуникация». Открытый просмотр «Совместная деятельность педагога и детей по реализации представлений о.

Семинар для воспитателей. Тема «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством» «Хохлома» Цель: Обобщить знания воспитателей по теме «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством», «Хохлома».

Конспект занятия «Краса ненаглядная» (русские народные игрушки) Программное содержание: Познакомить детей с русскими народными игрушками. Учить сравнивать игрушки разных мастеров. Воспитывать эстетическое.

Читайте также: